Интернет

Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольника. Роль воспитателя в процес­се музыкального воспитания детей дошкольного возраста Формы работы музыкального руководителя и воспитателя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Музыкальное воспитание

1.1 Задачи музыкального воспитания

2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

2.1 Функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании

2.2 Музыкальные занятия

2.3 Самостоятельная музыкальная деятельность детей

2.4 Праздничный утренник

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыка доставляет удовольствие даже 3х - 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Цель работы: рассмотреть, роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

· Подобрать и изучить литературу по этой теме.

Актуальность данной темы в том, что роль воспитателя в музыкальном

воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка.

1. Музыкальное воспитание

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства.

Музыкальное воспитание - целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели - воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка ко всему многообразию музыкальной культуры.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребёнка.

Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека.

1.1 Задачи музыкального воспитания

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём

развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно

организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,

формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности,

ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На

основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой

доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Формируется самостоятельность, инициатива и стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость - это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Задачи музыкального воспитания относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

2. Роль воспи тателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Педагогу - воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

2.1 Функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не

только от музыкального руководителя, но и от воспитателя.

Воспитатель обязан:

· Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении

знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

· Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе

проведения музыкально - дидактических игр.

· Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки

в аудиозаписи.

· Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь

репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

· Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в

случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи. Кроме того, такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий.

2.2 Музыкальные занятия

Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам, лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя. А также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

Что должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.
Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети не могут ответить.

Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной. Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение. Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными - голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей.

Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.

Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии. Музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми. При исполнении песни на занятии с аккомпанементом дети будут испытывать трудности. Подобные нюансы отрабатываются музыкальным руководителем на групповых или индивидуальных занятиях с воспитателями.

На третьем этапе разучивания песни (на 5 - 6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально - выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима. музыкальный воспитание эстетический утренник

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом - подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску - парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкантом или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках - импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он может записывать последовательность сочинённых детьми движений и в конце пляски может одобрить или сделать замечания, если дети не проявили свою индивидуальность в решении поставленной задачи, движения у всех были одинаковые или однообразные. Но обычно эти замечания делает музыкальный руководитель. В танцах с участием взрослого, где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В заключительной части занятия воспитатель обычно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Воспитатель помогает детям в перестроениях, следит за дисциплиной.

В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.

Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей.

2.3 Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок - с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально - дидактических игр.

Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматривается в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется (пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?

Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка. Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально - педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя, используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости - в отсутствии музыкального руководителя. Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках. Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

Имея ввиду постоянное и всестороннее повышение музыкально - педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки - в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.)

Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

2.4 Праздничный утренник

Рассматривая еще одну важную форму музыкально- эстетического воспитания детей - праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа. Воспитатели, не выступающие в каких - либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то, или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца. После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы. Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная, в начале работы достигнута.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Воспитатель наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей - не нужно проводить чёткой грани - это должен делать воспитатель, а это - обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет лучшим помощником музыкального руководителя.

Список используемой литературы

1. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».

2. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».

3. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».

4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение».

5. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Искусство как форма общественного сознания. Функции музыки как вида искусства. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Дидактические принципы музыкального воспитания.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Воспитание и развитие детей раннего возраста, их игровая деятельность как основа музыкального воспитания. Организация и методика выявления эмоциональной отзывчивости и уровня ее формирования. Педагогические условия музыкального воспитания детей.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2016

    Значение музыки в воспитании детей, методы и приемы развития у них музыкальных способностей. Основные формы организации детской музыкальной деятельности. Функции заведующего детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Анализ роли музыки в воспитании и необходимости музыкального воспитания подрастающего поколения. Описания систем музыкального воспитания. Музыкальные программы Республики Казахстан. Содержание Государственного стандарта по музыке для начальной школы.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Музыка как искусство. Характеристика самостоятельной деятельности ребенка. Музыкально-дидактические игры: понятие, особенности. Поведение воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2014

    Принципы, методы и специфика музыкального воспитания для детей с отклонениями интеллектуального развития в условиях специального детского дома. Формы контроля и руководство музыкальным воспитанием. Функции педагогического коллектива в данном процессе.

    реферат , добавлен 18.06.2009

    Основные задачи музыкального воспитания детей. Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию и развитию детей. Взаимосвязь музыкального развития и воспитания.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников. Характеристика программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Экспериментальное исследование уровня эстетического воспитания у детей.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Роль музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музкультуры, творческого отношения к жизни. Необходимость создания условий для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка. Лекторий на музыкальном отделении колледжа.

Анастасия Владимировна
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей .

Успехи в музыкальном развитии детей , эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя . Именно воспитатель является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей , создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей .

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Воспитывая ребёнка средствами музыки , педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей . Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель .

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия . Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка , формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы . На музыкальных занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений .

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя , а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель .

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя , ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя , а также, если музыка звучит для детей только в те дни , когда приходит музыкальный руководитель , если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях .

Воспитатель обязан :

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях, содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух , чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр .

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи .

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию , весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях .

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни) .

ЧАСТО ВОСПИТАТЕЛИ ДОПУСКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ НА ЗАНЯТИЯХ :

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может) .

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ :

Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения) . При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

При обучении детей музыкально -ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

Направляет самостоятельную музыкальную деятельность , включая музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях , чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Повторяет движения танцев, песен.

Чем активнее воспитатель делает эту работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В младшей группе воспитателю отведена главная роль в игре , пляске, песне. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима . Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем , исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей , за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей , произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель , если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем и если воспитатель обладает хорошими музыкальными данными – голосом , чистой интонацией. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей . Умение музыкального руководителя петь , танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать. Допускается и такой вариант : первый раз исполняет песню музыкальный руководитель , повторно – воспитатель . Воспитатель следит , все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Когда музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Повторение слов в группе обязательно должно сопровождаться мелодией, т. к. музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми. Когда дети уже выучили песню, то они должны совершенно самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Поэтому здесь воспитатель может только помочь детям, если у них это не получится.

Если занятие посвящено слушанию музыки , воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы , которую будет исполнять музыкальный руководитель , во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку . Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально -ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними , показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя . Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей .

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях , но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей , интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку , подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях , формируются певческие и музыкально-ритмические навыки , обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей , формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ . Ведущая роль здесь отводится воспитателю . Учитывая возраст детей , он определяет формы включения музыки в режим дня .

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей , утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. А так же музыка может включаться в такие виды деятельности : изобразительная, физкультурная, по ознакомление с природой и развитие речи.

Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях , праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя . Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению , пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия » , «театр» , выступать с концертами по «телевидению» .

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине . Музыка помогает более глубоко эмоционально воспринимать образы природы , ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки . Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал , связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка , в зависимости от задач, которые ставит воспитатель , или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки , на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры . («Сказка о царе Салтане» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» ). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т. д.)

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

Легко найти взаимосвязь между изобразительной деятельностью и музыкой - музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели , становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя , используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости – в отсутствии музыкального руководителя .

Музыка , включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей , вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы , проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания . Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего . Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей . Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа .

Воспитатели , не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей , помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.

После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

Качество музыкальной работы воспитателя , развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя : одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет . Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания . Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель , а это – обязанность музыкального руководителя . Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью точно так же, как мы увлекаем в мир музыки детей . Нужно вызвать в нём желание учиться музыке , заниматься ею, тогда воспитатель будет вашим лучшим помощником.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду »

2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»

3. Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста »

4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества »

5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение »

6. Журнал «Справочник музыкального руководителя »

7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду »

8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Для осуществления музыкального воспитания требуется специальная подготовка со стороны воспитателя. Воспитатель получает музыкальную подготовку в колледже, институте, в котором он учится играть на инструменте, петь, танцевать. Знакомясь с основами физкультуры.

Даже при наличии музыкального руководителя, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкальных занятий в группе в которой он работает. Воспитывая средствами музыки, педагог должен понимать ее всестороннее значение. Воспитатель должен уметь пробудить интерес к музыке, ее содержанию, направлять чувства детей вызываемые музыкой, следить и направлять развитии творческих музыкальных способностей детей.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание по разделам:пение, движение, слушание, музицирование. Следует, однако сказать, что ни один воспитатель не освобождается от обязанности петь с детьми, проводить танцевальные миниатюры, игры, ит. д. Ссылки на недостаточно развитый слух, на отсутствие голоса и недостаточную подготовленность по движению-очень неубедительны.

В практике имелись случаи, когда воспитатели не обладали музыкальным слухом, все же добивались прекрасных результатов. Роль воспитателя может быть самой разнообразной, в зависимости от программного содержания, которое надо детям освоить. А так же, и от возраста детей группы. Различные разделы музыкальной работы требуют и различного участия в ней воспитателя, так, пение не требует активного вмешательства со стороны воспитателя.

Музыкальный руководитель должен находиться в центре внимания детей. Воспитатель поет вместе с детьми. Причем голос его не должен звучать громче детских голосов. В старших группах и средних, он поет в момент разучивания с детьми, ставиться задача - самостоятельно спеть песню.

Если, воспитатель обладает хорошим голосом, то по договоренности с музыкальным руководителем может исполнить новую песню на занятии. В данном случаи его роль, более ответственна. Наиболее активную роль, воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей. Так, в младшей группе воспитатель, непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Весело хохочут дети, глядя на воспитателя изображающего "медведя", и игра проходит непринужденно. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, конечно не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель подбадривая им хлопает в ладоши. В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется. Так при проведении игры, воспитатель включается лишь по мере надобности. Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например:если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Обращая внимание на это, при разучивании движения, воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями. При этом, воспитатель отмечает, кому из детей надо помочь в дальнейшем. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей.

На празднике в нашем детском саде выступления детей - это разнообразная речевая деятельность.

С точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Успехи в музыкальном развитии детей тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитании, способствует развитию речи, эмоций, движений, дает детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться, играть на музыкальных инструментах, а главное уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, так необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой обучения и воспитания детей являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретаю знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. При знакомстве с новой песней на занятии, спеть ее может воспитатель (предварительно разучив ее с музыкальным руководителем). Может быть и другой вариант: первый раз ее поет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит все ли дети активно поют, правильно ли выговаривают слова, передают мелодию.. если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель. В старших группах он следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать мелодию на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, во время прогулок, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Воспитателю необходимо знать :

Все программные требования по музыкальному воспитанию,

Музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,

Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

Уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;

Уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,

Разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;

Закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.

Использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,

Использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,

Принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;

Готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.

Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.

Так, например, во время слушания музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При распевании, пении :

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.