Все вопросы

Преимущества металлических денег. Номиналистическая теория денег: достоинства и недостатки




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Функции денег

Кредит,его функции и виды.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция

5. Стимулирующая функция

3.

Коммерческий банк

особенности.

1. Банк

2. Банк

3. Банк

4. Банк

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

Ценные бумаги и их виды.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Чтобы дать полную характеристику такой категории, как ценная бумага, необходимо рассмотреть основные присущие свойства:

– ценная бумага свидетельствует о праве собственности на капитал (акция);

– ценная бумага отражает отношения займа между инвестором и эмитентом (облигация, вексель);

– ценная бумага дает право на получение определенного дохода от эмитента;

– ценные бумаги в виде акций дают право на участие в управлении акционерным обществом;

– ценные бумаги дают право на получение доли в имуществе предприятия-эмитента при его ликвидации.

Одним из существенных свойств ценной бумаги является ее способность служить предметом купли-продажи на фондовом рынке.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. К эмиссионным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Их выпуск(в отличие от неэмиссионных) в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в финансовых органах. Еще одна их особенность – они размещаются выпусками; имеют равные сроки и объемы реализации прав внутри одного выпуска.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием.

К долевым ценным бумагам относятся акции, сертификаты акций, инвестиционные паи. Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Классификация видов ценных бумаг по важнейшим эмитентам следующая:

– государственные ценные бумаги, которые выпускаются федеральным правительством;

– муниципальные ценные бумаги, которые выпускаются местными органами власти;

– корпоративные ценные бумаги, выпускаемые частным бизнесом (в основном акционерными обществами). В зависимости от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают:

– предъявительские ценные бумаги – права по этой бумаге принадлежат лицу, которое ее предоставляет;

– именные ценные бумаги предусматривают однозначную идентификацию владельца;

– ордерные ценные бумаги – права по ним могут принадлежать названному в ценной бумаге лицу, которое само осуществляет эти права или назначает своим распоряжением другое правомочное лицо (вексель и чек). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной подписи – индоссамента. Особый вид ценных бумаг – бумажные деньги (банкноты). Это своеобразные долговые обязательства Центрального банка страны.

Сравните основные виды денег,покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций.

Функции денег - средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости (масштаб цен), средство платежа, мировые деньги.

Кредит,его функции и виды.

Кредит - это предоставление кредитодателем в денежной или товарной форме на условиях возвратности заемщику в долг денег или товаров.

Он возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а рассрочкой платежа.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция – кредит способствует мобилизации (сосредоточению) временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и бюджетов.

2. Перераспределительная функция – кредит перемещает временно свободные денежные ресурсы из одной хозяйственной деятельности в другую, обеспечивая банку получение прибыли. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Кредит является стихийным регулятором экономики.

3. Функция содействия экономии издержек обращения – кредит позволяет восполнить временный недостаток собственных оборотных средств хозяйствующим субъектам. Он замещает движение в сфере обращения наличных денег, и тем самым обеспечивает экономию общих издержек обращения.

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала – кредит позволяет расширить масштабы производства или торговые операции и тем самым обеспечить дополнительную массу прибыли, способствует укреплению денежного обращения, он обслуживает денежный оборот, вытесняя из него наличные деньги.

5. Стимулирующая функция – кредит позволяет заемщику осуществлять инновации в форме внедрения в производства научных разработок и новых технологий.

3.Коммерческие банки и их операции

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные

особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк - в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

4. Банк -не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно современной теории их три:

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

3.регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка - банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма-банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы. На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Потребность в деньгах столь велика, что их изобретают практически в каждом обществе, за исключением наиболее примитивных. Конечно, при натуральном хозяйстве, когда товар менялся на товар, потребность в деньгах была не столь острой, как при развитом рынке. И, тем не менее, даже самые примитивные цивилизации, в самых Богом забытых уголках Земли создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был в изобилии.
Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба.
«Деньги» - лишь обобщенное название особых предметов, используемых человечеством для облегчения торговли и решения других экономических проблем.
В связи с этим можно представить следующую эволюцию различных видов денег:
1) товарные деньги (номинальная стоимость соответствовала их реальной стоимости)

Свойства товарно-счетных эквивалентов:
. многоцелевое назначение,
. сохраняемость,
. транспортабельность,
. низкие издержки.
Недостатки:
не обладали делимостью, однородностью.
Свойства товарно-весовых эквивалентов:
. весовые характеристики,
. делимость,
. соединяемость,
. однородность.
2) металлические деньги

Металлические деньги прошили в развитии два этапа:
1) Слитковый период
Платежи производились путем взвешивания отдельных кусочков руды (соответствующего монетного сырья), а затем эти слитки считались, т. е. для этого периода характерны были две операции:
. взвешивание;
. платеж.
Этот способ платежа получил название пензаторный. Он имел определенные неудобства и высокие трансакционные издержки.
2) Монетный период
Отпала необходимость взвешивать и платеж осуществлялся путем передачи отчеканенных монет из одних рук в другие. Этот способ платежа получил название хартальный.
При пензаторном способе наблюдалось соответствие денег по весу и по счету, т.е. внутренняя стоимость денег соответствовала их номиналу - эта ситуация получила название монетный паритет.
Государство накладывало пробирное клеймо на кусочек металла, которым гарантировало его вес и пробу. Кстати, металл не обязательно должен был быть государственным - существовало и открытое производство монет, когда каждый желающий мог принести на монетный двор монетный металл и за определенную плату переделать его в монеты стандартной пробы и веса - свободная чеканка монет. При закрытой чеканке право чеканить монеты принадлежит только государству.
Стоимость монеты слагалась из стоимости монетного металла, стоимости дополнительного сырья, расходов на работников монетного двора.
Со временем возникает идея, что монета нужна только для обмена, поэтому нет необходимости, чтобы она была полноценной - ведь стоимость ей придает стоящая на ней имя монарха, делающее ее обязательной к приему на счет по объявленному достоинству.
В дальнейшем эта идея была обличена в простую и практичную форму, - коль не доложить чуть металла, никто не заметит. Такую практику назвали порчей монет. Примеси неблагородных металлов в содержании монеты получили название лигатура. Монета по-прежнему принималась на счет по номинальной стоимости - в результате государство уменьшало фактически свои расходы, производя оплаты в неполновесной монете.
Таким образом, если внутренняя стоимость монеты меньше номинала, то это давало возможность получения эмиссионного дохода - сеньораж.
Однако, делались попытки одновременного обращения монет, в которых содержалось больше драгоценного металла, с подобными с меньшим содержанием. Но такие попытки вели с неизбежностью к несанкционированному изъятию лучших монет из обращения и оставлению в обороте только одних неполноценных. Лучшие же с выгодою для сообразительных да не побоявшихся государственных запретов, переплавлялись в слитки, переделывались в ювелирные изделия, продавались по цене серебра большими партиями за рубеж. Эта неизбежность получила в экономической литературе название закона Коперника - Грешема, по имени известного астронома Николая Коперника и английского купца XVI в. Томаса Грешема, которые, независимо друг от друга описали это явление и обосновали его закономерность.
Итак, если внутренняя стоимость монеты больше номинала, то монета покидает сферу обращения, трансформируясь в слиток, или уйдет в сокровище.
Равновесие между внутренней стоимостью и номиналом с одной стороны делало устойчивым монетное обращение, а с другой стороны делало невыгодным чеканку монет.
Когда чеканка монет стала монополией государства, то правительство директивно закрепило платежную силу за определенной монетой (реформа Е.Ф. Канкрина, С. Ю. Витте).
Таким образом, основными свойствами металлических денег являлись:
. однородность,
. делимость,
. портативность,
. сохраняемость,
. концентрация большой стоимости в малом объеме.
Недостаток использования драгоценных металлов заключался в том, что такие деньги очень тяжелы, их трудно транспортировать. Среди недостатков золотых денег следует отметить следующие:
. дороговизна использования золотых денег;
. невозможность обеспечить потребность оборота золотыми деньгами, поскольку потребности в них растут быстрее, чем увеличивается добыча золота.
Товарные и металлические деньги назвались также полноценными деньгами, так как обладали собственной стоимостью.
В связи с недостатками металлических денег во всем мире постепенно перестали применять золото в качестве материала для изготовления денег.
3) Эмиссионные деньги

Эмиссионные деньги получили название неполноценные деньги - это такие деньги, покупательная способность которых превышает внутреннюю стоимость товара.
В зависимости от эмитента и цели эмиссии эмиссионные деньги подразделяются на бумажные деньги и кредитные деньги.
Бумажные деньги выступают в виде биллонной монеты и в виде казначейского билета.
Казначейские обязательства - устанавливались правительством в качестве законного средства платежа (это значит, что по закону все обязаны принимать их в возмещение долгов), но не конвертировались в монеты или в драгоценные металлы. Они являлись представителями полноценных денег, их ценность определялась тем количеством обеспечения, которое они представляли, а также доверием к эмитенту.
Преимущество бумажных денег заключается в том, что они намного легче монет и драгоценных металлов, но при этом их принимают в качестве средства обмена лишь в случае доверия органам, выпустившим их, а также, если печатное искусство достигло такого уровня, что подделка их чрезвычайнозатруднительна. Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. В первом случае казначейство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно делает это косвенно, т. е. центральный банк выпускает неразменные банкноты и представляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои бюджетные расходы.
Специфика бумажных денег:
1) заменяют полноценные деньги как средство обращения;
2) являются обязательными к приему;
3) ценность бумажных денег основана на доверии к правительству и будущих поступлений в казну;
4) эмитентом этих денег является Казначейство, размер их эмиссии обусловлен потребностями казны;
5) бумажные деньги являются неразменными;
6) бумажные деньги опираются на перераспределительную функцию государства.
Необходимо подчеркнуть, что по экономической природе бумажным деньгам присущи неустойчивость обращения и обесценение.
Неустойчивость бумажно-денежного обращения связана, прежде всего, с тем, что выпуск бумажных денег регулируется не столько потребностью товарооборота в деньгах, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, в частности для покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, нет механизма автоматического изъятия бумажных денег из обращения.
Увеличение бумажно-денежной массы означает чрезмерный выпуск бумажных денег, что ведет к их обесценению. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Обесценение бумажных денег может быть связано также с неблагоприятным платежным балансом, падением курса национальной валюты. В этих условиях бумажные деньги, разумеется, не пригодны для выполнения функции сокровища.
Недостатки, свойственные бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.
Кредитные деньги - это форма денег, порожденная развитием кредитных отношений. Сущность кредита можно охарактеризовать как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику.
Специфика кредитных денег.
1) Функцию денег выполняет не товар-золото, а специфический товар, который называется ссудный капитал, формой проявления которого стали кредитные деньги.
2) Обусловлены не сферой товарного обращения, а кругооборотом капитала.
3) Более абстрактная и однородная форма денег.
4) Управляется иными законами, чем действительные деньги:
- золото обращается, т.к. имеет внутреннюю стоимость, а кредитные деньги, - т.к. имеют представительную стоимость;
- стоимость золота определяется стоимостью монетного сырья, а стоимость кредитных денег - стоимостью (количеством) их обеспечения;
- когда деньги обладали внутренней стоимостью, то изменение цен зависело: во -первых от изменения стоимости товара, во- вторых - от изменения стоимости золота;
- в настоящее время изменение цен зависит: от изменения стоимости товара; от изменения стоимости обеспечения денег; от изменения степени доверия;
деньги это ордер на получение эквивалента.
Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, чек, кредитные карточки.
Необходимость совмещать различные национальные денежные системы породила особую профессию - менял, сегодня этих людей назвали бы валютчиками. Так появились банкиры. В XIII в. европейским банкирам пришла в голову мысль о расширении спектра услуг. Скажем, отправляющийся в далекую дорогу человек непременно брал с собой деньги, рискуя при этом своими сбережениями и из-за них, временами, самой своей жизнью. Ему предлагалось оставить деньги банкиру, получить взамен письмо к коллеге банкира в другой стране - вексель, которому заморский знакомец банкира выдавал требуемую сумму. Ясно, что оба партнера-банкира что-то на этом зарабатывали, а клиент получал безопасность. Строго говоря, это изобретение несколько более старое - его знали арабские и китайские купцы IX - X вв. На хранение банкиру также можно было оставить монеты и получить от него расписку, которая гарантировала их возврат по первому требованию предъявителя - депозитный сертификат. Как-то сами по себе депозитные сертификаты стали выступать в процессе денежного обращения, т.е. использоваться как деньги. В роли денег стали выступать и векселя, которые стали передаваться иным людям в оплату. Первый переводной вексель известен в начале XV в. Эти заменители денег имели обеспечение, находящееся в сундуке банкира в виде металлических полноценных монет.
Итак, вексель - письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Вексельное обязательство обладает тремя особенностями: абстрактностью, бесспорностью, обращаемостью. Абстрактность векселя означает, что в нем не указываются причины, вызвавшие его появление. Бесспорность свидетельствует о том, что получение денег с должника, подписавшего вексель, может осуществляться в принудительном, юридическом порядке, если к назначенному сроку он не выплатит указанную в векселе сумму. Обращаемость векселя позволяет передать его другому лицу, передача векселя оформляется передаточной подписью - индоссаментом. В этом случае лицо, подписавшее вексель, берет на себя обязательство оплаты в случае неплатежеспособности векселедателя, т.е. лица, пустившего вексель в обращение. Поэтому, чем больше подписей на векселе, тем выше его устойчивость.
Банкнота - это долговое обязательство банка (вексель банка).
Впервые банкноты были выпущены в конце XVII в. на основе переучета частных коммерческих векселей.
Первоначально банкнота имела двойное обеспечение: коммерческую гарантию, поскольку выпускалась на базе коммерческих векселей, связанных с товарооборотом, и золотую гарантию, обеспечивающую ее обмен на золото. Такие банкноты назывались классическими, имели высокую надежность и устойчивость. Центральный банк располагал золотым запасом для обмена, что исключало обесценивание банкноты.
Современная банкнота потеряла по существу обе гарантии: не все векселя, переучитываемые центральным банком, обеспечены товарами, и отсутствует обмен на золото.
В настоящее время банкнота выпускается центральным банком путем кредитования государства и различных кредитных организаций, в том числе и переучет векселей.
В отличие от векселя банкнота может служить бессрочным долговым обязательством, имеет государственную гарантию, поскольку выпускается центральным банком. Вексель же выпускается в обращение отдельным предпринимателем и имеет индивидуальное обеспечение.
Следует отметить, что транспортировка как бумажных, так и кредитных денег становится чересчур дорогой, как только речь заходит о крупной сумме - они занимают слишком много места. Для борьбы с этой проблемой в эволюции платежной системы был сделан очередной шаг, связанный с развитием современной банковской системы: в оборот вошли чеки.
Чек - письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет. Чеки - это форма долговой расписки, оплата которой производится по первому требованию, что позволяет заключать сделки купли-продажи без необходимости возить с собой везде и всюду крупные суммы наличными. Введение чеков стало основным нововведением, резко повысившим эффективность платежной системы. Очень часто встречные платежи взаимно погашают друг друга; без чеков этот процесс сопровождался бы движением крупных сумм денег. При наличии чеков платежи, погашающие друг друга, могут осуществляться путем взаимозачета чеков, т.е. вообще без участия наличности. Таким образом, использование чеков сокращает транспортные издержки, связанные с прохождением платежей, и повышает экономическую эффективность. Другое преимущество чеков состоит в том, что их можно выписать на любую сумму вплоть до всех денег, хранящихся на счету, что очень облегчает покупки на крупные суммы. Преимущество чеков заключается еще и в том, что потери от краж существенно снижаются, а, кроме того, они просто очень удобны при оплате покупок.
Однако, использование чеков имеет свои недостатки. Во-первых, пересылка чека занимает определенное время, что превращается в серьезную проблему, если необходимо произвести выплату кому-то, находящемуся далеко, и при этом выплата должна быть произведена быстро. Кроме того, если у вас есть чековый счет, то пройдет несколько рабочих дней, прежде чем банк разрешит вам выписывать чеки против средств, которые вы поместили на счет. И если вы срочно нуждаетесь в наличных, то эта особенность чекового обращения может несколько расстроить ваши планы. Во-вторых, бумажная работа по обслуживанию всех чеков обходится довольно дорого.
С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от всей бумажной работы путем перехода на систему электронного перевода средств, т.е. погашения или передачи долга с применением электронных денег.
Электронные деньги - это деньги на счетах компьютерной памяти банков. По существу же в подобных операциях производятся безналичные денежные расчеты с той лишь разницей, что вместо распоряжения денежными средствами с помощью документов, составленных на бумаге (поручения, чеки), при электронной технике соответствующие распоряжения выполняются посредством электронных сигналов.
На основе распространения ЭВМ в банковском деле появилась возможность замены чеков пластиковыми карточками. Пластиковая карточка представляет собой пластиковую пластинку, содержащую зашифрованную информацию, на магнитной полосе или встроенной микросхеме, дающую ключ к специальному карточному счету в банке.
Итак, можно выделить следующие отличия кредитных денег (банкнот) от бумажных:
1) бумажные деньги выпускаются казначейством, обеспечиваются будущими поступлениями в бюджет, банкнота - ЦБ в процессе кредитования;
2) банкнота по истечении срока кредита возвращается в эмиссионный банк, бумажные деньги - остаются в сфере обращения;
3) банкнота разменивается на металл, бумажные деньги - не размениваются на металл;
4) эластичность банкноты выше бумажных денег.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со време-ни своего возникновения претерпели значительные изменения, проявив-шиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег.

Предшественниками денег были отдельные виды товаров, приме-нявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, меха и даже табак (в штате Вирджиния, США).

Развитие обмена, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых яви-лись драгоценные металлы и прежде всего золото. Преимущество золо-тых денег по сравнению с другими эквивалентами (скотом, мехами) со-стояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи.

В сравнительно недавнем прошлом (XIX в. и в начале XX в.) в обо-роте достаточно широко применялись наличные деньги в виде золотых монет (в России после денежной реформы 1895-1897 гг. до начала пер-вой мировой войны в обороте были десятирублевые и пятирублевые золотые монеты).

Особенность таких денег состоит в том, что они обладают собствен-ной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превы-шающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокро-вище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных день-гах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Тем самым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владель-цев денег.

При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.

Однако золотым деньгам присущи немалые недостатки :

Дороговизна использования золотых денег, которые стоят намно-го больше, чем денежные знаки, изготовляемые из бумаги;

Невозможность обеспечить потребность оборота золотыми день-гами, поскольку потребности в деньгах растут быстрее, чем увеличива-ется добыча золота.

В связи с отмеченными, а также некоторыми другими причинами во всем мире постепенно перестали применять золото в качестве материа-ла для изготовления денег.

Напротив, широко стали применяться денежные знаки из бумаги, в том числе бумажные деньги и кредитные деньги (банкноты).

При переходе от применения полноценных денег к денежным зна-кам прежде всего появились в обороте разменные на золото кредитные билеты . В процессе замещения полноценных денег бумажными денеж-ными знаками возникла проблема увязки совокупной массы таких де-нежных знаков с потребностями оборота. Значение решения подобной проблемы было обусловлено тем, что при выпуске в обращение денеж-ных знаков сверх потребности в них возникает угроза их обесценения, чего не бывает при использовании золотых денег.

В этом отношении важно, что золотые монеты даже небольшого размера (которые к тому же легко потерять) обладали значительной стоимостью , в связи с чем возникали трудности при покупке товаров на небольшую сумму. Поэтому немалая часть населения (например, в России в конце XIX в. и в начале XX в.) предпочитала пользоваться денежными знаками, которые свободно обменивались на золото.

При таких условиях в обороте постоянно находились и не предъяв-лялись к обмену на золото бумажные денежные знаки. Это позволило выпускать в обращение часть денежных знаков без полного их обеспе-чения золотом, поскольку здесь не возникала потребность предъявле-ния денежных знаков к обмену на золото.

В дальнейшем в России и во всем мире продолжался процесс пре-вращения денежных знаков в самостоятельную разновидность денег и вместе с тем уменьшалась их связь с золотом.

В современных условиях в России золотые монеты пятирублевого и десятирублевого достоинства (по номиналу) продаются соответствен-но по цене, намного превышающей номинал. Это свидетельствует о самостоятельности применения денежных знаков.

Такой процесс охватил все страны мира, в которых повсеместно был прекращен размен денежных знаков на золото и не применяется фикси-рованное золотое содержание денежной единицы. Этим завершился пе-реход от применения полноценных золотых денег к денежным знакам, изготовленным из бумаги. В налично-денежном обращении широко рас-пространяются кредитные деньги (банкноты). В обороте применяются и бумажные знаки, которые называются бумажными деньгами, отли-чающиеся во многом от банкнот.

Бумажные деньги. К ним относятся такие денежные знаки, главной особенностью которых является не то, что они изготовлены на бумаге, а то, что они обычно выпускаются государством (как правило, казна-чейством) для покрытия своих расходов. Обратный приток бумажных денег (казначейских билетов) происходит при уплате налогов и других неналоговых платежей. Казначейские билеты обязательны к приему для платежей, в том числе за товары, услуги и др. Казначейские билеты, выпускавшиеся в оборот, не имели золотого обеспечения.

Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они по-ступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках (для оплаты товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов государства (казначейства), стано-вится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесце-нение денег, уменьшение их покупательской способности.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.

Кредитные деньги (банкноты). Они также изготовляются из бумаги, но выпуск в обращение кредитных денег производят обычно банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различны-ми хозяйственными процессами (образование запасов товарно-матери-альных ценностей на срок их использования и др.). Предоставляя ссу-ду, банк может выдать заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности. Часть возникшей ссудной за-долженности погашается при поступлении в банк наличных денег (вы-ручка торговых организаций и др.).

Выпуск в обращение банкнот и их изъятие из оборота происходят на основе кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственны-ми процессами, а не при осуществлении расходов и получении доходов государством.

Связь между выдачей наличных денег из касс банка и предоставле-нием ссуд, между поступлением в банк наличных денег и погашением ссудной задолженности проявляется не в каждой отдельной ссудной операции, а в совокупном объеме операций по предоставлению и пога-шению ссуд и операций по выдаче наличных денег и их поступлениям в кассы банка.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обра-щение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции.

Ссуда выдается, как правило, под обеспечение, которым служат определенные виды запа-сов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборо-та в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки.

Увязка оборота кредитных денег (их выпуск в обращение и изъятие из оборота) происходит не при осуществлении каждой кредитной опе-рации, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Наличные деньги в кассу банка могут быть возвращены торговым предприятием, которое внесет в банк выручку, используемую для пога-шения задолженности, возникшей при получении ссуды для оплаты за-возимых товаров (на условиях безналичных перечислений).

Наиболее существенное различие между такими видами денег, как кредитные деньги (банкноты) и бумажные денежные знаки , состоит в особенностях их выпуска в обращение. Так, банкноты выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумаж-ные деньги поступают в оборот без такой увязки.

Важными по своему значению и последствиям их применения явля-ются деньги безналичного оборота, движение которых фиксируется в форме записей по счетам клиентов в банке (оборот происходит без де-нежных знаков).

Расширяющееся применение таких денег обусловлено рядом их преимуществ, к числу которых относится в первую очередь снижение издержек осуществления денежного оборота за счет уменьшения таких расходов, как печатание денежных знаков, их пересылка, пересчет, охрана. Немалое значение имеет предотвращение возможно-сти хищения денежных знаков и др.

Особенностью денег безналичного оборота служит то, что опера-ции с их использованием совершаются в кредитных учреждениях путем записей по счетам участников расчетных операций. В подобных опера-циях происходит замещение оборота наличных денег кредитными опе-рациями.

Введение

Что общего между ракушками, пачкой табака, головой скота, бутылкой водки, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги?

Деньги -- любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена -- последствия экономизирующего (рационального) поведения людей -- получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Преимущества металлических денег

Пик развития металлических денег приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять их суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  • 1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  • 2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость - естественная причина их ценности).
  • 3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции. Металлические деньги сыграли ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Главный источник богатства для меркантилистов - накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство - это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги - это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку - общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.