Собственный опыт

Существует ли русский романс в современном мире. Романс - музыка, актуальная во все времена

Наиболее известной певицей из Казани в мире без преувеличения можно назвать Юлию Зиганшину, исполнительницу старинных и современных русских романсов, отечественных и зарубежных песен, заслуженную артистку Татарстана. Она уже много лет занимается развитием и поддержкой такого уникального жанра как «русский романс», посещая с концертами различные уголки планеты и содержа в родном городе салон «Казанский романс». «Русская планета» побеседовала с певицей о том, какие изменения претерпел жанр за последние несколько веков, и что он может дать современному человеку.

- Юлия, как на протяжении своей истории изменялся русский романс?

Романс пришел в Россию в конце XVIII века из Испании, где уличные музыканты начали петь не на латыни и не о любви к Богу, а на своем родном романском языке и о любви к женщине. В нашей стране романс лег на благодатную почву, общество испытывало необходимость в сентиментальных личных переживаниях. Романсы попали в надежные руки великих поэтов и композиторов Золотого века - это Пушкин, Глинка, Лермонтов, Даргомыжский. Следующий всплеск - рубеж XIX-XX веков, тогда рождается салонный бытовой романс. Интересно, что в этот период романсы, за некоторым исключением, пишутся на стихи полупрофессиональных поэтов. Высокая поэзия Серебряного века опередила свое время, она подчас была непонятна обывателю. А романс - это жанр человечный, земной во всех смыслах этого слова. На стихи Серебряного века романсы начали писать в конце XX века. И важную роль в истории романса этого времени сыграл кинематограф. В 1920-х годах правительством было решено, что романс - жанр чуждый, буржуазный, исполнять его и писать было опасно для жизни. И в массы он вернулся лишь вместе с поэзией Серебряного века через такие фильмы, как «Ирония судьбы», «Жестокий романс».

- А что стало с романсом с точки зрения сюжетов, диапазона выражаемых им чувств?

Музыкально, интонационно, конечно, что-то меняется. Развивается человеческое мышление, расширяется словарный запас. Мы стали думать сложнее, хотя это не всегда надо. Романсы сегодня часто исполняют под оркестры, раньше в основном гитара, рояль. Диапазон чувств в романсе - от категорической ненависти до глубокой любви. Причем, речь идет о любви земной во всех ее нюансах - ожидание любви, любовь как воспоминание, яркое или печальное, любовь в процессе.

- Каким же чувственным опытом и какой техникой должен обладать исполнитель романса?

Все жанры требуют труда и работы от исполнителя. Но я уверена, что романс - самый сложный жанр при своей видимой простоте. До сих пор существует мнение, что романс - это побрякушка, которая легка в исполнении. Многие драматические, оперные артисты и джазисты думают, что петь романс очень просто: «Если я оперу пою, неужели романс не спою?» А вот не споешь! Настоящих романсовых певцов катастрофически мало.

Поясню. Опера, на мой взгляд, это вокал. Джаз - это свобода. Авторская песня - это текст. Фольклор - это состояние. Рок-музыка - это ритм. Поп-музыка - это шоу и экстерьер. А вот романс - это чувство меры. А с этим чувством, как известно, самая большая напряженка не только в музыке. В романсе тоже необходим вокал, причем грамотный, поставленный, однако, если его слишком много, то, как правило, пропадает текст. Когда вокала мало - это тоже плохо, потому что романс - все-таки вокальный жанр, без вокала получается самодеятельность. Текста тоже должно быть в меру: мало нельзя:романс - это драматическое произведение, и много нельзя - есть опасность уйти в авторскую песню.
Состояние - обязательно, но ровно настолько, чтобы за три, а то и за два куплета успеть погрузиться в произведение самому, погрузить слушателя, и выйти оттуда вместе - впечатленными, одухотворенными. Шоу и экстерьер - необходимы. Концертный костюм, да не простой, а соответствующий - неотъемлемая часть романсовой программы. Шоу, а лучше сказать - минитеатр - основа романсового концерта, только опять-таки в меру, чтобы зрелище не затмило сам романс; ведь романс - жанр хрупкий, легко ранимый, а «интерьер» в нем не менее важен, чем экстерьер.

Русский романс - это бренд, он уникален, считает Юлия Зиганшина. Фото: из личного архива

Что касается личного опыта, он как раз не обязателен. Певец должен быть наблюдательным и обладать воображением, уметь возбудить чувства - из своей прошлой, настоящей и воображаемой жизни, из памяти предков и так далее. Это называется память сердца.

- Каков сегодня поклонник романса?

Это человек, как раз обладающий жизненным опытом. Конечно, в основном это люди, которым за... За сколько? Сложно сказать. Я пела романсы на детскую аудиторию, и дети с интересом слушали. Кто не влюблялся в первом классе, не испытывал чувства в седьмом? Опыт, неподвластный годам, который можно обрести и в 7, и в 25, и в 70. Есть человек, который всю жизнь прожил и ничего не понял. Слушатели принадлежат к разным социальным слоям. На концертах бывает больше женщин: я думаю, потому что они не боятся проявлять свои чувства, у мужчин принято быть сдержанными.

- Что дает современному человеку романс?

Возможность почувствовать себя человеком, вспомнить о своих чувствах. Многие люди говорят, что романс лечит их душу. Что это за лечение? Снимается напряжение, приходят в гармонию чувства и мысли, очищается сердце.

- Как встречают русский романс в мире?

Я часто выступаю за границей - причем не только для русского зрителя, но и для иностранцев. Например, недавно вернулась из Италии, был концерт в Парме для итальянской аудитории, там мы работали с переводчицами русской литературы: перед каждым романсом я немного рассказывала о самом романсе, передавала его краткое содержание, чтобы зрителям было понятно, куда направить свои чувства. И это работает.

Русский романс - это бренд. Он уникален. Аналогии такому жанра нигде не найти. Все, что поется под гитару за границей, больше похоже на авторскую песню, нежели на романс. Жанра бытового салонного романса ни в какой другой стране не встретишь. Однако, как у нас часто бывает, к своему родному относимся скверно.

- В романсе важна преемственность?

Сейчас есть целый ряд певцов, которые взяли манеру исполнителей начала XX века и радостно на ней сидят. Я считаю, что это недопустимо. Когда мне говорят, что это один в один Вертинский или Пиаф, то я отвечаю, что лучше послушаю оригинал. Певцы, которые копируют, достигают определенного успеха, у них есть поклонники, но им надо не свежих переживаний, а прошлого, воспоминаний, антиквариата.

Есть обратная сторона вопроса - полное отрицание того, что было сделано до тебя. Как говорится, ничего святого. И опять-таки, зрителя можно привлечь подобным «новаторством», но, увы, ненадолго, потому что это говорит скорее о глупости артиста, нежели об оригинальности: не беря во внимание накопленный веками опыт, он выказывает либо необразованность, либо лень. Тут вновь возникает вопрос о великом чувстве меры - где та грань, чтобы не впасть в копирование, но и не уйти от источника? И тут важно найти ориентиры.

- Почему вы в своей жизни остановили выбор именно на романсе?

Профессионально все началось, когда я стала лауреатом конкурса «Романсиада» 1998 года. Но мне задолго до этого был интересен этот жанр, в ранней молодости я пыталась петь романсы, но никак не могла выучить слова наизусть - я в них не видела смысла. Меня привлекали романсы мелодикой, какой-то томной тоской, которая, конечно, была мне знакома, но понять - о чем они - я не могла. И вдруг - фильм «Жестокий романс»! Точное попадание в меня невероятным сочетанием слов, мелодии, гитар, тональностей, соответствия моему состоянию, современности звучания при общем антураже XIX века! И главное - голос! Голос, где на первом плане стоял текст и переживание. Даже нельзя сказать, что поразил меня именно голос: у настоящих романсовых певцов не бывает голоса в чистом виде - это всегда сочетание звука, слова, смысла и чувства. Потом была куплена виниловая пластинка, заслушанная до спотыканий и царапин. И странное дело - через какое-то время через современные романсы, которые звучали в фильме, пришло понимание и осознание того, что делается и в старинных романсах - они приобрели смысл, нашлись в них и логика, и развитие, и идея!

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Интервью Светланы Миргородской. Театр Современного Романса

Не знаю, как Вам, а мне кажется, что в последнее время музыкальная жизнь у нас в России остановилась. Нет рождения новых, ярких звезд, с индивидуальной музыкой, с умными текстами, с уникальными образами. Попса сделала свое дело- музыка превратилась в китч на потребу дня. И вдруг мы узнаем, что в Москве началась работа по созданию театра...современного романса. И что его основатель - автор и исполнитель современных романсов - Светлана Миргородская, которая сегодня станет нашим собеседником.

-Не страшно соперничать с молодыми героями сцены?

С.М. Нет. Потому что никакого соперничества нет и быть не может. Как не может быть соперничества между курами и ласточками, пернатыми, уместными в своем ареале обитания. Я не собираюсь воевать за место в курятнике. А небеса - они такие огромные, что там всем места хватит.

- Почему Вас увлекстаромодный романс, а не «трендовый» шансон?

Может быть, это прозвучит странно, но я не вижу большой разницы между «романсом» и «шансоном», который по сути есть ничто иное, как «французская эстрадная песня в стиле кабаре». Для меня такие шансонье, как Шарль Азнавур или Эдит Пиаф останутся иконами стиля до конца дней. Тенденция называть «шансоном» песенки из подворотни, построенные на трех аккордах и бедной рифме, в нашей стране связана с засильем маргинальных «великороссов» - малочисленных потомков малообразованных малодушных мажоров. К счастью, в своем большинстве русский человек духовен и ментально неординарен. Поэтому ему близок романс, близки песни Азнавура, Пиаф, Вертинского, Утесова… - Не будем скрывать, но Вы к своим годам добились очень многого: у Вас успешный бизнес, связанный с миром ароматов и красоты. Издано несколько Ваших книг. Все, за что Вы беретесь, становится востребованным и популярным. Вы собираетесь и свои романсы довести до статуса «культ»?

Боюсь, что любое дело обречено на успех, если страстно им заниматься, не жалея времени и сил. Ароматам я посвятила 20 лет своей жизни. Романсам пока год, хотя стихи время от времени из меня выпрыгивали на бумагу, сколько себя помню. Я не верю в спонтанный успех, не верю в Золушку. Зато верю в Циолковского и Королева - их упорство, их труд и мечты, превращенные в идеи, сделали невозможное: люди теперь могут летать. Знаю, что легко не будет, будет интересно. И, возможно, однажды придет и заслуженный успех. - Почему театр романса?Не проще бы собрать несколько музыкантов с Вами во главе?

Вы знаете, некоторые идеи настолько светлы и праздничны, что рядом с ними прочие варианты кажутся нищими уродцами… Поэтому, когда мне посчастливилось познакомиться с талантливым человеком - поэтом, писателем, продюсером Сергеем Хариным - и он со свойственным ему фейерверком воображения предложил создать «Театр Современного романса», я поняла, что это - единственное, чего я по-настоящему хочу. Я не хочу «во главу», я хочу артистический экстаз.

-Вы уже набрали труппу?

Мы работаем над этим. Молодых, талантливых, артистичных певцов, к счастью, у нас много, есть из кого выбирать. Хочется создать труппу с сияющим эргрегором, чтобы все актеры своим блеском подчеркивали волшебное сияние своих коллег… Как у «PinkFloyd»: «ShineOnYouCrazyDiamond!»

- Современный романс и исконно русский романс - в чем их сходство и отличие?

Боюсь, в степени одиночества. Современный человек никому не нужен со своими проблемами и блужданиями о смысле жизни. В наше время неудачники презираемы. В чести у общества «личностный рост», успешность, победа любой ценой. Поэтому для всех нас фраза «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить» звучит, как нонсенс. Дико, неправильно и даже обидно. «Как это, я - царь природы - оказался не нужен вместе со своей любовью? Нет, врешь, не на того напал, значит, объект несчастной страсти был во всем виноват, был жадным негодяем и похотливым гадом». Только такой «пасьянс» судьбы сходится у нас. Мы слишком боимся выглядеть жалко, боимся показаться на людях без макияжа, боимся увидеть нагую истину, боимся признаться даже самим себе, что виноваты в своем хроническом одиночестве ничуть не меньше, чем наши оппоненты. Поэтому современный романс не такой обнаженный, как старинный, мысль должна быть раскрыта очень мягко, постепенно, чтобы зритель не испугался и не убежал.

А Ваш зритель- кто он? Завсегдатай филармонии с абонементом на концерты? Вы верите в то, что круг Ваших зрителей не будет ограничен любителями классического направления в музыке?

Вы знаете, мой зритель - это самое лучшее, что есть в нашей стране. Это то, что всех нас отвращает от эмиграции.Это тонкий, думающий, сострадательный человек со смятенным сердцем и ранимой душой. Он может посещать филармонию, а может быть фанатом рок-фестивалей, не это главное. Главное то, что он упрямо задается одним и тем же вопросом: «Зачем я живу?»- Что или кто Вас вдохновляет на создание романсов?

Жизнь и люди. Жизнь своими сложными кульбитами, выбивающими тебя из колеи до кровавых искр из глаз. Люди - своими мыслями, поступками, историями. Но больше всего мое вдохновение резонирует с музыкой композитора Анатолия Зубкова. Она зажигает в воображении такие яркие картинки, что они сами просятся на бумагу, складываясь в рифмы и метафоры.

- Сейчас большинство любителей музыки находится в Интернете. Как Вы будете популяризировать свое творчество среди них? Есть ли дружба между мировой паутиной и романсом?

Честно скажу, мне кажется, что ничто человеческое мировой паутине не чуждо. Я абсолютно уверена, что мои слушатели - современные пользователи всех благ и «неблаг» цивилизации, а не старообрядцы, медитирующие при лучине.

- А если вдруг слушатель не захочет полюбить Ваши творения?Сами знаете - наш народ капризен. Расстроитесь?

Да. Но убиваться не стану. Если избушка повернулась к лесу передом, иди к лесу.

-И напоследок какое-нибудь четверостишье (либо еще не нашедшее свою мелодию, либо экспромт)

«Под звуки маршей, бряцанье медалей,

Аплодисментов бурных треск сухой,

Под адский скрежет тормозных педалей

Безмолвною становится любовь».

культура искусство музыка музыка интервью Светлана Миргородская Театр Современного Романса

Современная художественная культура отражает жизнь современного человека. Создание ее, структура преломляется под действием новых взглядов, новых ритмов, "новых методов", под влиянием политических режимов и исторических закономерностей. Во многом, современное искусство подчинено идее воздействия и даже давления на человеческий мозг и сигнальные системы. Агрессивные формы художественной культуры, естественно развившиеся или искусственно внедренные, влияют на психику с помощью ярких контрастов, диссонансов, демонстрации ничтожности человека. Зачем же может быть нужен человеку, живущему в другом, очень быстром ритме, не претендующему на звание идеалиста, уже не оспаривающему собственную жестокость и прагматичность, романс? Какое место занимает романс среди многообразия современной музыки?

Место романса в любую эпоху - сфера человеческих чувств, так как он направлен на то, чтобы проникнуть во внутренний мир человека. Текст романса строится так, чтобы вызвать у слушателя ассоциации с его собственными переживаниями. За бесхитростными словами человек слышит свою историю или отождествляет себя с героем предложенной романсом ситуации. Вызванная в памяти история создает импульс, человек представляет себе события неожиданно яркими, возможно, не такими, какими они были на самом деле. И романс становится иллюстрацией его внутренней жизни. За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново, но наделяет себя чертами, которые не были ему присущи в тех обстоятельствах, на том этапе развития. Значит, романс дает возможность прожить заново ситуацию человеку в новом качестве, с другим отношением. И возникает не чувство унылой ностальгии, а умиротворение, сознание гармонии жизни; пока человек ошибается, совершает глупые поступки, он остается человеком. "что пройдет, то будет мило". Романс - не уход в идеальный мир, где все благополучно; нет, это существование как бы в двух мирах одновременно: в том, который в памяти, и тот, который есть в настоящем времени ("Мне бесконечно жаль…", "Ах, я уже давно не та").

Механизм действия романса на человеческую психику таков: В стихах романса ситуация обычно определяется несколькими символами. Сама по себе ситуация не конкретна, но слушатель, восприняв интонацию, доверяет интонации романса и как бы дополняет картину эпизодами из собственной жизни. Основа восприятия любого романса - личный опыт слушателя. Восприятие музыки носит ярко-выраженный эстетический характер, в нем переплетаются эмоциональные переживания и художественно-образное мышление. В его процессе возникают ассоциации, основанные на прежнем слуховом опыте, из которых проистекает эстетическое отношение индивида к музыке. Структура художественного произведения, особенно музыкального, сама по себе вызывает у человека определенное настроение, эмоциональные реакции. Музыка не просто информирует слушателя о выражаемом чувстве, но и погружает его в соответствующее эмоциональное состояние. Но эмоции эти, по утверждению Л. Выготского, умные и разрешаются преимущественно в образах фантазии.

Удовольствие, получаемое от художественного произведения, неуловимо и вряд ли поддается анализу. Невозможно отследить все возникающие ассоциации, мысли, чувства. Функция романса, как и искусства в целом, - внешнее воздействие на внутреннее, эмоциональное пространство человека.

Можно говорить о том, что, романс - сознание возможности, что часто значит гораздо больше, нежели возможность осуществленная. Свершившееся вызывает сожаление из-за того, что свершилось, а ему, возможно лучше было бы оставаться в области нереализованного, области мечты, желания. Желание - это процесс. Современный ритм жизни значительно сокращает этот процесс, человек стремиться достичь цели, не получая удовольствия от процесса. Романс дает возможность прожить ситуацию, как процесс желания, и не убить мечту, не получить разочарования при достижении результата. Этим объясняется тот факт, что современную аудиторию романса составляют в основном люди старше 30 лет: молодые люди стараются как можно быстрее достичь желаемого, а желаемому уделяют мало времени и внимания; в подобном стремлении есть нечто болезненное, так как целью является устранение дискомфорта, а не мечта.

Удовольствие от романса не постоянно и вовсе не обязательно приходит. Невозможно угадать какой романс, в какой момент произведет впечатление. Любой из нас может подтвердить, что удовольствие от текста переменчиво: нет никакой гарантии, что тот же самый текст сможет доставить нам удовольствие во второй раз; удовольствие мимолетно, зависит от настроения, от привычек, от обстоятельств. Неожиданно романс, слышанный много раз без особого психологического эффекта, "попадает" под настроение, окажется созвучным внутреннему тону слушателя. И наоборот, романс, ранее звучавший как "крик души", произведет менее яркое, даже формальное впечатление. Все дело в том, что человек никогда до конца не знает истинных причин своих настроений. Сознание человеческое пытается построить картину мира, используя всю поступающую в мозг информацию, но руководствуясь все-таки сложившимися представлениями об идеальном устройстве мира: об истине, добре, красоте и других абстрактных вещах, которые невозможно познать с помощью логики. Романс находится на грани реального и идеального миров, в этом секрет его действия на человеческую психику.

Слушание романса дает человеку возможность раскрыться и обнаружить богатство своего эмоционального мира при условии, что слушатель внутренне готов к этому. Человек, не позволяющий себе расслабиться, анализировать свои поступки, взаимодействовать с внешними явлениями, с поступающими сигналами, не сможет получить удовольствие от романса. Удовольствие это - от происходящей в душе человека работы, от осознанного и неосознанного преодоления границ, стереотипов понимания человеческой натуры.

Современному слушателю, на первый взгляд, предложен богатый выбор всевозможных жанров и исполнителей. Но отыскать в этом море что-то способное затронуть человеческую душу непросто и требует работы от самого слушателя. Воспитанию вкуса публики уделяется сегодня мало внимания. Популярная музыка направлена на то, чтобы удовлетворять невзыскательный вкус, нетребовательность массовой публики соответствует нетребовательности исполнителей к своему творчеству. В основном эта музыка носит развлекательный характер. Романс, во многом, к сожалению, жертва невнимательного исполнения. Недостатки интерпретации зачастую вызывают у слушателей неверное представление о романсе вообще и даже отвращение к нему.

Итак, я выделила некоторые характерные черты современных интерпретаций романсов. XX век во многом отличается пренебрежительным отношением к романсу. Слова "чувствительность", "сентиментальность" часто произносятся с ироническим, и даже издевательским подтекстом, как будто стыдно испытывать глубокие, искренние чувства. Поэты прячутся за ерничеством, высмеиванием тонких чувств; говорить о них считается слабостью. Но слабость - как раз-таки в боязни выразить свои подлинные чувства и естественные эмоции. Не те короткие эмоции, которые вызываются агрессивными методами в искусстве (что, кстати, весьма распространено в XX веке), не рефлекс, а эмоции с последующим анализом, обдумыванием своих действий и реакций. Читатели резко делятся на два лагеря: на бегущих от лирики и проклинающих ее - и на заколдованных лирикой. Постепенно люди приходят к тому, что в искренности их сила. Свидетельство этому - то, что "ернические", пародийные романсы-песни приживаются в народе гораздо хуже, чем сентиментальные. Их не услышишь в отличной от авторско-исполнительской интерпретации (пример: песни А. Вертинского в исполнении Б. Гребенщикова).

Обнаженность человеческих чувств в исполнении романса в наши дни вызывает кроме уважения некое эмоциональное потрясение: оказывается, человек не выглядит беспомощным и отвратительным, наоборот, он доказывает величие человеческого духа, к чему стремились в античные времена, в эпоху Возрождения, в первую половину XIX века. Важно, чтобы в исполнении романса личная неустроенность не подменяла искренности и величия всего человечества.

Долгое время исполнение романса, отличное от общепринятого не воспринималось слушателями как имеющее право на существование. Конец же XX века характеризуется свободой исполнительских интерпретаций, причем каждая из них находит отклик у соответствующей аудитории, будь то любители академического исполнения романса, актерского варианта, либо эстрадного. Исполнение романса без личного отношения не имеет смысла, но, к сожалению, часто практикуется. И восприятие, и исполнение романса должно носить субъективистский характер. В противном случае романс мертв. Пространство его останется пустым, ничем не заполненным.

Академическое исполнение отличается весьма серьезным отношением к форме и даже слегка отстраненным к содержанию и настроению романса. Здесь основное внимание уделено форме, сделан упор на вокал, на уважение к композиторам-классикам, мешающее непосредственному восприятию и проживанию романса. Редко, когда слушателю удастся уловить человеческое, свое родное в бесконечном преклонении исполнителя перед формой. Эмоциональная наполненность романса в таком случае ограничивается переживаниями певца по поводу звучания собственного голоса и последующей ноты, а также мучительными стараниями придать своему лицу соответствующее содержанию романса выражение. Оперные певцы, берущиеся исполнять романс, как будто забывают о том, что это вокальное произведение в отличие от оперы не оснащено серьезным инструментальным оформлением, пышными декорациями, масштабностью постановки. Романс, лишенный всего этого, скромен, но арсенала оперных масок при исполнении не достаточно. Более того, маски эти не соответствуют образам, воплощаемым в романсе. Определенность эмоций, заданных формой и масками академического исполнения, ограничивает пространство романса. Редко когда академическая интерпретация становится средством высказывания, происходит это только при вложении силы личности, способности донести эмоциональную информацию до слушателя и, разумеется, при безупречном владении техникой.

Современные эстрадные исполнители ставят своей целью покорить как можно больше слушателей, возможно, желание донести свою мысль до народа подавляется коммерческим интересом. В лучшем случае исполнитель, используя свое обаяние, убеждает аудиторию в том, что ей нравится романс, хотя на самом деле "забирает" слушателей именно сила личности. Современные эстрадные исполнители интерпретируют романс по сложившимся стереотипам. Недостаток вложения компенсируется элементами шоу, популяризацией романса, а также осознанием своей причастности к "высокому искусству", возрождению русских культурных традиций.

Сегодня предложить неожиданную интерпретацию романса может актерское исполнение. Находясь в вечном поиске новых форм выражения, актеры видят в романсе драматическую миниатюру и подают его как спектакль, не используя при этом вспомогательные технические средства и спецэффекты. (Е. Камбурова, А. Хочинский, О. Погудин, Е. Дятлов и др.). Эти интерпретации могут быть спорными, но заслуживают внимания в силу неожиданности неформального подхода к широко известным музыкальным произведениям и глубокого личного отношения к ним.

Непреходящий интерес исполнителей к романсу еще одно доказательство актуальности этого жанра и в XXI веке. В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как способу выражения и анализа своих чувств и мыслей. Общение с художественным текстом учит смотреть на мир с самых разных точек зрения. Романс - это неожиданное познание себя, а чем менее ожидаемо сообщение, тем более оно содержит информации. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека.

Когда мы слышим слово «романс», многие представляют древних бабушек с ярко напомаженными губами, сухо декларирующих или поющих опереточными голосами. Картина довольно комичная. На самом деле, хорошие романсы – это особый жанр искусства, который неизменно трогает как мужчин, так и женщин, как юных, так и пожилых.

Несколько фактов истории романса

Есть жанры, не умирающие и не стареющие. Они затрагивают потаенные струны души, пробуждающие в каждом человеке самое доброе и светлое. Слушая романс, мы все становимся лучше.

  • Историческими корнями романс уходит в галантные времена. Когда-то это был простой, незатейливый жанр, помогавший влюбленным признаваться в своих чувствах. Романс писали стихами, а затем напевали под гитару либо мандолину под окнами суженных, подобно серенадам.
  • Позже романс дошел до крестьян. Не умея читать, они заучивали наизусть и передавали из поколения в поколение красивейшие тексты о любви, верности и смерти – основных темах, присутствующих в произведениях этого жанра. Причем, мелодика, а иногда и мелодия, значительно варьировалась и преобразовывалась от исполнения к исполнению.
  • Профессиональное исполнение романса появилось несколько позже. Его стали петь с театральных подмостков и концертных залов. Исполнители романсов стали собирать большие аудитории слушателей. В конце девятнадцатого столетия богатый купец Ефимов подарил шикарный особняк артистке Софье Лунгиной за исполнение его любимого романса.
  • Сегодня романс – не только полноправный песенный жанр, но и способ заработка. Заказать написание романса, адресованного, к примеру, любимой женщине, может каждый. Автор учтет особенности биографии, характера, предпочтений адресата и сложит произведение, порой не уступающее классическим образцам жанра.

Мы твердо верим, что романс прочно вошел в русскую культуру, где будет жить еще многие века!