Психология

Музыкальные занятия для детей 2 3. Развитие музыкальных способностей у детей

Конспект музыкального занятия для детей 2-3 лет вместе с мамами

Мамы и дети все встают в круг.

«Ну-ка все встали в круг» Железнова.

Дети садятся в круг, на пол вместе с мамами.

Муз.рук.

А кто взял с собой свои ручки? Где ваши ручки? Похлопали ручками. Здравствуйте ручки! (хлопают )

А вы не забыли взять с собой свои ушки? Где наши ушки? Вот они. (дергают себя за ушки ).

А вы не забыли взять с собой свои глазки? Где наши глазки? Вот они. Глазки вот так закроем. (закрывают ладошками глазки ) Ку-ку! Теперь откроем. Здравствуйте глазки!

А ножки мы с собой сегодня взяли? Вот наши ножки. Здравствуйте ножки! (топают сидя ножками ).

А сейчас сжимаем кулачки. Покажите, как сильно сжимаете кулачки. Сжимаем кулачки и постучали кулачками. Тук-тук-тук-тук.

А теперь постучали ножками. Сначала одним каблучком. А потом другим каблучком. И по очереди постучали каблучками.

А теперь стучим и ручками и ножками. Стучим поочередно и ручками и ножками. Правым, левым, правым, левым.

Муз. рук. кладет игрушку Ёжика на середину круга и закрывает его платочком.

Муз.рук.

Ой, а кто это к нам пришел и спрятался? Сидит и пыхтит. Пых-пых! Кто? Правильно, ежик. Ёжик пришел к нам и хочет с нами поиграть. Ёжик принес нам погремушечки и сейчас мы с вами на них поиграем.

Игра с погремушками

Муз. рук. показывает игрушку Мышонка.

Муз.рук.

Ой, а это к нам пришел? Мышонок. Все приготовили ладошки. Мышонок сейчас будем всем гладить ладошки. Протягивам все ладошки.

Дай ладошечку, моя крошечка

Я похлопаю тебя по ладошечке.

Будет весело у нас моя крошечка.

А теперь мышонок будет с нами играть и расскажет нам сказку, а мы будем за ним повторять.

Мышка по полю пошла.

Мышка зернышко нашла – идут пальчиками по ковру.

И на мельницу снесла

Намолола там муки– крутят ручки перед собой

Налепила пирожки – пекут пирожки

Мышонку с картошкой – загибают мизинец

Мышонку с морошкой – загибают безымянный палец

Мышонку с капустой – загибают средний палец

Мышонку с морковкой – загибают безымянный палец

А для большого толстячка аж четыре пирожка – берут большой палец и трясут его

А теперь споем с мышкой песенку про часики.

Песня «Часики» Железнова

Песня «Веселая мышка» Железнова

Муз.рук.

Теперь мышка стала смотреть в окошко – руку прикладывают к козырьку и смотрят в окошко.

А там идет дождик.

Капля раз, капля два – стучат пальчиками по другой ладошке.

Капля медленно сперва,

А потом и поскорее.

Все быстрее и быстрее

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони – бегут пальчиками по рукам

Тихий, тихий, тихий дождик - стучат ладошками по коленям.

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Дождик пошел сильнее, еще сильнее – стучат ладошками по полу.

Ливень идет сильный.

А теперь гром, гром, гром – стучат кулаками по полу.

В небе молнии кругом.

Что же делать? Нам надо расходиться по домам.

Пошла мышка гулять на улицу и стала надевать сапожки, чтобы не намочить ножки.

Наденем на ножки новые сапожки – имитируют руками, как надевают сапожки.

Вы гуляйте ножки, прямо по дорожке – сидя шагают ножками.

Вы ходите, топайте, по лужам не шлепайте! – грозят пальчиками.

В грязь не ходите, сапожки не рвите!

Танец «Вот носок»

Муз.рук.

Вот мы с вами и вернулись домой. А сейчас садитесь за столы, мы будем с мамами лепить из теста.

Лепка из соленого теста «Корзинка с цветами»


Тема: Музыкальные инструменты. Погремушки

Демонстрационный материал:

— красивый мешок с погремушками;

мягкие игрушки домашних животных (кошка, собака, корова, коза, курица, петух, гусь);

— бубен, барабан, детское пианино, труба, металлофон.

Раздаточный материал:

— длинная веревка с развешанными на ней на нитках (или резинках) погремушками для воспитателя и каждого ребенка;

— альбомы или альбомные листы с нарисованными погремушками без палочек, цветные карандаши.

Организационный момент

Поздоровайтесь с детьми, проводите в комнату.

Обучающая игра «Покажи ручки»

Учит понимать и показывать называемые части тела человека.

Воспитатель. Покажите ваши ручки. А теперь спрячем ручки. Где же наши ручки? Вот они! Спрячем наши глазки. (Закройте руками глазки.) Где глазки? Вот наши глазки! Где наши ушки? (Закройте руками ушки.) Вот наши ушки! И т.д.

Спортивная игра «Дотянись до погремушки»

Способствует развитию основных движений.

Натянута длинная веревка с привязанными погремушками. Веревка находится выше уровня детей (веревку за кончики могут держать родители), ребята тянутся вверх, чтобы поймать погремушки. Затем веревка опускается ниже, и каждый ребенок снимает себе по погремушке.

Музыкальная игра «Как гремят наши погремушки»

Развивает слуховое восприятие, учит действовать с музыкальными предметами.

Покажите детям, как можно держать погремушку в правой руке и греметь ею, затем переложить в левую руку и тоже погреметь. Прочитайте детям несколько раз стихотворение М. Дружининой, каждый раз заменяя имена детей.

Воспитатель

Дали Маше погремушку,

И гремит она над ушком.

Маша не пугается,

Маша улыбается.

Можно греметь погремушкой, высоко подняв ее над головой или опустив вниз. Погремели-погремели и спрятали за спину. Повторить несколько раз.

Затем соберите у детей все погремушки в красивый мешок. Скажите: «Вот как много погремушек».

Подвижная игра «Собери погремушки»

Способствует развитию основных движений и игровых навыков. Рассыпьте по полу погремушки и предложите малышам собрать их в мешок (если детей много, можно собирать погремушки в 2— 3 мешка). Включите детям веселую музыку. Игру можно повторить несколько раз.

Подвижная игра «Догони погремушку»

Способствует развитию целенаправленной двигательной активности.

Возьмите в руку погремушку и убегайте от детей. Детям нужно догнать вас.

Обучающая игра «Кто как говорит?»

Совершенствует умение детей в звукоподражании.

За ширмой спрячьте игрушки домашних животных.

Воспитатель. Дети, угадайте, кто к нам пришел? «Мяу-мяу».

Если дети не смогут ответить, достаньте из-за ширмы кошку.

Кошка к нам пришла и говорит: «Мяу-мяу». (Дети тоже повторяют «мяу-мяу».)

Посадите кошку перед детьми на стол.

А это кто гавкает? Собака! Давайте скажем: «гав-гав».

Посадите собаку рядом с кошкой.

Слышите, «му-у-у, му-у-у»? Корова! Повторите, как корова говорит: «Му-у-у, му-у-у» и т.д.

Дидактическая игра «Принеси игрушку»

Поможет расширить запас понимаемых слов, учит по слову взрослого находить и показывать названные предметы.

Попросите каждого ребенка найти нужную игрушку и принести ее вам.

Воспитатель . Нина, где кошка? Дай мне ее, пожалуйста. Тимур, дай собачку! И т.д.

Обучающая игра «Музыкальные инструменты»

Способствует формированию умения правильно обращаться с музыкальными инструментами.

Воспитатель . Вы знаете, эти домашние животные принесли нам вот такие игрушки.

Разложите перед детьми на столе музыкальные инструменты: бубен, барабан, детское пианино, трубу, металлофон, погремушку, деревянные ложки, колокольчик. Покажите детям, как нужно играть на каждом инструменте. Давайте детям возможность и самим поупражняться в игре на музыкальном инструменте. Можно организовать целый оркестр, но в таком случае каждый ребенок должен быть задействован.

Рисование цветными карандашами «Палочки к погремушкам»

Задание учит рисовать короткие вертикальные линии.

Раздайте детям цветные карандаши, альбомы или альбомные листы с нарисованными погремушками без палочек. Скажите детям, что такие погремушки неудобно держать, и покажите им, как подрисовать к каждой погремушке палочку.

Во время рисования прочитайте детям стихи о погремушках.

Воспитатель

Динь-дон, дили, дили,

Погремушки нам купили.

У Марины, у Танюшки

И у Вовы погремушки.

И звенит со всех сторон:

Дили, дили, дили, дон.

Н. Френкель

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ЕФИМОВА МАРИНА СТАНИСЛАВОВНА,

музыкальный педагог

Цель: Развивать творческие способности детей в процессе обучения

пению.

Задачи: Обогащать детей музыкальными впечатлениями, воспитывать

умение прислушиваться к изменениям в звучании музыкального

произведения. Упражнять в чистомпропевании чистой кварты,

большой секунды, малой терции. Развивать звуковысотный слух.

Продолжать развивать навыки точного интонирования несложных

мелодий. Учить начинать пение вместе со взрослым без музы-

кального сопровождения и с сопровождением фортепиано.

Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения.

Развивать у детей инициативу. Продолжать работу над развитием

импровизационных способностей в процессе игры на детских

музыкальных инструментах. Закреплять навыки ритмических

движений, полученных на предыдущих занятиях. Побуждать

детей к самостоятельному варьированию несложных мелодичес-

ких оборотов, построенных наодним или нескольких звуках.

Программное содержание:

    Ритмическая игра с пением «Здравствуйте», муз.А.Карасева

    Музыкально ритмическое упражнение с пением «Паровоз»,

муз.В.карасевой, сл.Н.Френкель

    Фонопедическое упражнение «Посчитаем снежинки»

    Музыкально дидактическая игра «Птица и птенчики»

    Танец с пением «Полька зайчиков» муз.и сл. Е.Макшанцевой

6.Пение: «Зайка» русская народная мелодия, обр.А.Александрова

7. Песенное творчество: «Спой плясовую для зайчика»

8. Пение: «Зима», муз.В.Карасевой, сл.Н.Френкель

2 –

9. Песенное творчество: «Колыбельная для мишки»

10. Разучивание песни: «Пирожки» муз.А Филипенко, сл.Н.Кукловской

11. Игра на детских музыкальных инструментах: «Пляшут зайки»,

муз. М.Старокадомского

12. Песня-игра «Зимняя пляска» , муз. М.Старокадомского,

сл.О.Высотской

Материал и оборудование: Небольшая елка со снежинками. Дидактичес-

кие игры «Большая и маленькая птичка», «Что делает мишка?». Перчаточ-

ные куклы зайчик и мишка. Металлофон. Треугольник. Бубен. Погремушки.

Бутафорская морковка для зайчика, корзинка с пирожками для Мишки.

Ход занятия

Дети заходят в зал встают врассыпную. Проводится музыкально-ритми-

ческая игра с пением «Здравствуйте» муз.исл.С.Коротаевой.

Музыкальный педагог: Дети, становитесь за мной! Я буде паровозом, а

вы – вагончиками.

Топотушками пойдем,

За вагончиком вагон!

Дети идут друг за другом топающим шагом и исполняют песню «Паровоз».

Музыкальный педагог: Мы с вами приехали в зимний лес!

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит.

Дети, давайте покружимся, как снежинки.

Дети кружатся, как снежинки, выполняя музыкально-двигательнуюимпро-

визацию под музыку.

Музыкальный педагог: Рано-рано поутру птички прилетели,

Искупались в снегу, песенку запели:

Чик-чик-чирик!

Проводится дидактическая игра «Птица и птенчики»: педагог играет на

Металлофоне, дети угадывают, какая птичка пела и подражают птичке

3 -

Музыкальный педагог: Ой, ребята, вот лужайка,

На лужайке пляшет Зайка.

Дети исполняют «Польку зайчиков» муз.Е.Макшанцевой, сопровождая

пение движением.

Музыкальный педагог: Убежал зайчишка-трусишка… Как же нам быть?

Очень хочется с зайчиком поиграть! Что делать? Позвать зайчика? А как

мы его позовем? Не забыли, что у нас музыкальное путешествие?

Дети: Нужно зайчику песенку спеть.

Музыкальный педагог: Ну что ж, позовем зайчика песенкой. А как мы бу-

дем петь?

Дети: Звонко, ласково.

Музыкальный педагог: Правильно, будем петь звонко, чтобы зайчик

услышал нас, и ласково, чтобы не испугался.

Дети исполняют песню «Зайка».

Музыкальный педагог: Не бойся, Зайка, мы тебя обижать не будем!

Мы тебе песенку споем, веселую, задорную.

Музыкальный педагог исполняет вступление к песне «Зима».

Музыкальный педагог: Узнали песенку? Правильно, это песня «Зима».

Споем ее звонко, радостно, ласково.

Дети исполняют песню.

Музыкальный педагог: Молодцы, ребята! А где же Зайка? Нет его, трусиш-

ки! Садитесь на стульчики.

Зимний лес кругом стоит,

А в берлоге кто-то спит,

Может громко он реветь,

А зовут его…

Дети: Медведь.

Музыкальный педагог: Медведи зимой спят и очень не любят, когда

их будят. Какую же мы будем петь мишке песенку? Правильно, мы будем

петь колыбельную. Как нужно петь: громко или тихо? Весело или спокойно

ласково? Спойте колыбельную для мишки. Вот так: А-а-а, баю-баю-баю…

Дети импровизированно поют колыбельную.

4 -

Музыкальный педагог: Ой, все-таки проснулся Мишка. Миша, не сердись,

иди к нам! (берет перчаточную куклу)

Сел медведь на бревнышко,

Посмотрел на солнышко,

Вправо, влево повернулся,

Сел красиво, улыбнулся

И сказал: «Хоть я медведь,

Но хочу красиво петь!»

Научим мишку петь?

Послушай, Миша, веселую и красивую песенку «Пирожки».

В исполнении педагога звучит песня «Пирожки» муз.А.Филиппенко,

сл. Н.Кукловской.

Музыкальный педагог: О чем эта песенка? Кто пек пирожки? Для кого ребя-

та пекли пирожки? А для кого пряничек?

Дети: Это песенка о пирожках. Пирожки пекли дети для друзей. А для

мамы испекли пряничек.

Музыкальный педагог: Послушайте песенку еще раз.

Дети слушают.

Музыкальный педагог: Наш мишка очень любит мед, а вот как пекут пи-

рожки не знает. Дети, покажем Мишутке, как лепят пирожки?

Дети под музыку выполняют музыкально-ритмические движения, изоб-

ражая лепку пирожков.

Музыкальный педагог: А теперь давайте будем не только пирожки лепить,

но и при этом песенку петь. Подпевайте мне.

Дети вслед за педагогом повторяют мелодию песенки.

Музыкальный педагог (беря Мишку): Очень вкусные пирожки у нас получи-

лись! Миша, тебе понравились пирожки?

Не рычи, не сердись,

До весны спать ложись.

(убирает перчаточную куклу Мишку)

Мишка улегся в берлогу и будет спать до весны.

А нам, детвора, поплясать пришла пора!

5 -

Дети исполняют «Зимнюю пляску».

Музыкальный педагог: Молодцы, весело плясали, никто не замерз.

А вот зайчик к нам так и не прибежал. Давайте послушаем еще одну песен-

ку про зайчика, может быть он тогда придет к нам в гости. Эту песенку

написал композитор Александр Лядов.

В записи звучит песня А.Лядова «Зайчик»

Музыкальный педагог: Какая по настроению песенка «Зайчик» композито-

ра Александра Лядова?

Дети: Ласковая, плавная.

Музыкальный педагог: Заинька в этой песне попал в избу к людям и очень

боится. Послушайте, как робко, боязливо и осторожно он шагает (в записи

звучит 1-8 такты). А как звучит средняя часть песни, когда поется: «Некуда

зайчику выскочити?» (звучит фрагмент в записи)

Дети: Музыка грустная, печальная,жалобная.

Музыкальный педагог: А как звучит третья часть, когда зайчику говорят:

«Попляшешь, выпустим»? (звучит фрагмент в записи)

Дети: Весело, похоже на пляску.

Музыкальный педагог: Прислушайтесь, заиньке, как будто подыгрывают

на дудочке, чтобы он поплясал. Слышите, в музыке появляются одни и те

же нотки, похожие на бойкие, шутливые звуки дудочки. (звучит фрагмент

в записи). Ой, смотрите, ребята, зайчик услышал песенку и прибежал к

нам!

Музыкальный педагог берет перчаточную куклу Зайчика.

Музыкальный педагог: Здравствуй, Зайчик! Мы тебя так ждали! Попляшешь

с нами? Вот тебе морковочка!

Зайчик: Эх, спляшу я на лужайке! Ну а кто же подыграет Зайке?

Музыкальный педагог: Дети, давайте возьмем наши инструменты

и сыграем для Зайки веселую плясовую.

Дети выполняют импровизацию на детских музыкальных инструментах

«Пляшут зайки».

Зайчик: Мне очень понравилось, как вы играли: звонко, весело!

Музыкальный педагог: Спасибо тебе, зайчик за похвалу! До свиданья,

нам пора возвращаться домой из зимнего леса.

6 –

Музыкальный педагог: Дети, скорее занимайте вагончики. Поезд отправ-

ляется! (под музыку бегут друг за другом по залу). Приехали! Где же мы

с вами были? А кого встретили в лесу? Что подарили Зайке? А Мишке?

Будем еще путешествовать?

Педагог прощается с детьми, под музыку дети уходят из зала.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что: дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму; реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление. Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей. Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.

Что делать до года?

До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою». Русская народная мелодия «Где ты заинька?» 1часть песни исполняется без слов на «ля-ля». 2 раза 2 часть (2 раза) Да-да-да, я пою Тане (Вове) песенку мою. Да-да-да! (ласковым говорком). Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, «менуэты» ранних опусов.

На втором и третьем году жизни

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно зву­чащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой; «Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М.Раухвергера; «Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; «Мишка» М.Раухвергера или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В.Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.Фрида; «Автомобиль» М.Раухвергера. Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок. Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П.Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э.Грига «Птичка»; музыку В.Моцарта. Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни. Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.

Как слушать музыку?

Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы. Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка ? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми... – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку. Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» - путеводитель с нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей . Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит. Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Немного об инструментах

Бубен Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка . Металлофон, арфу, дудочку ,на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет. Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички». Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам. Зернъшек я птичкам дам, дам, дам. Клювиками птички - клю, клю, клю. Я смотрю на птичек и пою: Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля. Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет: 1. Ладушки, ладошки, Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки, После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Хлопали немножко. Да! 2. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали. Да! 3. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук-тук, Тук – тук – тук. Да! 4. Ладушки плясали, Деток забавляли, Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да! 5.Ладушки устали, Ладушки поспали. Баю-баю, баюшки, Соединив ладошки прикладывают их к щёчке. Баю-баю, ладушки. Да! Как в первом куплете. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Вы поете песенку «Птичка»: Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко. Подожди, не улетай! Улетела. Ай! Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка). Поет, поет моя Танечка, Поет, поет хорошая, Хорошая, пригожая. Поет, поет свою песенку: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза). Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок , вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. Песенка «Баю-баю!». Перед пением покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу. 1. Баю-баю-баю, Куклу раздеваю. Куколка устала, Целый день играла. 2. Положи, Танюша, Щечку на подушку. Вытяни ты ножки, Спи, скорее крошка. 3. Баю-баю-баю, Баю-баю-баю! Таня засыпает, Глазки закрывает. Малыш начинает подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед! Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку «Птички» на народную мелодию, сл. И.Плакиды. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка . Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух сборниках: «Мы танцуем и поем», «У нас сегодня весело», автор В.Петрова. В книжках к текстам прилагаются ноты.

Музыкальное движение. Пляски.

Первый год жизни В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения : идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета. Музыка : можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко). Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ). Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д. Например: «Где ты, заинька?». 1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет: Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка) Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка) 2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку. Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую «Юрочка». Второй год жизни Малыши на втором году очень любят пляску «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет. 1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда 2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза) Ай Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда. 2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину. Третий год жизни Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА). Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия. К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка , чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, «живую собаку», «покатать на большом велосипеде» - ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть. Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

Игра

Игра – ведущий вид деятельности детей . В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни. Так, например, ребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, «прячется» за прозрачный платочек. «Ку-ку! Нашлась!» 6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. «Спрятались и нашлись!» Все рады, хлопают в ладошки. Год и 8 месяцев. Игра «Мишка». Мишка лежит на скамеечке или стульчике - «спит». Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет: Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька, вставай. Мишка, мишка, с нами поиграй! Мишка «рычит», сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово «мишка», повторяющиеся много раз, т.е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми. К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где 3-5 музыкальных пьес. Малыш сам, ориентируясь только на звучащую музыку, без мамы и без подсказывающего пения, изображает птичку. На каждое действие птички звучит отдельная пьеса. Птичка-малыш то «спит», то «летает», то «зернышки клюет», то быстро «улетает в гнездышко», так как звучит пьеса «Автомобиль» или «Большая собака». На ваш вопрос: «Почему птичка так быстро улетела?», ребенок отвечает: «Автомобиль» или «Собака», то есть малыш узнает музыку. Подобрать игры по возрасту можно в музыкальных сборниках для детского сада. Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь. Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей , начиная с четырех или даже с трех лет.