Интернет

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

Развитие диалогической речи.

Закрепление названий полевых цветов.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н.Носова

Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ

ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

ПЕРЕЛЕТ

НЫЕ

ПТИЦЫ

Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1.«Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

НИЯ

Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Коллективная работа «Елочка»(оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А.С.Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

ПОСУДА

Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель:расширять знания дтей о видах росписи

ДОМАШ

НИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

ЗАЩИТ

НИКИ ОТЕЧЕСТВА

Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

СЕМЬЯ

Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

ВЕСНА

Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н.Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

КОМНАТ

НЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА

(ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

НАСЕКО

МЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель:учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ

ПОДВОД

НЫЙ

МИР

Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель:

учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

    Роль чтения в развитии детей

    Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

    Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

    Задачи программы

    • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
    • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
    • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

    • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
    • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
    • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
    • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
    • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

    Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

    Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

    Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

    Когда знакомят детей с поэзией

    Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

    На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

    Чтение стихов во время игровой деятельности

    В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

    Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

    Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

    Что за праздник без стихов

    При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

    Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

    Моральное воспитание через художественную литературу

    Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

    Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

    Рассмотрим несколько из них.

    В. Катаев, "Цветик-семицветик"

    Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

    Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

    Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

    Воспитание отзывчивости сказками

    Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

    Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

    Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

    Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

    Словесные игры

    Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

    Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

    Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

    Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

    Развитие речи и памяти дошкольников

    При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

    В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

    Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

    Елена Щербакова
    Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе

    Картотека

    художественной литературы

    в разных образовательных областях в старшей группе

    По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

    Составила: Щербакова Е. В.

    Нравственное воспитание

    рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости

    рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев

    X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского

    рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

    рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения

    рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

    Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

    рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

    рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим

    В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу

    С. Михалков «А что у вас?»

    ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным

    «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

    воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.

    «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

    В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного

    произведения

    Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

    Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа

    Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.

    С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

    А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной

    К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

    Мицкевич Адам «Друзьям»

    Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»

    П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых

    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

    В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

    Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями

    Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

    А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)

    Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев

    Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу

    А. Барто «Вовка - добрая душа»

    Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме

    А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома

    «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

    Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

    К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков

    К. Чуковский «Федорино горе»

    рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда

    А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища

    Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова

    Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города

    Е. Сегал «Машины на нашей улице»

    Познавательное развитие ФЭМП Считалки

    Герои сказок

    С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами

    Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен

    «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран

    С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии

    «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки

    А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»

    Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

    ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера

    М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам

    А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

    А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада

    С. Махотин «Старшая группа»

    О. Высоцкая

    «Детский сад»

    Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа

    М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.

    Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;

    Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

    Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных

    Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

    К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;

    В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;

    Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу

    С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении

    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

    П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе

    Речевое развитие Развитие всех сторон речи

    Знакомство с жанрами

    Объяснение незнакомых, устаревших слов

    Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами

    И. Билибин

    Е. Чарушин

    ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

    Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений

    П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)

    Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

    С. Прокофьев «Петя и волк»

    Физическое развитие

    НОД и досуги по сюжетам произведений

    Герои произведений

    Публикации по теме:

    НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.

    Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.

    Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.

    Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.

    Перспективный план
    «Чтение художественной литературы»

    Сентябрь
    1 неделя «Детский сад»
    1. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»:

    Цель: вызвать у детей желание рассказывать знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

    2. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

    3. Чтение рассказа Л.Толстого «Была у Насти кукла»

    4 . Чтение стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    2 неделя «Мой город, моя страна»

    1. Чтение сказки «Кот и лиса»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать сказку.

    2 .Чтение и разучивание стихотворений о городе.
    Цели: развивать память, умение выразительно читать стихи.

    3 . Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»
    Цель: Формировать умение видеть и чувствовать красоту русской природы в художественном произведении.
    4 . Б. Житков «В Москве на улицах».
    Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице нашей Родины.

    3 неделя _ «Семья»

    1 . Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
    Цели: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.

    3 . В. Драгунский «Что я люблю».

    Цели: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой.

    4 неделя «Осень. Признаки осени».

    1. Чтение стихотворения А.Гришина «Осень»
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать
    .
    2 . Чтение пословиц и поговорок об осени.
    Цель: развивать память, мышление.
    3 . Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к животному миру.
    4. Чтение стихотворения И. Белоусов «Осень»

    Цель: развивать память, внимание. Воспитывать любовь к стихам.

    Октябрь
    1 неделя «Осень. Деревья»

    1. Чтение стихотворения «Осенняя песенка» А.Плещеева
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к природе.
    2. «Береза» С.Есенин (чтение стихотворения).
    Цель: формировать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
    3. И. Бунин «Листопад» (отрывок)
    Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
    4. И. Токмакова «Ели»
    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

    2 неделя «Осень. Овощи»
    1 . Отгадывание загадок об овощах.

    Цель: познакомить с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    2. Чтение сказки «Пых»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.

    3 .Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
    Цели: продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах.
    4. Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»

    Цель: воспитывать любовь к художественной литературе.

    3 неделя «Сад. Фрукты»
    1 .«Старик и яблони» Л. Толстой.

    Цели: познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    2. Отгадывание загадок о фруктах.

    Цель: продолжить знакомство с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    3. Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».
    Цели: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    4 . Г. Юдин «Как варить компот»

    Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.

    4 неделя Лес. Грибы и лесные ягоды.
    1. Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов.

    Цель: формировать желание внимательно слушать и запоминать прочитанное стихотворение. Развивать память.
    2 .Я. Тайц «По грибы» - чтение произведения

    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать произведение,

    передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

    3 . Чтение русской народной сказки «Под грибком».
    Цель: формировать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей;

    Использовать при пересказе выразительные средства языка.

    4. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок»

    Цель: формировать интерес к произведению.Развивать знания о животном мире.

    Ноябрь
    1 неделя «Одежда»
    1. С. Маршак «Перчатки» - работа по содержанию стихотворения.

    Цели: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворений;

    Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

    2 . Н. Носов « Заплатка».

    Цель: прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.

    3. Ш. Перо " Красная Шапочка".

    Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

    4. С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)

    Цель: формировать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.

    2 неделя «Обувь»
    1 . Чтение рассказа Коновалова « Упрямые сапоги».
    Цели: продолжать развивать интерес к художественной литературе, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения; учить давать оценку поступкам героев произведения; расширять представления об обуви; - развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, моторику; -воспитывать бережное отношение к вещам.
    2. Чтение и разгадывание загадок об обуви.

    3. Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
    Цели: формировать умение понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль; формировать умение понимать особенности характера действующих лиц; формировать образную речь.

    4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. Развивать слуховую память, эмоционально- волевую сферу, совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    . 3 неделя «Игрушки»
    1 .Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    Цель: вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии.
    2 . С. Маршак «Мяч».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.
    3. Агния Барто «Резиновая Зина».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения Агнии Барто.

    4 неделя «Посуда»

    1. К. Чуковский «Федорино горе».
    Цели: продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии.

    2. Чтение стихотворения А. Кондратева « Можно много-много раз».
    Цели: развивать у детей умение слушать стихотворение и понимать его смысл; помочь запомнить стихотворение; уточнять и расширять представления детей о посуде; учить использовать в речи предложения в утвердительной и отрицательной форме; развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память; воспитывать аккуратное обращение с посудой.

    3 . В. Карасева «Стакан»

    Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.

    4. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; учить задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    Декабрь
    1 неделя «Зима. Зимующие птицы»
    1 . Чтение С. Михалков «Про мимозу».
    Цели: расширять представление детей о здоровом образе жизни, о том, как надо одеваться зимой, как укреплять своё здоровье зимой; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения.
    2 .Чтение рассказа Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится? »

    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к ним.

    3 . И. Суриков «Зима».
    Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову.
    4. Чтение сказки «Два мороза».
    Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.

    2 неделя «Домашние животные. Домашние птицы.

    1. Рассказывание сказки «Рукавичка».
    Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки.
    2. Н. Носов «Живая шляпа».
    Цели: продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе.
    3 . Рассказывание сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» .
    Цели: помочь детям правильно осмыслить содержание сказки; учить сопереживать героям и давать оценку их поступкам; расширять представления детей о домашних птицах; обогащать словарь детей глагольной лексикой; развивать слуховое и зрительное восприятие, память.

    4. «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
    3 неделя «Дикие животные»

    1 .Чтение сказки «Зимовье зверей».
    Цели: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.
    2. Чтение сказки «Лиса и петух».
    Цели: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение.

    3 . Чтение сказки «Заяц и ёж».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь к животным.
    4. «Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
    5. « Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов).

    Цель : продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

    Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

    4 неделя «Новый год»

    1 . Чтение и разгадывание загадок о зиме.
    Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки.

    2 . Чтение художественной литературы: «Стихи про Новый год» .

    3 . Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская.

    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам.
    4. Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

    Цель: развивать желание слушать. Формировать радостное настроение в ожидании праздника.

    Январь
    1 неделя «Каникулы»
    1 .Чтение сказки «Снегурочка».
    Цель: формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту.

    2. Чтение Г. Андерсен «Снежная королева».

    Цель: отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки.

    3 .Отгадывание загадок о зимних играх.
    Цели: развивать память. слуховое внимание; воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

    4 . Чтение худ. литературы. Н. Носов «На горке» .
    Цели: продолжать формировать умение детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.

    2неделя «Мебель»

    1. Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?»
    Цели: обогащать и расширять представления детей о мебели; формировать интерес к художественной литературе; учить отвечать на вопросы фразой; активизировать познавательную деятельность; развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, мышление, моторику; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам мебели.

    2. Чтение сказки «Три медведя»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.
    3 . Загадки про мебель.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки, развивать мышление.

    3неделя «Грузовой и пассажирский транспорт»

    1. В. Клименко «Кто важней всех на улице».
    Цели: расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

    2 . Чтение и разгадывание загадок о транспорте.
    Цели: помочь понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается). Упражнять в подборе сравнительных оборотов к предметам. Развивать фантазию, воображение.
    3. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».
    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.
    4. «Поезд» Я.Тайц (чтение рассказа).

    Цель: формировать умение внимательно слушать новый рассказ. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению.

    Февраль

    1 неделя «Профессии»
    4 .Чтение стихотворения С. Маршака «Милиционер»
    Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.

    2. «Дядя Степа» С.Михалков (чтение произведения).

    Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

    Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

    Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

    3. Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
    Цели: формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
    4. Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходера.
    Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы) .

    2 неделя «Комнатные растения»

    1.«Привередица» русская народная сказка.
    Цели: развивать умение слушать произведение до конца.

    2.Стихотворение Е.Благининой «Бальзамин».
    Цели: продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

    3.Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка».
    Цели: воспитывать интерес к сказкам.

    4.Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».
    Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

    3 неделя «Наша Армия»
    1. «Пограничники» С.Я.Маршак (чтение стихотворения).

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

    Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

    3 . Н.Теплоухова «Барабанщик».
    Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

    Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

    4. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества.
    Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
    5 . Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
    Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях.
    4 неделя «Стройка.Профессии строителей»

    1 .Чтение Пермяка « Для чего руки нужны?»
    Цели: помочь детям понять и правильно осмыслить содержание произведения побуждать отвечать на вопросы фразой; обогащать словарь глагольной лексикой. Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей.
    2. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».

    Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.

    Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
    3 . Драматизация сказки «Три поросёнка»

    Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности.

    4 . Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать.

    Март
    1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы.

    1. «Мамин день» Г.Виеру (чтение стихотворения).
    Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к маме.
    2. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой.
    3 . Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    4 . С Капутикян «Моя бабушка».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность.
    2 неделя «Профессии мам»
    1. «Работа» Д. Габе (чтение рассказа).

    Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

    2. Чтение произведения Михалкова «А что у вас?»
    Цель: развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
    3 . Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».
    Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

    Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание

    произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно

    строить предложения.
    4 . Чтение художественной литературы: «Айболит»
    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей.
    3 неделя «Подводный мир»

    1 .«Первая рыбка» Е. Пермяк.
    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

    Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

    2. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»?
    Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).

    3. Сказка «По щучьему велению».

    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы

    4 .Разучивание стихов, загадок о рыбах.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки.

    4 неделя «Наш город (страна, улица)»
    1. Чтение и разучивание стихов о городе.
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать.

    2. «В театре» А.Барто (чтение стихотворения).

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе.
    3. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца.
    4. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение.

    Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

    Апрель.
    1 неделя «Мы читаем»
    1. «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)

    Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

    Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

    1 .Чтение стихотворения Я.Аким « Неумейка ».
    Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки.

    2 . Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» - рассказывание сказки.

    Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

    Формировать образность речи, понимание образных выражений;

    развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

    4 .Чтение произведения «Мойдодыр» К. Чуковский.
    Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте.
    2 неделя «Космос»

    1. В. Бороздин «Звездолетчики»
    Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы
    .

    2. Загадки о космосе.
    Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.
    3 . Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе».
    Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою.

    3 неделя «Птицы прилетели»

    1. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка».

    Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию.

    2. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла (Воробей с березы на дорогу прыг) ».

    Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии.

    3 . Чтение рассказа В.Воробьёва « Чистюля »
    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам.
    восприятие, память; воспитывать умение выразительно декламировать стихи.

    4. «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой (чтение произведения).

    Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей.

    4 неделя « Неделя здоровья»
    1. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании»
    Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память.

    2 . Сенченко «Хлеб святой».

    3. М. Глинская «Хлеб» - чтение.
    Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес;

    Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. С. Топелиус

    4. «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

    Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного;

    Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

    Формировать оценочное отношение к героям сказки.

    2 неделя «День Победы»
    1. «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения).

    Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей.

    Воспитывать любовь к Родине.

    2. «День Победы» А.Усачев.

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

    3 . Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина».
    Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение;

    Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. развивать память.
    4 . Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа».
    Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
    3 неделя «Правила и безопасность дорожного движения»
    1 .Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова.
    Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам.

    2 .Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение.

    3. Чтение В.Тимофеев «Для пешеходов».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге.

    4 .Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворений)

    Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге.

    4 неделя «Лето»
    1 . И. Крылов «Стрекоза и муравей».
    Цели: познакомить детей с новым литературным жанром – басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду
    2 . Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях».
    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
    3. «Одуванчик» З.Александрова (чтение стихотворения).

    Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
    4. Рассказывание «Муравьишки» Е. Л. Набойкиной (сказкотерапия) .

    Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие) ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.