Государство

Что относится к гуманитарным дисциплинам. Социально-гуманитарные и естественные науки

И абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога , общения с другим).

История возникновения

Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке . В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science »), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам .

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант - Коген - Бахтин. А именно - разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
  4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Предмет и метод

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст - через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст , а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания .

Науки или дисциплины?

Направления

Напишите отзыв о статье "Гуманитарные науки"

Примечания

Ссылки

История и философия науки: История культурологии / Ред. Огурцов А. П., - М.: Гардарики, 2006

Отрывок, характеризующий Гуманитарные науки

– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.
– Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею.
Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат.
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.

Чтобы понять, что такое естественная наука, нужно разобраться с тем, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие познание, что вообще означает это определение. И почему гуманитарный блок выделен.

Итак, научное познание и его особенности непосредственно связаны с изучением явлений, составляющих действительность. Говоря о познании, отметим, что оно ориентировано на получение истинных знаний, подтверждаемых фактами и проверяемых разными способами. Чем отличается от искусства, где определённые искажения, преуменьшения и преувеличения вполне допустимы как способ донесения мысли. Само познание обществознание считает основой науки. Однако, разумеется, далеко не все его формы. При этом естественные науки, а также вообще всё, что позволяет выявить закономерности, значимо ещё и социально, поскольку помогает развиваться обществу.

Особенности научного познания связаны с направленностью на достижение объективной истины. Здесь есть своя специфика. Так, выявляются наиболее существенные свойства предмета, типичные для определённой разновидности явлений материального мира. Если есть примеры, которые не укладываются в общую картину, то они будут учитываться только в том случае, если отрицают закономерность. В противном случае такие явления могут быть признаны исключениями.

Какие именно существуют уровни научного познания? Всего их 2 – эмпирический и теоретический. Причём естественные и социально гуманитарные науки, как правило, движутся от первого ко второму. То есть сначала люди наблюдают и исследуют какое-то явление, изучают его, а потом постигают суть происходящего, приходят к обобщённым выводам. Но при этом нужно иметь в виду, что уровни научного познания могут разбиваться в свою очередь на части. К примеру, теоретический предполагает первоначальное выдвижение гипотезы.

Учтите, что уровни познания могут подразумевать под собой больше элементов, чем было перечислено выше, поскольку речь идёт не только о научном познании. К примеру, сегодня рассматривают социальное познание и его особенности. Гуманитарный блок наук тоже изучает окружающую действительность. И у него есть свой метод познания. А характеристика последнего явно будет отличаться.

Виды познания

Необходимо отметить, что существуют разные виды познания. И они все отличаются, у них есть свои особенности. Так, есть не только виды научного познания непосредственно, философия рассматривает ещё и бытовое, философское, художественное, мифологическое. Фактически, это основные формы познания, и этот список красноречиво показывает, насколько по-разному можно подходить к изучению окружающей действительности. К примеру, при изучении окружающего мира признаётся только научный метод.

В то же время особенности социального познания показывают, что ограничиваться исключительно ими нельзя. Методы научного познания мира не совсем подходят для изучения общества. Это становится заметно, когда речь заходит о противоречивых моментах, каждое из которых не отрицает другое. Естественные науки точны и конкретны. В социуме же есть место и идеальному, духовному, а единых критериев для его изучения нет. И даже краткие обзоры существующей проблемы изучения социума дают понять, что здесь масса неоднозначного. Во многом по этой причине историей гораздо легче манипулировать. Универсальные методы научного познания такое исключают, иначе речь уже будет идти не об изучении.

Таким образом, чтобы полноценно показать действительность, нужны все типы познания. Разными видами можно лучше исследовать тенденции социума. При этом стоит отметить, что накопление обществоведческого материала продолжается и сейчас. А это значит, что уследить за общественными связями в будущем станет ещё сложнее. С другой стороны, методы научного анализа, к примеру, как и методы познания в целом постоянно развиваются. Форма может остаться прежней (например, социальный эксперимент), но увеличиваются масштабы. Что помогает лучше проследить естественные процессы внутри социума. И, опять же, выявить закономерности, сделать выводы. Возможно, составить прогнозы.

Естественные науки отличаются тем, что здесь многое с накоплением багажа знаний упрощается. В этой отрасли тоже развиваются методы, в познании виды новых исследований появляются. Но не усложняется объект, в отличие от социума. Да и часто его форма не претерпевает никаких изменений. Земля, природа, звёзды меняются гораздо медленнее, чем социум.

И ещё один момент: естественную науку легче изучать усилиями учёных из разных стран. Определение планеты, к примеру, будет одинаковым везде. В то же время с изучением социума или же с подходом, который применяется в гуманитарных науках, всё по-другому. Здесь различается не только форма, но и сам взгляд на вещи. К тому же часто возникает необходимость корректировать далеко не одно определение, а весь словарный запас, которым специалисты описывают проблему или закономерность.

Наука и общество

Когда человечество вооружилось методами научного познания, оно пришло к научно-техническому прогрессу. Это привело к уменьшению младенческой смертности, увеличению средней продолжительности жизни, огромному росту населения, которое по своему количеству стало бить рекорды. Многим жителям цивилизованных стран понятие эпидемий, голода или же других подобных бедствий знакомы скорее как определение из учебников. Общество многим обязано науке.

Однако в то же время развитие последней постоянно опережает человеческую мысль и даже готовность социума к новым открытиям. В современном мире вполне осуществимо использовать эмбрионов для лечения разных заболеваний, но люди не знают, как к этому относиться. Более того, наука значительно опережает даже техническое развитие. Открытия, сделанные сейчас, будут воплощены в жизнь в лучшем случае через десятилетия. Разумеется, есть счастливые исключения, но они не являются решающими.

Нужно отметить, что многие научные определения не успевают укорениться в повседневной жизни. Учёные и остальные люди в буквальном смысле слова говорят на разных языках. С одной стороны это понятно, поскольку профессиональная лексика всегда существовала. И логично, что овладеть ею могут только специалисты.

Но исследователи обращают внимание на увеличивающийся интеллектуальный разрыв, который наблюдается сегодня у человечества. По мере того, как одни специалисты придумывают очень сложную технику, которая заметно облегчает всем жизнь, другие люди перестают понимать, как выйти из нетрудных ситуаций. Они привыкают быть потребителями, и вне рамок того, за что им платят деньги, часто умеют просто нажимать на кнопочки.

Соответственно, наука, обеспечивая человечество всё большим комфортом в некотором смысле, провоцирует часть населения всё меньше думать над тем, что происходит и зачем. Нередко поднимается вопрос о функциональной безграмотности, то есть о явлении, когда человек просто не в состоянии осознать смысл довольно простых инструкций.

Резкий рывок, которые за два последних столетия совершила наука, обнаружил заметное отставание в других сферах, особенно в духовных. Многие страны также констатировали у себя кризис образования, потому что существовавшие системы обучения оказались неспособными дать необходимый минимум знаний по всем наукам с учётом их прогресса. В итоге часть людей стала беспокоиться по поводу того, насколько наука повлияла на жизнь. Что привело даже к появлению такого течения как антисциентизм как крайней реакции на достижения и открытия. Таким образом, можно сказать, что даже научный прогресс не оценивается однозначно.

Семинар № 1

Тема: Гуманитарные науки: особенности, развитие и значение гуманитарного знания.

Вопрос № 1. Содержание и развитие гуманитарных знаний. Процесс и причины расширения гуманитарных знаний.

Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации .

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека , потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом.

Объектом гуманитарных наук является индивид , точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека.Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества, народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике.В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

Вопрос № 2. Наука как форма познания, её особенности и значение.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Классификации наук:

по предмету и методу познания : естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики : фундаментальные и прикладные.

Функции науки:

    культурно-мировоззренческая,

    познавательно-объяснительная,

    прогностическая,

    социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др.

2. Наука осуществляет изучение не только объектовиспользуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина.

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

6. Проверяемость знания посредством опыта,практики.

7. Использование научного оборудования.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический .

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами,осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, измерений, экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Здесь отсутствует практическое взаимодействия с объектами.Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Вопрос № 3. Гуманитарные науки: понятие, виды, специфика, значение.

Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

До настоящего времени не решена проблема классификации социально-гуманитарных наук. Одни авторы не производят разделения наук на социальные и гуманитарные, другие – производят. Различие состоит в предмете изучения. Для социальных наук – это общество в целом или его сферы (политическая, юридическая, экономическая и др.). Для гуманитарных наук предмет изучения – человек и духовные продукты его деятельности. В связи с этим к социальным наукам можно отнести социальную философию, историю, социологию, экономику, юриспруденцию, политологию. В состав гуманитарных наук можно включить культурологию, религиоведение, искусствоведение, психологию, лингвистику, педагогику, философскую антропологию . Сходство между социальными и гуманитарными науками очень большое,поэтому можно вести речь о социально-гуманитарных науках како единой науке.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику.

1)необходимость учета в них феномена свободы . Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше непредсказуемояти.

2)высокая степень уникальности изучаемых объектов . Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект.3) ограниченность применения эксперимента . Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Мы не можем с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Значение гуманитарных наук очень велико. Они не только расширяют кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Изучая соц. –гуман. науки человек приобщается к обществу, узнаёт его, формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, человек раскрывает себя, свой потенциал. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Вопрос № 4. Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения держит общество в определённых рамках и объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.

Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

В наши дни общество в его прошлом и настоящем изучает целый комплекс общественных наук: история, социология, философия,антропология, политология, экономика, культурология и др. Каждая из этих наук рассматривает определенные стороны общественной жизни. Социальная философия и социология стремятся охватить общество в целом,поэтому именно им отводится наиболее важная роль в изучении общества.Социология – это обобщающая наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, они дополняют друг друга, хотя и выделяют различные аспекты исследования.

Науки, которые есть в мире, обычно классифицируются и группируются по определённым свойствам и целям. Это даёт возможность объединять и высказывания о них. В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть, что собой представляет система гуманитарных наук с позиции образовательного процесса. Как к ним относятся у нас и за рубежом?

Что собой являют гуманитарные науки

Упомянутые науки специализируются на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. Первой оформилась философия, которая занимается человеческими деяниями. Слово, мысли и их толкование являются средством и источником познания для данной области знаний.

Естественно-гуманитарные науки зарождались как элементарное наблюдение за процессами без участия в них человека. Но со временем их число пополнялось. На данный момент к ним можно отнести:

  • философию;
  • социологию;
  • политологию;,
  • психологию;
  • педагогику;
  • литературоведение;
  • языкознание;
  • историю и целый ряд других научных дисциплин.

Говорить о том, что предоставляет каждая из них, дело трудоёмкое. Хотя в качестве примера одну всё же рассмотреть можно. Вот история - наука гуманитарная. А относится к таковым она, поскольку в её основе лежит слово (в виде летописей, хроник) и мысли (как что реализовать, что рассказать потомкам, про что останется свидетельствовать материальная культура).

Гуманитарная наука с точки зрения россиян

У нас данный термин обычно употребляется как синоним социальным наукам. Хотя возможен вариант применения его и к дисциплинам, которые занимаются изучением культуры. Очень часто гуманитарные противопоставляются точным наукам.

Особенностью последних является широкое использование математического и метрологического аппарата. Тогда как в гуманитарных науках (не забываем это) опора делается на слово (естественные языки).

Английский вариант толкования

А у англичан гуманитарная наука трактуется довольно широко. Речь идет о группе академических дисциплин, которые объединяются на основании изучения аспектов человеческого бытия. В нее включены и качественно иные подходы, не предусматривающие наличия единой парадигмы, которая сможет определить представленное направление как науку.

Так, здесь есть дисциплины, которые не предусмотрены у нас, или же они подаются в сокращенном виде. Также тут присутствует и некоторое смешение с тем, что и куда включать, а конечный вариант может разниться, в зависимости от страны, которая взяла за основу английскую систему.

  1. Классика (под нею подразумевают классическую античность). У нас как отдельная дисциплина отсутствует.
  2. Философия.
  3. Языки. Занимаются изучениями литературных особенностей (главное отличие от лингвистики).
  4. Литература.
  5. Теология (богословие).
  6. Музыка, танцы, живопись, искусствоведение, изобразительное искусство.
  7. Археология.
  8. История.
  9. Краеведение.
  10. Этнография.
  11. Культурология.

Французский вариант толкования

В целом, он имеет много общего с рассмотренными ранее вариантами. Единственная существенная разница относится к толкованию. Так, французы гуманитарные и социальные науки вкупе с формальными и дисциплинами о природе рассматривают вместе. В целом, их обозначение может трактоваться так, что они занимаются людьми в социуме (а также всеми последствиями и связанными с этим аспектами).

Важность гуманитарных наук в современном обществе

Мы много говорили о торетическом подходе. Но что такое гуманитарная наука на практике? Что она собой представляет при использовании? Какие проблемы гуманитарных наук существуют? Давайте рассмотрим это на примере политологии.

В целом, завоевать сторонников политик может с помощью личной харизмы, ума и уместных действий. И если два первых качества необходимо иметь лично, то придумывать публичные шаги можно поручить и другим людям.

Данная гуманитарная наука даёт представление о том, какие действия как на что-либо влияют. Например: если идет война, то валовой внутренний продукт падает и, кроме темы прямого действия (победы), можно ещё обыграть и дополнения (выиграем - получим деньги, ждёт экономический рост, другая страна будет прислушиваться к нам). Поэтому составляется план движений или выступлений (о чем надо говорить, что волнует людей). А для этого необходимо наблюдать за настроениями, витающими в обществе.

То есть названная гуманитарная наука тесно связана с другими. Да и, по правде говоря, чтобы хорошо понять любую дисциплину, как правило, необходимо иметь ряд познаний и в других схожих предметах. Причем эта подобность может смело перешагивать границы группы. Политология, например, в немалой степени опирается на данные, которые предоставляет статистика (а ведь она является математической дисциплиной!).

В общем, гуманитарные науки нацелены на обеспечение прямой и обратной связи, чтобы получить максимальную эффективность действий.

Заключение

Как видите, система гуманитарных наук ставит перед собой довольно значительные цели, которые при успешном достижении оказывают благотворное влияние на функционирование общества. Но важным является и то, чтобы люди, которые их изучают, стали настоящими специалистами в своей области.

Так, экономистов считают гуманитариями, хотя для качественной работы им необходимо хорошо знать математику и уметь пользоваться различными моделями (которые часто строятся на системах уравнений). Но при понимании своего дела и соответствующих умениях их наличие может очень позитивно сказаться на всех хозяйственных процессах в рамках как отдельных предприятий, так и всей страны. Главное - был бы ум, а уж применение ему найдётся!