Деньги

Мемуарная литература. Мемуарист

Мемуары - этозамечательный повод рассказать потомкам о правдивых событиях своего времени. Это анализ собственной личности, выявление причинно-следственных связей жизни. Эмоциональная насыщенность повествования поможет проникнуться духом эпохи, понять суть мыслей автора. Значимый жизненный опыт делает мемуары бесценным примером для будущих поколений.

Происхождение слова

Слово «мемуары» происходит от французского memoires, что переводится как «воспоминания». Это слово впервые появляется в 1896 году. «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. Е. Ефрона рассказывает о жанрах мемуарной литературы.

С появлением письменности человеку было интересно записывать свои мысли, делать заметки о событиях. Мемуары образовались как жанр в XVI-XVII веке, когда пришло осознание неповторимости каждой человеческой личности. Ценность авторской мысли стала толчком к написанию литературной исповеди. Люди через свое личное мнение передавали аромат времени.

Кто писал мемуары?

Особую ценность представляют мемуары генералов, известных политиков. Они помогают воспроизвести арену сражений или Придворная жизнь, дипломатические интриги, религиозные скандалы описываются в очерках Маргариты де Валуа, герцога де Рогана, Ларошфуко, Людовика де Конде. Даже палачи в XVI столетии писали мемуары.

В наполеоновскую эпоху почти все генералы и приближенные к императору оставили после себя интересные литературные заметки.

Русские мемуары начинают свое повествование еще со смутного времени. Они представляют собой обычную хронологию событий. При Петре I массовый всплеск документальных записок вызвало противостояние Петра и царевны Софьи. Позднее военные походы, взятие городов описаны современниками царя.

При Екатерине II мемуары обрели четкую конструкцию. В них писываются нравы времени, политические разногласия, даются социальные характеристики.

В наше время литературная исповедь стала важной частью известных лиц. Актеры, военные, политики, дипломаты, врачи, медиумы пытаются оставить после себя след в литературном творчестве. Г. Форд, А. Кристи, Д. Рокфеллер, М. Горбачев, Г. Вишневская, М. Влади - описание жизни, событий, интересные встречи и размышления способен вобрать в себя жанр мемуаров.

Для чего пишут мемуары?

Для известных людей литературная исповедь - повод рассказать об увлекательных или значимых событиях, судьбоносных встречах. Кто-то стремится описать свой нелегкий путь, кто-то пытается оправдаться, кто-то пытается заработать денег на безбедную старость.

Чаще всего мемуары пишутся для того, чтобы снова пережить свою молодость, вспомнить ее важные вехи, смешные или грустные моменты.

Значение слова МЕМУАРЫ в Толковом словаре русского языка Ушакова

МЕМУАРЫ

мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires).

1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.).

2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕМУАРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕМУАРЫ в Высказываниях известных людей:
  • МЕМУАРЫ в Словаре Одно предложение, определения:
    - книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Афоризмах и умных мыслях:
    книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. memoire - память, воспоминание) - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором …
  • МЕМУАРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. memoires - воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. memoires, от лат. memoria - память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. M?moires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидцев. …
  • МЕМУАРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское memoires - воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ
    [от французского memoires воспоминания] 1) литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор; 2) …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. устар. или ирон. мемуар, а, м. 1. Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Писать …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. II прил. мемуарный, -ая, …
  • МЕМУАРЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕМУ́АРЫ (франц. memoires - воспоминания), разновидность док. лит-ры, лит. повествование участника обществ., лит., худ. жизни о событиях и людях, современником …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. M emoires), записки современников? повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от …
  • МЕМУАРЫ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мемуа"ры, мемуа"ров, мемуа"рам, мемуа"ры, мемуа"рами, …
  • МЕМУАРЫ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ов, только мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. memoires воспоминания) 1) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; …
  • МЕМУАРЫ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; 2. уст. научные …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МЕМУАРЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре русского языка Лопатина:
    мему`ары, …

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература в жанре мемуаров (франц. mémoires, от лат memoria память), разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста – строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приемов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. в воспоминаниях История моего современника (1954) так выразил идеальные устремления мемуариста: «В своей работе я стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ей красивыми или яркими чертами правды художественной. Здесь не будет ничего, что мне не встречалось в действительности, чего я не испытал, не чувствовал, не видел».

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Устойчивые признаки мемуаров как формы словесности – фактографичность, преобладание событий, ретроспективность, непосредственность свидетельств, что никак не обеспечивают «чистоты жанра». Мемуары остаются одним из наиболее подвижных жанров с чрезвычайно нечеткими границами. Далеко не всегда мемуарные признаки свидетельствуют о том, что читатель имеет дело именно с мемуарами. Так, на первой странице наделенной всеми вышеназванными признаками книги С.Моэма Подводя итоги (1957) автор предупреждает о том, что это произведение – не биография и не мемуары. Хотя его взгляд неизменно уходит в прошлое, основная установка здесь не в воссоздании былого, а в исповедании художественной веры, подведении итогов полувекового литературного пути. По жанру книга Моэма – не мемуары, а развернутое эссе.

В 19 в., по мере развития принципа историзма, уже достигшая зрелости мемуарная проза осмысляется как важный источник научно-исторических реконструкций. Сразу же дают о себе знать попытки злоупотребления такой репутацией жанра. Возникают псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации. Особенно явно эти тенденции заметны в сочинениях, посвященных сугубо мифологизированным фигурам истории и уже завершившимся циклам прошлого. Как следствие, возможны досадные исторические заблуждения в трудах, построенных на неосновательных мемуарных источниках. Так, Д.С.Мережковский в своем этюде об А.С.Пушкине из цикла Вечные спутники (1897) всю концепцию творчества поэта выстроил на записках приятельницы Пушкина А.О.Смирновой. Однако по прошествии нескольких лет выяснилось, что эти воспоминания целиком фальсифицированы ее дочерью, О.Н.Смирновой. Другой пример – мемуары Петербургские зимы Г.Иванова , посвященные воссозданию атмосферы предреволюционных лет «серебряного века». Есть основания считать его художественным текстом, основанном на условной литературной технике. Литература русской послереволюционной эмиграции, в которой мемуары вообще играли особо значимую роль, дала наряду с шедеврами прозы в жанре воспоминаний и множество образцов мистифицированной и фальсифицированной мемуаристики (поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры, покровительницы Г.Распутина А.А.Вырубовой и др.).

В литературе 19–20 вв. нередко под мемуары стилизуются сугубо художественные произведения с вымышленным сюжетом. Цель такого приема может быть разной: от воссоздания через жанр атмосферы времени (Капитанская дочка (1836) Пушкина, где использование в «Записках» Петра Гринева мемуарного жанра – одной из основных форм словесности 18 в. – выступает приемом стилизации «под екатерининскую эпоху») до придания тексту особой искренности, достоверности, композиционной свободы и иллюзии независимости от «воли автора» (Неточка Незванова (1849) и Маленький герой (из неизвестных мемуаров) (1857) Ф.М.Достоевского).

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману , чем мемуарам.

Возможны и прямо противоположные случаи. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова-внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. В жанровом отношении обе книги принадлежат именно к мемуарной литературе. Не случайно откровенно мемуарно-документальные Воспоминания (1856) Аксакова воспринимаются как непосредственное продолжение дилогии о Багрове.

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование здесь может быть отмечено и красочностью художественной прозы (Детство (1914) и В людях (1916) М.Горького), и публицистической пристрастностью (Люди, годы, жизнь (1960–1965) И.Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части Былого и дум (1852–1867) А.И.Герцена). Шаткость границы между мемуарами и художественными, публицистическими, научными жанрами определилась в русской и западноевропейской литературах уже к середине 19 в. Тому немало способствовали кризис романтизма и укрепление новой эстетики, нацеленной на подражание действительности в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. В.Г.Белинский в статье Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848) уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».

Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литературное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

В первой пол. 20 в. в эпоху т.н. «конца романа», когда литература переживала кризис традиционных условных форм и переключалась на пограничье между вымыслом и документом, появляется череда синтетических текстов (На западном фронте без перемен (1929) Э.М.Ремарка, Жизнь в цвету (1912) А.Франса, Шум времени (1925) О.Мандельштама , позднее в русле той же традиции – Алмазный мой венец (1978) В.Катаева и др.). В них мемуарное начало включено в органику художественной литературы. Исторический материал, реальная жизнь автора претворяется в факт искусства, а стилистика подчинена задаче произвести на читателя эстетическое воздействие. О зрелости и завершенности процесса «усыновления» мемуарной прозы художественной литературой 20 в. свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа (Признания авантюриста Феликса Круля (1954) Т.Манна).

Мера исторической содержательности мемуаров и сам тип их практического использования разными гуманитарными дисциплинами как источников во многом зависят от личности автора. Если мемуарист – яркая и чрезвычайно значимая для истории и культуры личность, то фокус интереса в читательском и исследовательском восприятии его текста неизбежно сориентирован на самого автора. Исторический материал при этом отходит на обочину внимания. Яркий пример сочинения такого рода – Десять лет в изгнании (1821) мадам де Сталь , выдающейся женщины эпохи, одной из блистательных писательниц и культурных деятельниц романтизма. Образец воспоминаний иного типа оставил герцог Сен-Симон. Его Мемуары (опубл. в 1829–1830) ценны прежде всего маленькими фактами, деталями, скрупулезно передающими атмосферу придворной жизни Парижа последнего двадцатипятилетия царствования Людовика XIV и периода регентства. Как следствие, воспоминания мадам де Сталь – объект внимания прежде всего литературоведов, мемуары Сен-Симона – историков. С 1940-х благодаря исследователям «Школы Анналов» (Л.Февр, Ф.Бродель , Ж. Ле Гофф и др.) историческая наука переживает всплеск интереса к запискам-воспоминаниям ничем не примечательных и непубличных людей. Их сочинения (по типу: «записки немецкого мельника середины 17 в.», «записки лондонского купца средней руки начала 18 в.» и т.д.) помогают восстановить объективную историю быта, выявить определенные социальные стереотипы, фиксирующие характерное, стандартное, а не исключительное. Мемуарная продукция такого рода – важный источник истории цивилизации и исторической социологии.

Свое происхождение мемуарная литература ведет от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы жанра, к которым принадлежат также Записки о Галльской войне Юлия Цезаря (I в. до н.э.), безличностны и тяготеют к исторической хронике. Христианское средневековье (Исповедь (ок. 400) Бл. Августина , История моих бедствий (1132– 1136) П.Абеляра , отчасти Новая жизнь (1292) Данте и др. памятники) привносит в жанр развитое чувство внутреннего «я» повествователя, нравственный самоанализ и покаянную тональность. Раскрепощение личности и развитие индивидуалистического сознания в эпоху Возрождения, рельефно отраженные в Жизни Бенвенуто Челлини (1558–1565), подготовили расцвет мемуаристики в 17–18 вв. (Сен-Симон, кардинал Дж.Мазарини, Ж.-Ж.Руссо и др.)

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете , Стендаль , Г.Гейне , Г.-Х. Андерсен , А.Франс , Р.Тагор , Г.Манн , Р.Роллан , Ж.-П.Сартр , Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского . Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопаАввакума . Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина . Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого , Г.Чулкова и др.).

Новый всплеск мемуарной словесности в СССР, вызванный «хрущевской оттепелью», начинается с середины 1950-х. Публикуются многочисленные воспоминания о писателях, не вполне укладывавшихся с структуру советской идеологии: В.Маяковском, С.Есенине, Ю.Тынянове и др. Выходят многочисленные мемуарные очерки К.Чуковского, Повесть о жизни (1955) К. Паустовского, сборники воспоминаний о Е.Шварце, И.Ильфе и Е.Петрове. В основанной издательством «Художественная литература» в 1960-е серии «Литературные мемуары» печатаются воспоминания А. и П.Панаевых, П.Анненкова, Т.П. Пассек, сборники мемуаров о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском.

С конца 1980-х публикуются материалы о художественной жизни «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции (На Парнасе Серебряного века (1962) К.Маковского, На берегах Невы (1967) и На берегах Сены (1983) И.Одоевцевой, Бодался теленок с дубом (1990) А.Солженицына ,Курсив мой Н.Берберовой и др.), ранее не издававшиеся.

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Литература:

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете . 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв . М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы . Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность . М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм . Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель . 1985–1989 гг . М., 1995. Ч. 1–2

 mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежа лицам, игравшим видную роль в истории, иногда обнимая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.

Старейшие европейские мемуары

Классическая древность знала только двух авторов мемуаров - Ксенофонта и Цезаря . Истинной родиной мемуаров в XIX веке считали Францию . Первые опыты в этой области относятся здесь к XIII веку. Наивные записки Вильгардуэна о латинской империи стоят ещё на рубеже между мемуарами и хроникой, тогда как „Histoire de St. Louis“ (около ) по праву считается образцом исторических мемуаров.

Франция (XVI -XIX века)

Особенно возросло число мемуаров в эпоху революции (мемуары Неккера , Безанваля, Феррьера, Александра Ламета, Лафайета, мадам де Сталь , Кампан, Барбару, Билло-Варенна, Дюмурье , мадам Ролан , Мирабо , Мунье, Барера, Камилла Демулена). Даже палачи, например, Самсон, писали тогда мемуары.

Многие из мемуаров той эпохи, появившиеся с именами знаменитых деятелей, подложны. Такого рода подделки широко практиковал Сулави (Soulavie ), сборники которого вытеснены поэтому „Collection des mémoires relatifs à la revolution française“ (30 т., Париж, 1820-1830) и некоторыми другими изданиями.

Ещё многочисленнее мемуары, относящиеся к наполеоновской эпохе. Почти все генералы Наполеона и многие другие лица оставили записки. Особенно большое значение имеют мемуары Биньона, О’Меары, Констана, Лавалетта, Савари, герцогини д’Абрантес, Мармона, Евгения Богарне , мадам де Ремюза, Талейрана .

Позднее писали мемуары Карно, Брольи, Шатобриан , Жорж Санд , Гизо , Мармье, Эдмон де Гонкур и Жюль де Гонкур .

Англия

Богата мемуарами и английская литература, в которой они, впрочем, приобретают значение лишь с эпохи королевы Елизаветы и ещё более со времени внутренних войн XVII в. Для царствования Карла I особое значение имеют мемуары Джеймса Мельвилля и шотландца Давида Крафорда. Важнейшие из произведений этого рода собраны в издании Гизо , „Collection des mémoires relatifs à la revolution d’Angleterre“ (33 т., Париж, 1823 и сл.).

Из мемуаров более позднего времени наиболее выдаются записки Болингброка и Горация Уолпола . В Англии, как и во Франции, литература мемуаров достигла к концу XIX века размеров, едва доступных для обозрения.

Германия

Польша

Русские мемуары

В русской литературе ряд записок начинается «Историей кн. Великого Моск. о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими», знаменитого князя Курбского , имеющей характер скорее памфлета, чем истории, но важной, как выражение мнения известной партии.

Смутное время вызвало целый ряд повествований современников и очевидцев смуты, но за немногими исключениями произведения эти не могут считаться простодушными записями о виденном и слышанном: во всех почти сказаниях выступает или предвзятая точка зрения, или же влияния, от которых страдает простота и правдивость показаний автора. Не говоря уже о произведениях, появившихся ещё до окончания смуты (повесть протопопа Терентия), публицистические черты не чужды и двум крупнейшим повествованиям о смуте - Временнику Ивана Тимофеева и «Сказанию о осаде Троицко-Сергиева монастыря», Авраамия Палицына. И в том, и в другом труде преобладает желание обличить пороки моск. общества и ими объяснить происхождение смуты; в зависимости от такой задачи является отсутствие хронологической связи, пробелы в фактических показаниях, обилие отвлеченных рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев смуты, появившиеся при царях Михаиле и Алексее, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, особенно же повесть кн. И. М. Катырева Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено или условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601-1649 гг.), или одной общей точке зрения (напр., официальной - в рукописи, приписываемой патр. Филарету и изображающей события с 1606 г. до избрания царем Михаила).

Поэтому в качестве исторического источника имеют большее значение те немногие произведения, которые отступают от общего литературного шаблона и не идут далее простой бесхитростной передачи событий. Таково, например, житие препод. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева м-ря, которое в 1648 - 54 гг. написал троицкий келарь Симон Азарьин , а дополнил своими воспоминаниями ключарь моск. Успенского собора Иван Наседка (ср. С. Ф. Платонов, «Древнерусские сказания и повести о смутном времени, как источник исторический», СПб., 1888; тексты сказаний напеч. им же в издаваемой археографич. комиссией «Исторической библиотеке», т. 13). Характер записок или личных воспоминаний носят на себе сочинения Котошихина, Шушерина (житие Никона), Аввакума (автобиография), Семёна Денисова.

Пётр I

Александр II

Из многочисленных воспоминаний об эпохе Александра II особое значение имеют записки Н. В. Берга (о польских заговорах), графа Валуева, Н. С. Голицына (об отмене телесных наказаний, в «Русской старине », 1890), А. Л. Зиссермана (кавказские воспоминания, в «Русском архиве», 1885), Левшина, графа М. Н. Муравьева, П. Н. Обнинского, Н. К. Пономарева («Воспоминания посредника первого призыва», в «Русской старине», 1891, № 2), Н. П. Семёнова, Я. А. Соловьева, гр. Д. Н. Толстого-Знаменского.

Литературные воспоминания

Весьма многочисленны литературные воспоминания XIX века. Таковы записки С. Т. Аксакова , П. В. Анненкова , Аскоченского, Бодянского (в «Сборнике общества любителей российской словесности», 1891), Н. П. Брусилова (в «Истор. Вестн.» 1893 г., No. 4), Буслаева, кн. П. А. Вяземского, А. Д. Галахова (в «Истор. Вестн.» 1891 г. No. 6 и 1892 г. No. 1 и 2), Герцена, Панаева, Головачевой-Панаевой, Греча, И. И. Дмитриева, В. Р. Зотова («Истор. Вестн.», 1890), М. Ф. Каменской, Колюпанова, Макарова,

Каждый человек стремится оставить после себя след в этом мире. Для кого-то важно продолжить род, воспитать детей, видя в них частицу самого себя. Другие люди, в особенности те, кто обладает одаренностью в литературе, предпочитают писать на протяжении всей своей жизни очерки, дневниковые записки, которые в конечном итоге становятся самим воплощением их жизни. В этой статье вы узнаете, что такое мемуары, какие разновидности существуют и чьи мемуары самые популярные.

Этимология слова

Французское слово с латинским происхождением mémoire в дословном переводе означает "память". Есть еще и такие трактовки значения, как "думать", "запоминать". И действительно, мемуары - воспоминания, воплощенные в письме. Процесс написания подобных работ требует умения думать, анализировать собственные поступки - рефлексировать. Только рефлексия помогает человеку духовно расти. Для многих профессиональных писателей важно "вписывать" собственную личность в литературные произведения. Этим приемом пользовались и художники, вписывая себя, своих друзей и современников в собственные картины. Примером может служить картина Рафаэля Санти "Афинская школа".

История литературы

Мода на подобные творения возникла не год и даже не век назад. Что такое мемуары, хорошо знали французские классические писатели семнадцатого и восемнадцатого века. По письменным воспоминаниям известных французов в наши дни ставят театральные постановки, они не менее актуальные по своей проблематике, чем несколько веков назад. Мемуары писали придворные, слуги королей и даже любовницы правителей.

Поразительно, что подобные тексты больше читали жители французских провинций, нежели парижане, а после того как французский король ослабил печатную цензуру, мемуары тысячными тиражами распространялись не только во Франции, но и по всей Европе. Писали такие работы и видные дамы при дворе Марии-Антуанетты, этим писательницам пришлось пережить самые жестокие испытания революцией, империализмом, эмиграцией. Чрезвычайно популярные в то время записки придворных дам породили мощнейшую моду на этот жанр.

Что такое мемуары?

Мемуары - это сборник личных воспоминаний, своего рода летопись, в событиях которой сам писатель принимал непосредственное участие. Они могут описывать не только события, памятные дни, но и людей, которые встречались автору на протяжении всей жизни или конкретного периода времени. Зачастую эти работы носят характер документального чтива, они имеют и претензию на то, чтобы быть первоисточником правды.

Историки часто обращаются к мемуарам, анализируют биографии культовых исторических личностей, пытаясь увидеть зависимость между событиями общественной и личной жизни. Однако стоит заметить, что не все они могут быть правдивыми, напротив, каждая подобная работа имеет долю вымысла, исключением являются воспоминания о войне, написанные простыми людьми. Как правило, сильные эмоции вроде страха, тревоги, боли утраты передаются человеком максимально искренно.

Русские мемуары

Представители высших сословий также увлеклись французской модой на мемуарные записки еще в допетровскую эпоху, но, в отличие от европейских писателей, русские литераторы собирали эти авторские записки в сборники о русских людях и русской жизни. После сборников в России начали появляться периодические авторские журналы, которые также выпускали мемуары с указанием авторства, а реже - анонимные. Благодаря этим работам иностранцам, да и самим русским людям удавалось из столетия в столетие лучше познавать необычайный менталитет, культуру нашего народа.

В советское время мемуары утратили свою популярность, а если и печатались, то в единичных экземплярах, подпольно. Цензура не пропускала излишне откровенные, критические и сатирические очерки. И на то были свои причины, но все же многим литераторам удалось сохранить свои работы и опубликование их во время оттепели можно было сравнить разве что с рассекречиванием государственно важных дел - такой сильный общественный резонанс создавали эти произведения.

Мемуары о войне

Литературное творчество в двадцатом веке было в некоторой степени ознаменовано эпохой военных автобиографий. Одно из самых громкое имя среди летчиков Второй мировой - имя Александра Ивановича Покрышкина, пилота военно-воздушных сил Красной армии. Его воспоминания о войне отражены в мемуарах "Познать себя в бою. "Сталинские соколы" против асов люфтваффе. 1941-1945". На счету автора этих работ 59 вражеских самолетов. Руководитель гвардейской авиации является еще и автором собственной военной тактики. Именно поэтому записи Покрышкина так важны - он являлся частью локального руководства, знал все о спецоперациях, мужественно проводимых красноармейцами.

Книги-мемуары, рассказывающие о событиях войны, наделены яркими описаниями воздушных боев, глубокими размышлениями о месте человека на войне, о его поведении и раскрытии собственной сущности. На войне, по мнению Покрышкина, человек познает собственные грани возможного. Что такое мемуары для писателя-фронтовика? Это прежде всего способ отразить все самое страшное из пережитого на бумаге и наконец дать своему разуму забыть ужасающие картины войны.