Все вопросы

Политическая теория ботеро. Пчелы против мёда: иезуиты в полемике с Макиавелли (Ч.1) Общество: Общественные деятели

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo; г.р. 19.04.1932) - колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников». На его живописных полотнах гармонично уживаются китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, итальянский ренессанс и колониальный барокко.

«Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все - люди, мебель, животные и даже яблоки. Мастер стал известным после завоевания первого приза на Выставке колумбийских художников в 1959 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 г. в семье коммерсанта, в городе (исп. Medellín; ). Когда мальчику было 4 года, его отец умер, и семья лишилась своего состояния. В детстве будущему живописцу были недоступны произведения традиционного искусства, выставлявшиеся в музеях и галереях, он знакомился с произведениями мировой живописи по репродукциям из книг. Мальчик обучался в школе ордена иезуитов и мечтал стать тореадором, в 1944 г. даже несколько месяцев посещал школу матадоров. В возрасте 15 лет неожиданно для родных он решил стать художником, что совсем не вписывалось в жизненный уклад его консервативной семьи, где художество не считалось профессией, а только хобби. В 1948 г., будучи 16-летним подростком, он впервые опубликовал свои иллюстрации в местной газете «El Colombiano», и полученные деньги потратил на оплату обучения в лицее «Маринийя-де-Антьокия» (исп. Еl liceo Mariniua de Antioquia).

Затем, мечтая расширить свой кругозор, он впервые выехал за пределы родины — совершил путешествие по Испании (1952 г). В Мадриде начинающий художник поступил в художественную школу Сан-Фернандо.

В период с 1953 по 1954 гг. Фернандо обучался в Академии Сан-Марко (итал. Аccademia San Marco; Флоренция), где изучал технику фрески и знакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. В то время у него не имелось достаточно средств, зато огня в душе было с избытком. «Я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду, Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь» .

На его первые полотна значительное влияние оказали работы таких мастеров, как Поль Гоген, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и др. По возвращении на родину в галерее «Лео Матиса» (исп. Leo Matiz gallery; Богота) состоялась персональная выставка, картины Фернандо Ботеро были настолько разнородны, что посетители сочли, что это работы нескольких живописцев.

Художник выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х гг. До 1955 г. он еще не открыл для себя «толстушек», впоследствии принесших автору всемирную славу. «Пузаны», ставшие «изюминкой» живописца, появились благодаря случаю, когда однажды в работе «Натюрморт с мандолиной » инструмент был изображен преувеличенно большим. С того момента Ф. Ботеро нашел свою тему. Он не скрывает своего пристрастия к грузным формам, тучность стала для него мерилом красоты, его творческим кредо.

«Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей». Невероятно, но громоздкие образы не лишены своеобразной утонченности, они словно парят в пространстве. «Подчеркнуто увеличенные животы – это мой стиль! – признается автор. – Животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который я хочу вложить в свои творения».

Особенно гипертрофированно объемные формы проявляются у мастера в обнаженных женских образах, именно эти массивные фигуры с преувеличенно мощными ногами и бедрами вызывают у зрителя самые сильные эмоции: от неприязни до восхищения.

Карьера живописца стремительно пошла в гору с 1958 г., когда он получил главный приз с произведением «У моря» на «Salоn nacional de artistas» в .

В 1964 г. Ботеро женился на Глории Сеа (исп. Gloria Zea), бывшем министре культуры , которая одного за другим родила ему 3-х детей. Семья переехала в Мексику, где испытывала большие материальные трудности.

После произошедшего развода он перебрался в Нью-Йорк, часто посещал Париж. Он много работал, поставив перед собой цель быть принятым в «Галерею Мальборо» (англ. Marlborough Gallery), позволяющей молодым художникам продемонстрировать свой талант и прославиться, что и случилось в 1970 г. Вскоре Ф.Б. с триумфом вернулся в Европу, а в 1983 г. переехал в тихий итальянский городок Пьетрасанта (итал. Pietrasanta; северо-запад региона Тоскана).

На рубеже XX – XXI веков став самым знаменитым из латиноамериканских живописцев своего поколения. С 1973 г. он активно занимался скульптурой, воплощая в ней те же преувеличенно пышные, комически разбухшие образы людей и животных. Идеальные материалы для тяжелых фигур Ботеро — бронза и мрамор. Эти своеобразные изваяния украшают многие города мира (Богота, Медельин, Лиссабон, Париж, Ереван и др.). В Вашингтоне и Нью-Йорке с небывалым успехом прошло несколько персональных выставок. Первым полотном колумбийца, которое приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка, стала картина «Мона Лиза в 12 лет» .

Произведения колумбийского художника – живописные полотна, скульптура и графика — легко узнаваемы, увидев работы хоть раз, их невозможно забыть.

Художественные произведения и скульптуры Фернандо Ботеро котируются в мире очень высоко, они признаны одними из самых дорогих в мире и продаются за громадные деньги.

Например, работа «Завтрак на траве » (1969 г.) является переложением знаменитого одноименного полотна Эдуарда Мане — родоначальника импрессионизма. Только там мужчины одеты и пребывают в компании обнаженных дам, а у Ботеро голый мужчина лежит на траве возле полной одетой женщины. На аукционе «Sotheby’s» полотно было куплено за $1 млн. Пользуясь спросом, автор производит огромное количество картин, обращаясь к похожим темам, из-за чего в его работах не прослеживается «роста мастерства»: картины, написанные с разницей в 10-12 лет, смотрятся, как созданные в один год.

Уже сегодня творческое наследие мастера невероятно велико — почти 3 тыс. живописных полотен, более 200 скульптур, а также бессчетное количество акварелей и рисунков тушью. В России есть произведение художника «Натюрморт с арбузом » (1976-1977 гг.), подаренное автором Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Вообще, щедрость колумбийца стала легендарной. Например, Музею изобразительных искусств Боготы автор пожертвовал коллекцию произведений живописи XIX-XX столетий, которая оценивается в $60 млн, а родному городу Медельин художник передал в дар свои работы: 18 скульптур и почти 100 картин. В общей сложности, его дар колумбийским музеям превысил $100 млн.

Возможно, именно душевная щедрость и определила творческую манеру мастера, его особое видение искусства, где мир предстает в цветущей пышности, в избытке сил и восторженности. В Колумбии его картины, выполненные в неповторимом стиле и говорящие о своеобразии мышления автора, называют «Ботерос».

Хотя живописец чаще всего обращается к жанровому портрету, в своем творчестве он также затрагивает тему военных конфликтов, криминала и насилия в мире, а свойственный ему мягкий юмор временами сменяется острой сатирой: например, работа «Мертвые епископы » (1965 г., Мюнхен) или «Официальный портрет военной хунты » (1971 г). Автор в своем творчестве всегда отражает происходящее в мире. После событий в Ираке, к примеру, он создал серию картин «Абу-Грейб» , рассказывающую о жестокости американских солдат, об издевательствах над заключенными в застенках иракской тюрьмы.

Джованни Ботеро (итал. Giovanni Botero; 1533 , Бене-Ваджиенна, Пьемонт, Италия - 23 июня 1617, Турин) - итальянский политический писатель, специалист в области политической географии, юрист, путешественник, деятель Контрреформации, иезуит (с 1581).

Биография

Родился в небогатой семье. Благодаря своему дяде, иезуиту Джовенале Ботеро, в 1559 году поступил в иезуитскую коллегию в Палермо. Через год, после смерти дяди, продолжил обучение в Римской коллегии.

В 1560-1569 годах изучал, а затем преподавал риторику в иезуитских коллегиях в Амелии и Мачерате.

В 1565 году Ботеро был направлен преподавать философию и риторику в коллегиях иезуитов во Франции, в частности, в Биллом и Париж. Из-за гугенотские войн и после того как он слишком рьяно показал себя в антииспанском протесте, был отозван из Франции.

С 1569 по 1580 год - читал лекции в коллегиях Милана, Генуи и Турина, затем вновь Милана.

В 1574 году посвящён в сан священника.

В декабре 1580 из-за свободно трактуемых доктринальных учений, Ботеро был вызван на допрос в папство и изгнан из ордена иезуитов. Некоторое время служил викарием в Луино. В 1582 году получил теологическое образование в университете Павии.

Впоследствии в 1582-1584 годах находился в окружении архиепископа Миланского кардинала Карло Борромео, был членом конгрегации, основанной этим кардиналом. Карло Борромео представил своего служителя церковной администрации, тесно контактирующей с дворянством северной Италии.

В 1585 году по поручению герцога Савойи Карла Эммануила I совершил дипломатическую поездку во Францию. После её завершения перебрался в Милан. Там стал воспитателем молодого графа Федерико Борромео, племянника Карло Борромео. В сентябре 1586, сопровождая воспитанника, уехал в Рим.

В 1587-1598 годах был секретарём Федерико Борромео, когда тот стал кардиналом. В этом качестве осуществил ряд дипломатических поездок в разные итальянские государства.

В 1599 Ботеро вернулся к Савойской династии, где оставался наставником трех сыновей Карла Эммануила II.

1603-1606 годы провёл при испанском дворе, куда его направил герцог Савойский. Посещал Мадрид, Барселону, Бургос, Валенсию, Аранхуэс и Тордесильяс.

Как секретарь и советник кардинала Федерико Борромео, Д. Ботеро был участником четырех конклавов. Это помогло ему в написании трактата «Служба кардинала» («Dell’ufficio del Cardinale») (1599) о механизмах осуществления власти.

С 1610 года постепенно перестал участвовать в политической деятельности, занялся литературной деятельностью, писал трактаты.

Труды

Д. Ботеро - автор влиятельного труда «Государственное благо» («Della ragion di Stato», 1589), где была отражена новая точка зрения на княжескую власть и, в которой он первым ввёл понятие «государственный интерес», где утверждал, что княжеская власть должна в той или иной форме согласовываться с нуждами подданных, и что князьям надобно прикладывать все усилия, чтобы завоевать любовь и уважение людей. Идея о подобной справедливости родилась в уме Ботеро в результате ознакомления с томистской мыслью, основанной на идеях Фомы Аквинского и с естественным правом, распространенным в системе иезуитских колледжей, находившихся под сильным влиянием доминиканского богослова Франсиско де Витория и философа-схоласта Доминго де Сото. В этой работе, Ботеро выступал против аморальной политической философии, связанной с работой Макиавелли «Государь». Таким образом, Ботеро был предвестником идей более поздних либеральных философов, таких как Джон Локк и Адам Смит.

В 1588-м он впервые выпустил «Delle cause della grandezza delle citt», работу, предвосхитившую труды Томаса Мальтуса.

Наибольшую известность и популярность Ботеро принёс исторический географический труд «Универсальные реляции» («Relazioni Universali»), который, по сути, был описанием всего известного тогда мира. Написанные в 1591-1595 годах четыре части были опубликованы одной книгой в 1596 году. Она выдержала немало переизданий и переводов. Её польские переводы в 1609 и 1613 годах стали популярнее «Хроники мира» Марцина Бельского. В описаниях стран пытался критически анализировать данные о численности населения и его расселении. В своих теоретических представлениях о народонаселении Ботеро исходил из широкой способности населения к размножению, сдерживаемому, по его мнению, эпидемиями, войнами и голодом. Придавал большое значение колониям, возможности оттока в них населения. На основании сведений, почерпнутых из сообщений послов, миссионеров и других путешественников, Ботеро составил краткое описание Московского государства и его населения в конце 16 века.

Литература

  1. 1 2 data.bnf.fr: open data platform - 2011.
  2. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118942824 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.

А уже упомянутый Джованни Ботеро (http://www.filosofia.unina.it/ragiondistato/botero.html) в своей книге просто и ясно пишет, что Москва в XVI в. была выборным центром трех республиканских образований: Володимерии (=Владимирская Русь, она же "Низовские города" в междуречье Оки и Волги), Новогородии (+Нижний Новгород – Ярославль – Тверь – Белый – Новгород – Псков) и собственно Московии (=Замосковенские города – от Вязьмы и Можайска до Серпухова и Коломны) и именно потому была до второй половины XVI в. третным владением , а не по хитрому умыслу Ивана Калиты…
Стр. 204

Да и царством Московию 1613 – 1645 гг. назвать, строго говоря, нельзя. И читатель, надеюсь, все же удивится, увидев титульный лист книги Иоанна Майра 1630 г., на котором черным по белому написано "Республика Московии и Города "! (Это те самые "города", о которых шла речь выше!)
Стр. 215

Изображение обложки книги "Respublica Moscovia et urbes" 1630 года издания найти в сети не удалось, хотя в книге Ярослава Кеслера оно приведено. Зато ссылки на эту книгу нашлись в каталоге 1837 года библиотекиЛогана "Loganian library" (см. ) и в каталоге 1861 года библиотеки Мичиганского университета " Astor Library" (см. ). Оба каталога можно посмотреть целиком или скачать ( PDF).
Спасибо Google и их п рограмме оцифровки старинных книг "Google Books Library Project ".

Вот и настоящая Троя нашлась . Вот и "древнегреческие" полисы !

Если не считать "древнего Египта ", то отправить непосредственное прошлое дальше было невозможно .
Вот вместо чего мы изучаем сказки про рюриковичей.

10 лет осаждать один город? 100 тысяч воинов и 1186 кораблей?
Это очевидный нонсенс. Аллегория - алигьерия.

Эскадра адмирала Нельсона состояла из 30 кораблей, а Непобедимая армада из сорока. Это и сейчас очень много.

Следующие цитаты взяты из статьи о Троянской войне в Википедии .

" Помимо исторического объяснения сказаний о Троянской войне, были попытки толковать Гомера аллегорически : взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманной поэтом аллегорией на иные исторические события."

"... предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. "

См. также описание Троянской войны на странице сайта проекта Хронос , и страницу на сайте Antiqua .

Правильный вопрос звучит так: кто и зачем финансировал Шлимана, который откопал "город" размером с Даниловский рынок?

Трудно отделаться от мысли, что умные и осторожные предки часто говорят с нами языком символов. Угадайте, кому принадлежит герб, на котором изображено ТРИ объекта, причем один из них увенчан опирающейся на меч короной?

Итальянский политический теоретик Джованни Ботеро в трактате об управлении государством, опубликованном в 1589 г. в Венеции, писал:

"Известным видом предосторожности является сеяние наибольшего количества раздоров во вражеских или соседних странах. Необходимо поддерживать связи с советниками, вельможами, военачальниками и людьми, имеющими влияние у правителя. Цель этого состоит в том, чтобы убедить их не поднимать оружие против нас или обратить его в другом направлении, сделав их безвредными вследствие медленного осуществления их намерений, или даже побудить помочь нам, сообщая о своих планах. Ведь удар, которого ожидаешь, когда он обрушится, причиняет меньше вреда. И если интриги оказываются настолько смелыми, что придают действиям (в другой стране) характер восстания, измены или мятежа, то тем лучше. Мы можем быть более уверенными в мире у себя, если нарушим мир у наших врагов. Метод, который мы должны использовать против врагов веры, - тот самый, который Елизавета, претендующая на титул королевы Англии, использовала против католического короля Фландрии (т. е. Филиппа II. - Е. Ч.) и христианнейшего короля Франции. Раздувая, насколько это только было в ее силах, вражду и ересь, возникшие в их странах, и оказывая помощь советами и деньгами, она удерживала огонь вдалеке от своего собственного дома. Таким образом, оказывая поддержку в Шотландии лицам, недовольным королевой Марией или плохо расположенным к французской партии или зараженным ересью, она не только обезопасила себя в отношении шотландского королевства, но фактически овладела им".

Джованни Ботеро

Ботеро (Botero) Джованни (р. между 1533-1544 - ум. 1617), итальянский политический писатель, путешественник, деятель Контрреформации (с 1581 - иезуит ). В описаниях стран пытался критически анализировать данные о численности населения и его расселении. В своих теоретических представлениях о народонаселении Ботеро исходил из широкой способности населения к размножению, сдерживаемому, по его мнению, эпидемиями, войнами и голодом. Придавал большое значение колониям, возможности оттока в них населения. На основании сведений, почерпнутых из сообщений послов, миссионеров и других путешественников, Ботеро составил краткое описание Московского государства и его населения в конце 16 века.

А. Л. Перковский.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический справочник)

Литература:

Вреден Э., Государствоведение Сансовино и всемирные реляции Ботеро, СПБ, 1866;

Fischer E. A., Giovanni Botero. Ein politischer und volkswirtschaftlicher Denker der Gegenreformation, Langnau (Bern), 1953.

Фернандо Ботеро - самый опознаваемый латиноамериканский художник, его произведения узнает сразу даже человек, далекий от искусства ХХ века, но хоть раз видевший хотя бы одну из его работ.

Фернандо Ботеро (фото)

Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все - люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику".

Безусловно, мы знакомы с пышнотелыми красавицами Рубенса и Кустодиева. Это классика, это априори красота и ярко выраженная индивидуальность. У Ботеро все иначе. Если бы художник позиционировал себя карикатуристом или пародистом, все было бы понятно. Питерские митьки, работающие примерно в такой же технике, не претендуют же на главных художников планеты. Готовя этот материал, я пытался для себя ответить на вопрос: что сподвигло художника сделать, вообщем-то, физиологическое уродство своим стилем, изюминкой своего почерка. Версия одного из авторов статьи, о том, что это случилось случайно, когда художник изобразил гигантский музыкальный инструмент в натюрморте, звучит неубедительно. Ответа на свой вопрос я не нашел, убедился лишь в том, что живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год. Чтобы показать вам это, я использовал в посте огромное количество работ Ботеро. Но сначала познакомимся с самим художником.

Фернандо Ботеро
Fernando Botero

Фернандо Ботеро Автопортрет
Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Ф.Ботеро Схватка 1988 г.

Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.

Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.

Ф.Ботеро Коррида 1991 г.

Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953–1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.


Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, – этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.

Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"

Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.

Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Ф.Ботеро Письмо 1976 г.

Ф.Ботеро Пляж

Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.

Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.

Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой – антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.

Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"

Ф.Ботеро Без названия 1978 г.

Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия – это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"

Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.

Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.

Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.

Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.

Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.

Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.

Ф.Ботеро Любовь 1982 г.

Ф.Ботеро Дремота 1982 г.

Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.

Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.

Ф.Ботеро Пикник 1999 г.

Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.

Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.

Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.

Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века

Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.

Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.

Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.

Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке

Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.

Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае – дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?

Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.

Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.

Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.

Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20–21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом 1976-77 г.г. Эрмитаж

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые. Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой: бронза и мрамор - самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

Ф.Ботеро Римский воин
Ф.Ботеро Рука (Мадрид)

Ф.Ботеро Адам
Ф.Ботеро Кот (Барселона)

Ф.Ботеро Пара (Дармштадт)

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.

Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.

Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.

Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.

Ф.Ботеро Танцоры
Ф.Ботеро Танцоры 2000 г.

Материалы взяты с сайтов.