Все вопросы

История симфонии. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Изображение природы в пасторальной симфонии бетховена

У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 5. Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетхов … Википедия

Бетховен, Людвиг ван Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера … Википедия

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, ‒ 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской капеллы, отец ‒ придворным певцом. Б. рано научился играть … Большая советская энциклопедия

- (Людвиг van Beethoven) величайший композитор XIX стол.,род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. былкапельмейстером, а отец Иоганн фан Б. тенором в курфюрстской капелле.В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая …

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (1770 1827), нем. композитор. В обстановке последекабрьских лет в России усилилось внимание к музыке Б. Драматизм его мятежного творчества, пробуждавшего в людях надежду и веру, звавшего к борьбе, отвечал… … Лермонтовская энциклопедия

- (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (греч. symphonia – созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ… … Энциклопедия культурологии

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. Портрет работы Й. К. Штилера (1781 1858). (Beethoven, Ludwig van) (1770 1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на… … Энциклопедия Кольера

- (Beethoven) Людвиг ван (16 XII (?), крещён 17 XII 1770, Бонн 26 III 1827, Вена) нем. композитор, пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Симфония No. 9, ор. 125 , Л.В. Бетховен. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Л. В. Бетховен, Симфония No. 9, ор. 125, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты:…
  • Симфония No. 6, ор. 68 , Л.В. Бетховен. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Л. В. Бетховен, Симфония No. 6, ор. 68, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты:…

Шестая, Пасторальная симфония

Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасторальную симфонию». Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая надпись:

«Пасторальная симфония,
или
Воспоминания о сельской жизни.
Более выражение настроения, чем звуковая живопись».

Шестая, Пасторальная симфония занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз.

Тема природы получает широкое философское воплощение в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии - это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не только объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе. Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.

Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,- это поэзия простой, естественной жизни в общении с природой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Пасторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоминание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи.

Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бетховена исчезает тот налет патриархальности, который наблюдается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трактует как один из вариантов основной своей темы о «свободном человеке» - это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.

В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочинений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бетховен по-новому решает принцип программности в музыке. От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы.

Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинных, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена - пример слияния выразительного и картинного начал. Образы ее глубоки по настроению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чувством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вместе с тем картинно-живописны.

Седьмая симфония

Жанр симфонии в творчестве Бетховена находился в постоянном развитии. Через четыре года после Пасторальной были созданы Седьмая и Восьмая симфонии (1812), в которых бетховенский симфонизм раскрывается с новых сторон, благодаря усилению народнонациональных черт.

Слияние в этих симфониях героического и жанрового начал определяет возросшее значение песенных интонаций, танцевальной ритмики. Могучая простота демократического языка Бетховена, с его энергией ритмов, рельефностью активных интонаций, сочетается с тонкой разработкой мелодических, тембровых, гармонических деталей. В гармонии многообразие оттенков и контрастов, усиление красочности в большой мере осуществляются средствами мажоро-минорных, разнообразных терцовых соотношений. В строении цикла - известное отступление от классических темповых контрастов (вместо медленной части - Allegretto).

Все это позволило Серову видеть в этих симфониях начало позднего бетховенского стиля, хотя обе они не только по времени создания, но и по стилю - завершающие произведения центрального периода. В них осуществлен синтез принципов бетховенского героического и лирико-жанрового симфонизма (что особенно ярко проявляется в Седьмой симфонии). Народность бетховенских образов выступает здесь в новом качестве, она ярче в своем национальном проявлении, хотя не теряет и обобщающей героической направленности.

Между симфониями 1812 года и предшествующей им Пасторальной были изданы такие сочинения, как Пятый фортепианный концерт, «Эгмонт», музыка к пьесе «Король Стефан». Непосредственно после Седьмой и Восьмой написана программная симфония «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Все эти произведения (при всем различии их художественного значения) так или иначе связаны с патриотическими идеями того времени. Вместе с «Битвой при Виттории» Седьмая и Восьмая симфонии исполнялись в патриотических концертах в Вене в 1813 и 1814 годах в знак победы над Наполеоном.

Созданные в один год, объединенные общим активно радостным тонусом, Седьмая и Восьмая симфонии, однако, контрастируют между собой, дополняя друг друга.

Вена. Императорский королевский привилегированный Венский театр. Здесь 22 декабря 1808 года состоялась «музыкальная академия», то есть авторский концерт из произведений Л. ван Бетховена —-«совершенно новых и ранее не исполнявшихся публично». Среди них были две симфонии, завершенные почти одновременно, — Пятая, до-минорная, и Шестая, фа-мажорная. Обе симфонии запечатлели разные состояния духа великого немецкого композитора. Пятая — высшее напряжение борьбы, приводящей к трудному завоеванию победы. Шестая — полную гармонию человека и природы. Это как бы два лика бетховенского творчества, его эпохи. Пятая симфония — живое свидетельство близости Бетховена идеям и свершениям французской революции 1789 года. В ее поначалу мрачном пламени выковываются интонации, родственные гимнам и песням революции. Финал симфонии словно воспроизводит картину празднества в честь победы. В Шестой симфонии можно услышать отголоски идей Ж. Руссо, призывавшего вернуться к «естественной жизни». Истинную радость дарит человеку общение с природой и деревенскими жителями. Единственное бедствие — гроза — оборачивается еще большей благодатью: обновленная природа дает человеку особую полноту ощущения жизни.

Обе симфонии характеризуются исключительной конкретностью выражения вложенных в^ них идей. В Пятой симфонии Бетховен нашел гениальное музыкальное обобщение темы рока, судьбы — всего, что препятствует человеку в его стремлении к свободе. Предельно сжатый, лаконичный мотив («так судьба стучится в дверь», — сказал о нем Бетховен) пронизывает музыку всей симфонии. Но он же может обернуться и призывом к действию, и победным кличем, и выражением душевного трепета. Мотив судьбы формирует всю первую часть симфонии, изредка возникает во второй, главенствует в третьей, напоминание о нем в четвертой части оттеняет общую картину ликования. Через борьбу к победе — этот основной тезис бетховенского симфонизма — воплощен здесь с особенной рельефностью. Все ее части: полная драматизма — первая, спокойная вторая, где постепенно вырисовывается героическая тема, близкая «Марсельезе», скерцо, возвращающее в новом ракурсе драматизм и сильные контрасты, торжественный, победный финал — суть последовательные этапы становления героической идеи, ступени к завоеванию и утверждению могущества Человека в единении с человечеством.
Совсем по-другому решает Бетховен Шестую симфонию. Здесь царит покой той высшей гармонии, какую обретает человек в природе. Композитор не строит целое ступень за ступенью, а поворачивает его разными гранями. Части симфонии — это картины или сцены. Конкретность образов выступает через ассоциации с журчанием ручья, пением птиц, раскатами грома, наигрышем пастушьего рожка, звучанием деревенского оркестра. Она подчеркивается программными названиями, которые Бетховен предпослал всей симфонии и отдельным ее частям. «Пасторальная симфония, или Воспоминание о сельской жизни» включает в себя «Радостные чувства по прибытии п до ревню», «Сцену у ручьи», «Веселое сборище поселян», «Гром, грозу» и «Пастушью песнь». В конце «Сцены у ручья» Бетховен даже пометил в партитуре, каким птицам принадлежат реплики, имитирующие их голоса (перепел, кукушка, соловей); главная тема этой части выросла, по его словам, из напева иволги.

Однако Бетховен в своем заголовке симфонии предупреждает и о том, что здесь «больше выражения чувств, чем живописи». Картинность отнюдь не исключает глубоко поэтичного лиризма второй части или характернейшего для Бетховена динамического «натиска» в третьей. Это целостный мир, в покое которого есть свое движение, развитие, приводящее к величественному гимну природе.
Пятая и Шестая симфонии проложили свои пути в будущее. Именно с представлением о Пятой симфонии связывается. у нас само понятие драматической симфонии, симфонии о самом главном в жизни человека — борьбе за утверждение своих идеалов. Пятую симфонию Бетховена считал П. И. Чайковский прообразом своей Четвертой симфонии — первой симфонии-драмы в его творчестве. Первая симфония Брамса и симфония до минор Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Третья симфония Скрябина, Пятая симфония Шостаковича — все эти произведения совершенно разных композиторов, разных эпох сходятся в глубокой опоре на гениальное сочинение великого классика.
Шестая симфония оказалась особенно созвучной композиторам-романтикам: Шуберту, Шуману, Берлиозу. Программность симфонии, новый мир ее красочных звучаний, тонких светотеней, песенных интонаций, свобода в трактовке цикла (пять частей вместо обычных для классической симфонии четырех) — все это нашло свое продолжение в романтическом симфонизме. Тема природы получила новое развитие и воплощение в симфониях Шуберта и Шумана, Брамса, Брукнера, Малера. В творчестве самого Бетховена две симфонии 1808 года явились важнейшими этапами на пути к кульминации его симфонизма — Девятой симфонии, достигли своего наивысшего выражения и напряженность борьбы, и всепоглощающая радость единения человечества, его слияния со всем мирозданием.

Премьеры Пятой и Шестой симфоний не принесли успеха их автору главным образом из-за неудачного исполнения. Однако вскоре эти сочинения завоевали огромную популярность. Нам известны прекрасные записи симфоний в трактовках крупнейших дирижеров мира — А. Тосканини и В. Фуртвенглера, Б. Вальтера и Г. Караяна. В репертуаре многих советских дирижеров постоянно присутствуют Пятая и Шестая симфонии Бетховена — спутники нашей жизни, в которой сосуществуют драматизм и героика «вечного боя» и стремление к красоте и мудрости природы.
Е. Царева

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.

В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.

У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.

Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

Разновидности симфонии

Классическая симфония – этомузыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро) , в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе , обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе , в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.

Из истории симфонии

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн .

А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен . Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

К. Шлоссер "Бетховен за работой"

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.

Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).

Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер, Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.

Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин .

Клавесин

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога