Государство

Почему меня перестали пугать фильмы ужасов. Хоррор-кризис

Вы никогда не задумывались о том, почему существует многомиллионная армия поклонников фильмов в жанре «хоррор»? Люди начинают увлекаться просмотром ужастиков еще с подросткового возраста, тайком от родителей. Самые первые просмотры оставляют неизгладимое впечатление и сильно пугают, однако подросток не отказывается впредь смотреть фильмы ужасов. Ему хочется еще и еще, со временем это становится похожим на своеобразный наркотик.

И если вам нравятся «ужастики», вы пересмотрели все мировые шедевры прошлых лет, неустанно следите за новинками, и вас уже почти не будоражит вид крови или зловещие крики, не волнуйтесь, с вами все в порядке. И вашему психическому здоровью ничего не угрожает. Мало того, наука доказала, что просмотр лент в жанре «хоррор» может быть полезен для общего физического и психического состояния. Ну а если вы относитесь к разряду скептиков или ярых противников, ознакомьтесь с красноречивыми фактами.

«Ужастики» способны повысить иммунитет

Исследование с целью выяснить, как просмотр страшных фильмов влияет на организм человека, проводилось на 32 мужчинах и женщинах. И вот что обнаружили ученые. Оказывается, в этот период стимулируется образование белых кровяных клеток, которые отвечают за поддержание иммунитета, противостояние болезням и омоложению организма.

Это может быть отличным упражнением по сжиганию калорий

Другое исследование отмечало, что фильмы ужасов могут стать для фанатов жанра отличным способом сжигания калорий. Все зависит от хода развития событий на экране, однако в среднем один полноценный «ужастик» способен избавить вас от 200 калорий.

Люди любят испытывать страх

Исследователей всегда волновал вопрос о том, испытывают ли фанаты жанра негативные эмоции после просмотра картины. Оказывается, все страхи, отвращение и переживания люди чувствуют только непосредственно во время просмотра. Несмотря на то, что им нравится испытывать негативные эмоции, эти эмоции краткосрочные и заканчиваются вместе с финальными титрами. В то время, когда люди боятся, в тело выбрасываются секретирующие химические вещества.

Почему же мы не любим испытывать подобные переживания в реальности? Все очень просто. В реальной жизни мы ощущаем настоящую угрозу собственной жизни и переживаем за собственную безопасность. В то время как происходящее на экране не имеет связи с реальностью, и люди отчетливо это понимают. Нам нравится осознавать, что это все происходит не по-настоящему, и таким образом мы получаем желаемый выброс гормонов.

Неплохая тренировка психики

Химические вещества, вырабатываемые в организме, имеют огромное влияние на психологическое состояние человека. А если у людей имеются определенные фобии, просмотр «ужастиков» поможет закалить психику и противодействовать дальнейшему развитию фобий. Во время просмотра подобных картин мозг все время удерживается в состоянии напряжения.

Чувствуя опасность, даже если она не является реальной, мозг начинает производить дополнительную энергию, направленную на активацию нейротрансмиттеров: серотонина, допамина, глутамата. Таким образом, тело удерживает полную боевую готовность в течение всей длительности действия. И, как мы уже отмечали, с финальными титрами напряжение отпускает киномана, и тот чувствует расслабленность и удовлетворение.

Откуда исходит потенциальный сигнал угрозы

А вот еще один примечательный момент. Оказывается, сигнал о потенциальной угрозе проходит через небольшую часть промежуточного отдела мозга - гипоталамус. Именно этот отдел имеет связь с железистой системой и инициирует выброс адреналина, который, в свою очередь, высвобождает опиаты, создающие обезболивающий эффект. Теперь становится понятной легкая зависимость фанатов от фильмов в жанре ужасы. К тому же все описанные выше химические процессы тренируют мозг и снимают фобии. Ведь если человек в реальной жизни столкнется с подобной ситуацией, он будет уверен в том, что сможет противостоять ей.

Заключение ученых

Разумеется, есть и побочные эффекты от просмотра страшного кино. Однако ученые пришли к выводу, что незначительный уровень стресса, который вызывает действо, разворачивающееся на экране, абсолютно безвредно. В некотором смысле просмотр подобных картин можно считать полигоном для тела и психики.

Как это работает

Информация, которую фанаты черпают из своих любимых страшных картин, накапливается в памяти, в глубине души и даже в ДНК. Пугающие моменты выступают в качестве тренажера для психики, они воссоздают определенный уровень доверия к критической ситуации, также у человека в подсознании оседает информация о том, что его разум и эмоции справятся с проблемами и в других областях жизни.

Существует ли опасность снижения чувствительности к насилию?

Ученые говорят, что человеческий мозг различает информацию об экранном и реальном насилии. Люди после просмотра фильмов ужасов не хватаются за оружие и не идут расстреливать соседей, не превращаются в злобных и коварных маньяков. Реальной угрозой для здоровья может стать чрезмерная впечатлительность и сбои в ритмах сна. Именно поэтому просмотр подобных лент должен быть дозированным.

Острые ощущения – главное, ради чего люди играют в видеоигры. Кто-то теребит свои нервы гоночными симуляторами, кто-то забивает голы и забрасывает шайбы, кто-то побеждает кого-то в виртуальном файтинге, кто-то пачками отстреливает противников в шутере, а кто-то просто играет в шахматы. Способов пощекотать свои нервы у владельцев видеоприставок, либо игровых компьютеров – масса. Это ведь очень удобно, иметь прямо на дому такую кучу аттракционов. Но есть ещё один, не самый широкий слой геймеров, которые находят возможным искать поиск острых ощущений в ужастиках, или, говоря по-модному, – хоррорах.

На сегодняшний день это самая угнетённая и несчастная геймерская прослойка. А всё из-за того, что ужастики перестали делать то, что они должны делать – пугать. С пуганием у современных ужастиков совсем плохо. За последние десять лет количество по-настоящему атмосферных хорроров оказалось столь ничтожно мало, что их можно пересчитать по пальцам левой ноги. Иными словами, интерактивные ужастики, как продукт перестали выполнять свою функцию, и нести «пользу». Покупатель платит, но не получает обещанного. Это словно, как прийти в аптеку, но вместо вожделенного аспирина или каких-нибудь антибиотиков получить соду в капсулах. Если эффект плацебо не сработает, что вряд ли, то можно сказать, что покупатель выбросил деньги зря. Значит, есть смысл вернуть продукт или попросту возмутится. С обеими вариантами у геймера-покупателя будут возникать проблемы.

На данный момент вопрос с возвратом видеоигр не проработан никак, и вернуть их можно лишь в исключительных случаях. В таких, которые станут достоянием мировой прессы. А возмутиться – также бессмысленный вариант. Можно дойти до судебного разбирательства. Дойти и упереться в проблему: где та таблица, где то мерило, где та шкала, по которой можно отметить «страшность» ужастика. Если, к примеру, у ролевых игр или у шутеров от первого лица есть вполне конкретные привычные категории, по которым можно чисто механически выдать сухую, техническую оценку, то жанр ужастиков – это нечто другое, что играет на эмоциях. Цифры, полигоны, дальность прорисовки, характеры персонажей, кадровая частота, разрешение, сюжет, возможность прокачки героев, вариативность решений и возможная нелинейность – всё это не имеет отношения к оценке игры в стиле хоррор.

Главное, что требуется от ужастика: он должен пугать. Он может быть линейным и некрасивым, с убогим сюжетом и примитивной анимацией, но если он пугает, значит, всё не зря. Правда, для того, чтобы качественно напугаться, игра должна быть немножко похожей на кино. А это уже подразумевает две обязательных составляющих: грамотный звук и качественная картинка. Делается это для того, чтобы создать своеобразную атмосферу, в которую игрока предлагается погрузить. Атмосферы нет, – шутер есть. Атмосферы нет, – ролёвка есть. Атмосферы нет – ужастика нет.

Иногда необходимость пугать путают с необходимостью вызывать отвращение. Это халтура. И халтурят те, кто деньги любят больше искусства. Как правило, это бесталанные люди, хотя возможны исключения. Чувство отвращения – это первая ступень длинной лестницы, на вершине которой настоящий качественный испуг, полученный дома в трусах, тапках и с чашкой чая в руке. Вызвать отвращение, вместо того, чтобы испугать, это как на концерте, к примеру, Beatles, вместо легендарной ливерпульской четвёрки показать, к примеру, нашего, не к ночи помянутого, Макаревича с его Машиной Времени, или вместо Майкла Джексона поставить какую-нибудь отечественную эстрадную молодёжную группу-однодневку. Вроде бы и музыка похожая, а эффект не тот.

Вот и стали в последнее время игроделы подменять испуг отвращением, ловко подставляя одно вместо другого. Многим нравится, многие не замечают. А сами игроделы, в то же время, сетуют на то, что с каждым годом пугать стало всё сложнее и сложнее. Народ очерствел и закалился. Ему подавай революцию, а ведь хоррор-жанр – жанр классики.

К примеру, в прошлом году по Сети гуляло интервью представителей японской Konami, которые жаловались на то, что пугать геймеров становится всё сложнее, и скоро это станет вообще практически невозможно. И это говорят японцы – мастера ужастиков. Именно им принадлежит честь создания сериала Silent Hill, первые части которого были отличными, и пугали как положено.

Золотая эра ужастиков пришлась, как это ни странно, на саму золотую эру видеоигр: конец 90-х – начало 00-х. Достаточно вспомнить такие проекты, как Blair Witch Volume 1: Rustin Parr и его продолжение, Doom 3, Clive Barker"s Undying или тот же Silent Hill. Всё это были экшены. Кое-где даже шутеры. Но они были реально пугающими. Сделаны были с душой. После этого случилось непонятное. Это самое непонятное оказалось переломным моментом в игровой индустрии ужастиков.

Началось всё с кинематографа. На протяжении нескольких лет в США сняли несколько однотипных молодёжных ужастиков, которые оказались довольно успешны с коммерческой точки зрения. Игроделы, которые частично принадлежат кинокомпаниям, также бросились обезьянничать. Поначалу это было интересно, но очень быстро надоело. Однако разработчики этого не поняли, и продолжают клепать однообразные ужастики, переполненные штампами. Давайте возьмёт среднестатистический американский интерактивный хоррор. Что в нём будет? В нём обязательно будет темнота. Куда ж без темноты. Темноты все боятся, верно? Далее в нём обязательно должны бать странные девочки, жуткого вида, и явно замышляющие недоброе. Иногда режиссёры будут ограничиваться одними детскими голосами девочек: стонами, плачем, криками о помощи. Мальчики как-то не в моде, а вот девочки – постоянные завсегдатаи. Далее в таких видеоиграх обязательно должна присутствовать клиника для умалишённых, по-русски говоря – дурдом. Понятно, что психбольница – идеальное место для массового пугания. Ведь больше всего страшит что: – неизвестное и непонятное. Поведение психически ненормальных людей, оно не только непонятное, но и опасное. А тут ещё маленькие девочки и обязательно что-нибудь отвратительное, типа выбитых зубов, рук, по локти в крови, или ещё каких анатомических подробностей. При этом неотъемлемый атрибут любого современного интерактивного ужастика – невыносимо глупое поведение главных героев. Если это не просто квест-хоррор, а что-то, с претензией на приключение, то герои, славно копирую своих киношных прототипов, отлично демонстрируют новые высоты человеческой тупости. Ведь, если на главную роль поставить не тупого подростка, а умного, физически развитого, подготовленного мужчину, то какой-уж тут ужас.

Японские создатели ужастиков бьют ещё больше штамп-рекордов. Японские игроделы когда-то зацепили Молчаливый Холм, и с тех пор всё делают как под копирку. У них всё те же психбольницы, отвратительные монстры, вызывающие рвотные рефлексы, и набор условностей. У героя будет минимальный инвентарь, странное оружие типа одноразовых топоров, как в The Evil Within и невозможность использовать разные полезные окружающие предметы, которые отлично помогли бы в борьбе против врагов.

А ещё в ужастики стали пихать зомби. Самые первые ужастики о зомби, которые на самом деле были не ужастиками, а саркастическими комедиями, пугали отменно. Но те времена прошли, теперь зомби больше веселят. Некоторые улавливают это и делают игры с весёлыми зомби типа Dead Island или Dying Light.

А теперь давайте возьмём один из величайших ужастиков современности: художественный фильм Сияние. Смотрите: в нём нет ни психбольницы, ни темноты, ни зомби, ни вызывающих отвращение анатомических подробностей. Да, в нём есть мастерски показанная кровь и две гениальные девочки. У автора есть твёрдое убеждение, что эти жуткие девочки и бело-голубых платьицах, как раз-то и были самыми устрашающими девочками индустрии развлечений. В кино была гениальная музыка, отличный сюжет, режиссура и игра актёров, а также постепенно сходящий с ума главный герой и отель Оверлук. Это достаточно для того, чтобы сделать не заштампованный ужастик.

Из последних достаточно качественных проектов обязательно стоит отметить: первые две части Dead Space, Condemned: Criminal Origins, Penumbra, Outlast, Amnesia, и может быть даже Alien: Isolation. Кроме EA с её Мёртвым Космосом, который в итоге скатился в шутер, Frictional Games, запиливших Амнезию и Пенумбру, да Sega с Creative Assambly и их нестандартным «заизолированным» Чужим, имеется масса других, довольно неплохих, почти авторских студий, которые сделали множество замечательных ужастиков типа: The Vanishing of Ethan Carter, The Suffering, Knock-Knock, Among the Sleep. Все эти игры, пусть и не всегда качественные, объединяет одно: делали их с душой, делали не за дорого, и делали скромные студии. Как только за ужастик берутся крупные корпорации, они начинают сыпать штампами, чтобы не ошибиться, и угодить зрителю, ведь раньше, в течение последних десяти лет ему нравились психбольницы и плачущие девочки. Значит, понравятся и сейчас.

Там где начинаются большие деньги, настоящий, берущий за душу ужастик, заканчивается. И игр, после которых хочется бегом пробежать до кровати, и поскорее закутаться с головой под одеяло становится всё меньше и меньше. Именно поэтому поклонники интерактивных ужастиков – самые несчастные геймеры на свете.

Относительно недавно прошел Хеллоуин. Как это принято в киноиндустрии, к нему был приурочен выход огромного количества подобающих фильмов и телесериалов. Все посмотреть, конечно, невозможно, но те новинки, которые мы увидели, заставили задуматься.

На показе третьей части «Джиперс Криперс» зал хохотал без умолку. Не потому, что смех - лучшая форма подавления истерии или страха. А потому, что в XXI веке невозможно серьезно относиться к фильму, в котором - антропоморфное существо со сложным гримом и крыльями, разъезжающее по деревенским дорогам на неубиваемом грузовике и уничтожающее людей с помощью палки-копья-гарпуна на тросе. И еще оно ест своих жертв. «Но это не точно», потому что в триквеле эту функцию проговаривают простые смертные, но мы этого не видим. При этом говорят об этом настолько часто и плохо, как будто за окном конец 70-х - начало 80-х и мы не знаем ни одного классического хоррора.

Трейлер фильма «Джиперс Криперс 3» (2017)

С самого изобретения кинематографа Хичкок, Фридкин, Полански, Крэйвен, Карпентер и другие классики только экспериментировали с формами и подачей материала. Что уж говорить о Джеймсе Уэйле или Фридрихе Мурнау, из-за фильмов которых чуть ли не целый век бытует точка зрения, что кино придумали только для того, чтобы пугать людей. Ведь есть же свидетельства паники среди зрителей, которые выбегали из зала во время «Прибытия поезда ». Мы там не были, свечку не держали и предпочитаем думать об этом, как о старом несмешном анекдоте.

В 80-х фильмы ужасов забронзовели как жанр. Все стали разбираться, чем хоррор отличается от , слэшер от триллера, Джейсон Вурхиз от Майкла Майерса. Целевая аудитория начала стремительно молодеть, а Майкл Джексон и вовсе стал тем человеком, из-за которого на MTV в жесткой ротации начали показывать черных музыкантов, пытающихся напугать телезрителя.

Когда жанр, форма или явление начинают доминировать (или, проще говоря, надоедать), они становятся поводом для шуток. Причем первыми это поняли сами создатели «монстра»: Хичкок со своей черной комедией «Неприятности с Гарри», Роман Полански с «Балом вампиров», а Уэс Крейвен в 1996 году снял постмодернистский шедевр «Крик», который настолько удачно балансировал на грани смешного и страшного, что претерпел еще три продолжения, одно смешнее другого.


К началу нулевых «фильмы ужасов» стали исключительно подростковыми, превратились в date-movie. Идеальный случай, чтобы пойти с подружкой в кино, посмеяться над ней во время «бу-эффекта», незаметно дотронуться до плеча в самый напряженный момент, чтобы та подскочила с диким криком, рассыпав по всему залу попкорн и разлив колу. Тем более что все правила выучены: не беги наверх по лестнице, когда за тобой гонится маньяк, не подходи к зеркалу, потому что там будет отражение убийцы, не садись в машину, не проверив заднее сидение, не открывай покрытые пылью и паутиной книги, первым умрет самый пижонистый красавчик или самая глупая блондинка и так далее.


Но все чувствовали потенциал материала, несмотря ни на что. Даже Фрэнсис Форд Коппола в конце 80-х - начале 90-х вставил свои пять копеек в развитие жанра, вспомнив о классике. Он снял «Дракулу Брэма Стокера» и спродюсировал «Франкенштейна Мэри Шелли», «Сонную лощину» и первый «Джиперс Криперс».

Нужно было с этим что-то делать: чем пугать тех, кого ничем не испугаешь? Решение нашлось само собой: надо пугать неизвестностью. В 1999 году появляется мокьюментари «Ведьма из Блэр» - и понеслось. «Потерянная и найденная пленка» завоевала кинотеатры на следующие два десятилетия (хотелось бы надеяться на этот промежуток времени, потому что смотреть все эти «Паранормальные явления» уже нет никаких сил).

Сцены из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

Наконец, в нулевые появились как минимум две оригинальные франшизы, которые нестыдно смотреть и на которых не хочется ни смеяться, ни кричать от страха. В первую очередь, это интересный эксперимент «Пункт назначения». Кто-то смотрит его исключительно из любопытства, кому-то он кажется на самом деле жутковатым, кому-то весьма ироничным и остроумным (в четвертой части создатели умудрились подмигнуть любителям 3D-кинотеатров). В итоге к пятой части создатели «Пункта назначения» настолько элегантно закольцевали киносериал, что искренне хочется пожелать всему Голливуду даже не думать о ремейке, ребуте или продолжении золотой франшизы, собравшей более $650 млн по всему миру.

Сцена из фильма «Пункт назначения» (2000)

Вторым пришествием середины 2000-х стала, конечно, «Пила». Тут, правда, не все так красиво, как в «Пункте назначения», потому что авторы не смогли остановиться 7 лет назад и в этом году сняли восьмую серию, в которой сюжет кажется, мягко говоря, притянутым за уши. Но несмотря на то, что Джигсоу всякими мифическими образами восстает из могилы, «Пила» заполучила армию поклонников из-за того, что в этом сериале чудесным образом переплетаются и слэшер, и детектив, и отчетливо доставленная мораль.

Трейлер фильма «Пила 8» (2017)

Достаточно проявить немного фантазии - и ваш триллер, в случае действительно оригинальной идеи, станет известен и за границей. Но в России сюжеты « » или « », которых можно с натяжкой назвать «хитами», бродят вокруг одного и того же поджанра «городских легенд». Будущий «Конверт», который выйдет в конце ноября, из-за путаницы с режиссерами выглядит как студенческое упражнение, а его продюсер Константин Буслов не стесняется утверждать, что это сугубо продюсерский проект. Почему так? Все просто: в наших киношколах учат, как создавать страшное звуковое сопровождение или страшный монтаж, но никак не оригинальный сюжет.

Трейлер фильма «Конверт» (2017)

Около пяти лет назад у Алексадра Роднянского спросили: почему у нас никак не получается снять фильм ужасов? Продюсер ответил, что хорроры и триллеры - это чаще всего домашнее смотрение на физических носителях, а так как у нас слабо развита культура смотрения лицензионных фильмов дома, то в России снимать такое кино просто невыгодно.

Однако фильмы ужасов снимаются, и никто никогда не станет отменять этот процесс, так как это самый дешевый в производстве и самый прибыльный жанр. В них никогда не будут играть звезды первой величины, это недорого, а отбиться такие фильмы в прокате могут даже за один уикенд. Из недавних примеров можно вспомнить «Счастливого дня смерти», который в одном только североамериканском прокате собрал за первую неделю около $26 млн при производственном бюджете в $5 млн. Что уж тут говорить об « », который стоил создателям фильма $35 млн, а за 10 недель его мировые сборы составили около $700 млн, и прокат продолжается.

Трейлер фильма «Счастливого дня смерти» (2017)

Но «Счастливого дня смерти» и «Оно» не страшные, а интересные. В первом случае играет любопытная идея «страшного дня сурка», во втором - ностальгия по 80-м и литературный источник. У «Обители теней», вышедшей на этой неделе, - классный хай-концепт, напоминающий одновременно «маму!» , «Другие» с Николь Кидман и картины М. Найта Шьямалана (простите, если кому-то в этом предложении увиделся спойлер). Какой-никакой ужас есть у «Коматозников», релиз которого назначен на ближайшее время, но когда вы его смотрите, то возникают два главных вопроса: «Зачем нужен ремейк и без того необязательного фильма 1990 года?» и «Неужели они убьют Эллен Пейдж?».

Трейлер фильма «Коматозники» (2017)

Так куда уехал страх? Можем сделать предположение, что жуткое кино, как и многое другое, ушло в сериалы. Чтобы сопереживать героям, надо с ними познакомиться, и не за стандартные полтора-два часа, а уже за время экспозиции. У нас нет времени, чтобы привыкать к героям, и начинать волноваться за них только ближе к концу. А нагнетание обстановки за счет «бу-эффектов» - вчерашний день.

Типичный пример, когда схема создания напряжения не работает - это будущий детектив «Снеговик», сценаристы которого сжали около 600 страниц бестселлера Ю Несбё до одного полнометражного триллера, в котором, в итоге, ничего не понятно. Впрочем, о «Снеговике» мы поговорим позже.

Другое дело - сериалы. Сценарий «Американской истории ужасов» работает, потому что в киноальманахе используются известные архетипы, будь то фрикшоу, ведьмы или сумасшедший дом (кстати, в «Оно» тоже действуют привычные детские фобии, вроде боязни клоунов, поэтому нам легко включиться в происходящее). Отличный пример - «Очень странные дела». В этом сериале действует все, что мы перечислили: и детство, и напускная таинственность, и хронометраж. Ко второй серии мы уже искренне переживаем и за Одиннадцатую, и за пропавшего мальчика, и за героиню Вайноны Райдер.

Трейлер сериала «Очень странные дела» (2 сезон)

Иногда герои былых ужастиков возвращаются в сериалах, но с другим подтекстом и посылом. Вы же не станете утверждать, что «Ходячие мертвецы» - это про зомби, а не про людей? Или вот: в «Эше против зловещих мертвецов» с оригинальным Брюсом Кэмпбеллом в главной роли столько юмора, неприличных моментов и откровенного трэша, что «Эша...» по праву относят больше к комедиям. Пошляки братья Уэйанс, наверное, обзавидовались, ведь сериал выходит на третий круг, и это явно будет не последним сезоном.

Трейлер сериала «Эш против зловещих мертвецов»

Завершая свою мысль, которая копится в нас всю первую половину ноября 2017 года. Это не фильмы ужасов перестали быть страшными, это мы стали более насмотренными и выросли из возраста, когда внезапное появление девочки/клоуна/трупа/бабушки может кого-то напугать. Мы тертые калачи, мы знаем пароли и явки триллеров. Или нет?


Обложка: кадр из фильма «Невеста» / «ДЕСЯТЬ НОЛЬ ДЕВЯТЬ»

Парень в маске с главной картинки вот-вот заплачет, а мы вот-вот расскажем о восьми простых правилах страшности.

1. Главные герои должны быть приятными

Это настолько очевидно, что мы решили об этом высказаться сразу. Кого не достали нескончаемые кучки подростков или чуть-более-старших подростков, которые собираются заниматься сексом, курить травку и быть невыносимыми? Главная проблема в том, что мы должны, по идее, сопереживать героям, от этого нам будет страшнее. Но, в итоге, получается все совсем наоборот: мы готовы кричать, что Джейсон/Фредди/Майкл опоздал минут на 40 и начинаем сразу же за него болеть, потому что еще одну плоскую шутку никто не выдержит.

Хороший пример: Спуск

«Спуск» рассчитывал на вашу клаустрофобию, постепенно нагнетая обстановку. Да, у фильма полно минусов — монстры абсолютно нестрашные, концовка полубессмысленная и так далее. Но вот чему стоит позавидовать остальным ужастикам, так это тому, что главные герои правда интересны. Ни один зритель, по-моему, не был бы против, если бы голлумы не появились и линия с нарастающим недоверием друг к другу бы продолжилась.

Плохой пример: любой слэшер на свете

Самый-самый пример из последнего — те парни из V/H/S, которым настолько хотелось потрахаться, что они были готовы присунуть одновременно умирающей от передоза дурочке и, чуть позже, ГАРПИИ.

2. Не опускайтесь до дешевых пугалок

Диккенс написал об этом лучше всех: «Однако будучи готов почти ко всему, он менее всего был готов к полному отсутствию чего бы то ни было». Каждый считает, что если зритель вздрогнул, то значит он напуган и его дома замучают кошмары. На самом деле, это не так, потому что внезапным громким звуком «напугать» может что угодно, начиная от упавшей книги, заканчивая собственной глухой бабушкой. И как же это затасканно! Эффект неожиданности давно потерялся, осталось ожидание громкого БУУУУ и такого же громкого звука от звукорежиссера.

Хороший пример : Проклятье (Noroi)

Этот фильм абсолютно лишен стандартных пугалок, потому что сделали его японцы, а японцы умеют делать ужасы. Вы увидите монстра всего лишь раз, но это будет такой один раз, что запомнится еще надолго. Да что я про это, вот вам совсем простой пример: представьте себе голливудский ритуал экзорцизма (с поворачивающимися на 360 головами, блевотой, левитацией, демоническим голосом и прочей чушью), где прочитают отрывок из библии НА ЛАТЫНИ. В «Проклятии» ритуал очищения реалистично простой, но, одновременно, величавый и возвышенный. Ура Японии!

Хороший плохой пример : Малхолланд Драйв

Обычно у Дэвида Линча после нагнетения обстановки не происходит ничего или ничего понятного, но однажды и он решил сделать БУУУ. Почему у него сработало, а у других нет? Посмотрите как это подается.

Плохой пример: любой ужастик на свете, потому что….

ББББББББББББББББББББББББББББББББББУГД

3. Никакого PG-13

Пугает нас, естественно, не кровь. Утритесь, гемофобы!

Нас не пугает ее отсутствие и очевидные попытки режиссера сделать фильм подходящим и для детей. Самое время подчеркнуть, что мы тут советуем как снять хороший ужастик, а не кассовый ужастик. Помните «Выпускной»? Отличный был фильм!

4. Необъяснимость

Ну тоже элементарно, страх неизвестного — это первобытный страх. Нельзя полностью объяснять мотивацию монстра, рассказывать что он такое, как его убить и каким законам он подчиняется.

При этом даже необязательно, чтобы фильм был фильмом ужасов. В MGS2, ближе к концу, Полковник начинает выдавать дикие и абсурдные фразы, вроде «Мне нужны ножницы! 61!». Теперь угадайте какой момент больше всего поразил прошедших.

Этот, возможно?

Хороший пример: Дом листьев

Примеров может быть много, но я выбрал даже не ужастик. Кто такая эта Мириам? Откуда такая беспомощность?

8. «Основано на реальных событиях» уже никого не напугает

Эй, сценарист, как ты думаешь, сколько народу поверит, что твоя история, где демоны и призраки существуют, оказывается РЕАЛЬНА?

_______________________________________________________________________________________________

Вы согласны со всеми пунктами и все вокруг вас согласны с ними. Такое единадушие пугает, но почему же тогда их игнорирует в 99% новых фильмах ужасов? Почему нас не хотят пугать? Что стоит за попыткой убрать ужас из нашей жизни

Фильмы ужасов иногда настолько пугают, что человек не может уснуть после их просмотра. Если вы боитесь или нервничаете после просмотра фильма ужасов, нужно встретиться со своими страхами лицом к лицу, признать их и поговорить о том, что вас пугает. Можно подумать о своих страхах логически и поработать над тем, чтобы избавиться от них. Еще одна вещь, которую стоит попробовать – отвлечься от переживаний, посмотреть или почитать что-нибудь смешное и забавное, позаниматься чем-нибудь, что требует внимания, или просто расслабиться. К тому же, можно попробовать сделать обстановку в спальне более комфортной – это поможет быстрее уснуть.

Шаги

Столкнитесь со своими страхами лицом к лицу

    Признайтесь, чего вы боитесь. Возможно, после просмотра фильма ужасов вас пугают зомби, призраки, маньяки и другие страшные вещи. Подумайте о том, что вас пугает. Признайте свои страхи. Признание того, что вас пугает, поможет логически справиться с этим страхом.

    • Например, возможно, вы боитесь человека, который может забраться к вам в дом, или призрака.
  1. Расскажите о своих страхах. Возможно, вам будет полезно рассказать кому-то еще о том, как вы себя чувствуете. Поговорите с братом или родителями, позвоните или напишите другу. Обратитесь к человеку, который вас поддерживает, который выслушает вас, когда вы расскажете о своих переживаниях.

    • Например, можно подойти к брату или сестре и сказать: «Слушай, я только что посмотрел фильм «Пила 4» и теперь мне очень страшно, я боюсь, что надо мной тоже будут так издеваться». Родные успокоят вас и помогут понять, что, на самом деле, вам ничего не угрожает.
  2. Попробуйте подумать логически о том, что вас пугает. Напомните себе, что вы в безопасности, как и перед просмотром этого фильма. Скажите себе, что это просто фильм, а не реальность. Поймите, что фильм для того и сделан таким впечатляющим, чтобы напугать вас. Для этой цели работали сотни людей, на это были потрачены миллионы долларов: на создание костюмов, наложение макияжа, добавление спецэффектов. Подумайте о том, насколько ничтожно мала вероятность того, что ваш страх станет реальностью. Чтобы справиться со страхом, включите рациональное мышление.

    • Какие-то сцены могут показаться очень страшными и правдоподобными в фильме, но, на самом деле, зомби не нападают на ваших соседей, и у вас дома не живет никакой бугимен – это факт.
  3. Попробуйте преодолеть свой страх. Лучший способ преодолеть свой страх – противостоять ему. Если у вас есть такая возможность, столкнитесь со своим страхом лицом к лицу. Или представьте себе, что вы столкнулись со своим страхом. Теперь сделайте глубокий вдох и скажите себе, что у вас все в порядке, даже если вы еще напуганы.

    • Например, если вы боитесь темноты после просмотра фильма ужасов, выключите свет в своей комнате. Попробуйте несколько минут посидеть в темноте, а затем включите свет и поймите, что в темноте нет ничего такого, что может вас напугать или обидеть.
    • Например, после просмотра фильма ужасов о пауках, скорее всего, вы начнете их бояться. Тогда посмотрите на фотографии пауков в интернете. Напомните себе, что пауки могут жутко выглядеть, но они точно не раздуются до огромных размеров и не захватят ваш город.
  4. Посмотрите видеоролик с киноляпами из этого фильма. Посмотрите на обстановку за кадром – такое видео поможет укрепить мысль о том, что все это просто вымысел. Найдите фотографии актеров и понаблюдайте за их повседневной жизнью вне образа – это поможет уменьшить ваши страхи. Если вы посмотрите видео о том, как пугающая сцена фильма вдруг срывается из-за ошибки актеров, смеха или каких-то других проблем, вам будет гораздо проще понять, что бояться нечего.

    • Можно посмотреть разные дополнения к фильму, например, интервью с актерами, короткие клипы о создании фильма, о подготовке костюмов, наложении пугающего грима, из-за которого сцены фильма получились невероятно жуткими.
    • Если у вас нет DVD с таким материалом, попробуйте найти его на YouTube или на другом сайте.

Поработайте над окружающей обстановкой

  1. Попросите кого-нибудь поспать с вами в одной комнате. Если вы очень боитесь, возможно, вам будет более комфортно и спокойно, если с вами в комнате будет еще кто-то спать. Можно пригласить друга или попросить брата/сестру, кого-то из родителей поспать в вашей комнате этой ночью. Если с вами в одной комнате будет ваш близкий человек, вы почувствуете себя в безопасности – это поможет избавиться от страха.

    Откройте или закройте двери. Некоторые люди чувствуют себя более уверенно, когда все двери в квартире закрыты. Другие предпочитают их открывать. Подумайте, что поможет вам почувствовать себя лучше, а затем откройте (или закройте) двери. Но обязательно закройте входную дверь и окна (если вы живете в частном доме).

    Оставьте включенным свет. Если вы боитесь темноты или все время думаете о разных страшных существах, которые могут прятаться в темноте, включите свет – это поможет вам успокоиться. Например, можно оставить свет в ванной комнате или коридоре, а можно включить ночник или настольную лампу. Можно оставить включенным телевизор, чтобы он тихо звучал на фоне.