Семья и Дети

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя и с повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", найти в них фольклорные элементы;
  • воспитание интереса к устному народному творчеству, как к духовной основе русского народа.
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; сборник Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; рисунки учащихся к уроку; компьютерный класс с установочной системой visual Basic для использования компьютерного теста, проектор, экран (компьютерная презентация).

"Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов". (А.Н. Толстой о народном творчестве)

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Беседа по вопросам:

Ребята, в этом году мы отметили 200-летие со дня рождения какого выдающегося русского писателя?

Что вам известно об этом писателе?

Какие художественные произведения Н.В.Гоголя вы читали?

Какие кинофильмы вы видели, поставленные по мотивам его произведений? Поделитесь своими впечатлениями.

Слово учителя. Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах:" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Об этом пойдет у нас речь на следующем уроке. А сегодня у нас тема урока "Фольклорные мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Ребята, а как вы понимаете тему нашего урока? Что такое фольклор?

(Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, поговорки, пословицы, былины и т.д.)

Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Поэтому тема нашего урока очень актуальна в современном образовательном процессе. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Проверка домашнего задания.

Показ компьютерной презентации.

Выступление учеников о биографии писателя.

Рассказ о детстве и раннем увлечении фольклором.

Дружба с меценатом Д.П.Трощинским.

"Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки

2 слайд Н.В.Гоголь - детские годы и увлечение фольклором.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.

3 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

4 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

5 слайд М.И Гоголь - мать будущего писателя.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

По словам Эмилии Ковриго, воспитанницы матери Гоголя, во время каникул будущий писатель любил часто беседовать с окрестными крестьянами на всевозможные темы, слушать их песни.

6 слайд Дружба с Д.П.Трощинским

Многочисленная родня, среди которой многие славились искусством распевать народные песни, наконец, дружественные отношения с просвещенным меценатом Д.П.Трощинским, имевшим собственную большую библиотеку и лично знакомым со многими деятелями литературы и этнографии, - все это оказало благотворное воздействие на будущего писателя.

7 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

8 слайд Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки".

9 слайд Н.В.Гоголь после окончания гимназии.

10,11 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

После неудачи с "Ганцом Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

Работа с классом.

Давайте вспомним, какие повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканька"?

Учащиеся называют, учитель показывает иллюстрацию к повести.

12 слайд Повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Ночь пред Рождеством"

13-20 слайд

"Страшная месть"

"Пропавшая грамота"

"Сорочинская ярмарка" "Майская ночь, или Утопленница"

О каких повестях мы умолчали? (" Вечера на хуторе близ Диканьки", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Вечер накануне Ивана Купала")

21 слайд Композиция "Вечеров:" (запись на доске)

Вопрос к классу. Сколько повестей входит в сборник? (10)

Работа с текстом. Исследовательская работа класса.

Найдите в повести "Ночь перед Рождеством элементы устного народного творчества? Работа в группах.

Темы выступлений.

1.Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя.

2. Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

3. Легенды в "Вечерах:".

4. Сказочные элементы в "Вечерах..".

22 слайд 1 тема исследования "Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя".

Тезисы. Н.В.Гоголь использовал в повести "Страшная месть" старинные песни. Особенно хотелось отметить, что его привлекали исторические песни и думы.

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи ", Параски в "Сорочинской ярмарке ", Оксаны в "Ночи перед рождеством",- Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

Эта повесть была напечатана в 1831 году в сборнике "Вечера:" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В.Гоголь сразу хотел погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых и жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

Как вы понимаете фразу? "Парубки и девушки стремились выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).

Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок).

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах.

Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

Вы внимательно слушали наш рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

23-24 слайд 2 тема исследования "Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

Вопрос к классу?

Дайте определение поговорки и пословицы? (поговорка- образное выражение, пословица-изречение со смыслом).

Тезисы выступления. Язык "Вечеров" изобилует народными пословицами и поговорками, меткими словечкам, искрится юмором, смехом. Очень часто Гоголь использует и поговорки, побасенки. В диалогах сатирических персонажей повестей "Вечеров" часто встречаются элементы "просторечия". Обращение к ним помогает углубить характеристику героев, придав речи национальный колорит.

26 слайд 3 тема исследования " Легенды в "Вечерах:"

Повторение пройденного материала.

Дайте определение былин? (эпические песни, старины, т.е. повествование о старинных событиях).

Вспомните былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие славные воины).

Откуда пришли к нам предания и что это такое? (Пришли предания из далекого прошлого, это рассказы, повествующие о ярких событиях истории и показывающие их с неожиданной стороны).

Словарная работа. Что означает слово "легенда" в переводе с латинского языка? (То, что следует читать). Это истории, в которых происходит что-то необыкновенное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле. Легенда объясняла те законы, по которым существует мир.

25-30 слайд 4 тема исследования "Сказочные элементы в "Вечерах.."

Вопросы к классу.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит сказка, т.е. ее композицию?

Чем отличается повесть от сказки? (Повесть - это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя, а сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом).

Какие фантастические герои часто встречаются в сказках? (Черти, баба Яга).

Выступление исследовательской группы

Тезисы: Щедро вплетает фольклорные мотивы и в повесть "Ночь перед Рождеством"; народную легенду пересказывает Гоголь и в "Страшной мести".

У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов, является выражением глубокого сродства мировоззрения писателя с народом. Подобно тому как в народной поэзии, в сказках враждебные народу отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям "нечистой силы", Гоголь в своих повестях делает фантастических персонажей - чертей, ведьм - носителями злых и корыстных черт.

Подведение итогов урока. Обобщение материала.

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.

Цель: · выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей; · формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы; · воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя. Оборудование: Мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Повторение изученного на предыдущем уроке.. Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Фольклорные источники. Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре). Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой». Быва́льщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Леге́нда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы. «Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».
Историческая основа. Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений. - Объясните лексические значения слов и словосочетаний: Бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш. Бричка – Легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – Сельская территория, подчинённая городу. Заниматься малеванием – Заниматься рисованием. Заседатель – Человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – Шапка с ушами. Фуражка – головной убор с околышем и козырьком. Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро). III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством». 1. Образы Оксаны в повести. - Когда происходят события в повести? 1.1. Рассказ о сочельнике. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.

Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги.

Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. 1.2. Рассказчик в повести. - От чьего лица ведётся повествование? - Составьте устный портрет рассказчика. - Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести? 1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… » до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162) 1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!

» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164) 1.5.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною… » до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174) Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали. - Назовите героев повести. - Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.) - Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»? 1.6.

Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169) 1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.

С.Родионова. (С.169-172) 1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану… » до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179) - Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок?

(Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично). - Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? 1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А. П. Бубнов. (С.185) 2.

Образ Вакулы в повести. - Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы. - Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить). - То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя.

Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет». - Что мы узнаём о Вакуле-художнике? - Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием… » до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164) - Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали».

(С.202-203) - Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212) (Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.) - В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует?

(В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.) - Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов.

Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(проектная деятельность учащихся)

Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
  • Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
  • Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
  • Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
  • Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
  • Развитие навыков у учеников работы в группе;
  • Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;

Формирование нравственных представлений о добре и зле;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

Использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.

Предметные:

Формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».

Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Формулировка темы урока, психологическая установка.

На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.

Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом занесло.

Снег на солнце серебрится,

Легкий свет над ним струится

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник!

Светлый, ясный,

Благодатный и прекрасный….

Учитель: Закончите фразу!!!

Дети: Праздник Рождества!!!

Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?

Ответы детей.

Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?

Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?

Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.

Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?

Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.

Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».

У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.

История рождения Иисуса Христа.

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.

Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.

Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?

Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».

Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.

Ученики зачитывают эпизоды.

Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?

Дети: Колядки. Слайд 2.

Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.

Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.

Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.

Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).

Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)

Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?

Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».

Физкультминутка:

Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ученики повторяют движения за учителем.

Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)

Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)

Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)

Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)

Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству!!! (садимся на места).

Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.

Все ученики встают.

Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».

Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.

Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.

Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?

Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.

Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).

  1. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.

Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел… и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»

Эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;

Олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;

Безличные глаголы и слова категории состояния: морозило , было весело колядовать;

Учитель:

Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).

Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).

5. Словарная работа:

Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).

На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:

Парубок – парень

Черевики – женские туфли

Тату - отец

Шинок – питейное заведение

Магарыч – подарок, подношение

Оселедец – пучек волос на затылке у казака

Кавун – арбуз

Плахта – верхняя женская одежда

Люлька – трубка

Скрыня – сундук

Рушник – вышитое полотенце.

Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?

  1. Вывод по уроку:

Учитель:

О чем мы говорили на занятии?

Какой момент в уроке запомнился больше всего?

О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы

Работал в полную силу:

Работал хорошо, но могу еще лучше

Бездельничал на уроке

Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.

8. Домашнее задание:

Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.

Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.

Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.