Непознанное

Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые. Темп - теория музыки В каких музыкальных произведениях есть изменение темпа

Темп

Скорость движения музыкального произведения называют темпом . По ходу произведения, в зависимости от темы, темп может изменяться.

Всё это задаёт выразительность произведения. Можно играть не просто быстро - медленно, но и ускоряя, запаздывая и т.д.. Вариантов много. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Обозначение темпа

Темп преимущественно обозначают итальянскими словами. Встречаются обозначения и на русском языке. Также можно задать темп по метроному. Записывается темп над нотным станом в самом начале произведения, а также в тех местах, где темп меняется.

Рассмотрим всё по порядку.

Три основные группы темпов

Все темпы разделены на три группы: медленные, умеренные и быстрые темпы.

. Умеренные темпы . Быстрые темпы
Оттенки

Для уточнения оттенков темпа используют следующие обозначения:

Динамические оттенки

Для того, чтобы обозначить ускорение движения или замедление, используют следующие обозначения:

Другие обозначения
Итальянское обозначение Русское обозначение
a tempo в темпе
tempo primo

Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.

Что такое темп?

Темп — это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и , где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%. Остальные 10 — это правильное понимание стиля музыки и все остальное.

Подчеркну, что это лишь точка зрения. Однако думается, что я не одинок в ней поскольку одни из лучших мировых музыкантов (таких как Лайндсдорф, А.Зимаков, Вагнер:) придерживаются того же мнения.
Попробую ответить на вопрос: почему многие композиторы отказались от обозначения метронома в своих произведениях?

Существует множество причин, но главная, по всей видимости, в прогрессе музыкантов.

Такая вещь как непрофессионализм довольно распространена среди исполнителей любых профессий.

Возьмем, например, современного (ситуация из моей биографии).

К примеру, написал он партитуру и занес ее в какой-нибудь секвенсор. Расставил темпы и все готово. Произведение звучит, также как в голове композитора. Но после этого партитура попала в оркестр и половина музыкантов не могут сыграть свои партии. Вот здесь и приходиться жертвовать либо темпом, либо нотами.

Многие произведения Бетховена были очень сложны для его современников и, по всей видимости, он решил дать некоторую свободу выбора темпа.

Современные же музыканты без труда играют Бетховена, но как только речь заходит о Шостаковиче или не дай бог о Мессиане, то все крушится и получается epic fail:)

При чем здесь собственно темп?

Главная проблема в том, что музыканты любят замедлять быстрые пассажи без причины, или брать медленный темп, объясняя это какой-то выразительностью, но сути это не меняет — они просто не могут это сыграть. От этого страдает композитор, слушатель и музыка.

Очень часто музыканты неправильно интерпретируют темпы, в результате чего произведения быстрого характера становятся балладами и наоборот.

Это очень часто можно наблюдать в среде классических гитаристов (это скорее даже правило искажать темпы) — написано Allegro играется Moderato, написано Moderato начинают играть Lento. Таких примеров тысячи — достаточно посмотреть несколько известных произведений и можно увидеть градацию темпа в пределах 40, а то и больше единиц метронома. Повторю, что это характерно для гитаристов-классиков. Среди пианистов я такого не замечал. Вообще сложно представить себе пианиста, который, используя в качестве оправдания свое видение, начал бы играть фантазию Шопена C# maj в темпе 140.

Это первая сторона проблемы темпа назовем ее механическо-исполнительской.

Теперь рассмотрим природу темпа.

Темп как структура, регулирующая ритмическое и метрическое движение музыки устоялся совсем недавно. Можно выделить два типа темпа:

  1. математический (темп метронома)
  2. чувственный (аффективный)

Математический характерен для электронной музыки, металла и проч. музыки, которая играется строго под клик. В такой музыке не допускаются никакие отклонения от темпа) за редким исключением можно встретить accelerando и ritenuto)

Чувственный это определяемый стилем, агогикой и . Один такт может быть в темп 90 второй в темпе 120, а третий в темпе 60. Такой подход к ритму характерен для Скрябина, Рахманинова.

Также есть середина между этими двумя понятиями. Такие явления как , шаффл построены на умелом сочетании разного подхода к темпу. Обозначения метронома не могут отражать реальных темповое этой причине от них отказались многие композиторы и по этой же причине большинство музыкантов отказываются от игры под клик.

С другой стороны словесные обозначения позволяют передать характер движения и направление, в котором следует мыслить музыканту (-ам)

Вот, что пишет Харлапин по этому поводу:

Словесное обозначение темпа указывает, не столько на скорость, сколько на «количество движения» — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтической музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и другие нотные величины). Характер темпа зависит не только от основного пульса, но и от внутри долевой пульсации (создающей своего рода «темповые обертоны»), величины такта. Метроритмическая скорость оказывается лишь одним из множества создающих темп факторов, значение которого тем меньше, чем эмоциональнее музыка.

Которыми пользуются композиторы для создания своих произведений. В талантливой музыкальной композиции нет ничего случайного: тональность, структура, украшения, манера исполнения - всё должно быть подчинено одной творческой задаче. Какую роль во всем этом играет музыкальный темп? И какие разновидности темпов существуют?

Музыкальный темп как средство музыкальной выразительности

Темп на итальянском обозначается словом «tempo». Итальянцы в свою очередь позаимствовали это слово из латинского, где «tempus» обозначает «время». В музыке темп обозначает скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Темп наряду с динамикой является одним из самых действенных средств передачи эмоциональной окраски произведения. Если человек, который пишет или исполняет музыкальные произведения, игнорирует этот факт, то результат его творческого процесса рискует оказаться блеклым и менее выразительным. Правильный темп в сочетании с верной динамикой обеспечивает эффективное общение композитора или исполнителя со своим слушателем. Сравнение музыки с человеческой речью вполне корректно, ведь эмоциональный окрас речи также определяется ее темпом и динамикой. Именно эти характеристики помогают получить отклик со стороны собеседника и вовлечь его в диалог.

Темп ложился в основу музыки еще с самых древних времен. Ранее музыканты своей игрой в основном сопровождали ритуальные танцы и шествия, немного позднее - сельские гуляния или балы знатных господ. Стук ног танцора, скорость, с которой передвигались танцевальные пары, становились ориентиром, по которому музыканты сверяли свой темп игры.

Как темп обозначается в нотной записи

Со временем музыка стала одним из самых любимых развлечений для людей самых разных сословий и уровня жизни. Когда начали появляться первые ноты, фиксирующие в себе мелодию той или иной песни или произведения, проблема обозначения в партитурах темпа стала актуальной. Действительно, как можно знаковым обозначением передать информацию о темпе произведения?

Композиторы знают, что темп - это еще и некая пульсация мелодии. Такая пульсация сугубо индивидуальна для любого музыкального творения. Когда человек желает измерить пульсацию своего сердца, то он считает количество его ударов в минуту. В музыке воспользовались тем же приемом, но с применением музыкальных делений - четвертных, восьмых, шестнадцатых нот и т. д. Именно количество нот определенной длительности, которые умещаются в минуту, определяет метр (темп) произведения. Практически над каждой партитурой слева размещается подобное обозначение: нота определенной длительности, знак «равно» и численное обозначение количества этих нот, помещающихся в минуту. Держать указанный темп и не отклоняться от него помогает специальный прибор - метроном.

Медленные темпы

Иногда вместо четкого метрического обозначения композитор может пользоваться и словесными обозначениями темпа. Как и многие музыкальные термины, темпы принято указывать на итальянском языке. Эта традиция укоренилась потому, что в период формирования нотной грамоты больше всего произведений сочиняли и записывали в партитурах итальянцы. Но современные русскоязычные независимые авторы зачастую применяют русские обозначения, переведенные с итальянского.

Самый медленный музыкальный темп - «grave», в переводе с итальянского звучит, как «тяжело» или «торжественно». К этому темпу также можно применить определения «значительно» или «очень медленно». Метрическое обозначение темпа колеблется в пределах от 40 до 48 ударов по метроному Мальтера.

Следующим в списке медленных темпов следует «largo», что по-русски значит «широко». Ларго может играться со скоростью от 44 до 52 ударов в минуту.

Затем следует ларгамэнте (46-54 уд./мин), адажио (48-56 уд./мин), ленто (50-58 уд./мин), лентамэнте (52-60 уд./мин), ларгэтто (54-63 уд./мин) и т. д.

Умеренные музыкальные темпы

Список умеренных темпов открывает обозначение «andante», что в дословном переводе обозначает «идти». Умеренный музыкальный темп «andante» - это темп «спокойного шага», он колеблется в области 58-72 ударов в минуту. Существует также несколько его разновидностей: андантэ маэстозо - значит «торжественным шагом»; андантэ моссо - значит «оживленным шагом»; андантэ нон троппо - значит «небыстрым шагом»; андантэ кон мотто - значит «удобным или непринужденным шагом»; андантино - темп в области 72-88 ударов в минуту.

Рядом с «andante» также находится темп «comodo» и «comodamente», что означает «не спеша». Метрическое обозначение этого темпа колеблется от 63 до 80 ударов в минуту.

К умеренным темпам также относится «moderato assai» (76-92 уд./мин), moderato (80-96 уд./мин) и con moto (84-100 уд./мин).

Быстрые темпы

«Allegretto moderato» - обозначение, которое открывает перечень быстрых темпов.

«Аллегрэтто модерато» - не очень быстрый музыкальный темп: термин переводится, как «умеренно оживлённо» и метрически обозначается от 88 до 104 ударов в минуту. Затем следует «allegretto» (92-108 уд./мин), «allegretto mosso» (96-112 уд./мин).

Сюда же относится термин «animato», что означает «оживленно», и «animato assai» - соответственно «очень оживленно». В числовых значениях эти темпы колеблются от 100-116 и 104-120 ударов в минуту.

«Allegro moderato» - это умеренно быстрый музыкальный темп, т. е. темп находится в пределах от 108 до 126 ударов в минуту. «Tempo di marcia» предлагает играть исполнителю произведение в темпе марша - в пределах от 112 до 126 ударов в минуту.

«Allegro non troppo» означает не очень быстрый темп (116-132 уд./мин), те же самые параметры имеет темп «allegro tranquillo». «Allegro» (значит, «весело») - 120-144 удара в минуту. «Allegro molto» значительно быстрее предыдущих темпов: метрически обозначается, как 138-160 ударов в минуту.

Наиболее часто используемые темпы

С появлением компьютерных программ для написания музыки, а также электронных метрономов числовые обозначения темпов прочно заняли свои позиции в партитурах, ведь словесные обозначения достаточно неопределенные и всегда требуют уточнения. И тем не менее из словесных обозначений до сих пор широко используются ларго (переводится, как «очень медленно», «широко»); анданте (неторопливый музыкальный темп); адажио (переводится как «медленно»); модерато (значит «умеренно» или «сдержанно»); аллегро (т. е. «быстро»); аллегретто (означает «довольно оживлённо»); виваче (т. е. «быстро» или «живо») и престо (значит «очень быстро»).

Дополнительные обозначения

Зачастую композитор не настаивает на исполнении своего произведения в строго указанном темпе. В таких случаях музыкальный темп может обозначаться прилагательным, характеризующим общее настроение, которое должно царить во время исполнения пьесы или песни. Например, «leggiero» означает «легко», а «pesante» - «весомо» или «тяжело». Легкости звучания или весомости можно одинаково успешно добиваться при совершенно разных метрических показателях музыки. Автор может также предложить исполнителю играть свою партию «cantabile», т. е. «певуче», или «dolce» - т.е. «нежно». В середине партитуры или в любой другой ее части могут также появиться ремарки вроде «ritenuto», что означает «сдерживая», или «accelerando», т. е. «ускоряя». Множество таких ремарок позволяют учитывать важные нюансы при исполнении музыкального произведения.

Воздействие темпа музыки на организм человека

В одном из итальянских университетов ставился интересный эксперимент на предмет того, как музыкальный темп влияет на состояние психики или другие показатели в организме человека. В эксперименте принимали участие как профессиональные музыканты, так и обычные любители музыки. Результаты были потрясающими: оказывается, быстрая, оживленная музыка мобилизует все системы организма (учащается пульс, ускоряется дыхание, повышается артериальное давление и т. д.), а медленная, неторопливая способствует полному релаксу, расслаблению нервной системы и нормализации АД.

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.

АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.

АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.

АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.

АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.

АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.

АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.

АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.

АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.

АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.

БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.

ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.

ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.

ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.

ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.

ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.

ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.

ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.

ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.

ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.

ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).

ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.

ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.

ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.

ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).

ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.

КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.

КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.

КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.

КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.

КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.

КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.

ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.

Организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.

МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.

МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.

МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.

НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.

ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.

ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.

ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.

ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.

ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.

ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.

ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.

ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.

ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.

РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.

РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.

СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).

СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.

ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.

ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.

ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

ТОНИКА - основная ступень лада.

ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.

УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.

УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.

ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.

ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.

ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.

ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.

ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).

ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.

ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.