Работа

Медицинская этика аюрведы. Тема: врачевание в государствах древнего востока

Согласно древним легендам, одной из 14 драгоценных вещей, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Его положение в обществе было весьма высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Он должен был в равной степени владеть всеми сторонами врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, - писал Сушрута в своем трактате, - врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом».

Распространено мнение о том, что основы врачебной этики были заложены в Древней Греции и сконцентрированы в клятве древнегреческих врачей, названной впоследствии именем Гиппократа (впервые она была записана в III веке до н.э. учеными города Александрии спустя сто лет после смерти Гиппократа). Однако задолго до этого в древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения. Она приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и ею лечению… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному…»

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни…»

Право врачебной практики давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики. Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно Законам Ману, за неправильное лечение животных врачеватель выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество.

В наши дни, когда вопросам врачебной этики уделяется все большее внимание, обращение к наследию древних, их традициям, выработанным в течение тысячелетий, весьма актуально, - медицина древней Индии на протяжении всей истории оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во многих регионах земного шара.

Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».



Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно вос­ходит к названию одной из рек на севе­ро-западе страны - Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки - Индос (Indos). От­сюда произошло и название народа - «инды» и их страны - «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государ­ства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го - начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.

Периодизация истории врачевания:

1) индская цивилизация (XXIII - XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) - протоиндийская цивилизация, древ­нейшая в Южной Азии.

2) ведийский период (XIII -VI вв. до н.э., долина р. Ганг).

3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. - V в. н.э.).

Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:

1. монументальная архитек­тура,

2. плановая застройка городов,

3. высокий уровень их санитарного благоустройства,

4. развитие искусственного орошения,

5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),

6. создание протоиндийской письменности.

По величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т.д. индская культура зна­чительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.

В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом - в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.

Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, - лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.


В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни - бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья - божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра - бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы - враги богов и людей, а также пичаши - которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой - болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн - брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов - правящее сословие, кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания - аюрведа (ayurveda - учение о долгой жизни).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I -II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) - авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I -II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь - выше сердца, желчь - между пупком и сердцем, воздух - ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь - первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ"" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь - 40, слизь - 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-треть­их - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели.

Искусство оперативного лечения (хирургия ) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике , индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика - катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду»-

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.

В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных - дхармашала (лечебницы).

Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой сис­темы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими - неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, вра­чевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную по­мощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философ­скими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упраж­нений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеоб­разному образу жизни.

Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место за­нимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - говорится в «Сушрута самхите».

По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла - она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.

Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называ­лось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии - в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки - Хуанхэ.

К этому времени относится и создание китай­ской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. Бумага была изобретена в Китае в I в. до н.э.

В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильнос­ти национальной культуры и традиционной медицины.

Периодизация истории и врачевания.

1) период Шан-Инь (VII -XI вв. до н.э.), когда формировалось первое в истории Китая раннеклассовое общество и государство Шан (с XII в. до н.э. - Инь);

2) период династии Чжоу (XI -III вв. до н.э.), когда на территории Китая существовало множество самостоятельных государств;

3) период Империи Цинь (221 - 207 гг. до н. э.), когда страна впервые была объединена в единую Империю.

4) период Империи Хань (206 г. до н. э. - III в. н. э.) - время наивысше­го расцвета Древнего Китая; принятие законов Империи; утверждение конфу­цианства в качестве единой государственной идеологии.

В III - IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, кото­рые сохранялись до XX в.

В истории врачевания Древнего Китая четко определяются два больших пе­риода:

1) период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVII - III вв. до н.э.), когда формировались философские концепции, шло становле­ние традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция;

2) период Империи Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии.

Философские основы китайской медицины

Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (горы, Земля, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма с VI в. до н.э.) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине 1-го тысячелетия до н.э. и получила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.

Представления древних китайских философов об окружающем мире и при­роде человека легли в основу их понимания здоровья и причин болезни. Тради­ционная китайская философия изложена в анонимном натурфилософском трак­тате IV-III вв. до н.э. «Си цы чжуань» и заключается в следующем.

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противополож­ные субстанции -ян и инь, которые едины и неделимы. Первона­чально инь означало «северный, теневой», а ян - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское. Концепция инь-ян была воспринята традиционным врачеванием.

Взаимодействие и борьба этих начал по­рождают пять стихий (первоэлементов): воду, огонь, дерево, ме­талл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек-Земля и развивается в гармонии с окружающим миром.

Строение человеческого тела и работа его органов также понимались через призму традиционной китайской философии. В китайской традиционной ме­дицине каждый орган тела соотносится с субстанциями ян или инь. Так, суб­станции инь соответствуют пять органов-цзан - печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Они «выполняют функцию сохранения» и не отдают «храня­щееся в себе вещество». Субстанции ян соответствуют шесть ортанов-фу - жел­чный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Эти органы «постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют». Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделе­ния.

Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (около II в. до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфу­ция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти - его надлежало вернуть родителям в целостности и сохраннос­ти. Эти традиции существовали веками (вплоть до китайской революции), по­этому тела расчленялись крайне редко и тайно. Анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анато­мических представлений древних индийцев.

Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объ­единялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдромы избытка - ян-синдром и синдромы недостатка - инь-синдром.

Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организ­ма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, дли­тельным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Например, холод и ветер, сухость и сырость могут отрицательно воздействовать на человека и быть одной из причин его болезней.

Большое внимание уделялось изучению местности, где живет больной че­ловек.

На этой плодотворной почве в период Раннего Средневековья сложи­лось учение о четырех темпераментах.

Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное ки­тайское искусство врачевания») включает традиционный метод чжэнъ-цзю те­рапии (иглоукалывание, прижигание, систему дыхательных упражнений (ци-гун), то­чечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традицион­ную китайскую гимнастику, т.е. весь комплекс китайской традиционной сис­темы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Диагностика в Древнем Китае основывалось на приведенных выше положениях традиционной китайской философии.

«Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внима­тельностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, опреде­лит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношение между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями между мужским и женским началами» - говорится в трактате «Ней цзин».

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследова­ния:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре­деление его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, кото­рыми владели врачи классического периода истории Греции V- IV вв. до н.э. в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайским методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем жившим в VI-V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ. Бянь Чюэ считается также основоположни­ком пульсовой диагностики. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае: «Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь раз­личая действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное, и устанавли­вает, в какой части тела локализуется болезнь...».

Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса. Основными считались: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободны вязкий, напряженный, постепенный. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движе­нии крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В трактате «Нэй цзин» говорится: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью».

За пределами Древнего Китая уче­ние о пульсе распространилось отно­сительно поздно. В древних индийс­ких трактатах Чараки (I -II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоми­нается. Это объясняется относитель­но поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (первые века нашей эры).

В Средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии, - диагностические характеристики пульса в «Каноне ме­дицины» выдающегося врача Сред­невекового Востока Ибн Сины (980 - 1037 гг.) во многом сходны с поло­жениями традиционной китайской медицины.

Чжень-цзю. Первые письменные свидетельства об иглоукалывании содержатся в «Исторических записках» Сыма Цяня и труде «Цзо чжу ань», который составил Цзо Чиу Мин, живший между V и III вв. Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например , сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кист руки излечивает от бессонницы.

Первые иглы были каменными. Они имели тончайшее отверстие, по которому, как полагали, движется активное начало ян. Впоследствии иглы стали изготавливать из яшмы, кости, бамбука, бронзы, серебра, золота, платины нержавеющей стали.

Метод иглоукалывания использовался для предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений, например мокса - полынь обыкновенная).

Лекарственные средства в Древнем Кита достигли высокого совершенства. В мировую практику из китайской народной медицины вошли: из растений – женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты, оленя, печень, желатина; из миниральных веществ – железо, ртуть, сера и т.д.

В рукописные медицинские сочинения конца II в. до н.э. содержат 280 предписаний для лече­ния 52 болезней (в том числе лихора­док, нервных расстройств, грыж, жен­ских и детских болезней). Прописи включают более 200 ингредиентов ле­карственных средств, прижигание и иглоукалывание, лечебную гимнасти­ку и рекомендации разных диет.

В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называ­ются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна», составлен­ная между II в. до н. э. и II в. н. э. и став­шая основой для всех последующих китайских фармакопей. Ее автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, ис­пользуемых в его время в Китае.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человечес­ких трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (110 - 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Хуа То успешно лечил травмы и переломы, выполнял операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики у чин ши - игра пяти зверей, основанной на подра­жании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.

Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской меди­цины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

В трактате «Нэй цзин» говорится: «Совершенно мудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит орга­низм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет... Если же принимаешь лекар­ства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры».

Име­ются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо­левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам - в правую ноздрю, мальчикам - в левую).

Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Ки­тае были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гим­настика (ци-гун).

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с се­редины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение).

Таким образом, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат тра­диционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание).

Традиционное китайское искусство врачевания - классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.

Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания - ис­следование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера - показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вступление

Врачебная этика в Древней Индии. Довольно интересная тема.

Так, высокий общественный и материальный статус врача сочетался с большой ответственностью за свою работу. Устанавливались определенные профессиональные требования, правила поведения.

Понятно, что врачебная этика играет важную роль в установлении взаимосвязи, взаимного доверия между врачом и пациентом в процессе лечения. Медики древности знали это.

Сейчас мы должны рассмотреть этикет древнеиндийских врачей.

Для лучшего понимания мы сначала познакомимся с медицинскими традициями тех времен, закономерностями развития тех или иных отраслей медицины. Вместе с тем благодаря источникам, узнаем какие же нормы этикета устанавливались для тогдашних врачей.

Вообще, лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии. Основные моральные принципы врача содержащиеся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты.

Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Эти и другие тонкости врачебного этикета Древней Индии мы рассмотрим ниже.

1. Развитие медицины в Древней Индии

Древняя Индия не отвечала полностью по территории и по составу населения современной Индии, поэтому правильнее, имея в виду древности с III тыс. к н. е., говорить о Индостане, или о южноазиатском субконтиненте. Этот субконтинент занимал территорию четырех современных государств: собственно Индию, Пакистан, Бангладеш, Бутан. Рабовладельческий строй в Древней Индии сложился к концу IV-началу III тыс. к н. е. Историю Древней Индии можно поделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику. Соответственно и состояние медицины в каждый из этих периодов имел свои особенности.

Древнейшим был период так называемой хараппської культуры - от названия города Хараппа на территории современного Пакистана. Сформировалась эта высокоразвитая городская культура в долине Инда в III тыс. к н. е., продолжала свое развитие во II тыс, значительно превышая уровень культуры городов Древнего Египта и Месопотамии. Раскопки города Мохенджо-Даро свидетельствуют о плановой застройке: все улицы точно ориентированы на четыре стороны света - север - юг и восток - запад. Это первый в истории пример такого планирования города. Поражает достаточно высокий на то время уровень благоустройства, в частности искусственное орошение, колодцы, бани, система канализации - эти санитарно-технические сооружения являются древнейшими из известных на сегодняшний день. Уникальный большой бассейн в центре города имел глубину 3 м, размер 12X7 м. Вода в нем не застаивалась, была текучей. Колодцы в городе были выложены обожженным кирпичом. В каждом каменном доме была комната для мытья с кирпичным полом и уклоном к одному из углов. Как отмечает английский ученый А. Бешем в книге под названием «Чудо, которым была Индия» (русский перевод.- М., 1977), «...водосточные трубы и канализационная система - одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации. Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок в Мохенджо-Даро имели отдельный выложенный кирпичом канал около 60 см глубиной и около 50 см в ширину. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через выгребные ямы и отстойники, покрытые плотно притертыми крышками. Так же хорошо было продумано систему строительства жилых домов - двух - или трехэтажных. Высокая культура городов долины Инда сумела за 2 тысячи лет до Древнего Рима создать самый совершенный в древности образец санитарно-гигиенического строительства. По подсчетам археологов, в Мохенджо-Даро могли жить около 100 тысяч человек. Письменность хараппской культуры еще не до конца расшифрована, что затрудняет выяснение причин ее упадка на рубеже II и I тыс. до н. е.

Следующим после хараппского был в истории Древней Индии ведический период, с конца II до середины i тыс. к н. е. На это время в долине Ганга сформировалось несколько рабовладельческих государств, мало связанных или, точнее, совсем не связанных с государственными образованиями хараппского периода в бассейне Инда. Вначале как устная традиция, впоследствии и с письменной фиксацией в бассейне Ганга началось составление жрецами текстов вед - откровений или священного учения, а также самхит - сборников гимнов и молитв. Были и самхиты медицинского содержания. Так, сборники медицинских советов, составленные выдающимися врачами - Чаракою (I-II ст. н. е.) и Сушрутою (IV ст. н. э.) - также назывались самхитами: Чарака-самхита, Сушрута-самхита.

Среди вед известны такие: Ригведа - веда гимнов и мифологических сюжетов; Самаведа - веда песен; Яджурведа - веда жертвенных заклинаний; Атхарваведа - веда заговоров и заклинаний, в частности, и против болезней. Позже, уже к началу нашей эры, было составлено Аюрведу - Искусство врачевания, учение о долгую здоровую жизнь. Как отмечают исследователи, в частности уже упоминавшийся известный индолог А. Бошем в своей книге «Чудо, которым была Индия», «индийская система медицинских знаний некоторыми сторонами подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых вопросах ушла далеко вперед».

В Ригведе также находим тексты об обрядах лечения. В ведический период истории Индии лечение и медицинские представления тесно переплетались с религиозными обрядами и представлениями. В Ригведе встречаем и такие критические замечания врачей: «Наши желания различны: извозчик желает дров, врач - болезней, а жрец - жертвенных возлияний».

В ведический период в Индии как медицинские божества почитали близнецов Ашванов - врачей и Рудру - обладателя лекарственных растений. Одновременно признавали и злых демонов, приносят людям болезни, лишают их потомства.

На конец ведического периода население Древней Индии окончательно разделилось на основные общественные сословия - варны, что намечалось уже ранее: брахманы - «знающие священное учение», то есть жрецы, кшатрии - «наделенные могуществом», т. е. военная знать и члены царских родов, вайшьи - «свободные общинники» (земледельцы, скотоводы, торговцы); шудра, или даса,- бесправные бедняки. Каждая варна состояла еще из каст и подкаст - родственных групп людей, одного происхождения. И еще существовали - вне кастами, как бы вне закона - самые низкие, найбезправніші люди - парии, которых использовали на самых грязных работах, само общение с которыми считалось унизительным. Изучать веды и заниматься лечением имели право только три высшие варны: брахманы, кшатрии и вайшьи.

Следующим, самым высоким, периодом в истории Древней Индии был период классический, делится на два полупериода: вторая половина и тыс. к н. е. и И-VI вв. н. е. В классическом периоде в Индии получили значительного развития знания во многих областях: в математике (в частности, создание десятичной системы счисления, принятой сейчас во всем мире); в астрономии; в философии - здесь особое место заняла система йога, сочетала физические упражнения (хатха-йога) с этикой и соответствующим образом жизни (раджа-йога). На этой благодарной почве многостороннего культурного развития закономерными были и значительные успехи в области медицины. Прежде всего они нашли свое выражение в трудах Чараки и Сушруты.

Древняя индийская философия представляет сложную смесь различных взглядов, в которых усматриваются как материалистические, так и идеалистические тенденции. Преимущественно в основе этих взглядов лежит представление о мировой душе, которая в процессе саморазвития побуждает основу всего сущего - первоматерию - до создания материального мира, включая человека. Душа человека бессмертна, тело - лишь внешняя оболочка души, которая является частицей мирового духа, но очень привязанной к земному существованию, поэтому человек по своей природе несовершенна.

Уже с древних времен индийские врачи изучали мацерированые трупы людей и своими знаниями по анатомии превосходили знания врачей всех других стран. Они первые начали рассматривать знания анатомии как обязательная ступень для каждого, кто посвятил себя медицинскому делу. Возможно, что древние индийские ученые, которые хорошо знали акушерство, больше всего изучали анатомию человеческого плода и поэтому считали, что центром жизни является пупок, с которого начинаются все сосуды и нервы. Бессмертная душа, которая находится в нем, по их представлениям, дает телу жизнь. В описаниях тела различались места, повреждение которых опасно или безопасно для жизни.

Первый трактат по нормальной анатомии человека на основании данных вскрытий человеческих трупов было написано лишь в конце X века н. е. Бхаскаре Бхате.

Основными веществами в теле человека древние индийские ученые считали желчь, (носитель жизненного тепла), слизь и воздух (прана). От правильного взаимообмена их и зависит здоровье. Больше всего болезней (80) вызвано нарушениями относительно воздуха, меньше (40) - желчи и еще меньше (20) - слизи. Такие проявления душевного состояния, как печаль, гнев и испуг, очень способствуют возникновению заболевания. В Аюрведах есть четкие описания малярии, сибирской язвы, слоновости и кровавых поносов, а также эпидемий чумы и холеры, которые истребляли целые города и края. Чахотка считались такой же опасной для окружающих болезнью, как проказа. Браминам запрещали жениться на девушке, в роду которой были больные туберкулезом, эпилепсией, проказой и больные на желудок. При храмах и монастырях были школы врачей, которыми руководили жрецы.

За Сушрутой, «ученик должен воспринимать науку от учителя не только ухом, но и разумом, чтобы не быть похожим на осла, который несет на спине сандаловое дерево, знает его вес, но не знает его стоимости». Центральные медицинские школы были в городах Бенаресе и Таксиле. У врачей воспитывали сознание своего высокого назначения. Врач должен быть некорыстным, относиться одинаково ко всем больным, независимо от их положения в обществе и материального достатка, быть для больного самым доверенным лицом. «Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не следует испытывать страх перед врачом: он для больного - отец, мать, друг и наставник». В школах обращали большое внимание на распознавание болезней - диагностику. Советовали учитывать возраст больного, знать его профессию, ознакомиться с его привычками, а во время осмотра обращать внимание на строение тела, характер дыхания, пульса, прощупывать живот, определять размеры печени и селезенки.

Прижизненная лечебная трепанация. (Из раскопок древних перуанских захоронений).

При медицинских школах были крупные больницы, библиотеки. Больницы были также в крупных портовых городах, на торговых путях.

Поскольку причиной заболеваний считали нарушения в соках организма, то в лечении основное значение придавали слабительным и рвотным средствам, кровопусканием. Одновременно советовали обращать особое внимание на чистоту тела, белья, на подбор блюд, которые нравятся больному, на создание приятного для него окружения, для чего использовали музыку, пение и чтение стихов, поскольку хорошее настроение и окружающая красота в широком смысле способствуют выздоровлению.

Из медицинских наук больше всего в Древней Индии почитали хирургию - «драгоценный подарок неба и неиссякаемый источник славы». Врач должен знать хирургию, хирург должен быть хорошо знаком с медицинской наукой. За Сушрутою, «врач, который не разбирается в операциях, у постели больного теряется, как воин, впервые попавший в бой. Врач же, умеющий только оперировать, но не имеет теоретических знаний, не заслуживает уважения. Каждый из них владеет только половиной своей науки и подобен птице с одним крылом».

Древнеиндийские хирурги при переломах отмечали крепитацию, умели останавливать кровотечение лигатурами, делали ампутации, витини камней, трепанации, устранения катаракты, лапаротомии для спасения плода в случае смерти матери, делали поворот на головку и ножку в случае поперечного положения плода. Широко практиковавшееся в те времена отрезание носа как казни и для обозначения рабского состояния заставило индийских врачей разработать методы пластических операций, отдельные из которых сохранились в хирургическом потребления до наших времен. Инструментарий древней индийской хирургии насчитывает около 200 образцов. Не имея представления об антисептике и асептике, индийские врачи требовали тщательно соблюдать чистоту во время операций.

Приводим с Аюрведів Сушруты описание операции пластики носа. «Прежде всего хирург должен нарисовать на листе размер части носа, что ее не хватает. Эту отрисовку он должен вырезать и приложить к щеке рядом с носом. Затем надо вырезать кусочек кожи щеки соответствии с приложенной зарисовки, но соединения с кожей щеки не перерезать. Этот клочок теперь предстоит перевернуть и пришить к остаткам носа, в соответствии с формой части, которой не хватает; предварительно эту рештку нужно освежить. В ноздри следует также ввести две ветки касторового дерева или лотоса или полой травы. С их помощью хирург может поднять прилагаемую кожу так высоко, как это нужно. Приложенный кусок следует пришить к остаткам носа и затем присыпать раневым порошком. Сверху накладывается полоса хлопка, которую следует чаще опрыскивать холодным сезамовим маслом... Когда окажется, что перенесена кожа хорошо прижилась, надо перерезать связь ее с щекой».

Медицина Аюрведов для укрепления здоровья рекомендует заниматься гимнастикой, вставать до восхода солнца, широко использовать водные процедуры, танцы, игры, которые поддерживают хорошее настроение, делают человека сильным и ловким.

При раскопках в северо-западной Индии большого древнего города Мохенджо-Даро обнаружено, что в нем уже за 3 тысячи лет до н. е. была городская канализация с трубами диаметром около 2 м, бассейны возле домов.

Древняя индийская медицина по сравнению с медициной других стран знала больше лекарственных средств. Только лекарственных растений было известно около тысячи названий; широко использовались органические и химические вещества, прежде всего ртуть; изготавливали эликсир с золотом для продолжения жизни. Ученые Индии, в частности врачи, поддерживали отношения и делились своим опытом с врачами Китая, Ирана. В Киевскую Русь из Индии завозили камфору, панты, мускус и другие лекарственные вещества и пряности.

В Аюрведах так изображен образ образцового врача: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, старательно вычищенные и обрезанные ногти, носить белый надушенная одежду, выходить из дома не иначе как с палкой или зонтиком. Особенно он должен избегать болтовни и шуток с женщинами и не садиться рядом с ними на одну кровать. Речь его должна быть тихая, приятная и бодрящая. Он должен иметь открытое, сочувственное сердце, строго правдивый характер, спокойный темперамент, быть умеренным, добропорядочным и всегда стараться делать добро. Хороший врач обязан часто посещать и пристально исследовать больных, не должен быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечить больных неизлечимые болезни, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли».

Известно,что опыт древнеиндийской медицины было заимствовано врачами Тибета, о чем свидетельствует трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши» (VIII-IX вв. н. е.).

Источниками изучения индийской медицины являются письменные памятники -- Аюрведы (науки жизни) и законы Ману.

В Индии получило широкое распространение анатомирование трупов.

Теоретические представления индийских медиков были такие: тело человека состоит из желчи, слизи и воздуха, а также пяти космических элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира. Из этих элементарных частиц образуется семь органических продуктов, а именно: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, семья. Каждый следующий продукт образуется из предыдущего. Так складывается физиологический цикл, что длится месяц и создает жизненную силу, которую можно возбуждать пищевыми и лечебными средствами.

Медицинскую помощь оказывали врачи-жрецы и врачи, которые учились в светских медицинских школах. При школах были больницы и библиотеки.

Из Аюрвед узнаем о требованиях, которые относились к врачу, и отношение к нему окружения. «Врач, практика которого должна быть успешной, должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпелив, носить коротко подстриженую бороду, старательно вычищенные и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и бодрящая. Он должен иметь открытое, сочувственное сердце, строго правдивый характер, спокойный темперамент, быть умеренным. Всегда стараться делать добро. Хороший врач обязан часто посещать и пристально исследовать больных. Не быть робким и нерешительным. Если врач легкомысленно берется вылечить больного неизлечимой болезнью, он рискует потерять репутацию, друзей и большие прибыли».

Неслучайно в Аюрведах утверждается, что «можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом: он для больного и отец, мать, друг и наставник».

Среди терапевтических средств индийские врачи отдавали предпочтение слабительным и рвотным, кровопусканию. Лекарства назначались в т. зв. критические дни (когда нарушалась взаимодействие соков): рвотные -- раз в две недели, слабительные -- раз в месяц, а кровопускание -- дважды в год.

Их фармацевтический арсенал насчитывал более 700 названий лекарств растительного происхождения (священной была цветок лотоса), а также много минералов и металлов (ртуть, золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, арсен).

Металлы разбивались на тоненькие ленты, распекались, а потом гасились в масле, молоке или других жидкостях. Использовались как укрепляющие средства. Выделялись также возбуждающие и охлаждающие средства.

Один из авторов Аюрвед, врач Сушрута, писал: «В руках невежды лекарство -- яд, в руках осведомленного они равнозначны напитка бессмертия». Древние индийцы страдали от укусов змей, поэтому научились готовить антидоты из асафетиды, цитрусов в смеси с солями, перцем и тому подобное.

Древние индийцы выделялись размахом хирургической работы. Из хирургических методов лечения применялись цесарский сечение, поворот плода на ножку при поясничном положении, камней из мочевого пузыря, удаление катаракты, трепанация черепа, ампутации конечностей, остановка кровотечения лигатурами. сушрут врач медицина индия

В древней Индии рабов наказывали, отрезая уши и нос. Это заставило индийских врачей разработать пластические операции и соответствующие хирургические инструменты (до нас дошло более 200 образцов).

Среди гигиенических мероприятий предпочтение отдавалось вставанию до восхода солнца, водным процедурам, танцам, играм. Согласно законам Ману до брака допускались лишь здоровые пары.

2. Организация охраны здоровья в Древней Индии

Врачебному делу придавалось большое значение в Древней Индии. Основные моральные принципы врача содержащиеся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты. О высокое положение врача в Древней Индии можно судить по легендам, по которым одним из 14 драгоценных созданий, созданных богами путем змішуваня земли и моря, был ученый-врачеватель.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, вычищенные и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину. В своем трактате Сушрута писал: "Врач, который не силен в операциях, приходит в смущение возле кровати больного, подобный трусливого солдата, который впервые попал в бой. Врач же, умеющий только оперировать и пренебрегает теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом".

Поведение древнеиндийского врача регламентировалась в зависимости от того, какое проводится лечение, отличалась в до - и послеоперационный периоды. Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

На торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения, учитель искусства врачевания провозглашал проповедь о моральный долг врача. Она приведена в трактате Чарака-самхита: "Вы должны всей душой стремиться к выздоровлению больного, не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни, не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей, должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме больного и его лечение. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не нужно говорить...".

Право на лечебную практику давал раджа. Он же следил за выполнением врачебного долга, выполнением этических принципов при получении врачами оплаты за свой труд, используя сборник указаний о правилах поведения индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догмами брахманизма (закон Ману). Согласно этих законов, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний штраф, а царских чиновников - высокий запрещалось требовать вознаграждение за лечение обездоленных, друзей врача и брахманов - служителей культа.

Этический кодекс врачей Древней Индии устанавливал для них следующие обязанности: "Днем и ночью, как бы не был ты занят, ты должен всем сердцем и всей душой стараться облегчить страдания твоих пациентов. Ты не должен покидать или оскорблять, твоих пациентов даже ради спасения собственной жизни или сохранения средств к существованию.

Так, мы убедились, что лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии.

Основные моральные принципы врача содержатся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушруты, а также в законах Маны.

По легендам, по которым одним из 14 драгоценных созданий, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Это свидетельствует о высоком положении врача в обществе Древней Индии.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, вычищены и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

Для воспитания чувства долга, моральных принципов в Древней Индии существовали определенные традиции при подготовке врачей. Обучение врачей осуществлялось специальными наставниками. На специальном ритуале приема в ученики к врачу наставник говорил: "Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутки, фальшивость, лень и другие пороки поведения...".

Итак, видим, что в Древней Индии нормы этикета не только существовали, а к врачам выдвигались довольно жесткие требования.

Список использованной литературы

1. Баева О.В. Менеджмент в области охраны здоровья/А.В. Баева.-К: Центр учебной литературы, 2008 -- 640 с.

2. Верхратский С. А. История медицины / Сек. А. Верхратский; худож. оформ. "Verstka-Studio". - К.: Здоровье, 2011. - 351 с.

3. Медицина. Интересное. Точка доступа: http://pidruchniki.ws/

4. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.-- М.: Мысль, 1989.-479 с.

5. Бычко А. К., Бычко Бы.И. Бондарь Н.А. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций / Учеб. пособие.- К.: Лыбидь, 1993.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники по истории и врачеванию Древней Индии. Особенности культуры и развития в хараппском, ведийском и классическом периодах. Возникновение учения Аюрведы как слияния культур ариев и дравидов. Описание принципов акупунктуры в трактате Сомараджа.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2012

    История китайской медицины. Развитие ветеринарии в Индии. Ветеринарные врачи Древней Персии. Развитие ветеринарии в Месопотамии (долина рек Тигра и Ефрата, XX-XVII вв. до н.э.). Приемы врачевания в Египте. Главная заслуга Гиппократа в развитии медицины.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Аюрведы как источники изучения древнеиндийской медицины, особенности и предпосылки её формирования. История врачевания в Древнем Китае и этапы его развития. Представления врачей о здоровье, использование метода иглоукалывания и профилактические меры.

    презентация , добавлен 10.12.2015

    Отличительные черты развития врачевания и медицинских знаний в различные периоды истории Древней Греции. Потомственный врачеватель Гиппократ. Определение состояния пациента по внешнему виду. Труды Гиппократа в основе развития клинической медицины.

    презентация , добавлен 18.04.2013

    Этические нормы и обязанности врачевателей Древней Греции. Формирование практической медицины в Косской, Кротонской, Книдской, Силицийской школах. Материалистические взгляды Гиппократа на происхождение болезней, его методы лечения переломов и растяжений.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Становление акушерства и гинекологии в Древней Греции. Гиппократ и его труды. Помощь при кровотечениях. Аномалии положения плода. Законы врачебной этики. Поперечное, косое и тазовое предлежания. Выдающиеся греческие врачи, их вклад в развитие медицины.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Тайский массаж - направление массажа, делающее акцент на точечном воздействии и практикуемое в Таиланде, его формирование под влиянием древней культуры Китая и Индии. Основные виды тайского массажа, особенности его процедуры, эффект и противопоказания.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Истоки тибетской медицины. Влияние медицинских систем Индии, Китая, Ирана на формирование и развитие тибетской медицины. Правильное питание как главная составляющая здоровья. Методы лечения болезней. Кондиции человеческого организма по тибетской медицине.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    История развития медицины от древнейших времен до наших дней, врачевание в Древней Греции. Учение Гиппократа и его значение в становлении классической медицины, наиболее известные его труды. Особенности и яркие представители Александрийской медицины.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    Единой индийской кухни, как таковой, не существует. Климат и религиозные предписания вносят большие различия в кулинарию народов Индии. Многие индусы - строгие вегетарианцы. Индийские национальные блюда. Индийские пряности.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием “Аюрведа” (что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Ганг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - “Чарвака-самхита” и “Сушрута-самхита”. Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о
600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности. Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из “пяти стихий” – земли, воздуха, огня, воды, эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие “трех субстанций” – воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались “три жидкости” (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

“…Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой… ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов”.

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, “который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни...”.

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную, врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.