Семья и Дети

Народная музыка. традиции и новаторство

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 классы

Пояснительная записка

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

# формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

# воспитание эмоционально_ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

# развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно_творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

# освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

# овладение практическими умениями и навыками в учебно_творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально_пласти

ческом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития .

Слушание музыки . Опыт эмоционально_образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально_слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально_хоровых умений и навыков для передачи музыкально_исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музы_

кальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально#пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально_личностное выражение образного содержания музыкичерез пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально_пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений . Театрализованные формы музыкально_творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры_драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распреде ление учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени - 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.

Музыка в жизни человека . Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщенное представление об основных образно_эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры_драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно_образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Интонация - источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно_образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио_ и телепередачи,

видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально_поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

проводит среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру,

Пятый всероссийский Открытый конкурс

Пою моё Отечество!

Цели и задачи конкурса:

  • осознание богатства и красоты наследия предков;
  • изучение культуры, искусства, творчества народов России;
  • содействие международному сотрудничеству, нацеленному на выявление многообразия культурных и национальных традиций разных этносов;
  • укрепление взаимопонимания и дружеских связей между представителями разных этнических групп;
  • объединение обучающихся разных национальностей на принципах мирного сосуществования и творческого взаимопонимания;
  • сохранение, поддержка и популяризация национальных инструментов;
  • расширение кругозора и интеллектуального уровня молодежи;
  • решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей молодежи;
  • создание условий для творческой самореализации юных музыкантов (музыковедов и исполнителей) и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • исполнителей и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • выявление и поддержка одаренной творческой молодежи России и других стран, просвещение, патриотическое и эстетическое воспитание, укрепление единого культурного пространства, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации.

Условия участия

Обучающиеся СПО и ВУЗов готовят выступление (не более 15 минут) и презентацию о своей Малой Родине (этносе, регионе, ареале, локусе). Информационный материал может затрагивать аспекты краеведения (история заселения, природные условия), этнографии (жилище, ремёсла, традиционный костюм, обряды), музыкального фольклора (народные инструменты, песенные и инструментальные жанры, аутентичные исполнители и мастера). Сообщение должно содержать исследование музыки изучаемого региона и музыкальные иллюстрации, в том числе личное исполнение конкурсантом или группой участников инструментальной или вокальной этномузыки, а также образцов хореографического фольклора.

Сроки и место проведения

Ул. Маршала Соколовского, дом 10

Жюри

Председатель Щербакова Анна Иосифовна - и.о. ректора МГИМ имени А.Г.Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, член Международной академии наук педагогического образования и Союза писателей РФ.

Заместитель председателя Алябьева Анна Геннадьевна - заведующий кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор, член общества востоковедов РФ, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM ) при ЮНЕСКО.

Зайцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, член Международного союза музыкальных деятелей, Академик Международной Академии творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ключ».

Василенко Александр Иванович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, старший преподаватель кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Шабшаевич Елена Марковна - доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, научный руководитель Центра научного творчества студентов.

Ганичева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, старший научный сотрудник отдела издательской и научно-исследовательской работы.

Контакты

Координатор проекта - Зайцева Елена Александровна 8-916-535-11-81

mlad61@ mail.ru

Информация, а также итоги конкурса будут опубликованы на официальном сайте МГИМ имени А.Г. Шнитке

В заявке с пометкой «Пою моё Отечество» следует указать:

  • ФИО конкурсанта
  • Учебное заведение, уровень образования, кафедру, специальность, курс
  • Тему выступления
  • ФИО, ученую степень и должность научного руководителя
  • Контактный телефон, адрес электронной почты

Заявку отправлять по эл. адресу: [email protected]

Вступительный взнос с указанием «За участие в конкурсе «Пою моё отечество»» в размере 1000 рублей следует оплатить переводом на расчетный счет МГИМ имени А.Г. Шнитке. Скан (фото) квитанции следует послать по электронной почте на адрес [email protected] до 10.05.2019.

Данная разработка урока может быть использована для разработки серии уроков, знакомящих учеников с культурой и бытом казачества Ставропольского края. Ученики становятся активными участниками урока, показывая на уроке материал о разных сторонах культуры казаков, подготовленный самостоятельно. Форма проведения урока зависит от творчества учителя.

Открытый урок по музыке в 5-ом классе по теме «Музыка и литература»

(с использованием регионального компонента)

Тема урока: «Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья».

Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание ее духовных основ, заложенных поколениями далеких предков, через процесс восприятия казачьей песни.

Задачи образовательные: формирование у учащихся интереса к истории своего народа; способствовать представлению о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; совершенствование умения давать полную характеристику прослушанной музыке.

Задачи развивающие: развитие представления о музыкальной культуре родного края; создание условий дляформирования учебной самостоятельности, придания личностного смысла знаниям о музыкальных традициях казаков; стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы; развитие слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности; развитие вокально-хоровых навыков.

Задачи воспитывающие: создание условий для формирования интереса к истории своего края; воспитание уважения к музыкально-культурному наследию своей малой Родины; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края; рефлексивного отношения к предмету.

Структура урока.

Организационный момент,

Повторение изученного материала,

Объяснение новой темы,

Слушание,

Физминутка,

Творческое задание,

Вокально-хоровая работа,

Подведение итогов урока.

Виды деятельности учащихся.

Слушание,

Инструментальное музицирование,

Выполнение творческих заданий,

Вокально-хоровая работа.

Методы обучения.

Словесные, наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; обобщение, анализ.

Ход урока.

(Слайд 1)

    Организационный момент.

Под весёлую музыку учащиеся входят в класс. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

(Дети отвечают).

    Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы понимаете фразу «песня – душа народа»?

Правильно, песня отражала уклад жизни народа, исторические события. В народных песнях всегда воспевалась красота родного края; пелось о народных героях, любви к своему Отечеству.

Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. Без любви к своему дому, улице, селу – не будет и любви к Отечеству. (Слайд 2, 3)

А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край. (Слайд 4)

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о людях, ставшими основателями городов и станиц нашего края. А Родина – это, прежде всего, живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

На Ставрополье с давних времён жили терские казаки. (Слайд 5)

Мы познакомимся с музыкальной культурой казаков, их нравами, обычаями. (Слайд 6) Ну а так, как мы говорим о связи музыки и литературы, то начнём урок со строк, посвящённых нашему краю.

(Слайд 7)

Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.

Откуда появилось слово «казак»?

Дети отвечают- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды);

В переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.

Давайте вспомним, как появились казаки на Ставрополье. (Слайд 8)

О казаках можно рассказывать очень долго, но так как у нас урок музыки, мы с вами поговорим о музыкальной культуре казаков Ставрополья.

Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? Правильно, процесс передачи от одного поколения к другому.

Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?

Дети:

1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.

2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. (Слайд 9)

3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.

4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.

5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.

6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.

7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».

Но самой святой традицией была защита Отечества! Главная казачья заповедь: «Люби Родину, ибо она твоя мать!». (Слайд 10) Так провожали казаков.

Песня «Если хочешь быть военным». (Слайд 11)

Первая песня в жизни человека – колыбельная. Одну такую колыбельную мы знаем. Она вроде бы казачья, но написал её человек, не бывший казаком. Кто? Что за песня? Какое отношение Лермонтов имел к терским казакам? Как вы думаете, почему его стихотворение стало казачьей песней? Наверно очень точно передал Л. казачий дух, суть воспитания казака и дальнейшей его жизни, что стало это стих-е колыбельной. А что вы знаете о том, как воспитывали детей в казачьих семьях?

ДЕТИ: Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?

Дети:

1. Девочки начинали работать с очень раннего возраста.

2. В пять лет девочка уже могла быть нянькой.

3. Постарше уже помогала матери по - хозяйству.

4. Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.

5. Это умела каждая хозяйка.

Весь уклад жизни казаков был подчинён тому, что казак всегда должен быть готов стать на защиту Отечества и своего народа. И стихи М. Ю. Лермонтова рассказывают об этом.

Исполнение «Колыбельной»

В какие игры играли казачата?

Дети: На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.

Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников». Трусость для юноши-казака считалась позором.

И песни казачьи рассказывают о военной жизни.

(Просмотр видео Кубанский хор «Когда мы были на войне»- начало до 0.12, с 02.00)

Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в казачьи игры.

Игра в Бандуру

Самый сильный вожак играющих, обыкновенно начинает так: «Ребята, по местам! В бандуру играть!» Все садятся в ряд, где-нибудь на завалинке или просто на голую землю и пристально смотрят на своего вожака. Он начинает приговор:«Пошел бандура спать на полать, приказал всем молчать» . С последним словом все надувают щеки и стараются как можно дольше сдерживать дыхание. На первого, кто переведет дух, кидаются все, и колотя его по спине кулаками приговаривают:
«Чертогам, тоган, тоган, разудалым казакам, Малолеточкам!
Что попили, что поели, То подайте-ка сюда»
Если играющие согласны, то игра опять начинается с того же.

А теперь мы отдохнем да загадки разберем.
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)
2. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
3. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
4. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)
5. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Продолжим наш разговор о жизни казаков. Традиционное жилище казаков. (Слайд 12, 13) Одежда казаков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18) ДЕТИ

Все казачьи праздники, обряды непременно сопровождались песней (несколько слов о жанрах). У казаков есть об этом поговорки.

1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.

2. На Дону казаку и камешек подпевает.

3. Веселы привалы, где казаки запевали.

4 . Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.

Ребята, я хочу отметить, что у нас на Ставрополье существует много профессиональных казачьих коллективов. (Слайд 19)

Послушаем казачью песню и рассмотрим костюмы.

(Просмотр видео - анс. «Ставрополье» - «Распрягайте, хлопцы, коней» - с 02.36, анс. «Слобода» - 02.20 лезгинка, 04.51 игра)

Мы тоже знаем казачью игру.

Игра «А у нас нонче Михайлов день».

Много у казаков было суеверий и поверий.

Дети:

Веником не надо бить, больному быть.

Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.

В понедельник рубашку не меняют, беда будет.

Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:

«Икота-икота, иди до воды,

А кто около воды, того за ухо приведи».

Говорят, помогает.

А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;

- Степь да воля - казачья доля.

- Казаком быть – не разиня рот ходить.

- Гриб хорош белый, а казак умелый.

- Я за родную Русь и смерти не боюсь.

- Бог не без милости, казак не без счастья.

- Хлеб, соль ешь, а правду режь.

- Чти отца своего и матерь свою.

- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.

- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.

- Казачья голова, что под дождиком трава;

- Казак с конем и ночью и днем.

А знаете ли вы, какие казачьи песни поют в нашем селе? Ведь у нас тоже живут потомки казаков.

Ответы учеников

Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске).

Песня в исполнении Курбановой Айшат «О Родине». (Слайд 20, 21, 22)

Вот и познакомились мы общими усилиями с культурой казачества.

Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, к чему стремиться! (Слайд 23, 24)

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Хороша казачья песня,

Всем затронула сердца.

Всех не спеть сегодня песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставропольский край - чудесен,

Как и вся Россия – Мать!

    Рефлексия. Вывод урока.

Что интересного вы сегодня узнали?

Кто такие казаки?

Что полезного вы можете взять от казачьей культуры?

И кому же, как не нам, хранить уникальную самобытную культуру нашего народа, музыкальные традиции малой Родины, традиции нашего Отечества! Закончим урок казачьей песней.

(Видео - Игорь Неверов, «Ставрополье» - с 0.20)

(Дети подпевают)

Если ты казак, значит не простак,

Можно на тебя положиться!

Значит молодец, смелый ты боец,

И тобою можно гордиться!