Непознанное

Развиваем музыкальный слух у ребенка. Упражнения для развития фонетического слуха

Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.

Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.

Когда развивается слух

Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе, и дети рождаются с полностью развитым слухом. Таким образом, ребенок готов слушать и учиться с самого рождения.

Как развивается слух

Голоса (особенно высокие) привлекают внимание малышей с самого рождения. Ребенок реагирует на знакомые звуки (например, на ваш голос или голос вашего партнера) и его, скорее всего, испугают громкие или неожиданные звуки.

Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.

Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете, однако скажите своему врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.

В 4 месяца дети начинают искать глазами источник звука, а в 6 месяцев они начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.

Слух будет помогать ребенку познавать мир и общаться с ним.

Не смотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированным слухом, отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет.

Роль родителей в развитии слуха

Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.

Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.

Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).

Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки.

Познакомьте ребенка с различной музыкой от популярной до классической. Иногда можете напевать ребенку, познакомьте его с тиканьем часов или звоном колокольчиков, раскачивающихся на ветру.

Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Слушание вашего голоса поможет ребенку развить чувствительность к интонации, что важно при овладении языком. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.

Не стоит непрерывно разговаривать с ребенком, однако если вы замечаете, что ему интересно, что вы делаете – расскажите ему об этом. Можете комментировать то, что слышит ребенок, например, лай собаки ил звон колокольчиков.

В 4 или 5 месяцев ребенок может начать пристально смотреть вам в рот, когда вы говорите.

Когда стоит волноваться

Обратите внимание на хронические нарушения слуха, которые были в вашей семье или в семье вашего партнера и расскажите об этом вашему врачу.

В тоже время учитывайте, что дети могут спать, не смотря на лай собаки или пронзительный телефонный звонок. Это совершенно нормально. Однако, как правило, родители замечают, если есть подозрения на нарушения слуха у ребенка. Чем раньше вы поставьте вашего доктора в известность об этом – тем лучше. Экспериментально доказано, что предоставление помощи детям с нарушением слуха до 6-ти месячного возраста оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления.

Вы можете или написать свой.

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

  • Что за звук?

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?
  • Какая погода?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

  • Отгадай действие.

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

  • Отгадать инструмент.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» - «Гора, слон, дом…» - «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» - «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

Вы хотите развить музыкальный слух у ребенка? Оказывается, что потенциально музыкальным слухом обладают абсолютно все дети. Вся проблема в том, что из-за отсутствия правильного музыкального воспитания, этот дар оказывается загубленным. Но как же правильно нужно заниматься с ребенком, чтобы развить, если не абсолютный, то хотя бы просто хороший слух?

Вспомните, что, когда мы учим ребенка разговаривать, мы читаем ему книги, рассказываем сказки, потешки. Причем маленький ребенок постоянно наблюдает за выражением лица, мимикой, движением губ и т.д. Если мы хотим добиться более чистой речи, то мы перестаем сюсюкать и коверкать слова вслед за ребенком. Маленькие детки всегда подражают родителям, и процесс подражания тоже играет не маловажную роль.

Поэтому, если Вы хотите привить любовь к музыке у ребенка, то покажите ему собственный положительный пример. Даже если Вы никогда не держали в руках музыкальных инструментов, то уж петь-то Вам точно приходилось. А еще чаще Вы слушали свою любимую музыку. Вот и начните с этого. Слушайте хорошую качественную музыку, которая Вам самим по душе. Это может быть эмоциональная классическая музыка, танцевальная, народная, и даже легкий рок.

Никто не отменял также пение колыбельных или потешек. Даже в утробе матери ребенок способен чувствовать вибрации маминого голоса. Пойте много, пойте с душой, пойте тихо и громко. Расширяйте свой репертуар и уже после рождения ребенок будет узнавать и любить Ваш голос.

Когда малыщ немного подрастет можно предлагать ему инструменты: барабаны, дудочки, детские гитары, металлофон, синтезатор. Здесь главное, чтобы ребенок принимал участие и сам создавал музыку, а не просто пассивно слушал. Конечно, придется запастись терпением, прежде чем юное дарование начнет выводить связные мелодии.


Хорошо бы еще ходить с ребенком на детские концерты, музыкальные спектакли, смотреть соответствующие мультфильмы. Песни нужно подбирать с добрыми сюжетами, т.к. они формируют мировоззрение ребенка.

Занятия вокалом с ребенком можно проводить с того момента, когда он только начнет повторять слова. Простые слоги можно уже распевать “ма-ма-ма”, “ту-ту-ту”, “да-да-да” и т.д.

Как ни странно, малыша можно научить петь, позволяя ему просто покричать. Не стоит одергивать его, когда он кричит в подъезде или в арке дома, где есть эхо. Так ребенок научится слушать и наслаждаться своим голосом.

Чтобы научить кроху различать низкие, средние и высокие звуки, можно на инструменте показывать, как звучит медведь, поет птичка, или говорит человек.