Семья и Дети

Фернандо ботеро биография. Школа стильных образов и идей

— один и самых известных латиноамериканских художников. Его стиль и техника называется фигуративизм . Он изображает исключительно полных людей и толстяков. На всех его картинах только полные персонажи, причем все — люди, лошади, собаки, даже предметы и фрукты. О своих произведениях Фернандо горит: «Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику». Действительно, его картины и скульптуры довольно необычны и на всех производят разное впечатление, но все, кто когда либо видел его произведения, точно не забудут их никогда.

Биография Ботеро

Фернандо родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Medellín), Южная Америка, провинция Антигуа. Он сам называет этот город «Промышленной столицей Колумбии». Он был вторым из трех сыновей Дэвида Ботеро (1895-1936) и Флоры Ангуло (1898-1972). Его отец был бродячим торговцем и ездил по горному, труднодоступному району провинции, добираясь в самые дальние места. Его мать работала швеей. Семья Фернандо потеряла свое состояние, а отец умер от сердечного приступа, когда Фернандо было всего 4 года, оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери. Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери, грусти и пустоты, которую он никогда не смог восполнить. Дядя Ботеро сыграл важную роль в его жизни. Сегодня Медельин это современный и большой мегаполис. В начале же 1930х годов это был маленький провинциальны городок, где католическая церковь играла существенную роль в жизни людей города. Фернандо получил начальное образование в Антиокии (Антьо́кия — один из департаментов Колумбии), в школе Ateneo и, благодаря стипендии, он продолжил среднее образование в иезуитской школе Боливара (Боли́вар — один из департаментов Колумбии). В этой школе была достаточно строгая дисциплина и учителя являлись священниками ордена Иезуитов. Возможно, такой аскетизм в воспитании и подтолкнул Фернандо к тому, что он стал рисовать и раскрывать свой талант художника.

Подростком Фернандо полюбил на всю жизнь корриду, которая так популярна в Южной Америке. С 13 лет он стал рисовать корриду, изображая поединки и их участников - быков, тореадоров, матадоров и пикадоров. Как и многие в Южной Америке, Фернандо в юности мечтал стать тореро. В 1944 году, дядя Ботеро отправил его в школу для матадоров, где он учился в течение двух лет. Но в 15 лет Фернандо вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в планы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией.

В 1948 года, Ботеро в возрасте 16 опубликовал свои первые иллюстрации в воскресном приложении "El Colombiano" одной из самых влиятельных газет в Медельине. Вырученные деньги он использовал, чтобы посещать среднюю школу в лицее Marinilla в Антиокии. В 17 лет, Фернандо написал статью "Пикассо и нонконформизм в искусстве" где он рассуждал о сюрреализме и абстрактной живописи. Впервые свои работы Фернандо выставил в 1948 году, на групповой выставке вместе с другими художниками из области.

С 1949 года по 1950 год Ботеро работал сценографом, прежде чем смог организовать свою первую выставку в Боготе.

В 1951 году уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз" (Leo Matiz gallery, Bogotá). Каждая из его работ была продана.

Как и многие художники, Ботеро отправился в Европу изучать европейские школы живописи и произведения мастеров. В 1952 году, Ботеро поехал с группой художников в Барселону, где он ненадолго остановился перед переездом в Мадрид. В Мадриде, Ботеро учился в Академии Искусства Сан-Фернандо где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя. Затем он вернулся на родину в город Богота, где у него была персональная выставка. В этом же году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место.

В 1953 году, Ботеро переехал в Париж, где он провел большую часть своего времени в Лувре, изучая произведения искусства.
С 1953 по 1954 годы он жил во Флоренции, Италия и изучал в Академии Св.Марка произведения мастеров эпохи Возрождения и технику рисования фресок итальянскими мастерами той эпохи.

В 1956 году Фернандо обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы. Фернандо путешествовал по Южной Америке и посетил Мексику, где изучал работы Диего Ривера и Ороско. В Мексике на его творчество сильно повлияли большие расписные фрески на стенах зданий.

До 1955 года Ботеро рисовал, в обычной классической манере и его объекты не были преувеличенно раздутыми. Впервые увеличение форм произошло в натюрморте "Мандолина" где музыкальный инструмент был изображен непривычно раздутым. Так Фернандо удалось найти свою уникальную нишу в искусстве. Свой, своеобразный стиль у Ботеро окончательно сформировался примерно к 1964 году. Это были изображения людей, животных, деревьев, натюрморты, характеризующееся раздутыми формами и почти невидимыми, как покрытой лаком, поверхностью картин.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и художник переехал в Нью-Йорк, где 1969 году Фернандо Ботеро провел большую выставку своих работ под названием "Раздутые Изображения" в Музее Современного Искусства, который приобретает первое полотно колумбийца - картину «Мона Лиза в 12 лет». Эта выставка укрепила его репутацию как художника. В 1970 году Ботеро выставлял свои произведения в Галерее Мальборо (Marlborough Gallery, New York) и можно сказать что с этого монета началась его мировая известность.

В творениях Ботеро мы видим необычную смесь элементов итальянского и испанского ренессанса-барокко, и в то же время барокко латиноамериканского вместе с изо-фольклором и китчем в стиле «наивного искусства» и черт примитивизма. Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца - Габриеля Гарсия Маркеса. В своих картинах Фернандо также пародирует и копирует в утрированных формах картины разных периодов искусства включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида. В разные периоды в его картинах заметно влияние Гогена, Пабло Пикассо, искусства индейских племен Центральной и Южной Америки, особенно скульптуры ольмеков. Его картины также сравнивают с работами Питера Поля Рубенса, которыми Ботеро всегда восхищался. Ботеро писал, что произведениях Рубенса - "мы видим мир плотского преувеличения, избытка, пышности жизни, форм и довольства, мир, где существуют бок о бок святое и светское, богохульное..". Работы Фернандо это всегда раздутые преувеличенные формы и часто это выглядят как сатира. Персоны власти и силы, изображения президентов, солдат и священников нередко присутствуют в его картинах и являются мишенью для Фернандо Ботеро. Особенно ярко и агрессивно показывает Ботеро объемные формы в обнаженных женских образах. Именно эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами вызывают самые сильные чувства у зрителя - от неприятия до восхищения. Сам Ботеро как то сказал: "В искусстве, пока мы можем творить и думать, мы вынуждены искажать природу. Искусство-это всегда искажение".

В настоящий момент количество произведений Ботеро достаточно велико - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. С 1973 Ботеро все больше занимался скульптурой, отражая в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они выглядят по настоявшему тяжелыми и окаменелыми. Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой: бронза и мрамор — самые удачные материалы для его монументальных фигур. Его произведения украшают известные города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде нестандартных героико-комических монументов.

В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник во Франции. После этого разные города мира стали приглашать Фернандо участвовать в различных выставках по случаю празднеств, чтобы художник своими произведениями придал больший размах и колорит этим празднованиям.

Щедрость Ботеро не знает границ и о ней в Колумбии ходят легенды. Так, музею изобразительных искусств Боготы, он передал в дар коллекцию живописи, стоимостью в 60 миллионов долларов. Родному городу Медельину художник подарил 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дары художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Влиятельный в Колумбии журнал "Семана" отметил Фернандо Ботеро в десятке самых популярных личностей. Свою скульптуру в бронзе «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) Ботеро подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу и она демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Фернандо Ботеро проживает сейчас в Париже, и творит в разных уголках земного шара. Его произведения превратили Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. Кстати, его работы считаются одними из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» — парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо в 1969 году, — был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Свой 80-летний юбилей (2012г) Фернандо Ботеро отмечал в тихом итальянском городоке Пьетрасанта (Pietrasanta ) на северо-западе Тосканы (итал. Toscana ), в предгорьях Апуанских Альп (итал. Alpi Apuane ), где он организовал выставку своих творений. Этот город для художника является излюбленным местом для летнего отдыха с семьей. Здесь его знают и любят и посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло много народа. Мастер представил шесть монументальных работ на площади Duomo, которые выглядели настоящими гигантами и с десяток работ поменьше, которые украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

В 2014 году на месте бывшего опытно-экспериментального завода "Грейфер" построили комплекс зданий бизнес-центра "Порт-Плаза". А в 2016 году у его корпусов появились оригинальные скульптуры - фигуры коня и барышни, лежащей на спине быка. Их необычность - в их формах, которые кажутся неестественно раздутыми и округлыми.

Это копии работ известного скульптора колумбийского происхождения Фернандо Ботеро. Он прославился своими произведениями, на которых буквально всё (от людей и животных до обычных предметов) гипертрофированно раздутое. Это касается как картин, так и скульптурных изображений.

Интересно, что до середины 50-х годов Ботеро работал в обычной манере: люди как люди, звери как звери. Резкий поворот произошел совершенно случайно, когда художник создавал "Натюрморт с мандолиной". Он обратил внимание, что музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Поначалу это показалось просто забавным и смешным, но в результате переродилось в фирменный и неповторимый стиль Ботеро.

Картины Ботеро входят в коллекции многих музеев мира, а его скульптуры установлены во многих городах. "Конь" и "Похищение Европы" в Москве - это копии известных скульптур, причем не единственные. Поэтому сейчас сложно сказать - где именно находятся оригиналы.

Кстати...

Ботеро не стесняется писать в своем стиле не только свои, оригинальные работы, но и создает "копии" известных картин. Даже на своих автопортретах он изображает себя в своей уникальной манере. В качестве примера привожу один из автопортретов и копию знаменитой "Моны Лизы".

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo , р. 1932) – современный колумбийский художник.

Биография, творчество

Фернандо Ботеро Ангуло родился 19 апреля 1932 года в г. Медельин (Колумбия). Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда мальчику было всего четыре года. Мать будущего художника работала швеей и воспитывала троих сыновей. Семье помогал дядя Фернандо, но денег все равно не хватало. Кроме того, воспитание детей основывалось на католических традициях и тяжелом труде, результатом чего можно считать тот факт, что Ботеро не посещал музеи и не был знаком с основными тенденциями в современном искусстве, но зато часто бывал в католических церквях, где имел возможность познакомиться с работами средневековых мастеров.

Образование Фернандо Ботеро получал сначала в школе иезуитов, а затем в школе корриды, куда поступил по настоянию дяди. Впрочем, карьера матадора юного Ботеро оборвалась буквально в первые же дни, когда мальчик получил травму на одном из тренировочных боев. На протяжении следующих двух лет он уже рисовал акварели, хотя и продолжал учиться на матадора – влияние дяди было все еще велико. В 1946 году Фернандо бросил школу, а в 1948 году вместе с некоторыми другими колумбийскими художниками впервые выставил на суд публики свои работы.

Среднее образование Ботеро продолжил получать уже в третьей школе, параллельно работая иллюстратором в газете «Эль Колумбиано» (исп. «El Colombiano») и иногда публикуя статьи о других художниках, в том числе о Пикассо. Находя отклик среди молодежи, Боготе настроил против себя консервативные круги, что привело к тому, что его вновь исключили из школы и образование он получил в результате в лицей Университета Антиокии, на оплату обучения в котором потратил все свои заработанные деньги. В 1951 году Ботеро переехал в Боготу, где в том же году состолась его первая персональная выставка. Становясь все более и более известным в арт-кругах тогдашней Колумбии, он в 1952 вместе с группой художников совершил турне по Испании, посетив Мадрид и задержавшись в Барселоне.

Испания произвела на Фернандо Ботеро впечатление и в том же 1952 году он поступил в художественную школу Сан-Фернандо в Мадриде. Вскоре, впрочем, художник переехал во Флоренцию, где обучался у профессора Бернарда Беренсона в Академии Св. Марка (1953-1954). Там он продолжил изучать классическую живопись и познакомился с искусством итальянского Возрождения и с техникой создания фресок. Позже, вернувшись на некоторое время в Колумбию, Ботеро организовал свой первый персональный вернисаж в галерее Лео Матиса. Вспоминая свою жизнь в Европе в тот период Ботеро говорил: «я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду. Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь».

Одновременно со всем этим, в 1952 году, художник участвовал в конкурсе Национального художественного салона Колумбии, предложив на суд жюри свою картину «У моря» и заняв в итоге второе место. Работы Ботеро того периода крайне разнородны, художник еще не нашел своего стиля и продолжал эксперементировать с формами. Кроме того, сложно выделить нескольких мастеров, оказавших на него влияние. В число своих учителей он может включить и живописцев эпохи Возрождения, и своих современников. Арт-критик Роберта Смит, критикуя фигуративизм Ботеро (про более поздние его работы она писала, что это "надутые резиновые куклы"), в раннем творчестве художника видела сплошные заимствования, без какой-либо структуры, подражательство всем, от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско. Надо сказать, что, знакомясь с картинами новых художников, она в качестве метода использует следующий подход: она пытается понять, работы каких классиков напоминает ей новая работа и в чем именно это воплощается. Затем она мысленно «удаляет» все заимствованное и пытается анализировать остаток, т.е. то, что теоретически является новым и, следовательно, представляет определенную «арт-ценность». В случае с ранним Ботеро «нового» найти почти не удалось, зато количество заимствований и детерминант было аномально высоко.

В 1955 году случилось знаковое событие в жизни Фернандо Ботеро. Во время работы над очередной картиной («Натюрморт с мандолиной» ), он несколько видоизменил форму изображаемого предмета, сделав объект нарочито большим. Эта «ошибка», впрочем, стала отправной точкой для формирования авторского стиля художника и положила начало его бесконечным «объемным» фигурам, которые и принесли ему всемирную славу.

В том же 1955 году Борето женился на Глории Сеа (англ. Gloria Zea, в последствии она занимала должности директора Музея современного искусства в Боготе (Museo de Arte Moderno de Bogota, El MAMBO) и министра культуры Колумбии). В 1958 году художник выйграл главный приз на SALON DE Artistas Colombianos в г. Богота, после чего его карьера резко пошла в гору. Вскоре он сам начал называть себя «самым колумбийским из колумбийских художников», что нашло поддержку (особенно за пределами Колумбии), а его выставки начали проводиться в Европе и США.

Несмотря на то, что в браке с Сеа появилось трое детей (Фернандо, Лина и Хуан Карлос), в 1960 году пара распалась и после развода сам Фернандо перебрался в Нью-Йорк, где жил следующие 14 лет. В первые годы денег не хватало, к тому же художник плохо знал английский, что только добавляло проблем. В определенный момент времени Борето обнаружил, что существует спрос на картины «в стиле старых мастеров» и адаптировал свою манеру письма под западноевропейскую «классическую» школу.

В 1964 году Ботеро начал жить с Сесилией Самбрано (англ. Cecilia Zambrano). В 1974 году у них родился сын Педро, но уже в 1975 они расстались. В 1979 году Ботеро попал в автомобильную катастрофу, когда его сын был в машине. Т.о. в возрасте пяти лет мальчик погиб, что стало серьезным ударом для художника.

В 1970 году Фернандо Ботеро удалось добиться того, что часть его картин была выставлена в Галерее Мальборо. Работы эти в очень короткий срок стали крайне популярными и когда Ботеро вновь вернулся в Европу, то обнаружил, что является очень успешным художником. Надо сказать, что тематика работ Ботеро различна. Многие из его картин так или иначе посвящены Колумбии. Он изображает как обычных людей ("Девица", 1974), так и политиков ("Президент", 1987), мафиози ("Смерть Пабло Эскобара", 1999) и т.д. Бросаются также в глаза его антиклириканские работы ("Я гуляю по холмам",1977). Во второй половине 70-х годов Ботеро создал свои версии некоторых классических картин ("Мадмуазель Ривьер Энгра", "Мона Лиза", "Подсолнухи").

В конце 90-х Ботеро создал ряд картин, посвященных проблемам преступности в Колумбии ("Бойня невинных", "Резня в Колумбии"). «Самый колумбийский художник» поднимает темы, которые актуальны, а потому интересны и понятны обывателю. Такой же «гражданской» тематикой наполнена и серия картин об издевательствах военных над заключенными в печально известной тюрьме «Абу-Грейб» .

Фернандо Ботеро также отметился и как скульптор, выполнив несколько своих «объемных» фигур в бронзе («Кот» в Барселоне). Стилистически данные работы можно считать сульптурными изображениями типичных образов мастера. Одна из них ("Натюрморт с арбузом", 1976-1977) была подарена художником Эрмитажу и в настоящее время выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

В 1992 году тогдашний мэр Парижа Жак Ширак разрешил Ботеро устроить персональную выставку непосредственно на Елисейских Полях. Надо отметить, что ни один иностранный художник до того момента такой чести не удостаивался.

В настоящее время самые разные города приглашают Фернандо Ботеро для создания работ под определенные городские праздники. Художник работал таким образом в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции ит.д. Кроме того, его картины и скульптуры пользуются огромной популярностью и покупаются за достаточно большие деньги («Завтрак на траве» был продан за миллион долларов).

Последней женой Ботеро стала французско-греческая художница София Вари (англ. Sophia Vari). В настоящее время пара живет в Италии. Интересно также отметить, что в своей личной жизни Ботеро предпочитает вовсе не полных женщин. В одном из интервью мастер заявил, что «любил трех женщин, и все они были худыми». Кроме того, художник всегда отрицал, что изображает «толстяков», утверждая, что просто «рисует объемно».

Несмотря на большой спрос, Борето часто дарит свои произведения. В Колумбии это принесло ему славу и любовь многих сограждан. Влиятельный колумбийский журнал «Семана» даже включал его в десятку самых популярных личностей страны. Известно, что, например, музею изобразительных искусств в г. Богота он подарил коллекцию картин примерной стоимостью в 60 миллионов долларов (это была личная коллекция Ботеро, которая содержала в себе работы художников XIX-XX веков), а в дар своему родному городу Медельин Ботеро отдал 18 скульптур и почти сотню картин, положивших начало экспозиции Площади Искусств.

Творческое наследие Фернандо Ботеро огромно. Он создал около 3000 картин и более 200 скульптур. Кроме того, ему принадлежит огромное количество разнообразных набросков, рисунков и акварелий. Работы данного художника иногда называют китчем , но, разумеется, вопросы жанровой классификации остаются открытыми. Следует отметить, что творчество Ботеро почти невозможно рассматривать в контексте развития западноевропейского искусства второй половины XX века, т.к. сам художник даже в Нью-Йорке действовал обособленно, почти не реагируя на вызовы и ответы, характерные для этого самого современного искусства.

На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом
и колониальным барокко. Фернандо Ботеро не скрывает своего пристрастия к полным людям,
он изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки.

Родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем
наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда
будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в
школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается
стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где
художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился
с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику
оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках
новых знаний. Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы
родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу
Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954)
у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи
Возрождения. Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее
Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых
соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли,
что это выставка нескольких художников.

Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до
мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из
городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и
других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял
второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

С 1960 жил в Нью-Йорке, часто наезжая в Париж, затем (с 1983) жил в тосканском городке
Пьетрасанта. На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников
его поколения. С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же
гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Эти произведения украсили многие города
мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

«Где-то я слышал, что мужчины врут, когда говорят, что любят сухое вино и
худых женщин, на самом деле они любят пиво и толстушек.»

Фернандо Ботеро. Торжество плоти.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает
исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная
арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность,"
- оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику.

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро,
будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел,
то никогда не забудешь.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в
обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается
так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами.
Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные
сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни
монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы
случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг
приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему.

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского
вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма,
составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи
и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот
волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу
рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие
деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время
возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост
мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей
в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина
"Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника
импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у
Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная
дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s
картина была продана за один млн. долл. США.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения.
Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и
более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором
государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные
фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые.
Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой:
бронза и мрамор — самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в
виде своеобразных героико-комических монументов.

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств
Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному
городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде,
Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади
Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов
долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных
личностей назвал и Фернандо Ботеро.

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)