Государство

Знаменитые балерины и долголетие.

(31 января (12 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя - 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) - русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.

Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет. Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.

Матильда Кшесинская окончила Императорское театральное училище в 1890 г. Танцевала в Мариинском театре с 1890 по 1917 г.

Заниматься балетом Ольга Преображенская начала в 1879 г. под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. Через 10 лет Преображенская была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 г. Ольга Преображенская гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 г. Преображенская стала прима-балериной. В 1921 г. Ольга Преображенская уехала из СССР, с 1923 г. она жила в Париже, где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Кроме того, Ольга Преображенская преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине.
Ольга Иосифовна Преображенская умерла в 1962 г. Похоронена на Кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Хореографическое образование Любовь Рославлева получила в Московском театральном училище у испанского балетмейстера и педагога Xосе Мендес (Mendez). С 1892 г. Любовь Рославлева выступала в Большом театре. В 1902 г. Любовь Рославлева участвовала в гастролях в Монте-Карло и Варшаве.

Совсем в юном возрасте Ольга Спесивцева с огромным успехом гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. Она была партнершей Нижинского в «Сильфидах» и «Призраке розы». С 1918 г. Ольга Спесивцева стала ведущей танцовщицой, а с 1920 г. прима-балериной Мариинского театра. Вскоре после революции 1917 г., она стала женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна, который помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924-1932 гг. выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы.

С 1932 г. Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 г., на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой. Последнее выступление Спесивцевой в Париже состоялось в 1939 г. После этого она переехала в США.

В 1943 г. обострилось психическое заболевание, Спесивцева все больше теряла память. Так закончилась карьера великой балерины. С 1943 по 1963 гг. Ольга Спесивцева провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Последние годы жизни Ольга Спесивцева провела в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой вблизи города Нью-Йорка.


Ольга Спесивцева


Вера Александровна Трефилова (в некоторых источниках Иванова; 8 октября 1875, Владикавказ - 11 июля 1943, Париж) - русская балетная танцовщица и педагог.

В 1894 г. Вера Трефилова закончила Петербургское театральное училище (педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт). С 1894 по 1910 г. Вера Трефилова работала в Мариинском театре. После революции Вера Трефилова уехала из СССР и обосновалась в Париже, где открыла свою балетную школу. В 1921-1926 гг. Вера Трефилова танцевала в «Русском балете» Дягилева, исполняя главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Видение розы». Последний раз Вера Трефилова танцевала в 1926 г. у Дягилева. Умерла Вера Трефилова 11 июля 1943 года в Париже.

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.


Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799-1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Другой прославленной балериной тех лет была (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была (1804-1857). Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петип а (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь (1857-1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

Другой известной балериной Большого театра была (1857-1920). На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала (1838-1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала (1842-1918). Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала (1857-1920).

1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.

Творческая биография Анны Павловой

Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали "Спящую красавицу" Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.

Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

Ты хотела бы так танцевать? - спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.

Нет... Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица... - ответила девочка.

После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.

Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался "Мнимые дриады", в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.

Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете "Тщетная предосторожность" в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни "Дочь Фараона". Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в "Баядерке", которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете "Жизель".

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Анна Павлова и Михаил Фокин

В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.

Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Это были "Египетские ночи", "Береника", "Шопениана", "Виноградная лоза", "Эвника", "Павильон Армиды". Но главным результатом сотрудничества стал балет "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.

В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила "Умирающего лебедя". Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: "Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку".

Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Личная жизнь

Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в "Русских сезонах" и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.

Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством "Брафф", по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.

Лебеди в жизни балерины

После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством "Брафф", она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду "Эрмитаж". После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в "Тщетной предосторожности", Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого стала атрибутом спектаклей типа "Лебединое озеро", где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Творчество и споры

Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от "тю-тю" (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.

Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги - это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.

Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды - туника лишала балерину "порхливости". Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Серж Лифарь: впечатления

"Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений". Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

"С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность..."

"Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества".

Гастроли и статистика

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.

В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.

В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец "харабе тапатио", что означает "танец со шляпой", в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.

Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Кончина великой танцовщицы

Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии "Голдерс Грин", в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.

Фильм, созданный в память Анны Павловой

Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.

Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса

Кто самая известная советская балерина? Кто-то назовет Майю Плисецкую, другие - третьи - Галину Уланову. Все они были выдающимися танцовщицами ХХ века. Советские балерины, фото которых приведены ниже, своим мастерством сумели возвести советский балет на небывалую высоту во всем мире. Каждая из них прошла свой особый путь к вершине славы.

Галина Уланова

Известная советская балерина родилась в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов Мариинского театра в 1909 году. С 9 лет Галина стала обучаться балетному искусству в Петроградском хореографическом училище, где работала хореографом ее мама. На занятия она ходила без особой охоты, однако врожденное чувство долго не позволяло ей расслабляться, и она с упорством отрабатывала балетные позы. После окончания училища в 1928 году ее взяли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Через год она уже танцевала ведущую партию в “Лебедином озере” и произвела как на балетных критиков, так и на публику большое впечатление. О ней стали говорить как о будущей звезде. До 1944 года Галина была примой Кировского театра. Ее репертуар включал роли Джульетты, Жизели, Маши из “Щелкунчика”. Во время Отечественной войны известная советская балерина вместе с труппой театра была эвакуирована в Алма-Ату. В 1943 году она была номинирована на звание Народной артистки После войны Уланову перевели в Москву в труппу Большого театра. Она была первой из советских балерин, которая совершила зарубежное турне. Она выступила на авторитетных балетных сценах европейских Лондона, Парижа и т.д. Советская балерина Галина Уланова считалась достоянием мирового балетного искусства. Ее благосклонности добивались многие влиятельные люди планеты, однако она была неприступной и замкнутой. Она держала всех на определенной дистанции, ни с кем не дружила, мало общалась, за что ее прозвали “Великой Немой”. пожалуй, - самая одаренная со стороны государства советская балерина. Ей были присвоены звания Народной артисткой РСФСР и СССР, она стала дважды героем Социалистического труда, лауреатом различных авторитетных премий. При жизни Галине Улановой были установлены два памятника: один на ее родине - в Санкт-Петербурге, а другой - в Стокгольме. Галина Уланова умерла в возрасте 89 лет. До конца жизни она выглядела безупречно элегантной, ходила на каблуках и делала разминку у Ее тело покоится на Новодевичьем кладбище.

Ольга Лепешинская

Другая известная советская балерина, дворянка по происхождению, родилась в Киеве в 1916 году. Для получения хореографического образования она с семьей переехала в Москву и поступила в Московское хореографическое училище. Ее врожденный талант сразу же бросился в глаза ее преподавателям, и сразу же по окончанию училища ее взяли в труппу Большого театра. Она исполняла ведущие партии в балетах П. И. Чайковского: Маши в “Щелкунчике”, Одетты - Одиллии в “Лебедином озере” и др. Ее балетными партнерами были такие известные танцовщики, как Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев и Петр Гусев. Ольга Лепешинская снялась в первом советском фильме-балете “Граф Нулин”. После ухода со сцены великая балерина занялась педагогической деятельностью и взрастила не одно поколение балерин. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая родилась в состоятельной еврейской семье в 1925 году в Москве. Ее отец всегда занимал ответственные государственные посты, однако в 1938 году был обвинен по статье "Враг народа" и расстрелян, а ее мать - актриса немого кино - была сослана в Казахстан. Для того чтобы девочка не попала в детдом, ее тетя, артистка Большого театра удочерила Майю. Ее дядя - Асаф Мессерер - также был знаменитым танцовщиком Большого театра. Так девочка росла среди двух артистов и приобщалась к балетному искусству. Став выпускницей Московского хореографического училища, она поступила на службу в Большой театр. В течение 5 лет Майя танцевала второстепенные партии, однако после исполнения роли Жизели она стала примой Большого театра. В 1958 году известная советская балерина Майя Плисецкая и популярный композитор поженились. Майя снималась во многих советских фильмах-балетах, а после ухода со сцены стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем и Мадридского балета. Сегодня Майя Плисецкая является председателем ежегодной международной балетной премии “Майя”.


Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк - Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы. Анна Павлова


Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры в балете «Спящая красавица», Эсмеральды, Терезы в балете «Привал кавалерии». Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева». Матильда Кшесинская


Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт - Петербурге 08 января 1910 года, в семье мастеров балетного искусства году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский). Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма - Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944 г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г. Галина Уланова


Майя Михайловна Плисецкая родилась в 1925 году в Москве. Майя Плисецкая – символ русского балета. Обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы. Одну из ее главных партий Одетты - Одиллии из «Лебединого озера». Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии. Майя Плисецская


Светлана Захарова родилась на Украине в 1979 году. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца - военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. Светлана выступала во многих мегаполисах мира. В 2008 году ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала». Светлана Захарова


Ульяна Лопаткина родилась на Украине в 1973 году. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию. В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках. Ульяна Лопаткина