Деньги

К чему ведет повышение мотивации. Примеры нематериальной мотивации сотрудников

Уровень мотивации, как и уровень давления, мы начинаем измерять с годами. Если в детстве нам что-то надо, мы просто идем в песочницу и берем. Нормального ребенка не надо мотивировать лезть на высокое дерево или разучивать новую игру. Малыш сам ищет, куда потратить свободную энергию. В школе мы чаще начинаем делать что-то через «не хочу», но это компенсируется хорошими отметками – фактор мотивации, который работает далеко не для всех. Если хорошие оценки можно конвертировать в карманные деньги, то учиться на «отлично» становится не только престижно, но и выгодно – тут уже работает комплекс мотиваций. При этом всегда есть соблазн прогулять уроки, а это уже – мотивация избегания.

С течением жизни гамма мотиваций становится только больше, хочется уже не просто еды, а ужина на собственной кухне с хорошим интерьером. При этом мотивация утолить голод пересекается с мотивацией похудеть к лету. Психика взрослого человека – это хитрый инструмент с огромным количеством настроек: нажмешь не туда, и музыки не будет! Хороший начальник в этой ситуации подобен дирижеру, он и должен четко понимать, как мотивировать своих сотрудников.

Как замотивировать сотрудников?

Давайте пойдем от противного, предположим, что нового сотрудника мотивировать не надо. У него есть запись в трудовой и какие-то смутные ожидания от работы. Сегодня он – замотивированный своими фантазиями, завтра – просто замотанный реальным объемом дел, а послезавтра – безвозвратно демотивированный. Такой работник подобен болезнетворному вирусу, он не только не работает сам, но и обесценивает ценность труда среди себе подобных. Вывод: необходимо развивать и совершенствовать систему материальных и нематериальных мотиваций постоянно.

Как построить материальную систему мотиваций?

Если есть возможность самому распределять зарплатный фонд, то премиальная его часть должна делиться в качестве бонусов. Неминуемое наказание и поощрение рублем – важная составляющая мотивации. Эффективно работает тот работник, который делает деньги сам, а не тупо их получает. Человек, не имеющий влияния на свою зарплату (пусть даже и приличную) чувствует себя жертвой обстоятельств. Однако если распределение средств зависит от симпатий руководителя – это самоуправство. Тут ощущение несправедливости душит еще больше. Необходимо разработать прозрачную и строгую систему мотиваций (единую для всех) и закрепить ее в корпоративном кодексе.

Корпоративный кодекс

Без морального кодекса любой профессионал превращается в бессовестного пирата-наемника. Он рад унести с завода последнюю гайку, предавать коллег, идти по головам. С древних времен в каждой профессии существовал свой цеховой кодекс чести. Отработанные правила корпоративной этики со временем интегрируются в систему ценностей человека и становятся для него основой поведения. Генерал, снимает брюки с лампасами, но красные полосы уже въелись в кожу и саму Суть человека. Эта профессиональная деформация может быть не всегда понятна сторонним людям, но она безусловно выгодна компании. Сама принадлежность системе для высокоморального работника – уже огромная мотивация. Кодекс организации должен быть предметом мифотворчества и рабочей инструкцией для разрешения рабочих дилемм. Даже не стоит говорить о том, что руководитель должен быть самым верным приверженцем корпоративной этики, тогда у него есть шансы стать не только формальным, но и харизматичным лидером.

Демотивация работников

Большинство людей теряют запал, сталкиваясь с мотивационным несоответствием. Им было обещано все и сразу, а дали лишь чуть-чуть. Например, человеку обещали быстрый карьерный рост и зарплату, от которой по швам трещит бумажник, а дали прожиточный минимум и старое кайло. Когда ожидания рушатся, начинается неизбежная фрустрация (разочарование). Первая мотивация такого работника подобна сильному скачку напряжения, от которого перегорает лампа, а недоверие остается навсегда. Поэтому важно заострить внимание на том, что картину собственного успеха придется рисовать кровью и потом. Путь становления для такого кадра должен быть выложен мелкими ступенями: например, обучение, первый контакт, продажа, первое закрытие посильного плана. Техника малых побед вырабатывает у человека необходимый навык добиваться желаемого и формирует преактивное мышление вместо реактивного. К сожалению, от профессионального выгорания никто не застрахован. Пламенный дух новичка уходит, оставляя угли. Если вы не можете освежить трудовую жизнь работника новыми задачами или должностью – лучше отпустить его на отдых, а может – и насовсем…

Иногда, чтобы зажечь огонь в глазах, хватает заслуженного признания, часов с гравировкой, премии или даже банального внимания.

P.S. Для нас ваше внимание тоже очень важно, оно мотивирует нас на дальнейшую работу. Ждем конструктивной критики и новых тем в комментариях. Всем – мотивации!

C уважением, Ваша Суть

Часто случается, что сотрудник выполняет свою работу спустя рукава, явно без энтузиазма и максимальной самоотдачи. Понятно, что от этого любая работа делается менее эффективно и доставляет множество проблем руководителю такого сотрудника. В чем же тут дело? Как мотивировать работника для эффективного выполнения служебных обязанностей?

Почти все или, по крайней мере, многие человеческие потребности можно свести к нескольким основным группам. Причем пока потребность остается неудовлетворенной, она действует как мотивирующий фактор; как только она удовлетворяется, в действие вступает следующая, так сказать, более высокая потребность.

Вот эти потребности, от низших к высшим:

  1. Основные потребности - те, которые связаны с выживанием и поддержанием здоровья. Они включают потребность в пище, сне, жилье и любви.
  2. Потребности в надежности и безопасности - это физическая безопасность, а также эмоциональная и экономическая надежность.
  3. Потребность в принадлежности к определенной социальной группе и симпатии ее членов - это стремление каждого человека быть 4. принятыми другими, стать частью коллектива, пользоваться его симпатией.
  4. Потребность в определенном социальном статусе связана с местом человека в обществе и социальной иерархии.
  5. Потребность власти связана с желанием осуществлять управление и контроль над другими.
  6. Потребность в соревновании - как желание побеждать, играть в азартные игры.
  7. Потребность в независимости подчеркивает важность свободы и управления самим собой.
  8. Потребность в достижениях отражает желание учиться и совершенствоваться.

Самое сложное для управляющего - узнать, какими мотивами руководствуются подчиненные сотрудники, стараясь сделать свою жизнь лучше.

Лучший показатель ведущих мотивов работников - их поведение. Наблюдательные управляющие знают, что манеры поведения и поступки людей сигнализируют об их мотивационных потребностях. При этом управляющий должен выполнять правило: фиксировать именно модель поведения человека, а не отдельные его черты.

Модель поведения - это наиболее часто повторяющийся, а следовательно, характерный для человека набор реакций. Такой набор реакций тесно связан с потребностями. Именно поэтому по данному набору можно выявить мотивационный тип работника - и решить, чем стимулировать его желание работать, чтобы добиваться процветания для родной компании.

Ниже перечислены поведенческие "наборы", соответствующие определенной ведущей мотивации личности.

Мотивация социальным статусом

Поведение сотрудника, которого можно мотивировать социальным статусом:

  • носит дорогую одежду, стремится иметь символы положения в обществе: офис, титул, и т. д., хочет соответствовать корпоративным ценностям;
  • отдает предпочтение дорогим аксессуарам;
  • ценит все престижное и стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой.

Вознаграждение направленное на мотивацию такого сотрудника должно придавать ему больший вес.

Это может быть: высокий титул, офис, пользование определенной столовой или клубом, право носить редкие или уникальные вещи (например, галстук с эмблемой фирмы), право на машину с шофером, обращение начальника с ним как с равным.

Один руководитель никак не мог удержать своего строптивого подчиненного, который постоянно собирался уволиться. Начальник перепробовал все методы - от дополнительной премии до различных бонусов. Разгадка мотивации этого сотрудника оказалась на удивление простой: оказывается он мечтал о корпоративном номере мобильного телефона, считая это атрибутом высокого статуса (в его представлении), без чего он чувствовал себя ущербно. Предоставление корпоративного номера телефона решило все проблемы руководства.

Мотивация надежностью

Поведение:

  • одевается чисто и аккуратно;
  • следует давно установившимся привычкам;
  • негативно воспринимает нововведения в организации, любит вдаваться в подробности, беспокоен;
  • если его критикуют, защищается в любом случае и до последнего, любит правила и инструкции, нуждается в точности и ясности инструкций;
  • трудоголик, без инструкций чувствует дискомфорт.

Люди этого типа любят действовать, когда им предоставляется всестороннее руководство.

Для успешной мотивации они должны быть вознаграждены:

  • отзывами, которые вселят в них чувство поддержки, безопасности и уверенности в будущем;
  • краткосрочными целями и частой обратной связью;
  • детальным объяснением всех аспектов политики компании, особенно влекущих за собой изменения;
  • ясными инструкциями, точно выражающими требования;
  • хорошими программами социальных льгот;
  • высокой оценкой длительного стажа работы и преданности фирме; возможностью быстрого доступа к начальнику в необходимое время;
  • вознаграждениями, которые наделяют правом быть членом команды.

Руководители одной холдинговой компании после длительных поисков наконец-то подобрали сотрудника на должность управляющего крупной розничной сетью. Новый управляющий имел богатый опыт административной работы, и ему доверили не только обеспечение текущей работы магазинов, но и определение стратегических аспектов управления и политики сети. Через несколько месяцев его деятельности руководство пригласило консультанта.

Основная проблема заключалась в застое, который обнаружился в работе сети магазинов. Учредители не могли понять, почему система не совершенствуется. При этом в адрес нового менеджера высказывались одни похвалы: все отчеты предоставлялись им вовремя, и информационные потоки были прекрасно отлажены. Сам он просиживал на работе по 12-13 часов, проявляя необыкновенную исполнительность и ответственность.

Да, он был прекрасным исполнителем-трудоголиком, но проблема заключалась в том, что его основной мотив - надежность - не позволял ему выходить за рамки привычных инструкций и предписаний. Для оптимизации управленческой ситуации консультант порекомендовал взять в качестве помощника для этого управляющего сотрудника с ведущей мотивацией развития существующих идей и генерации новых.

Мотивация чувством принадлежности

Поведение работника, которого можно мотивировать чувством принадлежности:

  • любит быть членом клубов, посещать пабы,
  • получает удовольствие от игры команды,
  • соответствует ценностным ориентациям группы,
  • предан ценностям команды, перед тем, как принять решение, любит делиться своим мнением, выступает против перемен, если это - беспокоит группу, стремится быть популярным, умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать своих товарищей по - команде в курсе дела.

Люди с социальными потребностями хотят принадлежать к какому-либо коллективу.

Их мотивацией могут быть: подтверждения, что их деятельность отвечает целям команды, призывы быть преданными команде, условия обучения, помогающие команде совершенствоваться, вознаграждение, подчеркивающее общие усилия, возможности взаимодействовать с командой во время работы, а поддержка начальства.

В качестве примера можно привести ситуацию ухода одного квалифицированного финансиста из одной аудиторской компании в другую на гораздо меньший оклад. На недоуменные вопросы знакомых этот человек ответил: "Мне совершенно не нравится обстановка в старой компании: люди совершенно чужды друг другу, и каждый тянет одеяло на себя. В новой же фирме я сразу почувствовал какое-то тепло по отношению к себе".

Мотивация работника, испытывающего потребность в соперничестве

Поведение присущее таким сотрудникам:

  • много работают, чтобы достичь цели, рискуют;
  • любят испытывать свои силы, организаторы игр ("жизнь - это состязание");
  • ревниво относятся к соперникам, хотят всегда побеждать, не умеют проигрывать;
  • плохо работают с командами, "индивидуалисты".

Мотивацией таких работников может быть все, что связано общественным признанием.

К примеру:

  • содействие их целям и частой обратной связью;
  • постановка новых сложных задач, публичное признание результатов;
  • вознаграждение призами для "самых лучших", членство в престижных клубах.

Такие люди обычно очень ревниво относятся к появлению новых сотрудников, которые подают большие надежды, видя в них соперников и боясь остаться побежденными. Наиболее частая проблема, связанная с работниками подобного типа, особенно если они занимают высокие посты, - им свойственно вести себя (часто неосознанно) так, чтобы устранить того, кто кажется им лучше них, даже ценой больших потерь для своей компании.

Мотивация признанием

Поведение характерное для работника, которого можно мотивировать признанием:

  • испытывает потребность в похвале и очень ее любит;
  • обращает внимание на успехи;
  • кичится наградами;
  • любит быть в центре внимания;
  • много работает, желая добиться успеха.

Такого сотрудника можно мотивировать постановкой краткосрочных целей и быстрой обратной связью, похвалой - письменной и устной, обнародованием результатов его работы, общественной похвалой, призами различного рода.

В одной организации на обучающем тренинге из всей группы сильно выделялся менеджер оптовых продаж. Однако его претензия выставить напоказ свою компетентность и стремление поспорить с тренером носила необычный характер: он вступал в дискуссии только в момент появления в комнате руководства.

Выяснилось, что таким образом он хотел заработать признание шефа. При этом, к своему несчастью, высказывал зачастую самые нелепые идеи и совершенно не догадывался, что руководителя это только раздражало. Об этом сотруднике в компании ходили анекдоты, ему придумали забавное прозвище. Тем не менее шеф прекрасно знал, что этому амбициозному человеку можно не платить премии - достаточно сказать о его незаменимости и особой значимости для компании.

Мотивация властью

Такой сотрудник любит принимать решения и организовывать работу других.

Характерным поведением такого сотрудника является:

  • получает удовольствие от руководства работой других;
  • четко мыслит и умеет хорошо выражать свои идеи;
  • любит участвовать в руководстве делами;
  • может принимать трудные решения, может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу.

Мотивацией в данном случае может быть:

  • более широкие полномочия по мере улучшения результатов его деятельности;
  • делегирование ему большой части работы;
  • поручение сложной работы, допускающей управление другими, позволение выполнять представительскую роль;
  • вовлечение в обсуждение профессиональных советов и допуск к участию в принятии решений;
  • регулярное обсуждение перспектив.

Зная эти типы ведущей мотивации, вы всегда сможете без труда определить, как наиболее эффективно замотивировать любого работника для получения максимальной отдачи для компании.


Мотивация сотрудников организации к продуктивному труду, способна вывести компанию на новый, более высокий уровень. Сохранив тот же рабочий потенциал, но, изменив свое отношение к труду сотрудников, вы в короткие сроки сможете выйти из кризиса, завоевать доверие и уважение у подчиненных, заставить работников учреждения держаться и дорожить своим рабочим местом. Как это сделать? Самый простой и эффективный способ - повысить мотивацию.

Почему мы не рекомендуем менять структуру рабочего коллектива, увольнять сотрудников, которые плохо работают, и нанимать на их место новых? Да, потому, что такая деятельность не даст никаких положительных результатов. Во-первых, попав в те же условия, в ту же систему работы, новые сотрудники рано или поздно также будут пассивно выполнять свои должностные обязанности. Во-вторых, постоянная текучесть кадров будет негативно сказываться на репутации вашей компании, вы больше времени потратите на обновление коллектива, нежели на его совершенствование. И, в итоге, вы получаете разлаженный коллектив, негативно настроенный к работодателю, нежелающий работать и живущий в постоянном ожидании увольнения.

Лучше обратите свое внимание в сторону существующего коллектива, который уже продолжительное время трудится на вашу компанию. Теперь настало время подкорректировать их действия специалистов компании, чтобы они давали максимальный эффект.

1. Кроме финансовой мотивации (в виде премий) есть огромное количество не менее действенных методов. К одному из них относится организация занятости работников в нерабочее время. На сегодняшний день некоторая часть руководителей предприятий, положительно относится к тому, что их подчиненные в свободное время занимаются спортом, увлекаются активным отдыхом, стремятся к здоровому образу жизни. Оборудуйте на предприятии спортивный зал. Позвольте заниматься в нем всем желающим в обеденное время, и после работы. Также в этот спортзал могут приходить близкие родственники ваших сотрудников (если предприятие небольшое). Сделайте для своих подчиненных «День здоровья». Раз в неделю (предположим, по средам) отпускайте коллектив пораньше на 1.5-2 часа, отвозив служебным транспортом в бассейн. Если кто-то не желает тратить свое время на посещение бассейна, то он может продолжать свой рабочий день до установленного (стандартного) времени. Мотивация сотрудников к занятию спортом сделает их подвижными и активными, изменит их отношение к вам и сформирует здоровый, спортивный коллектив. К тому же, спорт благоприятно влияет на быстрое сплочение коллектива.

2. Узнайте у подчиненных, что им не хватает для успешной продуктивной работы? Это может быть необходимая техника, комфортные условия, положительный настрой в коллективе, комнаты отдыха. Может быть, им хотелось бы получать более четкие сведения о целях их работы и способах достижения этих целей? Рассмотрите каждое предложение, постарайтесь создать максимально комфортные условия труда и только после этого вы можете на всех основаниях спрашивать со своих сотрудников продуктивную деятельность.

3. Если вы ставите перед подчиненными цели выше тех, которые они выполняли ранее, устанавливаете конкретные сроки выполнения задач, то это позволяет мобилизовать все силы, соединиться коллективу в единую команду и выполнить ваше поручение. Если же вы постоянно опасаетесь того, что ваши подчиненные не справятся с ответственными поручениями, то рано или поздно коллектив сам перестанет верить в собственные силы. А это приведет к тому, что сотрудники компании перестанут получать удовольствие от сделанной работы. Этот принцип мотивации можно наглядно продемонстрировать на простом примере. Помните, в школе вам задавали в качестве домашнего задания сложную, трудно решаемую задачку. Чтобы решить ее к установленному сроку, приходилось часами ломать голову над возможными вариантами. И какое же счастье, состояние эйфории вы испытывали, когда все-таки находили правильное решение! То же самое происходит и на предприятии. Когда ваши подчиненные справляются со сложной задачей, они испытывают энергетический подъем, возникает желание работать дальше и внутреннее ощущение того, что сейчас им подвластны любые сложности. А если успешный результат еще и дополняется денежной премией, то в следующий раз сотрудники компании возьмутся за дело с еще большим энтузиазмом.

4. Создайте банк идей. Как правило, у простых служащих очень много идей (и некоторые из них бывают очень даже хорошими) по улучшению работы компании, по привлечению клиентов и т.д. Подумайте, кто как не подчиненные, находясь непосредственно в гуще событий, могут знать о плюсах и минусах производства, о том, что нравится и что не нравится клиентам в компании?! Далеко не каждый покупатель возьмет в руки книгу жалоб и предложений, чтобы оставить там свой отзыв. А выразить в слух продавцу или менеджеру свое недовольство могут практически все. Подчиненные и рады бы высказать свои идеи, рассказать о возможностях усовершенствования системы, но их никто не спрашивает. В банке идей вы соберете немалое количество советов и рекомендаций, которые помогут развитию вашей компании, и позволят простым служащим высказаться. Данным действием вы только лишний раз докажите то, что вам не безразлично мнение абсолютно всех сотрудников компании: от технического персонала до дирекции, для вас все равны и одинаково значимы.

5. Отмечайте вклад отдельных сотрудников в общее дело. К сожалению, сегодня все больше и больше внимания уделяется командному труду, а не личностному. Однако каждая команда состоит из отдельных сотрудников. Кто-то из них отдает работе всего себя, а кто-то принимает поздравления за счет того, что пассивно наблюдал за работой. Видя, как другие члены команды незаслуженно получают благодарности и награды, люди, отдавшие всего себя общему делу, испытывают чувство обиды и разочарования. В следующий раз у них уже не будет желания также активно и ярко трудиться во благо общего дела. Именно поэтому необходимо выделять не только лучший коллектив, но и лучших сотрудников, активно принимавших участие в реализации проекта. Это позволит вам увидеть лучших специалистов своей организации и поднять их уровень мотивации.

6. Поинтересуйтесь, устраивает ли ваших подчиненных их работа. Невозможно мотивировать сотрудников к активному труду, если выполняемая ими деятельность не приносит удовлетворения. Посмотрите, по какой причине сотрудники вашей компании не могут справиться с поставленными задачами? Может быть, их квалификация не соответствует занимаемой должности? В этом случае необходимо отправить людей на курсы повышения квалификации, либо разделить общую работу на несколько маленьких несложных этапов. Научившись выполнять целое по частям, сотрудник через некоторое время будет с легкостью справляться с поставленными задачами. Обращайте основное внимание не на качество сделанной работы, а на человека, сделавшего эту работу. Измените свой взгляд на весь процесс производства. Вы сотрудничаете не с материалом, а с людьми, следовательно, именно людям необходимо уделять свое основное внимание в работе.

Эта статья предназначена для руководителей. Миссия лидера – вести людей за собой. Миссия руководителя – вдохновлять своих сотрудников.

От мотивации работников зависит очень многое: производительность, развитие и прибыльность бизнеса. Но даже самые инициативные сотрудники время от времени нуждаются в стимулах для дальнейшей деятельности.

Эти стимулы могут быть материальные (денежные премии, повышение зарплаты, бонусы за сверхурочную работу и т.д.) и нематериальными (карьерный рост, похвала, социальные льготы и т.д.). По мнению многих успешных бизнесменов, для работников, которые любят свое дело, удовлетворение финансовых интересов вторично.

Гораздо важнее вдохновить сотрудника изнутри, «заразить» его энтузиазмом. В этом вопросе важную роль играют склад ума и тип характера конкретного работника. То, что одному поможет свернуть горы, для другого – пустой звук.

Как выбрать правильный способ мотивации, читайте далее.

1. Персональная похвала

Этого ждут люди с аналитическим мышлением. Такому человеку важно знать, какой вклад он – лично! – внес в общее дело, и как вы – руководитель – оцениваете этот вклад. Если проект реализовывал весь отдел, но львиную часть работы сделал человек с аналитическим складом ума, не забудьте выделить его и он станет еще усерднее.

2. Письменное вознаграждение

Для людей, склонных к формализму, важно осознание, что их работа – часть успеха компании. И лучше, чтобы это было задокументировано. Устная похвала, даже в присутствии коллег, для них не столь значима, как благодарственное письмо на глянцевой бумаге в красивой рамочке.

3. Личная оценка

Социально активные личности хотят чувствовать, что вы лично как руководитель цените их работу. Поэтому лучший мотиватор для них – ваш персональный жест в их адрес. Если захотите поощрить такого сотрудника письмом, то пишите от руки, если устно, то обязательно пожмите ему руку.

4. Нетрадиционный подход

Этого ждут работники-новаторы. Для них важен не сам человек, а его поступки. Лучшим мотивирующим поступком для них станет нетрадиционное одобрение их труда. Например, вместо грамот и премий, купите для такого сотрудника новое оборудование, которого еще нет ни у кого в офисе.

5. Конфиденциальность

Скромные работники-тихони не любят шумихи вокруг себя. Но это не значит, что они не нуждаются в дополнительной мотивации. Просто лучше поощрять их без шума, с глазу на глаз.

6. Открытый диалог

Для экспрессивных людей лучшая мотивация – это ваша открытость. Как правило, у них много идей и еще больше желания обсудить их. Позвольте им обращаться к вам напрямую, без посредничества секретаря и ожиданий в приемной, и они будут летать на крыльях собственной инициативности.

7. Элементарное внимание

Неконфликтные люди, которые всем и всегда говорят «Давайте жить дружно», никогда не попросят вознаграждения, даже не намекнут на это. Поэтому мотивация для них – уже просто ваше внимание.

8. Согласованность

Трудоголики, эффективные и дисциплинированные работники никогда ни на что не жалуются. Но они хотят мыслить в одном направлении с руководителем. Тогда у них будет высокая мотивация. И, конечно же, они не брезгуют похвалой. Но она должна быть своевременной – повесьте «орден» на грудь бунтаря сразу после его «подвига».

9. Выполнение обещаний

Командные игроки должны быть уверены в своем лидере и в проекте, в который вовлечены. Они хотят точно знать, что ждет их впереди, какую награду они и их товарищи получат. Однако вы должны не просто пообещать премию за перевыполнение плана, но выдать ее точно в названный срок.

10. Гибкий подход

Мягкие, легко адаптирующиеся люди – почти идеальны. Они подстраиваются под проект и под коллектив, если те не противоречат их внутренним моральным устоям. При этом они будут рады и премии, и грамоте и устной похвале.

Напоследок еще один совет. Следите, чтобы в вашем коллективе не было «слабого звена». Если среди сотрудников есть такой тип личности, как бездельник, он может «убить» мотивацию всей команды.

Раньше покрасоваться на доске почета было пределом мечтаний каждого советского труженика. Красивое фото, с которого гордо улыбался герой, перевыполнивший план – подобная перспектива была равносильна современному попаданию на обложку журнала Forbs. Таким образом давали понять, что человек работал не просто так, его труды отметили, похвалили и готовы чествовать героя передовицы до тех пор, пока его результат не свергнет новый заводской Геракл. «Черные» доски тоже были – картины позора, стенгазеты, куда в воспитательных целях вешали дебоширов, прогульщиков, пьяниц, и конечно, запечатлеть старались их на этих фотокарточках в самом непотребном виде.

Сегодня, почему-то, самым популярным способом нематериальной мотивации стала навязчивая корпоративная культура. Коллег собирают на тренинги, заставляют праздновать вместе памятные даты и организовывают массовые культпоходы. Все это хорошо, но когда в самой организации царит вечно гнетущая атмосфера, редкие корпоративы, пусть даже с развеселыми песнями приглашенной любимой (боссом) группой, не спасут. А ведь за настроением и мотивацией сотрудников нужен глаз да глаз!

Несмотря на то, что сегодня самой лучшей мотивацией работников традиционно является щедрая премия и корпоративная культура, руководители, не обделенные фантазией , умудряются придумывать новые бюджетные способы мотивации сотрудников. Ведь не всегда счастье скрывается на дне конверта с деньгами, многие обладатели высокооплачиваемых профессий страдают, например, из-за того, что их где-то недооценили, не поняли, не поручили интересное задание. Да, даже под маской карьериста может скрываться тонкая душевная организация, которая просто жаждет похвалы, внимания или внеочередного отпуска.

Окунувшись в мир «высоких» руководителей, можно найти множество интересных примеров поиска новых средств того, как сделать своих сотрудников счастливыми. Например, мысли отца современной мультипликации Уолта Диснея (Walt Disney) были заняты не только красочными мультяшками. Его фантазии хватало еще и на то, чтобы придумывать новые способы мотивации сотрудников своей компании. Он отлично понимал нужды и потребности работников и прекрасно знал, что люди, независимо от условий оплаты труда, всегда с удовольствием бегут с той работы, на которой работать не престижно. Поэтому он собственноручно превращал непрестижные рабочие места в престижные. Так, малопопулярные среди работников прачечные в отелях парков развлечений при Диснее были переименованы в текстильные службы, что приравнивало их по важности со службой маркетинга или клиентской службой. При этом попасть на работу в текстильную службу было гораздо проще.

Филипп Росдэйл (Philip Rosedale) , основатель самого известной трехмерной социальной сети Second Life, придумал внедрить в компании внутреннюю программную платформу – своеобразный агрегат по сбору отзывов сотрудников о своих коллегах. В этой программе каждый мог отправить друг другу заметки признательности и поощрения. Все сообщения размещаются в публичном доступе, поэтому такая система сбора информации о работе сотрудников стала хорошим инструментом для руководства в системе оценки труда.

А вот маркетинговая компания Hime & Co , в свою очередь, с удовольствием поддерживает душевные порывы своих сотрудников. Например, руководство свободно разрешает работникам гулять половину рабочего дня, но только если на это есть уважительная причина. К числу таких, кстати, относится посещение сезонных распродаж . Конечно, закупиться стильными обновками к новому модному сезону – святое дело, можно и на работу не пойти. А если вас, вдруг бросит партнер (муж, бойфренд – неважно), то вам предоставят отгул на весь день, чтобы полечить душевную рану: вдоволь поплакать и прийти в себя.

Пожалуй, в каждой крупной компании найдутся особенные идеи того, как сделать сотрудников счастливыми.

Вот 10 идей для мотивации сотрудников, которые можно попробовать внедрить в своей компании:


1. Публично поощрять заслуги отличившегося сотрудника.

2. Неожиданные подарки, приятные презенты для сотрудников, просто в честь дня хорошего настроения.

3. Не можете позволить выплатить премию – найдите более бюджетный способ поощрения заслуг. Например, предоставьте сотруднику внеплановый выходной день.

4. Можете установить время от времени ценным сотрудникам свободный график работы.

5. Вместо денежной премии позвольте сотрудникам выбрать приз самостоятельно : скажем, ужин в ресторане , абонемент в фитнес-клуб, какой-либо подарочный сертификат.

6. Организуйте корпоративный спортивный выезд. Это не просто отдых, а стремление к спортивным победам и достижениям. Сегодня особенно в моде корпоративный картинг, яхтинг и футбол. Можно провести соревнования по танцам .

7. Премии тем, кто следит за своим здоровьем. Например, многие западные компании выплачивают сотрудникам ежегодные премии за то, что те не болели в течение года и регулярно посещали врачей.

8. Некоторые компании не только поощряют лучших, но и шутливо наказывают худших. Например, вводят в компании титул «Черепаха forever» или премию «Получи скунса».

9. Забота о семье работника. Это могут быть путевки для детей в оздоровительный летний лагерь, льготное медицинское страхование для семьи сотрудника. Билеты на концерты, спектакли...

10. Мотивация развлечением. Посмотрите на офисы всемирно известных корпораций, все они оборудованы не просто стильно, но так, чтобы сотрудникам было максимально комфортно работать и отдыхать, чтобы им хотелось приходить на работу и не хотелось уходить. В таких офисах обязательно предусмотрены игровые зоны, комнаты отдыха и развлечений. 8 рабочих часов были бы не такими эффективными, если бы сотрудники не могли вовремя расслабиться, снять напряжение и просто сменить обстановку на более приятную и неформальную.

Да, конечно, соперничать с ее Величеством зарплатой в мощности мотивации вряд ли смогут всякие нематериальные награды и поощрения. Но руководителю всегда следует помнить, что люди приходят на работу обычно ради денег и карьеры, а уходят от рутины и плохого руководства. Поэтому создание адекватной системы нематериальной мотивации – это вещь важная, даже базовая для создания эффективной корпоративной Команды Мечты (Dream Team).

А если вы сами хотите порадовать начальника, смотрите инструкцию по упаковке подарка для шефа в нашем видео: