Интернет

Бездны под кухонным линолеумом. Литературные премии субъективны по определению Канадская писательница элис манро

Шведская академия определилась с лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2013 год — награду получила канадская писательница Элис Мунро, которая стала 13-й женщиной среди ее обладателей. Имя Мунро по результатам заседания Нобелевского комитета объявил постоянный секретарь организации Петер Энглунд.

Премия писательнице была вручена с формулировкой «Мастер современного рассказа», в декабре 2013 года Мунро выступит с нобелевской лекцией на балу лауреатов, где пройдет и официальное награждение.

Обладатель Нобелевки по литературе в этом году получит 8 млн шведских крон — примерно $1,2 млн.

Литературный критик, редактор, организатор литературных премий «Человек книги» и «Просветитель» Александр Гаврилов заметил, что Нобелевская премия по литературе уже долгие годы дается не по принципу приоритета в абсолютном измерении литературного мастерства, а из некоторых политических расчетов.

«Мунро — женщина, которая в очень почтенном возрасте продолжает вести литературную работу. Она представитель страны, которая никогда прежде не была отмечена вниманием Нобелевского комитета», — рассказал Гаврилов «Газете.Ru».

Элис Мунро 82 года, а писать она начала в конце 60-х — в 1968 году вышел сборник «Танец счастливых теней», который получил премию канадского генерал-губернатора. Эту премию она получала в дальнейшем с завидной регулярностью — за едва ли не каждый сборник, в которые были объединены ее рассказы. Ее библиография и состоит из таких рассказов, объединенных в сборники, которые некоторые исследователи сравнивают с рассказами Чехова. В их числе «А кто ты собственно такая?» (1978), «Прогресс любви» (1986), «Любовь хорошая женщина» (1998), «Беглец» (2004). Ее героиня — женщина средних лет, ищущая смысл в повседневных вещах. В 2009 году Мунро стала третьим лауреатом «Международного Букера» — награды, которая вручается писателю из Британского Содружества по совокупности заслуг перед литературой.

«Место действия ее рассказов — Северное Онтарио, маленькие города на больших реках и живущие в них маленькие люди с большими чувствами», — рассказал Петер Эглунд. Никто лучше Мунро не разбирал миф романтической любви, добавил он.

В июле 2013 года Элис Мунро объявила о завершении литературной карьеры. Сборник рассказов «Дорогая жизнь», вышедший осенью 2012-го, стал последней книгой 82-летней писательницы.

«Элис Мунро человек гораздо более интересный, чем большинство лауреатов, которых мы видели в последние годы, — уверен Гаврилов. — Я встречался с ней однажды в Канаде на книжной ярмарке: это такая классическая старушка, какую мы представляем, когда произносим это слово, — тоненькая, хрупкая, с копной седых волос. Но больше всего меня поразило то, каким теплом от нее веяло, когда она входила в зал, где все знали ее в лицо».

«Каждый канадец знает, что в его стране живет великий автор рассказов, находящий нужные слова для самых тонких переживаний.

Это как если бы мы сегодня не просто заполучили Чехова в качестве гениального русского автора, а еще и все вместе оказались тем самым сообществом читателей конца XIX века, которое в каждом слове Чехова узнавало себя, для каждого своего переживания находило слово у Чехова», — сказал Гаврилов.

«Я буду рад, если она будет полноценно и обильно выпущена на русском, а это, думаю, обязательно случится, сейчас переведена только одна ее книга», — заключил он.

Нобелевская премия по литературе присуждается с 1901 года. Среди ее лауреатов — Герман Гессе, бельгийский драматург Морис Метерлинк, Эрнест Хемингуэй, Томас Манн, Бернард Шоу, а также русскоязычные авторы — Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Александр Солженицын. В 2013 году Шведская академия выбирала лучшего писателя из 195 кандидатур, 48 из них были номинированы впервые.

Элис Энн Манро (также Мунро) – канадская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (2013 ) и Международной Букеровской премии (2009 ), трёхкратная обладательница канадской премии генерал-губернатора в области художественной литературы, трёхкратная обладательница премии О.Генри и лауреат премии Национального круга книжных критиков – родилась 10 июля 1931 года в Уингеме (провинция Онтарио, Канада) в семье фермера Роберта Эрика Лейдлоу и школьной учительницы Энн Кларк Лейдлоу.

Она начала писать в подростковом возрасте и опубликовала свой первый рассказ «Измерения Тени» в 1950 во время учёбы в Университете Западной Онтарио. В этот период она работала официанткой. В 1951 она оставила университет, в котором специализировалась в английском языке с 1949 , вышла замуж за Джеймса Манро и переехала в Ванкувер. Её дочери - Шейла, Кэтрин и Дженни родились в 1953, 1955 и 1957 годах соответственно; Кэтрин умерла через 15 часов после рождения. В 1963 супруги переехали в Викторию, где они открыли книжный магазин, под названием «Книги Манро». В 1966 году родилась дочь Андреа. Элис Манро и Джеймс развелись в 1972 . Элис вернулась в Онтарио, чтобы стать писателем в Университете Западного Онтарио. В 1976 она вышла замуж за Джеральда Фремлина, географа. Супруги переехали на ферму недалеко от Клинтона, Онтарио. Позже они переехали из фермы в город.

Первый сборник Элис Манро, «Танец счастливых теней» (1968 ), был высоко оценён, благодаря чему Манро получила премию генерал-губернатора, самую значимую литературную премию Канады.

Этот успех закрепил «Жизни девочек и женщин» (1971 ), сборник взаимосвязанных рассказов, опубликованных как роман. В этом единственном произведении Манро, называемом романом, разделы больше похожи на рассказы, чем на главы, эта книга - фиктивная автобиография Дель Джордан, девочки, растущей в небольшом городке в Онтарио и позже становящейся писательницей, но включает также повествования её матери, тётушек и знакомых. Позднее сама писательница признавала, что её решение написать произведение большого формата было ошибкой.

В 1978 был опубликован сборник «Ты кем себя воображаешь?» ("Who do you think you are?"). Эта книга позволила Манро получить премию генерала-губернатора во второй раз. С 1979 по 1982 она была в творческих поездках по Австралии, Китаю и Скандинавии. В 1980 Манро занимала должность писателя-резидента в Университете Британской Колумбии и Университете Квинсленда. В 1980-х и 1990-х Манро публиковала сборники рассказов примерно раз в четыре года. В 2002 её дочь Шейла Манро опубликовала мемуары о своём детстве и жизни матери.

Рассказ Манро «Медведь перешёл через гору» был экранизирован режиссёром Сарой Полли под названием «Вдали от неё» (2006 ).

В 2009 писательница стала лауреатом международного «Букера».

Рассказы Элис Манро часто появляются в таких изданиях как «Нью-Йоркер», «Атлэнтик», «Грэнд стрит», «Мадемуазел» и «Пэрис ревью». Её предпоследний сборник, «Слишком много счастья», был опубликован в августе 2009 . Героиня повести, давшей название этому сборнику, - Софья Ковалевская. Летом 2013 82-летняя Манро объявила об уходе из литературы: сборник рассказов «Дороже самой жизни» ("Dear Life"), вышедший осенью 2012 , должен стать её последней книгой.

В 2013 Элис Манро присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «мастеру современного рассказа». Она стала первым канадским писателем, удостоившимся этой премии.

Основной деятельностью персонажей Манро называют «рассказывание историй», часто рассказы второстепенных персонажей пересказываются главными и включаются в основной нарратив; при этом большинство её повествователей признают несовершенство и неадекватность своего посредничества; сама Манро тем самым исследует способности и ограничения повествования.

Согласно К.Дж. Мейберри, на протяжении своей деятельности Манро настаивает на существовании доязыкового опыта, истины, независимой от языка и целиком личной.

Произведения:
Танец счастливых теней - 1968 (лауреат премии 1968 года генерал-губернатора)
Жизни девочек и женщин - 1971
Что-то я хотел сказать Вам - 1974
А кто ты собственно такая? - 1978 (лауреат премии 1978 года генерал-губернатора)
Спутники Юпитера - 1982
Путь любви - 1986 (лауреат премии 1986 года генерал-губернатора за художественную литературу)
Друг моей юности - 1990 (лауреат книжной премии Trillium)
Открытые секреты - 1994 (номинирован на премию генерал-губернатора)
Избранные рассказы - 1996
Любовь хорошей женщины - 1998 (лауреат премии Гиллер 1998 года)
Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак - 2001
Любовь не теряется - 2003
Урожай Манро - 2004
Беглянка - 2004 (победитель премии Гиллер 2004)
Carried Away: A Selection of Stories - 2006
Взгляд со скалы Замка - 2006
Слишком много счастья - 2009
Дорогая жизнь - 2012

Одной из основных особенностей рассказов, включенных в этот сборник, является то, что они, за исключением одного, написаны в каком-то отстраненном стиле. Все переживания, даже самые эмоциональные, переданы достаточно сухо, безэмоционально, спокойно, как-то по-осеннему - прохладно, но все-таки еще не по-зимнему холодно. В основном, это достигается тем, что в большинстве рассказов повествование ведется в ключе воспоминаний - все события, будь то радости или потрясения, уже пережиты и они уже являются неотъемлемой частью человека. Героини (а главными действующими лицами каждого из рассказов являются женщины, даже если кажется, что в основном идет рассказ о мужчине, центром картины неизменно является представительница прекрасного пола) с удовольствием, хотя иногда и без оного, предаются воспоминаниям. Плюс к этому, почти каждая история заканчивается образным многоточием, вынуждающим, при желании, додумывать что же произошло с героями далее.

Все это присуще 9 из 10 рассказов, составляющих сборник "Слишком много счастья". Но описание это нельзя применить к хронологически последней новелле (скорее даже небольшой повести), которая как раз и подарила свое название данной книге. Она написана абсолютно в другом ключе. Все повествование ведется таким образом, что складывается ощущение того, что это как будто происходит в настоящем, т.е. героиня переживает, проживает эмоции прямо здесь и сейчас, хотя на самом деле действие происходит в конце 19-го века. И эмоциональность данной повести легко ощущается, особенно на контрасте с предыдущими. Также эта история единственная, где поставлена четкая точка, точка образная и после фактической точки мысль не устремляется в гипотетическое будущее, а скорее стремится окинуть "взором" прошлое, множественное прошлое.

Вероятно, вышеописанные признаки говорят о том, что автор владеет разнообразными стилями повествования и для каждого рассказа намеренно выбран именно тот из них, который наиболее ему подходит. Большую часть сборника казалось, что Элис Манро пишет в единственно доступном ее способностям стиле и по-другому просто не умеет.

"Слишком много счастья" я читал долго - более полугода. После каждой новеллы делал достаточно длительный перерыв. Чаще всего это я делал осознанно для того, чтобы попытаться понять очередную прочитанную часть сборника. Но в итоге, должен констатировать, что понял лишь мизерную долю из этих рассказов. Ни в одном из них вы не найдете четкого ответа о том, в чем суть этой рассказанной истории, о чем она, что автор хотел сказать, какие эмоции хотел вызвать. Наверное, это неплохо. Если, конечно, ты способен сам уловить суть. Я вот не сумел. Возможно, потому что я не женщина.

Канадская писательница Элис Мунро только что получила Нобелевскую премию по литературе за 2013 год. Это первый случай, когда писатель, живущий в Канаде, получает такое высокое признание. Предыдущим и единственным до сегодняшнего дня канадцем, получившим такую премию, был Сол Беллоу, но он был только рожден в Канаде, а прожил всю жизнь в США. Сол Беллоу получил свою Нобелевскую премию по литературе в 1976 году. Выбор нобелевским комитетом Элис Мунро в 2013 году является большим подарком современной мыслящей и читающей Канаде, и не может считаться политическим заявлением, как это было в случае с мало популярными Дорис Лессинг, Орханом Памуком и Гарольдом Пинтером. Нобелевский комитет отметил, что Элис Мунро просто является великолепным и очень доступным мастером психологического рассказа, ее книги регулярно входят в списки бестселлеров, поощряются читательскими и профессиональными призами и активно продаются.

Элис Мунро сейчас 82 года, и недавно она объявила, что покидает писательское дело. В апреле 2013 она похоронила своего мужа. Казалось бы, ее жизнь заканчивается. Однако с присуждением премии ее жизнь скорее всего только начнется, ведь обязательно теперь будут поездки, встречи с читателями, переиздания книг и т.д.
Мунро особенно близка мне, как жителю канадской Виктории, где она прожила много лет со своим первым мужем Джеймсом Мунро до развода. В 1963 году ее муж открывал в старом здании почты новый книжный магазин под названием «Книги Мунро». Этот магазин знают и любят все жители Виктории, которые предпочитают «интеллектуальную» литературу. Когда я увлекался творчеством Мураками, именно в этом магазине я смог найти наибольший выбор его книг. Кроме того, само здание является памятником архитектуры 19 века и значится во всех туристических маршрутах по городу как достойная внимания достопримечательность. Я заглянул в этот магазин сегодня, чтобы посмотреть, как его менеджмент (и бывший муж, который до сих пор руководит этим магазином) отреагировал на сообщение о награде. В магазине появился новый стенд, повященный исключительно творчеству Элис Мунро, с простым, отпечатанным на принтере, но искренним поздравлением. Книги со стенда быстро раскупались читателями. О повышенном внимании читателей к книгам Мунро сегодня сообщают и другие книжные магазины города через местную газету.
Элис Мунро родилась в 1931 году в семье фермера и учительницы в маленьком городке Вингхам на юге канадской провинции Онтарио. В таком городе женщине заниматься литературным трудом в те годы было немыслимо. Однако литературные таланты у юной Элис имелись, и по окончанию школы она получила стипендию на обучению журналистике в университете Западного Онтарио. Еще будучи студенткой она продала свой первый рассказ Канадской Радиовещательной корпорации СВС. Окончить университет не позволил бурный роман и свадьба с однокурсником Джеймсом Мунро. Молодожены переселились в Викторию. Через несколько лет Элис Мунро была уже матерью трех детей и не могла и подумать о литературной карьере. Вся ее жизнь теперь заключалась в одном слове: домохозяйка. Она вспоминает, что к 30-ти годам она не могла написать и предложения. Такое быстрое уничтожение всех ее литературных планов ввело Элис в серьезную депрессию. У мужа однако с открытием магазина «Книги Мунро» дела пошли неплохо. Некоторое время Элис работала у мужа в магазине, и это позволяло ей общаться с читателями и с книгами. Порвав с мужем, она вышла из депрессии, уехала в родной город и напечатала свою первую книгу «Танец счастливых теней", за которую получила в 1968 году высшую канадскую литературную награду «Приз Генерала-губернатора».
К ее лучшим книгам относится последняя автобиографическая публикация «Дорогая жизнь» (лауреат книжной премии Триллиум за 2013 год), роман в рассказах «Беглец» (Приз Гиллер за 2004 год), объединенный историями из жизни одной женщины в разные года, сборник рассказов «Любовь к хорошей женщине» (Приз Гиллер за 1998 год), в которых описывается жизнь нескольких очень разных женщин, сборник рассказов «Служанка нищего» (премия Букера за 1980 год) – история матери и ее приемной дочери, сборник рассказов «Жизнь девочек», в которой рассказывается о взрослении деревенской девочки в 1940-х годах.

Два произведения Элис Мунро были экранизированы. Рассказ «Медведь на холме» стал основой популярного фильма «Вдали от нее». В центре сюжета этого фильма лежит история испытания чувств престарелой супружеской пары после того, как больная жена узнает, что ее супруг был ей неверен и никогда не сожалел об этом. Фильм «Любовь и ненависть» по книге «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» был недавно показан на кинофестивале в Торонто. Эта история - о психологических мучениях женщины среднего возраста.

Я не читал ни одного рассказа Мунро, но эта история мне сильно напомнила рассказы другой великой писательницы – Людмилы Улицкой, творчество которой я люблю и ценю.

Элис Мунро называют еще канадским Чеховым. Подобно Чехову, она предпочитает короткие формы. Мастером современного рассказа ее назвал Нобелевский комитет, объявляя лауреата: «Элис Мунро может на 20 страницах рассказать историю целого поколения». В ее рассказах мало действия, но очень много психологии, особенно женской. Критики высказывали всегда много похвалы в ее адрес. Элис Мунро отмечали за точность языка, прекрасно подобранные детали, неожиданность ее историй, мастерское умение создать особую атмосферу, за прекрасное знание человеческой психологии. Критики также отмечают, что никакой другой автор не исследовал с такой точностью феномен романтической любви и не показал, что любовь означает для каждого человека совершенно разные вещи. О ней с уважением отзываются и другие знаменитые канадские литераторы, например Маргарет Этвуд, о которой я еще буду писать в этом блоге.

К особенностям стиля Мунро можно также отнести тот факт, что часто действие ее историй происходит в маленьких городках на юго-западе центральной канадской провинции Онтарио, почти на границе с США. В рассказах часто повествуется о каких-то важных, сложных и весьма универсальных, но оставшихся незамеченными историях, которые связаны с этими городками. По этой причине местные жители не всегда могли оценить ее творчество по достоинству. Многим ее бывшим и нынешним соседям кажется, что ее рассказы раскрывают много слишком личных и реальных фамильных секретов, и что по ее книгам можно довольно просто определить чья история принадлежит какой местной семье.

Пример Элис Мунро еще раз доказывает правило, которым активно пользовался Достоевский: даже незаметные люди в далеких и маленьких местах могут рассказать нам истории, которые обогатят все человечество. Возможно, что только эти незаметные люди и могут рассказать нам эти истории, потому что они не случились бы, если бы их герои были заметными и важными людьми. Эта особенность подчеркивает гуманистичный характер творчества Мунро. Она очевидно любит своих героев и интересуется ими, какими бы мелкими и скучными на поверхности они не казались. Мне этот гуманистический пафос нравится гораздо больше, чем человеконенавистнический характер творчества других великих авторов (например, Франца Кафки).

Элис Мунро отметили за вклад в современный рассказ

Шведская академия назвала имя лауреата Нобелевской премии по литературе – ей оказалась канадская писательница Элис Манро, заслужившая известность как автор рассказов. Традиционно этому жанру Нобелевский комитет редко отдает предпочтение – но вот традиция нарушена. Таким образом, канадка стала 13-й женщиной, которой присвоена эта престижная литературная награда. В последний раз – в 2009 году – женщиной-лауреатом стала Герта Мюллер из Германии.

Элис Мунро

Элис Мунро отметили как «мастера современного рассказа», говорится в решении Шведской академии.

В активе у писательницы Букеровская премия, три канадских премии генерал-губернатора в области фикшн-литературы.

Мунро родилась 82 года назад в Онтарио, в семье фермеров. Писать она начала в подростковом возрасте и опубликовал свой первый рассказ «Измерения Тени», в 1950 году во время учебы в университете, когда она подрабатывала официанткой.

После развода Элис решила стать писателем в Университете Западного Онтарио. Первый ее сборник («Танец Счастливых Теней») принес Мунро премию генерал-губернатора, самую высокую литературную премию Канады.

Многие из произведений Мунро имеет местом действия графство Гурон в Онтарио. Американская писательница Синтия Озик называет Мунро «Наш Чехов».

Проза Элис Мунро показывает неоднозначность жизни - одновременно иронично и серьезно. По мнению многих критиков, рассказы Мунро часто имеют эмоциональную и литературную глубину романов.

Присуждение премии Элис Мунро прокомментировал «МК» писатель Дмитрий БЫКОВ.

Симптоматично, что за долгое время впервые награжден мастер короткой формы. Она новеллистка, рассказчица, максимальный размер ее рассказов — 20 с небольшим страниц. Это очень хорошо, потому что действительно человечество начало быстрее думать. И вообще жанр короткой формы всегда труднее. Ее рассказы больше похожи на сны, а сделать хороший сон очень трудно. Хорошо, что это проза фабульная, что это не какие-то аморфные тексты, а тексты сюжетные и всегда динамичные. Мунро не много переводили на русский язык. Лично я имею о ней представление по двум-трем вещам, но они были сделаны очень жестко и хорошо.

- Американская писательница Синтия Озик назвала Мунро «Нашим Чеховым». Можно ли с ней согласиться?

Ни в коем случае. Чехова и Мунро роднит вот что: Чехов — это пафос выговаривания в слух вещей, которые произносятся только при очень сильной злобе. У Мунро очень силен пафос раздражения на реалии мира. Но чеховские подтексты и полутона ей не даются. Мне кажется, она к этому и не стремится. Она скорее похожа на своего великого однофамильца Гектора Хью Манро, который работал под псевдонимом Саки, мастера черного юмора. Элис Мунро — мастер с мужской жесткой рукой.

- Рассказы Мунро имеют сильную религиозную направленность. Это сейчас актуально для литературы?

Она много взяла от Фланнери О’Коннор — и сюжеты похожи, и пафос безрадостного отношения к миру. Та была ревностной католичкой и серьезным религиозным мыслителем. Я бы не назвал Мунро религиозным писателем. Ее отношение к Богу — отношение требовательного вопрошания, как и у Коннер. Я не думаю, что она религиозный мыслитель, скорее она страдающая женщина.

- В последние годы Нобелевскую премию часто давали писателям с общественной позицией...

- Совершенно верно, Нобелевскую премию вручают за две вещи. Либо за появление новой точки на мировой карте, нового топоса, страны, созданной автором. Либо за жесткий нравственный кодекс, за тот идеализм, который завещал Нобель. Мунро — это случай нравственного идеализма. Своей какой-то особенной Канады она не создала. Но вот нравственный кодекс — главное требование Нобеля — у нее не отнять, поэтому она заслуживает этой награды, как заслуживают и все предыдущие лауреаты.

- Стоит ожидать, что отечественные издательства переведут ее на русский язык?

- Признание Нобелевской премией — еще не означает успех. Некоторых лауреатов перевели и до сих пор эти тексты пылятся не разобранные. И даже такие замечательные авторы как англичанка Дорис Лессинг: ее «Пятого ребенка» раскупили, а остальное нет...

Среди тех, кому также прочили литературного «нобеля» была и Светлана Алексиевич из Белоруссии, известная не только своей литературной («У войны не женское лицо» (1985), «Цинковые мальчики» (1991), «Зачарованные смертью» (1993-1994), «Чернобыльская молитва»), но и общественной деятельностью. В 2007 году из Белоруссии поступили сообщения о том, что ее произведения были исключены из списков литературы для изучения и внеклассного чтения в рамках попыток "минимизировать использование произведений оппозиционно настроенных писателей". В последние годы писательница живет в Европе.

Среди фаворитов оказалась и американская писательница Джойс Кэрол Оутс, одна из ведущих в США романистов. Впрочем, в качестве «нобелевского фаворита» Оутс выступает на протяжении последней четверти века.

Не оправдались прогнозы тех, кто считал фаворитом на получение в 2013 году Нобелевской премии по литературе культового японца Харуки Маруками. Во всяком случае, в списках букмекеров находилось в топе имя автора романов «Норвежский лес», "1Q84" и «Кафка на пляже».

Среди других литераторов, которые достойны Нобелевской премии-2013 авторы прогнозов называли американских писателей Томаса Пинчона, Филипа Рота. Звучали имена таких поэтов как Ко Ун (Южная Корея), Адонис (Сирия), Нгуги ва Тионго (Кения) и др.

Напомним, что в прошлом году нобелевским лауреатом стал китайский романист Мо Юань.