Государство

Распад ссср и преобразование снг. История беларуси

Распа́д СССР (также развал СССР) - процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, что привело к прекращению его существования как государства в 1991 году.
Если говорить кратко причины распада СССР следующие:
* кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
* неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
* массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
* все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
* обострение национальных противоречий;
* ослабление центральной власти;
* авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.
Вот только основные последствия распада СССР:
резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;
территория России сократилась на четверть;
доступ к морским портам вновь осложнился;
уменьшилось население России – фактически на половину;
возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;
началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;
мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.


Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.
Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Образование СНГ.
В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Распад СССР

1.1 Экономические реформы

1.2 Политические реформы

2.Образование СНГ

2.1 Органы СНГ

Заключение

Список литературы

Введение

Союз Советских Социалистических республик существовал с 1922 г. -1991 г. и занимал 1/6 части суши Земли.

СССР являлся сверхдержавой и в своем соц. лагере противостоял США и странам НАТО. Оказывал большое влияние на мировое сообщество в экономическом, политическом, технологическом отношении. СССР - это целая эпоха жизни советских поколений, которые до сих пор не забыты. Отношение людей к СССР является двояким - кто-то утверждает, что «не будь СССР, уровень жизни стран было бы лучше», кто-то «без СССР страны соц. лагеря не смогли бы существовать» и т.д.

На всем протяжении существования СССР правительство вело разную политику в отношении стран. В самой же России в тот момент начались экономические кризисы. В массах людей явилось сознание переворота. Изменить жизнь, перейти на демократию. В этом способствовала США своей «холодной войной». Именно США признали независимость стран Балтии и поддерживали их.

Происходящие события вынудили правительство объявить о прекращении существования СССР.

экономический реформа содружество независимый

1. Распад СССР

Причины распада:

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается головокружительная «карусель»: сначала генсеком становится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.

9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится 73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985 года опять же скончался.

С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен

26 марта 1989 года в СССР произошли выборы, которые послужили началом сдвигов к демократии. Чего не произошло на самом деле.

Экономическая ситуация в стране, которая требовала значительных сдвигов к реформам склоняло общество к демократам.

В 1990 году Горбачев, понимая, что выборы пройдут не в его пользу объявил себя президентом СССР.

В стране все больше происходит ослабление политической системы. Усложнили ситуацию события в Прибалтике. Там происходила борьба вокруг договора о союзе. В это время происходит чистка кадров в политическом аппарате России.

События 1990-х года привели к политическому кризису в стране. Что помогло Прибалтийским странам в одностороннем порядке объявить свою независимость. Их поддержали другие республики, которые тоже стремились к независимости.

1.1 Экономические реформы

Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было «ускорение» - попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к «каждому на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее.

Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только 1/7 часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность.

Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом (из-за нехватки производственных площадей), а то, что удалось, в конце концов, смонтировать, то и дело давало сбои. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Все это сделало очевидным, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Тогда правительство решило дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность.

Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

1.2 Политические реформы

В 1985-1986 гг. шла активная борьба с дисциплиной и коррупцией. В Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с Яковлевым, целью которой было дополнительное изучение документов репрессированных в 30е-50е гг. граждан. Так же за взяточничество и хищения наказан ряд государственных деятелей. Реабилитированы Бухарин, Рыков и некоторые профессора-экономисты.

В конце 80х годов началась перестройка государственной власти. Начало положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

Разыгралась острая борьба. Держался курс на создание правового государства, главную роль в котором играла политическая реформа. Суть ее заключалась в разделение обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. В связи с этим появляется новый орган власти - Верховный Совет. Он является постоянно действующим парламентом. Политическая система направлена на создание демократического государства, составной частью которого является введение президентского поста.

В конце 1988 года изменена система выборов в Советы. Избрание народных депутатов должно проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти состоялись весной 1989 года.

С марта 1990 года на пост первого президента был назначен М.С. Горбачев.

В 1991 году в России произошел путч. 19 августа президент Горбачев М.С. вынужден пойти в отставку. Установилась власть ГКЧП. Эти события изменили страну. Страны Союзного государства не пожелали подписать новый договор о Союзе.

В декабре 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и образовалась новая организация - Содружество Независимых Государств.

Три республики (Украина, Белоруссия, Россия) собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании ССГ. Беловежское соглашение теоретически объявило о распаде СССР. Так как Россия, Украина и Белоруссия приняли решение о ликвидации СССР, другим республикам пришлось принять распад СССР как должное. Бывшие страны союзной республики приняли решение о создании Содружества Независимых Государств.

2. Образование СНГ

8 декабря 1991 года было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года был подписан протокол к соглашению о создании СНГ. Протокол был подписан главами 11 стран, которые стали учредителями: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Молдова, Украина, Таджикистан, Туркменистан, Россия, Узбекистан,

Государства, входящие в СНГ становятся самостоятельными, независимыми государствами. Главой СНГ может стать та страна, которая поддерживает и разделяет цели и принципы Содружества.

Высший орган Содружества Независимых Государств - Совет глав государств. Основными функциями Совета являются:

Обсуждение и решение принципиальных вопросов, связанных с деятельностью государств в сфере их общих интересов;

Координация сотрудничества органов исполнительной власти стран СНГ в социальной, экономической и иных сферах общих интересов.

На стадии образования СНГ возникли проблемы. Россия хотела дальше контролировать бывшие союзные республики, однако, как бывшие страны (Белоруссия, Украина) стремились окончательно избавиться от советского влияния и считали вступлением в СНГ как переходный период. Несмотря на это России приходилось вмешиваться в дела бывших советских республик с целью урегулирования конфликтов между ними. Это Гражданская война в Таджикистане, грузино-абхазский конфликт.

Процесс перехода от объединения до единого государства происходил с большими трудностями. Трудности определяются рядом причин:

Различные по степени развитости с отличными возможностями самостоятельного существования экономики других стран. За советский период очень много сделано для развития индустрии так других стран, но этот процесс шел неравномерно, и комплексности хозяйства во многих республиках не существовало. Таким образом, в экономическом отношении большинство союзных республик не было готово к разделению территории.

Разными хозяйственными и политическими интересами руководящих элит стран СНГ в первоначальный пореформенный период. В годы разделения стран Россия стремилась как можно дальше отдалиться от стран бывших советских республик, чтобы не стать донором и источником инвестиций.

Возникли большие противоречия между странами Содружества в связи с разными интересами. За десять лет международными коллективами в органах СНГ было разработано много важных в методологическом и методическом отношении документов, регулирующих торгово-политическое и валютно-финансовое сотрудничество. Внедрения документов в жизнь было вызвано отделение и образование группировок внутри сообщества.

Спецификой модели функционирования народного хозяйства, определяемой экономической политикой каждой из стран СНГ, и направленных на реализацию этой задачи хозяйственных реформ. Многообразие имеющихся зависит от поставленных целей развития и имеющимися ресурсами и средствами достижения результатов руководящей силы.

В конце 90-хх гг. появились обострения отношений между странами содружества. Это связано с недостаточностью перехода на рыночные отношения, также различия в уровне жизни населения, в размерах территории и в технологиях.

2.1 Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств -- участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств -- участников Содружества.

3. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона

В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент - «управленческий» слой нормативно-правовой базы - остается не выстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «не-внимательного наблюдателя» в отношении СНГ.

Еще несколько месяцев назад можно было говорить, что здесь есть положительные подвижки. Происходили они, прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.

Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В. Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности» 6 . Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий 7 . Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.

На долгосрочную перспективу остается открытым вопрос, насколько долговечным является постсоветский международно-политический регион. Не является ли он переходным к другим очертаниям.

Появление международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно предопределено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институционализированных механизмов его организации, схожих с принятыми в мировой практике. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран были составной частью советской элиты, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения.

В последнее время в СНГ (и во внешней политики России в отношении СНГ) наметилась проблема автономизации азиатского и европейского флангов Содружества.

СНГ так и не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Вместе с тем, это кардинально необходимо, так как может стать мотором реального сближения. В этом вопросе очень показателен пример возникновения европейской интеграции.

Можно также указать на проблему парламентаризма в Содружестве и проблему информационного пространства. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого - делегирование национальных парламентских депутаций - не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил.

Отсутствие единого политического процесса на территории стран СНГ приводит к «провисанию» единого информационного поля, так как сфера информации является производным от политического процесса. В противном случае единое информационное пространство вряд ли возможно.

Заключение

Распад Советского Союза очень сильно повлиял на социокультурное, экономическое, политическое состояние стран. Раньше все страны были единой страной после распада СССР многие люди остались «за бортом».

Большинство стран бывшего СССР сознают свою незащищенность. Бывшие союзные страны договорились о создании СНГ для того, чтобы помогать друг другу в рамках Содружества.

Россия стремилась же сохранить свое влияние на бывшие союзные республики. В связи с разделением территории многие стратегические объекты СССР, принадлежащие вследствие России остались в союзных странах. Россия стремилась укрепить отношения между Украиной, Белоруссией и Грузией.

На протяжении с 90-х гг. по 2010 г происходят сильные охлаждения отношений между Россией и этими странами. Украина и Грузия стремились как можно дольше отдалиться от России и сблизиться со странами Запада.

Вследствие холодных отношений с Грузией вылились в еще большие противоречивые отношения. В 2009 году Грузия перестала быть членом СНГ.

В данный момент все страны бывшего СССР находятся на разной стадии развития экономики. В течение 10 лет с момента образования СНГ Россия стремилась поддерживать бывших союзных республик, решая их различного рода проблемы. Являясь для них донором. В настоящее время отношение между странами происходят в рамках соседствующих стран.
СНГ существует в настоящем времени, все страны являются независимыми государствами со своей независимой экономикой, политикой и территорией.

Список литературы

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время (1945--1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцын Б. Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985--1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985--1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

    реферат , добавлен 30.01.2015

    Направления внешней политики СССР в 1985-1991 г., концепция нового политического мышления. Влияние процессов перестройки на общество. Государственный переворот в стране. Кризис социалистического лагеря. Становление содружества независимых государств.

    реферат , добавлен 05.12.2016

    Исследование и оценка значения причин распада СССР как процесса системной дезинтеграции в экономике, социальной структуре, общественной и политической сфере. Анализ последствий: образование независимых государств, национальные конфликты, крах экономики.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Апрельская революция 1978 года, ее шансы и последствия. Ввод в Афганистан советских войск. Проблемность ситуации вокруг страны для государств-членов Содружества независимых государств. Заключение Женевских соглашений. Подвиги братчан в Афганистане.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Предпосылки распада СССР. Реформа политической системы. Создание нового органа власти – Верховного Совета. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Союз суверенных стран. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    Дезинтеграционные процессы в СССР как основа возникновения самопровозглашенных государств. Распад Союза и завершение процесса формирования непризнанных государств. Международно-правовые основания образования Приднестровской Молдавской Республики.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2012

    Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

    реферат , добавлен 08.04.2004

    Эпоха колонизации, её зарождение и развитие. Типы колониальных владений Британии. Система управления в колониях Англии. Национально-освободительные революции и распад Британской империи, образование независимых государств и Британского Содружества наций.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Перестройка в СССР, ее основные этапы и политические реформы. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах. Распад СССР, создание СНГ и реакция азиатских республик.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Распад СССР и образование СНГ.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Оценки августов­ских событий.

В оценке событий августа 1991 года до сих пор нет единства взглядов. Сторона, вышедшая в конф­ликте победителœем (радикальные реформаторы), назвала их путчем, или государственным переворотом реакцион­ных сил в правительстве Горбачева с попыткой отстране­ния от власти президента.

Альтернативная точка зрения характеризуется оцен­кой случившегося как последней запоздалой попытки го­сударственников Кремля предотвратить распад Союза.

СССР накануне августовских событий. Начало 90-х го­дов было отмечено ростом проявлений сепаратизма со сторо­ны республик, входящих в состав СССР. В 1990 году ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в односторон­нем порядке заявили о самоопределœении и создании незави­симых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собствен­ные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избра­ние в них своих президентов. Республики старались изба­виться от диктата центра, объявив о своей независимости.

12 июня 1990 российские депутаты также принимают Декларацию о государственном суверенитете Российской Фе­дерации, отдав в ведение органам власти РСФСР всœе вопро­сы государственной и общественной жизни. В данной ситу­ации Горбачев и его ближайшее окружение были вынужде­ны пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президен­та СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали гораздо больших прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий. В результате мно­гие союзные структуры: министерства и ведомства - пре­терпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 авгус­та 1991 года подписание нового Союзного договора подтол­кнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 года начинается подготовка к введению в стране чрез­вычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.

Ход событий. ʼʼПутчʼʼ начался 19 августа. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г. Янаев объявил о вступле­нии в должность президента. Что же касается М.С. Горба­чева, то он был ʼʼзаблокированʼʼ на своей крымской даче в Форосœе. Создавался новый орган власти - ГКЧП (Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чи­новников: министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов и другие. Поста­новлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятель­ность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Οʜᴎ не смогли предоставить четких доказательств болезни Горбачева. Десятки тысяч людей вышли на улицы столи­цы, часть войск перешла на сторону президента России Б.Н. Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил ʼʼпутчистовʼʼ государственными преступниками и уже 21 августа руко­водство ГКЧП было арестовано.

Причины поражения ГКЧП. Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них - двусмыслен­ность позиции, занятой президентом СССР. Как подчер­кивают сторонники одной из последних версий, никакого заговора против Горбачева не было, и его изоляция в Крыму носила условный характер.
Размещено на реф.рф
Более того, сами пут­чисты действовали с полублагословения президента͵ от­сюда неподготовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших. Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давле­ния, демонстрации силы. Οʜᴎ не предприняли штурма ʼʼБе­лого домаʼʼ, не арестовали Ельцина и других российских руководителœей, не позаботились об установлении реально­го контроля над средствами массовой информации.

Противники ГКЧП, главным образом российское прави­тельство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. В результате им удалось переломить общественное мнение (в особенности жителœей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

Последствия поражения ГКЧП. Некоторые политологи в настоящее время считают, что неудачная попытка ʼʼдвор­цового переворотаʼʼ, предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлин­ным государственным переворотом, приведшим к радикаль­ным изменениям общественно-политической системы, по­следующей ликвидации СССР. Власть президента Горба­чева, лишившегося практически всœех государственных структур, оказалась чисто условной. 23 августа от Горба­чева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности гене­рального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.

Все попытки президента СССР сохранить союзное госу­дарство, возобновить работу по подписанию нового союзно­го государства оказались безуспешными. Особую роль в лик­видации Союза сыграли политические элиты России и Ук­раины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать со­юзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов. Граж­дане Украины на референдуме 1 декабря высказались боль­шинством голосов за независимость республики; президент Л. Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъяв­ления, заявил о неприсоединœении Украины к новому союз­ному договору. Что же касается российского президента͵ то он считал, что без Украины Союз невозможен. С этим со­глашался и М. Горбачев, однако, он уповал на возмож­ность втягивания Украины в договорный процесс посред­ством любых уступок, компромиссных решений.

Но встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры Рос­сии, Украины и Белоруссии - Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич - решили проблему иначе: 8 декабря они заявили о роспуске Советского Союза и создании Содруже­ства Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присо­единились Казахстан и другие республики (кроме Прибал­тики и Грузии). Подписанием этого договора заканчива­лось существование Советского Союза как единого госу­дарства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.

Причины распада СССР. Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно меха­низм кризиса был приведен в действие политикой перестрой­ки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли ре­шение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кро­ме того, немаловажной предпосылкой распада явилось от­сутствие у горбачевского руководства продуманной нацио­нальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

Литература: 1-я – разделы 14.1 – 14.6

2-я – разделы 6.2.5 – 6.2.6

Лекция № 57

Россия на рубеже XХ – ХХ1 веков

Распад СССР и образование СНГ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распад СССР и образование СНГ." 2017, 2018.

1. Противостояние центра и республик

2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов

3. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс

Глава II. Распад ссср

1. Возобновление Новоогаревского процесса

2. Проект договора ОССГ

3. Создание СНГ

Глава III. Становление и развитие снг

1. Факторы интеграции

2. Россия – СНГ

3. Документы Содружества

Заключение

Библиография

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о создании на территории бывшего СССР нового межгосударственного образования – Содружества Независимых Государств.

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980?х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик.

Центр не смог выработать новую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В результате всего этого национальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

В данной работе мы попытаемся проследить основные этапы распада СССР и установления новых взаимоотношений между бывшими советскими республиками в рамках СНГ.

Глава I. Дезинтеграционные процессы в ссср

Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели.

Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.

Одной из форм этой борьбы стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых депортациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии.

В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований.

Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.

В стране начались так называемые «парад суверенитетов» и «война законов». 12 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР («за» – 907 депутатов, «против» – 13, «воздержалось» – 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля – декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре – Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне того же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила приостановить на территории республики действие Указа Президента Советского Союза «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения».

В сентябре Президиум Верховного Совета Украины специальным указом запретил продажу за пределы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных объемов ее вывоза. В конце 1990 г. Россия решила в пять раз сократить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50?летия провозглашения Советской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в котором 21 июля оценивалось как «день обиды, позора и несчастья». Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в состав СССР», не имеющей силы с момента ее принятия.

Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о своем государственном суверенитете объявили Татарская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.

Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации.

Сделать это с помощью военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся трагедии, а не в каких-то мифических приказах сверху… Как Президент вижу главную задачу в том, чтобы не допустить эскалации противоборства, нормализовать обстановку… Вместе с тем, недопустимы никакие самовольные действия со стороны войск».

Весной 1991 г. союзные власти попытались оказать силовое давление на руководство России. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами - коммунистами снятие Б. Ельцина с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцина не состоялось. Более того, было принято решение о введении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был вынужден признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.

Противостояние российских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Многие республики не предпринимали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Отношения руководства России и Союза начали обостряться после принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противостояния между ними способствовало и разное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Российское руководство не скрывало своего стремления трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противостояния заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцина и российские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и нужно срочно менять курс реформ. Консерваторы призывали вернуться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы – к буржуазным. И те, и другие подвергали жесткой критике М. Горбачева.

М. Горбачев был вынужден маневрировать между двумя этими крайними точками зрения, не решаясь прибегнуть к жестким мерам по восстановлению прежнего СССР или порвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Однако повышение властного статуса не смогло спасти его от потери авторитета среди людей. Кроме того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост необходимой легитимности, что в серьезной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некоторые уступки республикам, на подписание нового союзного договора. Пожалуй, у него не было другого выхода. По некоторым оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля – завершить успешно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

По мнению Б. Ельцина, «Горбачев, только будучи „зажатым в угол“ различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора».

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально большие полномочия, подписать Союзный Договор как можно быстрее. В середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных республик предложил программу из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в постоянный орган, состоящий из руководителей республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно президенту. Кроме того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий граждан и т. д. Лидеры республик этот план не одобрили.

Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента дополнительными полномочиями. В частности, он получил право непосредственно руководить правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.

Однако реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало не более 40 % запланированных финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.

Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах участия.

Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Для многих решение Горбачева начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: «Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания».

По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: «Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик».

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новых документов о Союзе Суверенных Советских Республик, предполагавшие создание фактически конфедеративного государства. Права республик существенно расширялись. В частности, были достигнуты договоренности об установлении такой системы отчислений налогов, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент от своих доходов. Лидером в переговорах со стороны республик была Россия, Б. Ельцин. По его словам, «как правило, приходилось брать инициативу на себя, если речь шла о принципиальном вопросе. И спорить. Это всех устраивало. При существовании двух полюсов всем остальным было удобно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных проблем на себя».

К лету 1991 года большинство спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.

Подписанию договора помешали события 19–21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.

Распад СССР и создание СНГ


содружество государство распад республика

Введение

1.1 Распад СССР

Заключение

Введение

Целостность исторического процесса не должна подвергаться сомнению, что обусловливает новые подходы к изучению, прежде всего, недавнего советского политико-правового опыта.

Советская история требует объективного осмысления. В основу должен быть положен исторический факт, всесторонне изученный, получивший научную интерпретацию. В этом контексте требует своего осмысления одна из наиболее обсуждаемых острых проблем, аккумулирующих многоаспектность советской истории, - проблема распада СССР. Насколько закономерен этот процесс, каковы его причины и оправданы ли последствия - эти и ряд других вопросов возникают на фоне этой сложной темы.

Распад СССР, самой крупной по площади государства, занимавшего 1/6 часть обитаемой суши, безусловно, является крупнейшей геополитической катастрофой XX века, представлявшего собой системную дезинтеграцию в экономической, общественной, политической и социальной структурах Советского Союза.

В настоящее время историки не обладают единым мнением как на то, что явилось основной причиной распада СССР, так и на то, возможно ли было предотвратить процесс распада.

Однако факторов, ведущих к развалу, было достаточно, в том числе и авторитарный характер советского общества, диспропорции экстенсивной экономики, ряд крупнейших техногенных катастроф, межнациональные конфликты в том числе и беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 году в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане и др.: всё это в результате конкатенации привели к дезинтеграции советской системы.

Теоретические и практические основы исследования норм права разработаны такими учеными как: Коршунов М.М., Кочеткова М.В., Абдуллоев И.Р., Федотов А.А., Кислицын С.А., Цурганов Ю.С., Кожевина М.А., Космач В.А., Григонис Э.П., Тимофеева А.А. и другими.

Целью работы является уточнение сущности распада СССР и образования СНГ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучить особенности распада СССР;

дать характеристику причин и последствий распада СССР;

рассмотреть особенности образования СНГ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности распада СССР и образования СНГ.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Характеристика распада СССР

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ - Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: "Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение". В заявлении трех руководителей говорилось, что "Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения".

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие - против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было "сжигать дотла" все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

1.2 Причины и последствия распада СССР

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих.

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины развала СССР заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет Советского Союза после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и политическому кризису;

отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Распад СССР, причины и последствия привлекли к тому, что экономический кризис того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из состава союза. Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.

2. Содружество Независимых государств (СНГ)

2.1 Создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная региональная организация, призванием которой является регулирование сотруднических отношений между странами, ранее входившим в СССР. СНГ действует на добровольной основе. Содружество не есть надгосударственной структурой.

СНГ было создано 8 декабря 1991года под Брестом (Беларусь) в Вискулях, Беловежская пуща. Основано содружество впоследствии принятия "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" главами БССР, Украины и РСФСР.

В этом документе указывалось, что СССР перестал существовать как субъект геополитической реальности и международного права. Но сторонами было договорено о организации Содружества Независимых Государств, основываясь на тесных связях между народами, на стремлении к правовому демократическому государству, желании развивать отношения на основе уважения суверенитета.

декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали это соглашение. Верховный Совет России ратифицировал его 12 декабря. Но для ратификации соглашения нужно было созывать Съезд народных депутатов РСФСР, высший орган власти. Весной 1992 года Съездом народных депутатов РСФСР не было принято постановление на голосование вопроса о ратификации беловежского соглашения. До своего роспуска он не ратифицировал этот документ. В декабре 1991 года в Ашхабаде была проведена встреча пяти стран: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. В итоге, было создано заявление о согласии войти в содружество.

декабря 1991 года главами одиннадцати бывших республик была подписана Алма-Атинская декларация о принципах и целях СНГ. В ней шлось об остановлении существования Союза ССР и образовании СНГ. Также говорилось об общем командовании военно-стратегическими силами, о создании и усовершенствовании общего экономического пространства, о едином контроле над ядерным оружием.

В первые годы деятельности организации в основном решались вопросы организационного характера. В декабре 1991 г. в Минске прошла первая встреча представителей стран содружества. На ней было подписано "Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств", говорилось в котором о создании Совета глав государств, высшего органа СНГ. Также подписали "Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках", согласно которому страны имели право на сои вооруженные силы.

Период организационных вопросов был завершен, когда 22 января 1993 года в городе Минск подписали главный документ объединения - "Устав Содружества Независимых Государств".

Государства-учредители СНГ - это страны, которые приняли Соглашение об основании СНГ, а также Протокол к нему до момента утверждения устава. Государства-члены СНГ - это страны, которые приняли Устав на протяжении года уже после его принятия.

В состав СНГ входят следующие страны:

Таджикистан

Молдавия

Киргизия

Казахстан

Азербайджан

Белоруссия

Туркмения - заявила о том, что принимает участие в организации как ассоциированный член

Узбекистан

Украина - не ратифицировала Устав. Это значит, что де-юре она не есть страной-участником СНГ, относясь к учредителям и участникам организации.

Что касается Грузии, то в 1993 году она ратифицировала к Соглашению о создании СНГ. Но в 2009 году официально страна покинула содружество. Монголия принимает участие в СНГ, как наблюдатель. Афганистан высказал о своих намерениях вступить в СНГ.

Наивысший орган СНГ - это Совет глав государств СНГ, который принимает решения по всем вопросам касательно деятельности организации. В Совете представлены все страны-участники содружества. Совет глав государств СНГ дважды в год собирается на заседания.

Совет глав правительств СНГ - это орган, который проводит координацию сотрудничества представителей исполнительной власти стран-участников содружества в таких областях совместных интересов, как, например, социальная или экономическая. Совет в год собирается два раза.

Все постановления Советов принимаются посредством консенсуса. Главы обоих Советов возглавляют по очереди в порядке алфавита названий стран содружества.

К другим органам СНГ относятся:

Совет министров иностранных дел СНГ

Совет министров обороны СНГ

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ

Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ

Финансово-банковский совет

Статистический комитет СНГ

Совет объединенных вооруженных сил СНГ

Экономический совет СНГ

Совет командующих пограничными войсками СНГ

Межгосударственный банк

Антитеррористический Центр государств-участников СНГ

Межпарламентская ассамблея СНГ

Комиссия по правам человека

Экономический суд.

2.2 Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ - это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники - самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:

1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.

2. Гарантия свобод и прав человека.

3. Взаимопомощь в правовом аспекте.

4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.

5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.

6. Мирное решение конфликтов.

Совместная деятельность стран-участников СНГ:

1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.

2. Развитие связи и транспорта.

3. Гарантия прав и свобод граждан.

4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.

5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.

6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.

7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Заключение

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Список использованной литературы

1. Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 10.

2. Из истории распада СССР. / Абдуллоев И.Р. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3 (36). - С. 103-115.

3. Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14). - С. 84-86.

4. Историография распада СССР. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 7.

5. История отечественного государства и права. Земцов Б.Н. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2009 - 336 с.

6. История отечественного государства и права. Кудинов О.А. - М.: МЭСИ, 2010. - 273 с.

7. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Батычко В.Т. - 2010. - 73 c.

8. История. Фортунатов В.В. - СПб.: 2012. - 464 с.

9. История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.

10. История России (конспект лекций). Якушев А.В. - М.: 2011. - 368 с.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. - М.: 2012. - 768 с.

12. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. - М.: 2010.; Т. 1 - 544 с., Т.2 - 720с.

13. К вопросу о геополитическом значении и уроках распада СССР. / Кислицын С.А. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. - №2. - С. 17-25.

14. К двадцатилетию распада СССР. / Цурганов Ю.С. // Посев, 2011. - №12. - С. 26-28.

15. Краткий курс по истории государства и права России. Баталина В.В. - М.: 2009. - 176 с.

16. Отечественная история. Фортунатов В.В. - СПб.: 2010. - 352 с.

17. Отечественная история. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

18. Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. / Кожевина М.А. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1 (24). - С. 24-25.

19. Распад СССР: причины и геополитические последствия. / Космач В.А. // Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6 (33-34). - С. 084-094.

20. Распад СССР и образование новых государств на постсоветском пространстве. / Григонис Э.П. // Мир юридической науки, 2012. - №10. - С. 15-24.

21. Распад СССР в контексте новейшей истории. / Тимофеева А.А. // История государства и права, 2013. - №8. - С. 45-48.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.