Деньги

История жизни. Иван сергеевич тургенев - биография, информация, личная жизнь

Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской Академии Наук (1880). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847 — 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Биография

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Гоголем, Аксаковым, Хомяковым. В одну из поездок в Петербург — с Герценым.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 — "Дворянское гнездо"; в 1860 — "Накануне", в 1862 — "Отцы и дети".

Ситуация в России быстро менялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимал активное участие в этом процессе, стал негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничал и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 — 1863 относится его полемика с Герценым по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Более 2200 лет назад родился великий карфагенский полководец Ганнибал. Когда ему исполнилось девять лет, он поклялся, что всегда будет противостоять Риму, с которым у Карфагена на тот момент много лет шла война. И последовал своему слову, всю жизнь посвятив борьбе. При чем тут краткая биография Тургенева? - спросите вы. Читайте дальше и непременно все поймете .

Ганнибалова клятва

Писатель был большим гуманистом и не понимал, как можно лишать живого человека самых необходимых ему прав и свобод. А в его время это было даже более распространено, чем сейчас. Тогда расцветал российский аналог рабства: крепостное право. Его он и ненавидел, ему он и посвятил свою борьбу.

Иван Сергеевич не был так отважен, как карфагенский полководец. Он не стал бы сражаться в кровопролитной войне со своим врагом. И все же он нашел способ сразиться и победить.

Симпатизируя крепостным, Тургенев пишет свои «Записки охотника», которыми обращает внимание общественности на эту проблему. Сам император Александр I. I. , прочитав эти рассказы, проникся серьезностью этой проблемы и примерно через 10 лет отменил крепостное право. Разумеется, нельзя утверждать, что причиной тому были только «Записки охотника», однако и влияние их отрицать неверно.

Вот такую большую роль может сыграть простой писатель.

Детство

9 ноября 1818 года в городе Орле родился Иван Тургенев . Биография писателя начинается с этого момента. Родители были потомственными дворянами. Большее влияние на него оказала мать, поскольку женившийся по расчету отец рано ушел из семьи. Иван тогда был ребенком 12-и лет.

Варвара Петровна (так звали матушку писателя) была тяжела характером, поскольку у нее было тяжелое детство - пьющий отчим, побои, властная и требовательная мать. Теперь же трудное детство предстояло опробовать на себе ее сыновьям.

Однако у нее были и достоинства: прекрасное образование и обеспеченность в средствах. Чего стоит только тот факт, что в их семье принято было говорить исключительно на французском языке, согласно тогдашней моде. Вследствие этого Иван получил отменное образование.

До девяти лет его учили гувернеры, а затем семья переехала в Москву. Москва в то время не была столицей, но учебные заведения там были первоклассными, да и добираться туда из Орловской губернии было в три раза ближе, чем до столичного Петербурга.

Учился Тургенев в пансионах Вейденгаммера и директора Лазаревского института Ивана Краузе, а в пятнадцать лет поступил на словесный факультет Московского университета. Уже через год он поступил в столичный университет на философский факультет: в Петербург переехала семья.

В то время Тургенев увлекался стихами и вскоре привлек к своим творениям внимание профессора университета Петра Плетнева. Тот в 1838 году опубликовал стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» в журнале «Современник», где был редактором . Это была первая публикация художественного творчества Ивана Тургенева. Однако двумя годами ранее он уже публиковался: тогда это была рецензия на книгу Андрея Муравьева «О путешествии к святым местам».

Иван Сергеевич придавал большое значение своей деятельности как критика и впоследствии написал еще немало рецензий. Часто совмещал их со своей деятельностью переводчика. Он писал критические работы на русскоязычный перевод «Фауста» Гете, «Вильгельм Телль» Шиллера.

Лучшие свои критические статьи писатель издал в первом томе собрания своих сочинений, вышедшем в 1880 году.

Академическая жизнь

В 1836 он окончил университет, годом позже прошел экзамен и получил ученую степень кандидата университета. Это значит выпустился с отличием и, говоря современным языком - получил степень магистра.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, посещает там лекции в Берлинском университете по истории греческой и римской литературе.

В 1842 году сдает экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии, пишет диссертацию, однако не защищает ее. Интерес к этой деятельности у него остывает.

Журнал Современник

В 1836 году Александр Пушкин организовал производство журнала под названием «Современник». Посвящен он был, конечно, литературе. В нем были как произведения современных тому времени российских авторов, так и публицистические статьи. Были и переводы иностранных произведений. К сожалению, даже при жизни Пушкина журнал не пользовался большим успехом. А с его смертью в 1837-м так и вовсе постепенно пришел в упадок, хотя и не сразу. В 1846 году его покупают Николай Некрасов и Иван Панаев.

И с этого момента к журналу подключается Иван Тургенев, которого привел Некрасов. В «Современнике» публикуются первые главы «Записок охотника». Кстати, это название изначально было подзаголовком первого рассказа, и придумал его Иван Панаев в надежде заинтересовать читателя. Надежда оправдалась: рассказы пользовались огромной популярностью. Так начала исполняться мечта Ивана Тургенева - изменить общественное сознание, внести в него мысль о том, что крепостное право бесчеловечно.

В журнале эти рассказы публиковались по одному, и цензура к ним была снисходительна. Однако когда в 1852-м они вышли целым сборником, разрешившего печать чиновника уволили. Обосновали это тем, что когда рассказы собраны все вместе, то они направляют мысль читателя в предосудительном направлении. Между тем Тургенев никогда не призывал ни к каким революциям и старался быть в ладах со властью.

Но иногда его произведения трактовали неверно, и это приводило к проблемам. Так, в 1860 году Николай Добролюбов написал и опубликовал в «Современнике» хвалебную рецензию на новую книгу Тургенева «Накануне». В ней он интерпретировал произведение так, что якобы писатель с нетерпением ждет революцию. Тургенев придерживался либеральных взглядов и оскорбился такой трактовкой. Некрасов не стал на его сторону и Иван Сергеевич ушел из «Современника».

Тургенев не был сторонником революций не без причины. Дело в том, что он был во Франции в 1848 году, когда там началась революция. Иван Сергеевич видел своими глазами все ужасы военного переворота. Разумеется, он не хотел повторения этого кошмара на своей родине .

​Известно о семи женщинах в жизни Тургенева:

Нельзя обойти вниманием отношения Ивана Тургенева с Полиной Виардо. Впервые он ее увидел на сцене в 1840 году. Она исполняла главную роль в оперной постановке «Севильский цирюльник». Тургенев был ею покорен и страстно захотел познакомиться с ней. Повод представился через три года, когда она вновь приехала на гастроли.

На охоте Иван Сергеевич познакомился с ее мужем, известным искусствоведом и директором театра в Париже. Затем был представлен и Полине. Спустя семь лет он писал ей в письме, что воспоминания, связанные с ней, самые дорогие в его жизни. И одно из них - как он впервые говорил с ней на Невском проспекте, в доме напротив Александринского театра.

Дочь

Иван и Полина стали очень близкими друзьями. Полина воспитывала дочку Тургенева от Авдотьи. В Авдотью Иван был влюблен в 41-м, хотел даже жениться, но мать не благословила, и он отступился. Уехал в Париж, где долго жил у Полины и ее мужа Луи. А когда приехал домой, его ждал сюрприз: восьмилетняя дочь. Оказывается, она родилась еще 26 апреля 1842 года. Мать была недовольна его увлечением Полиной, не помогала ему финансами и даже не сообщила о рождении дочери.

Тургенев решил позаботиться о судьбе своего ребенка. Договорился с Полиной, что ее будет воспитывать она, и по такому случаю сменил дочке имя на французское - Полинетт.

Однако две Полины не ладили между собой и через какое-то время Полинетт отправилась в частный пансион, а затем стала жить с отцом, чему была очень рада. Отца она очень любила и он ее тоже, хотя и не упускал случая написать ей в письмах наставлений и замечаний о ее недостатках.

У Полинетт было двое детей:

  1. Жорж-Альбер;
  2. Жанна.

Смерть писателя

После смерти Ивана Сергеевича Тургенева все его имущество, включая интеллектуальное, по завещанию досталось Полине Виардо. Дочь же Тургенева осталась ни с чем и ей пришлось тяжело работать, чтобы обеспечивать себя и двух детей. Кроме Полинетт у Ивана детей не было. Когда умерла она (как и отец - от рака) и двое ее детей, потомков Тургенева не осталось.

Умер он 3 сентября 1883 года. Рядом с ним была его возлюбленная Полина. Ее муж умер четырьмя месяцами раньше Тургенева, последние почти десять лет жизни будучи парализованным после инсульта. Провожали Ивана Тургенева в последний путь во Франции много людей, среди них был Эмиль Золя. Похоронили же Тургенева, согласно его желанию, в Петербурге, рядом с другом - Виссарионом Белинским.

Самые значительные произведения

  1. «Дворянское гнездо»;
  2. «Записки охотника»;
  3. «Ася»;
  4. «Призраки»;
  5. «Вешние воды»;
  6. «Месяц в деревне».

3 сентября 1883 года умер один из выдающихся писателей и мыслителей России - Иван Сергеевич Тургенев. Тургенев как художник замечателен тем, что он всегда умел откликаться на самые острые вопросы современности и в то же время решать эти вопросы с большой философской и психологической глубиной. В своих многочисленных повестях и романах он сумел отобразить, по его собственным словам, «самый дух и давление времени». Реализм Тургенева глубок: помимо острых вопросов своего времени о путях развития России, о судьбах лучших людей времени, в пределах социальной проблематики своей эпохи он сумел поставить целый ряд глубоких, исторически повторяющихся проблем: проблему иллюзорной социальной цели (Дон-Кихот), проблему безволия (Гамлет), проблему дисгармонии личного счастья и общественного долга. Символически использовав образы мировых художников слова - Шекспира, Сервантеса, Гёте - он наполнил их своим собственным, новым историческим содержанием.
Целью нашей статьи стал исторический экскурс в последний год жизни Тургенева, реконструкция и восстановление исторической реальности.
1879 г. Болезнь начинает прогрессировать, чувствуя приблежающуюся смерть, Тургенев составляет завещание.
28 февраля. Дата нотариального духовного завещания И. С. Тургенева, засвидетельствованного 4 отделением Московского окружного суда, согласно которому все свое состояние он оставил родственникам покойной жены А. Я. Шварц-Маляревским. В завещании И. С. Тургенева означено: «Коллежскому секретарю И. С. Тургеневу наличного капитала 22 тысячи рублей, еще по контракту на рубку леса в селе Сомове, заключенному купцом Чадаевым, 22800 рублей и вексель Бородаевского на 10 тысяч, всего 55 тыс. руб».
1882 г. Меньше года остается до смерти Тургенева.
6 марта. Возобновляются «обеды пятерых»; обед в обществе Тургенева, Золя, Доде и Э. де Гонкура. Разговор о смерти. Тургенев сказал, что отгоняет мысль о смерти, хотя она и приходит к нему.
11 июня. Тургенев пишет поэту Я. П. Полонскому об ухудшении здоровья в связи с переездом в Буживаль; сознаёт, что болезнь неизлечимая, но уходом и вниманием он не обделён. Заканчивает письмо скорбной аристократической фразой: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».
1883 г. Год смерти Тургенева.
14 января. Тургенев переносит хирургическую операцию; хирург Поль Сегон удаляет ему невром.
27 января. Тургенев записывает в своем последнем дневнике свои ощущения во время операции: «Было очень больно; но я, воспользовавшись советом Канта, старался давать себе отчет в моих ощущениях и, к собственному изумлению, даже не пикнул и не шевельнулся».
4 марта. Тургенев сообщает Ж. А. Полонской, жене Я. П. Полонского об ухудшении состояния здоровья. Усиливаются боли, появляются судороги в груди.
16 марта. Тургенева посещает профессор Герье, находит его в ужасном состоянии. Тургенев вынужден постоянно лежать и не способен писать, о чем Герье сообщил в письме к другу писателя П. В. Анненкову.
29 марта. Дата еще одного завещания И. С. Тургенева, касающегося его литературной собственности. Написано по-русски действительным статским советником Андреем Николаевичем Карцевым, русским послом в Париже, под диктовку Тургенева, с его подписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Будучи в здравом уме и твердой памяти, я, нижеподписавшийся, коллежский секретарь Иван Сергеевич Тургенев, на случай моей смерти завещаю все авторские права и литературную собственность на сочинения мои, как изданные, так и неизданные, а равно еще должные мне по контракту книгопродавцем-издателем Иваном Ильичем Глазуновым двадцать тысяч рублей - всецело французской подданной Полине Виардо-Гарсиа. Писано со слов моих и по личной моей просьбе в квартире моей в Париже, улице Дуэ, № 50, семнадцатого - двадцать девятого марта тысяча восемьсот восемьдесят третьего года действительным статским советником А. Н. Карцевым. Коллежский секретарь И. С. Тургенев».
10 апреля. Запись в дневнике французского писателя Э. Гонкура: «Обед с Золя и Доде, но вместо Флобера и Тургенева Гюисманс и Сеар. Говорили о бедном Тургеневе, о котором Шарко сказал, что он безнадежен».
25 апреля. Выходит в свет номер «Times», в нем сообщение: «Из Парижа получены неблагоприятные новости относительно здоровья Тургенева, за которым уже некоторое время установлен медицинский уход. Сообщают, что прославленный романист быстро теряет голос и память». Боли настолько сильные, что Тургенев взывает к окружающим его близким: «Вы будете мне большим другом, если дадите мне пистолет!»
1 сентября. П. Виардо дает телеграмму М. М. Стасюлевичу о том, что Тургенев очень плох. За три дня до смерти Тургенев бредил, кричал и предсказал, что он умрет через три дня, что и произошло.
3 сентября. Художник В. В. Верещагин посещает Тургенева в Буживале; застает его в тяжелой агонии. В этот день, в понедельник, Тургенев умирает в Буживале в 2 часа дня в окружении семьи Виардо и близкого друга А. А. Мещерского. Его последние слова были к окружающим его людям: «Ближе, ближе ко мне, и пусть я всех вас чувствую около себя… Настала минута прощаться… Простите!» Через два дня вышел номер «Gaulois» с трогательным некрологом Тургеневу, написанным Ги де Мопассаном.
Из медицинского заключения: «И. С. Тургенев умер от ракоидной болезни (миксосаркома). Первоначально миксосаркома появилась в лобковой области и оперирована доктором Сегон в марте 1883 года. Перенос этого страдания в 3-й, 4-й и 5-й спинные позвонки произвел полное разрушение тел позвонков и образование нарыва спереди оболочек спинного мозга. Этот нарыв сообщался фистулезным ходом с одним из бронхов верхней доли правого легкого. Этот метастаз был причиной смерти». Микроскопическое исследование препаратов произвел Ж. Латте.
4 сентября. В Буживале состоялась панихида по Тургеневу. Ее отслужил протоиерей Васильев с причтом, приехавший специально из Парижа.
6 сентября. Происходила панихида по Тургеневу в русской церкви в Париже на улице Дарю. Церемония продолжалась три часа. В ней приняли участие литературные и артистические знаменитости: Э. Ренан, Э. Ожье, Ж. Кларти, Э. де Гонкур, Г. Парис, семейство Виардо, из Лондона приехал Рольстон, был Ж. Массне; из русских поклониться Тургеневу пришли художники А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, князь Н. А. Орлов, А. А. Мещерский, А. Ф. Онегин, Г. Н. Вырубов; студенты, художники, посетители Тургеневской библиотеки.
1 октября. Гроб с телом Тургенева был перевезен на станцию Северной железной дороги в Париже, где была сооружена «торжественная храмина»; в нее пускали по билетам. Париж прощался с Тургеневым. Выступавшие Э. Ренан, Э. Абу, Г. Н. Вырубов, А. П. Боголюбов и др. говорили о Тургеневе - художнике, носителе примирения и согласия. Заупокойная служба как бы отходила на задний план.
М. И. Венюков, известный путешественник и географ, писал по этому поводу: «Последнее «прости» Парижа Тургеневу было, можно сказать, еще торжественнее, еще задушевнее, чем отпевание его в русской церкви три недели тому назад».
9 октября. Состоялось погребение Тургенева на Волковом кладбище в Петербурге. Литургию и панихиду служил преосвященный Сергий, епископ Ладожский, в сослужении архимандритов причта Волковской церкви. Попасть в церковь можно было только по билетам, так как много было желающих. Об этом траурном событии писали почти все русские газеты и журналы, подсчитывая число присутствующих, делегаций и венков.
Речи на могиле Тургенева, произнесенные ректором Петербургского университета А. Н. Бекетовым, профессором Московского университета С. А. Му-ромцевым, Д. В. Григоровичем, А. Н. Плещеевым - естественное продолжение траурной церемонии, но уже гражданской панихиды, вылившейся в «посмертные овации».

СОВРЕМЕННИКИ О ТУРГЕНЕВЕ
Ги де Мопассан называл себя учеником Тургенева и признавался: «…Не место анализировать творчество этого выдающегося человека, который останется одним из величайших гениев русской литературы. Наряду с поэтом Пушкиным, которым он страстно восхищался, наряду с поэтом Лермонтовым и романистом Гоголем он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоцененное - свое искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы!», «Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного».
Генри Джеймс - американский писатель, отзывался о Тургеневе: «Он был благороднейший, добрейший, прелестнейший в мире человек; его сердце полнилось любовью к справедливости, но в нем было и все то, из чего создаются великие мира сего».
Альфонс Доде: «Я считал себя другом этого человека, я очень любил его. В течение многих лет Тургенев был моим любимым автором, его книги были удивительными, которые читаешь и перечитываешь беспрестанно. С тех пор мои предпочтения изменились, но мнение мое осталось прежнее».
М. Е. Салтыков-Щедрин: «В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с ним вступивших на литературное поприще), который не имел в Тургеневе учителя и для которого произведения этого писателя не послужили отправною точкою. В современном русском обществе едва ли найдется хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнесся с изумительнейшею чуткостью, которого он не попытался истолковать...»
«Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведённые им жизненные образы были полны глубоких поучений».
У. Рольстон в своих воспоминаниях писал о Тургеневе: «Я знал его близко в течение почти пятнадцати лет. Я посещал его в Бадене, в Париже, в Буживале; я прогостил дней десять в его русском поместье… не раз встречался с ним в Англии, в различных случаях и разных местах; и повсюду, во всякое время я находил его всё тем же очаровательным собеседником, добрейшим и скромнейшим из людей».
М. Стасюлевич: «Он никогда при жизни не был так красив, можно даже сказать, так величествен; следы страдания, бывшие ещё заметными вчера, на второй день исчезли совсем, распустились, и лицо приняло вид глубоко задумчивый, с отпечатком необыкновенной энергии, какой никогда не было заметно и тени при жизни, навечно добродушном, постоянно готовом к улыбке лице покойного». В Москве был открыт памятник Тургеневу и Виардо работы скульптора Григория Потоцкого. Торжественная церемония открытия монумента состоялась 14 октября 2004 года у здания Московского государственного института международных отношений. Памятник был создан к 120-летию со дня смерти великого русского писателя И. С. Тургенева. Скульптура представляет собой лист ясеня, на одной стороне которого - Тургенев, «вырастающий» из книг с пером в руке, на другой - Виардо, сидящая среди роз и играющая на лире. Лист пробит насквозь в том месте, где располагаются сердце писателя и лира в руках певицы.
Имя Тургенева носят улицы во многих российских городах, а также библиотеки, драматические театры.

Статья проиллюстрирована гравюрами, любезно предоставленными Новосибирским музеем погребальной культуры

И ван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]» . Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина , Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя .

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета . Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение - драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду» . Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник» .

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.

Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей

Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей

Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию - однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским , Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

«На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Федор Достоевский, из письма к брату

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенез-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу - Тургенев даже стал крестным сына критика.

«Этот человек необыкновенно умный... Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры».

Виссарион Белинский

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника» . Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» - обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства - с крепостным правом.

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

Федор Тютчев

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя - «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо» , который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»

Дмитрий Писарев

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети» . Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени - в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею... может деятельно служить обществу...»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом : Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку».

От «Дыма» к «Стихам в прозе»

Алексей Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1859. Государственный литературный музей

Осип Браз. Портрет Марии Савиной. 1900. Государственный литературный музей

Тимофей Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842. Государственный литературный музей

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.

Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.

«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй - недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов».

Дмитрий Святополк-Мирский

Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» . Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» - знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь - актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.

В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников - и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.