Психология

Образы народных заступников в поэме Н. А

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он - сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» - Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».

В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он "строгой правдою, умом и добротой".

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается - Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника - автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе "Пир на весь мир" автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых ("лучезарный", "выспренний", "карающий меч", "воплощение счастья народного", "рабство тяжкое", "Русь оживающая").

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора - о народе, все его мечты - о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в "силу народную - силу могучую", в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая - . Душа народа русского... О сеятель! приди!..

Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос «Что делать?». Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что … он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы - выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу: Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой. Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других. Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - «наддай» - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником «.

Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа. В поэме «кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер. Тема народного заступничества широко представлена в поэме. Заступник – одно из его ключевых слов. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Я думаю, что образ такого человека – не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом. Так, Гирин выступил реальным защитником мирских интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не происвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым. Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей округи? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра, Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требовал награды: «Где хватить силы – выручит, Не спросит благодарности, И дать так не возьмет!» Только один раз произошел случай, когда герой, что называется «покривил душой» Гирин «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку. Осознание того, что поступил он нечестно, несправедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук совести. Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог. Нельзя не отметить еще одного народного героя – Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму. Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Некрасова не представить этот образ, ставшим обобщенным образ русского крестьянина: «Грудь впалая, как вдаленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;…» Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во время пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом, своеобразном народном «коллекционере», Некрасов так же приоткрывает страницу жизни крестьянина, в которой не только работа и «питье» могли быть главными. Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, богатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но Некрасов показывает, что не только на этом основано богатырство корежского крестьянина – Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой – бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступничество» выразилось не только в том, что он избавил Корежину от немца, замучившего крестьян поборами. Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиозность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия – о народе: «За все страдное, русское Крестьянство я молюсь!»

Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н.А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу - образу народного заступника.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ, находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся «строгой правдою, умом и добротой» Ермил Гирин, знающий, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет», Гриша Добросклонов.

Как одного из тех, кто за «вотчину стояли хорошо», рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. «Клейменый, да не раб», - говорит он о себе. В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь к природе и стойкость. Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения:

.. .Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися...

...И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

Любимое словечко народного мстителя Савелия - наддай - помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря. Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь. Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.

Кабак... острог в Буй-городе,

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

...А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения...»

Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина - деревенского праведника Ермила Гирина. Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного. Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок. И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя.

Не пьет, не ест; тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это. И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро. Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила.

Яким Нагой - еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси. Казалось бы, какой из него защитник:

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

В первых же строках о нем сказано:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования. Картинки - это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, «спасет мир».

И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ. Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где «трудно дышится, где горе слышится», - жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась:

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал «в груди своей силы необъятные», чей слух услаждали «звуки лучезарные гимна благородного» - «воплощение счастия народного».

Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека - в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.

  1. Сюжет поэмы.
  2. Тема народного заступничества.
  3. Герои-«заступники».
  4. Гриша Добросклонов как «сознательный заступник».

Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная тема стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа. Тема «народного заступника» звучит и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер. В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? - спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Тема народного заступни-чества широко представлена в поэме. Заступник - одно из ключевых слов в произ-ведении. Народный заступник - тот, который не просто жалеет, сочувствует крес-тьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками под-тверждая это. Такие характеры показаны в образах Якима Нагого, Ермилы Гири-на, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова.

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям.

Ермила Гирин - мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что:

...они посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу:

Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» - говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко - «наддай» - помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником». В поэме показывается нелегкое детство Гриши, рассказано о его отце и матери.

Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. Образ Гриши тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова. Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование и, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменение сознания простого русского народа.