Инф. технологии

Город и страна где родился бах. Иоганн Себастьян Бах – море или ручей в мире музыки? Последние годы композитора

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.

1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год.

1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо.

Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.

1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов

Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.

Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом.

1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро.

1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место.

1723 – 1750 годы – Лейпциг.

1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.

Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.

В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.

Лейпцигский период творчества – Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.

1740 год – Бах, формально оставаясь на службе, фактически уходит в собственное творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.

1747 год – поездка в Берлин. Филипп Эммануэль, сын Баха, служит у Фридриха II. Он обеспечивает отцу выступление при королевском дворе. Бах играет для Фридриха и его приближенных, импровизирует на тему, заданную королем. Вернувшись в Лейпциг, Бах кладет эту импровизацию в основу своего произведения «Музыкальное приношение» и посвящает его Фридриху II Прусскому.

Биография и эпизоды жизни Иоганна Себастьяна Баха. Когда родился и умер Иоганн Себастьян Бах, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора и музыканта, изображения и видео.

Годы жизни Иоганна Себастьяна Баха:

родился 21 марта 1685, умер 28 июля 1750

Эпитафия

«Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,
На звуки её сбегались из леса звери.
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивился ему».
Из стихотворения поэта Киттель-Микрандера, посвященного Баху

Биография

Он был великим композитором, виртуозным музыкантом и талантливым педагогом, но до конца своей жизни Иоганн Бах считал, что его заслуга - лишь в трудолюбии, а его талант - принадлежит Богу.

Он родился в зажиточной семье, его отец отвечал за все музыкальные события города. Но родители маленького Иоганна умерли, когда он был еще ребенком, поэтому мальчика воспитывал его старший брат. Иоганн учился в гимназии, занимался музыкой, а затем окончил вокальную школу. Сразу после школы юный музыкант получил придворную должность в Веймаре, и вскоре о прекрасном молодом исполнителе знал весь город. У Баха не было недостатка в работе - сначала он работал органистом в церкви Святого Бонифация, затем перешел на должность органиста в Мюльхаузене, где его высоко ценили и платили высокое жалование. Но расцветом творчества Баха стал период, когда он вернулся в Веймар и занял место придворного органиста, а также отвечал за устроение дворцовых концертов. Полную свободу в творчестве Баху дал князь Ангальт-Кетенский, который пригласил композитора работать у него капельмейстером. Когда Бах исполнил свои «Страсти по Иоанну» в одной из главных церквей Лейпцига, его назначили главным музыкальным директором всех церквей города.

Неизвестно, сколько еще великих произведений создал бы Иоганн Себастьян Бах, скольких еще гениальных учеников он бы подарил миру, если бы не болезнь, которая мучила его в последние годы жизни. В 1730-х годах у него начало падать зрение. Он продолжал писать, диктовал новые произведения своим ученикам под запись. Наконец, решился на операцию, затем на еще одну, но, увы, ни одно из хирургических вмешательств не смогло спасти зрение композитора. 28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался, причиной смерти Баха стали осложнения после перенесенных им операций. Похороны Баха прошли с огромными почестями. Сначала композитор был похоронен около церкви Святого Иоанна, но затем могила Баха затерялась, спустя годы были найдены его останки и перезахоронены. Во время Второй мировой войны церковь была разрушена, сегодня прах Баха хранится в церкви Святого Фомы, где работал Бах.

Линия жизни

21 марта 1865 г. Дата рождения Иоганна Себастьяна Баха.
1700-1703 гг. Учеба в вокальной школе Св. Михаила в Люнебурге.
1703-1707 гг. Работа органистом в церкви Арнштадта.
17 октября 1707 г. Брак с Марией Барбарой.
1708 г. Придворный капельмейстер в Кетене.
1720 г. Смерть жены Баха, Марии.
3 декабря 1721 г. Брак с Анной Магдалиной Вильке.
1722 г. Написание Бахом первого тома «Хорошо темперированного клавира».
1723 г. Церковный музыкальный директор в Лейпциге.
1724 г. Написание Бахом «Страстей по Иоанну».
1727 г. Написание Бахом «Страстей по Матфею».
1729 г. Глава Музыкальной коллегии.
1744 г. Выход второго тома «Хорошо темперированного клавира».
28 июля 1750 г. Дата смерти Баха.
31 июля 1750 г. Похороны Баха.

Памятные места

1. Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где сегодня находятся останки Баха.
2. Церковь Святого Николая в Лейпциге, где Бах впервые исполнил свою «Рождественскую ораторию».
3. Памятник Баху в Лейпциге.
4. Дом-музей Баха в Айзенахе, рядом с которым установлен памятник Баху.
5. Дом-музей Баха в Лейпциге.
6. Лейпцигская музыкальная школа Иоганна Себастьяна Баха, где композитор служил кантором хора.

Эпизоды жизни

Предки и потомки Баха были музыкантами, кроме Фейта Баха, «основателя» династии. Он был булочником, держал мельницу, но очень любил музыку и играл на каком-то струнном инструменте. Но уже и дед, и отец, дед, братья, дети Иоганна Себастьяна Баха, а также его внук и правнук были музыкантами. В конце жизни Иоганн Бах говорил, что вся его музыка принадлежит Богу и все его способности ему же и предназначены.

У Иоганна Себастьяна Баха была одна причуда. Он переодевался так, словно он бедный школьный учитель, приходил в сельскую церковь и просил разрешения поиграть на органе. Когда он начинал играть, все присутствующие бывали просто поражены. Некоторые даже в испуге выбегали из церкви, считая, что обычный человек так играть не может и наверняка за органом сидит сам дьявол.

Иоганн Себастьян Бах отличался скромностью и не любил похвалу. Однажды он сыграл ученикам свою прелюдию. Когда один из них стал восхищаться произведением и игрой учителя, тот прервал его: «В этом нет ничего удивительного! Надо только знать, какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган».

Завет

«Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».


Биография Иоганна Себастьяна Баха

Соболезнования

«Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный».
Роберт Шуман, немецкий композитор, музыкальный критик

«Не ручей! - Море должно быть ему имя».
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, пианист

Иоганн Себастьян Бах - талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил.

Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: детские годы

Родился Иоганн в 1685 году в Эйзенахе, провинциальном городке Германии. Отец его был скрипачом. От него Иоганн и узнал азы игры на этом инструменте. Кроме того, Бах-младший обладал прекрасным сопрано и пел в школьном хоре. Будущая профессия Иоганна была предопределена. В 9 лет мальчик остался без родителей. Его забрал к себе на воспитание старший брат. В Ордуфе он служил при церкви органистом и мальчика перевез туда же, устроил его в гимназию. Музыкальные занятия продолжались, но они были слишком однообразными, непродуктивными.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: начало самостоятельной жизни

Пятнадцатилетний Иоганн переехал в Люнебург. Успешное окончание гимназии дало ему право поступать в университет. Однако отсутствие средств к существованию не позволило юноше использовать эту возможность. Переезжать ему приходилось еще не единожды за свою жизнь. Причиной всегда были плохие условия работы, унизительное положение. Но никакая обстановка не отвлекала Баха от изучения новой музыки, манеры исполнения композиторов-современников. По возможности он старался с ними познакомиться лично. В то время все преклонялись перед иностранной музыкой. Он же имел смелость отстаивать и изучать свои национальные произведения.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: дополнительные таланты

Способности Иоганна не ограничивались только композиторским мастерством. Среди своих современников он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и органе. Именно за импровизации на этих инструментах он получил признание (даже своих соперников) еще при жизни. Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции Луи Маршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал из города.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: придворный музыкант

С 1708 года Иоганн служил в Веймаре музыкантом при дворе. В этот период им были написаны многие известные произведения. Вскоре Бах обзавелся семьей и уже с ней в 1717 году переехал по приглашению принца в Кетен. Оказалось, что там нет органа. Композитор обязан был руководить небольшим оркестром, развлекать принца и аккомпанировать его пению. В этом городе Бах написал трехголосные и двухголосные инвенции, а также «Английские» и «Французские сюиты». Фуги и прелюдии, законченные в Кетене, составили 1-й том «Хорошо темперированного клавира» - огромного труда.

Бах Иоганн Себастьян. Биография краткая: обоснование в Лейпциге

В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность руководителя хора. Условия для Баха снова были стеснительные. Кроме множества обязанностей (воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано было не выезжать за пределы города без разрешения бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях.

Но, несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал творить. Свои лучшие композиции он создал именно в Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой, средств на содержание школы выделяло мало. Единственной отрадой композитора оставалось творчество и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекрасными музыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.

Иоганн Бах. Биография: завершение жизненного пути

Последние годы композитор страдал серьезным заболеванием глаз. Операция была неудачной, и Бах окончательно ослеп. Но даже в таком состоянии он продолжал сочинять. Его произведения записывали под диктовку. Музыкальная общественность почти не заметила смерть О нем довольно быстро все забыли. Анна Магдалена, вторая жена Иоганна, умерла в доме призрения. Регина, младшая дочь Баха, жила как нищая, только в последние годы ей оказывал помощь Бетховен.

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.

Johann Sebastian Bach Великий немецкий композитор родился 21(31) марта в германском городке Эйзенах в семье потомственных музыкантов. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, он потерял мать, а ровно через год стал круглым сиротой. С этого момента воспитанием будущего музыканта занялся его старший брат. Маленький Иоганн проявлял огромный интерес к игре на органе. В 15 лет он стал учеником школы вокала Св. Михаила в Люнебурге. Именно на этом отрезке жизни, он и познакомился с лучшими произведениями выдающихся музыкантов того времени, а так же научился играть на многих музыкальных инструментах. Окончив вокальную школу, по воле случая, он устроился на должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста. И тут покатилась волна слухов по городу о виртуозном музыканте. Вскоре юный Бах стал играть на органе в церкви Св. Бонифация, затем тот же пост в церкви Св. Власия в крупном городе Мюльхаузене. Именно в это время музыкант создал большинство своих произведений. А осенью 1707 года Себастьян обручился с Марией Барбарой, которая была его кузиной. В семье Бахов родились четверо детей, двое из которых стали как отец, известными композиторами. Всю жизнь семейство Бахов переезжало с места на место. Будучи прекрасным органистом, Иоганн Себастьян постоянно искал новую более выгодную работу. Наконец, в 1723 году он добился должности музыкального директора всех церквей в городе Лейпциг. К этому моменту он уже женился во второй раз на Анне Магдалене Вильке, его первая жена умерла в расцвете сил. Это время стало самым плодотворным в творчестве композитора. Бах создал 5 годовых циклов кантат на евангельские темы, части столь известной Мессы си минор. Именно тогда сбылась его мечта – он стал придворным композитором. С годами Иоганна стала одолевать болезнь. Его зрения постоянно ухудшалось. Он перенес две операции на глазах и стал совершенно слепым. И 28 июля 1750 года знаменитый композитор скончался от осложнений после операции. На счету композитора более 1000 великолепных музыкальных творений. Из них невероятно красивые пары прелюдий, фуги и токкаты. Он сочинил неоконченную «Органную книжечку», сборник «Clavier-Ubung», и всем известных 18 Лейпцигских хоралов.

Популярные композиции

"Аве Мария" Прелюдия до-мажор
Prelude and Fugue No.2 c minor, BWV 847
Andante in G minor, BWV 969
Fugue in G major, BWV 957
Prelude and Fugue No.20 a minor, BWV 889

Биография

Он не был оценен при жизни. Его музыка получила признание спустя почти столетие. С того момента его популярность лишь росла. Мастер перестал творить более чем двести шестьдесят лет назад, а интерес к его творчеству все растет, привлекая все новых исполнителей. Бах, Иоганн Себастьян, из династии музыкантов Бахов. Он родился в 1685 году в германском городке Эйзенахе. Музыкальный талант Иоганна Себастьяна рано проявился, с малых лет отец обучал его игре на скрипке, мальчик пел в школьном хоре. В девять лет Иоганн Себастьян осиротел. Старший брат, органист из Ордруфа, взял его на воспитание. Но контакт не сложился: скучные и унылые занятия музыкой, которые проводил брат, не удовлетворяли мальчика. Он стремился к самообразованию, но все такие попытки были пресечены. В пятнадцать лет будущий композитор переехал в Люнебург, чтобы начать самостоятельную жизнь, спустя три года окончил гимназию. В университет поступить не было материальной возможности. Начались переезды с места на место. Причин было несколько. Главная из них – постоянное желание совершенствовать мастерство композиции. Иоганн Себастьян изучал музыку французских и итальянских композиторов, чтобы, усвоив лучшее, творить собственное. Но современники не признали его талант как композитора. Отмечали лишь, что в искусстве игры на органе и клавесине Баху нет равных. Скромность Иоганна Себастьяна была поразительна. На все похвалы он отвечал: «Мне пришлось усердно трудиться. Кто будет так же усерден, достигнет того же». В Веймаре Бах поселился в 1708 году. Это был лучший для творчества период его жизни. Должности городского органиста и придворного музыканта оставляли время для того чтобы создавать свои мелодии. Самые знаменитые свои органные произведения Бах создал в это время. С 1717 года Бах и его семья жили в Кётене при дворе принца Кётенского. Руководство оркестром, аккомпанемент принцу и игра для принца на клавесине не отнимали много времени. Творчество поглощало весь досуг композитора. Подрастали сыновья. Как и все Бахи, они должны были стать музыкантами. Иоганн Себастьян создал много произведений, предназначенных для обучения мастерству. До сих пор они остаются в программах всех музыкальных школ, но интересны не только для начинающих музыкантов. Лучшие пианисты мира включают их в свои концерты. Последним местом жительства Баха стал Лейпциг. В 1723 году он получил должность кантора певческой школы при церкви Святого Фомы и обширные обязанности. Церковная музыка всего Лейпцига была оставлена на Баха. Досуга почти не стало. Церковь ставила рамки творчеству Баха, четко прописывая, какой именно должна быть музыка в церквях Лейпцига. Это было мучительно для того, кто всю жизнь отстаивал свои музыкальные предпочтения и создавал глубокие произведения. Церковное начальство выражало неудовольствие, росло напряжение. Композитор нашел отдушину – участие в городском обществе любителей музыки. Как солист и дирижер, Бах с удовольствием и большим успехом принимал участие в концертах светской музыки. Отрадой была и семья. Трое сыновей, повзрослев, показали себя отличными музыкантами и стали композиторами. Старшая дочь прекрасно пела. Вторая жена, Анна Магдалена Бах, тоже пела и была очень музыкальна. Бах сочинял произведения специально для исполнения в кругу своей семьи. Здоровье Баха слабело, операция на глазах прошла неудачно, композитор ослеп. Но сочинял он вплоть со смерти, диктуя свои произведения домашним. Смерть композитора в 1750 году осталась почти незамеченной. И только через восемьдесят лет, в 1829 году, немецкий композитор Мендельсон дирижировал исполнением «Страстей по Матфею». Тогда мир начал осознавать, что это великое произведение, а Иоганн Себастьян Бах был великим музыкантом, а не просто одним из династии музыкантов Бахов.