Разное

Жарникова светлана васильевна официальный. Интернет-портал всё о гиперборее

, РСФСР , СССР

Дата смерти 26 ноября (2015-11-26 ) (69 лет) Место смерти
  • Санкт-Петербург , Россия
Страна Альма-матер Учёная степень кандидат исторических наук

Светла́на Васи́льевна Жа́рникова (27 декабря , Владивосток - 26 ноября , Санкт-Петербург) - советский и российский этнограф и искусствовед . Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества .

Биография [ | ]

Родилась в семье военнослужащего.

В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства в Ленинграде .

В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде . В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в .

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре , где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 - этнография) .

В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург .

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург . Похоронена в Шексне , рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера , обряды и обрядовый фольклор , семантика народного костюма.

Критика [ | ]

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы , в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н. Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала на Русском Севере, где якобы располагалась легендарная гора Меру . Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами.

Библиография [ | ]

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980-1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147-148
  • О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87-94
  • Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
  • О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107-115
  • Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.: Наука , 1985., в 6−8 стр. 12-31
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96-107
  • On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
  • К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31-44
  • Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330-146
  • О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112-114
  • О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72-75
  • Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света , № 3 1989 г., стр. 38-41
  • Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
  • Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
  • «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23-24 мая 1990 года
  • Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 г., т. 16 стр. 84-103
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94-108.
  • Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
  • Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14-15
  • Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10-12
  • Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40-52
  • Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59-73
  • Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108-119
  • Нечерноземье - житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
  • Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40-41
  • Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье - земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
  • Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93-125
  • Русский Север - священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
  • Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь . № 5. 1997 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101-129
  • Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев - М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209-220
  • Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
  • Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // Экономическая газета . № 1, 2, 3, 2000 г.
  • Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение . № 2. 2000 г., стр. 128-140
  • Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94-96
  • Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
  • Концепция программы «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
  • И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // Вологодская неделя . 2-9 ноября 2000 г.
  • Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света . № 1. 2001 г., стр. 7-8
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36-43
  • Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 18, 2001 г.
  • Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 22, 2001 г.
  • Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 - СПб 2002 г., стр. 119-121
  • О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. - СПб, 2002 г., стр. 65-84
  • Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
  • Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
  • Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
  • Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6-9.
  • Реки - хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север - прародина индо-славов. - М.: Вече 2003 г., стр. 253-257.
  • Древние танцы Русского Севера // Русский Север - прародина индо-славов. - М.; Вече 2003 г., стр. 258-289.
  • Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север - прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290-299.
  • А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север - прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300-310.
  • Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
  • Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
  • Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134-139
  • Северная прародина индославов, Гусли - инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14-18, 29-32.
  • Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
  • Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность - энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
  • Арьяна-Гиперборея - Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).

Член Международного клуба ученых с 2001 года.
Родилась в г.Владивостоке Приморского края.
В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
С 1978 по 1990 – научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
С 1990 по 2002 г. – научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
С 1984 по 1988 г. – обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях).
Кандидат исторических наук.
С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
С 2003 по 2015 годы жила и работала в Санкт-Петербурге.
Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

  1. Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980 -1981 гг. Тезисы докладов: Нальчик 1982- с. 147-148 (0,1 п.л.)
  2. О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. // Советская этнография 1983 - № 1, с. 87-94 (0,5 п.л.)
  3. О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985- №1 с. 107-115 (0,5 п.л.)
  4. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 - в 6-8 (русский и английский варианты) с. 12-31 (1 п.л.)
  5. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986-с.96-107(1 п.л.)
  6. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М.1986 В. 11 (рус¬ский и английский варианты) с.31-44 (1 п.л.)
  7. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 с.330-146 (1.3 п.л.)
  8. О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов М. 1988 с. 112-114 (0.2 п.л.)
  9. Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 (10 п.л.)
  10. О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск. 1989 с.72-75 (0,3 п.л.)
  11. Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света. №3 1989 с.38-41.
  12. Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 (0,1 п.л.).
  13. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 в. 16 (русский и английский варианты) с.84-103 (2 п.л.)
  14. « Ригведа «о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов, Вологда 1989 (0,2 п.л.)
  15. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 (2,5 и.л.)
  16. Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 № 10 с. 14-15 (0,4 п.л.)
  17. Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда. 1993 с. 10-12 (О,2 п.л.)
  18. Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. B.I M: Витязь 1994 с 40- 52 (1 п.л.)
  19. Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 с.59-73 (1 п.л.)
  20. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (Истоки и генезис) Культура Русского Севера Вологда Издание ВГПИ 1994 с. 108-119 (1 п.л.)
  21. Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 №6 с.40-41 (0,2 п.л.)
  22. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 с.93-125(2 п.л.)
  23. Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь №5 1997 (0,7 п.л.)
  24. Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М.1998 с.101-129, 209-220 (3 п.л.)
  25. Мир образов русской прялки Вологда 2000 (3 п.л.)
  26. Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях М. Экономическая газета № 1,2,3 2000 г. (3 п.л.)
  27. Дорогами мифов (А.С.Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение №2 2000 г. с 128-140 (1.5 п.л.)
  28. Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2 2000г. с 94-96
  29. Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1.2001 г. с. 7-8
  30. Концепция программы « Великий Устюг - Родина Деда Мороза « Вологда 2000 (5n.л.)
  31. Сохранились даже названия рек (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №18 2001г. (0,25 п.л.)
  32. Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №22 2001г. (0,25 п.л.)
  33. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда. 2001 г. с.36-43 (0,5 п.л.)
  34. Преданья старины глубокой (в соавт. с А.Г. Виноградовым) в редакции Нового Петербурга (0,25 п.л.)
  35. Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера)
  36. Архаические корни традиционной культуpы Русского Севера, Вологда. 2003. (11, 5 п.л.)
  37. Исторические корни календарных обрядов. Вологда. 2003 г. (5 п.л.)
  38. Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар. Вологда. № 7(11), 2003. с. 6-9.
  39. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А.Г.Виноградовым) // Реальность и субъект. – СПб. 2002. №3 том 6.с.119-121
  40. О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. – СПб, 2002. с.65-84
  41. Реки - хранилища памяти (в соавт. с А.Г.Виноградовым)// Русский Север – прародина индо-славов. – М.: Вече.2003. с.253-257.
  42. Древние танцы Русского Севера//Русский Север – прародина индо-славов. – М.; Вече. 2003, с.258-289.
  43. Веды и восточнославянская календарная обрядность// Русский Север – прародина индо-славов. М.; Вече, 2003. с.290-299.
  44. А.С.Пушкин и древнейшие образы русских сказок// Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече. 2003. с.300-310.
  45. Арьяна-Гиперборея – Русь. (В соавт. с А.Г.Виноградовым). Рукопись. (50 авт.л.)

Родилась в г. Владивостоке Приморского края.

  • В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
  • С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
  • С 1978 по 1990 – научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
  • С 1990 по 2002 г. – научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
  • С 1984 по 1988 г. – обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Кандидат исторических наук.
  • С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
  • С 2003 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.
  • 26 ноября 2015 ушла из жизни
  • Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

Выдержка из интервью со Светланой Васильевной:

«Как началась научная деятельность, связанная с ведическими ариями?

Все было очень просто. Во-первых, мне как всякому нормальному человеку было интересно узнать: «Кто мы, откуда и куда идем? Но это было давно, я все же искусствовед, закончила академию художеств. И поскольку по воле судьбы нам пришлось уехать из Краснодара, так как из-за болезни мужа нам надо было сменить климат на более континентальный. Так мы с двумя детьми приехали в Вологду. Сначала я водила экскурсии младшим научным сотрудником в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Затем мне предложили развивать какую-нибудь научную тему, но чтобы никому не мешать. Тогда я решила заниматься орнаментом, хотя считалось, что о нем и так все знают. И тут обнаружилась парадоксальная вещь, что в северно-русском орнаменте: в абашевской, андроновской культурах эти орнаменты за пределы так называемого арийского круга не выходят. Тогда потянулась цепочка: раз здесь был ледник, то когда сюда пришли эти самые славяне, финоугры. Тогда выясняется, что ледника оказывается вообще не было на этом месте. Кроме того, климатические характеристики были более оптимальные, чем в западной Европе. А потом выясняется, что раньше здесь вообще климат был супер, об этом говорят климатологи. Если это так, то кто здесь жил? Антропологи заявляют, что здесь не было никаких монголоидных характеристик, это были классические европеоиды, а финоугры - классические монголоиды. Тогда нужно было прибегнуть к научным доказательствам: ведь существуют антропология, лингвистика, геоморфология и так далее. Собираешь все эти данные как кубик рубика, и если ничего не выпадает из контекста, то значит все правильно. Прошло время анализа и наступило время синтеза, которое может длиться столетиями. На сегодняшний день мы имеем географические названия, мы имеем лексику, антропологический тип, мы имеем исторические данные, мы имеем орнамент, определенные обрядовые структуры, мы имеем определенные тексты, которые расшифровывают эти обрядовые структуры; и все это вместе взятое, плюс выводы, которые в свое время сделали Жан Сельмен Баи, Уоррен, Тилак, не заинтересованные в апологетике российской истории. Мы все это берем вместе и получаем результат».


Выдержка из выступления (Март 2009 года)

Действительно на сегодняшний день идет огромная борьба и борьба уже геополитическая. Действительно речь идет о том, что должна выстраиваться новая идеология России, многонациональной России, которая объединяет все ее народы на основе их общего родства, их общей прародины и общей истории. Вне зависимости от той конфессиональной и национальной раздробленности, которая имеет место на сегодняшний день. И поэтому обращаясь к нашим древним корням, к тем истокам, мы можем с вами констатировать: «Да, вроде мы все разные, но и сегодня генетики уже говорят про екутов, которые сами себя называют саха, то есть люди сахи (оленя, лося), у центральнорусских, у северо-западных индийцев, у современных татар один и тот же набор антигенов. О чем это говорит? О генетическом родстве.

…Товарищи, дорогие мои друзья, соотечественники, мы уже имеем Веды, не надо ничего придумывать. То, что арии унесли на территорию Индостана, что они хранили как святыню, на что не подействовали никакие другие конфессии и не могли подействовать…

Для того, чтобы знать свою историю, достаточно читать гимны Ригведы и Авесты, которые и древние иранцы, и древние индийцы унесли на свою новую территорию и хранили как святыню, как зеницу ока. Они не имели права не только изменять слог или слово, но даже интонирование; и они дошли до нас. Давайте и мы не будем ничего придумывать, ничего изобретать, у нас есть прошлое огромное, глубокое; на много тысяч десятков лет мы его охватить сейчас не можем, мы не можем понять тех знаний, которые пришли к нам в сказках, в песнях, в обрядах, во всем. Элементарно то, что сохранилось в нашей религиозной системе, что ушло в православие: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы». Да ведь и древние арии то же самое говорили: изначально был свет, и все что нас окружает - это только эманация света, это только иллюзия света. Мы приходим из света и уходим на «тот свет». И уходим мы из мира яви, которым правит мир прави, в мир нави. А навь на санскрите, а значит на нашем с вами языке, означает новый, свежий, молодой. Мы уходим в другой свет, чтобы в нем очиститься, вернуться обратно и подняться на новый уровень. И так до бесконечности пока не обретем право быть святьем, то есть обладать световым телом и не возвращаться обратно.

…Поймите, что любое вдохновение, озарение, просветление исследователя - это огромный титанический труд, это всегда жертвоприношение. И в этом наши предки были правы: да, жертвоприношение - это наша жизнь. И когда нас озаряет, когда мы работаем на грани инфаркта, наш мозг потребляет в 3-4 раза больше крови, чем в обычном состоянии. Значит, напрягается мозг, напрягаются кровеносные сосуды. Мы платим за эти открытия самими собой, своей жизнью, своей кровью.

Я вас призываю: будьте вежливы, люди, будьте бдительны. Уважайте своих предшественников. Когда вы что-то создаете, то ваши последователи будут опираться на вас. Ведь это фундамент, на котором строится новая идеологема, ибо идеология - это идеалы, воплощенные в слове, а точнее в законе. А без них ни один этнос существовать не может. И стремясь построить новую российскую идеологию, основанную на нашем прошлом, мы говорим: да, все народы нашей страны едины, они выросли из одной почвы, у них общая кровь, общая история, общие корни, так давайте жить в мире…

Жарникова Светлана Васильевна (1945-2015) — кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член русского Географического Общества.

Родилась во Владивостоке Приморского края.

В 1970 закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в Анапе Краснодарского края и Краснодаре.

С 1978 по 2002 жила и работала в Вологде.

С 1978 по 1990 — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

С 1990 по 2002 — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.

С 1984 по 1988 — обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)».

Кандидат исторических наук.

С 2001 член Международного Клуба Ученых.

С 2003 живет и работает в Санкт-Петербурге.

Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

Книги (3)

Архаические корни традиционной культуры русского Севера

В сборник вошли избранные статьи разных лет, написанные и опубликованные в научных изданиях в течение 19 лет — с 1984 по 2002 гг.

Статьи «Восточная Европа как прародина индоевропейцев» и «Веда — значит знание» написаны в соавторстве с А.Г.Виноградовым.

Золотая нить

Книга С.В. Жарниковой «Золотая нить» посвящена древнейшим корням русской народной культуры.

В предлагаемой вниманию книге традиции и обряды, художественное творчество и песенный фольклор населения Русского Севера рассматриваются с позиций «полярной гипотезы», сформулированной в 1903 выдающимся индийским ученым Б.Г. Тилаком.

Суть этой гипотезы заключается в том, что в древнейший период своей истории, вплоть до рубежа IV тыс. до н. э., предки практически всех европейских народов и некоторых народов Азии (индоевропейцы) проживали на территории Восточной Европы — своей прародины. Часть этих народов, являвшихся предками иранцев и индийцев, или как они сами себя называли «арьев», жила в высоких широтах — в Приполярье и Заполярье.

В наши дни «полярная гипотеза» Б.Г. Тилака приобретает все большее количество сторонников среди ученых разных стран.

Сборник статей

Веда значит Знание
Великая Мать Авина
Возможные истоки образа Коня-Гуся и Коня-Оленя в индоиранской (арийской) мифологии
Восточная Европа как прародина индоевропейцев
Гиперборейские названия сохранились
Дорогами сказок
Древние тайны Русского Севера
Золотая нить
Исторические корни образа Деда Мороза на Русском Севере
История и этнография восточных славян
К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии
Кто Вы, дети Эллады
Масленица. Или к теще на блины
Межнациональные отношения в свете новой российской национальной идеи
Мы кто в этой старой Европе
О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г.П. Дурасова)
Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности
Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов
Русские и германцы. Северная прародина
Солнечная и Лунная Традиции
Так вот Вы кто, Тёща
Так ли прост русский Дед Мороз
У ног САХа
Уважение к минувшему
Что значит - Русская земля

Комментарии читателей

Дмитрий / 1.05.2019 Женщина, которую без всяких скидок и реверансов можно назвать "Учёный с большой буквы".

Владислав / 30.05.2018 Великий,умнейший учёный - эта женщина.Надо иметь мужество,веру в свои изыскания,чтобы так защищать природу,топонимику Севера.Видел по телику,но не знал о ней ничего.Теперь знаю.

Маргарита / 23.04.2018 Светлана Жарникова-Светъ Ведической Руси

Александра / 20.08.2017 Прекрасная школа для истинного представления об истории Русского наследия.

Сергей / 30.04.2017 ВОПРОС В ТОМ КТО ПОДХВАТИТ ЕЁ ДЕЛО И ПРОДОЛЖИТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАШЕЙ ИСТОРИИ,ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА...

Валле Ра / 25.03.2017 Великая женщина! Красивая женщина!
Она смогла озвучить мои "невнятные мыслишки"....Очень жаль что ее больше нет....

Людмила / 13.02.2017 Огромное спасибо Светлане Жарниковой за ее вклад в историю! Одна из лучших ученых, кто подошел к данному вопросу объективно, без фанатизма, но с любовью к своему делу! Это достойно огромного уважения. С удовольствем смотрю ее лекции, читаю ее книги, изучаю статьи и публикации. Рано или поздно к истинной истории подтянутся все и не только русские. Пусть нас пока не так много, но мы можем передать эти знания нашим детям. А не учить их тому, что люди от обезьяны и прочему описанному в школьной истории маразму.

Александр / 9.01.2017 Светлая память, чудесному человеку! Взахлеб слушаю ее лекции и выступления и понимаю что это, то без чего не складывалась картина мира, великая женщина

Андрей / 3.12.2016 Нужно двигаться дальше к исторической справедливости, относительно нас самих, вместе с памятью о С. Жарниковой и её огромнейшего труда по просвещению людей о том, что мы действительно НА - РОД.

Андрей / 31.01.2016 Большая Умница! Ломоносов Русской современности! Мы будем помнить, славить Светлану и возвышать и очищать себя до великого звания Руссов.

Кузьмич / 19.01.2016 Поставьте свечку за упокой души С. Жарниковой. Пусть имя её всегда будет в памяти людской.

ИгоРа НиКаЛаЕвич Быков / 13.01.2016 У Ра! Я СлавьЯньИнь, ПравоСлавный КрестЯньИнь! (У Солца! Я Славлю Земное начало, Славлю Правое пересечение(вращение) всего земного! Мою маму звали ЯньИна(Земная) царство ей небесное и Светлане Жарниковой - великой СлавьЯньИнской подвижнице!

Марина / 21.12.2015 Все понимают, что без фундамента дом не построить, или он рассыпется при первой же "встряске". И когда вы видите такой "неправильный" дом, вас охватывает страх и "мурашки" бегут по коже от понимания возможной катастрофы.
Примерно года три назад я познакомилась с творчеством Светланы Жарниковой. И с тех пор, периодически осваивая новые, предлагаемые интернетом видео и печатные ее работы, всё ярче вижу тот неколебимый ФУНДАМЕНТ, на котором никогда не рухнет тот, исторический Руско-Словянский Дом, что мы можем построить в память этому сильному и отважному УЧЕНОМУ. И несметное число "мурашков" начинают бегать по мне от восторженного предвкушения встречи, когда я нахожу в интернете очередную, не читанную ранее статью, или видео Светланы Жарниковой. Пусть таким же ярким будет твой Космический Путь, Светлана.

Великорос / 9.11.2015 Отличный автор. Всем интересующимся славянским культурным наследием рекомендую. Жаль что мало ученых-славянофилов занимаются такой же просветительской деятельностью и их изыскания остаются в научной среде, обыватель же часто отдан в руки всяких шарлатанов и фантазеров.


Родилась в г.Владивостоке Приморского края.
  • В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
  • С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
  • С 1978 по 1990 – научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
  • С 1990 по 2002 г. – научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
  • С 1984 по 1988 г. – обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию "Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Кандидат исторических наук.
  • С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
  • С 2003 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.


Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

«Как началась научная деятельность, связанная с ведическими ариями?

Все было очень просто. Во-первых, мне как всякому нормальному человеку было интересно узнать: «Кто мы, откуда и куда идем? Но это было давно, я все же искусствовед, закончила академию художеств. И поскольку по воле судьбы нам пришлось уехать из Краснодара, так как из-за болезни мужа нам надо было сменить климат на более континентальный. Так мы с двумя детьми приехали в Вологду. Сначала я водила экскурсии младшим научным сотрудником в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.


Затем мне предложили развивать какую-нибудь научную тему, но чтобы никому не мешать. Тогда я решила заниматься орнаментом, хотя считалось, что о нем и так все знают. И тут обнаружилась парадоксальная вещь, что в северно-русском орнаменте: в абашевской, андроновской культурах эти орнаменты за пределы так называемого арийского круга не выходят. Тогда потянулась цепочка: раз здесь был ледник, то когда сюда пришли эти самые славяне, финоугры. Тогда выясняется, что ледника оказывается вообще не было на этом месте.

Кроме того, климатические характеристики были более оптимальные, чем в западной Европе. А потом выясняется, что раньше здесь вообще климат был супер, об этом говорят климатологи. Если это так, то кто здесь жил? Антропологи заявляют, что здесь не было никаких монголоидных характеристик, это были классические европеоиды, а финоугры - классические монголоиды. Тогда нужно было прибегнуть к научным доказательствам: ведь существуют антропология, лингвистика, геоморфология и так далее. Собираешь все эти данные как кубик рубика, и если ничего не выпадает из контекста, то значит все правильно. Прошло время анализа и наступило время синтеза, которое может длиться столетиями.

На сегодняшний день мы имеем географические названия, мы имеем лексику, антропологический тип, мы имеем исторические данные, мы имеем орнамент, определенные обрядовые структуры, мы имеем определенные тексты, которые расшифровывают эти обрядовые структуры; и все это вместе взятое, плюс выводы, которые в свое время сделали Жан Сельмен Баи, Уоррен, Тилак, не заинтересованные в апологетике российской истории. Мы все это берем вместе и получаем результат».

Действительно на сегодняшний день идет огромная борьба и борьба уже геополитическая. Действительно речь идет о том, что должна выстраиваться новая идеология России, многонациональной России, которая объединяет все ее народы на основе их общего родства, их общей прародины и общей истории. Вне зависимости от той конфессиональной и национальной раздробленности, которая имеет место на сегодняшний день. И поэтому обращаясь к нашим древним корням, к тем истокам, мы можем с вами констатировать: «Да, вроде мы все разные, но и сегодня генетики уже говорят про екутов, которые сами себя называют саха, то есть люди сахи (оленя, лося), у центральнорусских, у северо-западных индийцев, у современных татар один и тот же набор антигенов. О чем это говорит? О генетическом родстве.

Товарищи, дорогие мои друзья, соотечественники, мы уже имеем Веды, не надо ничего придумывать. То, что арии унесли на территорию Индостана, что они хранили как святыню, на что не подействовали никакие другие конфессии и не могли подействовать...


Для того, чтобы знать свою историю, достаточно читать гимны Ригведы и Авесты, которые и древние иранцы, и древние индийцы унесли на свою новую территорию и хранили как святыню, как зеницу ока. Они не имели права не только изменять слог или слово, но даже интонирование; и они дошли до нас. Давайте и мы не будем ничего придумывать, ничего изобретать, у нас есть прошлое огромное, глубокое; на много тысяч десятков лет мы его охватить сейчас не можем, мы не можем понять тех знаний, которые пришли к нам в сказках, в песнях, в обрядах, во всем.

Элементарно то, что сохранилось в нашей религиозной системе, что ушло в православие: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы». Да ведь и древние арии то же самое говорили: изначально был свет, и все что нас окружает - это только эманация света, это только иллюзия света. Мы приходим из света и уходим на «тот свет». И уходим мы из мира яви, которым правит мир прави, в мир нави. А навь на санскрите, а значит на нашем с вами языке, означает новый, свежий, молодой. Мы уходим в другой свет, чтобы в нем очиститься, вернуться обратно и подняться на новый уровень. И так до бесконечности пока не обретем право быть святьем, то есть обладать световым телом и не возвращаться обратно.

Поймите, что любое вдохновение, озарение, просветление исследователя - это огромный титанический труд, это всегда жертвоприношение. И в этом наши предки были правы: да, жертвоприношение - это наша жизнь. И когда нас озаряет, когда мы работаем на грани инфаркта, наш мозг потребляет в 3-4 раза больше крови, чем в обычном состоянии. Значит, напрягается мозг, напрягаются кровеносные сосуды. Мы платим за эти открытия самими собой, своей жизнью, своей кровью.

Я вас призываю: будьте вежливы, люди, будьте бдительны. Уважайте своих предшественников. Когда вы что-то создаете, то ваши последователи будут опираться на вас. Ведь это фундамент, на котором строится новая идеологема, ибо идеология - это идеалы, воплощенные в слове, а точнее в законе. А без них ни один этнос существовать не может. И стремясь построить новую российскую идеологию, основанную на нашем прошлом, мы говорим: да, все народы нашей страны едины, они выросли из одной почвы, у них общая кровь, общая история, общие корни, так давайте жить в мире...