Непознанное

Почему фильмы ужасов перестали пугать. Хоррор-кризис

Что-то я в последнее время совсем истосковалась по действительно страшному кино, ведь сейчас что ни ужастик, то сплошное разочарование – избитые приемы, мерзкая расчлененка и предсказуемые бу-эффекты.

Главное, ради чего люди смотрят фильмы ужасов – желание испытать острые ощущения, пощекотать нервы и получить дозу адреналина. А с этим у нынешних ужастиков все очень прискорбно. За последние пару лет по-настоящему атмосферных хорроров снято так мало, что их можно пересчитать по пальцам левой ноги. Все современные ужастики похожи друг на друга как близнецы-братья, причем для каждого из них легко можно найти с десяток подобных существующих фильмов.

Что же случилось с голливудскими фильмами ужасов и почему в какой-то момент они перестали нас пугать? Конечно, сейчас сложно привнести что-то свежее, когда все сюжетные повороты уже затерты до дыр. И вместо того, чтобы напрячься и попробовать придумать уникальные приемы для создания действительно пугающей ленты, создатели фильмов ужасов идут по пути наименьшего сопротивления – посылают нас прямиком на бойню – на демонстрацию по разделке туш.

Режиссеры, в попытках сделать свои произведения как можно более жуткими, нагромождают огромные горы трупов, поливают все реками крови, добавляют что-нибудь отвратительное типа выбитых зубов, оторванных ногтей и других анатомических подробностей, а в итоге получают не страх, а лишь банальное отвращение. Также неотъемлемые атрибуты любого ужастика – это замкнутое пространство, жуткие девочки-убийцы, монстры/маньяки/призраки (нужное подчеркнуть), неработающие телефоны, внезапные звуки и невыносимо тупой главный герой. А потом сами же разработчики начинают сетовать на то, что с каждым годом пугать зрителя становится все сложнее и сложнее, что народ очерствел, закалился и попросту зажрался.

А почему бы создателям этих картин не обратиться к их истокам, когда не нужно было на глазах расчленять жертву, чтоб напугать зрителя. Вот если взять бы умение режиссеров прошлых лет держать зрителя в напряжении да дополнить современными технологиями, то мог бы получиться отличный фильм ужасов. Нынешние же режиссеры начинают сыпать штампами, чтобы не ошибиться, и наверняка угодить зрителю, ведь в течение последних десяти лет ему нравились психбольницы и плачущие девочки, значит, понравятся и сейчас.

Трагедия же современных хорроров в том, что зрители в зале смеются на самых страшных по задумке моментах, а так быть не должно. Виной всему банальная коммерциализация – там, где начинаются большие деньги, заканчивается настоящее творчество. За такое преступление против нас, любителей ужастиков, создателей сегодняшних хорроров нужно самих сделать главными жертвами тех, о ком они снимают свои бестолковые фильмы.

Фильмы ужасов иногда настолько пугают, что человек не может уснуть после их просмотра. Если вы боитесь или нервничаете после просмотра фильма ужасов, нужно встретиться со своими страхами лицом к лицу, признать их и поговорить о том, что вас пугает. Можно подумать о своих страхах логически и поработать над тем, чтобы избавиться от них. Еще одна вещь, которую стоит попробовать – отвлечься от переживаний, посмотреть или почитать что-нибудь смешное и забавное, позаниматься чем-нибудь, что требует внимания, или просто расслабиться. К тому же, можно попробовать сделать обстановку в спальне более комфортной – это поможет быстрее уснуть.

Шаги

Столкнитесь со своими страхами лицом к лицу

    Признайтесь, чего вы боитесь. Возможно, после просмотра фильма ужасов вас пугают зомби, призраки, маньяки и другие страшные вещи. Подумайте о том, что вас пугает. Признайте свои страхи. Признание того, что вас пугает, поможет логически справиться с этим страхом.

    • Например, возможно, вы боитесь человека, который может забраться к вам в дом, или призрака.
  1. Расскажите о своих страхах. Возможно, вам будет полезно рассказать кому-то еще о том, как вы себя чувствуете. Поговорите с братом или родителями, позвоните или напишите другу. Обратитесь к человеку, который вас поддерживает, который выслушает вас, когда вы расскажете о своих переживаниях.

    • Например, можно подойти к брату или сестре и сказать: «Слушай, я только что посмотрел фильм «Пила 4» и теперь мне очень страшно, я боюсь, что надо мной тоже будут так издеваться». Родные успокоят вас и помогут понять, что, на самом деле, вам ничего не угрожает.
  2. Попробуйте подумать логически о том, что вас пугает. Напомните себе, что вы в безопасности, как и перед просмотром этого фильма. Скажите себе, что это просто фильм, а не реальность. Поймите, что фильм для того и сделан таким впечатляющим, чтобы напугать вас. Для этой цели работали сотни людей, на это были потрачены миллионы долларов: на создание костюмов, наложение макияжа, добавление спецэффектов. Подумайте о том, насколько ничтожно мала вероятность того, что ваш страх станет реальностью. Чтобы справиться со страхом, включите рациональное мышление.

    • Какие-то сцены могут показаться очень страшными и правдоподобными в фильме, но, на самом деле, зомби не нападают на ваших соседей, и у вас дома не живет никакой бугимен – это факт.
  3. Попробуйте преодолеть свой страх. Лучший способ преодолеть свой страх – противостоять ему. Если у вас есть такая возможность, столкнитесь со своим страхом лицом к лицу. Или представьте себе, что вы столкнулись со своим страхом. Теперь сделайте глубокий вдох и скажите себе, что у вас все в порядке, даже если вы еще напуганы.

    • Например, если вы боитесь темноты после просмотра фильма ужасов, выключите свет в своей комнате. Попробуйте несколько минут посидеть в темноте, а затем включите свет и поймите, что в темноте нет ничего такого, что может вас напугать или обидеть.
    • Например, после просмотра фильма ужасов о пауках, скорее всего, вы начнете их бояться. Тогда посмотрите на фотографии пауков в интернете. Напомните себе, что пауки могут жутко выглядеть, но они точно не раздуются до огромных размеров и не захватят ваш город.
  4. Посмотрите видеоролик с киноляпами из этого фильма. Посмотрите на обстановку за кадром – такое видео поможет укрепить мысль о том, что все это просто вымысел. Найдите фотографии актеров и понаблюдайте за их повседневной жизнью вне образа – это поможет уменьшить ваши страхи. Если вы посмотрите видео о том, как пугающая сцена фильма вдруг срывается из-за ошибки актеров, смеха или каких-то других проблем, вам будет гораздо проще понять, что бояться нечего.

    • Можно посмотреть разные дополнения к фильму, например, интервью с актерами, короткие клипы о создании фильма, о подготовке костюмов, наложении пугающего грима, из-за которого сцены фильма получились невероятно жуткими.
    • Если у вас нет DVD с таким материалом, попробуйте найти его на YouTube или на другом сайте.

Поработайте над окружающей обстановкой

  1. Попросите кого-нибудь поспать с вами в одной комнате. Если вы очень боитесь, возможно, вам будет более комфортно и спокойно, если с вами в комнате будет еще кто-то спать. Можно пригласить друга или попросить брата/сестру, кого-то из родителей поспать в вашей комнате этой ночью. Если с вами в одной комнате будет ваш близкий человек, вы почувствуете себя в безопасности – это поможет избавиться от страха.

    Откройте или закройте двери. Некоторые люди чувствуют себя более уверенно, когда все двери в квартире закрыты. Другие предпочитают их открывать. Подумайте, что поможет вам почувствовать себя лучше, а затем откройте (или закройте) двери. Но обязательно закройте входную дверь и окна (если вы живете в частном доме).

    Оставьте включенным свет. Если вы боитесь темноты или все время думаете о разных страшных существах, которые могут прятаться в темноте, включите свет – это поможет вам успокоиться. Например, можно оставить свет в ванной комнате или коридоре, а можно включить ночник или настольную лампу. Можно оставить включенным телевизор, чтобы он тихо звучал на фоне.

Когда в 1968 году на экраны вышла «Ночь живых мертвецов», общественность требовала запрета фильма за его невыносимую жестокость. Сегодня образы, созданные Джорджем Ромеро, используют в комедиях вроде «Зомби Шон». Живые мертвецы развлекают детей в «Пиратах Карибского моря». Мы перестали бояться былых страшилок, но упорно продолжаем придумывать новые. Последние сорок лет — лишь малый отрезок на долгом пути человеческой культуры, постоянно создающей страшные образы, а затем развенчивающей их. Вопрос лишь в том, для чего на самом деле нам это нужно?

Ответ психологов прост и короток: человеку нравится бояться. Удовольствие примерно то же, что и от экстремального спорта. И такое объяснение можно было бы принять, вот только… Если дело лишь в этом, то человечество уподобляется классическому персонажу хоррора, убеждающему себя, что странный шорох за спиной — просто порыв случайного ветра, и рядом никого больше нет.
Но есть и куда более серьезная причина, по которой человечество тянет к страшному. Опыт страха и его переживания является для нас попыткой дотянуться до явления, которое далеко не все выделяют и замечают. До ужаса в чистом виде.
Страх и ужас кажутся синонимами, но если вдуматься, то разница между этими понятиями очевидна: первое из них — это чувство, вызванное столкновением с чем-то вполне вещественным: бандитом в подворотне, угрозой войны или, скажем, газетными статьями про маньяков. А вот ужас — совсем иное, он рождается от столкновения с тем, что невозможно описать словами, потому что это нечто находится за пределами наших представлений о мире. От бандита можно убежать или вызвать милицию, врага на войне — победить, газету отбросить в сторону — и страх пройдет. Но ужас вызывает у нас то, что человек в принципе не может контролировать и даже не способен понять.

Крестьянский фольклор из тургеневского «Бежина луга», полотна Босха… На протяжении всей истории человечество разными путями через опыт банального страха пыталось разобраться именно с ужасом, но получалось это отнюдь не всегда. Кто-то стремился избежать прямой встречи с ним, придумать, чем от него заслониться. Кто-то, наоборот, сознательно искал встречи с ужасом, потому что разумно предполагал: если это чувство является частью иного, будущего мира, нам все равно предстоит соприкоснуться с ним, если не сейчас, так после смерти. А значит, стоит хоть немного понять его природу и подготовиться.

В конце концов, почему мы так сильно боимся небытия? Почему ничто пугает нас сильнее всех реальных угроз нашей жизни? Может быть, потому что мы ощущаем себя его частью?

Страх и ужас

Немецкий философ Хайдеггер назвал страх простой, «неонтологичной»* эмоцией: причина страха всегда внутри нашего мира. Ужас, напротив, — это встреча с чем-то запредельным. Конкретный предмет, вызывающий его, отсутствует. Причина ужаса — «ничто и нигде». В то же время ужас имеет вездесущий характер. В нем или в него оседает и проваливается целый мир.
А главный «предмет» ужаса — это смерть. Смерть абсолютно неизбежна и в то же время совершенно непонятна, поскольку ее по определению невозможно представить, пока жив.
Скорее всего, большинство из читающих эти строки переживали нечто подобное. К примеру, в детстве, пытаясь осознать бесконечность Вселенной или конечность собственной жизни. И этого ужаса перед неотвратимостью собственной смерти не миновать никому. Как от него ни прячься, он все равно рано или поздно даст о себе знать.

Евангелие говорит нам, что даже Христос в Гефсиманском саду тосковал и ужасался (Мк 14:33). Архиепископ Иоанн Шаховской в своей книге «Апокалипсис мелкого греха» так объяснял этот евангельский эпизод, говоря о Христе: «Его ужас был ужасом нашего отпадения от Небесного Отца и ужасом принятия на Себя нашей оторванности от Отца... Вся мука оторванности от Бога — осознанная и неосознанная людьми в мире — вошла в Его безгрешное естество, совершенно во всем соединенное с Отцом. Ужас Гефсиманский и Крестный был не только Его, Иисусовым ужасом, но и ужасом... гибели всех людей, народов и веков...».

Жизнь, которую в конце поджидает неизбежная смерть, несет ее уже с самого начала в самой себе. А значит, несет с собой и ужас, который подспудно образует некий неустранимый фон жизни. Ведь с библейской точки зрения человек, как часть сотворенного мира, вызван из небытия творческим словом Божьим: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего* (2 Мак 7:28). Как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, «творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности и над бездной собственного ничтожества». И чем сильнее человек отвергает Бога своей жизнью, мыслями и поступками, тем обостреннее он чувствует в себе (пускай и неосознанно) это самое ничто, из которого он сотворен. Святитель Феофан Затворник уподоблял жизнь отпавшего от Бога человека — стружке, закручивающейся вокруг собственного небытия.

Владимир ГУРБОЛИКОВ

Онтология или психология?

Ужас связан с ощущением нереальности или призрачности мира, с осознанием того, что он на самом деле не таков, каким его привыкли видеть. Всё, что ты видишь вокруг, в любой момент может рассыпаться вместе с тобой и твоим сознанием. Собственно, и фильмы ужасов часто эксплуатируют это внутреннее понимание человека, что мир в основе своей не таков, каким он обычно предстает перед нами. Для кинематографа в жанре «хоррор» часто характерна размытая грань между сном и явью, как, например, в «Кошмаре на улице Вязов», когда непонятно, где действуют герои, — здесь или во сне.

Как преодолеть ужас? Тут возникает развилка. Что делать: либо преодолевать его на онтологическом уровне — путем возвращения к Богу (путь «обожения»), либо на уровне иллюзорном — с помощью психологических приемов, которые лечат симптомы, но не вызывающую их причину. Первый путь — религиозный, однако современная цивилизация и массовая культура идут преимущественно вторым путем.

Ужас перед собственным небытием предлагается анестезировать, отключить или заглушить целым набором рецептов, иногда вполне эффективных. Например, у психологов есть простой, но действенный метод помощи в преодолении детских страхов, когда ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Когда ты объективируешь свой страх и выносишь его вовне, его легче преодолеть. А главное — это уже не ничто, способное вызвать ужас, а нечто вполне посюстороннее. Всего лишь страшное. Недаром наиболее сильные с творческой точки зрения фильмы о «Чужих» — это первые, где самих монстров практически не видно. Впрочем, потом монстров стало полным-полно.

История культуры — история бесконечных попыток заменить ужас страхом, населив пустоту разными клыкастыми, хвостатыми и рогатыми, но, главное, осязаемыми сущностями. Ведь чем страшны бесы? Бес — существо, которое отказалось от Бога и лишило себя онтологического наполнения. В нем пугает захватывающая тебя агрессивная пустота, то самое ничто. А чёрт с рогами и сковородкой или посланцы иных миров — все это совсем не так страшно, ведь можно потрогать руками. Кстати, интересны замечания специалистов о том, что примерно с 80-х годов рогатые черти в бреду алкоголиков почти полностью сменились пришельцами. В любом случае и над тем, и над другим можно посмеяться, спросив верующего друга: «неужели ты действительно веришь в чертей?», держа при этом в уме комический образ из «Чертенка номер тринадцать» или, в более культурном варианте, совсем земного в своих поступках булгаковского Воланда.

Высмеять — это, кстати, второй, не менее мощный способ преодоления «симптома ужаса», такой же эффективный, как и прорисовка. Именно он во многом породил сегодняшнее изобилие фильмов в стиле черного юмора.

С психологической точки зрения и «прорисовывание», и высмеивание вполне действенны. Однако человек попадает в зависимость от этих суррогатных средств и начинает постоянно нуждаться во все новых и новых порциях «кинострашилок». На онтологическом уровне проблема таким образом не решается. Это напоминает ситуацию с больным зубом. Если спасаться одними лишь обезболивающими препаратами, зуб сгниет и развалится. Бегая от ужаса, прикрываясь банальным страхом, мы тоже рискуем, что, подобно зубу, может погибнуть наша душа.

Александр ТКАЧЕНКО

Искусство ужаса

В то время как масскульт предлагает зрителю «психологическую анестезию», другие направления искусства продолжают искать выход из ситуации. И здесь весьма интересен тот факт, что сегодня, в эпоху постмодернизма, утверждающего отсутствие объективной истины, всё чаще именно искусство начинает указывать нам на религию как на способ справиться с ужасным.
Религия не решает проблем науки, наука не решает проблем искусства, и точно так же искусство может служить лишь проводником к решению религиозных вопросов, но не способно ответить на них окончательно. Ведь даже самые гениальные иконописцы не были способны передать свой духовный опыт в образе, неизбежно упрощая собственные чувства. Апостол Павел не рискнул описывать рай в своих посланиях, утверждая, что это все равно не выразить никакими словами.

Потому как ни велики были многие произведения искусства, вдохновленные религиозным опытом своих создателей, отчасти и они сыграли свою роль в упрощении потустороннего, его обмирщении. И в то же время действительно серьезное искусство осознает эту проблему, стремясь не выразить все до конца, а стать лишь проводником человека в мир подлинного духовного опыта.

Достаточно обратить внимание на то, сколь много места занимает эта тема в современной литературе и кинематографе. Такие кинохиты, как «Страсти Христовы» Мэла Гибсона или «Остров» Лунгина, прямо говорят о реальности религиозной жизни, призывая прибегнуть к ней как к единственному средству выйти за пределы окружающего нас предметного мира.
Таким образом, искусство все же подводит человека к мысли, что предельное и подлинно трезвое сознание возможности исчезновения себя и состояние ужаса на самом деле благотворны... Тот же Феофан Затворник говорил, что христианину «надо зажечь беду вокруг себя». Чтобы захотеть по-настоящему спастись, сначала нужно по-настоящему испугаться. Только чувство огромной и близкой опасности может встряхнуть человека и вернуть его к настоящей реальности, обратить к Богу. Это чувство, говорил епископ Феофан, «было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое успокаивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении: „Сыт — и что еще?“».

«Покаяние есть корабль, а страх его кормчий», — писал Исаак Сирин. Но этот страх отличается от обычных житейских страхов тем, что в основе его лежит любовь к Богу как к совершенному бытию и страх за себя как за существо, падающее в ничто.

Избавиться ни от страха, ни от ужаса невозможно, как невозможно отставить в сторону вопрос о смерти. Темные, непросветленные страхи эксплуатируются в фильмах ужасов. Они словно «переводят стрелку», заставляя бояться всяких раскрашенных чудовищ, и вообще пугают внешними угрозами, а не тем, чего единственно стоит бояться и что на самом деле находится внутри человека. Как говорит архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), можно достичь очищения и освящения страха. И тогда все житейские страхи отступают. Тогда выходит, что вопрос об ужасе — это на самом деле вопрос о спасении, в то время как современная массовая культурная индустрия ужасного — это лишь эксплуатация внутреннего порыва человека к настоящему, изживание этого порыва, перевод в сферу иллюзии.

* Онтология — раздел философии, учение о бытии и основных началах всего существующего. — Ред.
** В греч. тексте букв. «из не-сущих».

Юрий ПУЩАЕВ

Толстой и Достоевский: потрясенные ужасом

Чувство подлинного ужаса не раз пытались фиксировать в литературе. Характерно, что опыт подобного поистине посюстороннего переживания в равной степени был знаком и Льву Толстому, и Федору Достоевскому. Наиболее известен опыт первого из них, так как именно столкновение с ужасом сыграло, быть может, определяющую роль во всей жизни Льва Николаевича.

Доподлинно известно, что случилось это 1 сентября 1869 года, когда Толстой, в то время уже весьма преуспевающий автор, направляясь в Пензенскую губернию с целью приобретения земли, остановился заночевать в городе Арзамасе. Что на самом деле случилось с ним той ночью в гостинице, известно лишь по его короткому письму жене. Но и по свидетельству его близких, и по истории всего его творческого пути очевидно, что это серьезно изменило классика, заставив его обратиться к теме глубокого религиозного поиска. Толстой писал жене: «Было 2 ночи, я устал страшно, хотелось спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня нашла тоска, страх, ужас, такие, каких я никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии; но подобного мучительного чувства я никогда не испытывал и никому не дай Бог испытывать».

Рассказал ли он подробности или нет — опять же неизвестно. Однако позже, в «Записках сумасшедшего», которые он то начинал, то бросал писать вплоть до самой смерти, Толстой попытался в художественной форме реконструировать те события. В тексте есть совершенно автобиографический отрывок на этот счет.

«Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой, — красной. Стол карельской березы и диван с изогнутыми сторонами. Мы вошли. Сергей устроил самовар, залил чай. А я взял подушку и лег на диван. Я не спал, но слушал, как Сергей пил чай и меня звал. Мне страшно было встать, разгулять сон и сидеть в этой комнате страшно. Я не встал и стал задремывать. Верно, и задремал, потому что когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно... Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал. Куда я везу себя. От чего, куда я убегаю? — Я убегаю от чего-то страшного и не могу убежать. Я всегда с собою, и я-то и мучителен себе. Я, вот он, я весь тут. Ни пензенское, ни какое именье ничего не прибавит и не убавит мне. А я-то, я-то надоел себе, несносен, мучителен себе. Я хочу заснуть, забыться и не могу. Не могу уйти от себя. Я вышел в коридор. Сергей спал на узенькой скамье, скинув руку, но спал сладко, и сторож с пятном спал. Я вышел в коридор, думая уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачало все. Мне так же, еще больше страшно было. “Да что это за глупость,— сказал я себе, — Чего я тоскую, чего боюсь”. — “Меня,— неслышно отвечал голос смерти. — Я тут”...».

Интересно провести параллель между этим событием и тем, что чуть ранее Федор Михайлович Достоевский описывал в книге «Униженные и оскорбленные».

«...Надо сознаться во всем откровенно: от расстройства ли нерв, от новых ли впечатлений в новой квартире, от недавней ли хандры, но я мало-помалу и постепенно, с самого наступления сумерек, стал впадать в то состояние души, которое так часто приходит ко мне теперь, в моей болезни, по ночам, и которое я называю мистическим ужасом. Это — самая тяжелая, мучительная боязнь чего-то, чего я сам определить не могу, чего-то непостигаемого и несуществующего в порядке вещей, но что непременно, может быть, сию же минуту, осуществится, как бы в насмешку всем доводам разума придет ко мне и станет передо мною как неотразимый факт, ужасный, безобразный и неумолимый. Боязнь эта возрастает обыкновенно все сильнее и сильнее, несмотря ни на какие доводы рассудка, так что наконец ум, несмотря на то, что приобретает в эти минуты, может быть, еще большую ясность, тем не менее лишается всякой возможности противодействовать ощущениям. Его не слушаются, он становится бесполезен, и это раздвоение еще больше усиливает пугливую тоску ожидания. Мне кажется, такова отчасти тоска людей, боящихся мертвецов. Но в моей тоске неопределенность опасности еще более усиливает мучения…»

Алексей СОКОЛОВ

Кинематограф страха

Фильмы ужасов начинают свое развитие одновременно с развитием самого кинематографа, при этом жанр «хоррор» (в переводе с английского — «ужас», «страх», «кошмар») изначально опирался на богатую литературную традицию минувших веков. Особое влияние на кинематограф того времени оказал «готический» роман с присущей ему атмосферой и романтическое направление литературы XIX века (Гофман, Эдгар По). Первые фильмы были связаны с желанием заглянуть в таинственный мир нечистой силы («Замок дьявола» (1896) Жоржа Мельеса), со сказкой («В царстве фей» (1903), того же режиссера). Одной из дат рождения кинематографа ужаса называют 22 августа 1913 года — дату премьерного показа в Берлине фильма Стеллана Рийе по сценарию Ганса Эверса «Пражский студент». Фильм повествует о бедном студенте, который, мечтая разбогатеть, продает сатане свое отражение в зеркале. Отражение магически оживает и начинает существовать отдельно от юноши, повсюду сея зло.

Пики популярности жанра приходятся на послевоенные годы. Так, с окончанием Первой мировой войны и поражением Германии миру явился немецкий киноэкспрессионизм, с его мистикой и «угловатостью». Его темой стали сюжеты о тирании власти, о монстрах, созданных в лабораторных условиях с целью захватить и подчинить себе мир («Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Гомункулус» Отто Риперта, «Кабинет восковых фигур» Пауля Лени, «Метрополис» Фрица Ланга). К тому времени Гитлер еще не появился на политической арене, но кинематограф по-своему предсказал будущее.

— Рост интереса к ужасному отражает состояние мира, который пребывает в постоянной войне, и «подвешенное» состояние человека, который ищет опоры и не может найти, — считает кандидат искусствоведения, киновед Нина Дымшиц.

Второй всплеск логично связан с окончанием Второй мировой и с боязнью за будущее перед лицом нестабильности и угрозы атомного конфликта. Все чаще кинематограф прибегает к специальным техническим приемам, заставляющим дольше держать зрителя в напряжении («suspence» — излюбленный прием Альфреда Хичкока и его последователей). Подсознательные страхи и мании, положенные в основу многих фильмов, лишний раз выявляли тяжесть «послевоенной травмы». В таких картинах камера следила за человеком, и зритель понимал, что за героем что-то двигалось: ужас рождался именно от незнания.

Начиная с 1950-х, жанр претерпел изменения: наряду с демонической тематикой, появились новые «направления»: фильмы о пришельцах, вампирах и зомби. («Нечто из иного мира» Кристиана Ниби, «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро и др.).

В последние десятилетия фильмы с «мифологической канвой» потеснил новый сюжет — техногенная или природная катастрофа («Столкновение с бездной», «2012»). На первый план вышла тема хрупкости человеческой жизни и всей циввилизации.

Достигнув пика, любой жанр рождает пародию. В последние годы применительно к жанру «хоррор» эта тенденция усилилась.

— И если задачей первых фильмов ужасов была возможность пусть не «очиститься», но изжить ужас реальной войны путем персонификации зла, то задачи нынешних фильмов, как правило, размыты или отсутствуют вовсе. Точнее, сводятся к тому, чтобы напугать любой ценой, с опорой на психофизиологию человека. Современные фильмы ужасов — типичный продукт массовой культуры, развлечение, абсолютно продюсерский кинематограф, рассчитанный на определенную аудиторию с определенной целью, — говорит доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории театра и кино РГГУ Галина Макарова.

Есть, конечно, и авторский кинематограф, но это, пожалуй, отдельный разговор. Дело в том, что масс-культ традиционно служит более удобным индикатором жизни всего общества.
— Авторский фильм в гораздо большей степени отражает сознание его создателя. А масскульт опирается, в первую очередь, на коллективное бессознательное. Жажда ужаса, желание страха и есть существенная часть этого коллективного бессознательного. Известна некая терапевтическая функция искусства, которое это бессознательное хочет вытащить из подкорки, вывести на уровень сознания. То есть направить человеческую агрессивность на вторичную реальность, на экран, постараться не пустить ее в жизнь, — полагает Нина Дымшиц.

Анна ДМИТРОВСКАЯ

30 октября 2009, 17:45 ну это, пожалуй, слишком пессимистично. Вот "Хранители", к примеру, чем не шедевр? Фильм неоднозначный, многослойный, высокопрофессионально сделанный, не только воздействующий на эмоции, но и стимулирующий мозг. Конечно, сейчас практически не осталось режиссеров, общепризнанно считающихся гениями. Нет современных Феллини, Куросавы, Тарковского. Да и тотальная коммерциализация сказывается. Но в других жанрах великие, значимые, знаковые фильмы нет-нет, да появляются. А вот с ужасами... после "Крика" и "Звонка" чего-то значимого больше не вспоминается, хотя хороших "пугалок" вышло немало.

0 0 0

Татьяна Фёдорова ответил на Антон Каптелов 30 октября 2009, 18:55 могу поразмышлять ещё на этот счёт.
сами по себе ужасы были интересны, когда начиналась их эпоха, и интерес не спадал, пока не были исчерпаны все возможные сюжеты. на данный момент наблюдается ситуация, когда все какие только возможно страшилки пущены в ход, использованы в фильмах. нового ничего нет. новые монстры мало кому интересны. режиссёры прибегают к скрещению старых (например хищник vs чужой) а нового, скажем так, эпохального "монстра" типа фредди крюгера, чужого, хищника нет. про вампиров огромное количество фильмов. про зомби тоже. про монстров типа фредди и джейсона и джиперс криперса опять же полным полно вариантов.
японские ужасы я не трогаю, тк мало в них разбираюсь.
следовательно, получается, разнообразие сюжетов фильмов ужасов истощено.
остаётся только один вид для создания шедевров - психологические ужасы типа "сияния". а вот с этим как раз проблема, потому что как вы правильно заметили, коммерциализация не даёт снимать стоящие и умные фильмы. кстати сам жанр, в принципе-то не предполагает наличия особой интеллектуальности и какого-то глубокого смысла, не правда ли? как вы считаете?

0 0 0

Антон Каптелов ответил на Татьяна Фёдорова 30 октября 2009, 21:03 хм, спорно достаточно. кризис тем, сюжетов - это проблема общая для всех жанров и даже видов искусства. новые типы монстров все же нет-нет да и появляются (хотя действительно придумать что-то кардинально новое здесь и вправду сложно). коммерциализация в любом виде творчества не способствует развитию, но ровно до того момента, пока продюсеры и спонсоры не начинают осознавать, что риск дает шансы на большую "кассу". В Голливуде до этого постпенно все же дошли, по-моему. Иначе не появились бы ни очень дорогой "Титаник", ни "Властелин колец" с неочивидным выбором на режиссерскую должность Питера Джэксона, ни многое другое. Хотя, все равно давлеет желание "срубить бабла по быстрому". а вообще ужасы очень даже располагают и к двойному дну и к интеллектуальности. Посмотреть классические образцы - там сплошь и рядом фрейдизм в трактовках сюжета ("Человек-волк", "Психоз") и переосмысленная в образы реальность ("Кабинет доктора Калигари" яркий образец - предвестник приближающегося фашизма). Я ужасы "низменным" жанром не считаю. А если посмотреть фильмографии лучших режиссеров, то можно заметить, что для многих из них ужасы стали стартовой площадкой

0 0 0

Татьяна Фёдорова ответил на Антон Каптелов 30 октября 2009, 21:14 ну, отдельные фильмы могут быть интеллектуальными, а если в основном посмотреть? на общую массу так сказать? один хичкок, а остальные сотни фильмов ужасов того периода категории B на что были рассчитаны?
вообще, знаете, ведь например в СССР фильмы ужасов не снимали именно из-за точки зрения что это низменный жанр. и я считаю это было правильно. без них наш кинематограф ничего не потерял. моё такое личное мнение. фантастику люблю, а фильмы ужасов нет.
фрейдизм...имхо сомнительная теория слабо отражающаядействительность
кабинет доктора калигари - это совсем старый немой фильм? ну, те старые фильмы - носферату симфония ужаса итд. конечно шедевры. я говорю о современных, вы же в статье спрашиваете почему современные не попадают в список шедевров.
потому что сейчас фильм ужасов как жанр деградировал до уровня "страшилка для любителей пощекотать нервишки". можно и так сказать.

0 0 0

Вы никогда не задумывались о том, почему существует многомиллионная армия поклонников фильмов в жанре «хоррор»? Люди начинают увлекаться просмотром ужастиков еще с подросткового возраста, тайком от родителей. Самые первые просмотры оставляют неизгладимое впечатление и сильно пугают, однако подросток не отказывается впредь смотреть фильмы ужасов. Ему хочется еще и еще, со временем это становится похожим на своеобразный наркотик.

И если вам нравятся «ужастики», вы пересмотрели все мировые шедевры прошлых лет, неустанно следите за новинками, и вас уже почти не будоражит вид крови или зловещие крики, не волнуйтесь, с вами все в порядке. И вашему психическому здоровью ничего не угрожает. Мало того, наука доказала, что просмотр лент в жанре «хоррор» может быть полезен для общего физического и психического состояния. Ну а если вы относитесь к разряду скептиков или ярых противников, ознакомьтесь с красноречивыми фактами.

«Ужастики» способны повысить иммунитет

Исследование с целью выяснить, как просмотр страшных фильмов влияет на организм человека, проводилось на 32 мужчинах и женщинах. И вот что обнаружили ученые. Оказывается, в этот период стимулируется образование белых кровяных клеток, которые отвечают за поддержание иммунитета, противостояние болезням и омоложению организма.

Это может быть отличным упражнением по сжиганию калорий

Другое исследование отмечало, что фильмы ужасов могут стать для фанатов жанра отличным способом сжигания калорий. Все зависит от хода развития событий на экране, однако в среднем один полноценный «ужастик» способен избавить вас от 200 калорий.

Люди любят испытывать страх

Исследователей всегда волновал вопрос о том, испытывают ли фанаты жанра негативные эмоции после просмотра картины. Оказывается, все страхи, отвращение и переживания люди чувствуют только непосредственно во время просмотра. Несмотря на то, что им нравится испытывать негативные эмоции, эти эмоции краткосрочные и заканчиваются вместе с финальными титрами. В то время, когда люди боятся, в тело выбрасываются секретирующие химические вещества.

Почему же мы не любим испытывать подобные переживания в реальности? Все очень просто. В реальной жизни мы ощущаем настоящую угрозу собственной жизни и переживаем за собственную безопасность. В то время как происходящее на экране не имеет связи с реальностью, и люди отчетливо это понимают. Нам нравится осознавать, что это все происходит не по-настоящему, и таким образом мы получаем желаемый выброс гормонов.

Неплохая тренировка психики

Химические вещества, вырабатываемые в организме, имеют огромное влияние на психологическое состояние человека. А если у людей имеются определенные фобии, просмотр «ужастиков» поможет закалить психику и противодействовать дальнейшему развитию фобий. Во время просмотра подобных картин мозг все время удерживается в состоянии напряжения.

Чувствуя опасность, даже если она не является реальной, мозг начинает производить дополнительную энергию, направленную на активацию нейротрансмиттеров: серотонина, допамина, глутамата. Таким образом, тело удерживает полную боевую готовность в течение всей длительности действия. И, как мы уже отмечали, с финальными титрами напряжение отпускает киномана, и тот чувствует расслабленность и удовлетворение.

Откуда исходит потенциальный сигнал угрозы

А вот еще один примечательный момент. Оказывается, сигнал о потенциальной угрозе проходит через небольшую часть промежуточного отдела мозга - гипоталамус. Именно этот отдел имеет связь с железистой системой и инициирует выброс адреналина, который, в свою очередь, высвобождает опиаты, создающие обезболивающий эффект. Теперь становится понятной легкая зависимость фанатов от фильмов в жанре ужасы. К тому же все описанные выше химические процессы тренируют мозг и снимают фобии. Ведь если человек в реальной жизни столкнется с подобной ситуацией, он будет уверен в том, что сможет противостоять ей.

Заключение ученых

Разумеется, есть и побочные эффекты от просмотра страшного кино. Однако ученые пришли к выводу, что незначительный уровень стресса, который вызывает действо, разворачивающееся на экране, абсолютно безвредно. В некотором смысле просмотр подобных картин можно считать полигоном для тела и психики.

Как это работает

Информация, которую фанаты черпают из своих любимых страшных картин, накапливается в памяти, в глубине души и даже в ДНК. Пугающие моменты выступают в качестве тренажера для психики, они воссоздают определенный уровень доверия к критической ситуации, также у человека в подсознании оседает информация о том, что его разум и эмоции справятся с проблемами и в других областях жизни.

Существует ли опасность снижения чувствительности к насилию?

Ученые говорят, что человеческий мозг различает информацию об экранном и реальном насилии. Люди после просмотра фильмов ужасов не хватаются за оружие и не идут расстреливать соседей, не превращаются в злобных и коварных маньяков. Реальной угрозой для здоровья может стать чрезмерная впечатлительность и сбои в ритмах сна. Именно поэтому просмотр подобных лент должен быть дозированным.