Государство

Вопросы по произведению первая любовь тургенев.

Вариант 1

Целый вечер и следующее утро я провел в каком-то унылом онемении. Помнится, я попытался работать и взялся за Кайданова – но напрасно мелькали передо мною разгонистые строчки и страницы знаменитого учебника. Десять раз сряду прочел я слова: "Юлий Цезарь отличался воинской отвагой" – не понял ничего и бросил книгу. Перед обедом я опять напомадился и опять надел сюртучок и галстух.

– Это зачем? – спросила матушка. – Ты еще не студент, и бог знает, выдержишь ли ты экзамен. Да и давно ли тебе сшили куртку? Не бросать же ее!

– Гости будут, – прошептал я почти с отчаянием.

– Вот вздор! какие это гости!

Надо было покориться. Я заменил сюртучок курткой, но галстуха не снял. Княгиня с дочерью явилась за полчаса до обеда; старуха сверх зеленого, уже знакомого мне платья накинула желтую шаль и надела старомодный чепец с лентами огненного цвета. Она тотчас заговорила о своих векселях, вздыхала, жаловалась на свою бедность, "канючила", но нисколько не чинилась: так же шумно нюхала табак, так же свободно поворачивалась и ерзала на стуле. Ей как будто и в голову не входило, что она княгиня. Зато Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной. На лице ее появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал ее, не узнавал ее взглядов, ее улыбки, хотя и в этом новом виде она мне казалась прекрасной. На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами; волосы ее падали длинными локонами вдоль щек – на английский манер; эта прическа шла к холодному выражению ее лица. Отец мой сидел возле нее во время обеда и со свойственной ему изящной и спокойной вежливостью занимал свою соседку. Он изредка взглядывал на нее – и она изредка на него взглядывала, да так странно, почти враждебно. Разговор у них шел по-французски; меня, помнится, удивила чистота Зинаидина произношения. Княгиня, во время стола, по-прежнему ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья. Матушка видимо ею тяготилась и отвечала ей с каким-то грустным пренебрежением; отец изредка чуть-чуть морщил брови. Зинаида также не понравилась матушке.

1) рассказ;

2) повесть;

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

4) является одним из этапов развития сюжета.

1) описание дома, где жил главный герой;

2) внешность Зинаиды;

3) состояние главного героя перед и во время прихода Зинаиды с матерью;

4) родители главного героя.

А 4. Что определило поведение Зинаиды во время обеда?

1) простота;

2) строгость, надменность;

3) желание угодить хозяевам;

4) забота о благополучии матери.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что главный герой ничего не понял из читаемой книги про Юлия Цезаря?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к книгам.

В 1. Укажите лексическое средство, которое характерно для разговорного стиля («канючила»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Она тотчас заговорила…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Надо было покориться…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что удивило главного героя.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Надо было покориться…», найдите слово, с помощью которого выражено отношение матушки к Зинаиде.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Как главный герой воспринимает приход Зинаиды с матерью в свой дом? Почему?

______________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Она до того была бледна, такая горькая печаль, такая глубокая усталость сказывалась в каждой ее черте, что сердце у меня сжалось, и я невольно пробормотал:

– Что с вами?

Зинаида протянула руку, сорвала какую-то травку, укусила ее и бросила ее прочь, подальше.

– Вы меня очень любите? – спросила она наконец. – Да? Я ничего не отвечал – да и зачем мне было отвечать?

– Да, – повторила она, по-прежнему глядя на меня. – Это так. Такие же глаза, – прибавила она, задумалась и закрыла лицо руками. – Все мне опротивело, – прошептала она, – ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!

–Отчего? – спросил я робко.

Зинаида мне не отвечала и только пожала плечами. Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее. Каждое ее слово так и врезалось мне в сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала. Я глядел на нее – и, все-таки не понимая, отчего ей было тяжело, живо воображал себе, как она вдруг, в припадке неудержимой печали, ушла в сад и упала на землю, как подкошенная. Кругом было и светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев, изредка качая длинную ветку малины над головой Зинаиды. Где-то ворковали голуби – и пчелы жужжали, низко перелетывая по редкой траве. Сверху ласково синело небо – а мне было так грустно...

– Прочтите мне какие-нибудь стихи, – промолвила вполголоса Зинаида и оперлась на локоть. – Я люблю, когда вы стихи читаете. Вы поете, но это ничего, это молодо. Прочтите мне "На холмах Грузии". Только сядьте сперва.

Я сел и прочел "На холмах Грузии".

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) деревенская тишина;

2) состояние и чувства Зинаиды;

3) городская суета;

4) красота природы.

А 4. Что определило поведение главного героя в данном фрагменте?

1) желание избежать объяснения с Зинаидой;

2) стремление выделиться на фоне толпы;

3) любовь к Зинаиде;

4) забота об отце.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание поведения Зинаиды?

Учебная тема: «Тема первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»


Тема исследования:

Сад в повести И.С.Тургенева «Первая любовь» как элемент сюжета и композиции

МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»

Тосненского р. Ленинградской обл.

Руководитель:

учитель литературы Романова Г.И.

Гипотезы:

Сад раскрывает психологическое содержание жизни героев повести

Сад - среда и участник действия в повести

Цель: доказать, что образ сада в повести помогает раскрыть драматизм первой любви

Задачи:

совершенствовать навыки работы над анализом прозаического текста;

приобщить учащихся к исследовательской деятельности;

показать, что писатель использует синтезию для выражения силы первой любви;

сделать вывод о роли образа сада в повести.

Ход исследования:

Чтение повести (задание всему классу)

Формирование исследовательских групп: биографы, иллюстраторы, литературоведы, любители поэзии, знатоки Интернет-ресурсов, мастера презентаций

Работа в группах

Работа с учителем по анализу повести

Задания группам:

Биографы: раскрыть автобиографичность повести

Иллюстраторы : создать рисунки к узловым эпизодам повести

Знатоки : составить «портреты» сада в повести в разное время суток (дополнительно проиллюстрировать картинами барбезонцев)

Литературоведы: прочесть статью В.А.Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века», выяснить функции сада в произведениях, составить тезисы, проиллюстрировав их примерами из повести

Любители поэзии и знатоки Интернет-ресурсов: подготовить стихи о первой любви, найти интернетфото на тему «Сад первой любви»

Мастера презентаций : подготовить и обосновать макет презентации к Проекту

Результаты исследования:

Иллюстрации к повести

Фотовыставка «Сад любви»

Сочинения: «Встреча с первой любовью» (по повестям И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь»), «Образ сада в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»

Презентация Проект «Сад первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»»

Анализ текста с опорой на литературоведческую статью (тезисы статьи, проиллюстрированные примерами из текста повести).

Новый проект: «Городской сад в повестях Н.М.Карамзина»

Этапы исследования

Работа с учителем (беседа по тексту повести)

1.Каково состояние героя, когда он приехал на дачу? С кем он себя сравнивает? (он живёт ожиданием любви, ощущает себя рыцарем, нужна дама сердца)

2.Как автор показывает, что сад пробуждает и укрепляет в герое предвкушение первой любви? (погода чудесная, весело дул в уши ветер, красота вечера, сияющий свет и лазурь неба, «фантазия играла и носилась…как стрижи вокруг колокольни). Герой пребывает в гармонии с садом. Звучит мотив возможности высшего счастья ).

3.Где происходит смена интонации повествования от мечты к реальности? (описание дачи, её построек как бы разрушает мечту, меняются прилагательные: «худые», «взъерошенные», «засаленные», «тщедушные», «ветхая», «испитые лица»)

4.Кто нарушает идиллию сада? (вороны и…приезд жильцов во флигелёк). Появляются слова: «ненависть», «хищные и лукавые», «каркали»).

5.Укажите деталь сада, являвшуюся границей между мечтой и реальностью (низкий забор ). Найдите эпизоды, где эта деталь снова проявляется. Прокомментируйте их. (Когда чувство влюблённости начинает овладевать героем, он, как бы опасаясь чего-то, не приближается к забору; когда же чувство разгорелось, Владимир ревнует Зинаиду к ложному сопернику, и тут у забора сталкивается с отцом. Сад словно подсказывает герою то, чего он не замечает. Однажды Владимир радостно перепрыгнет через забор, готовый отдать жизнь за душевные муки любимой, коленопреклониться перед ней, и сад тоже радостно отзовётся на этот порыв: «было и светло и зелено…ворковали голуби,…ласково синело небо». Однако душа героя предчувствует не сближение с Зинаидой, а разлуку: «мне было так грустно»... «Боже мой! Она полюбила!»
У забора же герой находит разгадку мучившим его вопросам).
6. Прочтите эпизод, когда герой пребывает во власти любви, он очарован этим чувством. Какое описание сада сопутствует его переживаниям? («Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгорячённое лицо: казалось, готовилась гроза…ворчал гром сердито…». Сад предупреждает об опасности. )
7.В какие минуты переживаний героя сад призывает его присмотреться к жизни, подсказывает, что есть, кроме поглощения любовью, подчинения этому чувству, другие радости жизни?
(на развалинах старой оранжереи – гл.9 , с которой герой вскоре спрыгнет, как ему покажется, в «блаженство»- ведь Зинаида его поцеловала!- гл.12)

8. Зачем Зинаида придумывает «сочинение» о королеве в саду с фонтаном? (это не выдуманная история, а реальность, в которой Зинаида пребывает, любя отца Владимира)
9.
Давайте перечитаем эпизоды, где действие происходит в саду. Можно ли сказать, что сад в повести играет роль места развития сюжетной линии и что он непосредственный участник происходящего?

Работа в группах (на разных этапах урока)

*Информация биографов (перед работой с учителем)

*Выставка рисунков учащихся, альбом стихов о первой любви поэтов разных времён (на стенде и демонстрационном столике в течение работы над повестью-2 урока).

*Литературоведы - выступление с тезисами статьи В.А. Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века» с опорой на текст повести).

*Знатоки - помощь учителю в работе с классом по тексту

*Мастера презентаций - создание презентации по окончании работы над повестью.

Рефлексия и перспектива

Понравилось ли вам работать над проектом?

Что особенно привлекло в работе в группах?

Хотели бы поработать над другим проектом?

Напишите, используя материал повести и подборку стихов о первой любви известных поэтов, какая она - первая любовь?

Отчёты групп

Биографы

И. С. Тургенев не писал автобиографий. Он сам говорил: «Моя жизнь - в моих произведениях», свидетельствуя, что все его произведения в той или иной степени автобиографичны. Но повесть «Первая любовь» - одно из самых автобиографичных произведений И. С. Тургенева, если не самое автобиографичное: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это «Первая любовь». В остальном - хотя немного, да выдумано, в «Первой любви» же описано действительное происшествие без малейшей приукраски, и при перечитывании действующие лица встают как живые предо мною».

Собственная первая истинная влюбленность писателя прославлена им же самим. Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал он из них, может быть, лучшее свое произведение.

Все главные герои повести имеют свои реальные прототипы: шестнадцатилетний Володя - это пятнадцатилетний юноша Иван Тургенев; отец Володи - это Сергей Николаевич Тургенев, изображенный здесь портретно. «В повести, - говорил Тургенев, - я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего. Отец мой был красавец; я могу это сказать потому, что я нисколько на него не похож, - я похож лицом на мать. Он был очень хорош - настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться - и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное. Особенно становился он таким с женщинами, которые ему нравились».

Личность женщины, которая скрывалась под именем главной героини Зинаиды Засекиной, по понятным причинам, не афишировалось Тургеневым. Но современный исследователь М. Н. Чернов, на основе искусной комбинации текстологической и генеалогической работы, смог доказать, что реальным прототипом Зинаиды была поэтесса Е. Л. Шаховская. Княжна Шаховская стала причиной семейной драмы Тургеневых. Ее полюбили отец и сын, но она отдала предпочтение отцу. В 1834 г. умирает Сергей Николаевич, Екатерина Шаховская через два года после его смерти выходит замуж и умирает во время родов. Семейная драма Тургеневых далеко не для всех была тайной. Несмотря на это, имя женщины оберегалось.

Место действия реальных событий жизни пятнадцатилетнего юноши Ивана Тургенева и место действия героя повести шестнадцатилетнего Володи также совпадает абсолютно: это дача в Нескучном саду близ Калужской заставы, нанятая родителями писателя.

Мне было тогда шестнадцать лет. Дело происходило летом 1833 года.

Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного сада. Я готовился в университет, но работал очень мало и не торопясь», - так начинается повествование героя Тургеневской повести о своей первой любви. Действительно, Тургеневы наняли здесь дачу на лето 1833 года. Иван готовился к поступлению в Московский университет. События именно этого лета и вспоминал Иван Сергеевич Тургенев, создавая много лет спустя в 1860 г. свой шедевр «Первая любовь».

Вероятно, описание дома, данное в «Первой любви», соответствовало действительности: «Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев». Как установил исследователь-москвовед С. К. Романюк, дача Тургеневых в 1833 году находилась в районе Малой Калужской улицы, современные номера домов 19-21.Сегодня от той усадьбы не осталось и следа, она была уничтожена в конце 20-х гг. ХХ века. Сейчас на том месте ведется современное строительство. Сохранилась лишь черно-белая фотография усадьбы, сделанная в 1909 году книжным графиком, иллюстратором произведений И. С. Тургенева, В. В. Домогацким. Не сохранилась и усадьба Шаховских. Все изменилось. Но место помнит первую любовь великого русского писателя.

Отчёт литературоведов

Тезисы статьи В.А.Доманского

1.Мотив возможности высшего счастья, гармонии с миром

2.Каждый стиль сада заключает в себе определённую систему эстетических кодов.

Важны даже отдельные его топосы, уголки сада..

3.В мире усадьбы поют, музицируют, рисуют…

4.В усадебной повести доминирует любовная коллизия

5.Коллизии усадебной повести могут быть соотнесены с …мотивами: искушения, грехопадения

6.Мгновения счастья, испытанные однажды героями, и есть высшее вознаграждение судьбы, остаётся только воспоминание о несбывшемся счастье..

7...завязка невозможна без появления героя из «вне»

8.Любовный сюжет…прочитывается не только на уровне событий.., но и культурных знаков усадьбы:..сады,.. сумерки,ночь,тени…руины

Текст повести «Первая любовь»

1.«Я никогда не забуду первых недель, проведённых мною на даче…»

2.«…случайно приблизился к низкому забору, отделявшему собственно наши владения от узенькой полосы сада, простиравшейся за флигельком направо..

3.«…мы и на фортепьяно играли, и пели, и танцевали, и представляли цыганский табор…»

4.«Я всё забыл, я пожирал взором этот стройный стан…»

5.«Глядите на меня,- промолвила она, ласково понижая голос,- мне это не неприятно»…

6.«и теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что осталось у меня более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»

7.« В один день… ставни этого флигелька открылись, показались в них женские лица..»

8.«…была, что называется в народе, воробьиная ночь»…«Особенно полюбил я развалины оранжереи»

Отчет иллюстраторов


Какой эпизод из повести изображён?

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Тургенев Иван Сергеевич появился на свет в 1818 году. Жизнь мальчика началась в старинной дворянской семье Тургеневых, матери Варвары Петровны и отца Сергея Николаевича, отставного кавалерийского офицера. Мать происходила из богатой, но не знатной семьи Лутовиновых. Тургенев все детство проводит в родительском имении Спаском - Лутовинове, около города Мценска Орловской губернии. Первые уроки Тургеневу преподал крепостной Федор Лобанов, секретарь его матери. Через некоторое время Тургенев с семьей переезжает в Москву, где дальше продолжает свое образование в частном пансионе, а затем юный Иван Сергеевич начинает заниматься науками под руководством московских педагогов Погорельска, Клюшникова и Дубенского. Тест Тургенев первая любовь К четырнадцати годам Тургенев уже очень хорошо говорит на нескольких иностранных языках, а так же успевает познакомиться с лучшими произведениями русской и европейской литературой. В 1833 году Тургенев поступает в Московский университет, но уже в 1834 году переводится в Петербургский, где и заканчивает философский факультет в 1837 году.

Еще со студенческих лет Тургенев любил писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы небольших поэм, драм и лирических стихотворений. Среди университетских профессоров выделялся только Плетнев, который был близким другом Пушкина. Несмотря на то, что Плетнев не имел специального образования, он отличался природной мудростью и интуицией. Ознакомившись с произведениями Ивана Тургенева, Плетнев назвал их «недозрелыми», хотя выбрал два более удачных стихотворения и опубликовал, дабы пробудить в ученике желание продолжать свои начинания.

Интересы Ивана Сергеевича не были сосредоточены только на литературном творчестве, и в 1838 году, весной, Тургенев уезжает за границу в Берлинский университет, считая, что он недостаточно получил знаний в университетском образовании. В Россию же он возвратился только в 1841 году.

Тургенев всю жизнь мечтал о преподавании философии, пытался сдать магистерские экзамены, дающие право на защиту диссертации и получения места на кафедре. В конце 1842 года Тургенев задумывается о службе в министерстве внутренних дел. Уже в 1843 году Тургенева зачислили в канцелярию министерства, где вскоре он разочаровался в своих ожиданиях и потерял интерес, а через пару лет подал в отставку.

Тургенев Иван Сергеевич писал повести о людях. Этой теме посвящены многие его произведения, такие как «Затишье», «Дневник лишенного человека», «Два приятеля», «Переписка» и «Яков Пасынков». Тест Тургенев первая любовь В 1867 году Тургенев заканчивает работу над романом «Дым».

В 1882 году, весной, Иван Сергеевич смертельно заболел, но, несмотря на страдания, писатель продолжает свою работу и за несколько месяцев до своей смерти успевает издать первую часть книги «Стихотворения в прозе». В своей последней книге он собрал все главные темы и мотивы своего творчества. Тест Тургенев первая любовь

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Произведение "Первая любовь" Тургенева, отзывы о котором приведены в этой статье, это повесть великого русского прозаика, в которой рассказывается о душевных переживаниях юного главного героя, его влюбленности, которая наполнена драматизмом и жертвенностью. Книга впервые увидела свет в 1860 году.

История создания

Отзывы о книге "Первая любовь" Тургенева позволяют составить полноценное впечатление об этом произведении. Прозаик создал его достаточно быстро. Он писал с января по март 1860 года. В то время находился в Санкт-Петербурге.

Основой послужил личный яркий эмоциональный опыт, а также события, произошедшие в семье писателя. Сам Тургенев позже признавался, что в сюжете изобразил своего отца. Описал все практически документально, без каких-либо прикрас. Позже его многие осуждали за это, но реалистичность этой истории была крайне важна для автора. Это же подчеркивают и многие читатели в отзывах о книге "Первая любовь" Тургенева. Писатель был уверен в своей правоте, так как искренне считал, что ему абсолютно нечего скрывать.

О произведении "Первая любовь" Тургенева в отзывах читатели отмечают, что действия разворачиваются в Москве. На дворе 1833 год. Главного героя зовут Володя, ему 16 лет. Он проводит время на даче вместе со своими родителями. Впереди у него важный этап в жизни - поступление в университет. Поэтому все его свободное время посвящено подготовке к экзаменам.

В их доме есть бедный флигель. В него вскоре въезжает семья княгини Засекиной. Главному герою совершенно случайно попадается на глаза юная княжна. Он очарован девушкой и с тех пор хочет только одного - познакомиться с ней.

Скоро подворачивается и удачный случай. Мать посылает его к княгине. Накануне она получает от нее малограмотное письмо, в котором Засекина просит ее покровительства. Но в чем оно должно заключаться, подробно не поясняет. Поэтому матушка просит Володю сходить к княгине и передать устное приглашение к ним в дом.

Володя у Засекиных

В книге "Первая любовь" Тургенев (отзывы это особенно отмечают) уделяет большое внимание первому посещению Володи этой семьи. Именно тогда главный герой знакомится с княжной, которую зовут Зинаида Александровна. Она молода, но все же старше Володи. Ей 21 год.

Едва познакомившись, княжна приглашает его в свою комнату. Там она распутывает шерсть, всячески начинает с ним кокетничать, но вскоре теряет к нему всякий интерес.

Ее мать, княгиня Засекина, не стала откладывать свой визит в долгий ящик. Она пришла к матери Володи в тот же вечер. При этом произвела крайне неблагоприятное впечатление. В отзывах о "Первая любовь" читатели отмечают, что все же мать Володи, как воспитанная женщина, приглашает ее с дочерью на обед.

Во время трапезы княгиня продолжает себя вести крайне вызывающе. Например, она нюхает табак, шумно ерзает на своем стуле, постоянно жалуется на бедность и нехватку денег, всем и каждому рассказывает о своих многочисленных векселях.

Княжна, наоборот, ведет себя воспитанно и даже величаво. С володиным отцом она разговаривает исключительно по-французски. При этом почему-то смотрит на него весьма враждебно. На самого Володю не обращает никакого внимания. Только перед самым уходом тайком шепчет, чтобы он навестил ее вечером.

Вечер у княжны

Многие читатели любят это произведение, и на основе их впечатлений мы попытаемся сделать свой краткий отзыв. "Первая любовь" Тургенева содержит также описание вечера у Засекиных. Володя на нем знакомится с многочисленными поклонниками юной княжны.

Это доктор Лушин, граф Малевский, поэт Майданов, гусар Беловзоров и, наконец, Нирмацкий, капитан в отставке. Несмотря на такое количество потенциальных соперников, Володя чувствует себя счастливым. Сам вечер проходит шумно и весело. Гости играют в забавные игры. Так, Володе выпадает жребий поцеловать ручку Зинаиде. Сама княжна практически весь вечер не отпускает его от себя, выделяет его среди других и оказывает предпочтение.

Интересно, что на следующий день отец подробно расспрашивает его, что было у Засекиных. А вечером сам идет к ним в гости. После обеда и Володя желает навестить Зинаиду, но девушка не спускается к нему. С этого момента его начинают мучать подозрения и сомнения.

Любовные страдания

В отзывах о повести "Первая любовь" Тургенева читатели отмечают, что переживаниям главного героя автор уделил повышенное внимание. Когда Зинаиды нет поблизости, он изнывает в одиночестве. Но когда она появляется рядом, Володе не становится легче. Он постоянно ревнует ее ко всем окружающим, обижается на каждый пустяк и в то же время понимает, что не может жить без нее.

Зинаида практически с первого дня догадывается, что юноша в нее влюбился без памяти. При этом в отзывах о рассказе "Первая любовь" Тургенева читатели всегда подчеркивают, что сама княжна в их дом приходит редко. Матери Володи она категорически не нравится, а отец с ней говорит редко, но всегда значительно и по-особенному умно.

Зинаида изменилась

В книге "Первая любовь" И. С. Тургенева события начинают стремительно развиваться, когда оказывается, что поведение Зинаиды Александровны резко меняется. Она редко видится с людьми, подолгу гуляет одна. А когда вечерами гости собираются у них в доме, бывает, что совсем не выходит к ним. Вместо этого может несколько часов просидеть, запершись у себя в комнате. Володя начинает не без оснований подозревать, что она безответно влюблена, но никак не может понять, в кого именно.

Как-то раз они встречаются в укромном месте. В любом кратком отзыве о "Первой любви" Тургенева этому эпизоду всегда уделяется особое внимание. Володя проводит время на стене полуразвалившейся оранжерее. Вдруг он видит, что вдалеке по дороге идет Зинаида.

Заметив молодого человека, она приказывает ему незамедлительно спрыгнуть, если он в действительности любит ее. Юноша, не раздумывая, прыгает. Упав, он на некоторое время лишается чувств. Придя в себя, он замечает, что княжна хлопочет вокруг него. Вдруг начинает его целовать, но, заметив, что он пришел в себя, встает и стремительно уходит, настрого запретив ему преследовать ее.

Володя несказанно счастлив этому короткому мгновению. Но когда на следующий день он встречается с княжной, она ведет себя так, будто ничего не произошло.

Встреча в саду

Следующий важный для развития сюжета эпизод происходит в саду. Княжна сама останавливает молодого человека. Она с ним мила и любезна, предлагает дружбу и даже жалует звание своего пажа.

Вскоре Володя обсуждает эту ситуацию с графом Малевским. Последний отмечает, что пажи должны знать все о своих королевах и следовать за ними и день, и ночь. Непонятно, говорил ли граф всерьез или шутил, но Володя следующей же ночью решает караулить в саду под ее окном. Он даже берет с собой нож на всякий случай.

Внезапно в саду он замечает своего отца. От неожиданности он сбегает, потеряв по дороге нож. Днем он пытается обсудить эту ситуацию с княжной, но им мешает ее 12-летний брат-кадет, который приехал в гости. Зинаида поручает Володе его развлекать.

В тот же вечер Зинаида допытывается у него, отчего Володя такой печальный. Тот же пускается в слезы, обвиняя ее в том, что она играет с ним. Девушка утешает его, уже через несколько минут, забыв обо всем на свете, он играет с Зинаидой и ее братом и искренне смеется.

Анонимное письмо

Спустя неделю Володя узнает шокирующее известие. Между его матерью и отцом произошла ссора. Причина - связь отца Володи с Зинаидой. Об этом его мать узнала из анонимного письма. Матушка объявляет, что больше не собирается здесь оставаться и возвращается в город.

На прощание Володя, который отправляется вместе с ней, встречается с Зинаидой. Он клянется, что будет любить и обожать ее до конца своих дней.

В следующий раз юноша встречает княжну на верховой прогулке. В это время отец отдает ему поводья и скрывается в переулке. Володя преследует его и видит, как он тайком через окно разговаривает с Зинаидой. Отец что-то ей доказывает, девушка не соглашается. В конце она протягивает к нему руку, но отец резко бьет ее хлыстом. Зинаида, вздрогнув, целует рубец. Расстроенный Володя бежит прочь.

Переезд в Петербург

В завершении повести Володя с родителями переезжает в Петербург. Он успешно поступает и учится в университете. Спустя полгода его отец умирает от удара. За несколько дней до этого он получает письмо из Москвы, которое крайне его разволновало и расстроило. После его смерти мать главного героя отправляет в Москву большую сумму денег, но юноша не ведает, кому и зачем.

Все встает на свои места только спустя 4 года. Знакомый рассказывает ему, что Зинаида вышла замуж и собирается уехать за границу. Хотя это и было непросто, потому что ее репутация после случая с его отцом была сильно подпорчена.

Володя получает ее адрес, но едет к ней только через несколько недель. Оказывается, что он опоздал. Княжна накануне умерла при родах.

Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры "работает" на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть?

Глава I - экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV осуществляется завязка - знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В главе XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, доказывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дружеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне госпожи Дольской. Особенностью этой тургеневской повести о любви является постоянная напряженность действия, динамизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стремятся к разгадке.

Тургенев говорил, как свидетельствуют современники, что "это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… "Первая любовь" - это пережито". Могут ли эти слова Тургенева убедить нас в том, что "Первая любовь" - автобиографическая повесть?

Конечно, ведь писатель говорит о переживании тех чувств, которые он испытывал в юности. Удовольствие от перечитывания повести, которая не сочинена, а "сама жизнь", свидетельствует о близости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

В процессе работы над повестью автор особенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были "прекрасные глаза", потом "глубокие темно-серые глаза", затем "ласковые, чудесные глаза", "светлые живые глаза" и, наконец, "светлые глаза". Попробуйте обосновать этот окончательный вариант Тургенева.

Пожалуй, "светлые глаза" самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия "прекрасные", "ласковые, чудесные", "живые", так как эпитет "светлые" имеет не только цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность героини, а она, эта сущность, - светлая, независимо от более точных цветовых оттенков.

Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.

Сны отражают настроение героев повести и предвещают наступление решительных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавленный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным событиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и трагический конец Зинаиды.

Тургенев - признанный мастер пейзажа. Найдите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.

Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. "На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы". Герой признается, что немые молнии, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины природы с рисунком чувств, ощущаемых Владимиром.

В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный рывок от восторга к прозаическому поступку: "Сад… Фонтан… - подумал я. - Пойду-ка я в сад". Как можно объяснить это сопоставление?

Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

Помогло ли вам раздумье над текстом "Первой любви" понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?

Герой повести - почти ребенок, и каждое его переживание несет печать его возраста. Его любовь - светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти бескорыстное. Оно охватывает человека, который только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожиданий. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и любви: "О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое употребить бы не сумела…"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева «Первая любовь» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Ход размышлений популярного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы популярного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например: Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.(1 глава, XXX стих) Условий света свергнув бремя...(1 глава, XLV стих) Кто жил и мыслил, тот
    Повесть посвящена П. В. Анненкову, состоит из двадцати двух глав, которым предшествует небольшое вступление. Здесь писатель поэтически рисует чувство любви, которое приносит человеку и радость, и горе, но всегда делает его лучше, чище и возвышеннее. План Встреча в гостях. Рассказ Владимира Петровича о своей первой любви: поездка на дачу, встреча с девушкой; знакомство с семьей Засекиных; любовь к Зинаиде; страшная новость, отъезд в город; свидание с Зинаидой в Москве; смерть отца; известие
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    10. 09. 2012. Провел весь день дома. Взял с полки повесть Александра Ивановича Куприна "Поединок", начал читать. …Это что-то необыкновенное! Захватывающее! До самой ночи не мог оторваться. С самого начала повесть захватила меня. 11.09.2012. …Всё еще под впечатлением повести, читаю послесловие… 12.09.2012. Сегодня дочитал повесть. Я никак не могу поверить, что прототипом для Ромашова послужил сам Куприн, то есть все мысли и переживания исходили из сердца Куприна. Но если это так, то я восхищаюсь умением писателя оценивать
    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    Поэма Шота Руставели - свидетельство высокого уровня грузинской культуры XII века. (Поэма могла появиться лишь в период расцвета грузинской культуры, ибо создать столь великое произведение мог не просто одаренный мастер художественного слова, а гений, опиравшийся на многовековую культурную традицию родного народа. Автор, безусловно, был знаком с творениями грузинских писателей и поэтов. Руставели глубоко освоил достижения всемирной культуры своего времени.) "Витязь в тигровой шкуре" - памятник грузинской культуры. Воссоздание древней истории