Инф. технологии

Картины художников: Пьер Боннар. Пьер Боннар — тонкий художник и выдающийся колорист Успех и признание

Это цитата этого сообщения

Французский художник Пьер Боннар (Pierre Bonnard, 1867-1947)

Пьер Боннар (Pierre Bonnard, 1867-1947) - французский художник, график, лидер группы «Наби».

В ранней живописи Боннара отражено влияние признанных мастеров, художников - импрессионистов - Гогена, Сезанна, Мане, Дега.

Позднее Боннар отходит от резко очерченных контуров и цветовых контрастов. Он приходит к живописи, основанной на тончайших сочетаниях цветовой гаммы. Его картины напоминают скорее персидские ковры или китайские ткани.

Основные темы его работ - интерьеры, пейзажи, небольшие уличные и бытовые сценки, за которые Боннара часто относят ко второму поколению импрессионистов, позднее названных «интимистами».

Примерно к 1908 году период «интимизма» был завершен. Художник вновь все больше обращается к пейзажной живописи, его палитра еще более насыщенна и изыскана.

Мастерская художника и мимоза, 1939

Начало весны. Маленькие фавны

Терраса в Верноне, 1920, внесены изменения в 1939

Корзина с фруктами, ок. 1946

Пьер Боннар: Лазурный берег, ок. 1923

Пьер Боннар: Кофейник

Пьер Боннар: Ваза с цветами, 1945

Пьер Боннар

Пьер Боннар

Пьер Боннар: Пейзаж у Ле Канне, 1926

Боннар, Пьер - За забором

Биография художника

Родом из семьи чиновника, Боннар сначала изучал юриспруденцию в Сорбонне, а затем учился в Академии Жюлиана в Париже, затем в Школе изящных искусств, где в 1888 г. образовалась группа «Наби», в которую вошли Рансон, Дени, Серюзье, Вюйар, Руссель, а позднее к ним присоединился Валлотон. Под влиянием Гогена и искусства японской гравюры художники локализовали цвет, делали свою живопись более плоскостной. Однако самое сильное влияние японской гравюры видно в работах именно Боннара, которого даже называли «японствующим Наби».

Боннар выставлял свои работы на «Салоне независимых» и познакомился с художником -постимпрессионистом Тулуз-Лотреком. В 1905 г. вместе с художником-символистом Эдуаром Вюйаром отправился в поездку по Испании, за которой последовали путешествия в Бельгию, Голландию, Англию, Италию, Алжир, Тунис и южную Францию. В 1925 г. Боннар приобрёл дом на Лазурном берегу, в Ле-Канне. Художник пережил немецкую оккупацию Парижа и в 1946 году устроил ретроспективную выставку своих произведений. Умер Боннар в Ле-Канне 27 января 1947 года.

Боннар родился и вырос в предместье Парижа, в семье крупного чиновника военного министерства. Окончив гимназию, а затем лицей, в 18 лет он поступил на юридический факультет Парижского университета и вскоре начал параллельно заниматься живописью в Академии Жюлиана . Через год Боннар ушел из Университета и поступил в Школу изящных искусств. Неудовлетворенный академическим обучением, он вместе со своим товарищем по мастерской Эдуардом Вюйаром занимался самостоятельно, много времени проводил в музеях. Началом творчества Боннара можно считать серию этюдов, написанных летом 1888 года в Гран-Лане и по тональности близких пейзажам Камиля Коро .

Пьер Боннар
Шато де Вирье
1888
Холст, масло. 22×27
Частная коллекция
Bridgeman / Fotodom

Осенью 1888 года Поль Серюзье, товарищ Боннара по Академии Жюлиана, вернулся из Понт-Авена с написанной «под диктовку» Поля Гогена картиной — так называемым «Талисманом» (музей Орсэ, Париж), — которая, равно как и прошедшая вскоре небольшая выставка «Группы импрессионистов и синтетистов» с участием Гогена, произвела глубокое впечатление на Боннара и его друзей. По инициативе Серюзье была создана художественная группа Наби («пророки» на иврите), в которую, кроме Боннара, вошли Вюйар, Кер Ксавье Руссель, Морис Дени, Поль Рансон и Феликс Валлоттон.


1 / 2

Поль Серюзье
Талисман
1888
Дерево, масло. 27×21,5
Музей Орсэ, Париж

Феликс Валлотон
Пять художников
(Слева направо: Пьер Боннар, Феликс Валлоттон (стоит), Эдуард Вюйар, Шарль Котте, Кер-Ксавье Руссо)
1902-1903
Холст, масло. 145×187
Музей искусств, Винтертур

Первый заработок побудил Боннара бросить конторскую службу и сосредоточиться на художественном творчестве. Вместе с Серюзье, Дени и Вюйаром он снял большую мастерскую в Нижнем Монмартре. В том же году состоялась первая выставка Наби в Сен-Жермен-ан-Ле ; кроме того, работы Боннара были представлены в Салоне Независимых. Художник, как и другие наби, начал сотрудничать с журналом «Revue blanche», объединившим ключевые фигуры литературной и художественной жизни конца XIX века. Для афиши журнала 1894 года Боннару позировала Марта (Мария) Бурсен [Мarthe (Мaria) Вoursin], которая стала его постоянной спутницей и моделью, а впоследствии женой.

Пьер Боннар
Афиша «La Revue Blanche»
1894

Совместно с Серюзье, Вюйаром, Рансоном, а также Тулуз-Лотреком Боннар работал над сценическими постановками в «Свободном театре» Андре Антуана , «Театре Творчества» Люнье-По , а также в театре марионеток, созданном его зятем, композитором Клодом Террассом .

Графические работы Боннара получили высокую оценку критики. Уже в 1896 году Поль Дюран-Рюэль организовал персональную выставку художника; в Брюсселе на выставке «Свободная эстетика» его работы были представлены вместе с произведениями Вюйара и Аристида Майоля . Амбруаз Воллар напечатал серию литографий Боннара «Несколько аспектов парижской жизни» («Quelques aspects de la vie de Рaris», 1899), а позже заказал ему иллюстрации к книгам, которые издавал (Поль Верлен. «Параллельно» . Париж, 1900; Лонг. «Дафнис и Хлоя» . Париж, 1902 и др.).

Пьер Боннар
Обложка альбома «Несколько аспектов парижской жизни»
1898
Двухцветная литография на китайской бумаге. 53×40,6
Музей Метрополитан, Нью-Йорк

Совместно с другими наби Боннар создавал эскизы витражей для фирмы «Тиффани» [«Tiffany”] (1895). Декоративному искусству наби уделяли значительное внимание, видя в нем способ преображения повседневности. Боннар был также увлечен фотографией: он часто снимал на камеру то же, что писал, а самому строю его живописных работ свойственен характер «случайного», порой «смазанного», фотоснимка.



1 / 3

Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901

Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901

Пьер Боннар
Марта Боннар
1889-1901

Уже в 1890-е годы Боннара называли «интимистом». Комбинируя различные жанры: пейзаж, интерьер, натюрморт, ню, портрет, — он показывал вещи и фигуры с близкого расстояния, любуясь ими и привнося в их восприятие добрый юмор. Начав как постимпрессионист, увлеченный новыми декоративными решениями, близкими стилистике модерна, Боннар со временем обретал все большую раскованность в манере письма и в композиционном строе работ. Хотя он и отказался от фиксации непосредственных впечатлений — исходного принципа импрессионистов, а работал преимущественно по памяти, в мастерской, его творчество во многом воскрешало импрессионистическую традицию, заглушенную новыми течениями; в его картинах чувствуется влияние Эдгара Дега и Клода Моне. Неслучайно Боннара высоко ценили Огюст Ренуар и Одилон Редон, а сам он в беседе с Анри Матиссом однажды назвал себя «последним импрессионистом».

Внимание художника больше всего было сосредоточено на работе с цветом, а не со светом, составлявшем суть импрессионистической живописи. В отличие от фовистов, оперировавших крупными плоскостями чистого цвета, Боннар придерживался тонко нюансированной гаммы полутонов. Его палитра не утрачивала мягкой приглушенности, краска наносилась легкими мазками, размывающими границы между предметами и окружающей средой, которая наделена у Боннара самостоятельной выразительностью. В результате драгоценная живописная ткань картин художника — при всей своей плоскостности — являет сложный, динамичный образ.

В начале 1900-х годов группа Наби распалась. Боннар начал заниматься монументальным искусством, в частности создал триптих «У Средиземного моря» для особняка И. А. Морозова. Художник много путешествовал, побывал в Испании (1905), Бельгии и Голландии (1906), Англии, Алжире, Тунисе (1908); позже посетил Германию (1913) и Италию (1921).

На юге Франции Боннар встречался с Полем Синьяком и Ренуаром (1910), а в 1912 году приобрел поместье в Вернонне и нередко виделся с жившим в Живерни Моне. В 1925 году он обосновался в Ле-Канне на Лазурном Берегу.

После Первой мировой войны Боннар писал: «Я вновь изучаю основы, начинаю с азбуки. <…> Рисую все время. А за рисунком следует композиция, которая создает равновесие картины. Хорошо скомпонованная картина уже наполовину сделана». Цвет в его работах не только становится насыщеннее и ярче, но приобретает редкое качество светоносности. Тематика же и в зрелые годы оставалась прежней, исчезли лишь виды Парижа.

Несмотря на то, что творчество художника с самого начала сопровождал успех, сам он избегал в своей деятельности коммерческой направленности. Так, в 1936 году он отказался писать панно для Дворца Лиги Наций в Женеве, объяснив это тем, что предложенный план не согласуется с его художественными намерениями.

Поздние картины Боннара отмечены большой экспрессивностью и даже драматизмом.

Пьер Боннар в своей мастерской в Париже
1937
Albert Harlingue / Roger-Viollet / East News

Пьер Боннар - живописец, гравер и один из великих колористов французского происхождения. Его творчество оказало неоценимое влияние и внесло вклад в современное изобразительное искусство и культуру в целом. Хотя его деятельность по хронологическим рамкам уже не входит в золотой век французской живописи, он, несомненно, является его частью.

Пьер Боннар: биография

Будущий живописец и деятель искусства был рожден 03.10.1867 г. в Ле-Канне, курортном городке на Лазурном Берегу Франции.

Его отец был чиновником, поэтому ни о каком искусстве не могло идти и речи. Он хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, которое он изучал в университете Сорбонны. Но юноше удалось отстоять свою точку зрения, поэтому Пьер Боннар поступил в частную художественную академию Жюлиана.

Продолжил получать художественное образование в парижской Школе изящных искусств. Именно тут образовалось объединение художников "Наби", которое возглавлял Боннар. Помимо него, туда входили Поль Серюзьё Кер-Ксавье Руссель и Амбруаз Воллар, с которым они сильно сдружились.

Пьер Боннар даже запечатлел его на нескольких своих картинах. Выставляя свои произведения на Салоне независимых художников в Париже, он познакомился с Анри Тулуз-Лотреком.

Он много путешествовал, объехав практически всю Европу и Северную Африку. С 1925 года окончательно обосновался на Лазурном Берегу в своем родном городе. Он купил уютный домик неподалеку от моря, где продолжал активно творить.

Ему пришлось пережить нацистскую оккупацию, после освобождения от которой он устроил выставку своих старых работ в ретроспективе.

Пьер Боннар: произведения

Среди наиболее известных работ живописца можно выделить: "Белый кот" (1894 г.), "Вишневый пирог" (1908 г.), "В лучах солнца" (1908 г.) и многие другие. У него есть целая серия картин, где запечатлены коты и кошки. Они частые герои на его полотнах.

Однако одной из самых известных его картин, безусловно, является уже упомянутое выше произведение "В лучах солнца". Худ. Пьер Боннар изобразил на этом полотне молодую обнаженную девушку, которая стоит у себя в спальне около постели. Теплые лучи утреннего солнца греют ее тело. Художник часто создавал образы обнаженных полностью женщин либо в неглиже. Он был большим ценителем женской красоты, поэтому стремился запечатлеть ее на своих холстах.

Еще одна известнейшая работа Пьера Боннара - "Утро в Париже", где изображена столичная улица. Суетливые люди куда-то спешат, фигуры большинства из них полуразмыты. Этим художник хотел сказать, что в большом городе все люди сливаются, теряют свою индивидуальность.

В его творческой копилке огромное количество произведений, но в рамках этой статьи нет необходимости рассматривать их все.

Художественный стиль

Этот французский художник, который творил на рубеже XIX и XX веков, вошел в историю искусства в качестве одного из наиболее выдающихся колористов. Он всегда был противником импрессионизма, поскольку считал, что композиционно их стиль сильно недоработан, к тому же цветовая гамма далека от реальности.

Пьер Боннар, картины которого насыщены различными оттенками, отличался тем, что всегда стремился к нерезким, даже приглушенным цветам. Принято считать, что был в числе первых художников, которые сумели приоткрыть и понять внутренний мир женщины и ее интимную сторону жизни.

Он очень любил писать пейзажи Парижа и средиземноморского побережья Франции. К концу свей творческой деятельности он стал использовать более насыщенные оттенки и создавать сложные композиции.

Личная жизнь художника

Будучи в возрасте 26 лет, Боннар, как мальчишка, влюбился в Марту де Мелиньи, которая занималась продажей цветов. Его чувства к ней были безудержными, страстными, но это не значит, что он ей не изменял.

Марта была его постоянной натурщицей, которую он изобразил почти на 4 сотнях своих полотен. Спустя 32 года после их знакомства, они наконец стали супругами. Именно тогда он узнал ее настоящее имя, которого ранее не знал. Оказалось, что женщину зовут Мари Бурсен. Однако в этой истории не все так гладко и благополучно.

Пьер Боннар (художник) регулярно заводил мимолетные связи на стороне, а в 1918 г. у него появилась постоянная натурщица, которая была его любовницей. Ее звали Рене Моншати. Она была настолько сильно влюблена в Пьера, что, узнав о его бракосочетании с Мартой, покончила с собой.

Моншати была натурщицей для многих его картин, в частности, для полотна "Обнаженная в ванной".

"Наби"

Как уже говорилось выше, Пьер Боннар был одним из лидеров группы художников, которая именовалась "Наби". Вместе с тем он всегда подчеркивал тот факт, что не относится ни к одному направлению и течению. Он постоянно стремился проявить свою индивидуальность, найти свой неповторимый стиль.

Уже с середины 90-х гг. XIX века он все сильнее начинает отдаляться от их принципов. Склонность к линейности и орнаментальности набидов больше не интересуют его. С тех пор он творит исключительно в "своем" стиле, не причисляя себя ни к одной из известных школ живописи.

Путешествия

Боннар очень много ездил, посещая разные города и страны. Биографы и современники художника отмечают, что хоть у него не было нехватки денег, живописец никогда не стремился к расточительству. Он был очень сдержан в тратах и неприхотлив в быту. Самое главное для него было, чтобы хватало места для мольберта, всегда были краски и кисти.

В странствиях его часто сопровождают друзья-живописцы. За свою жизнь он объездил почти всю Западную Европу и Северную Африку. В числе стран, которые он посетил, присутствуют: Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, а также Испания и Италия. Из африканских государств он побывал в Алжире и Тунисе, которые в то время были французскими колониями.

В 1926 г. Пьер Боннар стал членом жюри крупной художественной награды "Карнеги", которая проходила в США. Спустя ровно десять лет, он сам стал обладателем этой премии.

Вклад в искусство

Произведения Боннара - это красота и грация женского тела, мягкость и нежность красок, насыщенность. Он получил признание и уважение при жизни, что удавалось далеко не каждому художнику. Но самого П. Боннара огромные гонорары от продажи картин не слишком волновали, поскольку он всегда был холоден к деньгам.

Его картины оказали огромное влияние на современную живопись и культуру в целом. Он создал бесчисленное множество картин, большинство из которых по праву считаются достоянием Франции и всего мира.

Сегодня крупнейшие мировые музеи и ценители искусства гордятся, если в их коллекции имеется хоть одно произведение Боннара. Недаром он считается настоящим гением живописи.

Успех и признание

Сам художник высказывался о своем финансовом успехе так: "Все эти нули меня раздражают". И это, действительно, так. Он никогда не проявлял интереса к деньгам, не гнался за ними и жил довольно скромно, даже имея огромное количество денег.

Его картины ценятся очень высоко. Многие из них продаются за большие деньги на арт-аукционах. Еще при жизни он уже продавал свои произведения за хорошие деньги, что для его современников-художников было пределом мечтаний.

Сегодня его творчество продолжает пользоваться немалым спросом. У него были последователи, а ценители и поклонники его творчества до сих пор восхваляют художника и его произведения.

Однако успех нельзя оценивать только количеством денег. Здесь немаловажную роль играет и признание людей, в особенности коллег по живописному ремеслу. Впрочем, с этим у него тоже никогда не было проблем. Еще будучи молодым, он уже стал пользоваться уважением в глазах даже более старших и опытных живописцев. С годами его авторитет только возрастал.

Заключение

Пьер Боннар, безусловно, является одним из выдающихся и видных художников рубежа XIX-XX веков. Каждое его произведение гениально по-своему. Они передают не только мировосприятие художника, но и его отношение к тому или иному действию, человеку или чему-либо.

Его вклад в живопись огромен, он фактически стал последним живописцем золотого века во Франции. Он является более молодым современником таких величайших живописцев, как Тулуз-Лотрек, Ван Гог, П. Гоген, а также многих импрессионистов и постимпрессионистов.

Он, если можно так сказать, закрыл эту эпоху в истории французского искусства. После него искусство не только у него на родине, но и во всем мире стало кардинально меняться. Появилось множество новых течений и школ, среди которых Пикассо, С. Дали, а позднее и Э. Уорхол, Поллок и т. д. Нельзя сказать, что он оказал большое влияние на творчество каждого художника в отдельности, но у него было немалое количество последователей, а многие живописцы и сегодня зачастую обращаются к его мотивам и технике, создавая свои произведения.

Пьер Боннар - французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошел от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.

Главными жанрами Боннара стали семейные портреты, ню, пейзажи. Цвет, цветовые сочетания и контрасты - вот главные герои произведений Боннара, к какому бы жанру они ни относились.

Пьер Боннар родился 3 октября 1867 года в Париже. Сын высокопоставленного чиновника военного министерства и знатной дворянки, он привык к благоустроенной жизни, счастливой семейной атмосфере и гармоничному укладу. За плечами у Боннара несколько престижных лицеев, в том числе, Луи-де-Гран. Отец надеялся сделать из сына юриста. Отстаивать со скандалами право стать художником Боннар не пожелал, и пошел на юридический факультет, но параллельно поступил в художественную Академию Жюлиана. Там собралась компания: Поль Серюзье, Морис Дени, Эдуар Вюйяр, Поль Рансон. В своём творчестве они ориентировались на Поля Гогена. Сюрезье даже ездил к нему в Бретань и был так впечатлен встречей, что по возвращении организовал группу «Наби» (фр. Nabis - пророк), в которую вошел и Пьер Боннар. Название подразумевает особый мистический опыт, доступный участникам, их посвященность в некие тайные знания. Набиды искали в живописи абсолют, сложный символизм, возможность выражать внутренний мир посредством ярких цветов. Художники этого направления отдавали предпочтение декоративному началу и плоскостной стилизации.

В момент возникновения движения Боннар работает несколько часов в неделю в государственных архивах. Плата, которую он получает, позволяет ему продолжать изучение рисунка и живописи.

В то время он пишет матери: «В сущности, я доволен, ведь обеспечиваю себе будущее и могу не прерывать моих любимых уроков». В 1889 году Боннар оставляет архивы, чтобы начать работать в прокуратуре, куда он ходит, как «на каторгу».

Вскоре приходят первые успехи в искусстве: в марте 1891 он выставляется в Салоне Независимых, а через 5 лет у Дюран-Рюэля проходит его первая персональная выставка. В начале своей творческой деятельности художник получает известность благодаря афишам, литографиям и иллюстрациям. Первая же афиша, заказанная фирмой Франс-Шампань и расклеенная на стенах Парижа в марте 1891 года, пользуется признанием публики. Она восхищает Тулуз-Лотрека и Феликса Фенеона (знаменитого критика искусств), а его отец — по словам матери Боннара — пляшет от счастья. Боннар использует этот момент, чтобы окончательно порвать с юридической практикой и полностью посвятить себя профессии художника.

С 1891 года он с друзьями Вилларом и Морисом Дени снимает мастерскую в окрестностях Пигаля. Изображает многочисленные сцены из жизни Парижа. В 1894 году художник создаёт знаменитую афишу для журнала «La Revue Blanche». В то же время он начинает стремительную карьеру иллюстратора. Его творческая деятельность очень разнообразна. Кроме литографий и иллюстраций, Боннар также выполняет театральные декорации, эскизы предметов интерьера, а в 1895 году даже принимает участие в конкурсе мебели для столовой комнаты, организованном Школой декоративных искусств. Но он не пренебрегает и живописью, регулярно выставляясь вместе с другими набидами. Кроме того, выставляется независимо от группы. Он почти каждый год посылает картины в Салон Независимых.

В 1893 году Боннар встречает 24-летнюю Мари Бутсен — музу, которая будет вдохновлять его на создание многочисленных ню, среди которых есть и подлинные шедевры. Художник и его модель проживут вместе более 30 лет, прежде чем узаконят свои отношения в 1925 году.

По самым скромным подсчётам, Марта позировала Боннару около 400 раз, причём нет ни одной картины, где бы её тело “состарилось”.

Работа “Праздная женщина” представляет собой не только изображение обнажённого тела, но и, как-бы, приглашает зрителя проникнуть в мир картины. Лицо Марты в тени, что обогащает картину не только эротической составляющей, но и наполняет привкусом таинственности. Расположившаяся у головы женщины кошка — персонаж, которым обычно подчеркивали не только домашний уют, но и связывали с интимными сценами.

Боннар часто бывал с друзьями за границей: в Швейцарии, в Венеции и Милане, в Испании, Голландии, Бельгии, Англии. Художник непременно посещал великие европейские музеи. В 1908 году он открывает для себя Алжир и Тунис. Его любовь к путешествиям возникает от неудовлетворённого любопытства и потребности постоянной смены обстановки. Несмотря на своё высокое происхождение, в путешествиях Боннар довольствуется скромными отельными номерами. Для работы ему хватает стола, холста и кистей. Ему не нужны ни роскошь, ни удобства, он человек со скромными запросами.

Боннар впервые выставляется в галерее Берхайм-Жон в декабре 1906 года. После этого он регулярно будет представлять там свои работы. В тот же год, немного раньше, художник восхищался поездкой на юг Франции: в Марсель, Тулон и Баньоль. В 1909 году Боннар впервые долгое время проводит на юге Франции в Сен-Тропе — в то время маленьком провансальском городке, который до него уже очаровал постимпрессионистов и фовистов. Он часто будет возвращаться в Сен-Тропе, в том числе в 1911 году с Полем Синьяком. Художник будет жить также в Каннах и Антибе.
Он регулярно принимал участие во многих выставках, торговцы произведениями искусства наперебой старались заполучить его полотна, а его слава пересекла границы Франции и ширилась по всему миру.

Приглашённый в качестве члена жюри премии Карнеги, художник в 1926 году едет на встречу с американской общественностью. Он посещает Питтсбург, потом Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон. Его первая индивидуальная выставка проходит 2 года спустя в Нью-Йорке в галерее Де Хок энд Ко. В 1936 году ему самому присуждают 2-ую премию Карнеги.

Боннар попеременно живет в Каннэ и Верноне. Несмотря на частые поездки, он остаётся верным Парижу: с 1911 года и до конца жизни снимает мастерскую на улице Турляк. Однако художник то и дело жалуется на жизнь в большом городе: «Я не провожу в Париже более 2 месяцев в году. Не могу там работать: слишком много шума, слишком много вещей отвлекает моё внимание».