Инф. технологии

Невероятные технологии прошлого: роботы наших предков. Детские игрушки дворянского происхождения

Про советские игрушки мы рассказывали не раз, да и многие наши читатели сами в них играли. Сегодня предлагаю посмотреть на те игрушки, которых вы скорее всего даже не видели. Ведь им всем более 100 лет и в них могли играть наши бабушки-прабабушки и дедушки-прадедушки. Правда при условии конечно, что они были детьми зажиточных родителей, так как подборка будет рассказывать про игрушки из-за океана.

1. Teddy bears или мишки Тэдди

Сейчас они плотно влились в современную жизнь. Практически у каждого американского ребенка есть хотя бы один мишка из этой коллекции.

Происхождение имени не прозаично - говорят, Тедди Рузвельт как-то на охоте пощадил медведя, загнанного собаками и привязанного к дереву, что повлекло за собой множество карикатур. Ну а после этой истории Моррис Мичтом, владелец магазина игрушек, сделал чучело медведя, а уже потом, заручившись разрешением президента об использовании его имени для мягкой игрушки, начал продавать мишек повсеместно. Мичтом не оформил патент на игрушку, поэтому их стали продавать еще соседние фабрики, итого появилось огромное количество совершенно разных мишек Тедди.

Вот пара карикатур на Рузвельта:



(1902)

...ииии Тедди мишки:

Девочка с медвежонком Тедди (1900г.):

Крепкая семья =)

Две девочки играют с мишками (1909г.)

Мишка (1900-е)

Набивка медведя на фабрике(ранние 1900-е):

Ну, я думаю, о плюшевых мишках хватит, потому что об их истории и о том, как они менялись сквозь годы, можно писать бесконечно.

2. Конструктор (Erector set)

Одна из самых популярных игрушек всех времен, тоже с успехом дожившая до нас, мечта любого мальчика.

Первый конструктор был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби, английским изобретателем, инженером и политиком, не имеющим инженерного образования. Это изобретение сделало его миллионером.
Это был металлический конструктор, состоящий из гаек, болтов, перекрытий, колесиков и других деталей. В набор также входили отвертка и гаечный ключ. Не существовало каких-либо определенных схем - каждый мог проявить фантазию и сделать все, что заблагорассудится. Можно было создать целый город с мостами, автомобилями, самолетами и даже летающими тарелками.

Выглядело все это так:

А первые цветные детали появились лишь в 1926 году.

3. Лаонел поезда

Трудно себе представить, что поезда фирмы Лайонел начали существовать примерно с 1901 года. Конечно, первый поезд был использован привлечения клиентов через знаменитые витрины Нью-Йорка, но это было незадолго до того, как они появились в домах у покупателей.

Электрический Express, первая модель поезда Джошуа Лайонел Кауэн, был создан в 1901 году путем установки небольшого двигателя под модель железнодорожной платформы. Двигатель был оснащен батареей и электрический экспресс побежал тридцатисантиметровой трассе. К 1953 году Лионель корпорация стала крупнейшим производителем игрушек в мире.

4. Raggedy Ann ("Тряпичная Энн")

В 1914 году газетный карикатурист Джонни Грюэлл сделал для своей дочери Марселлы куклу и назвал ее "тряпичной Энн" в честь двух стихотворений Джеймса Ралли - "Тряпичный человек" и "Маленькая сирота Энн". Через два года у маленькой Энн появился брат - Рэггеди Энди в матросском костюмчике и шляпе. В 1918 году Джонни Грюэлл, будучи, к тому же, еще и писателем, начал придумывать и издавать детские сказки с этими персонажами. В сказке кукла оживала и со своими друзьями помогала девочке.
Постепенно популярность двух реггеди куколок начала нарастать, и многие родители шили их для своих детей. В промышленных масштабах этих кукол начали выпускать лишь в 1935 году. Но у всех куколок Рэггеди есть одна особенность - маленькое сердечко, вышитое на груди, с надписью "я тебя люблю". В 13 лет Марселла умерла из-за неправильной вакцинации от оспы. Родители Марселлы организовали движение против принудительной вакцинации, и в память о маленькой дочке сделали Рэггеди Энн символом этого движения.

Рэггеди Энн ручной работы(около 1930го)

Девочка с куклой:

Современная Рэггеди Энн:

В 50-е появились предметы с логотипом Рэггеди Энн типа посуды и чайных сервизов, а люди начали активно коллекционировать многочисленных кукол и всего, что с ними связано.
Удивительно, как обыкновенная тряпичная кукла стала символом надежды для всей страны. Например, во вторую мировую войну семьи посылали военным этих кукол в качестве талисмана.

Вот так простая кукла стала важной частью американской культуры.

5. TinkerToys

Тоже конструктор, но для самых юных. Состоит из многочисленных деталей, из которых можно сделать все, что угодно:

TinkerToys(1900)

Более поздняя версия:

Cовременный TinkerToys:

А вот то, что из него можно сделать. Признаться, моему удивлению нет предела, первый раз слышу про эту игрушку. Спросила у С. - у него маленький братик, он тоже ничего о ней не знает. Короче, вот:


6. Tiddlywinks

Игра, в которую я сама играла в своем детстве, но до сегодняшнего вечера не знала, как она называется:

Сегодня:

Задача игрока - бросить свою фишку как можно ближе к мишени. Изначально существовал стакан, но сейчас существуют разные правила игры.

Вот примерно так выглядела игра в 1900-х:

Тот самый стакан(по-английски - "a pot")

Эта же игра в 1930-х:

7. Lincoln Logs

Еще один конструктор. Удивительно, как они были популярны тогда =). Деталями этого конструктора являлись зубчатые декоративные бревна для построения небольших крепостей и зданий.
Игрушка была изобретена в 1916 году Джоном Ллойдом Райтом, вторым сыном архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Сами бревна имеют ширину приблизительно два сантиметра в диаметре. По аналогии с реальными бревнами, используемыми в бревенчатых зданиях, бревна Линкольн зазубрены так, что они могут быть установлены под прямым углом друг к другу, чтобы сформировать прямоугольники, напоминающие здания. Дополнительные части игрушек набора включают крыши, трубы, окна и двери, которые придают реалистичность законченному зданию. Позже в наборы были добавлены фигуры животных и человеческих фигур. Наборы игрушек были первоначально сделаны из красного дерева, с крышами разных цветов. В 1970-х, компания представила наборы, сделанные полностью из пластика, но безуспешно, и нони продолжили выпускать комплекты из древесины. Со временем наборы становились все более и более сложными.

Джон Ллойд Райт как-то признался, что назвал свой конструктор в честь Авраама Линкольна, родившегося в бревенчатой хижине в связи с нарастающим патриотизмом во время первой мировой войны.

Lincoln Logs и Джон Ллойд Райт были введены в "Национальный зал славы игрушек" в 1999 году.

Домики тех лет не нашла, поэтому только современные:

Здесь лучше видно структуру:

8. Мелки

Crayola Crayons выпустили свои первые 8 мелков в 1903г и не пожалели. Создатели Эдвин Бинни и Гарольд Смит не могли и представить себе, что вскоре их продукт станет необходимым в каждом классе страны.

9. Radio Flyer Wagon (красная металлическая тележка)

Антон Пазин, итальянский эммигрант, решил назвать свою игрушку так, чтобы поймать дух эпохи. В 1917г радио было новейшим изобретение и все вокруг говорили о нем. Она быстро стала одной из любимейших игрушек того времени и остается популярной до сих пор в американских семьях.

20-е:

50-е:

10. Оловянные игрушки
Несмотря на то, что их многие годы делала Германия, на рубеже веков это начала делать и Америка, что позволило распространиться этим игрушкам по всей стране. Они были сделаны из металла и покрашены. В это время были также популярны механические игрушки. А впрочем, смотрите сами:

Музыкальная шкатулка с куколками из бисквитного фарфора:

Карабкающаяся обезьянка Том(мех., ранние 1900-е):

Умная мартышка/ таблица умножения(ранние 1900-е):

Мычащая корова(1900):

Танцующие балерины(Германия, 1900):

Танцор(ранние 1900-е):

Механическая утка на колесиках(Германия,1900):

Обезьянка-акробатка:

Играет на бильярде:

Лошадко:

Малыш за столом:



Папай:

Джек из коробки:

Замечательная композиция:

Механический афроамериканец. Тоже заводился, как я поняла, просил: "give me a penny".

Мальчик на лошади:

Маленькая швейная машинка:

Прыгающая девочка:

Копилки:














На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.

По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Вот уже 20 лет художник, историк и реставратор Сергей Романов собирает детские игрушки: кукол, солдатиков, плюшевых мишек, кукольную мебель, посуду, педальные автомобили… И особенно елочные украшения. В его собрании около трех тысяч вещей: ватные куколки 1930-х годов, дирижабли, овощи и фрукты из папье-маше 50-х годов, полиэтиленовый Дед Мороз из 1970-х. До 18 января в Культурном центре Булата Окуджавы на Арбате проходит выставка «Елка. Свечка. Два шара». На ее примере коллекционер Романов рассказал о полуторавековой истории новогодней игрушки.

Мне было 14 лет, когда мы завели котенка. К Новому году котенок превратился в большого, упитанного кота. И вот этот кот впервые увидел наряженную елку. И обалдел. Сначала он сшибал лапой те игрушки, которые висели внизу, а потом изловчился и прыгнул прямо на елку. И елка, хотя и была закреплена на железной треноге, легла во всю длину через комнату. В одну минуту я лишился всех самых красивых и любимых игрушек. Чтобы восстановить утраченное, я стал разыскивать и покупать старинные елочные украшения…

(Всего 21 фото)

Спонсор поста: Деревянные дома : проектирование, производство, строительство деревянных домов, бань, беседок из оцилиндрованного бревна, профилированного бруса под ключ
Источник: lenta.ru

Игрушки из коллекции Сергея Романова. Все фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

1. Ангел, начало XX века

Обычай наряжать к Новому году ель появился еще в Средние века у германских народов. Германцы издревле почитали ель священным деревом - символом бессмертия. Каждый год в дни зимнего солнцестояния они убирали свои дома еловыми ветками, веря, что в хвое обитают добрые духи природы. Начиная с XVI века ель стала символом христианского Рождества. В Германии, Голландии, Англии появилась традиция ставить в доме целое хвойное дерево и развешивать на его ветвях украшения. Первые три века украшения эти были исключительно съедобные. Яблоки - как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли - вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

Моя бабушка часто вспоминала, как на елке зажигали свечи. Свечи эти были маленькие, как для торта, в железных подсвечниках. На ветвях их крепили так, чтобы развернуть пламенем наружу. А зажигали только один раз - в рождественскую ночь. Причем в эту же ночь под елку вместе с подарками ставили ведра с водой и песком - чтобы избежать пожара.

2. Лодочка. Конец XIX - начало XX века

Первые елочные шары появились в Тюрингии, в городе Лауше, в 1848 году.

Лауш издревле славился своими стеклодувами. И вот однажды один мастер решил в Рождество нарядить для своих детей елку. Но он был очень беден. Денег на фрукты и сладости не хватало. И тогда он выдул яблоки, лимоны, пряники и орехи из стекла. Игрушки получились настолько красивые, что о них пошла молва. И вскоре уже не только жители Лауша, но и всей Германии стали заказывать себе стеклянные украшения на Рождество.

3. Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Поначалу стеклянные елочные игрушки были из толстого тяжелого стекла, а изнутри - для блеска - покрывались слоем свинца. Но в 1860-х годах в Лауше был построен газовый завод. С помощью газовых горелок стекло можно было теперь разогревать до очень высоких температур, и стеклодувы стали делать тонкие изящные вещицы. Шары с золотыми и серебряными узорами, ангельские головки, клубники, сосульки, шишки… Долгое время немецкие стеклодувы хранили секреты своего мастерства в тайне, поэтому до XX века елочные игрушки производились только в Германии, откуда их экспортировали в другие страны: Англию, Голландию, Францию, Россию.

4. Рождественский дед. Стекло. Конец XIX - начало XX века

В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году - считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.

С этого момента наряжать елку на Рождество стало очень модно. Однако была одна трудность. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 - дом под Петербургом.

5. Мальчик на лыжах, стеклянные шары. Конец XIX - начало XX века

Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Под Рождество многие дамские журналы рассказывали читательницам, как сделать фигурку из ваты своими руками.

Вот выдержка из журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».

6. Дети на санках. Ватные игрушки с фарфоровыми лицами. Конец XIX - начало XX века

Из ваты делали самые разнообразные фигурки: ангелов с крыльями, райских птиц, девочек на коньках и мальчиков на лыжах. Часто головки у этих куколок были фарфоровые. Также в магазинах продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов-морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку.

7. Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Также до революции в России были очень популярны елочные игрушки в технике дрезденского картонажа. Это были фигурки, склеенные из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Их производили машинным способом в Дрездене и в Лейпциге начиная с XIX века. Продавались эти фигурки в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было самостоятельно выдавить, вырезать и склеить.

В России дрезденский картонаж можно было заказать по почте. Стоил он вполне доступно. 40 копеек - за лист несложных фигурок в виде птичек, зайчиков, слоников, львов. 1 рубль 20 копеек - за объемные фигурки: серебряные пушечки, самолетики, конные экипажи…

8. Звезда. Монтированная игрушка. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. На этом заводе из цветного стекла изготавливались лампы, бутылки и пузырьки для аптек. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то и научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.

9. Рождественский дед. Хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Первой мировой мы обязаны и другим украшением, без которого невозможно представить современную елку - верхушкой в виде шпиля. На протяжении всего XIX века макушку рождественской ели украшали или Вифлеемская звезда, или фигурка Иисуса Христа. Обычно их делали из дрезденского картонажа и для большего эффекта подсвечивали свечами.

С началом Первой мировой подъем патриотизма как в Германии, так и в России был настолько высок, что на макушки елок стали надевать шишаки - навершия солдатских касок и шлемов. В советские годы Вифлеемская звезда была заменена на красную кремлевскую, а вот шишак сохранился и был очень популярен в 1960-1970-е годы. Он мог быть в виде шпиля, мог превратиться во взлетающую ракету, а мог быть украшен колокольчиками на витой проволоке.

10. Новогодняя елка с ватными игрушками. Вторая половина 1930-х годов

В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Рождество был запрещен. В следующие десять лет елок в нашей стране не украшали. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. По технологиям елочные украшения 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла. А вот сюжеты стали иными - библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.

11. Шар в честь 20-летия Октябрьской революции. Стекло. 1937 год

По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. 1935 год. На экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли - на елках появились ватные клоуны, акробаты и дрессированные собачки. В том же году открылось метро - и вот уже елки стали украшать миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками. 1937 год. 20-летие Октябрьской революции. К этой дате был сделан стеклянный шар: на красных полотнищах четыре портрета - Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. А в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, устанавливающий на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс» и медведь-лыжник, разносящий почту. Кроме ватных игрушек был сделан и стеклянный шар с изображением папанинца с собакой в лагере у палатки.

12. Письмо Деда Мороза. Новогодняя открытка. Середина XX века

Особый вид елочных игрушек - бонбоньерки. Еще их называли сюрпризницы. Это были небольшие, красиво украшенные коробочки, в которые прятали сласти или маленькие подарки. Бонбоньерки начали изготавливать еще в XIX веке - из скорлупы грецкого ореха или из спичечных коробков. Им придавали вид домиков, книг, барабанов. В 30-е годы их тоже вешали на елку. Но оформляли в соответствии с советской идеологией. Была, например, сюрпризница - почтовый ящик. Был домик с красным флагом - райсовет. А был рубанок - орудие пролетариата. После войны бонбоньерки незаметно исчезли. Зато стало модно вешать на елку шоколадные фигурки в фольге - зайцев, мишек, дедов-морозов. В 50-е годы в магазинах можно было купить шоколадку «Помогите мне одеться». На обертке был нарисован малыш. А внутри листок-вкладыш с одеждой, которую можно было вырезать, и стишком:

«Так сидеть мне не годится,
Так могу я простудиться.
Помогите мне одеться,
Помогите мне согреться».

13. Дед-мороз. Ватная игрушка, 1930-1940-е годы

Верхушку новогодней елки в советские годы венчала красная пятиконечная звезда - как на кремлевских башнях. Под елкой же стоял дед-мороз. Это была дань традиции.

В допетровские времена на Руси Деда Мороза представляли как старичка с седой бородой, который бегал по полям и стуком вызывал трескучие морозы. На Святки его было принято зазывать в дом и кормить кутьей - чтобы задобрить. Образ же рождественского деда, который дарит детям подарки, появился только в конце XIX века - в подражание европейскому Санта-Клаусу. В России Дед Мороз в те времена ассоциировался с Николаем Угодником - покровителем путников и детей.

14. Снегурочка. Ватная игрушка. 1930-1950-е годы

А вот внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы. В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз. Но ему нужен был помощник. Поначалу устроители елки хотели назначить таким помощником Снеговика-почтовика. Но потом вспомнили о героине пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» - прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега.

В конце 30-х годов фигурки Снегурочек стали ставить под елку. Их изготавливали из ваты или папье-маше. В одном из вариантов Снегурочка была пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.

15. Паровоз. Тисненый картон. 1930-1940-е годы

Матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают буденновцы. Над буденновцами надпись: «С новым 1941 годом!» В Советском Союзе все ждали этого года, гадали, что же он принесет? Он принес Великую Отечественную. Однако даже в эти трудные для страны годы люди продолжали наряжать елки - в тылу, в госпиталях, в окопах на передовой. И продолжали делать елочные игрушки. Их мастерили из всего, что было под рукой. Брали лампочки, раскрашивали краской в разные цвета, рисовали вишенки и цветочки. Из отходов медной проволоки крутили бабочек и стрекоз.

16. Дирижабли. Стекло. 1930-1940-е годы

В январе 1943 года в Красной армии были введены погоны. И солдаты, и офицеры стали мастерить игрушки на елку из них. Популярностью также пользовались смонтированные из стеклянных бусинок и трубочек самолетики, а также стеклянные дирижабли, автомобили типа эмок, картонные пушки, танки и фигурки пограничника Карацупы с собакой Индусом, сохранившиеся еще с довоенных времен.

17. Часы. Стекло. 1950-1960-е годы

В 1946 году 1 января было объявлено выходным днем. Новый год стал настоящим народным праздником. А игрушки - массовыми. В 1950-1960-х годах открылось сразу несколько фабрик елочных игрушек - в Москве, Ленинграде, Клину, Кирове, Киеве. Появились новинки: игрушки на прищепках и миниатюрные игрушки для искусственных елок-малюток.

Елочные украшения в эти годы были самые разные. В 1950-е, после выхода фильма «Карнавальная ночь», очень модны стали стеклянные часы, стрелки на которых застыли на «двенадцать без пяти». Во времена Хрущева - фигурки космонавтов и початки кукурузы. А в 1970-е - ракушки, домики с заснеженными крышами, прожекторы и шарики под названием «радиоволны».

«Радиоволны» начали делать еще до войны. Это были шары с узором из круговых линий. Узор наносился фосфорной краской, и шарики светились в темноте.

18. Заяц с барабаном. Стекло. 1950-1970-е годы

В 1960–1980-е годы были очень популярны игрушки, созданные по мотивам сказок. В принципе, это была не новость. Еще в 1930-е годы артели изготавливали ватные украшения в виде героев русских народных сказок или стихов Корнея Чуковского. В те годы во многих домах на елках висели избушки на курьих ножках, хромые лапти или Тараканище в красных сапогах. А когда в 1935 году на русский язык были переведены «Сказки дядюшки Римуса», в хвое поселились Братец Кролик и Братец Лис.

19. Клоун с дудочкой. Стекло. 1950-1970-е годы

В эпоху развитого социализма появились целые сказочные наборы: «Золотой петушок», «Маленький Мук», «Красная шапочка», «Чиполлино». Одну и ту же сказку выпускали годами и на разных фабриках. При этом облик героев мог меняться. Это хорошо видно по старухе из «Сказки о золотой рыбке». В начале выпуска старуха смирная, стоит, держась за душегрейку. А вот в конце у нее уже руки в боки.

20. Стеклянные игрушки 1960-1980-х годов

В 1970-1980-е годы выпускалось множество самых разных игрушек: колокольчики, фигурки зверей, джиннов, девочек в шубках. Среди шаров главным был большой шар из полистирола с вращающейся бабочкой внутри. Шары эти продавались круглый год, они были синие, красные, зеленые, фиолетовые. Детям они казались волшебными.

Наверное, не было ни одного ребенка, которому не хотелось эту бабочку из шара вынуть. Однажды я сам вышел с таким шариком из магазина и за углом сделал об асфальт так: бац! Шар разбился, я достал бабочку. Но вне шара она уже не крутилась. И все волшебство исчезло.

21. Дама со снежком. Фарфоровая куколка. Конец XIX - начало XX века

Для справки: в среде коллекционеров раритетными считаются игрушки, выпущенные до 1966 года. Вся ценность игрушек, вышедших после этой даты, - в воспоминаниях.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим.

Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных.

Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX-XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.


Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота.

В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.


По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.


Русская народная игрушка из дерева


Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар».

Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.

Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.


Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В. П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С. В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С. И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка.

Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Знаменитый исследователь-этнограф С. В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения ». М. М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — «вроде как бы Святой дух ». Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа.

В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья ».

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Из истории детской игрушки

Художник Walter Trier изобразил игрушки, которыми играли дети в конце 19-го - начале 20-го века.

В начале новой эры в Японии появились куклы-неваляшки. Вероятно, это была самая старая игрушка, в которой было использовано устойчивое равновесие. А в конце 18 века первая матрешка появилась в России, которая сразу снискала огромное признание, в качестве символа русского народного искусства. Прообразом русской матрешки стала привезенная из Японии фигурка буддийского монах, где в одной большой фигурке находилось несколько меньших фигурок, вложенных одна в другую.
В конце 19 века, в США выдали патент на куклы-игрушки - впервые такие игрушки начинают выпускать серийно.
Примерно в это же время появляются Кубики с алфавитом. Как оказалось, очень хороший способ обучения детей грамоте.
Маргарет Штайфф делает несколько игрушечных слонов просто в качестве подарка. Затем она шьёт и других животных. За год творчество Штайфф становится очень популярным и хобби постепенно переходит в семейный бизнес.
В 1886 году впереые появляются модели оружия.
Появление оружия иногда связывают с послевоенным периодом, когда некоторые производители оружия переходили на производство оружия для детей.
1888 - Мезел Йохан придумал говорящую куклу. В 1920-м такая кукла была модернизирована Томасом Эдисоном - он вставил в нее фонограф.
1889 - быз запатентов снегокат - легкоуправляемые, благодаря направляющей лыже, сани.
В 1898 начинается промышленное производство мягких и музыкальных игрушек.
1903 - Эдвин Бинней и C. Гарольд Смит выпускают первую коробку с цветными мелками.
Игл Раббер начинает выпуск воздушных шаров. Игры с шарами - не только забава, это прекрасный способ развить чувства баланса и координации, улучшить моторику.
1924 - А.А. Милн создает историю о Винни-Пухе, а в 1928 - Уолт Дисней создает Микки Мауса.
Оле Кирк Кристиансен в 1932 году организовал свою компанию, которая начала с производства стремянок, гладильных досок и деревянных игрушек. В 1934 году мир услышал слово LEGO, которое в переводе с датского означает "увлекательная игра".
Игра «Монополия» в 1935 стала бестселлером в Америке. Изобретена она в 1933 г. Сегодня "Монополия" выпускается на 26 языках и продается в 80 странах. В нее сыграло более полумиллиона человек. В 1975 году в США было отпечатано денег для игры "Монополия" в два раза больше, чем настоящей валюты.
Начало 1940-ых - появление авиамоделей из пластмассы. Первоначально они служили конструкторам авиационной промышленности для демонстрации проектов заказчикам, теперь же модельный бизнес коснулся и индустрии игрушек. До этой поры модели делали из дерева.
1957 - время Летающих тарелок. В 20 веке только компания WHAM-O произвела более ста миллионов пластмассовых дисков.
1959 - Эллиот Хандлер и его жена Рут создают куклу Барби. Сегодня каждую секунду продается по одной кукле Барби.
Артур Мелин и Ричард Нерр начинают продажу хулахубов. Мерлин и Нерр фактически возродили игрушку, которая была известна за 1000 лет до н.э в Египте. В первый же год было продано около 15 миллионов обручей.
В 1964 год появился Чебурашка.
К 1976 году появились настольные хоккей, теннис и сквош.
1974 - четыре инженера создали Magna Doodle
- доску для рисования специальной ручкой с магнитным стержнем, который не пачкает рук малышей. Этот шедевр был создан в поисках беспыльной классной доски. Magna Doodle предполагает широчайшее разнообразие в использовании. В настоящее время продано около 50 миллионов экземпляров.
1977 - сверх популярны персонажи Звездных войн после выхода в свет фильма Джорджа Лукаса. Они лидируют на рынке игрушек-персонажей.
В1982 - появился кубик Рубика - одна из самых популярных головоломок ХХ века, изобретённая венгром Эрнё Рубиком.
1987 - первая интеллектуальная игрушка - медвежонок Тэдди. Он обучен вслух читать книжки.
1997 - Тамагоччи, которые стали сауперхитом среди игрушек. Но если общение с Тамагоччи практически ограничивалось общением с маленьким экранчиком, который символизировал это существо, то с Фёрби было всё подругому.
1998 - в начале года был налажен выпуск Фёрби, а в ноябре первые Ферби появились в продаже и сразу же стали пользоваться сверх популярностью. В магазинах одному покупателю в руки отпускалось не более 2-х игрушек.
Создание принципиально новой игрушки или игры - по дизайну, по способу действий, по образному строю - событие не частое. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость - ее огромное достоинство, отличающееся от типовых, массовых образцов.

http://detstov.ru/