Домашний очаг

Характеристика Вольги Святославовича: описание героя. Волх Всеславьевич – былинный герой

Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.

В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.

Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:
- Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового - пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!

Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.

В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинушку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.

И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.

Храбрая моя дружинушка! - говорит Вольга,- вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.

Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно,- вернулась к В ольге дружина с пустыми руками.

Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.

Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:

Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!

Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.

Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.

В третий раз говорит Вольга:

Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.

Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться. Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой- щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.

Пошли однажды по Киеву слухи, что собирается индейский царь войною на славный, стольный город; грозит взять Киев, разорить, божьи церкви огню предать.

Разумен и догадлив был добрый молодец Вольга; собрал он свою храбрую дружинушку, пошел в поход к Индейскому царству. Шли день, другой; говорит Вольга дружине:

Удалые, добрые молодцы, собралось вас здесь ни много ни мало семь тысяч; нет ли между вами такого человека, который обернулся бы гнедым туром да сбегал бы сейчас в Индейское царство, поразведал, что замышляет царь Салтык Ставрульевич?

Низко кланяется Вольге дружинушка, словно травка ветром к земле пригибается, говорит:

Нет у нас другого такого человека, кроме тебя, Вольга Святославич.

Обернулся тут Вольга гнедым туром с золотыми рогами и побежал к Индейскому царству: первый прыжок сделал - за версту ушел, а со вторым и совсем из вида скрылся. Обернулся Вольга потом ясным соколом, прилетел в Индейское царство, сел на косящатое окошечко царских палат белокаменных и слышит, как жена царя Салтыка, Елена Азвяковна, говорит своему мужу:

Идешь ты, славный царь, войной на святую Русь, а не знаешь, что взошел на небо светлый месяц, родился в Киеве могучий богатырь, сильный враг твой, Вольга Святославич!

Разгневался тут на жену свою Салтык Ставрульевич за то, что она его отговаривает на Русь идти, чужого богатыря хвалит; схватил царицу да как ударит ее с размаху о каменный пол!

Полетел Вольга прочь от окошка; обернулся зверем-горностаем, пробрался в подвалы, погреба, в высокие терема Индейского царства, перекусил тетивы у тугих луков, отломал железа у каленых стрел и закопал в землю, чтобы не с чем было воевать Салтыку. И снова Вольга обернулся ясным
соколом, взвился высоко под небеса, полетел в чистое поле, где оставил храбрую свою дружинушку. Видит Вольга - спит-почивает дружинушка. Разбудил он добрых молодцев: - Вставайте, дружинушка моя храбрая, не время теперь спать-высыпаться: пора идти в Индейское царство!

Подошли они к каменной крепкой стене индейского стольного города: высоки стены и крепки, железные ворота глухо-наглухо заперты, медными крюками-засовами заложены. День и ночь ходят вокруг города царские караулы. На воротах резная решетка тонкая мудрой работы: только мурашек- крошка и может пробраться сквозь узоры решетки: такие они тоненькие да узенькие.

Закручинилась дружина Вольги:

Напрасно мы тут свои головы сложим: как пробраться сквозь эти мудреные стены в стольный индейский город!

Слышит Вольга жалобу удалых добрых молодцев, говорит:

Этому горю можно помочь!

Обернулся Вольга мурашком и дружинушку свою обернул мурашками, и пробрались они за городские стены в славное Индейское царство. Тут обернулись они снова добрыми молодцами на конях, вооружились кинжалами да копьями. Отдал им Вольга такой приказ:

Ходите вы по Индейскому царству, рубите старого и малого, не оставляйте в живых ни одного злодея-татарина; оставьте только в живых семь тысяч красных девушек!

А сам Вольга пошел в царские палаты к индейскому царю. Сидит царь Салтык Ставрульевич в своем крепком дворце: заперты железные двери тяжелыми замками булатными. Толкнул Вольга ногой двери, и слетели крепкие засовы: отворять не понадобилось. Увидал Вольга царя Салтыка да и говорит:

Вас не бьют, не казнят! - схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол да и положил на месте.

И стал Вольга сам царем-государем в Индейском царстве, взял за себя замуж прекрасную царицу Елену Азвяковну, а дружинушка его переженилась на душеньках красных девушках.

Щедро наградил Вольга своих добрых молодцев: одарил серебром, золотом; каждому дал табун коней во сто тысяч.

Славит храбрая дружинушка своего удалого князя, и по всей Руси идет громкая похвала делам и подвигам славного богатыря Вольги Святославича и его удалых, добрых молодцев.


Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Борис Ольшанский. Волхв Всеславович

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Поход на Индийское царство

Борис Ольшанский.Поход Вольги

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

Иллюстрация к былине "Вольга": обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Иллюстрация к былине "Вольга": царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна

Встреча с Микулой Селяниновичем

Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

Иван Билибин.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.

Константин Васильев.Вольга

Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.

Героический эпос Древней Руси, в котором нашли свое отражение исторические события русского государства, именуется былиной. В былинах прославляется героизм народа, и раскрываются его нравственно эстетические ценности. В этих произведениях реальная действительность существенно дополнена художественным вымыслом.

Герои и язык былинных эпосов

Главными персонажами русских былин являются отважные богатыри, которые смело вступают в неравную борьбу с противником. Некоторые герои былин представляют собой полу мифологических персонажей Михайло Потык, Святогор и Волхв Вячеславович.

В более поздний период сменой таким богатырям стали более реальные персонажи Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович. Ратные подвиги этих героев были направлены на защиту государства, князя и всего славянского люда.

Мир Руси в былинах солнечный и наполненный яркими красками, однако с появлением негативных героев, вдруг надвигаются грозы и туманы, символизирующие опасность.

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Богатырь Илья Муромец один из самых популярных и любимых народов героев русских былин. Повествование о борьбе Ильи Муромца с коварным Соловьем разбойником считается наиболее древней былиной из Киевского цикла.

Прототипами Соловья разбойника стали люди, которые совершали регулярные грабежи и прятались в дремучих лесах на всей территории Руси.В начале былины мы знакомимся с главным героем богатырем Ильей, который отправляется в столицу на службу князю Владимиру.

На пути в Киев, Илья Муромец помог черниговскому полку разбить вражеское войско печенегов. В знак благодарности, воевода предупредил доброго молодца о том, что в лесах, через которые ему предстоит пройти, живет Соловей, обладающий магической силой от его пения вянут деревья и цветы и умираю люди.

Однако опасность не напугала Илью, наоборот, он поспешил на встречу с Соловьем разбойником, чтобы обезвредить его и тем самым спасти жизни своим соотечественникам. Не успел молодец выйти на дорогу, как услышал зловещее пение Соловья.

Долго не раздумывая, он достал свой лук и единственным выстрелом сразил противника. Раненую птицу он забрал с собой, чтобы показать князю Владимиру, что опасность для народа Руси миновала. Однако царь не поверил в то, что обычный соловей может настолько вредить людям.

В знак доказательства, Илья просил Соловья спеть свою песню. От раздавшихся звуков, все присутствующие в княжеском дворце начали убегать, а сам князь укрылся шкурой, чтобы не слышать пение птицы. После этого, Илья Муромец отрубил голову коварной птице, тем самым освободив людей от мучителя.

«Вольга и Микула Селянинович»

Главный герой былины Вольга Святославович, богатырь который желает обладать могущественной силой и мудростью. Вольга собрал войско из тридцати богатырей и двинулся в путь на стольный град. По дороге, молодец и его армия слышали звуки сохи, однако в течение трех дней никак не могли добраться до самого пахаря.

Когда они наконец-то встретили крестьянина, тот спросил у молодцев, куда они направляются. Вольга ответил, что идет за налогами, которые должны платить жители городов, подаренных ему самим князем. Пахарь предупредил Вольгу, что в этих городах проживают разбойники: однажды он сам чуть не стал их жертвой, но сумел отбиться от них.

Молодец решил, что пахарь понадобится ему, если надо будет сражаться с разбойниками и приглашает его в свою рать. Как оказалось, крестьянин был знаменитым богатырем, который уже давно прославился в героических сражениях, а звали его Микула Селянинович.

Вольга́ Святославич (также Волх Всеславьевич) богатырь оборотень (колдун) Руси.

Как я уже раньше в своих двух предыдущих работах связанных с богатырями Руси замечал..htmlи Добрыня Никитич - , что на земле Русскойвыдающихся личностей называли богатырями не только за выдающиеся физические силы, но и за умения. Так вот к чему я это все сказал, в этой работе я хочу рассказать о пожалуй самом мало известном богатыре князеВольге Святославовиче. Этот богатырь не отличался несверхъестественной силой ни коварством, ни тактичностью, зато был известен в памяти народа как великий колдун и мастер ядов. Так же Вольга знал язык деревьев и зверей и умело правил своим княжеством, а потом и Турец ханством.

По преданию Вольга родился в стольном городе, по велению самого Перуна. В каком городе богатырь был рожден, не указывается, однако подробна, описывается его чудесное зачатие: Мать его Марфа Всеславильна долгое время ходила молиться в богорощу, где молила о сыне у идола Перуна. И в конце- концов громовержец смилостивился и послал своего любимого слугуЗмея на помощь Марфе. Прогуливаясь в саду, Марфа случайно наступила на Змея и в ту же ночь забеременела. В некоторых былинах Вольгу называют сыном Перуна. Плюсом в копилку к этой теории добавляют события происходившие во время рождения Богатыря. Громсотрясал саму землю и был слышен аж в царствеТурец-салтана(Индия, возможно Византия). Так на свет появился Вольга.

Не успело, Вольге исполниться год как сцарства Турец-салтана прибыл, гонец и потребовал выдать Вольгу Турец хану. Звездочеты предсказали могущественному царю Турецу смерть от рукиВольги в день его рождения. И срок на выдачу младенца посол поставил ровно день. Марфа и ее супруг Святослав весь день прощались с сыном после чего выдали его послу. Посол Турец- салтана решил не медлить больше и чтобы не марать руки подпустил к младенцу гадюка, которую вместе с гонцом маленький Вольга тут же задушил. АТурец – салтану написали, что гонец вместе с младенцем скинулся с обрыва. Все это на некоторое время успокоило Турец- салтана.

За это время пока Турец был уверен в смерти Вольги, он окреп и превратился в доблестного юношу.И когда ему исполнилось шестнадцатьто он собрал дружину и во время сбора оброка с городов Гурчевца и Ореховца, повстречалпахаря Микулу Селяниновича. Который оказался не только пахарем, но и волхвом которыйобучил юного князятонкости ядов и оборотной магии. И когда князь сам лично смог принимать обличья различного зверьяи стал понимать во снадобьях то стал готовить армию в поход на Турец царство.

Но для войныс таким мощным государством как Турец Вольге потребовалось укрепиться внутри государство. И в этом ему помогли обольщающие зелья и яды. После того как князь смог собрать состояние для похода, он объявил Турец хану войну. Стены были прочны, тогда князь обернул свою дружину в муравьев, а когда все пролезли, сквозь стены вернул, им человеческую форму. После захвата царства сам князь женился на жене убитого царя и стал царем

Волх Всеславьевич – былинный герой, названный по имени , сына .

РОДОСЛОВНАЯ: мать — Марфа Всеславовна

ИМЯ: Откуда же взялось имя Волх? По древнему новгородскому преданию, у князя был старший сын, великий чародей — Волх. На берегу реки Мутной, что в его честь назвали Волховом, построил он себе крепость большую и разбойничал там нещадно, обращаясь водяными чудовищами наподобие бегемота, крокодила или змея страшного, преграждая путь всем судам и пугая честных корабельщиков. Крепость та была возведена на месте, что называлось Перынь, - там Волх воздвиг кумир славянского бога . Народ и боялся и почитал Волха, чтили его, как за Бога, за бога, величали меж собой и Громом и Перуном. А потом уже все чародеи, что после него жили, стали именоваться не как-нибудь, а волхвами.

ПРОТОТИП. Но говорят, что Вольга Святославович имел и другого прототипа: Всеслава Брячеславовича (он же — Всеслав Вещий или Всеслав Чародей). 57 лет княжил он в Полоцке (с 1044 по 1101 год). Известен как герой «Слова о полку Игореве», а также в восточно-славянском фольклоре, где он как чародей и богатырь фигурирует. Фольклор приписывает ему способность оборачиваться зверем лесным.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

  • Кто был учителем Волха?

Кудесник и чародей

  • Как шло обучение Волха? Во сколько лет и чему он научился?

В семь лет он научился грамоте, а в десять — превращаться в животных: в ясна-сокола, в серого волка, да в тура, что»золоты рога». Кроме того, мог Волх в муравья обратиться и в горностая.

  • Какой же все-таки город хотел завоевать царь Салтык?

Царя Салтык Ставрульевич захватить хотел Великий Киев-град, а также Чернигов и Новгород

  • Основная тема былины о Волхе Всеславовиче — о Родине или о волшебстве?

Истинной ценностью, смыслом жизни, самым важным и самым главным делом для всех русских богатырей была защита Отечества. А волшебство — это всего лишь средство, подмога, приятный бонус.

********

Что необычного вы заметили в самом начале былины? -Что может символизировать белое облако?

Середина неба?

Гроза?

Радуга?

Вспомните сказки, есть ли какое-то сходство, если да,

то в чём?

А рождение богатыря, его рост (в сказке: не по

дням, а по часам…)- сходство с волшебной сказ-

кой.

Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные » (Доспехи из твердой стали)

Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.

А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

А как вы думаете, почему кудесник помогает нашему герою?

Всем ли помогают и в сказках волшебники? – нет, правильно ни каждому, а тому, кто из героев делает добро.

Опять мы наблюдаем сходство сходства с волшебной сказкой.

А что символизирует цифра 30?

А как вы считаете, почему Волхв решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой?(герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)

А как это его характеризует?

А каким вы представляете себе царя Салтыка?

Как характеризуют его поступки? Прокомментируйте.

А что вы думаете о царице? Её поведении? Нарисуйте словами её портрет, какие личностные качества ей присущи?

Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

— что остановило царя не пойти на русские земли? Найдите это подтверждение в тексте.

Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

— Что произошло с царицей поле этого? Найдите это подтверждение в тексте?

Как сумел Волх отвести от Русской земли беду?

Удалось ли ему справится с царем Салтымаком и освободить царицу и темницы?

Как ему это удалось? Как вы понимаете слово: то-

А другом?

Как вы думаете, каким необычным даром был наделен Волх?

Какой вывод вы сделали?

Какую мысль пытается

Передать нам былинный сказитель?

Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвра-

щается добром, а зло – злом.

ЧУДО РОЖДЕНИЯ: В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII-XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.

По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скочила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну,
А вта поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц,
- А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, - об этом сразу же узнала природа:

Худ..Г.Юдин

Подрожала сыра земля…
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского…
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

Звери испугались еще и потому, что знали:
Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
ЧУДО ВЗРОСЛЕНИЯ: Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».
ЧУДО ПРЕМУДРОСТИ: И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, - это быстрота, с какой Волх овладел науками - грамотой и волшебными премудростями:

А и первой мудрости учился -
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,-
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх -
Обвертываться гнедым туром -
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв - волшебник, кудесник, колдун. Но также - и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином - недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена - до княжеские - ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья.

Вольга Святославович, К.Васильев

БЫЛИННЫЙ КНЯЗЬ: И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Всеслава Брячиславича: в 60-70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»… Конечно же, Волх Всеславьевич - персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна…
ПОХОД: Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это - враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
ОБОРОТНИЧЕСТВО: Самое интересное - в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные; а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического - в смысле событийном, летописном - былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх - лицо историческое, он - персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае - в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя - предводителя дружины

СМЕРТЬ ОБОРОТЕНЯ ВОЛХА: Для своих многообразных чудес призывал чародей навий, силы тьмы. Как-то раз не поладил он с ними - они и задушили Волха, бросив его тело в реку. Оно плыло вверх по реке (против течения!) и было выброшено волнами напротив крепости, где жрецы и слуги похоронили Волха. Над могилою насыпали курган, но спустя три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело» оборотня, а могила провалилась «на дно адское».
В память о сем Волхе-оборотне и был назван хитромудрый Всеславич, совершивший много чудесных подвигов. В былинах позднейшего времени он уже зовется Вольгой Святославичем и соперничает с пахарем Микулой Селяниновичем.

В ЛИТЕРАТУРЕ: … Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. … Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ. Русская былина

(222)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.