Здоровье

Какая композиция в картине боттичелли весна. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Итальянцы философствуют не только в трактатах, во всем, что касается полета человеческой мысли. Большинство картин, написанных художником – послания для всех, кто интересуется творчеством великого мастера ренессанса Алессандро Боттичелли .

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Весна

    Шествие Весны (картина Боттичелли)

    Сандро Ботичелли. "Весна"

    «Неизвестный Боттичелли»

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Субтитры

    Мы смотрим на одну из величайших картин Сандро Боттичелли - и на одну из самых загадочных, «Primavera». Что значит «Весна». В центре мы видим Венеру в своей священной роще, она смотрит прямо на нас. Фигуры на переднем плане разошлись, чтобы Венера могла свободно смотреть на нас, а мы - на неё. И может, даже могли бы войти в это пространство. Деревья вокруг неё расходятся, чтобы показать нам небо, так что вокруг неё образуется даже своего рода нимб. Действительно, такой полукруг. Вообще-то, я читал, что это почти архитектура, почти как купол апсиды, и это напоминает нам, что обычно в период Ренессанса мы в таком оформлении видим Деву Марию, в церкви, но здесь у нас природный или мифический контекст, и Венера. Да. То есть, это и есть эпоха Ренессанса. Одно из его определений - это возрождение античной греческой и римской культуры, и здесь мы видим художника, который взял языческую тему, тему Венеры, и другие элементы из античной мифологии Греции и Рима. Да. Много фигур из античной Греции и Рима. Именно. Слева мы видим трёх граций. Давайте немного расскажем о том кто это. Этот сюжет был очень популярен в скульптуре Рима, для скульптора это была возможность показать человеческое тело сразу с трёх сторон, так что вы создаёте копии фигуры и слегка поворачиваете каждую из них, чтобы её можно было увидеть со всех сторон. А у левого края мы видим Марса, бога войны. Он отложил оружие. В её саду ему спокойно. Кому не было бы спокойно в её саду? Вы только посмотрите. Сад сказочно красив. Мы не знаем, что именно делает Марс. У него в руках палка. Может, он отталкивает облака, которые приходят слева. В раю всегда солнечно. Конечно. А справа мы видим ещё три фигуры, Зефира - бога ветров, который... Вот эта синяя фигура. Да, эта синяя фигура. Он похищает Хлориду, видите, у неё изо рта выходит веточка с листьями, и она сталкивается с соседней фигурой, это фигура Флоры. Может быть, это один и тот же персонаж. Другими словами, похищение Хлориды может происходить с Флорой. А что делает здесь Флора? Видите, она тянется к своей сумке, полной цветов, которые она роняет, как бы сеет в ковёр трав под ногами. В конце концов, это Primavera. Это весна. Весна. Да. Есть это ощущение плодородной природы. Есть ещё одна фигура, сын Венеры, чуть выше неё, с повязкой на глазах. Это Купидон, который вот-вот выпустит свою стрелу в одну из ничего не подозревающих граций. И, конечно, он не знает, в кого попадёт, но мы можем догадаться. Как обычно у Боттичелли, мы видим фигуры вытянутые, невесомые, стоящие в довольно невозможных позах. То, чего мы обычно не ждём в искусстве Ренессанса. Это, на самом деле, противоречит многим традициям, о которых мы знаем применительно к ХV веку. Эта картина не концентрируется на линейной перспективе. Есть немного воздушной перспективы, это видно в некоторых элементах пейзажа, между деревьями, но за этим исключением это очень фронтальная картина. Это практически фриз, и на нём показан, как мы думаем, буквально набор идей. Историки искусства не знают толком, какие выводы сделать из этой картины. Мы искали тексты, к которым она может отсылать. В любом случае, это, на самом деле, неважно тысячам людей, которые приходят ею любоваться, да и для меня, потому что она невероятно прекрасна. И может, именно потому, что у неё нет чёткого значения, нам в ХХI веке проще её оценить по достоинству. Здесь есть много элементов, которые, на мой взгляд, просто прекрасны. Посмотрите, например, на пышные складки ткани, в которую одеты грации. Или на эти кисточки. Они прекрасны. Меня особенно восхищает то, как руки граций соединяются в трёх местах, создавая прекрасную сложную картину, это очень красиво, это праздник для глаз, игривый и отражающий своего рода сложное представление о красоте. Один из возможных способов толкования этой картины - это особого рода неоплатонический трактат, своего рода размышления о разных возможных видах красоты. Сама Венера удивительно красива. Она слегка склонила голову на бок, она придерживает рукой ткань, делает жест другой рукой и смотрит прямо на нас. И очень сложно удержаться и не захотеть присоединиться к ней в её саду. Subtitles by the Amara.org community

История создания картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный . Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр » (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением . В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей »:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом .

Из него на картине появились: Венера , Флора , («Венеры крылатый вестник») и Зефир .

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

195 "Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои .

Описание

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору - у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Интерпретации

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия - вверх.

Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.

Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая - как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре - любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант - картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него - Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий - это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду - это mala medica, ожерелья на Харитах - цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.

Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида - «ре», и так далее, а Меркурий - опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора - Флоренция, в этом случае каждый персонаж - это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них - это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас - это один из главных шедевров Уффици.

Галерея

/ / Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

Италия 15 века. Эпоха Раннего Ренессанса. Флоренция. Этот город явил миру гениального художника Сандро Боттичелли. Его творчество пришлось на вторую половину 15 века. Живописные полотна Боттичелли несут в себе отпечаток флорентийской школы. Более ста шедевров великого живописца вошли в мировое культурное наследие. Художник посвящал свои произведения религиозной и светской тематике.

Одна из наиболее известных его картин - «Весна» (1482). По мнению исследователей, эту картину Боттичелли заказал глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Ме?дичи как подарок к свадьбе своего племянника. Это произведение полно загадок. Жанр картины - аллегория, и сюжет её интерпретируют по-разному. Источниками вдохновения принято считать поэму Лукреция «О природе вещей» и поэму Овидия «Фасты».

Картина представляет цветущую поляну под кущей апельсиновых деревьев, на поляне расположены фигуры, слегка касающиеся земли, словно парящие. Цветов на поляне множество, разных видов, точность их изображения высока. Бледный свет раннего утра льётся сквозь ветви деревьев.

Расположение фигур при рассмотрении справа чередуется в порядке три – один – три - один. Первая тройка - Зефир, бог ветра; нимфа Хлорида; Флора, богиня цветов. Крылатый Зефир настигает убегающую от него Хлориду, которая тут же обращается Флорой. В процессе превращения из открытых уст нимфы летят цветы. И вот уже божественная Флора с улыбкой рассыпает вокруг себя розы.

Следующая композиционная фигура - центральная. Она стоит обособленно. Это Венера - богиня, в чьём ведомстве находится любовь земная и небесная. На картине она окружена ореолом из листьев миртового куста. Это напоминает о том, что митр - непременный атрибут богини любви. Свод апельсиновых деревьев над головой Венеры образует арку, что напоминает принятое для того времени изображение Мадонны. Правая рука Венеры в жесте благословения направлена в сторону фигур, расположенных слева.

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами. Глаза его завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. Эта группа изображена слева от Венеры. Прекрасные грации в прозрачных одеждах (Аглая, Ефорсина и Талия) танцуют, взявшись за руки. Взор Ефросины (средней) направлен на Меркурия, вестника и бога торговли, который стоит на охране сада. У него меч, шлем, сандалии с крыльями, Меркурий смотрит вверх, в правой руке его высоко поднят жезл, которым он разгоняет тучи.

Самая достоверная интерпретация - философская. Она основана на неоплатонизме, с которым Боттичелли был знаком. По этой версии Венера олицетворяет Гуманность, и под её рукой человек от земной страсти, которая выражена первой группой картины, посредством разума, воплощённого в грациях, приходит к возвышенной созерцательности, запечатлённой в Меркурии. Правдоподобность этого толкования подтверждается тем, что Зефир устремлён вниз, а Меркурий - ввысь.

Впечатление от картины можно назвать благотворным. Это произведение излучает гармонию: красота цветов, деревьев, персонажей. Любовь, теплота, дыхание весны - всё это удалось передать в картине великому мастеру в сочетании с загадочной аллегорией.

Мастерство флорентийских живописцев, их самоотдача и увлечённость делом давно стали образцом работы для современников. Но даже среди поклонников творчества былых лет трудно найти столь самобытного художника, каким был Сандро Боттичелли. "Весна" кисти этого живописца стала культовым полотном.

Возможно, феномен этой картины объясняется тем фактом, что Боттичелли в процессе работы руководствовался мотивами неоплатонической философии, что долго не могли оценить.

Кем был Боттичелли

Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.

Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. На самом деле это несколько противоречит истине. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно, итальянская богиня Весна Боттичелли.

Биография

Начать следует с того, что Боттичелли - это псевдоним, а настоящее имя мастера - Филипепи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей, и один, выбравший призванием ювелирное дело. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище - «botticelle» («бочонок»). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello » - «серебряных дел мастер».

Карьера

В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.

Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Ещё два года в учениках, и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. К числу его лучших картин за эти годы относят "Поклонение волхвов", где мастер изобразил семью Медичи в образах мудрецов Востока. А с правого края художник изобразил и себя. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли - "Весна". Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов.

Сюжет

"Весна" - картина Боттичелли, сочетающая Средневековье и эпоху Ренессанса. Надо сказать, что досконально объяснить это единение не могут до сих пор исследователи творчества живописца. Очевидно, что мотивом для написания послужили события в семье Медичи и излюбленная неоплатоновская космогония. Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Все они находятся в движении и, кажется, контактируют друг с другом, но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении можно отметить, что здесь шесть сюжетов и, соответственно, шесть групп персонажей, которых соединил в гармонию Боттичелли. "Весна" очень специфична, а новичку в искусстве она и вовсе покажется сумбурной.

По сути, это одна из первых картин послеантичного времени, что сохранилась до сегодняшних дней. Главные герои - боги и нимфы со своими переживаниями. Изюминкой творения является его исполинский размер - у Сандро Боттичелли "Весна" нарисована в полный рост и потому явно предназначена для особняков высокопоставленных лиц. Кто ещё мог позволить себе лицезреть богов в натуральную величину?!

Ход творческого процесса

Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна - пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста; она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Одна из них - белокурая, а две другие - рыжие. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.

Второстепенные персонажи

На самом деле у Боттичелли "Весна" не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Прекрасные грации нуждаются в охране, и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.

Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Змеи на картине Боттичелли "Весна" предстают в образе крылатых драконов. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.

Толкования сюжета

У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Говорят, что полотно "Весна" Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия - описаниях древнеримского календаря праздников. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Чтобы искупить свою вину, он превратил нимфу в богиню и подарил ей прекрасный сад, где вседа царит весна. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Всё изменила вечная весна. Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.

Кажется, нет в мире человека, который бы не восхищался этой картиной. Можно не считать себя знатоком искусства или ценителем прекрасного, но достаточно одного взгляда на «Весну» Боттичелли, как душа наполняется радостью и вдохновением. Её создатель сумел постичь самую суть эпохи Возрождения, того времени, когда восхищались красотой и высоко ценили творческие порывы художников. «Весна» — не только одна из самых прекрасных, но и одна из самых загадочных картин, за всю историю изобразительного искусства. На первый взгляд, перед нами праздник в честь прихода весны. Но так ли это? О чем говорят эти прекрасные персонажи? Какие послания зашифрованы в их жестах и взглядах? Что символизируют эти цветы и плоды? Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные события…

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. В XVвеке, достиг небывалого расцвета. Флоренция была самым богатым, многолюдным и прекрасным городом не только Италии, но и Европы.В 1469 году наследником семьи Медичи становится 20-летний Лоренцо. Он, прозванный Великолепным, будет распоряжаться несметным богатством и править городом почти 25 лет. Это время станет Золотым веком для Флоренции.

Итак, Лоренцо де’ Медичи — правитель и вдохновитель города. Его боготворили, ему подражали и в него влюблялись все без исключения. Он и его младший брат Джулиано были настоящими кумирами для современников. Лоренцо — банкир, меценат, поэт, философ; Джулиано — рыцарь, блестящий кавалер и придворный. Они собирали вокруг себя блестящее общество: Лоренцо предпочитал окружать себя самыми выдающимися людьми своего времени, Джулиано — прекрасными дамами.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли… Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.

И, конечно, это породило особое искусство. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.

Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли. Он очень любил своего покровителя, но еще больше был привязан к своему другу, Джулиано Медичи. Именно рыцарское служение друга своей прекрасной даме, Симонетте Веспуччи, вдохновляло художника.

Флоренция семидесятых годов XV века — это нескончаемая череда торжеств. Городские праздники, мессы, выезды, карнавалы сменяли друг друга без остановки. Особое место в жизни Флоренции занимали рыцарские турниры. Турнир был и тренировкой перед войной, и возможностью показать свою удаль, и местом для демонстрации роскоши (на турнир наряжались как на бал), запрещенной в обычные дни.

В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица , а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины, имевшей портретное сходство с Симонеттой. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной… и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.

26 апреля 1478 года Флоренция вновь погрузилась в траур: в результате заговора Пацци был жестоко убит Джулиано Медичи. Это событие навсегда изменило Лоренцо: он стал печален и уже не думал о жизни, как о вечном празднике. И, конечно, смерть Симонетты и Джулиано потрясла Сандро Боттичелли. Этой возвышенной любви он решает посвятить всю свою жизнь.

Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.

С большей долей вероятности можно утверждать, что заказчиком картины был именно Лоренцо Великолепный. Ведь представленная аллегория, основанная на традициях античности, мечтательная, грустная, идеализировано прекрасная — как раз то искусство, что высоко ценили Лоренцо и члены «Платонической академии».

Тем удивительнее, что по документам и «Весна» и «Рождение Венеры» чиcлились за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано. И относились шедевры Боттичелли к его вилле в Кастелло (недалеко от Флоренции). Тем не менее, все украшения трех Граций с картины — изображения реально существующих драгоценностей из коллекции Лоренцо Великолепного.

Эксперты сходятся во мнении, что и «Весна», и «Рождение Венеры» были свадебным подарком Лоренцо своему кузену.

Именно это предположение историков и искусствоведов допускает вариант, что перед нами — свадебное торжество. И если это свадьба, то Меркурий — жених, а Флора — невеста. Кроме того, здесь и Венера, богиня любви, и Купидон, и танцующие Грации. Цветущие апельсиновые деревья — символ свадьбы и деторождения. Присмотритесь, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, словно представляя аллегорию самой жизни.

Существует еще один вариант прочтения «Весны», и он лишен радости. И Джулиано, и Симонетта умерли весной. Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок. Ни один из персонажей не отбрасывает тени и не касается ногами земли. А Зефир уже не похож на ветерок, приносящий весну. Он — дыхание смерти, забирающей молодого Джулиано и прекрасную Симонетту.

Существует еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Возможно, это календарь сельскохозяйственных работ. Звучит довольно странно, но подобные иллюстрации времен года были довольно распространены в те времена. Обратите внимание: апельсиновые деревья зацветают лишь над головой Флоры, представляющей апрель.

Последняя реставрация, в ходе которой были удалены загрязнения с картины, позволила увидеть «Весну» практически в первозданном виде. Луг, прежде затемненный, засиял обновленными красками. Ученым удалось идентифицировать более пятиста реально существующих растений! Надо отметить, что Сандро Боттичелли увлекала ботаника, он с необычайным старанием вырисовывал листья, цветы и плоды, к тому же в библиотеке Лоренцо хранились греческие книги о растениях, которые мог изучать художник.

Возможно и то, что «Весна» — аллегория Флоренции, города, цветущего под властью Медичи, здесь царит любовь и гармония. В таком случае, изображение ириса у ног Флоры, геральдического символа города, приобретает особый смысл. Символичен и сад, ведь апельсиновое дерево — символ Лоренцо Великолепного. Сам же властитель города аллегорически изображен в виде Меркурия, миротворца и переговорщика, отгоняющего тучи от Флоренции. Как раз в это время Лоренцо де’ Медичи участвовал в установлении мира между Римом и Неаполем.

Важный ключ к пониманию «Весны» — античная литература. Вероятно, картина создавалась как иллюстрация к фрагменту поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

И к отрывку из поэмы Овидия «Фасты»:

«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои

Но сколько бы ни существовало толкований и вариантов прочтения этого шедевра, его главную загадку не могут разгадать вот уже пять столетий… как же мог человек создать такую божественную красоту?