Непознанное

Апробация рисуночного теста на выявление внутрисемейных отношений. Тест «Моя семья»

Дата публикации

РИСУНОК СЕМЬИ

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция : «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня».

В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу проводят в свободной форме.

Глава 4 РИСУНОК СЕМЬИ

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

Состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;

Взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

Особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»);

Деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;

Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и т.п.).

Семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому рисунку семьи. Так, на рис. 134 папа Любы изображен смотрящим телевизор, мама – готовящей обед, сама Люба – делающей уроки, а ее младший брат – играющим на компьютере. Это весьма обычное в детских рисунках распределение семейных функций.

В рисунке подчеркнута главенствующая роль папы, хотя, судя по тому, что он смотрит телевизор, его функция в семье не особенно значима; затем следует мама и далее на одном и том же уровне изображены дети. Различие в положении детей и мамы не велико. Можно полагать, что в семье Любы папин авторитет весьма высок, тогда как мама выступает скорее как партнер детей, чем как руководитель, чьи указания беспрекословно выполняются.

На рис.135, как и на предыдущем, маме отведена хозяйственная роль: по словам девочки, она стоит у плиты и готовит. Папина семейная роль довольно неопределенна: он сидит и делает корабли (имеется в виду изготовление игрушечной модели корабля). По поводу собственного изображения Мила сообщает: «Я подметаю у папы в комнате. Вот совочек лежит».

Папа изображен самым высоким, что говорит о его высокой значимос- ти в семье.

Отец девочки сообщил психологу, что у него с женой конфликтные отношения. По его мнению, это одна из причин того, что Мила сильно невро-тизирована. Можно полагать, что в рисунке собственной семьи девочка сознательно или подсознательно пытается изобразить семейную ситуацию более благоприятной, чем она есть на самом деле. Она воспроизводит не столько свои непосредственные ощущения, сколько социально за данный шаблон, в рамках которого папа, с ее точки зрения, должен быть главным. Вероятно, подчеркнуть папину значимость для Милы было особенно важно в силу высокой привязанности к нему.

Мила изобразила себя рядом с отцом, подметающей пол в его комнате. Любовь к папе и его высокая значимость для девочки отразились также в том, что он нарисован первым, причем изображен особо тщательно: подробно вырисованы губы, глаза с ресницами, чего нет у других персонажей.

У пятнадцатилетнего Михаила Б., воспитывающегося в неполной семье, совершенно определенно задана обслуживающая функция матери (рис. 137). Она особо подчеркнута описанием, которое дал мальчик: «Это я. В зимнюю пору я стою в зеленой рубашке и думаю, что же сломалось в печатной схеме, которая у меня в руке. В другой руке у меня диэлектрическая отвертка. Это – моя мама. Она в халате, летом, идет к стиральной машине, чтобы постирать и выжать мою рубашку для праздника, которую я испачкал известью».

Как в рисунке, так и в рассказе абсолютно отсутствуют какие-либо контакты между членами семьи. Это подчеркнуто тем, что Михаил даже разделил себя с матерью во времени. Ситуация объясняется наличием серьезного конфликта, вызванного типичной для подростков борьбой за самостоятельность. По признанию мамы, она не способна ни найти с сыном общий язык, ни управлять его поведением.

Рисунок свидетельствует о том, что, по крайней мере в своем собственном восприятии, Михаил уже довольно взрослый и самостоятельный человек. Рисунок он начал с себя; это, а также особая тщательность при изображении себя и подчеркнутая небрежность при изображении матери говорит о том, что к себе он относится очень хорошо и является, по собственному мнению, значимой фигурой, тогда как его отношение к матери гораздо менее позитивно. Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.

В рисунке семьи, сделанном одиннадцатилетним Юрой М., распределение функций практически такое же, как и в рисунке Екатерины. Однако в этом случае рассказ родителей дает все основания полагать, что Юра воспроизвел реальную семейную ситуацию, а не свои идеализированные представления. Изображение себя в виде маленького ребенка, служащего объектом маминой подчеркнутой заботы, говорит о Юриной инфантильности. Мама на рисунке изображена первой, затем – сам Юра и последний – папа, как фигура наименее значимая.

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНТАКТЫ

БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения – прорисованные кисти рук у членов семьи (рис. 140).

Тесное общение отражается в пространственной близости персонажей и в контакте рук. Опираясь на эти критерии, можно полагать, что у Виты наиболее тесный контакт с бабушкой: Другую тесную пару составляют мама с папой. По-видимому, у них общение между собой преобладает над общением с дочерью (по крайней мере, в ее восприятии).

Иерархические отношения на рисунке адекватны и не слишком сильно выражены. Значимость разных членов семьи для Виты не совпадает ни с ее представлениями об их иерархическом положении в семье, ни с тем, тесные или нет контакты с ними. Первой она нарисовала маму, которая, по-видимому, наиболее значима для нее, затем – себя, в третью очередь – бабушку и лишь в самом конце папу и дедушку.

Благополучная система отношений представлена также в рисунке пятилетней Яны (рис. 141). Члены семьи расположены рядом, держатся за руки. Как и в предыдущем рисунке, иерархические отношения адекватны (взрослые выше детей), но слабо выражены.

Рисунок семьи, сделанный девятилетним Ярославом, крайне небрежен и, на первый взгляд, производит неблагоприятное впечатление (рис. 143). Это соответствует и жалобам родителей. Они отмечают повышенную конфликтность мальчика, говорят, что он нервозен, может без всякого повода стукнуть маму или семилетнюю сестру.

Однако сопоставление этого рисунка с рисунком человека, сделанным тем же мальчиком (рис. 144), показывает, что члены семьи изображены в его обычной манере и даже несколько более тщательно, чем просто человек (например, у них на ногах обувь).

Это позволяет предположить, что семейная ситуация в целом относительно благоприятна и не является первоисточником проблем. По-видимому, нарушения в поведении Ярослава вызваны его индивидуальными особенностями, имеющими другую причину. Небрежность рисунка, его увеличенный размер, не попадание линий в нужную точку, асимметрия и отклонение от вертикали говорят о высокой импульсивности, гиперактивности, вызванных скорее всего органическим поражением мозга.

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ

Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между ребенком и матерью. При сверхтесных внутрисемейных контактах могут ослабляться внешние связи членов семьи с миром. Это особенно нежелательно в подростковом возрасте, когда для благополучного развития личности ребенка очень большое значение приобретает его общение со сверстниками.

В рисунке семьи сверхтесные контакты отражаются в том, что члены семьи располагаются вплотную друг к другу, а иногда и частично закрывают друг друга (рис. 145).

Рисуя человека, Марина расположила его в центре листа и оставила большую часть пространства пустой, подчеркнув тем самым одиночество своего персонажа. Аналогично этому и рисунок семьи занимает только центральную часть листа, создавая ощущение изолированности и невозможности каких-либо внешних контактов.

Члены семьи изображены в интровертной позе, у большинства из них не нарисованы кисти рук. Это говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у Марины чувство одиночества, отмеченное при анализе рисунка человека. В Маринином рисунке семьи проявляется естественный для ее возраста интерес к сексуальной сфере. Из-за ее замкнутости в семье этот интерес связывается, в первую очередь, с ее собственными родителями. Его признаками служат нарисованная с сильным нажимом грудь матери и подчеркнутая волосатость рук и ног отца.

С рисунком Марины схож и рисунок пятнадцатилетней Иры Ш. (рис. 146). В нем еще более явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира. Символом этой изолированности служит рамка, отделяющая рисунок семьи от остального пространства листа. Причиной изоляции является недавний переезд семьи в другую страну. На момент обследования ни младшему, ни старшему поколению еще не удалось освоиться в новой социальной действительности и обрести какой-либо круг общения. Судя по Ирининому рисунку, внутрисемейная ситуация характеризуется высокой степенью иерархизации отношений. Разные поколения расположены группами (старшие – по двое, дети – втроем). Это позволяет полагать, что эмоциональное общение в семье существует, преимущественно, внутри этих групп.

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ

Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. В рисунке семьи нарушение контактов может проявляться в подчеркнуто небрежном изображении всех членов семьи или некоторых из них, в их взаимной удаленности или разделенности какими-либо перегородками, в отсутствии кого-либо из членов семьи, в изображении их со спины или отвернутыми друг от друга, в признаках эмоциональной нагрузки при изображении кого-либо.

Десятилетний Шурик К. живет с родителями, сестрой Риной и бабушкой. Однако на рисунке семьи мама и бабушка отсутствуют (рис. 148). По словам мальчика, они не получились. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. В итоге на рисунке оказались сам Шурик, две его сестры, двоюродная сестра и папа. В действительности старшая сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей; двоюродная сестра также живет отдельно. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки, а также включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, говорит о том, что у Шурика отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Персонажи рисунка разделены вертикальными линиями, что дополнительно подчеркивает отсутствие контакта между ними.

Дети нарисованы подчеркнуто небрежно, схематично. Такое изображение типично при негативном отношении к персонажам. Папа, нарисованный первым, изображен гораздо более детально и тщательно, однако он находится в стороне от остальных членов семьи. Можно полагать, что отношение Шурика к нему благоприятно, однако он редко присутствует в доме и мало общается с детьми. Это подтверждается сведениями, полученными от мамы.

Отношение ребенка к маме, по-видимому, амбивалентно. Он пытался нарисовать ее детально и тщательно (начав рисовать ее второй – сразу после папы), однако ее изображение вызвало серьезную эмоциональную нагрузку, приведшую к тому, что рисунок так и не был закончен.

Шестилетняя Лена М. отразила в рисунке свое стремление к общению с мамой: у нее выраженно экстравертная поза с широко расставленными руками (рис. 149). Однако, судя по рисунку, ее направленность на общение не находит у мамы отклика. Мама изображена в позе отказа от общения: руки уперты в бока, кисти не нарисованы. Отсутствие контакта подчеркнуто тем, что Лена и мама изображены очень далеко друг от друга, на разных концах листа. Особая значимость общения с мамой определяется тем, что Лена живет с ней вдвоем, больше общаться ей практически не с кем.

Между тем, у нее высока демонстративность, потребность во внимании окружающих. Об этом свидетельствуют, в частности, изображение себя на рисунке первой, тщательно вырисованные прически персонажей, стремление украсить одежду (пуговицы, кармашек).

Судя по рассказу мамы, для привлечения к себе внимания Лена использует развернутые истерики, что типично для высоко демонстративных детей. Мамина реакция на эти проявления грубо неадекватна, что делает их особенно устойчивыми. Мама сообщила: «Лена – жестокая девочка, совершенно неуправляемая. Я ничего не могу с ней поделать, бью ее, а она все равно продолжает устраивать истерики».

До пятилетнего возраста Лена воспитывалась у бабушки, где ей уделялось много внимания. Жалоб на поведение девочки не было. В период обследования она учится в первом классе. В школе успешна, что обеспечивает ей внимание и поощрение со стороны учительницы. Учительница характеризует ее поведение как идеальное.

Таким образом, негативные поведенческие проявления служат для Лены средством привлечь к себе мамино внимание. Неадекватные реакции мамы приводят к фиксации тех форм поведения ребенка, с которыми она пытается бороться. Для преодоления нарушений в семейном общении рекомендовано прохождение семейной психотерапии.

В динамическом рисунке семьи, сделанном шестнадцатилетней Викой О. (рис. 150), члены семьи отвернуты друг от друга, а себя Вика вообще нарисовала на оборотной стороне листа и последней, что говорит о низкой самооценке. Нарушение семейных контактов проявилось и в том, что мама, готовящая обед, изображена со спины, а младшая сестра, гуляющая с маленькой сестричкой, стоит спиной и к маме, и к папе, который смотрит футбол.

Коляска с младшей сестрой выделена линией с особо сильным нажимом, свидетельствующей об эмоциональной нагрузке. По-видимому, младший ребенок воспринимается Викой как конкурент за внимание остальных членов семьи.

Трижды подчеркнутая надпись «У нас самая лучшая семья на свете» говорит о попытке вытеснить ощущение неблагополучия, убедить себя и проверяющего в том, что семейная ситуация Вику полностью устраивает.

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше.

У папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с Сашей. Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с самой крупной головой, можно предположить, что отец для него – очень значимая фигура. Возможно, напряженное отношение к нему вызвано именно недостаточностью общения.

Сопоставление рисунка семьи с рисунком человека (рис. 154) показывает, что последний выполнен более тщательно и не содержит признаков эмоциональной нагрузки. Из специфических особенностей рисунка человека следует отметить отклонение от вертикали, увеличенный размер и непопадание линий в нужную точку. Эти признаки позволяют предположить наличие импульсивности, связанной с органическим поражением мозга. Пустые глаза (без радужки и зрачков) – признак возможной аутизации. На рисунке семьи этот признак еще более выражен, поскольку глаза изображены намного крупнее, чем на рисунке человека. .

Родители жалуются на то, что Саша неорганизован, высоко конфликтен, бывает агрессивным (иногда бросает в людей какие-либо предметы – впрочем, нетяжелые). У мальчика нет друзей, отношения как со сверстниками, так и со взрослыми складываются плохо. Эти проблемы могут отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями Саши, проявившимися в рисунке человека. Однако они, безусловно, обострены напряженным отношением к отцу и Сашиным общим неблагоприятным самоощущением в семье.

Отражение особо острого внутрисемейного конфликта можно видеть на динамическом рисунке семьи одиннадцатилетнего Кирилла 3. (рис. 160).

В рассмотренных ранее рисунках если и не присутствовало общение между членами семьи, то хотя бы кто-либо один из них выполнял некую семейную функцию. Как правило, это была мама, готовящая обед.

В рисунке Кирилла семейная тематика отсутствует вовсе. Каждый из персонажей занят своим делом, никак не связанным с остальными. Наиболее выразительный элемент рисунка – это дверь туалета, за которой мальчик поместил себя. Незадолго до визита к психологу Кирилл был надолго заперт родителями в туалете в наказание за грубо агрессивное поведение в школе. На рисунке ситуация переосмыслена. На двери туалета висит табличка: «Не входить. Я занят». Тем самым Кирилл демонстрирует, что он заперся сам, хотя в реальности его заперли родители. Сцену, изображенную на рисунке, можно проинтерпретировать как встречный отказ мальчика от каких-либо контактов с родителями. Он подчеркнут дополнительными штрихами, отгораживающими дверь от окружающего пространства. Штрихи небрежны и сделаны с очень сильным нажимом, что говорит о высокой эмоциональной напряженности.

Родители изображены карикатурно. У отца огромный живот, на лице нарисованы прыщи (точки на лбу). У матери вместо ступней что-то вроде копыт, губы нарочито подчеркнуты, глаза пустые, поза нелепа. В этом выражается негативное отношение Кирилла, его протест против применяемых «педагогических» воздействий. Интересная деталь на двери – значок, которым принято маркировать мужской общественный туалет. В данном случае он, по-видимому, говорит о том, что отношение к матери более конфликтно, чем к отцу: ей вход запрещен окончательно и бесповоротно. О том же говорит ее отдаленность и обращенность исключительно на себя, в то время как отец направляется к двери, за которой предполагается мальчик.

В данной ситуации необходимы срочные меры по налаживанию нормального общения с ребенком. Если оно не будет восстановлено, то очень вероятны острейшие протестные реакции. Форма их выражения может оказаться еще более грубо агрессивной, чем в предыдущем случае, когда он нанес травму своему однокласснику.

АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю» . Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.

Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.

Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.

Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.

Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».

На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.

Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.

На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.

В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.

Тест «Моя семья»

этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.

приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

инструкции

предложите ребенку нарисовать свою семью. во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку . обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь - этот человек наиболее любим ребенком.

когда рисунок будет готов , спросите: «кого ты нарисовал?». «почему не нарисовал… (например, папу)?». «кто здесь самый счастливый? почему?». «кто самый несчастный? почему?».

обработка теста

по данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.

1. анализ структуры рисунка

нарисованный состав семьи соответствует реальному - у ребенка правильно сформировано понятие «моя семья».

если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя - конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком - ребенку не хватает общения с этими людьми.

нарисовал зверей - есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.

если на рисунке нет самого ребенка - плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

нарисовал только себя - нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). если к тому же прорисовано много деталей - эгоцентризм.

2. расположение членов семьи

все члены семьи соединены руками, взялись за руки - психологическое благополучие.

если объединены реальной общей деятельностью - показатель сплоченности семьи.

заняты выдуманной деятельностью - психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

члены семьи на большом расстоянии от ребенка - отчужденность, боязнь, негативные отношения.

группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок - другим) - разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка - свои, «не суй нос не в свое дело»).

кого ребенок нарисовал рядом с собой - тот эмоциональнее ближе к ребенку.

ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю - менее значимого.

папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован - часто отсутствует.

если вокруг семьи рамка (все в здании) - изолированность от внешнего мира.

небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга - нарушение эмоциональных контактов.

3. анализ особенностей нарисованных фигур

нарисованы все детали тела - норма. мама без рта - «не кричи», глаз нет - «не хочу постоянного надзора», папа без рук - «не бей меня», не нарисовал лицо - «ты мне не симпатичен».

пропуск деталей на голове или лице - враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. прорисованы кисти рук - очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук - нет содержательного общения с окружающими людьми.

огромные уши - хвалите меня.

декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.

если ребенок сам себя тщательно прорисовывает - высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

схематичное изображение людей - отсутствие у ребенка эмоциональности.

величина фигур - главный член семьи - самый большой, но необязательно самый любимый.

если ребенок нарисован самым большим - эгоцентризм. большой родитель и очень маленький ребенок - родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. если все одного роста - все в семье партнеры.

руки вверх - враждебность к окружающим.

ребенок нарисован без рук - чувство бессилия, безропотности.

каждый член семьи нарисован одинаково - все безлики, отштампованы.

разные лица у членов семьи - индивидуальность.

если ребенок рисует себя похожим на маму или папу - хочет быть на нее или него похож.

используемые цвета - светлые, сочные тона - радость, любит этого человека.

черный, серый, коричневый цвет - неблагоприятное отношение к этому человеку.


4. анализ процесса рисования

нарисовал себя в последнюю очередь - низкая самооценка.

много стираний ластиком - признак тревожности, недовольства этим человеком.

мелкие размеры рисунка, штриховка - неблагоприятное физическое состояние,
напряженность, скованность.

большие размеры, яркие цвета - хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие
напряженности и утомления.

Материал к занятию.

Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке - вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

Инструкция.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого это?", "А что это такое?", "Я не хочу" - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие "семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Учитывайте следующие моменты:
Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

Правила интерпретации.
Правило 1.
В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: "Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую".
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном ми ре ребенка.

Правило 2.
Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Меня здесь не замечают", "Мне трудно найти свое место".
2. Либо: "Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения", "Мне и без них неплохо".

Правило 3.
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка.
Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4.
После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, "кто есть кто" на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

Правило 5.
Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем - так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.

Правило 6.
Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными членами семьи.

Правило 7.
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Правило 8.
Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

Правило 9.
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Правило 10.
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

Правило 11.
Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость - в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач - это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза - орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

Правило 12.
Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

Правило 13.
Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган" нападения.
Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Правило 14.
Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть - им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.
Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

Правило 15.
Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

Правило 16.
Ноги - для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая - в мире близких эмоциональных контактов.
Ноги "повисшие в воздухе", по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

Правило 17.
Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем - это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Изображение большого числа мелких предметов - фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

Методика «Рисунок семьи» относится к классу неструктурированных проективных методик. Такие методики дают человеку возможность по-своему отражать и интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность (Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 1991; Лосева В. К., 1995; Бурлачук Л. Ф.; Морозов С. М.; 1999, Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000; Маховер К., 2000; Дилео Д., 2001). Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности клиента: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.

«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающего­ся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

  • графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
  • формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном воз­расте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми.

Инструкция . Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекоменду­ется. Если клиент сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения. Взрослые могут зачеркнуть то, что им не нравит­ся, и нарисовать по-другому.

Допустимо использовать различные варианты инструкций.

  1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что озна­чает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструк­цию.
  2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
  3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
  4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».
  5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».

При этом клиентам (особенно детям) необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.

При индивидуальной диагностике в протоколе отмечается последовательность рисования персонажей и предметов, паузы более 15 секунд, попытки исправления дета­лей, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь на­строение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, ко­торые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напро­тив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избе­гать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоциро­вать защитные реакции.

Оценка рисунка

Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется со­брать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и о ее основ­ной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь клиент, как ребенок, так и взрослый, рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людь­ми и свои переживания по их поводу.

На основании таких рисунков можно определить следующее:

Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия

в семье. Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то совместно, улыбаются - это говорит об их сплоченности и положительном на­строе. На разобщенность и плохое настроение указывает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, отрицательные эмоции сильно выра­жены.

  • Особенности состояния клиента во время рисования . Наличие сильной штри­ховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физическом состоя­нии, напряженности, скованности. Напротив, большие размеры, использование для рисования всего листа могут свидетельствовать об обратном: хорошем распо­ложении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
  • Степень изобразительной культуры , стадию изобразительной деятельно­сти, на которой находится клиент. Следует обратить внимание на примитивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность.
  • При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи , чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат).

Критерии оценки

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

  • Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
  • Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем - его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

Анализ рисунка семьи Димы Б., 8 лет, ученика 1-го класса

Диагноз: резидуально-орга ническое поражение головного мозга.

Дима изобразил себя и своего отца. Мама и бабушка, с которыми он на момент обсле­дования проживает в одной семье, на рисунке отсутствуют.

Рассказ и диалог с психологом по рисунку: Дима: «Мы с папой едем в гости к Никите. Играть в компьютер будем». Психолог: «А почему вдвоем?» - «Мама по выходным ра­ботает». - «Как тебе здесь, на рисунке, с папой?» - «Нравится, я его люблю. Маму тоже, но...» Далее следует пауза и разговор обрывается.

Со слов матери, родители развелись больше года назад. Отца Дима видит не чаще, чем раз в месяц. Обычно отец забирает его на выходной день и везет к своим родителям или в гости. По мнению мамы, ее сына отличают «упрямство, негативизм, низкая мотивация к обу­чению, неуважительное отношение к маме и бабушке». Мама вынуждена постоянно следить за учебой сына, делать с ним уроки: «Последнюю четверть закончил без троек. Но чего мне это стоило!» Отец в учебе сына никакого участия не принимает. Сложности в отношениях с сыном послужили поводом для обращения к психологу. Отсутствие на рисунке мамы и ба­бушки указывает, что на бессознательном уровне Дима к ним относится отрицательно. Он тянется к отцу, с которым приятно проводит время, не занимаясь скучной учебой.

Анализ рисунка семьи Антона В., 9 лет, ученика 3-го класса

Диагноз: тик. Внешне гиперкинетическое расстройство проявляется как постоян­ные качания головы из стороны в сторону, как будто ребенок говорит «нет».

На рисунке изображена белая крыса Ванда. Мама, папа и сам мальчик не нарисованы. Антон прокомментировал рисунок так: «Это - моя семья. Ванда - коварная, злобная, ку­сачая, с огромными зубами. Сама маленькая, а зубы большие. Нравится, когда злая. Рычит - как журчит. Хорошо от журчанья. Подруга моя. С ней весело. А всех других я не буду рисо­вать».

Со слов мамы, у нее с мужем хронически конфликтные отношения. Она даже советова­лась с сыном, стоит ли им развестись. Антон против развода. Отсутствие родителей на рисун­ке говорит о наличии к ним бессознательных негативных чувств, которые мальчик восприни­мает как запретные: «Я должен любить своих родителей, а они меня своими конфликтами раздражают, и это плохо, поэтому я не буду рисовать их вообще». Отсутствие самого Антона на рисунке свидетельствует о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми: «Мне трудно найти здесь свое место». Выбор белой крысы в качестве единственного изобра­женного члена семьи указывает на ту значимость, которую для мальчика имеют ее природ­ные характеристики, им перечисленные: «коварная, злобная, кусачая». По-видимому, на сим­волическом уровне они отражают его скрытое напряжение и агрессию по отношению к обстановке в семье, проявляющуюся в гиперкинетическом синдроме.

3. Пространство листа - это аналог жизненного пространства. Как и в реаль­ной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свобод­но, с размахом, и могут занять весь лист.

Анализ рисунка семьи Филиппа Г., 15 лет, ученика 9-го класса

Диагноз: вегетососудистая дистония по гипотоническому типу.

Поводом для обращения к психологу послужила реакция подростка на разлуку с семь­ей (отъезд мамы, отчима и младшего брата в другой город). Филипп двое суток лежал, отвер­нувшись к стене, отказывался от пищи и не разговаривал с бабушкой. Затем у него возникли трудности с учебой, и он стал отказываться ходить в школу. Его состояние ухудшалось, и тогда мама решила вернуться к сыну.

На рисунке изображены мама, отчим и младший брат (от брака мамы с отчимом). Рас­сказ по рисунку. Филипп: «Меня здесь нет. Но если бы себя нарисовал, стоял бы за спиной у мамы с Николкой. Мама собирается играть с Николкой, думает, куда с ним пойти, как его развлечь. Настроение у нее хорошее, радостное. Николка смеется, что будет гулять. Папа его слушает и думает - пойти на деловую встречу или отменить ее? Потом решает пойти погулять». Психолог: «А ты бы о чем думал?» - «Думал бы, что мне надеть? Николка у нас такой - везде лезет, лезет».

Отсутствие автора на рисунке указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место». О низких самооценке и уровне притязаний Филиппа свиде­тельствует также изображение семьи в виде группы маленьких фигур в нижней левой части листа: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на со­четание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено на­ верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

Анализ рисунка Мити П., 17 лет, студента 1-го курса

Диагноз: эпизодическое употребление наркотиков.

На рисунке отсутствуют члены семьи: мама, папа, сам Митя и его младшая сестра Катя 15 лет. Вместо людей нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор. Название рисунка: «Семейный очаг».

Комментарии к рисунку на основании вопросов психолога: «Как папа чувствует себя в доме?» - «Не знаю...» - «Как мама?» - «Не знаю... Мне тоскливо, безнадежно - с роди­телями не договориться, не переубедить, они консерваторы в мировоззрении. Сестре - без­заботно, ей переживать еще рано».

Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является здесь самой большой семейной ценностью. Отсутствие на рисунке членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого Мити говорит о том, что он не видит себе места в этом мире. Относительно небольшое по размеру изображение дома расположено наверху, а большая нижняя часть листа - пус­тая, что является признаком сочетания низкой самооценки Мити с высоким уровнем притяза­ний: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получится».

Мамин стиль воспитания - доминирующая гиперпротекция («Никто в семье никуда не уходит, чтоб я не знала»). Она всю жизнь руководила сыном во всех его делах, особенно в учебе (репетиторы с пятого класса, поступление в вуз по знакомству и за взятку, контроль общения). На момент исследования Митя - студент факультета мировой экономики пре­стижного вуза. Однако он считает, что не способен учиться, и поэтому решил быть диджеем («Потому что экономист работает, а диджей отдыхает в окружении друзей, с хорошей музы­кой, общается, и за это 6-10 тыс. долларов в месяц получает»). Все вечера и ночи Митя про­водит за играми в компьютерном клубе, где он и начал употреблять наркотики. Чтобы он не уходил, мама забирает у него ключи, запирает двери, караулит, но сын все равно убегает из Дома.

При интерпретации рисунка дома можно отметить следующие моменты. Отсутствие дверей указывает на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Размещение рисунка над центром листа - что он чув­ствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели, поэтому склонен ис­кать удовлетворение в фантазиях. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) отра­жает то, что автор рисунка отвергнут, отстранен, не признан дома. Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени (рис. 2.5). Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

Анализ рисунка семьи Толи Т., 7,5 лет, ученика 1-го класса

Диагноз: здоров. Жалобы на нарушения поведения в школе (со слов учителя: «Стал замыкаться, на уроках встает - не может долго находиться в покое, кусает тех учеников, кто его бьет или за волосы дергает»).

На рисунке изображены все члены семьи: мама, Толя, бабушка и дедушка (мальчик называет его папой). Отец из семьи ушел, когда Коле было три годика. Рассказ и диалог по рисунку: Толя: «Мама смеется анекдоту, который я рассказал. Я бегаю, играю в футбол. Бабуля готовит ужин. Папа-дедуля пишет диссертацию». Психолог: «А кто тут самый главный на рисунке?» - «Самый главный папа-дедуля. Он всем приказывает. И бабуля, она тоже всем все приказывает». - «А вы с мамой какие?» - «Мама, я - добрые. Не ругаем­ся - и все».

Самая большая фигура на рисунке, с самой большой головой и с самым большим ртом - это мама. По-видимому, это связано с тем, что подсознательно Толя испытывает к ней страх и уважение, зависит от ее оценок и считает самой умной. В беседе Толя рассказал, что мама нередко его бьет, наказывает за плохое, с ее точки зрения, учебу и поведение. Из-за этого мальчик очень переживает. Он мечтает, чтобы мама его любила и ласково к нему относилась. На рисунке у Толи маленький рот, и это означает, что он еще не умеет или не имеет права высказывать свое мнение. Однако сравнительно большие руки и ладони, похо­жие на кулаки, которые мальчик нарисовал себе и которые сравнимы по размерам с руками и ладонями других членов семьи, позволяют предположить, что Толя может «пустить их в дело».

8. Большой по размеру и/или заштрихованный рот - символ агрессии, нападе­ния. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет пра­ва высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет - показатель застенчивости, пассивно­сти, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев - указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не при­надлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о не­ удовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным челове­ком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (напри­мер, сказочного) персонажа.

Анализ рисунка семьи Федора П., 11 лет, ученика 7-го класса

Диагноз: навязчивые страхи (боится находиться в квартире один; боится что не выключил газ, вытяжку, что не потушил свет, когда уходил из дома).

На момент исследования проживает вместе с мамой и кошкой Мурой. Родители не раз­ведены, но уже несколько месяцев живут отдельно. До их разъезда Федор никогда не оста­вался один в квартире, так как папа днем всегда был дома. На рисунке изображены последо­вательно папа, мама, Федор, Мура и двоюродная сестра Аня 16 лет (одна из трех дочерей замужней сестры матери, с которой Федор общается летом на даче). Рассказ по рисунку: «Настроение у всех хорошее. Папа смотрит телевизор, играет со мной. Мама готовит, по те­лефону разговаривает. Я уроки делаю. Мура играет, мусорит. А Аня слушает плейер».

Появление на рисунке папы и Ани свидетельствует о том, что Федор испытывает дефи­цит общения, нуждается в поддержке и защите. На значимость отца и Ани в его жизни указы­вает также размер их изображений. Расположение себя в пространстве листа напротив Ани показывает, насколько хорошие отношения связывают двоюродных брата и сестру.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке распо­ложен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в се­мье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистан­цией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Анализ рисунка семьи Лены Г., 13 лет» ученицы 9-го класс

Диагноз: нарушение осанки.

Жалобы: упрямство, негативизм, конфликты со всеми членами семьи. С помощью опросника ПДО определена истероидно-эпилептоидная акцентуация характера, выраженная реакция эмансипации, риск социальной дезадаптации.

На рисунке девочка изобразила всех членов семьи: в верхнем ряду - маму, бабушку и папу, в нижнем - себя, брата Гошу 11 лет и кота Тимошу. Из рисунка следует, что взрослые в этой семье с точки зрения девочки обладают значительно большей властью, чем дети. Об этом также говорит отсутствие у девочки на рисунке кистей рук, а у ее брата - стоп ног. В подсистеме взрослых между собой близки мама и бабушка, в подсистеме детей - Лена и Гоша.

Семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, в одной комнате - бабуш­ка, в другой - родители с детьми. Дети никогда не остаются одни, без присмотра старших: дома всегда присутствует бабушка, а в школе, где они учатся, мама работает учительницей.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (напри­мер, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изоб­ражается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи.

17. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле вос­принимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги - признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «по­висшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не име­ют.

Анализ рисунка семьи Насти К., 16 лет, ученицы 10-го класса

Диагноз: распространенный нейродермит.

На рисунке изображены все члены семьи: Настя, мама, папа и брат Петя. Вначале На­стя нарисовала всех членов семьи отдельно, но затем рисунок исправила: от себя протянула руку к маме и как бы взяла маму под руку, а от мамы протянула руку к папе, так что изобра­женная мама тоже как бы взяла папу под руку. Рассказ по рисунку: «Я держу маму под руку, когда гуляю. Мамочка держит за руку папу (гуляет). Братик Петя идет рядом (независимый). У меня настроение хорошее, у мамы - хорошее, у папы - среднее. У Пети - хорошее».

Настя - идентифицированный пациент. Она стала болеть вскоре после того, как брат начал открыто конфликтовать со злоупотребляющим алкоголем отцом и даже избил его. Заболев, Настя переключила внимание членов семьи на себя, и конфликты отца с сыном ста­ли возникать реже. Из рисунка видно, что Настя как бы оттягивает маму, а мама, соответ­ственно, папу, подальше от Пети, так что Петя теперь «независимый». Свой контур Настя обвела несколько раз - по-видимому, ее болезнь вызывает у нее большую внутреннюю тревогу. Кроме того, выделены рука Насти, которая тянется к маме, и рука мамы, которая тянется к папе, что указывает на субъективную значимость напряженного «сцепления дочери с родителями». Однако в отличие от других изображенных членов семьи, у девочки на рисунке нет глаз, и это означает, что она запрещает себе просить о помощи. Просьбу о помощи выражают большие круглые глаза матери, которая и привела дочь на консультацию. Себе Настя нарисовала самые большие ступни ног, кроме того, если мысленно провести горизон­тальную линию по самой нижней точке ног, то окажется, что Настя приписывает себе чувство наибольшей «опоры в реальности». Она полагает, что спасти семью, разрешить конфликт между Петей и папой - ее долг.

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

Общий размер рисунка

Кол-во членов семьи

Соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра брат

дедушка бабушка и т.д.

Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними

Наличие животных

Вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое

эстетическое в интерьере,

на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение в движении, действии

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)

Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.