Интернет

Ольмеки — несколько теорий происхождения цивилизации. Ольмеки - один из загадочных народов древности Удивительные археологические находки

Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других мезо-американских цивилизаций.

Культура древней цивилизации

В переводе с языка майя, из исторических хроник которого взято наименование "ольмеки", буквально означает "жители страны каучука".

На протяжении нескольких сотен лет данная цивилизация развивала научные знания. Просуществовав достаточно недолго, они смогли развить науки до небывалых высот. К ее изобретениям относится календарь ольмеков на основе уникальных представлений о математике и астрономии. Строился он исходя из цикличности вселенной, включая в себя длинные эпохи в 5000 лет, а также знания о циклах и других планет, продолжительности суток и года. Он являлся прообразом знаменитого календаря майя, также интерпретировавшего астрономические явления. К сожалению, практически не сохранилось культурное богатейшее и мифологическое наследие, венцом которого считается : ольмеки перешли от поклонения различным тотемным животным к почитанию богов – человекоподобных образов, являющихся воплощением сил природы.

Гигантские каменные головы людей с негроидными чертами лица и весом по 30 тонн каждая были обнаружены, начиная с 1930 года. Высеченные из монолитного базальта, они имеет идеальные пропорции, обработаны с высочайшей точностью и имеют тщательно выведенные черты лица. Скульптуры покоятся на площадке из необработанных каменных пластов. Ученые в процессе исследования пришли к выводу, что головы были высечены около 1500 года до нашей эры, а, возможно и ранее. Специалисты утверждают, что это образы идолов, память о великих мастерах того времени, которую создала ольмекская цивилизация. Ольмеки равнялись и следовали установленным порядкам дальнейшие индейские племена.

Однако, как уже было сказано, не осталось доказательств эволюции этой загадочной цивилизации: каких-либо рисунков, записей или просто вещей. Напрашивается вывод о том, что данная цивилизация появилась из ниоткуда полностью сложившейся. Ученые буквально по крупицам разыскивают и пытаются структурировать информацию об их социальной организации, мифологии, ритуалах. Все-таки удалось обнаружить, что ольмеки были сельскохозяйственной, как и все более поздние культуры Древней Америки, цивилизацией. Также сферами их деятельности были рыболовство и земледелие, что позволяло им процветать. Время и история беспощадно уничтожили индейское достояние. Неизвестна ни языковая, ни этническая принадлежность ольмеков, только гипотезы. Найденные же и исследованные архитектурные конструкции говорят о том, что ольмеки были замечательными инженерами.

Культ ягуара

Считается, что именно представители этой цивилизации первыми стали поклоняться ягуару. Позднее этот культ встречается и среди других древнейших цивилизаций как Центральной, так и Северной и Южной Америки. Ягуара чтили как покровителя земледелия, считая, что он невольно способствовал сохранению посевов, распугивая других животных, предпочитающих растительный рацион. У продревних народов этот хищник считался хозяином Вселенной, и соответственно, обожествлялся. Культ, посвященный этому верховному божеству, стал абсолютно новой мифологической системой. Ольмеки всех своих богов представляли в образе ягуара. Это животное олицетворяло силу, царственность и независимость, стало плодородия и природных явлений и, что немаловажно, был проводником в мир , так как вел преимущественно ночной образ жизни.

Сами ольмеки приравнивали себя к ягуару, согласно легенде о союзе ягуара-божества с земной женщиной. В гигантских скульптурах был запечатлен образ, в котором присутствовали как черты свирепого ягуара, так черты плачущего ребенка.

Существует легенда, дошедшая до наших дней о появлении первых ягуаров. В одном селении жила женщина и было у нее двое сыновей. Один из них был хорошим охотником, другой – хитрым и предприимчивым. Так вот он сделал маску свирепого животного, раскрасил ее и стал в ней охотиться. Затем, принося добычу в хижину, снимал маску и вонзал стрелу в тушу. Другой брат решил разузнать, в чем же тут дело. Проследил и сделал все то же самое, а потом решил пойти по деревне, наводя страх на ее жителей. И тут случилось невероятное – маска приросла к нему. Брат-охотник пришел в ярость и растерзал всех жителей селения, кроме своей матери. Она и уговорила уйти его жить в лес. Этот сын и стал родоначальником других ягуаров, которые порой могли оборачиваться в людей и обратно. же была общей и боги, властвовавшие над людьми и ягуарами - тоже.

Также ягуар-оборотень представлялся божеством дождя, одним из самых известных богов того времени. Шаманы использовали облик ягуара в тотемах. Считалось, что тотем символизирует леса. Не всем шаманам подчинялся такой тотем. Только сильный и могущественный шаман мог трансформироваться в ритуальном танце в животное и имел возможность его контролировать. Также шаманы умели излечивать болезни, приносить удачу на охоте и доже предсказывать будущее. С тех самых прадавних времен людей-ягуаров просто панически боялись. Появился таинственный культ, связанный с возможным перевоплощением, последователей которого жестоко клеймили специальной иглой, следы от нее были похожи на следы от когтей животного.

Некоторым образом с ягуаром была связана еще одна легенда. В одном из племен совершенно чудесным образом забеременела молодая незамужняя девушка. Старейшины племени не поверили в чудо и искали того, кто должен понести наказание за совращение. Однако самый старый и наимудрейший старейшина подтвердил чудесное зачатие от самих небес – удара молнии. Все стали с нетерпением ждать рождения священных детей. Но однажды случилась беда, на девушку напал ягуар и разорвал ее, но дети успели родиться, они упали в реку. Бабушка Ягуаров, а это была именно она, нашла малышей и вырастила их в искупление за то, что убила их мать. Она назвала тех необыкновенных малышей Солнце и . Дети выросли и стали родоначальниками нового племени – появились ольмеки.

Цивилизация со временем исчезла, ее мифологические образы поглотили майя – следующая великая цивилизация. У них ягуар – божество стал покровителем еще войне и охоте. Царские майяйские династии считали это животное священным предком. Самыми популярными именами у них были Ягуар-Кедр, Ягуар-Ночь, Темный Ягуар. Вожди носили шкуры ягуаров, как верховной власти, и шлемы в форме голов этого зверя. Представители другой могущественной цивилизации – ацтеки верили, что первой из четырех эпох Вселенной была эра ягуаров, истребивших населявших в то время землю великанов. Были и храмы, посвященные богу-Ягуару, чья пятнистая шкура напоминала небесный звездный узор.

В мифологии ольмеков были также и другие мотивы - обретение маиса, здесь бог это благодетель человечества, добывает спрятанные в горах зёрна маиса. Развивается мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса.

К сожалению, теория о том, что ольмеки являются структурной цивилизацией не подтверждено фактически, а есть изложением догадок специалистов. Но и по тем немногим данным, дошедших до нас через тысячи лет, можно предположить, что данная цивилизация не исчезла бесследно - ее наследие было усвоено и поглощено последующими великим цивилизациями майя и ацтеков.

Поделись статьей с друзьями!

    Легендарная цивилизация. Ольмеки

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/olmec-heads-1-150x150.jpg

    Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других...

Экология познания: Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

При взгляде на головы, сразу возникает множество вопросов, на которые у всезнающей науки хочется-таки получить внятный ответ. Черты лица у каждой из 17 гигантских голов не индивидуальные и у всех у них есть одна общая черта – характерные негроидные признаки. Откуда в доколумбовой Америки взялись негры, если по утверждению официальной науки, никаких контактов до Колумба между Африкой и Америкой быть не могло? А сами ольмеки вовсе не выглядели как негры, что следует из других многочисленных статуэток и фигурок. И лишь эти 17 голов наделены негроидными чертами.

При помощи каких инструментов при отсутствии металла(опять же по официальной версии) с такой точностью и детализацией обрабатывался базальт, один из самых прочных камней, из которого и сделаны головы? Неужели другим камнем?

Как многотонные глыбы, некоторые до 35 тонн весом, доставлялись к месту обработки за 90 км от места их добычи через джунгли по пересеченной местности? При том, что (по той же версии) колеса ольмеки не знали (к слову, уже доказано, что знали).

Зачем их делать такими большими? Ведь у ольмеков много других скульптур, и голов в том числе, вполне нормального размера и вполне американской (индейской) внешности. И лишь эти 17 негритянских мордочек – исключение. За что им такая честь? Или это в натуральную величину? Сейчас попытаемся ответить на эти вопросы …

Цивилизация ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи».

Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия. .


Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!


Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта.

Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона.

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.


Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.


Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

В книге «Завоевание Новой Испании» он описывает, как индейцы рассказывали им, что в давние времена в этих местах поселились люди огромного роста, но индейцы не сошлись с ними характерами и всех перебили. Цитата из книги:

«Сообщили они также о том, что до их прихода страну населяли великаны, грубые и дикие, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в полный мой рост, а я ведь не мал. И таких костей было изрядное количество; мы дивились и ужасались такой породе прошлых времен и порешили образцы послать и Его Величеству в Испанию».

(цитата взята из главы «Дружба с Тлашкалой».)

Врать автору никакого смысла не было, дела обсуждались куда более важные, чем давно вымершие и не представляющие опасности великаны, да и сказано и показано это было индейцем между делом, как само собой разумеющееся. Да и книга совсем о другом. И если современный телеканал еще можно заподозрить в фальсификации фактов с целью поднятия рейтинга, то человека, публично обещающего 500 лет назад отправить «несуществующие» гигантские человеческие кости королю, можно заподозрить лишь в идиотизме. Что, прочитав его книгу, сделать весьма сложно.
Найдены следы великанов в этой местности и в рукописях ацтеков (ацтекских кодексах), живших позже в этих же местах, в виде рисунков, и во многих мексиканских мифах.

Рисунок из ацтекской рукописи. Судя по тому, сколько народу тянет одного большого человека, он еще и очень тяжелый. Может, это его голова запечатлена в камне?


Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?


Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В «Руслане и Людмиле» главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.

Грэм Хэнкок в книге «Следы богов» пишет: «Самым потрясающим было то, что Трес Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольмеки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является «прародительницей» культур Центральной Америки… Ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически развитым народом, и именно они изобрели календарь с точками и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э.»

Большинство каменных голов ольмеков изображает человека с негроидными чертами лица. Но 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африканцев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15 тыс. лет до н.э.


В Сан-Лоренсо ольмеки насыпали искусственный холм высотой более 30 метров, как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и шириной 600 метров. Археолог Майкл К оу во время раскопок в 1966 году сделал ряд находок, в том числе свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весьма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть этой сети была встроена в водораздел. Когда это место раскопали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные дожди, как это происходило на протяжении более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные линии, причем места соединений были выполнены очень грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследовав систему, археологи были вынуждены признать, что не могут понять назначения этой сложной системы водоводов и прочих гидротехнических сооружений.

Ольмеки до сих пор остаются для археологов тайной. Не удалось обнаружить никаких следов эволюции ольмеков, как будто этот народ появился ниоткуда. Ничего не известно о социальной организации, ритуалах и системе верований ольмеков, на каком языке они говорили, к какой этнической группе они принадлежали, не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь? опубликовано

Цивилизация Ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой.Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века — все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные — еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов — около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая — из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты.

Т.е. каждая такая с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе.

Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы — это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы — действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям.

Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров.

Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа — чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико — районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.

Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?

Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

1 553

Что таит история человечества? Вопрос может показаться довольно странным, ведь всем хорошо известна официальная теория развития человечества и отдельных народов мира, которая преподается в различных учебных заведениях. Несомненно, что все выдвинутые наукой утверждения имеют реальную доказательную базу, однако, как быть с тем, что немного не вписывается в эту самую официальную теорию развития мира. Ведь все больше находится в мире артефактов, которые под сомнения ставят официальную версию зарождения мира и человечества.

Достаточно вспомнить различные странные находки по всему миру: фигурки самолетов, найденные в пирамидах индейцев Южной Америки, наскальные изображения, подробно рассказывающие о пребывании человека в космосе и многие другие, чтобы задаться вопрос, как возможно существование подобных артефактов? Ответа на этот вопрос не существует, официальная наука просто разводит руками или же просто делает вид, что подобных вещей не существует. В данной статье рассмотрим еще одну удивительную загадку, имеющую место на нашей планете.

Цивилизации Южной Америки

Наиболее известными цивилизациями Южной Америки являются инки и майя, именно потомков этих наций так безжалостно обращали в христианство бравые конкистадоры, вывозя по ходу несметные сокровища, уничтожая ценнейшие артефакты, которые могли бы пролить свет на историю всего человечества.

Так, немного людей знают, что предки этих культур не были первопроходцами, а строили свои империи на останках более древней цивилизации, которая по сохранившимся немногим упоминаниям называется ольмека. Большинство архитектурных памятников перешли в собственность инков или майя именно после того, как ольмеки пропали с континента по необъяснимым причинам. В 1862 году мексиканец Мельгар Хосе зарисовал интересную находку, которую он сделал случайно во время своего путешествия. Недалеко от деревушки Трес-Сапотес ним была обнаружена каменная голова человека, черты лица статуи очень напоминали внешность афроамериканца. Находка вызвала интерес в обществе, который вскоре пропал и про находку все забыли.

В 1925 году археологами Бломом и Ла Фаржем была предпринята экспедиция на отдаленный остров, который находился в окружении болот. Именно там была обнаружена вторая голова и гигантская пирамида. Эта находка позволила узнать всему миру про цивилизацию – ольмеков.

Древние люди

В последующие несколько лет происходили различные интересные находки, подтверждающие теорию про существование цивилизации, которая проживала в Южной Америке до возникновения поселений инков и майя. Так, в 1939 году неподалеку от городка Трес-Сапотес археолог Мэтью Стирлинг обнаружил несколько интересных артефактов. Кроме огромной головы, высеченной из камня, были обнаружены различные глиняные таблички с надписями на них, а также конусовидная пирамида. На одной из найденной глиняной табличке были изображения связанные с историей жизни бога Ягуара. После длительных исследований стало понятно, что данная история легла в основу мифологии майя и была развита ними впоследствии.

Ученные пришли к выводу, что до появления майя на данной территории уже проживала нация. Цивилизация отличалась высокой степенью развития, умела обрабатывать твердые материалы, имела собственную письменность и развитую систему мифов. Новая культура получила название «ольмеками». Впоследствии были найдены еще каменные головы, благодаря которым данная культура получила широкую известность.

С течением времени были обнаружены еще более интересные артефакты, которые указывали, что за тысячу лет до нашей эры народ ольмеками уже имел водопровод, и небольшие искусственные лагуны, где разводили крокодилов. Также был обнаружен целый город, где археологи обнаружили множество скульптур изготовленных на высоком технологическом уровне. Майкл Ко, известный историк, считает, что данная культура возникла за 3 000 лет до нашей эры. На сегодняшний день было обнаружено 17 голов, но особый интерес вызывает внешний вид этих каменных скульптур.

Кто позировал скульптору?

Кончено же, сами головы являются важными артефактами, ведь на них изображены лица правителей народа, однако что действительно вызывает недоумение в научной среде, так это внешний вид этих самых портретов. Внешность всех скульптур имеет особые характерные черты – это приплюснутый нос, пухлые губы, в общем, похожи эти изображения на жителей Африки. В научном мире сразу возникла теория согласно, которое существовало морское сообщение между берегами Африки и Южной Америки. В процессе эксперимента было доказано, что можно пересечь Атлантику на папирусной лодке «Ра», которой пользовались древние египтяне.

Версий относительно происхождения данного народа много, некоторые, как было указано выше, считают, что – это переселенцы из Египта, некоторые историки вообще предположили, что эта культура имеет азиатские корни, по причине того, что в изображениях на различных найденных предметах преобладает нарисованный дракон, который сильно похож на сородича из Китая.

Некоторые предполагают, что ольмеками – это малая народность, которая проживала высоко в горах, но после спустилась на равнину и быстро подчинила разрозненные племена индейцев, которые проживали на этой территории.

Ввиду отсутствия фактов, которые могли бы подтвердить одну из вышеназванных теорий, вскоре жаркие научные споры прекратились, и наступил долгожданный мир. Ученые, пришли к единственному выводу, который был нейтральным и удовлетворял большинство – ольмеками, самая первая, сформировавшаяся культура на территории Южной Америки. Все было бы хорошо, если бы в 1991 году, профессор Лара не получил снимок датируемый 1951 годом, на нем была изображена каменная голова, которая была абсолютно не похожа на все найденные до этого аналогичные артефакты.

Странная голова

Как было сказано выше, первое сообщение относительно обнаружения артефакта было сделано в 1991 году, однако к этому времени в Гватемале, где находился это предмет, прошла череда гражданских войн. В 1992 году состоялась экспедиция в джунгли, когда профессор Лара добрался к предполагаемому месту обнаружения данного предмета, то прошло более 40 лет и каким же было его разочарование, когда он, отыскав эту каменную голову обнаружил, что она полностью испорчена. На ней было множество следов от пуль разного калибра. Нос, рот, глаза – все было уничтожено, осталась только одна фотография с изображением статуи и надежда отыскать когда-нибудь аналогичный артефакт. Что же было настолько поразительного в этой находке, что она стала предметом дискуссий, которые не утихают и сейчас. Каменные головы часто встречаются в Южной Америке, даже черты лиц древних правителей, которые очень похожи на жителей Африки, не сильно тревожат исследователей. Именно каменная голова из Гватемальских джунглей заставила вновь пересмотреть всю историю народов населяющих Южную Америку. Черты лица – этого каменного изваяния не имеют ничего общего ни с внешним видом современных жителей стран Южной Америки, но и не похожи на ольмеков.

Итак, на фотографии каменная голова имеет большие глаза, узкие тонкие губы и большой, прямой нос. Выходит, это изображение представляет совершенно иную нацию, которая проживала здесь, совершенно отличимую от ольмеков, майя, инков и ацтеков. Но возникает вопрос, что это за народ, который не оставил после себя практически никаких материальных артефактов и попросту пропал. Ученные исследовавшие остатки каменной головы пришли к выводу, что камень был обработан более 7000 лет до нашей эры. В отличии от более поздних подделок ольмеков, которые использовали мягкие каменные породы для создания скульптур, это изваяние изготовленного из цельного куска твердой скалы. Несмотря на все тысячелетия, ученые обнаружили, что голова была изготовлена с помощью инструментов, которые довольно легко обрабатывали камень. Идеальные линии, отсутствие сколов позволяют предположить, что люди, которые делали эту фигуру, использовали недоступную технологию последующим цивилизациям. К тому же, ученые пришли к выводу, что сам камень был привезен сюда с Анд, что совершенно невозможно.

Таким образом, существование этого артефакта, позволяет пересмотреть историю народов, которые населяли Южную Америку, возможно, что ольмеки просто пришли уже на готовый цивилизационный фундамент и только воспользовались наработками другой цивилизации.

«Самым древним и малоизученным индейским народом Центральной Америки по праву считаются ольмеки. По утверждению большинства ученых, именно они являются родоначальниками следующих народов Мезоамерики. Немногочисленные находки, подтверждают, что первым местом обитания ольмеков, скорее всего, было побережье Мексиканского залива. Как единый народ, они сформировались 4-3 тысячи лет тому назад. Находки, обнаруженные археологами, подтверждают реальность существования этого древнего индейского народа, но не могут рассказать о происхождении ольмеков и о внезапном исчезновении с карты Центральной Америки.»

До сих пор точно неизвестна причина скоропостижной гибели великой древней цивилизации. Наиболее реальной версией считается нашествие новых племен с запада и дальнейшее смешение с завоевателями. Другая версия – резкий скачок в росте населения и начавшийся голод, который и привел к гибели населения. После себя ольмеки оставили богатое культурное наследие, которое переняли следующие цивилизации Мезоамерики. В своих письменных источниках, ацтеки и майя неоднократно упоминали о своем прародителе. В переводе с языка майя, ольмек означает «обитатель каучуковой страны». С ацтекского же языка переводится, как «каучуковый человек».

Об общественном строе, жизни и занятиях этого древнего индейского народа Центральной Америки имеются довольно скудные сведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что ольмеки , поселившись на южном побережье Мексиканского залива , за короткий срок совершили резкий скачок в развитии и к 1500 г. до н.э. создали на территории 3 штатов современной Мексики (Веракрус, Табаско и Герреро) государство со столицей в Ла-Венте . Другими крупными городами являлись Трес-Сапотес (ныне деревня) и Сан-Лоренсо. Все будущие археологические находки, относящиеся к эпохе ольмеков , были найдены на территории этих 3 городов. На 800 г. до н.э. приходится пик их культуры . Конец великой цивилизации наступил в 400 г. до н.э.

Выгодное расположение ольмекской державы на важных торговых путях способствовало еще большему его расцвету. Существовала четкая классовая лестница, начинающаяся с верховного вождя и заканчивающаяся рабом. Каждый представитель этой ступенчатой иерархии принимал свою судьбу. Поэтому противоречий и столкновений между ольмеками не происходило. Основными занятиями населения были земледелие и рыболовство, выращивали кукурузу, маниок тыкву бобы сладкий картофель и перец. Однако наиболее употребляемым продуктом питания являлся маис . Также было развито пчеловодство и разведение домашнего скота и птиц. Жилье охраняли собаки. Уже тогда, ольмеки изготавливали из зерен какао любимый напиток сегодняшней детворы. Правда, вместо сахара добавляли молотый перец и другие пряности. Особенной ценностью у напитка пользовалась его пена. Считается, что и само слово «какао» («какава ») имеет ольмекское происхождение. Как и последующим цивилизациям, ольмекам не были знакомы гончарный круг, колесо и плужное земледелие. Однако и без этих изобретений человечества, они изготовляли великолепные изделия из керамики и глины, являлись прекрасными резчиками по камню. Из их среды выделялись прекрасные зодчие и скульпторы. Подтверждением последнему является, обнаруженная в 1862 году Х.Мельгаром неподалеку от деревни Трес-Сапотес (штат Веракрус) скульптура крупной каменной головы . Эта случайная находка дала начало для дальнейшего изучения великой цивилизации Центральной Америки. Начиная с 1930 года, археологическая группа во главе с американским исследователем Мэтью Стирлингом, приступила к раскопкам на территории мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Герреро. К ним в качестве рабочих присоединились местные индейцы. Раскопки продолжались вплоть до начала 1960-х гг. На сегодняшний день имеется еще 16 экземпляров этих чудес ольмекского искусства: 10 из них в Сан-Лоренсо, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотесе и одна из Ранчо Кобата. Все каменные головы выгравированы из крупных кусков базальта. Лица и головной убор каждого экземпляра отличаются друг от друга. Глаза у головы из Ранчо Кобата закрыты, у остальных же открыты. Самая маленькая находка высотой в 1,5 м, а самая крупная – больше 3 метров. Вес в зависимости от размера скульптур варьируется от 10 до 35 тонн. Лица у всех каменных голов имеют африканские черты , что заставило некоторых ученых выдвинуть гипотезу о переселившихся на Новый Свет неграх. Однако данное предположение не имело доказательств и быстро отпало. Точный возраст находок также не определен, но точно известно, что каждая голова выгравирована и доставлена на место всеобщего обозрения в отдельный отрезок времени. Загадкой остается способ, благодаря которому ольмеки транспортировали многотонные скульптуры. Ведь этот индейский народ не был знаком с колесом. Некоторые ученые считают, что огромные куски базальта добывались в горном массиве Лас-Тустлас , укладывались на повозья, доставлялись к реке, а оттуда на крупных плотах отправлялись на место назначения. Остальная работа была за резчиками по камню. Обнаруженные в 1967 году в Сан-Лоренсо, подземные базальтовые трубы U-образной формы, из которых еще вытекала вода, позволила экспедиции Мэтью Стирлинга сделать уникальное открытие . Уже тогда, 3 тысячи лет тому назад ольмекскими мастерами был создана первая водопроводная система.

Еще одним чудом ольмекского искусства являются стелы- вертикально установленные базальтовые плиты с изображением определенной сцены и персонажей. Большая их часть обнаружена в Ла-Венте и Трес-Сапотесе . Изображенные на плитах личности богато одеты. Скорее всего, это были представители высшей прослойки ольмеков. Некоторые стелы расположены на большом расстоянии, другие группами у подножья пирамиды . В каждом городе обнаружены пирамиды, однако наибольший интерес представляет большая пирамида в центре Ла-Венты. Данное сооружение высотой около 33 метров построено из глины и сверху покрыто раствором из извести. Издалека напоминает небольшой вулкан. На вершине располагалась платформа, где скорее всего имелся и жертвенный храм. Для знати изготавливался мозаичный двор с изображением священного животного - ягуара . Среди более мелких находок выделяются различные статуэтки, маски, бусы и ожерелья, сделанные в основном из жадеита. Символом знатности у ольмеков , а затем и у других цивилизаций Центральной Америки являлся нефрит. Украшения из данного минерала клали в гробницы вождей и его родственников.

О религиозных представлениях ольмеков имеется очень мало сведений. Точно известно лишь то, что они были первым индейским народом, поклонявшимся ягуару. Почти все божества изображались с головой этого хищника. Изображение этого представителя кошачьих встречается на некоторых стелах. Ольмеки считали себя плодом любви смертной женщины и ягуара . Этот хищник являлся для них символом мужественности, силы. Ягуара, чтили как покровителя земледелия и защитника всей территории их державы. Обряды жертвоприношения проводились шаманами, которые обладали и целительными способностями. По представлению населения истинные жрецы могли перевоплощаться в ягуара.

О языке и письменности, как и об этническом происхождении ольмеков , известно еще меньше. Найденные в 40-е гг. 20 века плиты со знаками, напоминающими иероглифы древних египтян, доказывает наличие письма у данного индейского народа. Считается, что майя могли использовать некоторые элементы для создания собственной письменности. Некоторые знаки своей формой напоминают насекомых и растения. В качестве материала для нанесения иероглифов наиболее часто использовались дерево и камень, причем второй использовался в основном во время торжественных мероприятий. Дешифровка письменности продолжается и в наши дни. Важные даты обозначались черточками и точками. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о языке ольмеков . Известно лишь то, что он существенно отличался от стилей общения других индейских народов обоих американских континентов. Американский лингвист Терренс Кауфман, занимающийся изучением мезоамериканских индейских диалектов, в 1993 году выдвинул предположение, что ольмеки говорили на языке близком к михе-сокской группе. Однако эта гипотеза не встретила сторонников и вопрос о происхождении их языка продолжает оставаться открытым.

Индейские шаманы обладали широкими познаниями в области математики и астрономии. Проводя многочисленные расчеты, ольмекские жрецы изобрели еще один шедевр- знаменитый лунный календарь, который послужил основой для календаря майя. Строился он исходя из данных шаманов о цикличности вселенной. Каждая эпоха длилась 5000 лет, а затем начиналась новая эра. Особое внимание уделялось изучению луны и расположению звезд .

Таким образом, найденные в Трес-Сапотесе, Ла-Венте, Сан-Лоренсо археологические находки подтверждают величие ольмекской цивилизации , как самого древнего народа Центральной Америки. Их богатым наследием (календарь, письменность, обряды и обычаи) воспользовались их наследники в лице майя и ацтеков . Несмотря на обнаруженные экспонаты, ольмеки продолжают быть цивилизацией-загадкой и некоторые разделы все еще требуют тщательного изучения со стороны ученых. Главной проблемой является дешифровка письменности, которая может дать ответы на многие вопросы и в первую очередь насчет их этнического происхождения и тайны их внезапного исчезновения.

Упадок Ольмеков

Точная причина упадка цивилизации ольмеков не ясна. Возможно, это произошло из-за военного поражения, культурного истощения, а может из-за экологической катастрофы. Однако улики свидетельствуют скорее о насильственном конце. Известно, что культура ольмеков и их технологии были заимствованы народами в Мезоамерике и Южной Америке. Наиболее известной технологией ольмеков, которую переняли другие, было строительство зданий и сооружений, особенно пирамид. Пирамиды строили все более поздние основные американские цивилизации американских индийцев (юг США). Керамика и металлургия – также важный вклад ольмеков в развитие народов Америки.