Собственный опыт

Декоративно-прикладное искусство. Декоративно - прикладное искусство

1

В статье рассматривается два вида творчества: декоративно-прикладное искусство, базирующееся на традициях, и дизайн, основанный на проектной деятельности. Дается краткая характеристика декоративно-прикладного искусства, дизайнерского подхода в творческой деятельности. Приведены примеры из истории развития дизайна в конце XIX начале XX века. Акцентировано внимание на известных теоретиках и практиках в области прикладного искусства и дизайна, таких как У. Моррис и Дж. Рескин. Рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайнерского деятельности. Рассмотрены характерные особенности декоративно-прикладного искусства: коллективных характер, преемственность поколений, сохранение традиций. Показаны сходства и различия прикладного искусства и дизайна. Раскрыты особенности и содержание подготовки бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн» на примере Амурского гуманитарно-педагогического университета. Раскрыта роль аудиторных и внеаудиторных занятий, в том числе и участие бакалавров дизайна в выставочной деятельности. Приведены некоторые темы выпускных квалификационных работ. Представлены различные формы организации занятий по декоративно-прикладному искусству на базе факультета технологии, экономики, дизайна для формирования профессионала – дизайнера.

декоративно-прикладное искусство

дизайн-образование

характерные особенности декоративно-прикладного искусства

1. Асланова Е.С. Региональный компонент в дизайн-образовании. // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 24 апреля 2014 года. Часть II. – Благовещенск: Изд-во Амурский гос. ун-т, 2014. – C. 86-92.

2. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Российский дизайн / Н.В. Воронов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2001. – 392 с.

3. Дегтяренко В.М., Бавыкин В.С., Шумейко А.А. Роль и значение технического творчества в технологической подготовке бакалавров технологического образования. // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. – № 1-1. – С. 91-97.

4. Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне: диссертация... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Мазина Ю.И. – Барнаул, 2012. – 211 с.

5. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 201-203.

6. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования / А.А. Шумейко // Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. – С. 6-12.

Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые постоянно пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство, область художественно-творческой деятельности человека, в которой создаются самобытные утилитарные предметы, неповторимые по форме и декору. Культурное наследие каждого народа, содержит идеи и опыт, обогащающие жизнь многих поколений. В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Оно свидетельствует о высокой культуре, традициях и мировосприятии различных народов .

Современное декоративно-прикладное искусство народов России и Дальнего Востока переживает период активных творческих поисков. Процесс развития декоративно-прикладного искусства побуждает к созданию оптимальных условий для творчества через непосредственное изучение традиций народов, постижение основ мастерства, воспитание вкусовых ориентиров, проектирование авторских изделий и коллекций.

Развитие рыночных отношений требует большого количества профессионалов, способных качественно организовывать предметную среду и проектировать отечественную продукцию, конкурентную за счет совершенствования ее эстетических качеств.

В настоящее время дизайн-образование является одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования. Профессия дизайнера является престижной и востребованной в обществе. Данная ситуация способствует акцентированию внимания на вопросах профессиональной подготовки дизайнеров в отдельно взятом регионе, к ее структуре, содержанию и организации образовательного процесса.

Современные прогностические исследования в области философии дизайна и художественного творчества (Воронов Н.В., Каган М.С., Кожуховская С.М., В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов, Х.Г. Тхагапсоев и др.), показывают, что новое образование должно сконцентрировать свое внимание наряду с профессиональной подготовкой на развитии личности, его творческих способностей.

На развитие дизайнерского подхода в творческой деятельности указывал известный историк и теоретик искусства и дизайна Н.В. Воронов: «Воспиталось бы поколение не только дизайнерски мыслящих личностей, но, понимая проблему более широко, - поколение личностей, интеллектуалов, способных поднять на новую ступень не одну лишь промышленность или государственную машину, но и всю культуру нации. Тогда путь прогресса во всех областях стал бы неостановим и непрерываем, а застой и регресс невозможным» .

Появление новых визуальных средств отображения действительности меняет характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами (реклама, графический дизайн и др.) активно развиваются Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Современные компьютерные технологии дополнили и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Традиционные виды дизайнерской деятельности включают информативные и коммуникативные функции. По мнению ученых, к внешним факторам, влияющим на развитие творческих способностей, относятся требования деятельности, в которой они реализуются .

Виды творчества, в том числе и прикладного творчества, тесно взаимосвязаны с дизайнерской деятельностью. В истории дизайна можно найти много ярких примеров, свидетельствующих о влиянии ручного труда мастера на развитие промышленного дизайна. Так, английский философ и теоретик искусства Джон Рескин (1819-1900) придавал искусству вещи роль морального фактора общества. Он выступал против машинного производства, указывая на его разрушительную силу. Таким образом, Д. Рескин и его последователи обращали внимание общественности к прикладному искусству вещи в быту. Английский художник в области прикладного искусства, писатель, общественный деятель - Уильям Моррис - основатель движения «Искусств и ремесел», также внес значительный вклад в развитии дизайна XIX века. Его идеи вхождения эстетического в производство, связи материала и изготовления вещи, соответствия формы, украшения и отделки предмета с его назначением являются актуальными в современном дизайнерском творчестве. Таким образом, взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна очевидна и заключается в формировании мира вещей, целостной материальной культуры общества. Различия заключаются в том, что декоративно-прикладное искусство - это народное искусство, имеющее характерные особенности: коллективный характер, преемственность поколений и сохранение традиций, а дизайн - деятельность, в первую очередь, проектная, направленная на создание новых и оригинальных вещей, то есть на будущее.

С 2008 года Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет осуществляет подготовку бакалавров дизайна, а с 2011 года - бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн». Необходимо отметить, что подготовка студентов в рамках направления «Дизайн» базируется на накопленном опыте факультета технологии, экономики, дизайна в области технического и прикладного творчества .

Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» включает творческую деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующую художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. Основными видами деятельности бакалавра дизайна по профилю «Графический дизайн» кроме художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской выступает и педагогическая деятельность. Возможность осуществлять педагогические функции в системе образовательных организаций различного типа связана с содержанием психолого-педагогической подготовки бакалавров дизайна.

По мнению Шумейко А.А., главной задачей, поставленной перед профессорско-преподавательским коллективом университета, является создание стройной системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение их профессионального и личностного роста .

Декоративно-прикладное искусство тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, ценностей, общими представлениями о законах создания предметно-пространственной среды, хранит и транслирует традиционные технологии народных художественных промыслов в современное социокультурное пространство. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы народов России и Дальнего Востока занимают особое место в профессиональной подготовке бакалавров дизайна. Учебный план направления «Дизайн», разработанный в соответствии с ФГОС и ООП ВО, включает дисциплины, которые входят в вариативную часть стандарта: «Учебная практика», «Практикум», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Дизайн-проектирование», «Выполнение проектов в материале» и др. Перечень вышеуказанных дисциплин не случаен, так как будущие бакалавры дизайна должны быть готовы к творческой деятельности в условиях постоянно развивающейся и качественно меняющейся предметно-пространственной среды, направленной на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики региона, повышению уровня культуры и жизни населения. В результате освоения дисциплин у бакалавров дизайна формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Рабочие программы дисциплин разработаны таким образом, что дают возможность каждому студенту изучать предлагаемые курсы не только на лекционных и лабораторно-практических занятиях в учебных аудиториях, но и самостоятельно прорабатывать темы вне учебных занятий. Данный вид самостоятельной работы активизирует деятельность студентов в направлении подбора и систематизации материала через сеть Интернет, электронную и научные библиотеки, находящиеся на базе университета и музеев города.

Обязательная составляющая обучения бакалавров дизайна - организация занятий под руководством членов Союзов художников России. Эти занятия направлены на развитие творческого потенциала, раскрытия познавательных способностей студентов. Приобретение профессиональных навыков в области дизайнерского образования требует научно-исследовательской подготовки, углубления, расширения и систематизации полученных знаний, навыков, умений, совершенствования приобретенных компетенций.

Приобщение к традиционному декоративно-прикладному искусству России и Дальнего Востока осуществляется посредством экскурсий в музеи, выставочные залы, галереи города, посещение мастер-классов мастеров и художников, непосредственное участие в конкурсной, выставочной и научной деятельности. Концентрация в музеях уникальных экспонатов, представленных коллекциями народного и современного Приамурского искусства, позволяет широко и полно использовать возможности этих учреждений в образовательном процессе вуза. Виртуальные экскурсии позволяют прикоснуться к традиционному искусству Приамурья, народов исторически проживающих на территории Хабаровского края и относятся к кочевым и полуоседлым народам. Совместное бытование коренных народов Амура с русскими, украинскими, белорусскими, корейскими переселенцами на территории Дальнего Востока позволяет проследить традиции, потребности, причины, условия формирования и развития культуры Дальнего Востока как части многонациональной российской и мировой культуры .

Расширение и обогащение опыта студентов осуществляется на лекционных и практических занятиях, на которых рассматриваются вопросы теории, истории и практики искусства России и Дальнего Востока, темы, связанные с творчеством, культурными традициями и обрядами народов, технологическими особенностями художественной обработки разных материалов: кожи рыб, текстиля, природного материала, проектирования и изготовления образцов и изделий в национальном стиле.

При проведении занятий применяются активные формы и методы работы: интегрированные практические занятия, мастер-классы, защиты дизайн-проектов, учебные экскурсии, семинарские занятия, деловые игры и другие. Практико-ориентированное обучение позволяет студентам преобразовать творческие знания в убеждения, сформировать активную позицию личности в учебно-воспитательном процессе, выстроить социальные отношения в профессиональной деятельности дизайнера.

Освоение народного декоративно-прикладного искусства направлено на углубление теоретических знаний с последующим формированием практических умений. Традиционное искусство Приамурья открывает большие возможности для широкого вовлечения студентов в художественную деятельность и современное дизайнерское творчество. Орнамент народов России и Приамурья выступает одним из ведущих компонентов декоративного искусства народов Амура со своей семантикой и символикой. В его структуре, композиции, стиле заложены ценностные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонизации окружающего мира, в которой условным графическим и изобразительным языком выражены мечты о гармонии природы и человека.

Изучение технологии художественной обработки текстильных материалов осуществляется на практических занятиях на примере традиционных образцов и авторских изделий. Традиционная одежда выступает одним из древнейших элементов и неотъемлемой частью культуры любого этноса. Традиционная одежда народов России и Приамурья является при визуальном контакте критерием отнесения ее носителя к конкретной исторической общности. Студентам предлагаются лучшие образцы изделий с традиционной вышивкой, выполненной однотамбурным, двутамбурным, гладьевым, петельным и другими видами швов, которые наглядно демонстрируют соблюдение эстетических канонов и творческие подходы мастеров. Познание прикладного искусства способствует закреплению на собственной практике приемов художественного проектирования дизайнерских изделий, коллекций и ансамблей, ярко сочетающих в себе традиционное и современное дизайнерское декоративно-прикладное творчество.

Ассортимент изделий, изготавливаемый студентами, является разнообразным и представлен такими видами изделий: сувениры (магниты, юбилейные медали), образцы одежды и вышивки, аксессуары (декоративные кошельками, сумочки, пояса, воротники, украшения), декоративные панно и др.

С 2013 года на базе вузе организуется и проводится Международная художественная виртуальная студенческая выставка «Азия: содружество культур», одним из важных направлений которой выступает декоративно-прикладное искусство. Тематика конкурсных работ студентов факультета технологии, экономики, дизайна очень разнообразна и постоянно пополняется: «Символика русского орнамента», «Русский сувенир», «Русский мир», «Традиционные куклы», «Женское счастье», «Семейное счастье» и другие.

Активное участие студентов в выставочной деятельности и конкурсах различного уровня, проводимых в городах Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск и других, позволяет постоянно совершенствоваться в самостоятельной дизайнерской деятельности.

Составной частью итоговой аттестации выпускника, завершающей подготовку бакалавра, демонстрирующей его готовность решать теоретические и практические задачи является выпускная квалификационная работа. Следует перечислить некоторые темы бакалаврских работ по декоративно-прикладному искусству: «Горячая эмаль как элемент оформления интерьера зала Ученого Совета ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», «Разработка проекта интерьера банкетного зала с внедрением изделий в технике горячей эмали», «Коллекция аксессуаров с национальными мотивами», «Декоративный витраж в интерьере университета», «Садово-парковая скульптура, как элемент оформления городской среды» и другие. Выбор тем выпускных работ обусловлен актуальностью, востребованность и внедрением дизайн-проектов в окружающую среду. Исследовательская работа базируется на соблюдении технологии и выполняется по разработанным авторским эскизам с применением современных компьютерных программ Adobe Photoshop, Аdobe illustrator, Corel Draw, с учетом анализа современных тенденций в развитии прикладного искусства, дизайна и их связи с предметно-пространственной средой.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство и дизайн имеет как черты сходства, так и различия, и активное вовлечение бакалавров дизайна в различные виды и формы традиционной творческой деятельности, позволит сформировать дизайнера-профессионала, способного транслировать самобытную культуру народа в окружающую предметно-пространственную среду.

Библиографическая ссылка

Асланова Е.С., Шумейко А.А. ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23863 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 веке в Англии и применялся главным образом к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 веке в российском искусствознании утверждается термин «декоративно-прикладное искусство» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.

Специфическая особенность произведений декоративно-прикладного искусства - неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению (орудия труда, мебель, посуда и т.д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету декоративно-прикладного искусства статус произведения искусства, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета какими-либо частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластическом строе. Декор обладает собственной эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (смотри также Гравирование); он использует как орнамент (в том числе декоративные надписи - иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т.п., раскрывающие смысл изображений), так и различные изобразительные элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистической системой (смотри также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластинчатой системе декоративно-прикладного искусства есть возможность использования и так называемой чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.

Сосуд. Расписная керамика. 3-е тысячелетие до нашей эры. Яншао (Китай). Музей декоративно-прикладного искусства (Вена).

Другая фундаментальная особенность декоративно-прикладного искусства - синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение декоративно-прикладного искусства нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т.д.). Вследствие этой зависимости декоративно-прикладное искусство во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.

В декоративно-прикладном искусстве образ вещи определяется связью между её эстетической формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразительной природы декоративно-прикладного искусства как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (например, цель гончарства или корзиноплетения - не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако другие примеры (антропоморфная керамика и т.п.), несущие в себе миметическое начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в декоративно-прикладном искусстве, проявляющейся, прежде всего, в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, морскую волну и т. п.). Дуализм эстетической и функциональной задач обусловливает образную специфику декоративно-прикладного искусства (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшее общественное разделение труда приводит к замене ремесленного производства машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает художественная промышленность, где находят себе место методы «прикладного искусства» - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т.п.

Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства особенно остро был поставлен во 2-й половине 19 века, в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) производством художественного ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения национальных традиций. Противопоставляя народное кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип декоративно-прикладного искусства. Дизайн, ставший с середины 19 века новым видом художественной деятельности в сфере промышленного (массового) производства, ограничил декоративно-прикладное искусство преимущественно созданием малотиражных серий ручных изделий (смотри также Производственное искусство).

Типология . Каждая область декоративно-прикладного искусства имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетических представлений и модой. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.

Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства - посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; смотри также Художественные сосуды). Декоративно-прикладное искусство включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады - в христианстве; мусульманские сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письменные приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т.п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т.п.); произведения глиптики; ювелирное искусство; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (смотри также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т.п.); одежду; отчасти - мелкую пластику (прежде всего игрушку).

Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях декоративно-прикладного искусства. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в искусстве Возрождения), карельская берёза (в эпоху русского классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (например, липа) - на изготовление посуды, ложек. С 17 века в Европе стали использоваться привозные экзотические сорта древесины.

Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тысячелетии до нашей эры появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду.

Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, так называемую каменную массу. Основные способы украшения керамики - налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.

Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами декоративно-прикладного искусства являются древнеегипетские многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки - коптские; шёлковые ткани Китая, индийские муслины, венецианская камка.

Мастера декоративно-прикладного искусства часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т.д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди различных видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники - так называемая флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), русская мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.

Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четверть 13 века. Лимож (Франция). Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были главными металлами в декоративно-прикладном искусстве, а их нехватка компенсировалась различными техниками (гальваническое серебрение и золочение; с середины 19 века - гальванопластика). Основные техники обработки металла - чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.

Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений декоративно-прикладного искусства (например, техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).

Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 век. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Стекло по своим технологическим параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного английского хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла - межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, художественное травление, иризация.

Родина лаков художественных - Древний Восток. В Европе они известны с 16 века; в 17 веке голландские мастера стали расписывать деревянные шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее производства расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 веке, пика популярности они достигли в 19 веке, особенно в Англии, Германии и России. В 20 веке Россия становится главным центром лакового искусства (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).

Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европейском искусстве в средние века и, особенно, в конце 18 века (английские и французские табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й половине 19 века для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.

Исторический очерк. Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамические изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью художественных решений, выразительным сакрально-мифологическим сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и другими мотивами (например, китайские сосуды эпохи неолита, 5-3-е тысячелетия до нашей эры; керамика из Суз, 4-е тысячелетие до нашей эры; трипольская керамика, конец 3-го тысячелетия до нашей эры).

Древнейшие восточные цивилизации в развитии декоративно-прикладного искусства достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (художественная обработка камня, металла, дерева, ювелирное искусство, резьба по слоновой кости и т.д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели различными тончайшими техниками обработки благородных металлов. Древневосточное искусство дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) - архитектурные детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (около 3-го тысячелетия до нашей эры); расцвет стекольных мастерских, как и других ремёсел, приходится на Новое царство (различных форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Египетская мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европейский ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистическим своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая городская цивилизация бронзового века оставила выразительные предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Западном Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.

Своеобразие декоративно-прикладного искусства эгейского мира (смотри Эгейская культура) оказало влияние на искусство других стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) - ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид художественного ремесла - керамика (полихромная со стилизованным узором, растительными мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории декоративно-прикладного искусства относится древнегреческая керамика - прежде всего, красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (смотри Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греческой работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греческих художественных традиций. В декоративно-прикладном искусстве кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в середине 1-го тысячелетия нашей эры его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в средневековом искусстве.

Этруски, находясь под сильным греческим влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным искусством. Их тяга к овеществлённой в предметах декоративно-прикладного искусства демонстративной роскоши передалась преемникам - древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков - формы и орнамент. В римском декоре много чрезмерного, лишённого греческого вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского декоративно-прикладного искусства стали изобретение техники выдувания стекла (1 век до нашей эры), производство прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла - серебряные сосуды (например, клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках города Помпеи).

Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в средневековую эпоху сохранились характерные виды и формы декоративно-прикладного искусства (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего, изобретение фарфора) и др.

В древней (доколумбовой) Америке существовало несколько цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Основными ремёслами были гончарство, художественная обработка камня, в том числе и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное искусство. Керамика относится к лучшим достижениям древнеамериканского искусства, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).

Характерная особенность средневекового искусства стран Ближнего Востока, Северной Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, - тяга к красочности, к самоценному декору, геометрическому орнаменту (с растительными мотивами, стилизованными до абстракции, смотри Арабеска); в декоративно-прикладном искусстве Ирана сохранялась и изобразительная традиция. Главными видами декоративно-прикладного искусства мусульманских стран были керамика, ткачество, производство оружия и предметов роскоши. Керамика (преимущественно орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), средневековом Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Средней Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европейское декоративно-прикладное искусство 15-16 века. Сине-белый китайский фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 веке расцветает турецкий полихромный фаянс из Изника. Мусульманская культура оставила также много образцов художественного стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Средней Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и арабские мастера на Сицилии - шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) - бархат; в Иране (в Багдаде) - шёлковые драпировки; в Дамаске - так называемые дамасские ткани.

Византия стала наследницей многих художественных ремёсел античности: стеклоделия, искусства мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые - технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием восточных культур) предметы роскоши; соответственно стиль византийского декоративно-прикладного искусства был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в том числе Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 века).

В Европе новые формы декоративно-прикладного искусства сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран арабского мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и городские цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, искусство мозаики и глиптики, ювелирное искусство; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала многие характерные для той эпохи ремёсла; особенности готического стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в том числе свадебные сундуки (в Италии - кассоне, украшенные резьбой и росписью)].

В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному искусству, резьбе по дереву и камню. Характерными типами русской мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т.п.; декоративная «резь» 17 века получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й половины 17 века - Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й половины 17 века в русском декоративно-прикладном искусстве начинается бурное развитие народных промыслов (изразцовое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).

В эпоху Возрождения художественное ремесло приобретает принципиально авторский и преимущественно светский характер. Появляются новые виды декоративно-прикладного искусства, возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в производстве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классический ордер и характерный орнамент - гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итальянская майолика, глиптика, ювелирное искусство (Б. Челлини), художественная обработка металла [«дольчатый стиль» в голландском и немецком серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и французская керамика (производство Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).

Декоративно-прикладному искусству эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В производстве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т.п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. - в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием фламандского коврового искусства (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются производство мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.

В эпоху рококо (18 век) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели - бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), различные типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В начале 18 века в Майсене (Саксония) была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европейский фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Императорской фарфоровый завод близ Санкт-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель ((французские лаки братьев Мартен). В 1670-е годы в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (так называемый английский хрусталь); техника его производства широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.

На декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма 2-й половины 18 века, позднее и ампира повлияли археологические раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (смотри Помпеянский стиль). Созданный братьями Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в декоративно-прикладное искусство, в частности, в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, братья Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластические украшения (французская позолоченная бронза П. Ф. Томира), художественное серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное искусство. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к концу 18 века Майсен уступает статус главного европейского производителя фарфора французскому севрскому фарфору, выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, Санкт-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений декоративно-прикладного искусства занимались многие крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов - люстры).

В эпоху бидермайера произведения декоративно-прикладного искусства отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (середина 19 века) проявился в стилистическом разнообразии используемых исторических стилей, также в унификации подходов и художественных приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор искусства 18 века; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в декоративно-прикладное искусство романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готические мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готического искусства (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т.п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники - многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С середины 1840-х годов во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов различных стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.

Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании обществом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в конце 19 века стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразительным искусством и принял во многих странах различные формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, художественное многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совместно с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европейском производстве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В русском модерне, в его национально-романтичной ветви проявился неорусский стиль - особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской княгини М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского училища.

Новейшая история декоративно-прикладного искусства начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19-20 веков по всей Европе и в США нового вида творческой деятельности - дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е годы (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрические формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).

Русское искусство после 1917 года развивалось на новой идеологической и эстетической основе.

Художники пытались средствами искусства передать дух эпохи (так называемый агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С конца 1950-х годов в советском декоративно-прикладном искусстве наряду с активным развитием художественной промышленности (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и народных промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; смотри Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское искусство.

Развитие декоративно-прикладного искусства в 20 веке обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразительные возможности новых материалов, имитационность и творческое цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» декоративно-прикладного искусства, вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов искусства (прежде всего - дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед декоративно-прикладным искусством в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в деревянных рамах и т.п.).

Лит.: Molinier Е. Histoire générale des arts appliqués à industrie. Р., 1896-1911. Vol. 1-5; Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М., 1932; Fontanes J, de. Histoire des métiers d’art. Р., 1950; Baerwald М., Mahoney Т. The story of jewelry. L.; N. Y., 1960; Kaган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., 1961; Русское декоративное искусство / Под редакцией А. И. Леонова. М., 1962. Т. 1-3; Салтыков А. Б. Избр. труды. М., 1962; Barsali I. В. European enamels. L., 1964; Kenyon G. Н. The glass industry of the Weald. Leicester, 1967; Cooper Е. А history of pottery. L., 1972; Davis F. Continental glass: from Roman to modern times. L., 1972; Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982; Osborne Н. The Oxford companion to the decorative arts. Oxf., 1985; Boucher F. А history of costume in the West. L., 1987; Некрасова М. А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988; Illustrated encyclopedia of Antiques. L., 1994; Макаров К. А. Из творческого наследия. М., 1998; Materials and techniques in the decorative arts: an illustrated dictionary / Ed. by L. Trench. L., 2000.

Т. Л. Астраханцева.

Декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Учебно - методический материал

Материал подготовлен

педагогом дополнительного образования,

руководителем объединения «Славянский узор»

Федоровой Т.Г.

Г. Петропавловск-Камчатский

2014 г.

«Дизайн в декоративно-прикладном искусстве»

Декоративные искусства играют особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре Оформить интерьер своего жилища – это большое искусство, требующее определённых знаний, умений, терпения и эстетического вкуса.

Декоративно-прикладное искусство органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд. Являясь частью материальной и духовной культуры общества, декоративно-прикладные искусства наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В этом материале представлены теоретические азы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Цель:

  1. Сообщение и закрепление знаний по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
  2. Знакомство с изделиями народных мастеров, видами росписей, с понятиями : аппликация, коллаж, колорит, макет, композиция и её законы.
  3. Знакомство с понятиями: перспектива и её законы, цветоведение, рисунок и живопись, виды, законы и приёмы изображения.
  4. Развитие индивидуальных художественно-творческих способностей средством эстетического образования и освоения языка изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю, видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Дизайнер – художник-конструктор, специалист по дизайну

Аппликация (от лат. прикладывание) – способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.д.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, применяется поныне у многих народов.

Коллаж (от франц. наклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнообразных материалов. Коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.)

Макет (от франц. и ит. – набросок) – архитектурное, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмасс, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города. Макеты выполняются в различных масштабах. Макет либо во всех деталях воспроизводит оригинал, такой макет называют моделью, либо с той или иной степенью приближения; служит для проверки и совершенствования архитектурной композиции. Макеты являются также важным элементом экспозиции музеев.

Композиция является основной дисциплиной в дизайне. В результате обучения курса «Композиция» учащиеся должны получить знания и практические навыки, необходимые им в дальнейшей, самостоятельной творческой работе. Обучение «Композиции», включающую в себя «Основы композиции», «Конструирование из бумаги», строится на логической связи заданий от плоскостных к объемным, от объемных к пространственным решениям, с постепенным усложнением понятий и требований. От теоретических выкладок к практическим упражнениям, от них к собственным выводам и творчески выполненным заданиям. Предложенная схема конкретных заданий дает возможность преподавателю творчески подойти и расставить акценты, в зависимости от требований времени, направлений в дизайне, контингента группы и т.д. На уроках по композиции рекомендуется широко применять наглядный материал: фотоматериал, диапозитивы, специализированные издания и т.д. Также в программе по композиции учащимся предлагается познакомиться с очень интересными и модными сегодня видами декоративно-прикладного искусства, как «Батик» и «Гобелен».

Колорит – общий характер сочетаний цветов в картине, рисунке, экспозиции.

Композиция – последовательность изобразительных приемов, организующих построение произведения искусства и расположение основных его элементов и частей в определенной системе и последовательности

К общей композиции относятся закономерности создания художественных произведений на двухмерной картинной плоскости, рассчитанные на восприятие их с помощью эмоциональных чувств человека. Все произведения искусства, создаваемые с помощью объемно-пространственных структур, относятся к специальной композиции.

Законы композиции:

  • симметрия,
  • асимметрия,
  • равновесие и ритм,
  • статика и динамика,
  • подчинение второстепенного главному,
  • выделение зрительного центра,
  • контрастность и нюансность,
  • центробежность и протяженность и т. д.

Специфика композиции различных предметов и изделий заключается в том, чтобы их форма соответствовала своему назначению, материалу, из которого они сделаны, и конструктивной схеме, определяющей их структуру.

Композиция должна объединить разрозненное и разнообразное, должна согласовать отдельные элементы между собой, найти способы взаимного подчинения всех элементов интерьера единой цели - художественному образу.

Виды композиций . В архитектурной композиции рассматривают следующие ее виды: объемно-пространственную, объемно-фронтальную и глубинно-пространственную.

Объемно-пространственная композиция - это творческое соединение объемных конструкций между собой с учетом площади, на которой они располагаются.

Объемно-фронтальная композиция - это соединение объемов между собой на уровне глаз наблюдателя. Она применяется в процессе создания внешнего вида изделия.

Глубинно-пространственная композиция - это композиционная связь объемных предметов между собой и пространством. Этот метод применяется при творческой разработке интерьера.

Перспектива - наука о пространственном изображении окружающего мира. Законы перспективы: все предметы по мере их удаления от зрителя воспринимаются уменьшающимися; все горизонтальные линии, параллельные между собой, уходящие от зрителя в глубину, Видение и восприятие человека подвергаются изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.

Законы перспективы: все предметы по мере их удаления от зрителя воспринимаются уменьшающимися; все горизонтальные линии, параллельные между собой, уходящие от зрителя в глубину, т. е. не параллельные картинной плоскости, сходятся в главной точке схода; все горизонтальные линии, параллельные картинной плоскости, сохраняют свое горизонтально направление; все вертикальные линии остаются в перспективе вертикальными; все круги и окружности в перспективе приобретают форму эллипсов.

Важным фактором в развитии композиции является процесс формообразования в природе, искусстве и технике. Понятие о форме и формообразовании включает понимание закономерностей теории формообразования как науки: понятие архитектоники как гармоничного построения формы изделия; комбинаторики, изучающей закономерности вариантного размещения объемных и плоских фигур в двух- и трехмерном пространстве

Единство - качество, необходимое для композиции в любом виде искусства. Вне единства композиция не существует. На примерах из жизни, а также разбором изделий, подобранных из наглядных пособий, выявляется сущность понятия, акцентируя разницу восприятия отдельных предметов и предметов, составляющих комплекты и ансамбли.

Единство выражается в использовании приемов организации формы, подчиненных прежде всего функциональным требованиям. Единство является эстетической категорией, потому что наряду с функциональной зависимостью форма подвергается влиянию законов восприятия - законов красоты.

Уравновешенность как свойство композиции - свойство конструктивное, свойство эстетическое. Уравновешенность в картине достигается поиском и правильным размещением центра композиции. Центром композиции называют предмет (часть предмета, группу предметов), который расположен так, чтобы он привлекал внимание зрителя своим смысловым значением. В нем должен быть заложен художественный и эмоциональный смысл, целесообразность.

Затем учащиеся тренируются в поиске композиционного центра и приемов достижения уравновешенности художественного произведения, анализируя картины и изделия, подобранные преподавателем в качестве образцов.

Цветоведение – наука, изучающая и объясняющая явления цвета, происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения, которые претерпевают цвета при различном освещении и на различных расстояниях. Совмещение и взаимодействие цветов и основы их гармонизации. Задача курса – дать учащимся определенную сумму теоретических знаний и научить их применять эти знания в практической деятельности. Полученные знания помогают в самостоятельной творческой деятельности: развивают мыслительные и художественные способности учащихся, умение подать, сопоставлять и анализировать цвет. Умение анализировать и изучать особенности цвета произведений искусств художников разных эпох, направлений и стилей. Освоение предмета должно быть направлено также на расширение круга интересов учащихся, воспитание у них эмоционально-эстетического отношения к действительности, творческого воображения.

Данная программа по цветоведению состоит из тем, которые включают как теоретические обоснования, так и практические работы. Основные практические работы учащиеся выполняют в аудитории под руководством преподавателя. Для закрепления учебного материала выполняются и домашние задания. Практические работы обязательно анализируются и обсуждаются преподавателем и учащимися. Занятия должны сопровождаться демонстрацией репродукций с картин художников и показом лучших работ учащихся. В зависимости от возраста учащихся можно вносить целесообразные изменения: перестановка тем, увеличение или уменьшение практических работ в целом и по темам.

Рисунок и Живопись – этот курс направлен на всестороннее художественное развитие учащихся: на развитие художественного восприятия, на овладение теоретическими знаниями основ живописи и рисунка и прежде всего на практическое овладение навыками построения формы, художественными средствами изображения действительности. Эти задачи отражают последовательную цель взаимосвязанных заданий, постепенно усложняющихся и осуществляемых на основе работы с натуры. Метод обучения рисунку и живописи базируется на всестороннем изучении натуры. Во всех заданиях по живописи необходимо строгое соблюдение грамотного рисунка. В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования. Материал живописи – акварель, в дальнейшем – гуашь, темпера, масло. Размер работы, в основном, не должен превышать натуральной величины объекта изображения.

Виды рисунка. В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки . Это ускоряет выполнение изображения и, следовательно, дает возможность быстро откликаться на различные события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Для более полного изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам и по назначению.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается художественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске (рис. 1а).

Рисунок тоном позволяет дать более полную характеристику предмета и среды передачей объемности формы, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такой рисунок называют тоновым или тональным.

В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка - силуэт - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном .

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делаются с клише, оттиском на бумаге и называются эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра, на металле - офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок - это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения. Творческий рисунок - это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал в действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка - эскиза.

Живопись предметов. Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, - объясняет Даль, - изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их нам удавалось графическими средствами - линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись - один из видов изобразительного искусства.

Цвет - главное изобразительное и выразительное средство в живописи - обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно. Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов. Цвета сами по себе воспринимаются эмоционально, а взятые как характерные признаки предмета становятся «опредмеченными», способными чрезвычайно сильно воздействовать на человека и вызывать у него не только общие, а и конкретные ассоциации и чувства. Задача живописи - не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи. Разноцветные мазки, ложась один за другим и изменяя свой оттенок, изображают вибрирующую поверхность. Кажется, все представленное ими полно движения и глубокого смысла.

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись - особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает держание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их, увековечивает, содействуя воспитанию людей. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, поставцы, подносы, сундуки и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей, о чем подробно рассказано следующей главе.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации тpe6уют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке - мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю - словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

Живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном, желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д.

Витражная живопись – произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проёмов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скреплённых прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера эффектные, многоцветные узоры.

Назначение и содержание живописного произведения требуют выбора таких материально-технических средств, с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. Живопись помогает человеку увидеть красоту мира, заключённую в самых обыденных вещах, воспитывает внимание к окружающему, стремление постичь его смысл.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - система украшения предметов одежды и утвари.

Мотив - основной атрибут орнамента, определяющий его содержание и влияющий на конструктивную основу. В структуре орнаментов можно проследить форму (рисунок) и поле орнамента.

Симметрия - закономерное явление в организации красивой формы предметов в природе и композиции орнамента. Асимметрия вносит некоторое разнообразие в композиционный строй орнамента, но не всегда согласуется с формой предмета.

Повторяемость элементов в полосном орнаменте осуществляется в виде зеркального отражения, переноса или вращения.

Последовательность создания орнамента:

  • уяснение цели и задачи композиции орнамента и оценка орнаментируемого объекта;
  • сбор и изучение справочно-информационного материала;
  • зарисовки и наброски мотивов орнамента;
  • рисунок орнаментируемого объекта с учетом места орнаментальной полосы на нем;
  • выполнение чистового эскиза орнамента в цвете или материале.

Графический дизайнер специализируется на оформлении окружающей среды средствами графики. Он работает с вывесками, рекламными щитами, плакатами, указателями, знаками и схемами, которые мы видим в большом количестве вокруг, а также заботится об удобочитаемости необходимой нам информации, такой как интернет-сайты, журналы, газеты, листовки, обложки книг и дисков, меню в ресторане, каталоги товаров, визитки, а также упаковка продуктов, промтоваров и графическое оформление витрин.

Дизайнер интерьера - это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Дизайнер одежды - специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Дизайн шрифта - самая незаметная и в то же время самая ответственная работа в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Создавать знаки, кодирующие и передающие информацию - это мастерство высокого класса.


Дизайнер-визуализатор работает в сфере архитектуры и интерьерного дизайна. Но также достаточно часто эта специальность встречается и в области графического дизайна, особенно в студиях дизайна упаковки. Дизайнер-визуализатор разрабатывает проект и, помимо прочей документации и чертежей, предоставляет заказчику его визуализацию, выполненную с помощью трехмерных программ.

Искусство красивого письма, которым владеет каллиграф, по-прежнему находит своих ценителей.


Ландшафтный дизайнер — специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков.

Макетчик - мастер по созданию макетов существующих или планирующихся строений, конструкций.

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.


Мастер машинной вышивки - специалист по работе на вышивальной машине.

Плетение из лозы - старинная профессия, переживающая новый расцвет.


Ручная вышивка - вид прикладного искусства, в котором изображение выполняются вручную иглой или крючком.

Мозаичист - художник или мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики.

Переплётчик художественного переплёта - мастер переплётного дела, создаёт переплёты и обложки для книг.

От англ. VIP - Very Important Person (Очень важная персона). Такой специалист следит за одеждой и обувью нанявшей его на работу VIP-персоны, а также осуществляет уход за гардеробной комнатой и ведет домашнее хозяйство, связанное с гардеробом.

Стеклодув - это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания и других приёмов.

Работа технического дизайнера во многом похожа на работу специалиста по допечатной подготовке. Отличие лишь в том, что специалист по допечатной подготовке работает чаще непосредственно в типографии, а рабочее место технического дизайнера почти всегда находится только в рекламном агентстве или дизайн студии.

Фитодизайнер (Дизайнер – флорист)

Фитодизайнер - специалист по озеленению и украшению интерьеров с помощью растительных композиций.