Государство

Женские в произведении война и мир таблица. Сочинение на тему «женские образы в романе л.н

Какой же роман без женщин? Он будет не интересен. По отношению к ним главных героев мы можем судить об их характере, манерам поведения, внутреннем мире. Война войной, но она же когда-то заканчивается. Женщин в романе много. Одни образы положительные, другие отрицательные.

Один из главных, любимых автором, женских образов – это образ Наташи Ростовой. Мы наблюдаем за ней на протяжении всего романа. Толстой постоянно подчёркивает, что она не красавица. От маленькой девочки, которая танцует после охоты, до взрослой дамы, жены и матери семейства Безуховых. Но она красива душевной красотой. Именно такая жена нужна была Пьеру, а не холодная красавица Элен Курагина.

В ней горит какой-то внутренний огонь. Что есть красота? «…сосуд.., в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде…» Помните, стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девчонка»? Вот как раз в Наташе, как в сосуде, и горел этот огонь. И отблески этого огня делали её лицо таким одухотворённым и живым. Поэтому, она так и привлекательна для противоположного пола. Мужчинам нравятся живые, улыбающиеся женщины, «хохотушки». Как она плясала после охоты! Зажигательно, самозабвенно. Глаза горят, щеки раскраснелись, юбка крутится, как юла. Ну, какой мужчина тут устоит!

Да, Наташа ошибается. И её не прощает надменный и холодный князь Андрей. А может Толстой специально не связал их судьбы? Может он специально дал ей в мужья Пьера Безухова, этого медведя с душой и сердцем ребёнка? Он боготворил её. Посмотрите, как она расцвела с ним, раскрылась, как женщина. Мне кажется, с князем она не была бы так счастлива.

Вера

Прямая противоположность ей – старшая сестра Вера. Её улыбка не притягивала, а наоборот, отталкивала. Детский смех и визг её раздражают, мешают заниматься собственной персоной.

Такое ощущение, что Вера – «подкидыш» в это семейство. Она не родная Ростовым по духу. Ну что ж, господь видимо подбирает пары по образу и подобию. Он и подобрал ей такого же мужа. Два сапога – пара.

Сестра Андрея Болконского – княжна Мария. Если князь может удрать от деспотичного отца на службу, то, увы, девушка не может этого сделать. И вынуждена его терпеть. Она жертвует своей жизнью ради отца. Зачем-то закладывая в неё комплекс неполноценности, отец постоянно унижает её. Но ведь она тоже хочет быть счастливой. Хочет, как все женщины, семью, мужа, детей.

Толстой так описывает её глаза, что на некоторые недостатки внешности и не обращаешь внимания. Тем более, как говорила моя мама: «Красота увянет, доброта не обманет». А она ведь в душе очень добрая. Её жертвенность, наконец, находит достойного адресата – это Николай Ростов. Он спасает её, а она спасает его.

Элен Курагина

Вот самовлюблённая бездушная красавица Элен Курагина. Дорогая размалеванная кукла без души, без сердца. Что брат, что сестра – оба одинаковы. Оба насквозь лживы и бесчеловечны. Чужая жизнь для них ничего не значит. Взяла так, между делом, и помогла брату обмануть одного человека, Наташу. И разрушить жизнь двух человек.

Вторая такого же поля ягодка – Жюли Курагина, разбогатевшая после смерти своих братьев и ставшая самой богатой невестой. Чтобы как-то обратить на себя внимание, она надела маску благопристойной меланхолии. Но вот один из женихов, Борис, нутром чувствует, что она «переигрывает» и отворачивается от неё.

Я вспоминаю экранизацию романа «Война и мир» в постановке Сергея Бондарчука. Наташу Ростову там играла Людмила Савельева. Вот пишу сочинение и вижу её в амазонке, скачущей на охоте. А потом её зажигательную пляску после охоты. Точно подобрали актрису для образа. Для меня это лучший образ Наташи Ростовой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это роман-эпопея, охватывающий не одно десятилетие и повествующий не об одной семье и уж, конечно, никак не о жизни одного человека. Здесь есть главные герои, есть менее значительные. Каждый из главных персонажей все время ищет себя, идет по пути борьбы с самим собой, сомневается, ошибается, падает, поднимается и вновь продолжает поиск. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов и многие другие. Они пребывают в состоянии постоянного поиска смысла жизни, находят его и вновь теряют. Но особенно удивляет то, что героинь романа это словно бы не касается, они знают, кто они такие, знают, как и что им положено делать, да и в душе их нет места борьбе, поскольку там царит гармония.

Жизнь людей в романе Толстого разделена на истинную и ложную, точно такое же четкое разграничение существует среди женских образов. Княжна Марья Болконская, Наташа Ростова, бесспорно, живут истинной жизнью, тогда как Элен Безухова и Жюли Карагина — это представительницы жизни ложной.

Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, — противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова — антиподы. Элен — холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная — «порох». Толстой всячески подчеркивает эту разницу, выбирая для их описания противоположные эпитеты: Элен — «красавица», «блестящая», Наташа — «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста. Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной — в том обществе, которое представляет в романе «жизнь ложную». Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она — «особенно поэтическая, переполненная жизнью... девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды.

Элен представляет собой сформировавшегося человека, тогда как Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». В романе показано развитие Наташи, ее взросление, и огромную роль в этом процессе играет Элен. Их столкновение в произведении, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, — это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Под влиянием Элен то, что всегда было для Наташи странным, становится естественным и простым. Это испытание оказало на нее серьезное воздействие: не изменившись в корне, она стала совершенно другой — более серьезной, взрослой.

Эти две героини живут по совершенно разным, противоположным принципам. Наташа Ростова открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо.

Благодаря своему характеру Наташа — душа семьи Ростовых. Только она умеет увидеть горе каждого, помочь, только она умеет возвратить к жизни свою мать, забыв при этом о собственном горе. Чтобы оттенить ее образ, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони.

Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи. Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому. Вера с ее холодным, рассудительным умом противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг.

Другая воспитанница семьи Ростовых, племянница Соня, «напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Толстой еще не раз повторяет это сравнение, обращая внимание на что- то «кошачье» в Соне, чтобы лучше объяснить читателю и ее неудачную любовь, и дальнейшую судьбу, и ее поведение. Уживчивость в ней сочетается с умением вовремя «выпустить коготки и выказать свою кошачью натуру». Как кошка, Соня «прижилась не к людям, а к дому, в котором живет», чем и объясняется ее положение в эпилоге. Примирившись со своим назначением «пустоцвета», она спокойно живет в доме Ростовых и Безуховых. Кажется, что без Сони просто не могло бы быть других героев, равно как и пустоцвет обязательно есть на клубнике.

Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, — это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной. Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Кроме того, они подруги, насколько могут быть подругами столь разные девушки. Жюли, в отличие он княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества, она является его неотъемлемой частью — частью жизни ложной.

В описании облика Марьи Болконской Толстой обращает внимание читателя на «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые». В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи — глазами Анатоля и глазами Николая Ростова. Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны. Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает «кротость, благородство в ее чертах и выражении». Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица».

Если выбор между Наташей и Элен А. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае «выразителем» авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню. Марья же «околдовывает» его своей внутренней красотой, и он, несмотря на внутренние сомнения, все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него. Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имеет сам.

Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу. Они похожи, обе — чистые, глубоко нравственные натуры, не случайно автор наделяет их схожей чертой — некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н. Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.

В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

Женские образы в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая -- мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская -- нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями.

В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Марья Болконская

"right"> "right">Красота души придает прелесть "right"> даже невзрачному телу "right">Г. Лессинг

Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.

Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, -- человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.

А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война -- это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, -- профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, -- он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага -- Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,

что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность -- что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.

Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.

Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.

Семья Марьи Болконской и Николая Ростова - это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть иначе. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип -- жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи -- ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девочка вбегает в комнату, счастье и радость у нее на лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована. В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит Бориса Друбецкого, что будет ждать, когда же ей исполнится шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая любовь для Наташи просто развлечение.
Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает французский язык, но она не строит из себя француженку, как многие девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны чисто русские черты, она даже умеет плясать русские танцы.

Наталья Ильинична -- дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям -- Пьеру Безухову и Андрею Болконскому -- только в результате сложнейших нравственных исканий.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".

В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Светские дамы

(Элен Безухова,княгиня Друбецкая, А.П. Шерер)

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли -- ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

Среди нелюбимых Толстым персонажей можно выделить и Анну Павловну Шерер. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны и с ней самой. Ее характернейшая примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она хочет, не может и не находит нужным исправляться”. За этой характеристикой - авторская ирония.

Анна Павловна -- фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света - это княгиня Друбецкая. Впервые мы видим ее в салоне А.П. Шерер, просящей за своего сына, Бориса. Затем мы наблюдаем, как она просит деньги у графини Ростовой. Сцена, в которой Друбецкая и князь Василий вырывают друг у друга портфель Безухова, дополняет образ княгини. Это абсолютно беспринципная женщина, главное для нее в жизни - это деньги и положение в обществе. Ради них она готова идти на любые унижения.

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.

Стоит обратить внимание на то, что рассказы написаны от первого лица, от «Я» и это не случайно: во-первых, это предает произведениям реалистическое их понимание, а во-вторых, По внес в произведения части своей биографии. Все три рассказа...

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Женские образы в романах Г. Флобера "Госпожа Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н...

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

В русской культурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения мужественного и женственного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный принцип. Во-вторых, иная...

Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Патриотизм в русской литературе 19 века

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге)...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Вспомним также, что в 1869 году из-под пера Л.Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея «Война и мир». В этом произведении главный герой - не Печорин, не Онегин, не Чацкий...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку...

Чехов А.П.

В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг - вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни...

Что нам известно о языке Льва Толстого? То, что в нем (языке) немало вольностей (и в словоупотреблении, и в грамматике), например: ««Ему ее его!» - эту толпу местоимений можно было бы признать, -- свидетельствовал К. Федин...

Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В лингвистических работах, посвященных описанию и изучению лексико-семантического поля цветообозначений, исследователи в той или иной степени рассматривают и световую лексику...

Меню статьи:

«Война и мир», без сомнений, – одна из вершин русской литературы. Лев Толстой затрагивает острые социально-философские проблемы. Но также внимания заслуживают женские образы в романе «Война и мир», которые представляют роли женских персонажей – как в период войны, так и мира.

Прототипы женских образов «Войны и мира»

Предлагаем любознательным читателям ознакомиться с описанным в романе Льва Толстого “Война и мир”

Лев Толстой признавался Митрофану Поливанову – другу детства и бывшему жениху Софьи Андреевны, что его семья послужила вдохновением для создания образа семейства Ростовых. В переписке с Поливановым, мемуаристка Татьяна Кузьминская – сестра Софьи Толстой – замечает, что Борис списан с образа самого Митрофана, Вера – с Лизы (особенно черты степенности и отношения к окружающим). Графиню Ростову писатель наделил чертами тещи – матери Софьи Андреевны и Татьяны. Кузьминская также находила общие черты между собой и образом Наташи Ростовой.

Кроме того, что Толстой взял многие черты и качества персонажей у реальных лиц, писатель также упомянул в романе множество событий, происходивших в действительности. Например, Кузьминская вспоминает эпизод венчания с куклой Мими. Известно, что Лев Толстой высоко оценивал литературные дарования «Берсов», то есть жены, Татьяны Кузьминской и собственных детей. Поэтому Берсы занимают значительное место в «Войне и мире».

Виктор Шкловский, однако, считает, что вопрос о прототипах не решается однозначно. Критик вспоминает рассказы первых читателей «Войны и мира», которые действительно узнавали в произведении образы людей – своих знакомых и близких. Но теперь, по мнению Шкловского, мы не можем адекватно говорить, что прототипом этого персонажа послужил такой-то человек. Чаще всего говорят об образе Наташи Ростовой и о том, что прототипом для героини Толстой выбрал Татьяну Кузьминскую. Но Шкловский делает ремарку: современные читатели не знали и не могли знать Кузьминской, а поэтому объективно судить о том, насколько Татьяна Андреевна соответствует чертами Наташе (или же наоборот – Наташа – Татьяне), невозможно. Есть и другая версия «происхождения» образа младшей графини Ростовой: Толстой, якобы, позаимствовал «шаблон» персонажа из какого-то английского романа, снабдив качествами Софьи Андреевны. В письмах Лев Николаевич и сам сообщает, что образ Наташи Ростовой – это микс, «смесь» характерных черт женщин, имевших значение в жизни писателя.


Мария, сестра Андрея Болконского, списана с матушки писателя – Марии Волконской. Примечательно, что в этом случае Толстой не менял имени героини, оставив его максимально похожим на имя прототипа. Старшая графиня Ростова имеет сходство с бабушкой автора: речь идет о Пелагее Толстой. Отношение писателя к этим героиням подчеркнуто нежное, теплое. Видно, что Толстой вложил много сил и эмоций в создание женских персонажей.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Отдельное место занимают Ростовы. Фамилия семейства была образована путем трансформации фамилии самого писателя. Это объясняет, почему среди образов Ростовых так много схожести с семьей и родственниками Льва Толстого.

Интересные детали окружают другой прототип героини «Войны и мира» Лизы Болконской – жены князя Андрея. Читатели порой вопрошают, почему же Толстой обошелся с этим персонажем столь жестоко: как мы помним, литературная Лиза Болконская умирает. Этот образ был порожден личностью супруги троюродного брата автора «Войны и мира» (Александра Волконского) – Луизой Ивановной Волконской-Трусон. Толстой описывает необычные и «лучшие» воспоминания, которые относятся именно к Луизе. Есть версия, что 23-летний Толстой был влюблен в 26-летнюю кокетливую родственницу. Любопытно, что писатель отрицал, будто прототипом Лизы является Луиза Волконская. Однако Софья Андреевна, супруга автора, писала о том, что находит сходство между Лизой и Луизой Ивановной.

Читатель, безусловно, найдет множество сходств между людьми, окружавшими Толстого, и созданными писателем образами. Но стоит упомянуть еще одну мысль Виктора Шкловского: прототипы – это трагедия автора, который старается спрятаться от прототипов в романе, избежать параллелей с реальными лицами, что никогда не получается.

Женская тема в романе Льва Толстого

Название произведения вынуждает писателя разделить роман на две части – на войну и на мир. Война традиционно ассоциируется с мужскими чертами, с жестокостью и грубостью, холодностью жизни. Мир же отождествляется с размеренностью, предсказуемым спокойствием повседневности и образом женщины. Однако Лев Николаевич демонстрирует, что в периоды наивысшего напряжения человеческих сил, в ситуации, например, войны, маскулинные и феминные черты смешиваются в одной личности. Поэтому женщины в романе кроткие и терпеливые, но, в то же время, сильные духом, способные на смелые и отчаянные поступки.

Наташа Ростова

Юная графиня Ростова – фаворитка писателя. Это чувствуется в нежности, с которой создатель «Войны и мира» подходит к выписыванию образа героини. Читатель становится свидетелем перемен, происходящих с Наташей по мере развития событий романа. Кое-что в младшей Ростовой остается неизменным: стремление любить, преданность, искренность и простота, причудливо сочетающаяся с утонченностью натуры.

В начале повествования графиня предстает ребенком. Наташе 13-14 лет, мы кое-что знаем из предыстории девочки. Первая детская любовь Наташи – Борис Друбецкой, который жил по соседству с поместьем Ростовых. Борис в дальнейшем покинет отчий дом, чтобы служить под началом Кутузова. Тема любви будет и дальше занимать существенное место в жизни Наташи.


Читатель впервые встречается с юной графиней в доме Ростовых. Эпизод – именины старшей графини и младшей дочери – обе Наташи. Младшая Ростова ведет себя кокетливо и немного капризно, ведь понимает, что милому ребенку в этот день позволено все. Родители любят дочь. В семье Ростовых царит покой, атмосфера гостеприимства и дружелюбия.

Далее на глазах читателей Наташа превращается в девушку, которая взрослеет, формирует мировоззрение и картину мира, изучая свою пробуждающуюся чувственность. Из маленькой, бойкой, некрасивой, постоянно смеющейся, большеротой девчушки вдруг вырастает взрослая, романтичная и утонченная девушка. Сердце Наташи готово открыться для больших чувств. В это время графиня встречает князя Болконского, который потерял жену и пережил духовный кризис после военных событий. Князь Андрея, который, казалось бы, – прямая противоположность младшей графине Ростовой, делает девушке предложение. Решение князя сопровождается внутренней борьбой и сомнениями в Наташе.

Наташа не изображена идеальной: девушке не чужды ошибки, легкомысленные поступки, то, что можно назвать человечностью. Ростова – влюбчивая и ветреная. По настоянию отца, Андрей Болконский отстрочил помолвку с Наташей на год, но девушка не прошла испытание, увлекшись красавцем, но ловеласом Анатолем Курагиным. Предательство Анатоля Ростова переживает тяжело, даже пытаясь покончить с собой. Но музыка, тяга к искусству помогают Наташе выстоять под ветром жизненных трудностей.

После войны с Наполеоном, Наташа снова встречает старого друга детства – Пьера Безухова. Ростова видит в Пьере чистоту. В одном из диалогов романа Безухов, вернувшийся с войны, побывавший в плену, переосмысливший жизнь, сравнивается с человеком, искупанным в бане. В отношениях с Пьером Наташа выказывает совершенно отличные черты от юношеского образа: теперь это женщина, зрелая, уверенная в своих чувствах, преданная мать и жена, серьезная, но по-прежнему нуждающаяся в любви.

Отдельный акцент следует сделать на патриотизме Наташи. Во время отступления из Москвы девушка настояла, чтобы повозки, на которых перевозился семейный скарб, освободили для раненых. Жертвуя имуществом, Наташа демонстрирует понимание ценности жизни простого солдата. Этот образ напоминает историю о том, как дочери последнего российского императора, во время Первой мировой войны, работали в госпитале обычными медицинскими сестрами, меняя повязки больным и раненым военным.

Наташа полнится страстью к жизни, это очаровательная, легкая, жизнерадостная девушка. Ростовой удается сохранить эту легкость даже во время заботы об умирающем князе Андрее. Несмотря на прошлое, Наташа самоотверженно ухаживает за тяжело раненым Болконским: князь умирает на руках у бывшей невесты.

Старшая княгиня Ростова

Наталья, мать Наташи Ростовой, описана женщиной мудрой и зрелой. Героине, матери семейства, положено быть строгой. На самом деле, женщина добрая и любящая, лишь притворно демонстрирующая сердитость на капризных детей – в воспитательных целях.

Для Ростовых характерно не проводить нравственную черту между собой и простолюдинами. Это сочетается с либеральными тенденциями, господствовавшими среди дворян в то время. Вопреки принятым правилам хорошего тона, старшая Ростова – сострадательная натура, стремящаяся помочь друзьям и знакомым, находящимся в нужде.

На первый взгляд, Наталья Ростова предоставляет детям полную свободу выбора. Но, если присмотреться повнимательнее, графиня, как мать, беспокоится о будущем детей. Наталья старается отвадить Бориса Друбецкого от младшей дочери, заботиться, чтобы Николай сделал выгодную партию. Для этого Наталья не позволяет сыну женится на его возлюбленной – Софье. Девушка приходилась Николаю Ростову родственницей, но не имела за собой ни гроша, что смущало мать юноши. Образ старшей графини Ростовой – это выражение чистой и всепоглощающей материнской любви.

Вера Ростова

Образ сестры Наташи – Веры – находится на карте персонажей «Войны и мира» немного в стороне. Красота Веры угнетается холодностью натуры девушки. Лев Толстой подчеркивает, что Наташа при некрасивости черт лица, создавала впечатление очень симпатичной особы. Этот эффект достигался за счет красоты внутреннего мира. Вера, напротив, была симпатична внешне, но внутренний мир девушки был далек от совершенства.

Вера описана барышней некомпанейской, замкнутой. Лицо девушки порой становилось даже неприятным. Вера – натура эгоистичная и сконцентрированная на собственной персоне, поэтому компания младших братьев и сестры Вере не нравилась.

Черта характера Веры Ростовой – погруженность в себя, что отличало девушку от остальной родни, которым скорее свойственно искреннее отношение к окружающим. Вера становится женой некоего полковника Берга: эта партия очень подходит девушке по характеру.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Потомственная аристократка, происходившая из влиятельной дворянской семьи. Например, Лев Николаевич пишет, что сам Кутузов приходился девушке дядей. В девичестве героиню звали Лиза Мейнен, но читателю ничего не сообщается о детстве, родителях и юношеской жизни Лизы. Мы знаем этого персонажа лишь по «взрослой жизни».

Отношения Лизы с Болконскими – нейтральные. Лиза предстает миниатюрной, легкой и веселой девушкой, уравновешивающей трудный характер князя Андрея. Однако Болконского утомляет компания жены. В порыве душевного смятения князь уезжает на войну. Беременная Лиза ожидает возвращения мужа. Но супружескому счастью не суждено было сбыться, так как в день приезда Андрея Лиза умирает при родах. Трагично, что, возвращаясь, Андрей твердо решил попробовать начать отношения с женой с чистого листа. Смерть Лизы расстраивает Болконского: князь надолго впадает в состояние мрачности и депрессии.

Жизнерадостная Лиза нравится всем гостям, приходившим в дом к Болконским. Однако отношения с мужем складываются не самым лучшим образом. До брака между будущими супругами царила романтика, но в процессе семейной жизни приходит разочарование. Лиза и Андрея не соединены общим взглядом на жизнь или общими целями: супруги живут словно по отдельности. Лиза – это большой ребенок. Женщина капризна, немного взбалмошна, для княгини не характерна наблюдательность. В целом, княгиня добра и искренна.

Марья Болконская

Сестра князя Андрея Болконского – девушка милосердная и глубокая. Первое впечатление о княжне Марье – то, что это страдающая от собственной непривлекательности несчастная девушка, грустная и замкнутая. Княжна, между тем, добра и заботливо, преданно ухаживающая за умирающим отцом, который всегда был с дочерью подчеркнуто груб и деспотичен.

Марью отличает ум и мудрость, зрелость, приобретенная в изолированной жизни. Девушку украшают глаза, которые фокусируют на себе все внимание – так, что некрасивость княжны становится незаметной. Уникальность образа Марья Болконской требует внимания к душевной жизни девушки. Постепенно читатель видит, насколько сильна натура героини, крепок ее характер. Марья защищает поместье от разграбления французами, хоронит отца.

Мечты девушки, между тем, – простые, но недостижимые. Марья хочет семейной жизни, тепла, детей. Княжна описана довольно взрослой девушкой, которой уже пора выйти замуж. Анатоль Курагин кажется Болконской подходящим по статусу кандидатом. Но позже княжна узнает, что избранник женат. Из-за сочувствия к несчастной женщине – жене Анатоля – Марья отказывается от замужества. Впрочем, семейное счастье все же ждет девушку: княжна выйдет замуж за Николая Ростова. Брак с Николаем – выгоден обоим: для семейства Ростовых это спасение от нищеты, для княжны Болконской – это спасение от одинокой жизни.

Марья не симпатизирует Наташе. Отношения между девушками налаживаются после смерти князя Андрея. Самоотверженность Наташи, проявленная во время ранения брата, помогла княжне изменить мнение о Ростовой.

Элен Курагин

Елена Васильевна Курагина – красивая княжна, которая стала первой женой Пьера Безухова. Княжна была похожа на античную статую, а лицо девушки оживляли глубокие, черные глаза. Элен хорошо разбиралась в моде и слыла любительницей платьев и драгоценностей. Наряды княжны всегда отличались излишней откровенностью, обнаженными плечами и спиной. О возрасте Элен читателю ничего не сообщается. Но манеры героины – поистине аристократичны и величавы.

Выпускница Смольного института благородных девиц, Элен выказывала спокойствие характера, выдержку, воспитание, достойное настоящей светской леди. Для героини характерна общительность, любовь к шумным приемам, которые Элен устраивала дома, принимая у себя «весь Петербург».

Внешность Элен, внимание к своей красоте, улыбке и обнаженным плечам характеризует бездушность девушки, зацикленность исключительно на телесности. Элен – глупая женщина, не отличающаяся умом и высокими нравственными качествами. Между тем, княжна умеет себя подать, потому у окружающих сложилась иллюзия об уме Элен. Подлость, бессердечность, пустота – вот, что отличает девушку. В нравственном отношении она недалеко ушла от брата – Анатоля.

Повествование развертывается так, что писатель демонстрирует склонность Элен к разврату, лицемерию, обману. Княжна оказывается грубой и вульгарной женщиной, но целеустремленной: Курагина получает то, что хочет.

Элен заводит многочисленные романы на стороне и даже принимает католическую веру, чтобы развестись с Пьером Безуховым и повторно выйти замуж. В итоге Курагина умирает очень молодой от болезни, предположительно венерического характера.