Деньги

Выставка современного искусства северной кореи.


Искусство Северной Кореи

В центре современного искусства “Винзавод” до 30 января 2011 года проходит первая в России выставка современного северокорейского искусства «И подо льдом течет вода» .

Большинство работ выполнены в традиционной для КНДР технике «корейской живописи» , история которой насчитывает более двух тысяч лет. Большинство картин написано в 2000-х годах, также представлены плакаты, вышивка и мозаики, являющиеся предметом национальной гордости.

Ким Дон Хван. “На высоте”. 2009

Сопряжение традиций: соцреализм и «корейская живопись»

Выставка «И подо льдом течет вода» — первый в России проект, представляющий работы современных художников Северной Кореи. Кураторы проекта взялись показать мир современной КНДР сквозь призму искусства. Современное изобразительное искусство КНДР представляет собой альянс «корейской живописи» и традиций советской живописной школы. Между тем, Северная Корея сумела в свое время избежать прямого следования приемам соцреализма и взяла курс на поддержание национальных традиций живописи.


Ким Су Дон. “Передовики Сонгунской эпохи”. 2009

К началу XXI века искусство КНДР сложилось в узнаваемый художественный стиль, который можно назвать чучхейским соцреализмом и в котором прослеживаются не только идеи коммунистических идеалов, но и глубокая связь с корейским эстетическим наследием. Узнать о существовании этого художественного явления раньше не представлялось возможным вследствие закрытости и самой КНДР, и внешнего «политического эмбарго». В этом отношении выставка в ЦСИ ВИНЗАВОД, подготовленная при участии Творческого объединения «Мансудэ», является беспрецедентным проектом. Это попытка взломать корку идеологического льда, сковывающего наше представление о КНДР, и открыть доступ к иного рода информации — информации культурной.

Техника и тематика

Большинство работ, представленных на выставке, выполнены в наиболее репрезентативной для КНДР технике «корейской живописи», которая является предметом национальной гордости и история которой насчитывает более 2000 лет. Современная «корейская живопись» — это яркий, красочный, как правило, крупноформатный рисунок, выполненный на бумаге тушью. В отличие от европейской акварели, основным инструментом рисования здесь является линия (контур), а не цветовое пятно. Произведения северокорейских художников сюжетны и повествовательны.

Чвэ Чин Нам. “Колыбель”. 1995

Изображение розовощекой девушки с увесистой сумкой на плече, остановившейся на поселковой дороге и заговорившей с детворой, рассказывает о том, что жилищное строительство достигло такого размаха, что почтальон теряется в знакомом поселке и не может найти нужный дом (Чвэ Дон Ир, «Новые дома в селе Мигок»).

Чвэ Дон Ир. “Новые дома в селе Мигок”. 2009

Подобно советской живописи, даже в большей мере, искусство КНДР, представляя достижения корейского народа, функционирует как своего рода новостная лента. Наряду с «корейской живописью», в состав выставки входят вышивка, мозаика и плакатное искусство.

Концепция выставки

Олег Кулик: «Представляя искусство КНДР, мы хотим обратить внимание на мир людей, живущих в закрытом от внешнего воздействия пространстве. По сути любой человек живет в закрытой системе своего внутреннего мира, отдавая себе в этом отчет или нет, занимаясь саморазвитием или пустив его на самотек. Мы решили представить образный мир целой страны как метафору внутренней жизни любого человека в современном мире. Внутренний мир жителей Северной Кореи интересен прежде всего своей самобытностью - сформированный в обществе, закрытом от влияния всеподавляющего информационного потока, этот мир обнаруживает намного больше человеческого, чем можно ожидать».

Ким Рен. “В суровые дни”. 2009

Анна Зайцева: «При том что изобразительное искусство КНДР во многом наследует советской живописной школе, программно корейская культура очень рано стала дистанцироваться от влияния СССР, настаивая на собственном своеобразии. В ключевом тексте Ким Ир Сена «Три хартии объединения Родины» советская Сибирь фактически приравнивается к идеологически чуждой Западной Европе: «Во время Отечественной войны я побывал в одном из госпиталей. На его стене висел пейзаж Сибири, на котором был нарисован медведь, ползающий по белому снегу под большим деревом. Тогда я серьезно покритиковал работников, спросив их, почему не нарисовали такие прекрасные горы и реки Кореи… Корейская нация и впредь должна жить в прекрасной родной стране, а отнюдь не в Сибири и не в Европе». С начала 1950-х годов отношение к советской культуре вообще и художественной в частности было отношением притяжения и отталкивания одновременно. Древняя техника «корейской живописи» стала основой национального чучхейского соцреализма, и на первых порах (вплоть до 1970-х) полностью вытеснила масляную живопись, обремененную буржуазно-европейским происхождением».

Чвэ Чхан Хо. “Строители Тэгедоских солончаков”. 2009

Творческое объединение «Мансудэ»

Творческое объединение «Мансудэ» было основано в 1959 году и на сегодняшний день является крупнейшим художественным объединением, в котором представлены такие отрасли, как живопись (масляная и корейская живопись, фреска), скульптура и прикладное искусство (вышивка, керамика, резьба по дереву пр.).

Чон Ген Вон. “Наши девушки”. 2009

Художники Творческого объединения «Мансудэ» являются авторами важнейших художественных и архитектурных памятников КНДР, в число которых входят интерьеры Пхеньянского метрополитена, Монумент идеям Чучхе, Триумфальные ворота в Пхеньяне, памятник в честь основания Трудовой партии Кореи и памятник Трем хартиям объединения Родины. На выставке в ЦСИ ВИНЗАВОД будет представлено около 60-ти работ, созданных художниками Творческого объединения «Мансудэ».

Интерьер выставки

Организаторы выставки: ЦСИ ВИНЗАВОД при содействии Творческого объединения «Мансудэ».
Кураторы: Олег Кулик, Анна Зайцева.

Чвэ Чхон Хор. “Демонстрация благородного чувства нравственности и долга на высшей высоте!” 2001

Хам Сон Чхор. “День в зоопарке”. 2009

Пак Дон Чхор. “Пионеры освоения Западного моря”. 2009

Чвэ Чхан Хо. “Строители”. 2009

Ким Ен Чхор. “Прекрасная душа”. 2009

Чвэ Чхан Хо. “Ночной пейзаж на проспекте Тонир”. 1990

Чвэ Чхоль Рим. “Мой пост говорит о великой заботе”. 2009

Хван Хи Сон. “Девушки-работницы питомника”. 2010

Ли Ен Хак. “Распределительный пункт в Мигокском сельхозкооперативе”. 2009

Авторами выставки стали основатель музея и бывший мэр Архангельска Александр Донской с сыном Александром Донским - младшим, который посетил "самую закрытую страну в мире" и вывез оттуда целый чемодан экспонатов - плакатов, предметов одежды, продуктов и почтовых марок.

Впечатление от поездки осталось двоякое, - рассказал Metro путешественник. - Поначалу кажется, что люди, живущие там, счастливы. Ты видишь позитивную картинку, которую тебе показывают. Но, приглядевшись, я не увидел ни одного лица с улыбкой, если не считать гидов, работающих с туристами. Есть ощущение, что все это - некий театр. Нас возили как в автозаке, мы не могли выбирать, куда ехать. Привозят в определенные места, в определенное время. Например, мы приехали в школу и там был концерт. Было видно, что он сделан именно под туристическую группу. А когда на наших глазах дети таскали большие кирпичи на третий этаж, чтобы построить в школе стену, нам запретили это снимать. Еще нас не пускали в обычные продуктовые магазины. Мы видели, что товаров там немного. А нас возили в огромный трехэтажный универмаг, где есть куча всего.

По словам организаторов, тотальный контроль коснулся и самой выставки.

Мы пригласили представителей посольства Северной Кореи, хотели получить от них поддержку в виде экспонатов, - пожаловался Донской-младший, - а они приехали и два дня уже тут все меняют!

Цензура коснулась табличек с "шокирующими фактами" о Северной Корее.

"На границе страны специально возведен фальшивый город “Деревня мира ” , призванный демонстрировать, как благополучно живут граждане Северной Кореи. Город необитаем" , - гласит одна.

"На корейских дорогах нет светофоров и мало машин, поскольку владеть транспортом разрешено только военным" , - говорится на другой.

Мы нашли эту информацию в Интернете, а нам сказали убрать эти таблички, потому что это неправда. Видимо, у них есть свое видение, своя правда, - осторожно рассказал Донской-младший.

Убрать заставили и веселый портрет смеющегося Ким Чен Ына с манекена, демонстрирующего национальную корейскую одежду.

А мы его сейчас приделаем обратно! - обиженно заявил Донской-старший. - Это же не их выставка! Ну вернутся, будут возмущаться - снимем опять...

Маленькой победой стал ядерный взрыв в форме гриба, составленный из стеклянных шариков в форме женской груди, входящих раньше в другую инсталляцию музея.

Корейцы не поняли, что это не просто шарики, а грудь, - рассказал Донской-старший. - Взрыв им понравился, так что это будет наш тайный стратегический объект!

/ Воскресенье, 21 января 2018 года /

темы: Культура Происшествия

Чем живут люди в самой закрытой стране мира, можно узнать, не выезжая в Северную Корею. В Москве открылась уникальная выставка под маркой "Сделано в КНДР". Организаторы обещают полное погружение не только в быт страны, но и в идеологию чучхе.

Приподнять занавес таинственности над Северной Кореей позволяют многочисленные экспонаты и инсталляции. На выставке представлены настоящие агитационные артефакты - почтовые марки, книги, национальные костюмы, продукты и, конечно, плакаты, большинство из которых исполнены в привычной для Северной Кореи милитаристской стилистике. Даже с фото Пхеньян грозит Вашингтону, нацеливая на столицу США свои ракеты. Все экспонаты привезены из КНДР.

Во всем мире Северная Корея воспринимается как закрытое государство. Хотелось как-то открыть, показать миру, что производит Северная Корея, какая идеология в стране - Александр Донской, организатор выставки.

Во время команды КНДР и Южной Кореи выйдут под единым флагом.


13/11/10 , 04:41 pm

Ну вот - это, наконец, свершилось. В Москву приехали работы северокорейских художников для участия в выставке современного искусства КНДР в ЦСИ «Винзавод». Итогом долгой, почти полуторагодовой работы исполнительного директора «Винзавода» Софьи Троценко и куратора выставки Анны Зайцевой явилось собрание замечательных, ярких произведений более 50-ти современных северокорейских художников, чье творчество будет продемонстрировано московскому зрителю в середине декабря.

Мы с Аней Зайцевой должны были ехать на отбор работ к выставке еще в июле - она, как куратор, я - как официальный фотограф «Винзавода», но, как вы помните, неожиданно, в день отлета, мне аннулировали визу в КНДР (привет Чучхе Сонгунычу! ). Через несколько месяцев маленькая и хрупкая Аня отправилась в Пхеньян совсем одна - корейцы согласились, наконец, принять гостя из России и принять участие в подготовке выставки на месте. Приняли там нашего куратора замечательно, очень радушно, помогли с отбором работ и отправкой их в Россию. Аня рассказывала мне вчера, что её возили по Пхеньяну аж на двух роскошных лимузинах в сопровождении шести человек. Она была и в мастерских художников, и во Дворце пионеров, где проходит обучению рисунку будущее поколение северокорейских мастеров. Сопровождающие Аню северокорейские коллеги даже свозили её на природу, где жарили вместе с ней шашлыки и вообще показали себя отличными ребятами.

Вчера вечером Софья и Аня показали мне то, что удалось привезти из КНДР - одной из самых закрытых стран в мире. Скажу честно, на меня работы произвели очень сильное впечатление. Огромные листы с рисунками, выполненными в технике т.н. «корейской живописи» (тушь по бумаге) даже в таком виде, когда только идет подготовка к экспозиции, вызывают просто восторг - бесхитростные, немного наивные, очень человеческие сюжеты, типичные для «соцарта», яркая, насыщенная палитра красок, отличная композиционная работа художника. И, самое главное, это еще один зримый привет «с той стороны», откуда мало, что доносится до нас. В манере рисунка, в выборе сюжета явственно читается советская школа, что вполне понятно - многие северокорейские художники учились у нас.

Я вчера бегал восхищенный от одной работы к другой, хотелось тут же всё сфотографировать и показать вам. Но спойлить не буду и покажу только .

Листы большие, находятся пока в горизонтальном положении, потому пропорции искажены, не обессудьте.


Художник-живописец в своей мастерской.

Часть работ представлена в виде традиционных корейских вышивок по шёлку.


Класс рисунка во Дворце пионеров.

Семья колхозников приехала с подарками на металлургический завод.

Аня Зайцева беседует с руководителями Союза художников КНДР.


Зоопарк в Пхеньяне, наверное, единственный, где можно кормить животных. Поэтому, как говорят, они там очень общительны.


Вместе с «корейской живописью» и вышивкой на выставке будет представлены работы в технике мозаики и искусство плаката.

Центр современного искусства «Винзавод»
«И подо льдом течет вода»
Современное искусство Северной Кореи
17 декабря - 30 января

Обязательно приходите.

Более 70-ти современных фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединены главным замыслом - показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополняют выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине-второй половине XX века, давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.

«Фотография - это способ исследовать мир, в том числе недоступные его части. Она всегда выполняла эту функцию и даже сегодня, несмотря на возможности быстро преодолевать расстояния, мы многое узнаем только благодаря изображениям и сопутствующим текстам. Особенно это касается закрытых государств, доступ в которые ограничен или невозможен по политическим причинам. Но в результате образ складывается только благодаря медиа, зачастую мифологизируясь и Северная Корея, возможно, самый яркий такой пример. Сложность еще и в том, что, даже попав в страну, там практически невозможно снимать, за человеком с камерой постоянно следят. Поэтому авторы, решившиеся что-то сказать о КНДР через фотографию, вынуждены искать способы это сделать» - прокомментировала идею выставки главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

«(Не)возможно увидеть: Северная Корея» - это работы современных авторов, каждый из которых по-своему решал вопросы творчества в строго установленных рамках. В состав экспозиции вошли работы таких авторов как Вонг Гуофенг (Китай), Мартин Парр (Великобритания), Филипп Шансель (Франция), Элис Велинга (Нидерланды), Эрик Лаффорг (Франция), Мэтт Пэш (Великобритания), Матьяж Танчич (Словения), Оливер Уэйнрайт (Великобритания), Эддо Хартман (Нидерланды). Все они побывали в КНДР недавно, и каждый по-своему смог увидеть закрытое общество, акцентируясь на деталях, часто неуловимых невооруженным взглядом.

В кадр попадают, казалось бы, привычные вещи - архитектура, интерьеры, массовые празднества групповые и одиночные портреты, скрытая повседневность. Но через эти сюжеты авторы изучают темы массового и индивидуального, постановочного и реального, возможности монтажа, обращаются к темам застывшего времени и коммуникации между людьми.

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия. «Такое сопоставление дает возможность показать, насколько разную роль может играть фотография в отношении идеологии. Работы современных авторов становятся своеобразной оптикой для репортажных серий и выявляют новые значения изображений» - считает куратор проекта Ольга Аннанурова.

Многие вошедшие в выставку серии были показаны в рамках персональных и сборных выставок ведущих музеях и галереях мира. В частности, работы Вонга Гуофенга были представлены в Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея), галерее De Sarthe в Пекине, Матьяжа Танчича - в Художественной галерее Pékin Fine Arts (Гонконг), Филиппа Шанселя и Элис Велинги - в рамках фотофестиваля Les Rencontres d"Arles (Арль, Франция), Эддо Хартмана - в музее фотографии Huis Marseille (Амстердам, Нидерланды) и Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея). Также работы Матиаса Танчича, Филиппа Шанселия и Элис Велинги вошли в состав групповой выставки «Перспективы Северной Кореи» в Музее современной фотографии при Колумбия Колледже (Чикаго, США).

С начала обострения конфликта между США и КНДР интерес к самой закрытой стране мира возрос. Актуальность набрал опрос о том, действительно ли все так плохо, как говорят западные СМИ. Сделать выводы сложно даже тем, кто побывал в Северной Корее как турист. Однако журналисты, которые вели тайные съемки и сумели сохранить материал, поделились впечатлениями на выставке «(Не)возможно увидеть: Северная Корея», которая проходила в сентябре 2017 года в Москве. В 2012 году в столице состоялась другая экспозиция – «Северная Корея: в лучах весеннего солнца». В ней представили произведения авторов непосредственно из КНДР.

Два взгляда на искусство

Культурная жизнь Северной Кореи течет по принципу соцреализма: произведения искусства воспевают партию, политический строй и правителей – товарищей Кимов. Изображать можно только то, что прославляет жизнь государства и трудового народа, а книги обязательно начинаются цитатами из трудов Ким Ир Сена или Ким Чен Ира. Даже фотографии современного Пхеньяна напоминают советские открытки 50-х годов: прямые просторные улицы украшены клумбами, патриотическими плакатами и скульптурными комплексами.

Обязательными атрибутами, которые присутствуют во всех сферах изобразительного и прикладного искусства, должны быть национальные символы – портреты вождей, цвета флага, символ Трудовой партии – перекрещенные серп, молот и кисть. На плакатах и картинах изображают сцены труда или борьбы, военных действий, пропагандистские карикатуры – например, огромный кулак, сокрушающий американский танк.

То, что в КНДР считают символами патриотизма, на Западе высмеивают и называют пережитком социалистического прошлого. Искусство Северной Кореи рассматривают исключительно как элемент пропаганды, не принимая во внимание его уникальность. При этом живопись, скульптура, архитектура и фотография КНДР являются образцами искусства режима «чучхе»: даже если они не имеют серьезной художественной ценности, их историческое значение неопровержимо.

Выставка «Северная Корея: в лучах весеннего солнца»

В Москву привезли работы творческого объединения КНДР «Мансудэ», которое основали в конце 50-х годов прошлого века. Оно включает несколько отраслей классического и традиционного искусства, которое используется преимущественно в прикладных целях.

Главные отрасли – это:

  • масляная и национальная корейская живопись;
  • графика;
  • фреска и мозаика;
  • роспись фарфора;
  • вышивка;
  • изготовление кукол.

Художники из «Мансудэ» работают в классических жанрах, которые носят отпечаток современной идеологии. Это отражается, прежде всего, в тематике работ – на полотнах показаны правители КНДР, символы государственной власти, политические лозунги.

Участники объединения – уважаемые в стране люди, элита интеллигентской прослойки. Архитекторы, скульпторы и живописцы «Мансудэ» создали современный образ Пхеньяна на месте руин – город был разрушен во время Корейской войны. По проектам участников разрабатывался дизайн метрополитена и главных памятников.

Традиционным направлением корейского искусства считается вышивка. В 1947 году в столице основали институт, изучающий и совершенствующий эту отрасль. Главная особенность готовых полотен – их создание вручную. Для основы используется ткань кымганчжу, рисунок составляется из шелковых ниток разной толщины.

На выставке показали образцы, признанные шедеврами за рубежом:

  • «Тигр»;
  • «Девушка на качелях»;
  • «Танец с барабаном»;
  • «Морской Кымган»;
  • «Мангэнде».

Кроме того, при помощи вышивки создают портеры людей (прежде всего – Великих Вождей), пейзажи страны, агитационные изображения и лозунги. Выставки полотен регулярно проходят в самом Пхеньяне – дни их проведения считаются праздничными, событие носи массовый характер.

Выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея»

Это мероприятие прошло пять лет спустя – в сентябре 2017 года и имело совершенно другую направленность. Основу экспозиции составили фотографии, сделанные журналистами во время посещения Пхеньяна и других городов Северной Кореи. Ценность снимков заключается в их «незаконности»: при выезде из страны носители проверяются специальными службами, и неугодные фотографии удаляют. То, что удается спасти, обычно спрятано на резервных картах памяти.

Однако не стоит расценивать выставку как попытку принизить Северную Корею. Сцены, изображенные на экспонатах, не имеют негативной окраски. На них – люди в привычных условиях жизни, военные, части КНДР, куда туристам доступ запрещен. Для жителей других стран в них нет ничего неприглядного, но северные корейцы воспринимают такие снимки как попытку высмеять их строй.