Разное

Павел петрович соколов-скаля. Соколов-скаля, павел петрович Соколов скаля штурм зимнего дворца

Соколов-Скаля родился в Стрельне близ Санкт-Петербурга. Учился в студии И. И. Машкова в Москве в 1914-1918 годах. В 1918-1920 годах жил в городе Троицк Саратовской области. Работал там декоратором-постановщиком в городских театрах и занимался оформлением революционных празднеств. В 1920-1922 годах учился во Вхутемасе в Москве у И. И. Машкова.

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен

С 1921 года художник стал членом общества художников «Бытие», потом был выбран председателем этого общества. 1923-1925 Работает в журнальной графике для журнала «Урожай», газеты «Батрак» и других. Соколов-Скаля работал и в книжной графике. Он рисовал иллюстрации и обложки для журналов «Красная нива», «Путь Мопра». Основная тема станкового наследия художника это картины на историко-революционную тему, портреты.

Путь из Горок

В 1926 году Соколов-Скаля стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Художник много работал в области советского агитационного плаката.
С 1929-1930 Соколов-Скаля был руководителем Центральных курсов АХР.

Даешь Варшаву!

В 1935-1939 с бригадой художников работал над созданием панорамы «Штурм Перекопа».
В 1939-1953 в составе бригад художников работал над живописными панно для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке, главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Музея революции СССР.

Зимний пейзаж с фигурой

Художник был одним из организаторов и художественным руководителем «Окон ТАСС» в Москве. В 1954 году занимался реставраторской работой, восстановив с группой других художников, в том числе В. Н. Яковлевым, панораму Ф. Рубо "Оборона Севастополя", которая сильно пострадала во время фашисткой бомбёжки 25 июня 1942.

Взятие Зимнего дворца

В 1942 году Соколов-Скаля был удостоин Сталинской премии. С 1942-1947 художник руководил художественной студией художников-пограничников. Параллельно работает в живописи. Художник работал над художественным оформлением спектаклей в Большом и Малом театрах, Театре драмы и комедии.

На хлопок

С 1948-1951 Соколов-Скаля преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
В 1949 году ему вновь была присуждена Сталинская премия. Он был избран действительным членом Академии художеств СССР, утвержден в звании профессора.

Обнаженная

В 1952-1953 художник преподавал в Московском государстверственном педагогическом институте, с 1953 по 1961 - в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Портрет Васина

В 1956 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
Скончался Соколов-Скаля в Москве.

Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1949; член-корреспондент 1947). Народный художник РСФСР (1956). Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1949). Член КПСС с 1952 года.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Учился в 1914-1918 годах в студии И. И. Машкова в Москве. Во время гражданской войны Соколов-Скаля жил в Хвалынске у своего дяди. С 1920 года - председатель объединения «Бытие». Член АХРР с 1926 года.

Автор плакатов «Да здравствует 1 мая» (1928), «Стой. Последнее предупреждение» (1929), «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм» (1939), «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» (1941), «России двинулись сыны» (1942), более 300 плакатов для «Окон ТАСС» .

Автор картин «Взятие Зимнего дворца» (1939), «Освобождение Калуги» (1947), «Штурм Зимнего дворца» (1947), «Краснодонцы» (1948). В 1943 году состоялась совместная выставка П.П. Соколова-Скаля и Л. В. Поповой в доме Московского товарищества художников. Оформлял спектакли академических театров.

Действительный член АХ СССР (1949)

П. П. Соколов-Скаля умер 3 августа 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Жена (с 1945) - Попова Лидия Владимировна (1903-1951), художница.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) - за серию плакатов «Окон РОСТа».
  • Сталинская премия третьей степени (1949) - за картину «Краснодонцы».
  • народный художник РСФСР (1956)

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ.
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина.
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963

Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура — таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.

Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.

В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов — АХРР. Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.

Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он — автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.

Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.

Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» — одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.

Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.

Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.

Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.

В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса — большая творческая удача художника.

В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.

Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников — атаманов уральских и приволжских казаков.

В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.

Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.

Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».

В 1959 году в связи с 60-летием со дня рождения и 35-летием творческой деятельности в залах Академии художеств СССР была развернута большая персональная выставка его произведений, которая затем была показана в Ленинграде и за рубежом — в Румынии.

В советское искусство Соколов-Скаля вошел как художник-патриот, живший большими идеями своего времени и запечатлевший в ярких образах борьбу народа за светлое коммунистическое будущее.

Э. Полищук

Автопортрет.

Штурм Зимнего. 1953 г. Панно на ВДНХ СССР

Таманский поход. Государственная Третьяковская галерея

Художник Павел Петрович Соколов-Скаля.

Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура – таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.

Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.

В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов – АХРР . Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.

Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он –автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.

Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.

Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» – одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.

Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.

Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.

Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.

В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса – большая творческая удача художника.

В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, – «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.

Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников – атаманов уральских и приволжских казаков.

В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.

Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.

Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».

(1961-08-03 ) (62 года)

Павел Петрович Соколо́в-Скаля́ ( -) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ .
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина .
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963

Напишите отзыв о статье "Соколов-Скаля, Павел Петрович"

Примечания

Ссылки

  • И. И. Ястребов П. П. Соколов-Скаля М., 1959
  • Галерея Леонида Шишкина
  • И. Козловский Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2013.

Отрывок, характеризующий Соколов-Скаля, Павел Петрович

– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.