Психология

Практическая психология как наука. Понятие академической, прикладной и практической психологии

Практическая психология – раздел психологической науки, посвященный практическому применению психологических знаний, однако, в отличие от прикладной психологии, направленный на работу с широкими массами, а не со специалистами-психологами. Практическая психология также отлична от популярной психологии, целью которой преимущественно является развлечение аудитории. Подобно тому, как Прометей подарил людям огонь, практические психологи отдали людям то полезное и важное, что накопила научная психология за годы своего существования.

Три слоя психологии

У каждого раздела психологии (психология личности, психология развития, педагогической психологии и т.д.) существует три слоя работы:

теория, прикладной слой и практический

Таким образом, практическая психология не исследует психику, а работает с ней, воздействует на неё. Практическая психология имеет дело с конкретным объектом, конкретным человеком, а не с абстрактными обобщениями. Цель – помочь индивидууму разобраться в себе, найти выход из трудной ситуации, достичь успеха (в работе, семейных отношениях, спорте). Для достижения этой цели практическая психология использует знания и методы всей совокупности психологического знания.

Чем занимается практический психолог

При обращении к практическому психологу не стоит путать его с врачом, воспитателем или исповедником. Психолог не предложит вам простого решения вашей проблемы, готовой «пилюли». Он не скажет вам, как вы должны вести себя в той или иной ситуации. Для успешного взаимодействия клиента и практического психолога необходима готовность клиента что-то менять. Без согласия и участия индивида ни один, даже самый гениальный, психолог не сможет ничем помочь.

Практическая психология – это:
  • просветительская работа – когда психологические теории доносятся до масс на языке, доступном неподготовленной публике;
  • психологические услуги, в том числе профориентация, психологическая реабилитация, консультирование, психодиагностика, корректирующая работа и прочие;
  • тренинги, например, по продажам, переговорам, решению семейных конфликтов и прочие;
  • книги по психологии, адаптированные для широких читательских слоев.

Самый простой путь ознакомиться с основами практической психологии – чтение книг по данной дисциплине. Такие издания всегда в списках бестселлеров, ведь они привлекают широчайшие слои читающей публики. Книги по психологии читают даже те, кто не интересуется художественной литературой. Примеры популярных книг по практической психологии: С.Кови «7 навыков высокоэффективных людей», М.Викинг «Секрет датского счастья», Р.Чалдини «Психология влияния», Д.Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Области и методы практической психологии

Самостоятельные области практической психологии:
  • психологическое тестирование;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая коррекция.

Применяются индивидуальные и групповые методы практической психологии. К индивидуальным относятся психоанализ, аутотренинг, логотерапия, к групповым – гештальтгруппы, встречи людей с определенными проблемами («анонимные алкоголики», например), арт-терапия и многие другие.

Как любой массовый продукт, ПП имеет свои модные тенденции. Сегодня к актуальным направлениям практической психологии относятся тайм-менеджемент (практические рекомендации по оптимизации своего времени), нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – теоретически не обоснованная методика, основанная на копировании вербального и невербального поведения успешных личностей. Деятельность некоторых тренинговых центров может расцениваться некоторыми людьми как сектантство. Например, РПЦ называет деструктивной деятельность тренингового центра «Синтон» (организует выездные тренинги по личностному и деловому развитию).

Применение практической психологии

Практическая психология служит нуждам бизнеса (организационная п., управление персоналом), а также помогает в частной жизни людей (индивидуальное/ семейное консультирование).

Практическая психология работает по 4 основным векторам:
  1. психология индивидуальности;
  2. психология отношений в группе;
  3. психология профессиональной деятельности;
  4. психология личной жизни.

Знания и навыки практической психологии помогают в работе сотрудников отдела кадров в подборе персонала, руководителям, коучерам и бизнес-тренерам, специалистам в области продаж и маркетинга.

На сегодня практическая психология – это прибыльный бизнес. Интернет пестрит предложениями тренингов, которые превратят вас в лидеров, подарят комфорт семейных отношений, решат внутренние конфликты, обучат основам НЛП. Часть из них проводятся шарлатанами, другие приносят ощутимую пользу. Поэтому к выбору того или иного курса нужно подходить здраво и критически оценивать суждения тренеров, «думать своим умом», принимая информацию к сведению, но не воспринимая её как безусловное руководство к действию.

Практическая психология многое вносит в развитие теории науки. Научные гипотезы требуют доказательств, которые можно получить, применяя методы практической психологии. Конечно, многие методы психологии не имеют под собой прочной научной платформы, однако это не значит, что через некоторое время они не будут обоснованы. Большинство основоположников теоретических концепции являлись практикующими психологами.

Знания и навыки в области практической психологии помогут в самопознании и самообразовании, качественном улучшении жизни, гармонизации отношений в семье, в достижении хороших результатов на работе, построении карьеры.


Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная и практическая психология

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Например, метафора Родитель - Взрослый - Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией - это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Сегодня эти две области существенно разделены, однако все больше появляется людей, которые понимают необходимость слияния теоретической и практической психологии. Лучший эксперимент - формирующий эксперимент, лучшая теория - выросшая из богатой практики.

В последние десятилетия в нашей стране начинает активно развиваться практическая психология. В чем же отличие психологии как науки от психологии как практической деятельности? Ответить на данный вопрос представляется возможным, если обратиться вфункциям психологии.

Функция (от лат.Functio – отправление, деятельность) Обязанность, круг деятельности, работа, назначение.

Психология осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:

  • описание,
  • объяснение,
  • предсказание (прогностическая функция)

Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях.

Однако психология, не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным.

От нее требуется влиять на действительность, преобразовывать, совершенствовать ее . Поэтому в ней совмещаются две функции , которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: - научно-теоретическая и - конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология , конструктивно-техническая - техническим наукам и т.п. В психологии , как в педагогике же эти функции совмещаются . Психологию нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает изучаемые феномены как они есть, как сущее. В результате получаются знания которые используют практические психологии в процессе работы с клиентами.

^ Теоретическая психология Практическая психология
Субъект деятельности. Учёный, исследователь. Психолог-практик.
^ Объект деятельности. Психика человека вообще (безлично). Конкретный человек или группа людей.
^ Предмет деятельности. Противоречия, закономерности функционирования и развития психики. Психологические проблемы (проблема) клиента.
^ Основной вид деятельности Научное исследование в области психологии. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, психологическая профилактика психологическая реабилитация.
^ Цель деятельности. Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения. Оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются
^ Способы деятельности. Теоретические и эмпирические методы общенаучного и конкретнонаучного познания. Практические методы диагностики и оказания психологической помощи. Специфика используемых методов зависит от принадлежности психолога к той или иной психологической школе.
^ Место работы Научные институты и центры; психологические лаборатории университетов и институтов; отделы прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Социально-психологические службы (СПС) в различных организациях и на предприятиях; психологические консультации; социально- психологические и реабилитационные центры и т. д.
^ Результат деятельности и формы оформления этих результатов. Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта. Решение поставленной проблемы.

6.Фундаментальная, прикладная, популярная, практическая и житейская психология – их соотношение.

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Житейская психология - знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни. Они конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни. Такие пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения, но враг творчества", "Ищи невесту в огороде, а не в хороводе", "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Научная психология. Главная цель научной психологии - поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология.Ее главная цель - психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Популярная психология - системы знаний и практик связанных с психологией, завоевавшие популярность среди широкого круга людей. Примеры подобных систем и практик: НЛП, Соционика, Транзактный анализ, Синтон, Разумный путь.

Основными отличительными признаками поп-психологии являются:

Простой язык, понятный широкой публике

Отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теориям

Практически неограниченная область применения

Поп-психология опирается в основном на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных

Готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов

Отсутствие границы между научным и ненаучным знанием (например, в одном направлении смешиваются научные психологические понятия и карма, аура и т. п.)

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией - дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Наиболее глобальные из интересующих ее вопросов (мы имели возможность отчасти их проследить при рассмотрении становления предмета психологии): что такое психика? Каковы ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе? Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить? Как соотносятся психика и мозг? Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное? биологическое и социальное? Каковы критерии различения нормального и аномального развития психики?

7.Специфика психологического знания.

1. Общая характеристика психологии как науки

донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве.

научный этап – 1879 г., В.Вундт, метроном.

а) Отличия научной и житейской П

Два значения слова «психолог» -

Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.

Человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. Подлинные знатоки человеческих отношений – писатели, мыслители.

Им соответствуют две разные области психологического знания – научная и житейская психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г., В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада).

Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

Процессы

Обыденная, ЖП

Научная П

1. Получение знаний

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспрозведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

НП – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

б) Взаимосвязь научной и житейской психологии

активно проникают друг в друга (ЖП отстает от НП на 100 лет, но является ее основанием, фундаментом);

практический психолог = житейский (совпадают в одном лице)

8.Психика человека и ее функции.

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение- это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика-это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов/а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения

Основные функции психики человека:

    функция отражения объективной реальности

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

При психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сло­жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); психическое отражение - это правильное, верное отражение дей­ствительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и взаимодействие личности с внешней средой

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3)Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями.

4). Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятельности. При этом он отличается от других индивидов только ему присущими индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

5). Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.

9.Структура и многоуровневая организация психики.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные- активные и пассивные переживания; волевые- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);

    способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

10.Психическое - базисное понятие психологии. Специфика психических явлений и трудности их изучения.

Понятие о психическом всегда находилось под сильным влиянием философии, причем это естественное и неустранимое влияние иногда было настолько сильным, что стиралась психологическая специфичность указанного понятия и значительно обеднялось его содержание. Часто встречающееся отождествление понятия о психических явлениях с философской категорией сознания неправомерно и создает дополнительные трудности в анализе сущности психического.

Категория психического не может рассматриваться отдельно от современной психологии со всеми ее отраслями и разделами. Категория психического есть основное понятие психологии, и в качестве такового оно должно отображать общее и в то же время специфическое для всех психологических исследований (точнее говоря, для всего многообразия целей и результатов психологических исследований). Категория психического оформляется и развивается на базе психологических исследований и вне связи с последними утрачивает смысл2.

Категория психического по своему происхождению, содержанию и логическим функциям есть психологическое понятие и поэтому может быть осмыслена и определена только посредством выявления специфики психологических исследований. Но приняв это положение, мы сразу же сталкиваемся с первой теоретической трудностью дальнейшего анализа: необходимостью определения специфики всякого психологического исследования, т. е. предмета психологии. Систематическое и всестороннее обсуждение этого вопроса представляет собой чрезвычайно сложную задачу, которая не может быть решена в рамках данной работы. Поэтому мы попытаемся затронуть вопрос о предмете психологии в самых общих чертах.

Если просуммировать цели всех существующих отраслей современной психологии, цели всех разнонаправленных психологических исследований, то довольно отчетливо вырисовывается общая результирующая цель - личность. Именно человек как личность образует главную цель психологии и ее специфический предмет исследования (то обстоятельство, что та или иная из отраслей психологии - например, социальная психология - выдвигается за пределы категории личности, исследует некоторые аспекты межличностных отношений, вряд ли способно опровергнуть это положение, ибо ни один предмет исследования не является жестко ограниченным; личность органически связана с коллективом, и эта связь в абстрактном виде необходимо включена в понятие личности как таковой, хотя бы через определение ее социальной природы; тот сдвиг плоскости исследования, который наблюдается в пограничной области каждой дисциплины, существенно не меняет ядро ее предмета). Предмет психологии нельзя представить в виде некоторого монолита, ибо он многообразно расчленен внутренне, и именно из объединения всех устойчивых и преобразующихся аналитических продуктов воссоздается то динамическое целое, которое охватывается понятием личности.

Если согласиться, что предметом психологии является личность, то тогда посредством понятия личности можно очертить в первом приближении весь круг психических явлений. Тогда все множество психических явлений допустимо рассматривать как все множество предикатов личности. Иначе говоря, всякое психическое явление есть то, что обозначается как предикат личности. Этим дается и наиболее абстрактное определение категории психического.

многие физиологи, психологи и философы определяют психическое, как нервный процесс, как высшую нервную деятельность. По мнению П. С. Купалова, «психическое явление представляет собой сложный нервный процесс» (П. С. Купалов, 1963, стр. 146). Таково первое определение. Защищается оно иногда весьма решительно и при помощи философских аргументов, образцом чего служит следующее высказывание: «Материалистический подход не может делать различий между понятиями психической деятельности и высшей нервной деятельностью» (J. Lata, J. Madlafousek, 1960, s. 49). Однако с этим нельзя согласиться, так как отождествление понятий психического и высшей нервной деятельности обязательно только с позиций вульгарного материализма и по существу ведет к ликвидации специфики психических явлений, к устранению психологии, правда, мнимому.

Посмотрим, насколько правомерно в логическом отношении определение, данное П. С. Купаловым. Содержащийся в этом определении рациональный момент заключается в указании на необходимую связь психического явления со сложным нервным процессом. Этим подчеркивается существенная общая черта всех психических явлений, но отнюдь не их специфическая черта. Ибо не всякий сложный нервный процесс есть психическое явление (т. е. необходимо связан с психическим явлением), а главное, само по себе понятие нервного процесса совершенно не схватывает, упускает такие свойства психических явлений, как субъективность и предметная содержательность. Возьмем какое-либо простое психическое явление, скажем, ощущение синего цвета. Достаточно ли будет для определения оригинальности этого явления сказать, что оно есть нервный процесс? Когда мы испытываем ощущение синего, то разве ответственный за это субъективное состояние нервный процесс тоже синего цвета? Даже если мы во всех деталях выясним, что происходит в нашем головном мозгу, когда мы испытываем ощущение синего, то и в этом случае утверждение, что ощущение синего есть нервный процесс, окажется неправомерным, ибо мы получим нейродинамический эквивалент, а не само субъективное отображение свойства внешнего объекта, непосредственно данное личности. Определение психического явления в качестве сложного нервного процесса обходит именно оригинальное в психическом явлении и постольку не может считаться удовлетворительным.

Последнее обновление: 12/12/2018

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом - именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология - наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Стоит отметить: в 1875 году - за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла - свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг . Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах - так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби . Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин . Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк . Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже . Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер . Основоположник современной когнитивной психологии - в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер . «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт . Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.