Все вопросы

Необучаемый. Что делать, если ребенок не может освоить школьную программу. О многообразии форм

У моей бывшей одноклассницы Людмилы - сын-второклассник.Людмила, до этого восемь лет просидевшая с частоболеющим ребенком дома, с огромным трудом недавно нашедшая работу и отработавшая едва ли полгода, собралась увольняться. Не смотря на то, что деньги вообще-то нужны, работа нравится, и на дворе кризис.

Увольняется Людмила из-за ребенка. Точнее, из-за его учебы в школе. Оказывается, бабушка, взявшаяся сидеть с внуком в отсутствие родителей,

абсолютно «не тянет» школьную программу второго класса, о как. И не только английский, но даже элементарный русский. Всякие там схемы-палочки, подчеркивания второстепенных членов, фонемы-морфемы, суффиксы и префиксы - для бабушки темный лес. И это еще только второй класс! Да и, кроме русского, куча других проблем - окружающий мир, математика, чтение…

Ребенок скатился на тройки, выглядит сильно уставшим, и Людмиле искренне жаль сына. Усаживать его за уроки вечером и сидеть до поздней ночи, как, по уверениям Людмилы, делает большинство работающих мам, она не готова. Но и «забить» на учебу во втором классе не готова тем более. Это что же, единственный ребенок - в дворники потом пойдет? Ну уж нет…

А на собрании еще обрадовали - со следующего года, мол, родители, готовьтесь делать проекты. Какие? А вот такие. Презентации в PowerPoint. На разные темы, смотрите учебник, если интересно, тренируйтесь уже сейчас… Потому что каждый современный ученик обязан. Посмотрите программу.

В общем, Людмила увольняется.
Летом будет сидеть с сыном на даче, заниматься, учить впрок таблицу умножения, стихи, которые по программе, писать диктанты, чтобы в третьем классе - ух! - наверстать упущенное. Ничего, полтора-два часа в день - это не страшно. А потом начнется сентябрь, и Людмила «впряжется» в учебу уже по-настоящему. Уроки по всем предметам, поделки, рисунки, эти самые неведомые пока проекты и дополнительные задачи по математике - ну а что делать, если по-другому никак. Всех денег не заработаешь, и ребенок дороже…

Ситуация кривая, как ни посмотри. И кто виноват? Школа? Конкретный учитель? Родители? Ребенок? «Наше сложное время»? Хотя ведь, если вспомнить, и раньше этой дурости хватало. И всем понятно, что надо что-то менять, но вот как?

Попытку придумать что-то новое в образовании делают в Иркутске. В 2018 году здесь появится «Умная школа» - первое в России учебное заведение, где детей будут обучать по индивидуальным программам, но так, что в результате каждый сможет на приличном уровне сдать и ГИА, и ЕГЭ. Впервые в России программа будет разрабатываться под конкретного ученика. Для школы построят комплекс из 26 зданий: детский сад, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские. Проект инициировала Тина Канделаки. Сейчас она является членом Наблюдательного совета "Умной школы". Руководит проектом небезызвестный Марк Сартан. Еще одна изюминка: в "Умной школе", наряду с самыми обычными ребятами, будут обучаться и дети-сироты из приемных семей - поселок для них построят рядом.

Между прочим, в международном конкурсе на архитектурное оформление "Умной школы" приняли участие 49 архитектурных команд из 37 стран мира. Такого состава участников не собирал ни один архитектурный конкурс в России! Оно и не удивительно, школа будет довольно большая, рассчитанная на 1000 учеников (детей-сирот из них будет 150). Учебная программа для школы разрабатывалась в течение двух лет. Специалисты из Москвы обучили уже иркутских педагогов, которые будут преподавать в этой школе.

В любом случае, обещают комфортные условия, развитие личности, индивидуальный подход. Может быть, родителям учеников «Умной школы» не придется нанимать троих репетиторов к второклашке, или увольняться с работы, потому что «шестиклассник не тянет», или корпеть с ребенком за уроками до позднего вечера, или ваять в ночи очередную презентацию в ppt…
Ну что ж, в теории выглядит неплохо. А вы что думаете?

Как показывает статистика, 20% детей плохо осваивают школьную программу и имеют двойки по нескольким предметам. По утверждению экспертов именно эти 20% двоечников и определяют, как мы будем жить дальше. Ведь с плохими оценками в наше время "далеко не уедешь" и поэтому, как правило, двоечники остаются жить и работать там, где родились и учились.

Специалисты из государственного института реформирования образования провели исследования 5 тысяч школьников, проживающих в Петропавловск-Камчатске, Вологде и Москве и выявили: как правило, плохо учатся те дети, которым не хватает родительского внимания. При этом не важно, по каким причинам родители не занимаются с ребенком, ведут аморальный образ жизни или днем и ночью заняты бизнесом.

В обоих случаях дети одинаково страдают от нехватки общения с и теряют мотивацию к обучению. "Если ребенок не уверен в том, что родители его любят и всегда поддержат, то в школе он не сумеет выстраивать нормальные отношения со сверстниками и учителями, не сможет решать возникающие конфликты со сверстниками. А от этих качеств характера на 70% зависит успеваемость ребенка в школе", - утверждают ученые-педагоги.

На основании результатов своих исследований они советуют родителям уделять больше внимания психологической подготовке ребенка к школе, а именно научить его дружить со сверстниками, правильно общаться с взрослыми и детьми, спокойно решать возникающие в его жизни конфликты. Это намного важнее, чем учить ребенка читать, считать и писать. Если ребенок в школе постоянно смущается, не играет с детьми на переменах и не участвует в общественной жизни класса, то он быстро устает, плохо учится и не желает идти в школу.

Иногда плохие оценки ребенка - это отражение тяжелой психологической обстановки в семье. Например, родители постоянно выясняют отношения в присутствие ребенка или постоянно наказывают его в целях воспитания. Отягощенный семейными и личными проблемами ребенок испытывает апатию к учебе и не желает учиться. Вопреки распространенному мнению, успеваемость ребенка не всегда зависит от его поведения. Многие гиперактивные дети, которым очень трудно долго сидеть на месте без движения и сосредоточиться, обладают живым умом и сообразительностью. Движение снабжает мозг кислородом, а правильный подход и понимание родителей дает необходимый отдых, что способствует хорошей переработке полученной информации и усвоению новой.

Самой распространенной причиной плохой успеваемости является отсутствие у ребенка склонности к обучению предмета. Всех детей условно можно разделить на технарей и гуманитариев. Технарям хорошо дается математика, физика, черчение, информатика и другие точные предметы. А гуманитарии, наоборот, любят уроки русского языка, литературы, истории, географии и биологии. Если ваш ребенок получает двойки по математике, но радует вас оценками по гуманитарным предметам, не стоит заставлять его решать задачи и примеры, чтобы он учился по всем предметам хотя бы на четверки. Научить будущего писателя считать, а будущего программиста писать сочинения вряд ли получится, но вот самооценка ребенка от вашего отношения к его учебе сильно пострадает.

Не нужно требовать от ребенка стать круглым отличником, хвалите его за успехи и достижения по тем предметам, которые он учит с удовольствием. Не всегда отличники добиваются больших успехов в жизни, среди двоечников немало гениев, писателей и лауреатов Нобелевской премии. Главное надо воспитать у ребенка такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость и трудолюбие. Любите своего ребенка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, поддерживайте его и учите его преодолевать трудности, и тогда ваши старания обязательно приведут к формированию у него этих черт характера.

Безусловно, большинство детей не успевают в школе из-за рассеянности внимания - физиологической особенности работы , которая передается по наследству. Если родители сами в школе были двоечниками и отставали в учебе от сверстников, то вероятность того, что их ребенок будет также плохо учиться в школе, сильно возрастает. Ребенку с рассеянным вниманием трудно осваивать материал на уроках, он засыпает за партой, и вяло реагирует на вопросы учителя. Записывать за учителем, когда он диктует, такой ребенок не успевает, в результате не понимает сути задания и отстает.

К сожалению, повышенные требования родителей и наказание двоечника, особенно в раннем возрасте, не могут привести ни к чему хорошему. Ребенок перестает ценить себя и начинает считать, что он хуже, чем другие. Даже если ваш ребенок плохо учится в школе, старайтесь найти к нему особый подход, не унижайте его и не зацикливайте свое внимание на его оценках. Самое страшное, что от вашего отношения к ребенку зависит и то, как к нему будут относиться учителя и одноклассники. Не давайте никому возможности плохо отзываться о нем, старайтесь повышать его самооценку, поддерживайте его во всех начинаниях и идеях. Ведь в школу ребенок ходит только за знаниями, а реализовывать себя как личность, он будет в жизни. Вот и учите его сами урокам правильного поведения в жизни, чтобы он смог стать победителем, не имея теоретических знаний.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Для ознакомления рекомендуем тематичные статьи на нашем сайте:

На консультации в Сарклиник родители, мамы и папы, бабушки и дедушки рассказывают о плохой успеваемости своего ребенка, мальчика, девочки, сына, дочери, сыночка, дочки, внука, внучки и задают вопросы. «Почему ребенок плохо учится в школе ?» «Почему сын очень плохо запоминает информацию, стихи, стихотворения, учебный материл, прочитанные уроки, плохо учит уроки?» Дети спрашивают: «Почему я плохо учусь , ничего не запоминаю, устаю», «Я учусь плохо, что делать», «Я плохая; учился, но ничего не понял, как исправиться?» Давайте остановимся подробнее на основных причинах таких состояний и проблем.

Школьные проблемы с учебой

С началом обучения в первом классе школы или гимназии часто возникает ситуация, при которой ребенок быстро устает, становится вялым, начинает часто болеть, плохо усваивает учебный материал, долго учит уроки, сидит, но ничего не запоминает. В этом случае многие ответственные родители увеличивают время подготовки уроков, сидят над домашними заданиями до глубокой ночи, нанимают репетиторов или ходят дополнительно заниматься в школу. Но особых результатов нет. Не смотря на усиленную подготовку дома и с репетиторами, успеваемость в школе остается низкой. Со 2 класса в школе учитель начинает ставить тройки, двойки и колы, и в дневнике появляются «1», «2», «3». Часто родителей, которые с утра до вечера работают, делают вид, что проблема отсутствует, что учебным процессом должен заниматься только учитель во время уроков, и что ребенок должен сам готовить домашние задания. В результате ребенок сильно отстает от сверстников, одноклассников. Успеваемость становится все хуже, и хуже, а хочется учиться не хуже других, и у родителей планы учебы ребенка в университете рушатся. У ребенка пропадает интерес к учебе, так как он считает себя хроническим двоечником, и догнать одноклассников уже невозможно. Порочный круг замыкается. И двойки становятся лучшими друзьями таких мальчиков и девочек. Конечно, некоторые родители весь учебный процесс сваливают на бабушек или нянь. Но не нужно забывать, что учебная программа в настоящее время сильно отличается от той, которую проходили 30 или 40 лет назад. Везде используются компьютеры, новые технологии, сложные программы. И бабушки уже не тянут тяжелую программу.

Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе

Причины плохой успеваемости на самом деле кроются еще во время беременности матери ребенка. В последние годы часто во время беременности идет хроническая внутриутробная гипоксия плода, то есть недостаток поступления кислорода через плаценту к головному мозга будущего ребенка. Плюс влияют плохое питание, отвратительная экология, хроническая патология внутренних органов, стрессы, гормональные нарушения. Если у ребенка была гипоксия, то уже на первом году жизни малыша возникает большое количество неврологических проблем и патологических состояний. Последствия легкой степени многогранны. Наблюдаются (гипотонус и чаще гипертонус), задержка , моторного или развития, ликвородинамические нарушения (), парезы, . Ребенок отстает в развитии. Если гипоксия небольшая, то некоторые детские неврологи не обращают внимания на легкие отклонения в развитии нервной системы и не проводят лечебных мероприятий. А педиатрам самое главное - это сделать прививки, остальное их не волнует. Отсутствие вовремя поставленного диагноза не означает отсутствие заболевания. Родители радуются, что у ребенка все хорошо. Но проблемы могут начаться в более позднем возрасте. Например, с началом обучения в школе. В нервной системе действует принцип: «где тонко, там и рвется», или «LOCUS MINORUM» - место наименьшего сопротивления. Последствия гипоксии могут проявляться плохой учебой, плохой усвояемостью материала.

Ребенок долго готовит уроки, плохо читает, не умеет писать, коряво пишет в тетради и часто делает ошибки, не слушает учителя, балуется на уроках, не хочет делать уроки дома, не запоминает

Ребенок долго готовит уроки, плохо читает, не умеет писать, коряво пишет в тетради, не слушает учителя, балуется на уроках, не хочет делать уроки дома, не запоминает, становится капризным, неусидчивым, рассеянным, сонным или гиперактивный, неуправляемым или заторможенным, застенчивым или с отсутствием «тормозов». Отмечается быстрая отвлекаемость. И репетиторы здесь не помогут. При увеличении времени подготовки уроков, занятий усвояемость материала очень низкая. КПД (коэффициент полезного действия) стремится к 0. Поэтому ребенок очень плохо запоминает, долго думает, делает ошибки, пропускает буквы, быстро забывает учебные материал. Возникают проблемы уже в начальной школе. Плохо идут математика, письмо, чтение, окружающий мир, иногда ИКТ (информационно-компьютерные технологии), иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский). Ребенок начинает что-то делать, и бросает, недоделав. Успехи наблюдаются в основном по физкультуре и труду.

Плохая успеваемость, что делать, куда обращаться, чтобы улучшить умственные способности ребенка, как лечить, как помочь

Сарклиник подготовила и успешно применяет передовую комплексную лечебную программу по улучшению умственных способностей детей . Программа включает в себя комплекс аппаратных и неаппаратных методов лечения, которые улучшают память, внимание, усидчивость, трудолюбие. Улучшается работа головного мозга, коры и подкорковых структур, улучшаются речь, письмо, усвояемость и запоминание учебного материала. Все методики безопасные, безболезненные, не имеют осложнений и побочных действий, хорошо переносятся детьми в любом возрасте. Данные процедуры проводятся курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения - 10 рабочих дней. Хочется отметить, что при проведении процедур здоровым детям у них значительно улучшаются все показатели в учебе, почерк, счет, логическое мышление. После проведения процедур для улучшения умственных показателей здоровым детям, часто наблюдались случаи, когда эти мальчики и девочки занимали призовые места в школьных, районных, городских и российских олимпиадах. Ну а если у ребенка одни двойки и тройки, то есть шанс стать хорошистом. При этом не нужно забывать, что здоровая нервная система ребенка, как губка впитывает в себя всю нужную информацию (и ненужную тоже), поэтому важным моментом является помощь родителей в подготовке уроков. Успешные дети появляются у успешных родителей. Вклад в здоровье и образование детей дает хорошие дивиденды в будущем!

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: agencyby / Фотобанк Фотодженика Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Как можно определить обучаем ли ребенок в школе, т.е тянет ли он школьную программу?
Мой сын учится в 1 классе и ему очень сложно дается обучение. Что можно предпринять и к кому необходимо обратиться за помощью.

Как можно определить обучаем ли ребенок в школе?

Насколько мне известно, перед школой дети проходят множество специалистов и собирают кучу справок, после чего получают допуск.

Поэтому, раз Ваш ребенок уже учится в школе, значит он обучаем. Если ребенку плохо дается материал, то это в первую очередь должно волновать педагога, который учит Вашего ребенка. Учитель должен уделять больше внимания ребенку и более доходчиво объяснять материал.

В Вашем случае, наиболее приемлемый вариант поговорить с педагогом. Поинтересоваться, почему ребенок плохо усваивает школьную программу (возможно она очень сложная). Если педагог скажет, что ребенок на самом деле плохо усваивает материал, то постарайтесь договориться о дополнительных занятиях, пусть это будет платно. Если ребенок не усвоит материал первого класса, то в других ему будет еще сложнее, здесь главное не упустить момент, чтобы в дальнейшем не было проблем.

Если же педагог будет говорить о том, что Ваш ребенок недоразвит и ничем помочь не может, нужно сходить к деректору и пожаловаться, намекнув, что если вопрос не решится полюбовно, Вы пойдете в другие инстанции. Директору и педагогам не нужны никакие проверки, поэтому они должны пойти Вам на встречу.

Комментарии

Есть установленная процедура в таких случаях- медико-психологическая комиссия. Походы к директору могут только усугубить ситуацию.

Я не увидел в вопросе намека на медко-психологический фактор. Мой ребенок до садика прошел всех врачей, в том числе и психолога. Когда он пришел в садик, то начал себя крайне плохо вести по сравнению с другими детьми. Мне объяснили, что если ребенок допущен до садика, то значит он имеет право в него ходить, а воспитатели просто хотят набрать тихих детей, чтобы им легче было с ними работать (мой сын оказался не единственным буйным ребенком). Когда мы разговаривали с заведущей детского сада, то она нам сразу сказала, что никуда обращаться не надо, все проблемы можно решить без обращения в соответствующие органы. Разумеется, бить кулаком по столу, грубить, хамить и надоедать руководителю не стоит. Всегда можно найти компромисс. Но нужно знать не только свои обязанности, но и права. Возможно, в школе все иначе...

1 Детский сад и школа это разные вещи
2. медико-психологическая комиссия это не орган и обращается туда сам преподаватель, если у него возникли проблемы с обучением ребенка (если конечно не со всем классом, тогда уже проблема в учителе)
3. Можно конечно все замять на уровне начальных классов и учитель будет тянуть ребенка до 5 класса, а что будет потом, когда ребенок выйдет в средние классы, где не один учитель, а много преподавателей (на каждого жаловаться будите). Вместо того, чтобы подготовить индивидуальную программу обучения и хотя и с трудом но получить аттестат, ребенок может выпустится со справкой. Мне не хочется сгущать краски и как правило, если не было задержек в развитии ребенка в дошкольный период после адаптации должно все наладиться. Но по итогам обучения за 1 класс если проблемы останутся стоит пообщаться не только с учителем и администрацией школы.

Действительно, перед школой был осмотр врачей в деском саду. Патологии не выявили.
У учителя в классе 30 человек и у каждого,по словам педагога, он стоять не может. Программа "Планета знаний" по которой мы обучаемся, по мнению учителя, не сложная. Речи о том, что ребенок не доразвит не идет. Мою обеспокоенность учитель поддерживает. На мой вопрос о необходимости медико-психологической комиссии, надеется, что к концу 1-го класса подтянется.