Собственный опыт

Отношение тургенева к крепостному праву. Cочинение «Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И

Тема: Тема крепостничества в творчестве Тургенева (по повести «Муму»)

Цели :

Показать непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме;

Помочь детям определять социальное зло, бороться с ним;

Пробудить добрые чувства, сформировать личность гуманного и доброжелательного человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Структура урока:

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

III Новая тема

    Краткая биография И.С. Тургенева.

А) место рождения;

В) родители(мать)

С) эпизод о дворовой девушке Луше, как предпосылки к написанию повести «Муму»

2. Знакомство с 1 главой

3. Беседа о 1 главе

IV Обобщение

V Домашнее задание

Ход урока:

I Объявление темы и целей урока.

Чтение эпиграфа на слайде.

его образы не только живые

и выхваченные из жизни,

но это типы, которым подражала

молодежь и которые

сами создавали жизнь.

П.Якубович

II Прежде, чем приступить к новой теме, хотелось бы проверить, как вы выполнили д\з.

Вам нужно было выучить отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино» и знать значения новых слов. Обратите внимание на слайд. На нем отражены слова, значения которых вы должны знать. Пока одни из вас будут писать мне на листочках значения этих слов, я кого-то из вас спрошу чтение наизусть отрывок.

III Сегодня мы приступаем к изучению произведения И.С. Тургенева повести «Муму».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Прежде, чем говорить о произведении, нам нужно узнать, что за человек его написал.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в богатой дворянской семье. Его детство прошло в деревенском поместье его родителей, Спасском –Лутовинове.

Главным лицом в семье была мать писателя, Варвара Петровна. Она была очень богатой женщиной, имела несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Тут, ребята, я хочу обратить ваше внимание на новые и непонятные вам слова (на слайде).

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – право или разрешение крепостнику владеть крепостными и их имуществом.

КРЕПОСТНИК – помещик, владеющий крепостными.

КРЕПОСТНОЙ – подневольный крестьянин или раб.

Запишите эти слова в тетрадь.

Эти слова помогут вам понять суть произведения.

Варвара Петровна, выросшая сиротой в доме богатых родственников, которые обижали и унижали ее, став богатой наследницей, стала вымещать своюзлобу на своих подневольных крестьянах, за что на всю округу прослыла очень жестокой и своевольной барыней.

Но Иван Сергеевич, несмотря на то, что его матерью была столь своенравная женщина, был человеком мягким, честным и справедливым.

Когда И.С. Тургенев был студентом Петербургского университета, он приехал домой на Рождественские каникулы, и узнал, что его мать решила продать свою крепостную Лукерью, которая была другом детства писателя, и которую он научил грамоте. Луша, как грамотный человек, понимала, что помещики используют крепостных, угнетают и унижают их, и настраивала крестьян подняться против помещичьего произвола.

Иван Сергеевич не мог этого допустить. Он спрятал Лушу.

В это дело вмешалась полиция, но Тургенев с ружьем в руках до тех пор стоял на своем, пока его мать не согласилась оставить Лушу при себе.

То, что писатель сам встал на защиту крепостной девушки, только доказывает, что он был против угнетения бедных крестьян и боролся как мог за то, чтобы крестьяне получили свободу; боролся своими поступками, защищая крепостных; боролся с произволом господ и в своих произведениях. Многие его произведения автобиографичны, т.е. основы сюжетов взяты из его реальной, настоящей жизни.

Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Образы его героев – это прообразы людей, которые жили рядом с ним, т.е. именно они натолкнули на написание многих его произведений, в том числе и «Муму».

Это произведение пронизано ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, которое олицетворяла Барыня; пронизано желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой. Примером тому служит главный герой- Герасим.

Закрепление ключевых слов на слайде.

Барыня – крепостница

(крепостник)

Крепостное право

Герасим -крепостной

Повесть « Муму» была написана Тургеневым в 1852 году, когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права через указ царя. Люди ожидали, что право отменят после войны с Наполеоном (1812 г), п.ч. считалось, что войну выиграл русский народ. Но официально крепостное право отменили толькл в 1861 году. Т.е. прошло около 50 лет прежде, чем крестьяне обрели свободу.

Своим произведением «Муму» Тургенев выразил акт протеста крепостных против беззакония жестоких господ.

А теперь, откройте учебник на стр.133.

Я почитаю 1 главу повести, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

Чтение 1 главы.

Беседа по прочитанному:.

    Давайте дадим название этой главе.(Переезд Герасима, Славный мужик Герасим.)

    О ком идет речь в этой главе? (о барыне и Герасиме)

    Найдите в тексте описание Герасима. (стр.133)

    Как работал Герасим в городе и в деревне? Где ему тяжелее было работать?

    Как чувствовал себя Герасим? В городе сначала? Как автор описывает тоску и одиночество героя, с кем он его сравнивает?

    Где жил Герасим? Опишите. Какими словами автор передает свое отношение к герою? Что значит «славный»?

Еще одна особенность писателя в том, что он сразу знакомит нас со всеми действующими лицами в начале повести.

Но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.

Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми - героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,

И робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей - принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни - «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.

Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права. Такие, как Иван Сергеевич Тургенев.

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла

Сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он успел привязаться к собачонке. Но Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи.

Я задаю себе вопрос: «Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?». Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди. А барыня опять нашла виноватых, чтобы выгородить себя.

Крепостное право унижало не только крестьян, но и губило и самих помещиков, приучало их к безнаказанности.

В рассказе Тургенева «Муму» мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей выступает писатель. Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И.С.Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н.А.Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Ерёмушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Тема — изображение русского крестьянства — появилась в творчестве Тургенева и Некрасова примерно в одно время — в середине 40-х годов XIX века. Оба писателя выражали в своих произведениях практически одну идею — сочувствие русскому крестьянству и решительное неприятие крепостного права и его пережитков после реформы 1861 года. Таким образом, можно отметить близость общественно-политических позиций в вышеназванных произведениях обоих авторов.

Одновременно идейные позиции Тургенева и Некрасова разнятся. Тургенев демонстрирует сочувствие и уважение к народу; Некрасов — возмущение угнетением и рабским положением крестьянства. Тургенев выражает в своих рассказах идею о нравственном превосходстве некоторых крепостных над помещиками; Некрасов в своих произведениях идёт дальше и доказывает социальную несправедливость современного общества. Так в художественном творчестве выразилось различие общественных взглядов двух авторов — либерализм Тургенева и революционный демократизм Некрасова.

«Записки охотника» состоят из очерков, объединённых общей антикрепостнической идеей. Антикрепостническое содержание у Тургенева проявляется в высокой оценке нравственных и духовных качеств русского крестьянина. Тургеневские крестьяне обладают любознательностью (мальчики из рассказа «Бежин луг»), глубоким умом и пониманием прекрасного (Хорь и Калиныч из одноимённого рассказа), талантом (Яшка Турок из рассказа «Певцы»), великодушием (Лукерья из рассказа «Живые мощи»), благородством (Матрёна из рассказа «Петр Петрович Каратаев»), Тургенев показывает, что крепостной гнёт не убил живую душу народа. Писатель, однако, не идеализирует крестьян: в «Записках охотника» есть и отрицательные образы крепостных — Виктор из рассказа «Свидание», Софрон из рассказа «Бурмистр».

Крестьяне сравниваются с помещиками: господин Полутыкин оказывается бестолковым хозяином, пустым человеком рядом со своими крепостными Хорем и Калинычем; господин Пеночкин из рассказа «Бурмистр», не заботясь ни о чём, кроме собственных доходов, отдал своих крестьян под власть беспощадного кулака Софрона. Пётр Петрович Каратаев — слабый, нерешительный человек.

Таким образом, Тургенев многосторонне изобразил русское крестьянство, не очерняя и не идеализируя его. При этом отличительной особенностью «Записок охотника» остаётся особый интерес к замечательным народным характерам, может быть и редким, но вполне реальным.

Антикрепостническое содержание произведений Некрасова выражается более остро: поэт показывает трагическую судьбу (Груши из стихотворения «В дороге», Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос»), бесправное, унизительное положение крепостного крестьянства (ходоки из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»), беспощадную эксплуатацию народа (мужики-строители из поэмы «Железная дорога»). Как и в творчестве Тургенева, в произведениях Некрасова представлены разнообразные герои из крестьян. Рассказывая о деревенском пареньке в стихотворении «Школьник», поэт верит, что именно из народа выйдут новые, яркие таланты и прославят Россию:

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай...

Кроме покорности и неразвитости (стихотворение «Забытая деревня»), некрасовским крестьянам присущи трудолюбие, сердечность (поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»), мудрость (Яким Нагой из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), чувство собственного достоинства (Матрёна Тимофеевна, Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»),

В произведениях двух авторов при всей схожести изображения крестьянства существуют и различия. У Тургенева конфликты крепостных и помещиков скрыты в глубине сюжета, строятся на нравственных противоречиях; у Некрасова ясно и открыто выражается социальная идея о нищете и бесправии народа:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
(«Размышления у парадного подъезда»)

Так же открыто воспевает Некрасов сопротивление социальной несправедливости —

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду. («Песня Ерёмушке»)

Тургенев и Некрасов с различных позиций подходят к изображению крестьянства. Тургенев показывает народ со стороны: крестьяне в «Записках охотника» — это класс, состоящий из отдельных личностей, в которых автор внимательно всматривается, которых с интересом изучает. При таком описании очень важна личность автора-наблюдателя, его мировоззрение, общественные убеждения. Сквозной образ охотника-рассказчика, наравне с антикрепостнической идеей, скрепляет отдельные рассказы в целостное произведение — «Записки охотника». Охотник — местный помещик, «костомаровский барин» («Живые мощи»), но в нём нет барского пренебрежения и презрения к крестьянам. Ему присущи любовь к природе, любознательность, «чистота и возвышенность нравственного чувства» (В.Г.Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).

В начале творчества Некрасов также активно использует образ автора-рассказчика, который наблюдает крестьян со стороны и даёт свою оценку услышанному («В дороге»), увиденному («Размышления у парадного подъезда»). В последнем стихотворении из случайной городской сценки лирический герой создаёт широкое обобщение современной русской жизни; в поэме «Железная дорога» автор-рассказчик объясняет мальчику Ване, кто на самом деле построил Николаевскую железную дорогу и чего стоило это строительство. В поэме «Мороз, Красный нос» автор выражает горячее сочувствие русской крестьянке:

Ты с детства со мною знакома.
Ты вся — воплощённый испуг,
Ты вся — вековая истома!
Тот сердце в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил! (1, III)

Но в творчестве Некрасова представлен и другой взгляд на народ — взгляд изнутри, который характерен для фольклора. Суть этого взгляда изнутри раскрыл Гегель: «В народной песне опознаётся не отдельный индивид со своим субъективным своеобразием (...), а общенародное чувство (...), поскольку индивид (...) не обладает внутренним представлением и чувством, отделённым от нации, её быта и интересов» (Г.Гегель «Лекции по эстетике. Поэзия. Лирическая поэзия»), В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ автора почти исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу—семи мужикам-правдоискателям и их собеседникам.

В заключение можно привести слова В.Г.Белинского о новаторстве Тургенева в изображении крестьянства: «Он зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил» («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Но после «Записок охотника» крестьянская тема (кроме рассказа «Муму») уходит из творчества Тургенева; Некрасов, к творчеству которого с полным правом можно отнести те же слова Белинского, остаётся верен народной теме до конца жизни.

Следует отметить общие черты в описании крестьян у двух авторов: это уважение, сочувствие народу при реалистическом, то есть разностороннем, его изображении.

Различие двух подходов к описанию народа в русской литературе интересно сформулировано в знаменитой статье Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861). Разбирая в статье рассказы Н.Успенского, критик особенно высоко оценил их за то, что автор пишет правду о народе «без прикрас», без идеализации, то есть откровенно показывает инертность, неразвитость крестьян, «тупую нескладицу» в мыслях мужиков. Такая суровая правда, по мнению Чернышевского, полезнее народу, чем похвалы, сострадание и умиление, которые выражены, например, в рассказах Тургенева. Справедливо разграничив «доброе» изображение крепостных крестьян до реформы 1861 года и «критическое» изображение народа после 1861года, Чернышевский, кажется, несколько поторопился с оценками: русские до сих пор читают «Записки охотника», а расхваленные критиком рассказы Н.Успенского знают только специалисты. Нет ничего плохого в том, что «Тургенев... в эпоху крепостничества... искал в простом народе больше доброго, чем дурного» (Л.Н. Толстой).

Некрасов в своём творчестве после отмены крепостного права не боялся критически изображать покорность, неразвитость крестьян, наравне с их душевной силой, мудростью, великодушием. В стихах поэт выражал открытый протест против бесправного положения простых людей. Он создал народную по форме и содержанию поэму-эпопею, то есть произведение о народе для народа.

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И. С.Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, – это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России – такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять.

Данный является последним в изучении этого произведения. Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.

1) Образовательная:

Повторить знания о детстве и начале литературного пути И. С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

Вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;

Рассмотреть героев и их поступки.

2) Развивающая:

Формировать умение анализировать текст художественного произведения;

Развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок – обобщать, делать выводы;

Формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

Учить сжато излагать повествовательный текст;

Развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

Воспитание общечеловеческих ценностей;

Умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С. И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

(Крепостное право – исторический строй в России, Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Личность - Человек как носитель каких-нибудь свойств)

Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

1852 год – рассказ «Муму», 1861 год – отмена крепостного права.

Что же такое крепостное право?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

Ребята, а к какому сословию принадлежал И. С.Тургенев?

(Ответы детей)

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.

Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).

Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).

Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).

Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).

Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы.

Формы работы на уроке:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная.

Цель:

  1. дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  2. показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  3. показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

II. Индивидуальное задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

III. Работа по теме урока.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

1. Характеристика Герасима (слайд 2, 3).

Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника (стр. 209-211).

  1. Необычайная сила Герасима.
  2. Новые обязанности Герасима.
  3. Отношения с остальными слугами.
  4. Случай в околотке.
  5. Нрав Герасима.

2. Работа со сравнениями.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (слайд 4). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
  3. «Пойманный зверь».
    – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
    – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
    – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
    – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
  4. «Степенный гусак».
    – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Пересказ отношений Герасима к Татьяне.

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

– Какой была барыня? (слайд 6).

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.

6. Смерть Муму.

Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241), (слайд 7).

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

1. Прототип Герасима (слайд 8).

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 9)

  1. Герасим.
  2. Барыня.
  3. Степан, передавший приказ барыни.
  4. И. С. Тургенев.
  5. Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 10).