Интернет

Примеры инсталляции по изо. Что такое инсталляция: тонкости выбора и параметры определенных моделей

В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

7. Инсталляция — магическое искусство

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»

Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.

Творческий эксперимент

на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

«Инсталляция»

Инсталляция (англ. installation - установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.

В учебнике по изобразительному искусству школы Неменского за 7-8 класс инсталляции посвящено не очень много информации. Однако ее достаточно, чтобы дать представление обучающимся об этой современной форме искусства и вызвать интерес.

Я решила запланировать серию уроков в качестве эксперимента для детей 7 класса по теме: «Панно –инсталляция», и посмотреть:

    Какие темы выберут ученики для своих работ

    Какие материалы будут использовать

    Какую эмоциональную нагрузку будут нести их панно

    Насколько развиты у детей фантазия и воображение

    Какое направление из жизненного опыта будет отражено в работе

    Насколько эстетично, аккуратно, гармонично и со вкусом будут они выполнены.

Так же я объяснила детям, что самые интересные работы будут считаться итоговыми за курс 7 класса, и высоко оценены.

План первого урока:

Цели: познакомить детей с инсталляцией – новой формой современного искусства;

Дать представление о разнообразии инсталляций в современном мире искусств.

Задачи: определиться с выбором темы будущей работы;

Продумать материалы и их расположение;

Составить предварительный эскиз.

    Вводная часть -3 мин

    Просмотр видеоряда: «Виды инсталляции в современном искусстве»-8 мин

    Выбор темы из предложенных педагогом: 4 мин.

    • Электроника

      Журналистика

      Медицина

    • Путешествия

      Страны и народы

      Кулинария

      Косметика

      Машины и механизмы

      Камни и минералы

      Металлургия

      Строительство

    • Швейное дело

      Домашние животные

      Другое на свой выбор

4.Практическая работа – составление эскиза -25 мин

5. заключительная часть – консультация с педагогом, оценивание эскизов-5 мин.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Домашнее задание : подготовить материал для следующего урока согласно задуманной работы.

План второго урока:

Цели: познакомить детей с правилами работы с бросовым материалом;

Задачи: научить умению распределять материал по плоскости панно согласно эскизу;

Пользоваться различными видами клея, выполняя технику безопасности.

1.Вводная часть -3 мин

2.Практическая работа – выполнение панно -40 мин

а)Выполнение фона заднего плана -10 мин

б)Деталирование предметами переднего плана -30 мин

5. Заключительная часть – сохранение работ для высыхания -2 мин.

Материалы: альбом с эскизом, бросовый материал: швейная фурнитура, мебельная фурнитура, сухие растения, значки, броши, бусы, коробочки, пузырьки из под маникюрного лака, помады, сломанные мобильные телефоны и гаджеты, медали, монеты, мини-игрушки, ткань, пластик, металлические изделия, старые поделки, фотографии, иллюстрации, и т.д.; клей – Момент, Дракон, Мастер, ПВА и др.

Домашнее задание: Доделать работу, набросать план защиты своей работы:

    Почему выбрал эту тему?

    Название работы?

    Какие материалы использовал?

    Где можно применить готовое панно?

План третьего урока:

Цели: Ориентировать обучающихся на публичное выступление, защиту собственной творческой работы.

Задачи: учить детей определять значимость своего труда, логически подтверждать выбор темы и подбор материала, давать название своей творческой работе и определять дальнейшее ее применение.

    Вводная часть- 1 мин

    Защита работ – 2 мин на каждую работу (40 мин)

    Заключительная часть – выставление оценок, с учетом мнения коллектива одноклассников.

Из лучших работ в холле учреждения организовывается выставка с познавательным стендом – информацией об искусстве инсталляции.

Выводы: В ходе творческого эксперимента удалось выяснить следующее:

    Детям интересна тема инсталляции, они с удовольствием выполняли работу.

    Дома у ребят скопилась масса старых мелких ненужных вещей, которые жалко выбросить, и из них можно сделать много интересных инсталляций.

    В работе над панно раскрылись творческие способности тех детей, которым уроки по живописи и графике даются с трудом, и нет особого интереса к предмету.

    Девочки в основном выбирали темы: мода, музыка, природа, косметика, кулинария, швейное дело, семья, животные. Мальчики творили в направлениях: электроника, спорт, туризм, машины и механизм, путешествия, друзья. Была серия неожиданных тем: ссора, мир динозавров, космос, бабушкины секреты, сервировка стола, младенец.

    Ребята с удовольствием презентовали свои работы, однако многие стеснялись публичного выступления, есть ребята с проблемами речи и им было сложно уложиться в регламент.

    Некоторым ребятам было сложно определиться с названием своей работы. Зато все определились с дальнейшим применением: подарю маме, папе, бабушке, тетям, дядям, братьям, сестрам и т.д.; украшу кухню, гостиную, спальню, коридор и т.д.; родители украсят рабочее место, кабинет, салон и т.д.; подарю подруге, другу.

Существуют слова, которые имеют не одно, а несколько значений. Вот, например, слово инсталляция - это что? Что именно оно обозначает? Иногда мы слышим, что где-то прошла выставка, на которой были представлены инсталляции такого-то художника, а потом, при на компьютер, видим надпись на экране "Инсталляция программы". Вызываем домой мастера для замены сантехники и вновь слышим от него загадочное слово инсталляция; ищем работу в интернете и неожиданно натыкаемся на такую сферу деятельности, как инсталляция и сервис… Ну прямо голова идет кругом от этого универсального слова! А между тем все просто и ясно, если знать его значение.

Световые инсталляции

В последнее время во всем мире особую популярность приобрели световые инсталляции. Такие необычные арт-объекты находятся во многих столицах и крупных городах планеты.

Светящиеся объекты самых разнообразных форм и цветов придают городским улицам и площадям фантастический праздничный вид. По всей видимости у этого вида искусства большое будущее.

Инсталляция – это вид искусства, в котором из различных деталей, например, природных элементов, бытовых и промышленных изделий, текстовой информации и других материалов, творец создает пространственную композицию. Такая композиция является нестандартным объединением обычных вещей и, зачастую, несет в себе некий социальный, бунтарский или другой символический смысл.

Родоначальниками искусства инсталляции являются дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты. Само слово «инсталляция» происходит от английского «to install», что в переводе обозначает «установить» или «installation», что обозначает установка, монтаж. Советуем почитать — .

Это, в сущности, описывает процесс создания инсталляции, которая именно составляется из набора отдельных элементов, монтируется, а не рисуется или пишется.

Создавая инсталляции, художники преследуют цель привлечь внимание зрителя к иным граням обыденных вещей, заставить найти новый смысл в самом привычном, например, в вилке или дверной ручке.

И, взглянув на обычную вещь под иным углом, зритель откроет посыл художника, месседж, с той важной информацией, которую он жаждет донести до людей: это может быть попытка привлечения внимания к актуальной мировой проблеме, социальным нуждам, трагическим событиям…

Отношение к этому жанру искусства в мире неоднозначное, а зачастую даже противоречивое. Иные инсталляции просто невозможно характеризовать как произведение искусства и, в лучшем случае, они вызывают недоумение, в худшем – отвращение. Не всегда люди могут и открыть для себя тот посыл, который художник вложил в творение. Но, справедливости ради, нужно сказать, что не всякий художник этот посыл оставляет, некоторые просто пытаются привлечь к себе внимание таким нестандартным эпатажным образом.

Отдельные же инсталляции являются действительно интересными и заслуживающими внимание. Такие произведения способны вызвать целую бурю эмоций, оставить неизгладимое восторженное впечатление у зрителя, заставить увидеть вещи такими, какими он не представлял себе их ранее.

Этот эффект достигается еще и за счет того, что инсталляция – это трехмерный объект, более привычный человеческому глазу, чем двухмерное пространство картины. У инсталляции больше вещественности, потому она обладает большим набором средств воздействия на чувства и эмоции человека.

Какова же суть инсталляции? Все достаточно просто – необходимо отыскать скрытый смысл каждого элемента, каждой вещи. Инсталляция призвана продемонстрировать человеку, как многогранны предметы, которые окружают его, сколько в них потаенных черт, сколько неожиданных граней в них спрятано.

Приверженцы инсталляции способны найти искусство во всем, потому что инсталляция это не просто что-то кричащее, вызывающее и привлекающее к себе внимание всеми способами. Особенностью этого искусства является способность показать, что любой предмет в мире по-своему красив и уникален, каждая вещь, созданная когда-либо, имеет особенный смысл.

Принцип инсталляции – это постоянный поиск сути вещей и скрытых в них символов. Это искусство предлагает создателю и зрителю стать этими вещами, проникнуть в них, пожить их жизнью, понять их изнутри, услышать их мысли, понять их характер и сущность.

Это открывает еще одну особенность этого жанра – каждый человек находит свой смысл в отдельно взятой вещи. Для каждого индивида инсталляции будут иметь свой символизм. Это делает творения неповторимыми в своем роде.

Через форму предмета, его цвет, объем, фактуру можно окунуться в его суть. Используя обыкновенные материалы, инсталляторы придают им новые цвет или новую форму, расставляют акценты и тем самым стараются наделить предмет необходимым смыслом, который зритель должен отыскать и понять.

В наше время инсталляция имеет самые различные формы. Самой популярной является скульптура. Отдельные инсталляции подбираются очень близко к скульптуре, но, в отличие от последней, их не ваяют, а монтируют из различных материалов промышленного или природного происхождения.

Основоположниками инсталляции считают сюрреалистов, самым известным из которых является, разумеется, Сальвадор Дали. Его инсталляции отличались великолепием, эпатажностью и производили незабываемое впечатление. Творчество мастера по сей день является неиссякаемым источником вдохновения для великого множества инсталляторов всего мира.

Инсталляции создают из всего на свете: из пластилина, телевизоров, древесной лозы, каменных глыб. Можно встретить и инсталляции с антикварными деталями. Здесь не столько важен материал, сколько полет мысли, ассоциативность и богатство фантазии создателя.

Не так давно, к примеру, на аукционе Christie’s была продана работа Трэйси Эмин, английской художницы. Ее творение представляет собой неопрятную расстеленную постель, вокруг которой валяется мусор и всякий хлам. А в северной столице России, городе Санкт-Петербурге, на Заячьем острове представлена инсталляция скульптора Флорентина Хофмана — громадный заяц, отдыхающий на траве.

Многие современные инсталляции можно характеризовать как гармоничные и эстетичные, не все творения этого жанра вызывающие.

С развитием современных технологий появился такой вид инсталляции, как видеоинсталляция или видео-арт, который так же занимает свою нишу в современном искусстве. Инсталляция удачно вписывается в классическую архитектуру. А наиболее полное выражение она получила в направлениях минимализма и постмодерна, так удачно сочетающихся с сутью жанра.

Искусство инсталляции можно сравнить с пиццей: для нее подходит все, что есть под рукой, но она не требует в обязательном порядке сыра и томатов, ей свойственно больше свободы, чем итальянскому блюду.

Несмотря на то, что последние 15-20 лет этот универсальный и емкий жанр искусства занимает у нас свое законное место, особого распространения инсталляция не получает, поскольку носит некоммерческий характер. Авторы большинства работ, представленных в этой статьи, — Регина и Ильдар Арслановы г. Уфа. Советуем почитать .



Презентация на тему: « Инсталляция»

Выполнил: Шайхуллин Усман

Проверила: Мухаметшина Л. Г.

Альметьевск, 2012


Инсталляция– пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений. Одно из центральных понятий для обозначения современных произведений искусства. Относится обычно к пространственным композициям, построенным или собранным (смонтированным) из самых разнообразных вещей и предметов, как созданных художником, так и взятых в готовом виде предметов утилитарного назначения (домашнего обихода, промышленных станков, приборов или конструкций, готового платья, детских игрушек и т. п.)






Геометрическая инсталляция Esther Stocker

Эстер Стокер сделала

ошеломляющую геометрическую инсталяцию , которая может исследоваться зрителем. Кажется, что строительство каждой части было произведено при помощи странного уравнения, приводящего к необычным линейным образцам и планам.


Инсталляция с клетками в Сиднее

В центре Сиднея можно увидеть интересную инсталляцию "Песни, о которых забывают" . Этот проект художник Майкл Томас Хилл создал в 2009 году, и он представляет собой 110 пустых птичьих клеток, подвешенных высоко в воздухе, которые звучат песнями пятидесяти птиц, которые когда-то жили в центральном Сиднее перед урбанизацией района. Звуки меняются днем и ночью, представляя собой песни дневных и ночных птиц.


Инсталляция Lexus CT Umbra

Компания Lexus совместно с лос-анджелесской дизайн студией Nondesign создали инсталляцию в форме нового гибрида Lexus CT 200h. Эта композиция стала частью кампании Darker Side of Green, призванной привлечь внимание и популяризировать применение передовых экологических технологий. Зритель, обходя по периметру данную инсталляцию, созданную из двух с половиной тысяч алюминиевых прутьев, в точности повторяющих контуры Lexus CT 200h, может наблюдать, как цвет композиции меняется от роскошного и люксового золотого к экологическому зеленому.


Теннисные шары Ana Soler

Ана Солер - кто-то вроде максималиста на арт-сцене. Ее последняя работа - Causa-Efecto представляет собой 2 000 теннисных шаров, подвешенных и тщательно выровненных в траектории полета. Кажется, что они подпрыгивают в воздухе. Инсталляция установлена в художественной галерее Mustang в Аликанте, Испания.


Спасибо за внимание!

Источники:

1.Видео из Youtube, пользователь chaskorru

2.Информация из сайтов Wikipedia и visaginart.narod.ru