Психология

Технологическая карта «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конспект урока по орксэ «духовные ценности человечества

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новозыбкова

имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского»

243020, Брянская область, г. Новозыбков ул. Коммунистическая, д.12

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №1»

А.В.Щипакин

«Забота государства о сохранении духовных ценностей»

инновационная разработка по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России

Возраст детей: 5класс

Разработчик:

Карагезова Светлана Викторовна,

учитель обществоведческих дисциплин

г. Новозыбков

«Забота государства о сохранении духовных ценностей».

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Задачи:

Образовательные – раскрыть значение понятий: «духовные ценности», «отзывчивость», «сострадание», «забота», «милосердие»;

познакомить обучающихся с историей строительства Храма Христа Спасителя, его архитектурными особенностями и связанными с Храмом событиями.

Развивающие – развивать мышление, речь, диалоговые навыки, умение слушать собеседника, интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры.

Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты труда

    Личностные

-осознают свою принадлежность в сохранении духовных ценностей; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.

    Предметные

- научатся определять духовные ценности, с уважением относиться к культуре и традициям разных народов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать

    Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) :

-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, ведут диалог;

-формулируют свое собственное мнение;

- аргументируют свою точку зрения и оценку событий;

-стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

    Учебный диалог

    Фронтальная беседа

    Самопроверка

    Работа с выполнением проблемного задания в группах.

Основная

Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Дополнительная

Интернет-ресурсы

2.

3.

4.

5.

5.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области (« могу»).

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Притча «Духовные ценности»

    Мотивация к продуктивному общению и деятельности на уроке (метод эмоциональной мотивации, управления).

    Постановка учебного задания и мотивация к его выполнению: тема урока – секрет; в процессе урока учащиеся должны сформулировать тему урока самостоятельно (метод целеполагания); метод использования когнитивного пробела)

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве. Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
– Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
– Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
– Это было Время.
– Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
– Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.

Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Сформулируйте цели урока? Что вы уже знаете, чего не знаете, чтобы вы хотели узнать на уроке?

Индивидуальная самоорганизация;

Слушают, обсуждают тему урока, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

О духовных ценностях.

Фронтальная работа

Коммуникативные (общение, взаимодействие, умение слушать).

Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (самооценка, развитие образа «Я» через самоор ганизацию)

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника.

Регулятивные : самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

2. Актуализация .

5 мин

Беседа

Метод «Дом-символ счастья»

Перед вами дом. Здесь живут духовные ценности. Запишите в окошечках «домика» слова, характеризующие духовные ценности. Нужные слова подобрать вам поможет список понятий (отзывчивость, любовь, богатство, сострадание, деньги, благополучие, милосердие, доброта).

Что же обозначает словосочетание «духовные ценности»? Обратимся к словарю Ожегова.

Записывают слова в окошках дома.

Работают со словарем

Индивидуальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативны е:

Высказывают собственное мнение; слушают друг друга.

Устные ответы

Записи в тетради

3. Изучение нового материала

26 минут

1.Презентация «Храм Христа Спасителя».

2.Фильм «Храм Христа Спасителя»

Мозговой штурм

Демонстрация фильма «Храм Христа Спасителя».

    Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

    Организует работу с учебником.

    Организует просмотр фильма.

Современный мир сложен и противоречив. Человечество добилось высот в науке и технике, но по-прежнему тайной остается сам человек, его душа, внутренний мир. Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях – любви, сострадании. Отзывчивости, доброте. Почему сегодня немало людей, которые считают главными ценностями благополучие и деньги? Как правило это люди равнодушные, завистливые, злые. Жестокие. Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

- Является ли изучение в школе предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» показателем заботы государства о сохранении духовной культуры.

-На основе иллюстраций на странице 130-132 и подписей к ним составь рассказ о том, как возрождается духовность России.

-О каком храме пойдет речь?

-«Музей великой Бородинской славы». Какое сражение упоминает автор, что вы знаете о нем? Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о событиях того времени.

Учитель просит учеников высказать свое впечатление от услышанного .

Учитель: В октябре 1917 года в России произошла революция и к власти пришли большевики- идейные атеисты. Многим стало понятно: Храм Христа Спасителя обречен. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Одного золота с куполов сняли 413 килограммов.

Учитель: В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

1. Индивидуальная работ.

2. фронтальная работа

Работа в парах

Учебный диалог

Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают традиции и ценности современного общества.

Регулятивные : учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности пи решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию

Устные ответы

Устные ответы

беседа

беседа

4.Первичное осмысление и закрепление изученного .

5 минут

1.Какой российский император принял решение о возведении Храма Христа Спасителя?

А) Александр I; б) Александр III; в) Николай I; г) Павел I.

2.В память о каком событии был заложен Храм Христа Спасителя?

А) борьба с наполеоновским нашествием;

Б) присоединение Кавказа;

В) воссоединение с Украиной.

3. Кто является создателем проекта Храма Христа Спасителя?

А) К.Тон; б) В. Суриков;

В) О. Лапина; г) В Стасов.

4. В каком месте состоялась закладка Храма Христа Спасителя в 1832 году, проект которого был утвержден Николаем I?

А) на берегу реки Москвы;

Б) на Воробьевых горах;

В) в Лужниках.

5. Какие художники трудились над росписью Храма Христа Спасителя?

А) В Суриков;

Б) И Крамской;

В) Г Семирадский;

Г) В Верещагин.

6. Какие юбилеи и праздники отмечали в Храме Христа Спасителя?

А) 500-летие смерти С Радонежского;

Б) 100-летие победы в Отечественной войне 1812 гола;

В) 50-летие победы в Великой Отечественной войне 1945 года;

Г) 2000-летие рождения Иисуса Христа.

самопроверка

Познавательные:

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебник е.

тест

4.Итоги урока. Рефлексия.

2 минут

Проводит беседу по вопросам:

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальный опрос

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке

5.Домашнее задание

2 минуты

С.129-135

Конкретизирует домашнее задание (на выбор)

1) Выберите объект культурного наследия и составьте «Правила поведения в музее (усадьбе, дворце, храме)».

2) Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

2 кiшi тобына арналfан yйымдаскан оку кызментiнiн технологиялык картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
2 младшая группа Болiмдер. Подобласти, разделы: Познание. Коммуникация. Основы экологии.
Такырып. Тема: «Наблюдение за золотой рыбкой».
Максаты: Цель: учить детей узнавать и называть золотую рыбку; видеть особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая; выделять части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаз, рот. Познакомить детей с особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хватает корм ртом; дать детям знания о том, что рыбку нужно кормить. Развивать речь, внимание, воспитывать бережное отношение к рыбкам.
Билингвальный компонент: балык – рыбка, су – вода.
Метод. приемы и оборудование: аквариум с золотой рыбкой, раздаточный материал «Золотая рыбка».
Кызмет керендерi Этапы деятелТэрбнешiнiн iс – эрекетi
Действия воспитателя Балалардын – эрекетiДеятельность детей
Мотивациялык – Лептiк
Мотивационно - побудительный Включает аудиозапись «Шум моря».
- Чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Правильно – это рыба.
Вовлекаются к учебно – игровую деятельность.
Отгадывают – рыба.
Yйымдастык – Iзденiстiк
Организационно - Поисковый - Где живут рыбы? Как называются водоемы, где живут рыбы?
Предлагает рассмотреть аквариум с золотой рыбкой.
- Это аквариум. На его дне лежат камешки, ракушки. Есть в аквариуме и растения – это водоросли, они нужны рыбкам. Водоросли дают воздух рыбкам.
- Рассмотрите внимательно рыбку.
(Если в аквариуме есть другие рыбы, педагог перемещает рыбку в отдельную емкость.)
- Что есть у рыбки?
- У рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками.
Словарная работа: чешуя.
Посмотрите, какие они красивые и блестящие, это ее наряд.
- Как вы думаете, есть ли у рыбки ноги?
Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. На голове у рыбки есть глазки и рот. Глазками рыбка нас видит. Она боится, когда ее пугают.
- Как рыбка ест корм?
(Если дети затрудняются отвечать, педагог отвечает сама и просит детей повторить.)
О рыбках в аквариуме нужно заботиться, вовремя кормить, менять воду в аквариуме.
Билингвальный компонент: рыба – балык, вода – су.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавала – ныряла
В чистой, солнечной воде,
То совьется, разовьется,
То зароется в песке.
Работа с раздаточным материалом «Золотая рыбка».
Предлагает рассмотреть картинки, объясняет порядок выполнения работы.
Проводит индивидуальную работу.
Отвечают на вопросы, рыбы живут в воде, размышляют, называют: реки, озера, моря.
Рассматривают аквариум, знакомятся с его функциональным назначением.
Наблюдают за рыбкой.
Слушают педагога, отвечают на вопросы, отмечают, что у рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники.
Повторяют: чешуя.
Ног у рыбки нет.
Размышляют, отвечают, рыбка хватает корм ртом.
Повторяют: рыба – балык, вода – су.
Кисти рук сомкнуты.
Делают плавные волнообразные движения из стороны в сторону, имитируя движение рыбки в воде.
Рассматривают картинку, выполняют задание, рисуют чешуйки (проводят волнистые линии).
Рефлексивтi – Корригирдiктi
Рефлексивно - корригирующий Рефлексия. Поощряет детей. Какие красивые рыбки у вас получились!
Что сегодня делали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Кутiмдi нэтиже – Ожидаемый результат:
Елестету – Воспроизводят: называют рыбку, части тела, где живет, особенности поведения рыбки.
Тусiуе – Понимают: особенности строения рыбки, рыбки живут в воде, за ними нужно ухаживать, кормить их.
Колдану – Применяют: навык наблюдения; навыки, полученные в процессе деятельности.


Приложенные файлы

Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин "культура" многозначен. Наиболее важны следующие его значения:

это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной ценности утверждалось с трудом. И здесь "повинны" не только идеолЬги марксизма, видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Немалая "заслуга" в третировании государства принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н. А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно, изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во второй половине XX в. в развитом гражданском обществе ценность государства как явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством.


Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

На основе права формируется особый пласт культуры - правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Слайд 1

Семья - хранитель духовных ценностей
Чупров Л.А. МБОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 2

В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.

Слайд 4

Если семью связывают отношения дружбы, любви, дове­рия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития.

Слайд 5

Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во мно­гом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, ка­кие семейные ценности они ему передадут.

Слайд 6

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.

Слайд 7

Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к куль­турным традициям российского народа и является основой пат­риотизма.

Слайд 8

О каких традициях в семье рассказывают иллюстрации на странице 57?
Обсудим вместе.
Какие традиции существуют в наших семьях?
Послушаем друг друга.

Слайд 9

Сказки бабушки моей...
В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, по­ют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр.

Слайд 10

Достаточно вспомнить хорошо знакомую тебе потешку о сороке-белобоке, которая на­казала лентяя и не дала кашки тому, кто воды не носил, дров не рубил, печку не топил и каши не варил.
Слушая и запо­миная эти фольклорные произведения, дети усваивают прави­ла поведения в семье и в обществе.

Слайд 11

Найди в стихотворении строки, которые говорят об отношении детей к бабушкиным сказкам.
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели... Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, - Говори да говори. С. Есенин
Бабушкины сказки

Слайд 12

Вспомни своё детство. Кто тебе рас­сказывал сказки, пел песни, играл с тобой?
Какие потешки, при­баутки, игры ты помнишь с детства?

Слайд 13

Проанализируем пословицы и поговорки разных народов. Какие правила семейных отношений в них представлены?
Обсудим вместе.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт (русская пословица).
Жеребёнка выбирают по матери (осетинская поговорка).
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татар­ская пословица).

Слайд 14

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоцен­ность (лезгинская пословица).
Рассмотри репродукцию картины А. Ржевской «Весёлая ми­нутка».
Ответь на вопросы.