Семья и Дети

Возникновение хип хопа. Хип хоп культура как глобальная молодежная субкультура

В наше время появляются всевозможные новые танцевальные стили, однако популярность остается неизменной до сих пор. В качестве основных элементов данного танца выступают всевозможные прыжки, падения, трюки, а также слаженные движения под ритмичную мелодию. Хип-Хоп считается весьма динамичным стилем, причем основной акцент в нем отводится некоторым определенным частям тела, а также движениям из обычной повседневной жизни.

Следует отметить, что местом зарождения танца Хип-Хоп стала Америка, причем первыми его танцорами стали афроамериканцы. История танца началась в Южном Бронксе, считающемся самым неблагополучным и опасным районом Нью-Йорка, в 1967 году. Именно это место и посетил Кул-Херк - один из основателей культуры.

Основная заслуга Кул-Херка состоит в том, что на вечеринках, который он сам же и организовывал, он начал пробовать читать речитатив под звук проигрываемых им пластинок, что впоследствии переросло в такое понятие, как Rap. Кроме этого он периодически использовал в своей музыке брейки (музыкальные перерывы), благодаря чему танцоры, выходящие в круг, могли демонстрировать свои танцевальные умения.

Кемпи О.

Хип-хоп – это культурное движение, которое, зародившись в 70х гг. прошлого века в одном из черных кварталов Нью-Йорка, известно и популярно во всем мире. Оно объединяет в себе многое: музыку, танцы, наглядное творчество (граффити), модные тенденции в одежде, образ мыслей и стиль жизни. Изначально, хип-хоп был независимой и некоммерческой формой выражения молодежи через музыку и танцы, со временем же он превратился в сферу, сопряженную с многомиллионными ганарарами и дорогостоящими «знаками отличия».

Cool Herc

Отцом-основателем хипхоповской культуры считается иммигрант с Ямайки – Клив Кемпбел , известный в музыкальной среде как Cool Herc . Он приехал в Южный Бронкс (афро-американское гетто Нью-Йорка) в 1967 году, и стал известен тем, что устраивал дворовые вечеринки, на которых был тем, кого сейчас называют Ди-джеем или МС (мастер церемонии). На одной из таких вечеринок в 1973 году он впервые использовал прием «врезания» части одной композиции в другую.

Он вставил отрывок песни Джеймса Брауна GIVE IT UP OR TURN IT LOOSE во время проигрывания композиции Майкла Виннера Bongo Rock.

"Give it up or turn it loose":

Это нововведение очень понравилось молодежи, которая сразу придумала использовать эти вставки (брейки) для определенного вида танцев с использованием разного рода акробатических элементов, которые приобрели название брейк-данс.

Grandmaster Flash

Джозеф Саддлер жил в Южном Бронксе и изучал электротехнику. Но куда большую тягу он испытывал к музыке. С подросткового возраста он экспериментировал с виниловыми пластинками папы, и однажды пришел к мысли о том, что вертушка может внести революцию в музыку. Он стал первым, кто дотрагивался до пластинок руками по ходу их проигрывания, и манипулировал звучанием.

Одним из наиболее известных примеров «микширования» может стать трек Грендмастера Флеша Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel.

"Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel":

Afrika Bambaataa

Уроженец Южного Бронкса, известен как один из первых рэперов в музыкальной истории.

Он был лидером Black Spades, одной из наиболее печально известных и жестоких группировок того времени. Когда он направил свою энергию в русло новой культуры, он повел за собой многих знакомых. Это привело к превращению Black Spades в новую организацию, направленную на саморазвитие и всеобщий мир. С того момента и по сей день она, под названием Zulu Nation, она процветает в мирной сфере хип-хоп культуры.

Bambaataa и его последователи резко снизили уровень преступности в нестабильных районах Нью-Йорка. Если раньше бедная молодежь решала все проблемы между собой драками и стычками, то теперь конфликты решались в танцевальных поединках (баттлах), соревнованиях в репе, и даже граффити.

1982 Африка совершил турне по Европе, сделав огромный вклад не только для распространения хип-хопа, но и для его обогащения новыми направлениями, такими как «электро» (с которым Баамбаата познакомился в Германии). После смешения электро с хип-хопом на свет появилась композиция «Planet Rock», которая вскоре стала очень популярной.

Наряду с ди-джеингом и тесно с ним связанное, развивалось и танцевальное направление хип-хоп культуры. Брейк-данс, «ломаный танец», зародился тогда же, когда Кул Хёрк сделал свою первую «фирменную» вставку. Этот стиль был абсолютно не похож на популярные танцы предыдущих поколений. Впрочем, можно проследить историю его становления. В 1969 году танцор Дон Кэмпбел изобрел такой вид танца, в котором танцор как бы зацикливается в определенном положении на некоторое время («ticking»), а в ритмических припевах тело двигается свободными волнами («waiving»). Это было названо кембелокинг, и теперь более известно как просто локинг.

Многое в этом направлении перенималось из национальных культур, например, в лосанжелесской пантомиме «boogie» слышны отголоски негритянской культуры.

В середине 70х годов Локотрон Джон и Шабаду создали такую форму танца, которую мы сейчас и называем хип-хопом: объединенные стили «locking» и «popping».

Тогда же появляется и начинает развиваться стиль «робот».

Первыми, кто сумел вырваться из толпы и продемонстрировать свои индивидуальность в брейке, стали участники коллектива Rock Steady Crew. Он было создан в 1879 году двумя би-боями (так называют танцующих брейк-данс) Jimmy D и Jojo. Один из виднейших би-боев Ричард Колон, по прозвищу Crazy Legs, сделал существенный вклад в разнообразие танцевальных элементов и разработку сложных акробатических приемов брейк-данса. Также благодаря своему таланту, он способствовал популяризации танцев и распространению термина би-бой (b-boy).

Пик популярности танцевального направления хип-хопа пришелся на первую половину 80-х годов, когда внимание молодежи приковали к себе фильмы «Breakin» и «Beat street».

Граффити – это еще один аспект культуры хип-хопа, который нельзя оставлять без внимания. Само слово происходит и от греческого слова "Graphein" - "писать", и от итальянского "Graffito" - "царапать". Современное понимание этого феномена связано у современных жителей мегаполисов с разрисованными парадными и заборами, лифтами и стенами домов, на которых буквально все свободное пространство может быть заполнено не совсем понятными, а иногда и слишком хорошо понятными фразами и словечками.

Считается, что первую надпись в стиле граффити, точнее, в современном его понимании, сделал тогда еще молодой житель Нью-Йорка в 60х годах 20 века. Он расписывал своим именем Julio 204 (204 – номер улицы) подземку родного города, но мелочиться он не стал, и вскоре о существовании человека с псевдонимом Julio 204 узнали жители всех районов города. Эту идею вскоре подхватил еще один молодой житель того же города, 17-летний грек Demitrios, который также оставил свои «теги» "Taki 183" (tag – так обозначается надпись или псевдоним) во всех частях Нью-Йорка. На этот раз это не прошло незамечанным, и один журалист разыскал юношу, чтобы взять у него интервью и выяснить, с какой целью он делал эти надписи. Ответ на этот вопрос он изложил в статье "Taki 183 spawns pen pals", которая стала первой из посвященных граффити.

Вскоре молодежь стала активно расписывать все попавшиеся на глаза предметы своими «тагами», и этот феномен превратился в настоящее движение, которое стали называть хип-хоп граффити.

Одним из объектов, пользующихся наибольшим вниманием и любовью райтеров, были поезда. Многие группировки предпочитали одни линии метро другим, в зависимости от их маршрута, качества покрытия вагонов, и количества пассажиров, которые могли бы увидеть их творения. Последнее было наиболее важно, так как вся культура хип-хоп основана на массовости и публичности. Известность среди населения ценилась представителями всех направлений.

Кудрявцева Алёна

Современное искусство предполагает не столько гедонистическое восприятие, сколько навыки «считывания» информации, её дешифровки с учётом того языка искусства, на котором «говорит» художественный образ. Труден и интересен одновременно анализ танца: во-первых, потому что этот вид искусства относится к синтетическим, во-вторых, потому что имеет многообразные стили и направления, ещё не изученные искусствоведами. Автора данной работы привлекла тема именно своей новизной, неразработанностью и тем самым возможностью сказать своё слово в осмыслении искусства танца хип-хоп. По мнению автора, именно в таких жанрах раскрывается менталитет молодого человека, зеркально отражающий современную эпоху, интересы и чаяния молодёжи.

Изучив ограниченный круг литературы по этому вопросу, Кудрявцева Алёна поставила перед собой цель - выявление характерных черт танца хип-хоп как самостоятельного направления в искусстве .

Следует отметить, что работа обучающейся выполнена качественно, она отличается глубиной отображения темы, многовекторным анализом танца хип-хоп в контексте времени и в контексте культуры. Автор удачно вводит в реферирование элементы искусствоведческого анализа, что убедительно доказывает высокую степень разработанности темы исследования.

Композиционный строй работы позволил автору раскрыть важные составляющие танца хип-хоп: в первой главе Кудрявцева Алёна рассмотрела предпосылки возникновения этого стиля танца и его музыкальную судьбу; вторая глава посвящена непосредственно специфике хип-хоп в искусстве танца. В заключение реферата автор обоснованно делает вывод, что «развитие и популяризация хип-хопа в мире искусства уже давно претендует на самостоятельный стиль клубного танца» (С. 13). Этот жанр утвердился в молодёжной среде разных стран с разной культурой, а значит, он обладает универсальностью, утверждает новые хореографические образы– образ стремительно развивающегося мира, глобализации и интенсификации жизни человека, оказывает воздействие даже на неподготовленного адресата.
Таким образом, можно сделать вывод, что такой жанр танцевального искусства, который художественно осваивает мир через ритм, пластику, утверждается как самостоятельный, самодостаточный стиль, стиль высокой коммуникации и художественно-драматической силы.

Архитектоника реферата подчинена замыслу научного исследования: логичность построения, единство формы и содержания, правильно оформленные сноски и ссылки, список использованной литературы – убедительно доказывают это. В приложении автор разместила результаты анкетирования по теме (респондентами стали молодые люди) и видеофильм.

Кудрявцевой Алёне удалось сочетать научность с эмпирикой, строгую логичность с развёрнутым анализом отдельных танцевальных композиций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35

город Рыбинск Ярославской области

Экзаменационный реферат
по искусству

Специфика культуры хип-хоп

(на примере искусства танца)

Кудрявцева Алёна,

Обучающаяся 9 класса

Руководитель

Черкашина Людмила

Андреевна,

учитель мировой

Художественной культуры

Рыбинск

2012

Введение

XX век. Активно развивается искусство. Одним из развивающихся направлений являются танцы. Современные танцы получают новое дыхание, они имеют множество направлений и стилей, каждый из которых несёт некое послание миру, отражает характер и стиль жизни людей, выбравших это направление.

В первую очередь нужно сказать о том, что танец – это синтетический вид искусства (он сочетает в себе и музыку, и хореографию, и драматургию). Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр, (впитавший литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство); также балет, кино. Это тенденция современности, когда искусство перестаёт существовать в своей «чистой» форме. Действительно, таких синтетических видов искусств много, но в настоящей работе объектом исследования будет культура хип-хопа, а предметом – танец.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Неформальные объединения и движения молодёжи имеют определённые функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения сознательных или несознательных результатов; а также компенсаторную, связанную с личной зависимостью и отсутствием свободы в официальных структурах. Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодёжи и реализуется в социокультурной деятельности.

Это всё порождало зарождение новых направлений, в которых каждый мог себя выразить, самореализоваться. Таким направлением в культуре является хип-хоп. Хип-хоп – это не только танец, но и целая культура, включающая в себя: рэп (музыка), граффити, баскетбол, танец (хип-хоп, брейк-данс, хаус-данс). Предметом исследования становится танец хип-хоп, а целью – выявление характерных черт танца, как самостоятельного направления в искусстве

Настоящая цель потребовала решить несколько задач:

Исследование хип-хопа, как субкультуры XX века;

Исследование музыки хип-хопа в контексте целой культуры;

Характеристика танца как одного из элементов хип-хоп культуры.

Глава I. Hip-hop – культура позитивного протеста

1.1. История Hip-hop движения и культуры

История хип-хопа зарождалась в конце 60-х годов 20-го века и продолжает развиваться по сей день. То, что началось более 30 лет назад, воплотилось в собственное движение и культуру. Хип-хоп культура возникла в Нью-Йорке среди негритянских и латинских гетто. Уличная культура существовала испокон веков во всех странах. Но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от общества. И вот она выплеснулась на улицы белых кварталов, а затем в массы - шоу-бизнес, дискотеки, кинематограф.

Хип-хоп культура была международно признана с 70-х годов ХХ века. Она делится на множество направлений, каждое из которых достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. Так можно выделить три основных направления:

Музыкальное (Рэп, Фанк, Битбокс)

Танцевальное (Брейк дан-с, Крамп, Вэйвинг)

Изобразительное (Граффити)

Несмотря на то, что хип-хоп как образ жизни зародился давно в самых разных уголках Северной Америки, истинной родиной считается Южный Бронкс - черное гетто Нью-Йорка, один из беднейших кварталов. Но слова хип-хоп тогда еще не было, его придумал несколько лет спустя легендарный DJ (ди - джей) Африка Бамбата, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии.

В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (KoolHerc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был связующим звеном музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре его стали называть МС («эм-си» мастер церемонии) - он подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп».

Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось, и вскоре он и Африка Бамбата начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине и Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин «B-Boy» (би-бой), «Breakboys» - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название брэйкинг (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться в специальной манере хип-хопа.

В конце 60-х годов ХХ века брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который в России получил название «нижний брэйк», и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брейках. Популярен он стал после того, как в 1969 году Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным соревнованиям. В конце 70-х годов произошло расширение влияния и географии хип-хопа, сначала в Нью-Йорке. Начались «сражения» между ди-джеями, соревнования танцоров. Различные уличные группы танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.

Став модным, хип-хоп вышел за пределы США и охватил на какой-то период часть молодежи. Интерес молодежи к хип-хопу как в Америке, так и в других странах, начался, скорее всего с брэйк-данса, где не нужно было знания языка, потому что язык движений универсален. А этот диковинный способ двигаться вызвал колоссальный интерес в середине 80-х, после выхода двух кинофильмов «Breakin» и «Beat Street». Молодые люди стали проникаться идеями брэйка и рэпа. В молодежной среде многих стран возникла яркая вспышка интереса к брэйк-дансу и рэпу. Во второй половине 80-х годов увлечение перешло в более спокойное русло.

В середине 80-х годов рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мейнстрим американской музыкальной индустрии. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа, увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом.

В России хип-хоп приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брэйк-дансом, хотя англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В то время удовольствие окунуться в хип-хоп стоило недёшево. Приходилось ездить за границу за характерной одеждой и за кассетами, являвшимися единственным пособием по брэйк-дансу.

Хип-хоп культура в России ничем не отличается от американской. Но основная проблема по-прежнему лежит за качеством исполнения, музыки и текста. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир, с другой стороны более андерграудные формы русского хип-хопа не имели успеха. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.

Спустя более чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа, нет никаких признаков спада этой культуры. И смотря вперед, можно с точностью сказать, что будущее этой культуры светлое, так как много страниц в истории хип-хопа еще не написаны.

Сегодня хип-хоп – это самый модный и популярный тренд молодёжной культуры. Этот стиль впитал в себя уличную философию афроамериканцев, элементы фанка, пока, брэйка, джаза. Хип-хоп – это символ современной молодёжной культуры, который всегда будет оставаться актуальным. Энергия, эмоции, страсть, вдохновение и свобода – вот что ценит молодёжь третьего тысячелетия. Всё это даёт хип-хоп. Хип-хоп – это возможность выразить свои эмоции, чувства и стремления.

1.2. Музыка Hip-hop

В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра. Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой англо-саксонской культуре.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без. В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.

В самом начале 1980-х гг. в среде рэперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую очередь, к Kraftwerk и Грэй Ньюману, технологические находки которых, вкупе с развившимся «брэйкбитом» - ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка.

В середине 1980-х годов музыка хип-хоп перестала ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэперов стало разрабатывать более серьезные темы. Например, социально-агрессивные реперы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде.

К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой. Кроме того крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэями», и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа.

В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации - «за лучший альбом» - была присуждена рэп-артистам - дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся информация.

В середине первого десятилетия ХХI века наиболее востребованные хип-хоп - продюсеры - Скотт Стояч, Тимбэрлеэнд - способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный эгоцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

На сегодняшний день, самыми популярными в мире исполнителями рэпа являются Eminem, KanyeWest, OutKast. А если говорить о русских исполнителях, то это Noize MC, Guf, Ноггано, Loc-

Рэпер Эминем Рэпер Гуф

Глава 2. Танец хип-хоп

2.1.Специфика Hip-hop в искусстве танца

Современными учёными уже доказано, что движения танцующего человека могут рассказать о нём многое. В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и миру, и многое другое.

Главными характеристиками танца являются:

Ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений.

Рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

Техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец в стиле хип-хоп - это не народный, не классический, не техно танец – это отдельное широкое направление танцевального искусства. Хип-хоп танец может быть разделен на два основных типа: олд-скул (old school -старая школа хип-хопа) и нью-стайл (new style - новая школа хип-хопа). Старая школа (old school) включает в себя поппинг, локинг и брейк-данс. Попинг, в свою очередь, делится на богало, электрик-богало, тетрис, вэйвинг, робот и поп-корн.

В 90-х годах произошло появление новой формы хип-хопа, который соединяет движения из стилей старой школы: поппинг, локинг, брейк - дансинг (но больше концентрируется на работе ног, в противовес акробатическому стилю), а также из многих других стилей. Позже люди начали определять этот стиль как новую школу. Постепенно, проникая в поп-культуру, впитывая в себя все новые элементы и стили, трансформируясь, хип-хоп становится ведущим танцевальным направлением и выделяется в отдельное направление – хип-хоп нью-стайл. Хип-хоп проникает в поп-культуру как никогда раньше: в движениях, которые делают в клипах и на сцене знаменитые звезды (Тимберленд, ДжениферЛопез, Джанет Джексон, Бьёнсе) и их танцоры, есть немного этого стиля, немного того стиля, немного того - и все это вместе всеобъемлющий, многообразный, всегда стильный хип-хоп нью-стайл.

Хип-хоп танец – уникальный феномен современной танцевальной культуры, в котором размыты правила и ограничения. Яркой чертой этого танцевального направления является его характер, актерская составляющая. Танец, его исполнение, в первую очередь, должны показать наилучшие качества исполнителя в форме танцевального противостояния, иногда даже немного агрессивно. Самоуверенность, самоутверждение не допускают сентиментальности и жеманности, хип-хоп танцы для уверенных в себе людей. Но нельзя считать, что хип-хоп танцы агрессивные, «злые» в своей сути. Главная цель танцора – завоевать симпатию зрителя и поэтому – хип-хоп позитивен и добр.

«Предком» танцевального хип-хопа является африканский джаз (в переводе – «импровизация»). Через танец люди выражали свои чувства, желания. Молодые юноши и девушки стремились с помощью танца показать себя в наиболее лучшем свете и привлечь противоположный пол. Отсюда множество движения бедрами и сексуально-привлекательные движения. Как и в афро-джазе, в хип-хопе присутствует некая «расслабленность», движения как бы обращены в пол. Это объясняется тем, что у африканских народов Бог находится в земле, а не на небе. Поэтому поклоняются ему, обращаясь к земле. Отсюда низкая посадка корпуса и всегда немного расслабленные колени в танце. Первым музыкальным сопровождением были барабаны или тамтамы, поэтому и хип-хоп в дальнейшем получил хорошую ритмическую основу. Со временем хип-хоп развивался и совершенствовался. Основными элементами техники этого стиля являются «кач» тела, прыжки, падения, вращения и легкие акробатические движения. Хип-хоп - весьма динамичный танцевальный стиль, сочетающий в себе акцентирование отдельных частей тела (головы, рук и ног). Именно поэтому в хип-хоп свободно всё, начиная от движений и заканчивая одеждой.

2.2. Танцевальная битва (battle) как отличительная черта хип-хоп

Что же отличает хип-хоп от других танцев? Это, конечно же, его импровизация и танцевальные битвы. Для кого-то хип-хоп стал хобби, а для других это стало образом жизни: способ быть активными, находиться в хорошей физической форме, участвовать в соревнованиях (баттлах) и способом заработать себе на жизнь танцами. Танцевальные движения хип-хопа стали очень популярны среди молодежи, танцующей в клубах и на вечеринках, ведь на танцполе можно выплеснуть все свои эмоции, самовыразиться, ведь хип-хоп это невероятное сочетание танцевальных подстилей: от агрессивного крампа до игривого джаз-фанка.

Важной особенностью уличных танцев, и в том числе хип-хопа, является особая форма соревнования - баттлах (с англ. battle - битва). Основное действо происходит в освобожденном кругу на танцполе или на специальной сцене: отдельные танцоры, пары или группы людей, в хип-хоп жаргоне именуемые бандами, соревнуются друг с другом в танце, а группа судей (обычно это люди, которые добились уважения в группе и успеха в уличных танцах) или наблюдающие зрители определяют победителей. Как правило, танец представляет собой импровизацию. Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной концентрации и удивительной моменты магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их. Импровизация - это главная составляющая любого баттла, если танец не является парным, то единовременно выступает один танцор, за исключением случаев, когда члены одной команды показывают заранее отрепетированный танец. Несмотря на то, что в основе схваток лежит импровизация, участники нередко используют подготовленные заранее танцы и движения, это называется синхронами или рутинами, но, в данном виде схваток это не очень приветствуется, так как в подготовленной хореографии сложно понять какой на самом дела танцор, но зато очень важны различные, неожиданные парные движения-фишки. Победителем же чаще всего становится тот, кому лучше других удается адаптироваться к обстановке, музыке и соперникам. Немаловажным элементом схваток является уважительное отношения танцора к сопернику. Переход от ощущений схватки к выяснению отношений, как правило, не приветствуется.

В последнее время серьезные соревнования по уличному танцу приобрели широкое распространение и несколько ежегодных крупных международных соревнований проводится в разных уголках земного шара, например Juste Debout (Франция) и Battle of the Year (Москва).

Juste Debout Battle of the Year

В большинстве своем программы этих мероприятий состоят из баттлов, однако включают в них и отрепетированные выступления. Juste Debout – это ежегодное соревнование по «верхним» уличным танцевальным стилям, происходящее во Франции. Баттлы проходят в четырех стилях: хип-хоп, нью-стайл, хаус и поппинг. Надо добавить, что существует пятая категория - экспериментальный танец.

Сами битвы проходят командами: два на два. Каждый танцор должен выйти на ринг два раза, то есть всего получается 8 выходов. Самое замечательное - танцоры заранее не знают, какую музыку будут ставить ди-джеи, поэтому им приходится импровизировать.

Со временем, хип-хоп, хотя, как и другие танцевальные стили, развивается и совершенствуется. Сегодня, спортивный танец хип-хоп стал одним из самых популярных и зрелищных стилей. Выплеск эмоций танцоров, расслабленность танца в сочетании с профессионализмом и хорошей танцевальной подготовкой делает этот стиль необыкновенно красивым, и, возможно, лучшим спортивным танцем. С каждым годом этот стиль развивается по линии усложнения, увеличения скорости и хореографии.

Современный конкурсный хип-хоп сегодня представляет собой яркое, захватывающее зрелище и является самым популярным танцевальным направлением во всем мире, по которому проводятся Чемпионаты мира и Мировые кубки. Хип-хоп в настоящее время является ведущим танцевальным направлением Западной и Российской танцевальной культуры и эстрады, этот стиль современного танца приобрел огромную популярность во всем мире.

Развитие уличного танца не стоит на месте, и сегодня появляются новые стили и направления, основой которых является танец хип-хоп. Большое влияние на новые стили оказывает музыка в стиле хип-хоп, в качестве примера можно назвать совсем недавно приобретший широкую известность стиль крампинг, основной уклон которого сделан на энергичные движения и схватки. Крамп-данс - уникальный, не имеющий аналогов развился из движения танцующих клоунов Южного Централа Лос-Анджелеса, организованного знаменитым Клоуном Томми. К сегодняшнему дню крамп, полностью отделившийся от клаунинга, представляет собой вид танца со множеством техник и, вопреки расхожему убеждению, не подразумевает использование клоунского грима. Крамп-данс создавался Тайт Айзом как микс стилей западного побережья (поппинг, вэйвинг), заимствованных от поп-идола Майкла Джексона. Этот стиль имеет с религиозным подтекстом: это не только выброс эмоций, но и своего рода диалог с богом, подобно традиционным танцам африканских культур. В силу своей эмоциональной самобытности крамп-данс довольно сложен технически и основывается на совершенном исполнении мелких изолированных движений, трясок, сбросов и наклонов тела, бросков руками и сложных фиксаций.

2.3. Популярность хип-хоп культуры в наши дни (анализ анкетирования)

В нашей школе был проведен опрос среди учащихся 8 – 10 классов о том, какова популярность танца хип-хоп в наши дни. Школьникам было предложена анкета, состоящая из 8 вопросов:

1. Известен ли вам стиль танца хип-хоп?

2. Ваше отношение к хип-хопу (положительно или отрицательно)?

3. Как вы считаете, пользуется ли популярностью этот стиль?

4. Как вы думаете, хип-хоп может быть использован в другой сфере деятельности? кроме танца.

5. Хотели ли бы вы научится танцевать хип - хоп?

6. Вам известна страна - родоначальница хип - хопа?

7. Имеете ли вы что- то против хип-хопа?

8. Сколько вам лет?

Анализ анкеты

На 1 вопрос – ответов положительно(36) ,отрицательно(2), воздержался(0);

На 2 вопрос – ответов положительно(26) ,отрицательно(10), воздержался(2);

На 3 вопрос – ответов положительно(25) ,отрицательно(12), воздержался(1);

На 4 вопрос – ответов положительно(7) ,отрицательно(29), воздержался(2);

На 5 вопрос – ответов положительно(24) ,уже учусь(3), отрицательно(5) воздержался(6);

На 6 вопрос – ответов положительно(25) ,отрицательно (13);

На 7 вопрос – ответов положительно(0) ,отрицательно(30), воздержался(8);

8. Возраст опрашиваемых от 13 до 16 лет.

Всего было опрошено 38 учеников.

На основании анкеты можно сделать вывод, что гипотеза о том, что популярность этого танца в наши дни подтверждена. К хип-хопу действительно тяжело остаться равнодушным.

Глава 3. Искусствоведческий анализ танцевальных программ.

3.1. Студия современного танца « Rеакция»

1 . Тренировка в зале. Хореограф Владимир Студеновский .

2. Chris Brawn «Kiss Kiss» (remix)

3. Жанр – хип-хоп

4. В танце присутствуют базовые движения: кач и элементарные степы, где-то элементы R&B. Высокие подпрыгивания сменяют низкие скольжения над полом, четко выраженные и резкие движения меняют волнообразные и медленные.

5. Главное, как в хип-хопе, так и в данном танце - это полусогнутые мягкие ноги и пластичный корпус, которые создают иллюзию расслабленности, и в тоже время силовые элементы, которые предают танцу динамичность и выразительность. Эмоции неярко выражены, так как на видео представлена тренировка.

6. М узыка во всем соответствует танцевальному стилю (hip-hop). Движения смотрятся намного эффектнее за счет различных переходов и акцентов в музыке. Танцевальные коллективы часто выбирают композиции иностранного исполнителя Chris Brawn.

3.2. JabbaWockeez – мужской танцевальный коллектив.

1 . Выступление на мировом конкурсе. Хореограф неизвестен.

2. Использовано смешение музыки, так называемая «нарезка»

3. Стиль «робот»

4. Коллектив состоит из одиннадцати участников, все мужчины американцы. Они тщательно прячут свои лица под белыми масками, которые стали символом танцевальной команды JabbaWockeez. Но зачем они прячут лица под масками? Не потому, что боятся чего-то, а для того, чтобы зритель смотрел не на самого танцора, а на танец. Пластика, элегантность и невероятная красота движений завораживают. Я думаю, это выступление танцоров может собрать тысячи, миллионы зрителей. А их ролики в Интернете пользуются огромной популярностью, количество просмотров растет с каждым днем.

5. Отличительными атрибутами JabbaWockeeZ, как я уже говорила, являются простая белая маска в стиле Кабуки, перчатки, а также потрясающее синхронное исполнение танцев.

Самоуверенность, своего рода агрессивность не допускают сентиментальности и жеманности, но их стиль никак нельзя назвать агрессивным. Их главная цель - завоевать симпатию зрителей, и поэтому их танец позитивен и оставляет после себя лишь положительные эмоции и настраивает зрителя на хороший лад.

Через этот танец они выражают свои чувства, хотя у зрителя, благодаря завесе некого таинства (ведь мы не видим их лиц и рук во время танца) появляется возможность увидеть, почувствовать, додумать что-то свое, тем самым, становясь к ним ближе. В этом стиле присутствует некая расслабленность, небрежность, низкая посадка корпуса и расслабленные колени в танце. Их движения завораживают и приводят в восторг. Есть в них что-то необыкновенное, волшебное и даже мистическое, что позволяет с наслаждением наблюдать за их танцем, который нельзя спутать ни с каким другим.

6. Музыка, которую они подобрали для своей композиции, становится завершающим штрихом их необычного и завораживающего выступления. Так гармонично построить необычнейшую композицию из тел танцоров под музыку, настолько подходящую для их выступления- это настоящее искусство.

7. Несмотря на то, что лица танцоров скрываются за масками, их эмоциональная передача неимоверно сильна, неутомимая энергетика сохраняется до конца танца. А исполнить танец, поставленный хореографом, настолько качественно - это величайшее искусство для любого танцора!

Таким образом, можно констатировать, что танец в стиле хип-хоп имеет свой хореографический образ, отличающийся особой экспрессией, яркой выразительностью пластики и характерными ритмами клубного танца.

Заключение

Тяга к эстетике у людей -- это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности -- важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным. Особую роль в духовном становлении человека играет танец, так как он сочетает в себе несколько образов: музыкальных, кинетических, пластических, хореографических.
Стремление человека привнести нечто новое в этот жанр искусства связан как с возможностью самореализации, так и с развитием самого жанра танца.

Развитие и популяризация хип-хопа в мире искусства уже давно претендует на самостоятельный стиль клубного танца. Во-первых, этот жанр утвердился в молодёжной среде разных стран с разной культурой, а значит, он обладает универсальностью.

Во-вторых , освоение мира в пластических образах способно утверждать новые хореографические образы – образ стремительно развивающегося мира, глобализации и интенсификации жизни человека. Хип-хоп способен «рассказать» о порывах человеческой души в сложном и многогранном материальном мире.

В-третьих, известно, что духовный мир человека стремится к гармонии, танец хип-хоп способен оказать воздействие на неподготовленного адресата, вдохнуть жизнеутверждающие чувства, изобразить конфликт и показать пути выхода из него.
Таким образом, можно сделать вывод, что такой жанр танцевального искусства, который художественно осваивает мир через ритм, пластику, утверждается как самостоятельный, самодостаточный стиль, стиль высокой коммуникации и художественно-драматической силы.

Электронные ресурсы:

7. http://www.coolreferat.com/Современный_танец_как_средство_внешней_и_внутренней_гармонизации_

8. http://jabba-wockeez.ru/jabbawockeez/

9. http://jabba-wockeez.ru/jabbawockeez-info/

Список используемой литературы:

Андреев П., Шувалова Н. Метод музыкального движения и развитие сферы чувств личности
Андреева Н.Ю. Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии
Андреенко А.А. Эффективность и переносимость интегративной танцевально-двигательной психотерапии у пациентов с психосоматическими расстройствами
Аскандарова Э.Э. Работа со страхом в групповой интегративной танце-двигательной психотерапии
Б
Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с детьми
Беглова О.А. Использование танцевально-двигательных техник в процессе логопсихокоррекции заикающихся подростков и взрослых в качестве инновационных технологий
Беглова О.А. Обоснование использования танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в логопсихокоррекции заикания
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
Бирюкова И.В. Интермодальная терапия творческим выражением
Бирюкова И.В. Роль профессионального обучения в становлении профессиональной идентичности танцевально-двигательного терапевта
Богдан М.Н. Группы танцевально-двигательной терапии для молодых супружеских пар Боэс Л. Космология Танца
Буренкова Е.В. Танце-двигательная психотерапия и куклотерапия: размышления о встрече
Буренкова Е.В. Танцевально-двигательная психотерапия: некоторые размышления о методологии исследования
В
Вильвовская А. Опыт танго
Винниченко Е.П., Логунцова А.Е. Классический индийский танец и возможности его применения в психотерапии
Вирясова Е.И. Образ тела: портреты пациентов с психиатрическим диагнозом и с диагнозом вегето-сосудистая дистония
Г
Гиршон А.Е. Тело как послание. Интегративная танцевально-двигательная терапия, процессуальная психотерапия и интегральный подход
Гиршон А.Е., Морозова Ю.Н. Путь танцтерапевта. Профессиональное развитие в интегративной танцевально-двигательной терапии
Гончарова Ю.И. Опыт использования структурированного танца в коррекционных группах развивающего движения с детьми 5-7 лет
Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
Горнева О.А. Работа с движением в процессуальной работе.
Горшунин Г. Ю. Работа с сопротивлением в групповой танцевально-двигательной терапии
Горшунин Г. Ю. Уголок психиатра
Губина И.С. Танцевальная аэробика как один из способов поддержания самопринятия девочек 11-12 лет
Д
Дьяконова Е.А. Танцуют все!
З
Зенкевич И.С. О системе движения Алексеевой
К
Карих А.В. Фламенко искусство и психотерапия
Каневская Н.В. Танцевальная терапия в дополнительном образовании
Каневская Н.В. Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений

Хип-хоп культура возникла в Нью-Йорке среди негритянских и латинских гетто. Уличная культура существовала испокон веков во всех странах. Но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от общества.И вот она выплеснулась на улицы белых кварталов, а затем в массы – шоу-бизнес, дискотеки, кино и т.д.«Гетто» часто называют районы городов США, населенные `цветными меньшинствами` — в основном афроамериканцами, пуэрториканцами, латинос и т.д.
Хип-хоп — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 1974года. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эМсиинг (англ. MCing), ДиДжеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing), и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг.
Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в баллончиках. Их почти ничего не объединяет, кроме общей культурной хип-хоп составляющей. В нём можно выделить три основных направления:
- Рэп, Хип-хоп, Битбокс (музыкальное)
- Брейк-данс, Хип-хоп (New Style, Old School и др.), Паппинг, Крамп, Флексинг, C-Walk, Turfing, Locking (танцевальное)
- Граффити (изобразительное)
Человек, относящий себя к субкультуре хип-хопа, может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк-дансом.

В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был «хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре его стали называть МС (“master of ceremony” - «эм-си» мастер церемонии) - он подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (R’n’B). Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине, Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин “B-Boy” (би-бой), “Break boys” - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название breakdancing style (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться в специальной хипхоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брэйках. Популярен он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии хип-хопа, сначала в Нью-Йорке. В районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать диджеи и брэйкерские группы. Начались «сражения» между диджеями, соревнования танцоров. Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство. Году к 1972-му b-boys и flygirls стали оформленным движением - со своей музыкой, одеждой и оторванным, бесшабашным стилем жизни. Десятилетие спустя этот стиль был заснят в наивном, но культовом фильме "Beatstreet": малолетние негритята и латиносы живут черт-те где, тусуются по каким-то зимним нью-йоркским помойкам, пар изо рта идет, воровато встряхивают свои баллончики, чтобы заграфитить очередную стенку или машину, гоняют друг перед другом детские понты - и беспрерывно танцуют...
Хоперы тусовались в спортивных костюмах, дутых болониевых жилетках, бейсболках набекрень и огромных белых кроссовках с длинными язычищами. Дивчины - в таких же жилетках и облегающих лосинах. Потом этот наряд станет парадной униформой хип-хопа, а белоснежные адидасовские шузы - таким же культовым символом поколения, как шляпа для ковбоев. Игрушечный кроссовок будут носить на груди вместо крестика, а герой рэперских фильмов Спайка Ли, даже трахаться будет обутым. Но поначалу культового значения этой одежде никто не придавал - треники одевали, чтобы плясать было удобнее, а ди-джеи по-прежнему рядились во фриковые, карнавальные костюмы в стиле фанк.В костюмах b-boys и flygirls тоже встречались фанковые детали - типа толстенных "золотых" цепей с массивным знаком $ на груди или узких пластмассовых очков. В сочетании со спортивным костюмом голды походили на золотые медали олимпийских чемпионов - что гарлемским хлопцам, конечно, очень нравилось.

Но самым большим прорывом хип-хопа было конечно возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась на вертушке.
Целью рэпа было как можно сильнее оскорбить противника, а еще лучше - его мать или сестру. Зачин (первое четверостишие) был посвящен бахвальству: прославлялись достоинства импровизатора с сильными преувеличениями. Затем следовал столь же преувеличенный презрительный отзыв о сопернике и удивление, как он осмелился состязаться с лучшим в мире мастером рэпа, могучим виртуозом.

Дальнейшие четверостишия - а их могло быть сколько угодно - строились следующим образом: две строки описывали, как стихотворец якобы обладал матерью соперника, какое при этом испытывал отвращение, подробности ее физиологии и т.п., а две другие - события жизни квартала, жизненные наблюдения, идеи "Black Power" и вообще все, что могло прийти в голову. Рифмовались вторая и четвертая строка. Так могло продолжаться часами, и если победитель не выявлялся, то дело решалось дракой с участием болельщиков.
Signifying отличался от dozens большей свободой импровизации: применялось синкопирование и намеренное искажение ритма, при которых импровизатор преодолевал головокружительные по сложности пассажи, чтобы выбраться из них и вернуться к изначальному ритму. Signifying близок к русской скороговорке, но с очень сложной версификацией и доведенной до виртуозности аллитерацией. Такая скороговорка насчитывает десятки строк, причем верхом совершенства считается использование единственной рифмы и одной аллитерации на протяжении всего текста... Вот эти жанры и стали постепенно расцветать на нью-йоркских дискотеках.
Все это привело к положительным последствиям - снизилась агрессивность разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь, братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который заполнял улицы. И несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все больше укрепляет свое положительное влияние.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ ИЗ ИСТРОРИИ:

Запомнились Америке и боевики "партии самообороны Черная Пантера" - самой страшной, безбашенной и романтичной организации за всю историю черного экстремизма - кожанки, береты, высокие ботинки, свирепо-обреченный взгляд и винтовка на плече... Появились эти херувимы террора в 1966 году, когда студент-юрист Хью Ньютон с двумя друзьями, никого не спросив, взяли ружья и вышли на патрулирование родного гетто - с целью покончить с самоуправством "оккупантов" - иначе говоря, белой полиции. В тот день перед притормозившей полицейской машиной эффектно вырос красавец Хью и произнес: "У тебя есть оружие, но и у меня тоже. И если ты, свинья, будешь здесь стрелять, я сумею себя защитить!" Копы офонарели: никто никогда с ними так не разговаривал. Из домов повысыпали жители, машину окружила толпа, гетто было потрясено. Хью Ньютон в один день стал национальным героем.
При этом все было по закону: в штате Калифорния, где происходило дело, человек имеет право носить оружие, если он его не прячет. Настоящие же уголовники засовывали свои пушки поглубже в штаны. А тут стоит негр с винтовкой и никого не боится...
На несколько лет черные сорвиголовы стали страшным сном американской полиции. Отделения партии появились в каждом крупном городе, вскоре она насчитывала несколько тысяч боевиков. Стоило копам появиться в гетто - из-за угла выруливала машина с "пантерами" и висела на хвосте, пока те не уезжали. Работать стало невозможно.Вскоре начались перестрелки - а за ними и настоящая война. Полиция и ФБР брали штурмом одно за другим отделения "пантер", десятки человек были убиты, сотни арестованы. Фотография Хью Ньютона не сходила с газетных передовиц. Параллельно черные партизаны предприняли безнадежную попытку вытравить из гетто торговцев кокаином - что втянуло их в жуткую цепь мафиозных разборок. К началу 70-х, когда на улицы вышло поколение хип-хопа, "партия самообороны" была уже полностью обескровлена, боевики стали убивать друг друга и промышлять рэкетом в тех же гетто, которые собирались защищать. Но легенда осталась. "Пантеры" подарили рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли из растафари понятие "Babylon", обозвав им гнилой мир белого мента, они же ввели в моду ругательство "motherfucker". То есть, разумеется, выдумали его не "пантеры" - но именно они сделали это слово культовым, смачно матеря им белых политиков в каждом интервью. С другой стороны, в тех же интервью боевики награждали этим эпитетом самих себя - в самом восторженном смысле. Один из них говорил о Хью Ньютоне: "He"s the worst motherfucker that has ever come to this world!" - и это было данью глубочайшего уважения. Второй человек в партии Элдридж Кливер как-то искренне восхищался: "Это очень нужное и богатое смыслом слово. Я слыхал, как братья в одном предложении употребляли его 4-5 раз - и всегда оно имело иное значение..."
В середине 80-х рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мэйнстрим американской музыкальной индустрии, белые музыканты начали воспринимать и охватывать новый стиль. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа, увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом. В 1986 рэп достиг вершины десятки чарта Billboard с композицией Beastie Boys “(You Gotta) Fight for Your Right (To Party!)” и композицией Run-DMC и Aerosmith “Walk This Way”. Run-DMC, известные соединением рок-музыки с их рэпом, стали одной из первых рэп-групп, регулярно показываемой по MTV.
В 90-х наблюдается вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу. Брэйк оказался сложным для масс молодых людей и стал уделом небольшой группы молодежи. В 90-х рэп становится все более эклектическим, демонстрируя безграничную способность брать сэмплы из любой музыкальной формы. Некоторые рэп-исполнители заимствовали из джаза, используя сэмплы, также как и живую музыку. По мере того, как рэп становился все более возрастающей частью американского мэйнстрима в музыке в 90-х, политический рэп становился менее заметным, в то время как гангстерский рэп, представленный Geto Boys, Snoop Doggy Dogg, и Tupac Shakur, становился более популярным. С середины 1980-х рэп музыка сильно повлияла на черную и белую культуры в Северной Америке. Многое из слэнга хип-хоп культуры, становилось обычной частью словаря существенной части молодых людей различного этнического происхождения. Сторонники гангстерского рэпа аргументировали, что не имеет значения, кто слушает музыку, рэперы оправданы тем, что они точно отображают жизнь в бедных районах Америки.
Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон — Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди — рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста.
7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом возвращались с боксерского матча (смотрели на своего кореша Майка Тайсона); даже в этот последний день, прямо на пороге зала Тупак успел подраться с двумя какими-то нигерами; потом они с Найтом сели в машину и поехали в кабак; на светофоре к ним подкатил белый кадиллак, опустил стекла и расстрелял из автоматов. Спустя полгода после убийства Шакура точно такой же смертью погиб Бигги Смол...
Жертва была принесена, обряд завершался. Война Запада и Востока потухла. Белые подростки, понимающие смысл этого ритуала, стали нарасхват покупать посмертные записи ("The 7 day theory" Шакура и "Live after Death" Ноториуса) - со своей строны жертвуя папиным долларом.
"Have a party at my funeral!" - "Попляшите у меня на похоронах!" - пел Тупак. Пляски, разумеется, устроили, но костер гангста-рэпа уже догорал. Стиль-то, конечно, останется и наверняка нас всех переживет. Клешированная тематика гангсты очень быстро породила умельцев вроде Паффа Дэдди, впаривающих белой молодежи вкусную мелодию с той же тематикой и пафосом, но без крови и мяса.
В 2000-х наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры — Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.
В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам — дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия.

История хип-хоп танца

История хип-хопа зарождалась в конце 60-х годов 20-го века и продолжает развиваться по сей день. То, что началось более 30 лет назад, вылилось в собственное движение и культуру. Хип-хоп культура возникла в Нью-Йорке среди негритянских и латинских гетто. Уличная культура существовала испокон веков во всех странах. Но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от общества. И вот она выплеснулась на улицы белых кварталов, а затем в массы - шоу-бизнес, дискотеки, кино и т.д.

Хип-хоп культура была международно признана с 70-х гг. Главными ее составляющими являются рэп (МС’ing - эмсиинг), брэйк-дэнс, граффити, уличные виды спортивных игр. А начиналось все так. Несмотря на то, что хип-хоп как образ жизни зародился давно в самых разных уголках Северной Америки, истинной родиной считается Южный Бронкс - черное гетто Нью-Йорка, один из беднейших кварталов. Но слова хип-хоп тогда еще не было, его придумал несколько лет спустя легендарный DJ (диджей) Африка Бамбаатаа, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии.

В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был «хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре его стали называть МС (“master of ceremony” - «эм-си» мастер церемонии) - он подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (R’n’B). Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине, Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин “B-Boy” (би-бой), “Break boys” - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название breakdancing style (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться в специальной хипхоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брэйках. Популярен он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии хип-хопа, сначала в Нью-Йорке. В районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать диджеи и брэйкерские группы. Начались «сражения» между диджеями, соревнования танцоров. Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.

Все это привело к положительным последствиям - снизилась агрессивность разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь, братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который заполнял улицы. И несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все больше укрепляет свое положительное влияние.

Бамбаатаа сформировал свою собственную брэйкерскую команду под названием Zulu Nation, которая в конечном итоге выросла в организацию и включала в себя рэпперов, ди-джеев, граффити-художников, танцоров. Zulu Nation наряду с другими командами способствовала популяризации брэйк-дэнсинга. Бамбаатаа включал в хип-хоп культуру 5 элементов: MC’инг(“Rapping” - рэп), Ди-джеинг, Граффити (Writing), Танцы (Breaking, Up-Rocking, Popping, Locking) и знания. Последний пункт по его ощущению означает, что существует недостаток знаний о хип-хоп культуре.

Лос-анжелесская пантомима, называемая «boogie», шла от негритянской традиции. Знаменитый «ticking» - ломаная пляска, в которой танцора заклинивает в разных положениях, - имеет африканские корни. «Waiving», в котором тело движется свободными волнами, возник, как ритмический припев к тикингу. В 1969 танцор Дон Кэмпбэл создал «кэмпбэллоккинг» как попсовый вариант народного танца. Вскоре его название трансформировалось в «locking». В 1973-77 Lockotron Jon и Shabadoo вводили “locking” и “popping” в Нью-Йорке. Это была первая реальная форма хип-хоп танца. В 1978 хип-хоп танец продолжает развиваться со стилями “popping” и “the robot”.

B-boy команды Breakmachine, Uprock, а также мотор-команды “Rock Steady Crew, Dynamic Rockers, Floormasters Incredible Breakers и Magnificent Force развивались, улучшали свое мастерство и выходили на сцену. В дискотечный брэйк лос-анжелесский буги пришел в виде стиля «робот».

Ветеран хип-хопа и ведущий би-бой с 70-х годов ХХ века - Richard Colon по прозвищу “Crazy Legs”. Его брэйк-дэнс группа “Rock Steady Crew” - одна из самых громких, мотор, вытянувший новую культуру хип-хопа из мрака начала 80-х. Брэйк и рэп стали синонимами хип-хопа, к которому относится также и граффити, как один из факторов, способствовавший популяризации хип-хопа.. На слэнге человек, занимающийся граффити, называется «tag». Поначалу уличные художники разрисовывали стены зданий, вагоны метро красками-спреем. Постепенно наиболее интересные картинки перекочевали в арт-галереи. Став модным, хип-хоп вышел за пределы США и охватил на какой-то период часть белой молодежи. Интерес белой молодежи к хип-хопу как в Америке, так и в других странах, начался скорее всего с брэйк-дэнса, где не нужно было знания языка, потому что язык движений универсален. А этот диковинный способ двигаться вызвал колоссальный интерес в середине 80-х, после выхода двух кинофильмов «Breakin» и «Beat Street». Белые молодые люди стали проникаться идеями брэйка и рэпа. В молодежной среде многих стран возникла яркая вспышка интереса к брэйк-дэнсу и рэпу. Во второй половине 80-х увлечение перешло в более спокойное русло.

В середине 80-х рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мэйнстрим американской музыкальной индустрии, белые музыканты начали воспринимать и охватывать новый стиль. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа, увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом. В 1986 рэп достиг вершины десятки чарта Billboard с композицией Beastie Boys “(You Gotta) Fight for Your Right (To Party!)” и композицией Run-DMC и Aerosmith “Walk This Way”. Run-DMC, известные соединением рок-музыки с их рэпом, стали одной из первых рэп-групп, регулярно показываемой по MTV.

В 90-х наблюдается вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу. Брэйк оказался сложным для масс молодых людей и стал уделом небольшой группы молодежи. В 90-х рэп становится все более эклектическим, демонстрируя безграничную способность брать сэмплы из любой музыкальной формы. Некоторые рэп-исполнители заимствовали из джаза, используя сэмплы, также как и живую музыку. По мере того, как рэп становился все более возрастающей частью американского мэйнстрима в музыке в 90-х, политический рэп становился менее заметным, в то время как гангстерский рэп, представленный Geto Boys, Snoop Doggy Dogg, и Tupac Shakur, становился более популярным. С середины 1980-х рэп музыка сильно повлияла на черную и белую культуры в Северной Америке. Многое из слэнга хип-хоп культуры, становилось обычной частью словаря существенной части молодых людей различного этнического происхождения. Сторонники гангстерского рэпа аргументировали, что не имеет значения, кто слушает музыку, рэперы оправданы тем, что они точно отображают жизнь в бедных районах Америки.

Хип-хоп танец может быть разделен на два основных типа: old school (старая школа хип-хопа) и new style (новая школа хип-хопа). Старая школа (old school) включает в себя popping, locking, breakdance. Popping в свою очередь делится на boоgaloo, electric boоgaloo, tetris, waiving, robot, egypcian, pop corn. Стиль “locking” cтал сценическим стандартом для многих черных певцов и такие звезды MTV как Janet Jackson и ее танцоры, а также многие другие движутся именно в этом стиле.

В 90-х произошло появление новой формы хип-хопа, который соединяет движения из стилей старой школы: поппинг, локкинг, брэйкдэнсинг (но больше концентрируется на работе ног, в противовес акробатическому стилю), а также из многих других стилей. Позже люди начали определять этот стиль как новую школу (new school). Постепенно, проникая в поп-культуру, впитывая в себя все новые элементы и стили, трансформируясь, хип-хоп становится ведущим танцевальным направлением и выделяется в отдельное направление - hip-hop new style. Сейчас в видеоклипах знаменитых звезд хип-хоп и R’n’B музыки, мы видим танцоров, двигающихся в стиле new style hip-hop. Хип-хоп как танцевальное направление является настолько популярным, что он проник в нашу жизнь повсеместно - в шоу, клипы, школы и центры танцев, фитнес-клубы, кино, театр и т.д.

Спустя более, чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа нет никаких признаков спада этой культуры. И смотря вперед, можно с точностью сказать, что будущее этой культуры светлое, так как много страниц в истории хип-хопа еще не написаны.