Домашний очаг

Денис иванович фонвизин. Макогоненко, Георгий Пантелеймонович - Денис Фонвизин: Творческий путь Макогоненко г п денис фонвизин творческий путь

Фонвизин Денис Иванович (1745 1792) - один из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир». Родился 14 апреля 1745 г. в Москве, в дворянской семье потомков рыцаря ливонского ордена. Ещё при Иване Грозном один из рыцарей ордена Фон Визен попал в плен и остался на службе русского царя. От него и пошёл род Фонвизиных (приставку фон присоединили на русский манер к фамилии Визен). Благодаря своему отцу получил начальное образование дома. Воспитывался в царившем в семье патриархальном укладе. С 1755 г. обучался в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете того же университета.

С 1762 года находится на государственной службе, сначала работает переводчиком, затем, с 1763 г., в коллегии иностранных дел на должности секретаря кабинет-министра Елагина. Проработав здесь около шести лет, в 1769 году становится личным секретарём графа Панина. С 1777 по 1778 гг. путешествует за границей, немало времени проведя во Франции. В 1779 году вернулся Россию и поступил на службу в качестве советника канцелярии при Секретной экспедиции. В 1783 г. ушёл из жизни его покровитель граф Панин и он немедленно ушёл в отставку в чине статского советника и 3000 руб. годовой пенсией. Свободное время посвятил путешествиям.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт из-за которого в 1787 году ему пришлось вернуться в Россию. Не смотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой.
Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен писатель в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческий путь

Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни. В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг., занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.

В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г., но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»». В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время."

Д.И. Фонвизин

Фонвизин Денис Иванович - великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.

Писатель р одился 14 апреля 1744 года в богатой дворянской московской семье. Детство свое провел в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии.

Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого еще при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. До середины X IX века фамилия этого рода писалась в два слова или через дефис Фон-Визен (или Фон-Визин, нем. von Wiesen ). Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян.

В 1755-1760 г.г. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах.

В 1762 переезжает в Петербург и занимает место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 - 69 служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 - и императорскими театрами.

В эти же годы Фонвизин сближается с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создает сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769). Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 - 69 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 - 95. Н.Новиков сказал об этой комедии: "сочинена она точно в наших нравах".

В 1777 - 78 годах совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.

Свое самое значительное произведение, комедию "Недоросль" (1781), Фонвизин создал в обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.

В марте 1782 года подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

В 1784 – 85 годах Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.

Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

Д.И. Фонфизин скончался в Петербурге 12 декабря 1872 года. Похоронен в Александро-Невской лавре.

О жизни и творчестве Д.И. Фонвизина можно почитать:

С. Рассадин. Умри, Денис или Неугодный собеседник императрицы.

История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизиина. В книге даны яркие портреты императрицы Екатерины II, поэта Г.Р. Державина, графа Н.И. Панина и многих других виднейших личностей той эпохи.

С. Рассадин. Сатиры смелый властелин.

Эта книга о Д.И. Фонвизине – незаурядном писателе, мыслителе, человеке, отразившем в себе странность и сложность российского 18 века. Она и о характере того удивительного столетия, о людях, в нем живших: о Г.Державине, Н. Панине и других. Книга - портрет писателя, но портрет групповой – на фоне эпохи и в окружении ее достопримечательных личностей.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин: Творчество путь. М.;Л., 1961.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000 (Поэтика стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В. В. Капниста).

Семинар № 4

Поэзия и проза русского сентиментализма и предромантизма

Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Сентиментальная «религия чувств» и парадоксы чувствительности. Поэтические и прозаические жанры русского сентиментализма.

Поэзия М. Н. Муравьева и Н. М. Карамзина и эстетическая система русского предромантизма. Романтическая концепция гениальности, новый образ лирического героя и его чувств (меланхолия, порыв к трансцендентному, автопсихологизм, образ человека и Неведомого мира).

Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как манифест русского сентиментализма: концепция личности и особенности поэтики.

Готическая повесть Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм»: новое осмысление мира и человека.

Литература:

Карамзин Н. М. Собр. соч.: В 2 т., М., Л., 1964.

Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967.

3. Русская литература – век XVIII. Лирика, М., 1990.

4. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Западов В. А. Сентиментализм и предсентиментализм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 5, Л., 1985.

Орлов П. А. Русский сентиментализм, М., 1977.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: (Эстет. и худож. искания), Л., 1994.

Корман Б. О. Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии М. Н. Муравьева)//Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

Кулакова Л. Поэзия М. Н. Муравьева // Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967.

Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966 или: Лотман Ю. М. Избранные сочинения, т. II, М., 1992.

Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века, Саратов, 1974.



Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967.

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 или: Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993.

Вацуро В. Готический роман в России М., 2002 (См. Н. М. Карамзин «Остров Борнгольм» в Части первой).

Малкина В. Я., Поляков А. А. «Канон» готического романа и его разновидности // Готическая традиция в русской литературе, М., 2008

Контрольные вопросы по курсу «История русской литературы XVIII века».

Общая характеристика литературной жизни первой четверти XVIII века. Русская художественная проза петровской эпохи. Своеобразие жанра гистории (повести). Формирование типов новых героев времени.

Культура барокко в русской словесности I трети XVIII века.

Русский театр первой трети XVIII века. Виды театральных представлений, сюжеты пьес, герои. Трагедокомедия «Владимир» Ф. Прокоповича как образец национальной драмы начала XVIII века.

Классицизм как литературно-эстетическое направление. Национальное своеобразие русского классицизма.

Идейная проблематика сатир А. Кантемира. Их связь с просветительской культурой Петровской эпохи.

Силлабо-тоническая реформа русского стихосложения: В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

Одический мир М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Эволюция гражданской (пиндарической) оды в их творчестве.

Жанр духовной оды в творчестве М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Жанр трагедии в русской литературе XVIII века. Поиск идеала «просвещенного монарха» как основной конфликт трагедий А. П. Сумарокова. Тема монарха-тирана и проблема самозванства в трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Тема свободы и вольности в тираноборческой трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

Эволюция жанра комедии в русской литературе XVIII века. Поиск национальных комических образов в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста.

Комедии Д. И. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль») в контексте культурных и политических проблем эпохи Просвещения.

Русская журналистика XVIII века и её связь с культурой Русского Просвещения. На примере сатирической журналистики Н. Новикова.

Общая характеристика русской беллетристики XVIII века. Плутовской роман М. Д. Чулкова «Пригожая повариха».

Философско-эстетические принципы и жанровая система русского сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века.

Поэтический мир русского сентиментализма и предромантизма (на примере творчества М. Муравьева, Н. Карамзина, И. Дмитриева, Ю. Нелединского-Мелецкого).

Общая характеристика прозы Н. М. Карамзина («Бедная Лиза», « Письма русского путешественника», «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница», «Остров Борнгольм»). Жанровое своеобразие повестей.

  1. Отражение философии Просвещения в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Литература петровской эпохи :

Гистория о российском матросе Василии Кориотском; Гистория о храбром российском дворянине Александре. Слава российская, Слава печальная; Поэзия панегирическая, книжная бытовая и любовная лирика петровской эпохи (Победославная песнь на победу Полтавскую, Кто идет с войском, лаврами венчанный, Ах, что есть свет и в свете, все противное; Фортуна злая, что ты учиняешь; О коль велию радость аз есмь обретох; Радость моя паче меры, утеха драгая; Любовная, с акростиком; Ах, свет мой горький моей молодости; Застольная песня; Буря море раздымает (по хрестоматиям А. В. Кокорева и В. А. Западова).

Прокопович Ф. Трагедокомедия «Владимир».

Кантемир А. Сатира 1. На хулящих учение. К уму своему; Сатира 2. На зависть и гордость дворян злонравных; Сатира 4. К Музе своей. Об опасности сатирических произведений; Сатира 7. О воспитании. Князю Никите Трубецкому.

Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

М. В. Ломоносов . Ода на взятие Хотина; Ода на прибытие …императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742 года по коронации; Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года; Ода, выбранная из Иова; Переложения псалмов 14, 26, 34, 143, 145; Письмо о правилах российского стихотворства.

Сумароков А. П. Хорев; Синав и Трувор; Семира (выбор); Димитрий Самозванец; Тресотиниус; Опекун, Рогоносец по воображению; Эпистола II. О стихотворстве.

Фонвизин Д. И. Бригадир; Недоросль; Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях.

Княжнин Я. Б. Вадим Новгородский.

Капнист В. В. Ябеда.

Новиков Н. И. Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной»; Разговор между россиянином и французом (Кошелек); Письма к Фалалею.

Чулков М. Д . Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины.

Державин Г. Р. Властителям и судиям; На смерть князя Мещерского; Бог; Водопад; Фелица; Вельможа.

Муравьев М. Н . Избрание стихотворца; Бежит, друзья, бежит невозвратимо время; Ночь; Роща; К Музе; О милое мечтанье; К Феоне; Сожаление младости; Сельская жизнь; Богине Невы; Желание зимы; Товарищи, наставники, друзья.

Нелединский-Мелецкий Ю. А. Ты велишь мне равнодушным; Наконец твои обманы; Выйду я на реченьку; Милая вечор сидела; Если б ты была на свете; Дни счастливы миновали; Гроза нас, Лиза, гонят; Ох! Тошно мне.

Дмитриев И. И. Две гробницы; Чужой толк; Послание к Н. М. Карамзину; Стонет сизый голубочек; Ах! Когда б я прежде знала; Видел славный я дворец; Пой, скачи, кружись, Параша!; Всех цветочков боле; Юность, юность! Веселися.

Радищев А. Н . Путешествие из Петербурга в Москву; Житие Федора Васильевича Ушакова; Дневник одной недели; Вольность; Осьмнадцатое столетие; Ты хочешь знать: кто я? Что я?

Карамзин Н. М . Письма русского путешественника; Бедная Лиза; Наталья, боярская дочь; Марфа-посадница, или Покорение Новгорода; Остров Борнгольм; Сьерра-Морена; Поэзия; К бедному поэту; Песнь мира; Веселый час; К соловью; Меланхолия; Кладбище; Осень; Послание к Дмитриеву; К самому себе.

Дополнительная литература

1. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1–3. Л.–СПб.– 1988–2010.

2. Русская литература XVIII века. Классицизм. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.

3. Орлов П.А . История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. - М.: Высш.шк., 1991. – 320 с.

4. Западов В. А . Литературные направления в русской литературе XVIII века. СПб., 1995.

5. Роль и значениелитературы XVIII века в истории русской культуры. - М.; Л.: Наука, 1966. – 462 с.

6. Из истории русской культуры (XVIII – начало XIX века): В 4 т. Т. 4..– М.: Языки русской культуры, 1996.– 832 с.

7. Либан Н. И . Становление личности в русской литературе XVIII века: Лекции-очерки: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 240 с

8. Лотман Ю. М . Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Лотман Ю. М. Избр.ст.: В 3 т. Т. 3. Таллин, 1993.– С. 127–137.

9. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века.– Л.: Наука, 1985.– 364с.

10. Пумпянский Л. В . К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст: Литературно-критические исследования.1982.– М., 1983.– С. 303–335.

11. Пумпянский Л. В . Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000. – С. 30–157.

12. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л.: Наука,1973. – 282 с.

13. Серман И.З . Поэтический стиль Ломоносова.– Л.: Наука, 1966.– 260с.

14. Западов А. В . Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1983.

15. Москвичева Г.В . Русский классицизм.– М.: Просвещение, 1986. –1901 с.

16. Берков П.Н . История русской комедии XVIII века.– Л.: Наука, 1977. –392 с.

17. Западов А.В . Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М. Херасков. - М.: Наука, 1984. – 235 с.

18. Сахаров В.И . Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. – М.: Изд-во духовной литературы, 2001. – 304с.

19. Заборов П. Р . Русская литература и Вольтер. XVIII– I треть XIX вв.– Л.: Наука, 1978. – 244 с.

20. Живов В. М., Успенский Б. Л . Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII –XVIII вв.// Из истории русской культуры XVIII – нач. XIX в.: в 5 т. , Т. 4, М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 449–525.

21. Живов В. М . Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры XVIII – нач. XIX в.: в 5 т. Т. 4.– М. : Языки русской культуры, 1996. – 657–685.

22. Гаспаров М. Л . Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика.– М., 200. – С. 35–43.

23. Тарановский К. Ф. Из истории русского стиха XVIII в.: (Одическая строфа в поэзии Ломоносова) // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. – М.; Л., 1966. – С. 106–115.

24. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII– XVIII веков.– М., 1988.

25. Савельева Л. И . -Античность в русской поэзии конца XVIII – начала XIX века. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. – 120 с.

26. Проскурина В . Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 328 с.

27. Приказчикова Е. Е . Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX вена. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2009. – 528 с.

28. Н. М. Карамзин:PRO ET CONTRA . Личность и творчество Н. М. Карамзина в оценке русских писателей, критиков, исследователей. Антология.– СПб., 2006.

29. Рикардо Николози . Петербургский панегирик XVIII века: Миф–идеология–риторика.– М.: Языки славянской культуры, 2009. –216 с.

30. Абрамзон Т. Е. Поэтические мифологии XVIII века (Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин). – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 480 с.

31. Салова С. А . Анакреонтические мифы Г. Р. Державина. – Уфа: РИО БашГУ, 2005.–126 с.

32. Русская мысль в век Просвещения.– М.: Наука, 1991. – 280 с.

33. Серман И.З . Гаврила Романович Державин. – М., Просвещение, 1967.–120с.

34. Кочеткова Н. Д . Радищев и масоны// Русская литература.– 2000.– № 1. – С. 103–107.

35. Стенник Ю. В . Пушкин и русская литература XVIII века. – СПб.: Наука, 1995.– 350 с.

36. Орлов П. А . Русский сентиментализм.– М.: МГУ, 1977. – 271 с.

37. Успенский Б. А . История с точки зрения семиотики. Царь и самозванец: культурно-исторический феномен. Царь и Бог. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. А. Изб. Тр.: В 2 т. Т. 1. С. 50–59, 75–109, 110-218, 219–253.

38. Кочеткова Н. Д . Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб.: Наука, 1994. – 280 с.

39. Кочеткова Н. Д . Герой русского сентиментализма. Чтение в жизни «чувствительного» героя // XVIII век.– Л.:Наука, 1983.– Сб. 14. – С. 121–143.

40. Кочеткова Н. Д . «Исповедь» в русской литературе конца XVIII в. // На путях к романтизму. Л., 1987. – С. 71 – 99.

41. Михайлов А. В . Античность как идеал и культурная реальность XVIII – XIX вв. // Античность как тип культуры.– М., 1988. – С. 308–324.

42. Лотман Ю. М . Руссо и русская культура XVIII– начала XIX века // Лотман Ю. М. Избр. Ст.: В 3 т. Т. 2. Таллин, 1992. – С. 40–99.

43. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века.– М.- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. – 270 с.

44. Стенник Ю. В . Полемика о национальном характере в журналах 1760–1780-х годах //XVIII век. – СПб.: Наука, 2002. – Сб.22– С.85–95

45. Макогоненко Г . Радищев и его время.– М., ГИХЛ, 1956.– 775 с.

46. Купреянова Е. И . К вопросу о классицизме // XVIII век.– М.- Л.: Наука, 1959.– Сб. 4.– С. 5–44.

47. Бицилли П.М . Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии.– М.: Русский путь, 2000.– 608 с.

48. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П . Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – Л.: Наука, 1976. – 415 с.

49. Устинов Д. В., Веселова А. Ю . «Утопия как деятельность» в русской культуре II половины XVIII в. // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. История, языкознание, литература.– 1998.– № 1 – С. 77 –85.

50. Лотман Ю. М . Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Лотман Ю. М. Русская литература и культура Просвещения. – М., 2000. – С. 207–230.

51. Лотман Ю. М . Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. – Таллин: Александра, 1992.– С. 134–159.

52. Павлович С. Э . Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. – 225 с.

53. Парсамов В . Власть и Просвещение в России // Логос.– 2003.– № 4–5 – С. 243–259.

54. Лотман Ю. М . Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач. XIX века). – СПб.: Искусство – СПб, 1994. – 399 с.

55. Лотман Ю. М . Поэзия Карамзина // Лотман Ю. М. Избр. Ст.: В 3 т. Т. 2.– Таллин, 1992. – С. 159–193.

56. Лотман Ю. М . Сотворение Карамзина. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 382 с.

57. Топоров В. Н . «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения.– М.: Издательство Русскiй мiръ: Моск. учеб, 2006. – 432 с.

58. Буранок О. М . Русская литература XVIII века: учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей.– М.: Флинта: Наука, 1999. – 392 с.

59. Дмитриева Е., Купцова О . Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай.– М.:ОГИ, 2003 – 528 с.

60. Стричек А . Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения.– М.:Прометей, 1994. – 512 с.

61. Топоров В. Н . Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации; М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 1. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 912 с.

62. Топоров В. Н . Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации; М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 2. – М.: Языки русской культуры, 2003. – 928 с.

63. Штедтке К. Субъективность как фикция: Проблема авторского дискурса в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Логос.– 2001.– № 3. – С. 143–151.

64. Валицкая А. П . Русская эстетика XVIII века.– М.: Искусство, 1983. – 238 с.

65. Вацуро В. Э . Готический роман в России.– М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 544 с.

66. Вернадский Г. В . Русское масонство в царствование Екатерины II.– СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 1999. – 567 с.

67. Вульф Л . Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения.– М. : Новое литературное обозрение, 2003. – 560 с.

68. Гачев Г . Частная честная жизнь. Альтернативная русская литература// Литературная учеба.– 1989.– № 3. – С. 119–128.

69. Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 5 ч. Ч. 1.– М.: Христианская литература, 1996. – 320 с.

70. Живов В. М . Язык и культура в России в XVIII века.– М.: Языки русской культуры, 1996. – 591 с.

71. Зорин А. Л . «Кормя двуглавого орла»: Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII – первой трети XIX века.– М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 416 с.

72. Левин Ю. Д . Оссиан в русской литературе. Конец XVIII – I треть XIX века. – Л.: Наука, 1980. – 202 с.

73. Лонгинов М. Н . Новиков и московские мартинисты.– СПб.: Лань, 2000. – 672 с.

74. Чудинов А. В . Утопии века Просвещения: курс лекций.– М.: ИВИ РАН, 2000. – 90 с.

Веб-ресурсы:

Русская литература XVIII века – http: || www.fplib.ru|id|russian|18vek.

Русская литература XVIII века в некоммерческой электронной библиотеке ImWerden –

http: || imverden.de|cat|modules.

Русская виртуальная библиотека. – Электронная библиотека русской литературы XVIII– начала XIX века – http: || www.rvb.ru|18vek.

Фундаментальная электронная библиотека « Русская литература и фольклор». – Русская литература XVIII века.– http: || feb- web.ru| feb|feb|c18.htm.

Годы жизни: 1745 - 1792.

Русский драматург, публицист, переводчик, создатель русской бытовой комедии.

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Фонвизин Д.И. Бригадир; Недоросль . - Ленинград: Художественная литература, 1972. - 152 с. - (Народная библиотека).
  2. Фонвизин Д.И. Избранное: стихотворения, комедии, сатирическая проза и публицистика, автобиографическая проза, письма / сост. Ю.В. Стенник; худож. П. Сацкий. - Москва: Советская Россия, 1983. - 336 с. : ил.
  3. Фонвизин Д.И. Комедии / послесл. А. Западова; худож. А. Иткина. - Москва: Детская литература, 1973. - 159 с. : ил. - (Школьная библиотека для нерусских школ).
  4. Фонвизин Д.И. Недоросль : комедия: в 5 действиях / ред. В. Шуграева. - Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1968. - 72 с. - (Школьная библиотека).
  5. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: в 2 т. / сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Г.П. Макогоненко; оформл. худож. В.В. Зенькович; под ред. Р. Софронова. - Ленинград: Художественная литература, 1959. - ил.
  6. Фонвизин Д.И. Сочинения / сост. Н.Н. Акопова; предисл. Г.П. Макагоненко; примеч. М.В. Иванова. - Москва: Правда, 1981. - 320 с.

О жизни и творчестве:

  1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией : хрестоматия по истории российской общественной мысли ХIХ и ХХ вв. / сост. Н.Г. Федоровский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 1997. - 752 с. - (Институт "Открытое общество").
  2. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург : пособие для учителей / худож. И.Д. Кричевский. - Москва: Министерство просвещения РСФСР, 1960. - 108 с. - (Академия наук СССР).
  3. Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге . - Ленинград: Лениздат, 1984. - 238 с. : ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
  4. Кулакова Л.И. : биография писателя. - Ленинград: Просвещение, 1966. - 168 с.
  5. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь / худож. Г. Сайбаталов. - Ленинград: Гослитиздат, 1961. - 443 с. : ил.
  6. Муратов М. / худож. Н. Гитман. - Ленинград: Детская литература, 1953. - 207 с.
  7. Осипов В. В биографии не только "Недоросль" : [творчество Д.И. Фонвизина] // Наш современник. - 2015. - № 4. - С. 262-273.
  8. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: книга о Д.И. Фонвизине / С. Б. Рассадин; вступ. ст. Ю. Давыдова; худож. Л. Шульгина; общ. ред.: Д.А. Гранин [и др.]. - Москва: Книга, 1985. - 269 с. - (Писатели о писателях).
  9. Русева Л. Сатиры смелый властелин: [Д.И. Фонвизин] // Смена. - 2007. - № 7. - С. 176-187.
  10. Фонвизин Денис Иванович (1744-1792) русский драматург, прозаик, просветитель // Рубцов Б.И. Улицы помнят их имена.... - Нижний Новгород, 2010. - С. 178.
  11. Фонвизин. Грибоедов. Лермонтов. Гоголь : комедии, драма, пьесы. - Москва: Эксмо-Пресс, 2001. - 608 с. - (Русская классика).
  12. Фонвизин. Крылов. Кольцов. Шевченко. Никитин : биографические повествования. - Челябинск: Урал ЛТД, 1998. - 479 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова; Т.28).

Могила Д. И. Фонвизина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Денис Иванович Фонвизин на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. И. ФОНВИЗИНА

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.

Лето - пребывание в Москве (по июнь 1792-го).

1792 - поездка в Шклов.

30 ноября - представление в петербургском доме Державина комедии «Выбор гувернера» («Гофмейстер»).

КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Букчин С. Судебное дело Дениса Фонвизина // Вопросы литературы. 1979. № 2.

Вяземский П. А. Денис Фон-Визин. СПб., 1843.

Гуковский Г. А. Русская литература в немецком журнале XVIII века // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3.

Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866.

Дружинин П. А. Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину. М., 2002.

Записки В. С. Хвостова // Русский архив. 1870. Кн. I.

Из неизданных записок Клостермана // русский архив. 1881. Кн. III.

Костышин Д. Н. Материалы к истории семьи Фонвизиных // Россия в XVIII столетии. М., 2009. Вып. 3.

Кочеткова Н. Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984.

Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

Лебедев П. Опыт разработки новейшей истории по неизданным источникам. Ч. 1. Графы Никита и Петр Панины. СПб., 1863.

Левинтон-Лессинг В. Ф. Д. И. Фонвизин и изобразительное искусство // Девинтон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л., 1985.

Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.; Л., 1961.

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Серман И. З. Письма Фонвизина к Панину из Франции: проблема жанра // Oxford Slavonics papers. Vol. XXI. 1988.

Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700–1863). СПб., 1892.

Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание оригинальных произведений. СПб., 1893.

Степанов В. П. Полемика вокруг Д. И. Фонвизина в период создания «Недоросля» //XVIII век. Л., 1986. Сб. 15.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Тихонравов Н. С. Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина. СПб., 1894.

Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. М.; Л., 1959.

Чебышев А. А. Источник комедии императрицы Екатерины «О, время» // Русская старина. СПб., 1907.

Эджертон В. Б. Знакомство Фонвизина с Лабланшери в Париже // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

Denis Fonvisine. Lettres de France (1777–1778) /Trad, du russe et comment, par Henri Grosse; préf. de Wladimir Berelowitch. Paris, 1995.

Kantor M. Fonvizin and Holberg: a comparison of the Brigadier and Jean de France // Canadian-American Slavic Studies. \bl. 7 № 4. 1973.

Labriolle F. de. La dramturgie de Fonvizin // La Revue des Études Slaves. Paris, 1967. T. 46.

Moser Ch. A. Denis Fonvizin. Boston, 1979.

Østerby M. Fonvizins forhold til Holberg // Fonvizin D. I. Brigaderen. Landjunkeren. Odense, 1973.

Документы