Домашний очаг

Высказывания, цитаты и афоризмы Гоголя Н. В

Не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть», - писал Виссарион Белинский. Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Николая Гоголя:

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор »

Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба »

Подымите мне веки: не вижу! «Вий »

Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба »

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души »

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор »

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души »

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель »

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или Утопленница »

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. «Тарас Бульба »

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель »

Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос »

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мертвые души »

Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики »

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба »

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект »

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень. Письмо К. С. Аксакову, март 1841, Рим

Цитаты Гоголя прочно вошли в нашу речь. Актуальности они никогда не утратят. Всем известно изречение о двух бедах России. Считается, что произнес его впервые Гоголь. Цитата эта, согласно другой версии, принадлежит иному писателю - Салтыкову-Щедрину. Это апокрифическая фраза. Ее нет ни в одном из произведений Гоголя. Цитаты, которые действительно принадлежат создателю "Мертвых душ", представлены в статье.

Дорога

Изречения о ней как об одной из бед России не зря приписывают автору "Мертвых душ". Цитат Гоголя о дороге при желании можно привести немало. О ней он, например, рассуждает в одной из первых глав знаменитой поэмы. "Дорога" - слово странное, манящее, чудесное. Писатель говорит о русской распутице необыкновенно поэтично, печально. Образ ее, пожалуй, один из основных в книге о мошеннике Чичикове. Но и дуракам в этом произведении уделил внимание Н. Гоголь.

Цитаты о глупости

Создатель удивительно колоритных персонажей утверждал, что слова дурака, как бы глупы ни были, способны смутить умного человека. Здесь же, в произведении "Мертвые души", он удивляется и глупости, и самоуверенности: человек может быть умным только лишь тогда, когда дело касается других, но не его.

Изречения, принадлежащие литературным героям, нередко приписывают автору. Но этого не происходит с цитатами Гоголя. Он создавал такие образы, которые смогли бы подчеркнуть пороки, присущие большей части жителей России. А эти персонажи мудрых слов не произносят.

Чичиков

Чичиков - авантюрист и прохвост. Но это один из самых интересных литературных героев. В нём удивительным образом сочетаются глупость с хитростью, осторожность с неосмотрительностью. Чичиков врёт, абсолютно не смущаясь, идет к своей цели напролом. Гоголь говорит о нём: "превыше всего любил быструю езду". Тем самым подчеркивая его авантюризм, неспособность остановиться перед задуманным.

Но как Чичикову удалось обвести всех (или почти всех) вокруг пальца? "Великая тайна нравиться" - этим полезным качеством обладал главный герой "Мертвых душ". Стоит сказать, что Гоголь, как и его персонаж, предпочитал быструю езду. В дороге ему лучше думалось. А однажды в пути ему в голову пришла внезапно одна из сюжетных линий будущей книги. Это было в Италии. Гоголь прервал путешествие, зашел в первое попавшееся питейное заведение, там и написал несколько глав романа.

"Шинель"

Мудрые изречения присутствуют, конечно, не только на страницах книги, о которой говорилось выше. Глубокие философские мысли содержатся в "Шинели". В повести, написанной в XIX веке, и сегодня читатель обнаруживает многое из того, что его окружает в повседневной жизни. "В человеке много бесчеловечья" - сказал Гоголь, рассуждая о жестокости, с которой столкнулся Башмачкин. При этом писатель подчеркивает, что бесчеловечность, "свирепая грубость" может скрываться за личиной благородной и честной.

Давая характеристику генералу, который хотя и не намеренно, но до глубины души оскорбил главного героя, он сказал: "чин мешал обнаружиться его способности к состраданию". Писатель XXI века говорил о глупости, зазнайстве - особенностях характера, которые присущи нередко людям, достигшим высокого социального положения. Нечто подобное нередко встречается и в наше время.

Другие изречения

Гоголь умел удивительным образом отмечать особенности человеческой натуры. Его герои не лишены весьма распространённых пороков, но при этом вызывают симпатию. В одном из произведений встречается довольно остроумное замечание о зависти, которую испытывают по отношению друг к другу представительницы слабого пола. Женщине, по мнению классика, легче с чертом поцеловаться, нежели назвать соперницу красавицей. Очень метко Гоголь также сказал и о состоянии влюблённости - пребывая в нем, человек "все равно что подошва".

Самая характеристическая черта таланта Гоголя - оригинальность и самобытность, отличающие его от всех русских писателей.
...Гоголю не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть. Чтобы яснее сделать нашу мысль, посмотрим, в каких отношениях находится Гоголь к другим русским поэтам. Конечно, и в тех сочинениях Пушкина, которые представляют чуждые русскому миру картины, без всякого сомнения, есть элементы русские, но кто укажет их? Как доказать, что, например, поэмы: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Галуб» могли быть написаны только русским поэтом я что их не мог бы написать поэт другой нации? То же можно сказать и о Лермонтове. Все сочинения Гоголя посвящены исключительно изображению мира русской жизни, и у него нет соперников в искусстве воспроизводить ее во всей ее истинности. Он ничего не смягчает, не украшает вследствие любви к идеалам или каких-нибудь заранее принятых идей, или привычных пристрастий, как, например, Пушкин в «Онегине» идеализировал помещицкий быт. Конечно, преобладающий характер его сочинений - отрицание; всякое отрицание, чтоб быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала - и этот идеал у Гоголя также не свой, то есть не туземный, как и у всех других русских поэтов, потому что наша общественная жизнь еще не сложилась и не установилась, чтобы могла дать литературе этот идеал.
...Впрочем, от влияния теории не всегда избегают и таланты, даже гениальные. Гоголь принадлежит к числу немногих, совершенно избегнувших всякого влияния какой бы то ни было теории. Умея понимать искусство и удивляться ему в произведениях других поэтов, он тем не менее пошел своей дорогою, следуя глубокому и верному художественному инстинкту, каким щедро одарила его природа, и не соблазняясь чужими успехами на подражание. Это, разумеется, не дало ему оригинальности, но дало ему возможность сохранить и выказать вполне ту оригинальность, которая была принадлежностью, свойством его личности и, следовательно, подобно таланту, даром природы. От этого он и показался для многих как бы извне вошедшим в русскую литературу, тогда как на самом деле он был ее необходимым явлением, требовавшимся всем предшествовавшим ее развитием.
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. Отсюда появление, школы, которую противники ее думали унизить названием натуральной. После «Мертвых душ» Гоголь ничего не написал. На сцене литературы теперь только его школа.

Высказывания, цитаты и афоризмы Гоголя Н. В.


· Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить.

· Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

· Обращаться со словами нужно честно.

· Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

· Несчастье умягчает человека, природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.

· Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

· Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

· Родник поэзии есть красота.

· Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.

· Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

· Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?

· Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни — она и согнется.

· Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь.

· Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

· Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.

· Чему смеетесь? Над собою смеетесь!

· Есть еще порох в пороховницах.

· Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей.

· Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?

· Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

· Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

· В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

· Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Биография - ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852)


Гоголь Николай Васильевич, русский писатель, родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатых помещиков. Учился в Полтавском уездном училище, затем брал частные уроки, а с 1821 по 1828 г. состоял в Нежинской гимназии высших наук на Чернигов-щине. К этому времени относятся первые литературные опыты Гоголя как в прозе, так и в поэзии. В декабре 1828 г. переехал в Петербург, где вскоре опубликовал свое первое произведение — «Ганс Кюхельгартен». В 1831 г. познакомился с А. С. Пушкиным, что положительно сказалось на дальнейшем творчестве Гоголя. В 1831—1832 гг. Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки» и становится знаменитым. Прочтя «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835), В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». В 1836 г. в Александрийском театре состоялась премьера «Ревизора», однако эта постановка разочаровала Гоголя, поскольку из острой социальной комедии пьеса превратилась в водевиль. Летом 1836 г. Гоголь уезжает в Рим, где начинает работу над романом «Мертвые души». Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, сюда входила и повесть «Шинель», вскрывающая проблему униженности «маленького человека». Летом 1845 г., находясь в тяжелом душевном состоянии, Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ. Весной 1848 г. окончательно вернулся в Россию и продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 г. новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 г., в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Умер 21 февраля 1852 г.

  • А женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею.
  • Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
  • Без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!
  • Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
  • Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным
  • Везде во все горести чего наша жизнь была соткана, некоторые сияющей радости будет весело вспышка прошлого.
  • В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт.
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое.
  • Всякому кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.
  • Где женщина, там сам черт.
  • Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемляет и мутит его.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить
  • Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
  • Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
  • Если светит солнце, значит пора найти нового героя. Если пасмурно начинай писать произведение.
  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Есть еще порох в пороховницах.
  • Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
  • Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей
  • Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда, утомлённые дневными трудами и заботами, парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем.
  • И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя; какими осмотрительными, твердыми советами снабдит он в трудных случаях жизни! «Экая расторопная голова! - кричит толпа. - Какой неколебимый характер!» А нанесись на эту расторопную голову какая-нибудь беда и доведись ему самому быть поставлену в трудные случаи жизни, куды делся характер, весь растерялся неколебимый муж, и вышел из него жалкий трусишка, ничтожный, слабый ребенок, или просто фетюк.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека
  • Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?
  • Когда человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми, согни - она и согнется.
  • Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь
  • Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
  • Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
  • На свете нет ничего долговременного, а потому и радость в следующую минуту за первою уже не так жива, в третью минуту она становится ещё слабее и наконец незаметно сливается с обыкновенным положением души.
  • Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится.
  • Нашего человека надо благодарить уже за намерение.
  • Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Никогда не стоит хвастаться будущим.
  • Но прежде всего нужно бросить взгляд на географическое положение этой страны, что непременно должно предшествовать всему, ибо от вида земли зависит образ жизни и даже характер народа. Многое в истории разрешает география. Эта земля, получившая после название Украины, простирающаяся на север не далее 50° широты, более ровна, нежели гориста.
  • Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
  • Родник поэзии есть красота.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего.
  • Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
  • Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.
  • Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.
  • Сила влияния нравственного выше всяких сил.
  • Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
  • Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.
  • Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то - любят ли вас другие.
  • Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
  • Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
  • Страх прилипчивее чумы.
  • Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
  • Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.
  • Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваться, тем более является новых особенностей.
  • Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
  • Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
  • Я видел его глазами души.
  • Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа.
  • Я разгадывал науку веселой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним…