Инф. технологии

«танец с саблями». нелюбовь арама хачатуряна (первые кадры со съемочной площадки фильма, видео)

В 1951 году в Испании состоялось знакомство двух гигантов мировой культуры - советского композитора Арама Хачатуряна и испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Встреча эта приобрела столь скандальный характер, что в среде информированных деятелей искусства упоминать о ней на официальном уровне не принято до сих пор из соображений деликатности. Но, как говорится, шила в мешке не утаишь, и время от времени намеки на эту потрясающую и не совсем приличную историю вновь всплывают на поверхность в творчестве различных авторов.

Возьмем к примеру картины современной художницы Веры Донской-Хилько, специализирующейся на изображении знаменитостей.

Вера Донская-Хилько, «Паромщик», 2011 г .


Вера Донская-Хилько, «Wrestling», 2011 г .


Среди ее многочисленных работ мы можем обнаружить и такую картину:

Вера Донская-Хилько, "Гала-концерт", 2008 г .


Как мы можем видеть, прямых указаний на личности изображенных персонажей в названии картины нет, в чем и проявляется деликатность автора. Но нетрудно догадаться, что на картине "Гала-концерт" изображены Дали и Хачатурян, а двусмысленное название лишь намекает на то, что обсуждаемое здесь представление, по мнению художницы, Дали устроил для увеселения своей жены Галы.


"Атомная Леда", 1949


Гала на картинах Сальвадора Дали:
"Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" 1944

Однако вернемся в 1951 год.

Слава об эксцентричном сюрреалисте Дали к тому времени уже гремела по всему миру. Экспозиции его картин с триумфом прошли по самым известным выставочным залам Европы и Америки. Все знаменитости мира желали с ним познакомиться и публично восхищались его творчеством. Без преувеличения можно сказать, что в изобразительном искусстве он уже считался «звездой первой величины».

Арам Ильич Хачатурян к этому времени был одним из немногих советских композиторов, добившихся мировой известности, хотя и не столь громогласной. Он был лауреатом Государственной и Ленинской премий, Героем Социалистического труда, народным артистом СССР, уже объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Стравинским. Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего — королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн ХХIII, католикос Вазген.
Наибольшую известность Хачатуряну принесла небольшая сюита к балету «Гаянэ» - знаменитый «Танец с саблями», - которую он написал в 1942 году всего за один вечер. Эта сюита быстро набрала популярность, и многие симфонические оркестры мира включили ее в свои репертуары, а за композитором утвердилось неофициальное прозвище «мистер Танец с саблями».

Сюита «Танец с саблями» из балета "Гаянэ"

Во время творческой поездки по Испании Хачатуряну, конечно же, очень хотелось встретиться лично с «великим и ужасным» Сальвадором Дали. Однако тут было одно «но». Дали не очень-то жаловало руководство СССР, сюрреализм вообще считался «сугубо буржуазным», «классово чуждым» направлением в искусстве, и советская цензура очень неохотно пропускала репродукции картин Дали в многотиражные СМИ.
Дали в долгу не оставался. Однажды на вопрос о солидарности всего мирового пролетариата он высокомерно ответил: «У меня нет знакомого с фамилией Пролетариат». А в другом интервью Дали заявил: «Я хочу написать Ленина с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль». И впоследствии написал.

Поэтому об официальном визите Хачатуряна к мэтру буржуйского авангарда не могло быть и речи.
Но Арам Ильич все-таки не удержался и попросил испанских коллег устроить ему негласную встречу, как можно менее официальную. Неожиданно для всех великий Дали без всяких проволочек легко согласился принять Хачатуряна тет-а-тет в своем роскошном особняке, и даже прислал ему личное приглашение.

Итак, в назначенный день Арам Хачатурян подъехал на лимузине к дому Дали около двух часов пополудни. Прислуга проводила его в просторный обеденный зал. Как только старинные часы на стене пробили два, дверь отворилась, и на пороге появился церемониймейстер в парадной ливрее и в парике. Ударив жезлом в пол, он торжественно провозгласил об открытии аудиенции и не менее торжественно удалился.
Когда часы пробили четверть третьего, Хачатурян все еще был один в зале, если не считать павлина, распускающего великолепный радужный хвост в золоченой клетке. Еще через четверть часа Хачатурян стал проявлять признаки беспокойства - явно что-то пошло не так. Это обычная испанская непунктуальность или высокомерное пренебрежение?
Обеденный стол был накрыт фруктами, винами и другими напитками. Чтобы снять раздражение Хачатурян выпил коньяку, закусил виноградом, наполнил бокал гранатовым вином из хрустального кувшина.
Часы пробили три, затем половину четвертого, но никто не появлялся. От волнения Хачатуряну стало душно, он сорвал с себя галстук и сунул его в карман. Гнев продолжал утолять коньяком, а жажду вином. Это уже явное издевательство! В конце концов, ему пора выйти в туалет!
Хачатурян подошел к двери - закрыто. Проверил другие двери - закрыто. В недоумении он стоял посреди зала и смотрел на чирикающего в золотой клетке павлина. Что тут вообще происходит?!
Стучать и ломиться в двери оказалось бесполезно. Хачатурян осмотрел две большие керамические вазы, стоявшие на паркете у камина, и принял решение - он подождет до четырех часов, и не секундой больше!

И вот, с первым ударом часов, доведенный до крайней степени возмущения композитор кинулся к старинной вазе и стал в нее натурально писать. И в тот же миг из скрытых в стенах динамиков на весь зал прогремели первые аккорды сюиты «Танец с саблями». Двери распахнулись, и в зал влетел ни кто иной, как абсолютно голый Сальвадор Дали верхом на швабре, размахивающий саблей. Но ошарашенный маэстро Хачатурян уже не в силах был прервать мочеиспускание, ему оставалось только неподвижно следить за происходящим. Дали проскакал мимо него, совершил по залу несколько кругов почета в экспрессивном ритме сюиты и скрылся за дверью по ее окончании. В наступившей тишине дверь снова отворилась, вошел церемониймейстер, ударил жезлом в пол и провозгласил: «Аудиенция окончена!»
Занавес.

Рисунок Евгения Морозова, 1989


В последствии многие биографы Дали пытались найти ответ на вопрос - зачем он это сделал? Ведь это была не просто спонтанная эксцентричная шутка. Подготовка к осуществлению такой сценической композиции потребовала от «магистра абсурдного эпатажа» немалых затрат творческой энергии. Для начала ему требовалось продумать сценарий до мельчайших подробностей. Затем подготовить музыку и антураж. Главная сложность - незаметное наблюдение за Хачатуряном в течение двух часов, для этого требовались помощники. Так ради какой же цели Дали озадачил себя столькими проблемами?

Может быть тут имели место какие-то личные мотивы? Некоторые исследователи считают, что главным инициатором этой шутки была русская по происхождению Гала - жена, натурщица и «Муза» Сальвадора Дали. На такой вариант, в частности, намекает название картины Веры Донской-Хилько "Гала-концерт". Советская власть вынудила родителей Галы бежать из России от «красного террора», сама она воспитывалась в европейских традициях приоритета полной духовной свободы (отчего Дали и видел в ней родственную душу), и, возможно, она питала глубокую внутреннюю неприязнь ко всему, что связано с СССР, даже в искусстве.
Но большинство исследователей все же считают, что главным инициатором, сценаристом, режиссером и постановщиком этой феерической сцены был именно Дали. Подобные психологические инсталляции всегда вполне соответствовали его внутренней душевной организации. Ему было мало ощущать красоту абсурда где-то глубоко внутри себя, и вся его жизнь была попыткой вывести эту красоту на поверхность, внедрить ее непосредственно в окружающую жизнь. В инсталляции с Хачатуряном такая попытка, несомненно, увенчалась полным успехом, и сам Дали считал ее одним из лучших сюрреалистических опытов в своей жизни.

Современным художникам, как мы можем видеть, не хватает смелости графически отобразить весь шокирующий пафос сцены в полном объеме. Уважение к авторитету выдающегося музыканта не позволяет изобразить его в момент удовлетворения естественной потребности, а ведь это и есть главная деталь - «гвоздь», на котором держится вся грандиозность смысловой композиции. Иначе не стоило запирать Хачатуряна на 2 часа.
Но так или иначе Дали своего добился - зыбкую сюрреалистическую фантазию своей творческой души он воплотил в зримую и осязаемую реальность, и это мгновение торжества созидающего разума навсегда запечатлелось в космической хронике Вселенной - великий композитор Хачатурян, писающий в драгоценную фарфоровую вазу XVI века, и скачущий мимо в обнаженном виде величайший живописец XX века под «Танец с саблями» в исполнении Венского симфонического оркестра.

Париж, 1933 год.
Молодой и еще никому не известный Сальвадор Дали в окружении художников-сюрреалистов.

(Слева направо: Тристан Тцара, Поль Элюар, Андре Бретон, Ханс Арп, Сальвадор Дали, Ив Танги, Макс Эрнста, Рене Кревель и Ман Рэй).

Примерно в этот период Сальвадор Дали отправил своему отцу письмо в Испанию. Вскрыв конверт, отец обнаружил в нем маленький пакетик с какой-то липкой мутной жидкостью и короткую записку: «Больше я тебе ничего не должен».

А. Хачатурян балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна, но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

Краткое содержание балета Хачатуряна «Гаянэ» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Ованес руководитель колхоза
бригадир лучшей колхозной бригады, дочь Ованеса
Армен возлюбленный Гаянэ
Гико соперник Армена
Нунэ подруга Гаянэ
Карен работник колхоза
Казаков начальник группы геологов
Неизвестный

Краткое содержание


Сюжет разворачивается в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. Темной ночью недалеко от горного селения появляется Неизвестный, который замышляет диверсию. Утром жители селения отправляются на работу в сад. Среди них бригадир девичьей колхозной бригады красавица Гаянэ, в которую влюблены двое молодых людей - Гико и Армен. Гико пытается рассказать девушке о своих чувствах, но она отвергает его притязания.

В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла. Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники. Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.

В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико. События происходят в армянской деревне. Среди ее жителей - юная красавица Гаянэ, в которую влюблен Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он всеми силами старается завоевать расположение девушки. Это ему не удается, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущенные жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается веселой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 35 мин. 25 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Автор признавался, что «Гаянэ» занимает особенное место в его сердце и творчестве, поскольку это «единственный балет на советскую тему, 25 лет не сходивший со сцены».
  • Танцевальный дивертисмент, куда входят «Танец с саблями», «Лезгинка», «Колыбельная» и другие номера из балета, почти 50 лет оставался непременной частью спектаклей выпускников Академии русского балета им. Вагановой.
  • Популярнейшего во всем мире «Танца с саблями» изначально в партитуре «Гаянэ» не было. Но незадолго до премьеры директор театра попросил Хачатуряна добавить в заключительный акт танцевальный номер. Композитор сначала наотрез отказался, но потом передумал и всего за 11 часов смог создать настоящий шедевр. Отдавая хореографу партитуру этого номера, он в сердцах написал на титульном листе: «Черт возьми, в угоду балету!»
  • Современники утверждали, что зажигательный «Танец с саблями» даже Сталина заставлял всякий раз притоптывать в такт ритму - поэтому произведение звучало по радио почти каждый день.
  • Музыка к балету «Гаянэ» принесла ее автору Араму Хачатуряну высокую награду - Сталинскую премию I степени.
  • Всемирную известность музыке «Гаянэ» принесли три симфонические сюиты, которые Хачатурян «выкроил» из балетной партитуры.
  • «Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»). Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
  • Два главных создателя первой версии балета «Гаянэ» либреттист Константин Державин и хореограф Нина Анисимова составляли не просто творческий тандем, а были семейной парой.
  • В 1938 году в жизни будущего постановщика «Гаянэ» Нины Анисимовой наступила черная полоса. Ее, танцовщицу с мировым именем, обвинили в том, что она участвовала на театральных банкетах, гостями которых часто становились представители иностранных делегаций, и осудили на 5 лет с отбыванием наказания в Карагандинском трудовом лагере. Ее спас муж - либреттист Константин Державин, не побоявшийся заступиться за танцовщицу.
  • В 40-70-е годы прошлого века балет «Гаянэ» можно было увидеть на зарубежных театральных подмостках. За этот период спектакль неоднократно ставился в ГДР, ФРГ, Чехословакии, Болгарии, Польше.
  • Мотив «Танца с саблями» можно услышать в мультипликационном сериале «Симпсоны», в мультфильме «Мадагаскар 3», шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди!», в кинофильмах «Властелин любви», «Бумажные птицы», «Город призраков», «Бестолковая защита», «Простое желание», «Хижина дяди Тома», «Сумеречная зона» и других.
впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.

Перед композитором стояла непростая задача - написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян. Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом. Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь - драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.

В 1941 году он, по предложению руководства Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Многие фрагменты партитуры он оставил в неприкосновенности, сохранив все самые интересные находки, отличавшие первую редакцию. Новый балет получил название «Гаянэ» - в честь главной героини, и именно этот спектакль перенял эстафетную палочку «Счастья» в сохранении традиций армянской национальной музыки и культуры на балетной сцене. Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом войны композитор был отправлен в эвакуацию, как и театральная труппа Кировского театра. Условия, в которых рождалось новое музыкальное детище Хачатуряна, соответствовали суровому военному времени. Композитор работал в холодном гостиничном номере, где из обстановки находились только кровать, стол, табурет и фортепиано. В 1942 году 700 страниц балетной партитуры были готовы.

Вера Донская-Хилько - "Танец с саблями"

По поводу этой картины в сообществе "Искусство" как-то разгорелся спор с одним из членов сообщества: он возмущался тем, что я привела её в своём сюжете. Хочу сказать, что я не считаю эту картину чем-то достойным внимания с точки зрения изобразительного искусства. Это самый обыкновенный китч. Просто она единственная, где с точностью воспроизведён эпизод из жизни двух великих людей. С моей стороны это художественный стёб и не более того.)))

Арам Хачатурян - "Танец с саблями" из балета "Гаянэ"

"Какая странная картина и какие нездоровые ассоциации у художницы!" - может сказать неискушённый читатель и зритель. Ан нет, это, можно сказать, зарисовка из жизни, из жизни двух знаменитых людей: классика советской и армянской музыки Арама Ильича Хачатуряна и эпатажного испанского художника .

А дело было так: Арам Хачатурян дирижировал своей музыкой на концертах в Испании. Концерты эти имели большой успех. По окончании программы гастролей устроители концертов хотели сделать Араму Ильичу что-нибудь приятное, а потому предложили показать ему в Испании то, что он хотел бы увидеть. На что композитор сказал, что ему очень хотелось бы встретиться с Сальвадором Дали. Зная нрав художника, устроители концертов обещание организовать эту встречу сразу не дали, но заверили, что попробуют договориться с ним о встрече. На их удивление Сальвадор Дали сразу же дал согласие и назначил время аудиенции.

Арам Ильич прибыл к назначенному времени в резиденцию Дали, где его встретил дворецкий, который пригласил Хачатуряна в роскошный зал для приёмов и сказал, что Сальвадор Дали сейчас появится, а пока пускай гость чувствует себя, как дома.

Хачатурян присел на диван, рядом с которым стоял столик, а на столике армянский коньяк, вино, экзотические фрукты и сигары. Прошло минут двадцать, а хозяина всё ещё не было, тогда Арам Ильич, который начал уже раздражаться, выпил немного коньяка, запив его вином. Хозяина всё не было - Хачатурян выпил ещё и ещё, закусил какими-то фруктами. Прошло уже больше часа, а хозяин так и не появился. Композитору всё это стало очень не нравиться, тем более, что после выпитого появилась естественная потребность избавиться от лишней жидкости. Арам Ильич попытался выйти из зала, но все имевшиеся там двери оказались запертыми снаружи. Прошло почти два часа после назначенного времени встречи, прежде чем Арам Ильич чертыхаясь стал искать в помещении что-нибудь подходящее для решения своей проблемы. На глаза ему попалась большая старинная ваза для цветов, которую он и вынужден был употребить в несвойственном ей качестве. Только это случилось, как открылась одна из дверей и в зал под звуки хачатуряновского "Танца с саблями" влетел на швабре абсолютно голый Дали. При этом он размахивал саблей над своей головой. Проскакав через всю комнату, он скрылся в двери на противоположной стене. Так и окончилась эта встреча на "высоком уровне".

Но это не вся история. Сальвадор Дали потом в прессе сетовал на то, что русские совсем дикие люди, не имея ни малейшего уважения к дорогим коллекционным произведениям исскуства, они используют их в качестве ночных горшков.
Арам же Ильич, до конца своих дней, когда заходил разговор об этой встрече, только плевался и чертыхался. В Испанию же с тех пор - ни ногой.

Вот такое замечательное музыкальное произведение этот "Танец с саблями", что и у художников, и у писателей оно стало источником вдохновения, в результате чего появилась картины Веры Донской-Хилько и Рината Аклимова, а также рассказ писателя Михаила Веллера под одноимённым названием.

Ринат Аклимов - "Танец с саблями"

Если вы захотите прочитать рассказ Михаила Веллера, то для этого вам достаточно кликнуть на картину Рината Аклимова.
Не могу сказать, что эта картина вызывает во мне какие-то необыкновенные чувства, просто я не смогла найти в интернете хорошей фотографии в приемлемом размере, на которой был бы запечатлён "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Возможно, потому что тематика балета устарела, но даже Армянский оперный театр сегодня не ставит этот балет. А в прежние времена по телевизору часто показывали этот очень колоритный танец.

Арам Ильич Хачатурян родился 24 мая (6 июня) 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлиса (ныне Тбилиси - Грузия) - армянский советский композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954).

В детстве будущий композитор не проявлял особого интереса к музыке и это немудрено - у его отца, Ильи (Егия) Хачатуряна, сельского переплётчика, вряд ли была возможность дать сыну музыкальное образование. Обучаться музыке Арам Хачатурян начал только в 19 лет.

В 1921 году вместе с группой армянской молодёжи Арам Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.
Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где сначала занимался по классу виолончели, а затем перешёл в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова.
Первой работой композитора стал "Танец для скрипки и фортепиано".

В 1929 году Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 году, после чего поступил в аспирантуру.
Ещё в студенческие годы им написаны интересные фортепианные и инструментальные произведения.

Во время Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

Уралочка
Арам Хачатурян на слова Григория Славина
Поёт Георгий Виноградов

В 1939 году Арам Хачатурян написал первый армянский балет "Счастье". Но недостатки либретто балета вынудили композитора переписать большую часть музыки. Завершилось все это созданием балета "Гаянэ", но было это уже в годы Великой Отечественной войны.

Переработанный балет, получивший название "Гаянэ" - по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор.

"Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, - вспоминал Хачатурян. - Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине".

Премьера балета "Гаянэ" состоялась 9 декабря 1942 года в Перми силами эвакуированного Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского).

А в 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры.
Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную известность.

"Мне тем более это дорого, что "Гаянэ" - единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века..." - Арам Хачатурян.

Арам Хачатурян - Лезгинка из балета "Гаянэ"

Сцена из балета Хачатуряна "Гаянэ" в постановке Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова
В роли Гаянэ - Тамара Статкун

Арам Хачатурян - Интерлюдия из балета "Гаянэ"

Интерлюдия - промежуточный эпизод, подготавливающий и связывающий различные проведения темы в данном случае в музыкальном произведении.

Арам Хачатурян - балет "Гаянэ"
Балетмейстер - Борис Эйфман (это дипломная работа хореографа)
Дирижёр - Александр Вилюманис
Гаянэ - Лариса Туисова
Гико - Александр Румянцев
Армен - Геннадий Горбанев
Мачак - Марис Корыстин

Постановка Латвийского государственного театра оперы и балета
Фильм снят во время представления на сцене Большого театра Союза СССР (1980)

В Википедии ошибочно сказано, что Хачатурян написал музыку к кинофильму "Маскарад" (1941), но музыку к этому фильму написал композитор Венедикт Пушков.
В 1941 году Арам Хачатурян написал музыку к ставшему знаменитым спектаклю московского Театра имени Евгения Вахтангова - драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад".
Через два года он переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

Александр Яковлевич Головин (1863-1939) - эскиз декорации к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

Арам Хачатурян - Романс Нины из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"
Поёт - Галина Писаренко

Александр Головин - русский художник, сценограф, народный артист РСФСР (1928). Активный член объединения "Мир искусства", дизайнер интерьеров, мебели, совместно с Константином Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900-го года и гостиницы "Метрополь" в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 годах.
Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал как театральный художник.

Александр Яковлевич Головин (1863-1939) - Маскарадный зал
Эскиз декорации к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)

Николай Васильевич Кузьмин - советский художник-график, книжный иллюстратор. Кузьмин замечательно иллюстрировал русскую классику - среди прочего произведения Лермонтова, в частности и драму "Маскарад".

Арам Хачатурян - Мазурка из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"

Арам Хачатурян - Вальс из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"

Арам Хачатурян - "Маскарад"
Балет, поставленный на музыку к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

В 1970-е годы хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Лермонтова "Маскарад", опираясь на музыку Хачатуряна - симфоническую сюиту "Маскарад", к тому времени считавшуюся лучшим музыкальным воплощением героев Лермонтова. Предполагалось, что Хачатурян будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева "Лермонтов", поставленную в 1954 году в Московском художественном театре (МХАТ). Но этому проекту не суждено было осуществиться.

Лишь двадцать лет спустя, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета "Маскарад" на основе музыки Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты из других произведений композитора: Второй симфонии, Сонаты-монолога для виолончели соло, "Бассо остинато" из сюиты для двух фортепьяно.

Первую постановку балета осуществил Одесский театр оперы и балета в 1982 году.

Арам Ильич Хачатурян продолжил работу над балетной музыкой балетом "Спартак" - "Спартак" стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась его премьера на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. С того времени этот балет стал часто исполняться на лучших сценах мира. Более подробно о работе над балетом и собственно сам балет можно посмотреть .

Одновременно Хачатурян работал над музыкой для театра и кино.
Фильмы, для которых написал музыку Арам Ильич:

"Зангезур", "Пепо", "Владимир Ильич Ленин", "Русский вопрос", "Секретная миссия", "У них есть Родина", "Адмирал Ушаков", "Джордано Бруно", "Отелло", "Сталинградская битва".

С 1950 года Арам Ильич Хачатурян выступал в качестве дирижёра, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом.

С 1950 года преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте имени Гнесиных.
В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев и Кирилл Волков.

С 1957 года Арам Ильич Хачатурян был секретарём Союза композиторов СССР.

Арам Хачатурян был неоднократно награждён правительственными наградами СССР и других государств.
Самые значительные награды - Герой социалистического труда (1973), 3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973), Орден Октябрьской Революции (1971), 2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966).

Хачатурян был четырежды лауреатом Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1950), лауреатом Государственной премии (1971), лауреатом Ленинской премии (1959) за балет "Спартак".

Умер композитор 1 мая 1978 года в Москве, а похоронен в Пантеоне деятелей культуры парка имени Комитаса (армянского композитора - основоположника армянской музыки) в Ереване.

Его хоронили в Армении невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы. Был страшный дождь. На аэродроме на ступеньках стояли хоры, как это бывает в греческих трагедиях, и под этим дождем пели. Совершенно невероятное зрелище. А на другой день, после похорон, вся дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

Именем композитора названы улицы и самолёт "Аэрофлота", в его честь выпущены почтовые марки, его музыка звучит не только в отечественных, но и во многих зарубежных кинофильмах.

Арам Хачатурян внёс огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры - он один из величайших композиторов XX века.

Вальс дружбы
Арам Хачатурян на слова Георгия Рублёва
Поёт - Вера Красовицкая

Документальное видео, посвящённое Араму Хачатуряну

Вера Донская-Хилькевич - "Танец с саблями"
По поводу этой картины в сообществе "Искусство" как-то разгорелся спор с одним из членов сообщества: он возмущался тем, что я привела её в своём сюжете. Хочу сказать, что я не считаю эту картину чем-то достойным внимания с точки зрения изобразительного искусства. Это самый обыкновенный китч. Просто она единственная, где с точностью воспроизведён эпизод из жизни двух великих людей. С моей стороны это художественный стёб и не более того.)))

Арам Хачатурян - "Танец с саблями" из балета "Гаянэ"

"Какая странная картина и какие нездоровые ассоциации у художницы!" - может сказать неискушённый читатель и зритель. Ан нет, это, можно сказать, зарисовка из жизни, из жизни двух знаменитых людей: классика советской и армянской музыки Арама Ильича Хачатуряна и эпатажного испанского художника Сальвадора Дали .

А дело было так: Арам Хачатурян дирижировал своей музыкой на концертах в Испании. Концерты эти имели большой успех. По окончании программы гастролей устроители концертов хотели сделать Араму Ильичу что-нибудь приятное, а потому предложили показать ему в Испании то, что он хотел бы увидеть. На что композитор сказал, что ему очень хотелось бы встретиться с Сальвадором Дали. Зная нрав художника, устроители концертов обещание организовать эту встречу сразу не дали, но заверили, что попробуют договориться с ним о встрече. На их удивление Сальвадор Дали сразу же дал согласие и назначил время аудиенции.

Арам Ильич прибыл к назначенному времени в резиденцию Дали, где его встретил дворецкий, который пригласил Хачатуряна в роскошный зал для приёмов и сказал, что Сальвадор Дали сейчас появится, а пока пускай гость чувствует себя, как дома.

Хачатурян присел на диван, рядом с которым стоял столик, а на столике армянский коньяк, вино, экзотические фрукты и сигары. Прошло минут двадцать, а хозяина всё ещё не было, тогда Арам Ильич, который начал уже раздражаться, выпил немного коньяка, запив его вином. Хозяина всё не было - Хачатурян выпил ещё и ещё, закусил какими-то фруктами. Прошло уже больше часа, а хозяин так и не появился. Композитору всё это стало очень не нравиться, тем более, что после выпитого появилась естественная потребность избавиться от лишней жидкости. Арам Ильич попытался выйти из зала, но все имевшиеся там двери оказались запертыми снаружи. Прошло почти два часа после назначенного времени встречи, прежде чем Арам Ильич чертыхаясь стал искать в помещении что-нибудь подходящее для решения своей проблемы. На глаза ему попалась большая старинная ваза для цветов, которую он и вынужден был употребить в несвойственном ей качестве. Только это случилось, как открылась одна из дверей и в зал под звуки хачатуряновского "Танца с саблями" влетел на швабре абсолютно голый Дали. При этом он размахивал саблей над своей головой. Проскакав через всю комнату, он скрылся в двери на противоположной стене. Так и окончилась эта встреча на "высоком уровне".

Но это не вся история. Сальвадор Дали потом в прессе сетовал на то, что русские совсем дикие люди, не имея ни малейшего уважения к дорогим коллекционным произведениям исскуства, они используют их в качестве ночных горшков.
Арам же Ильич, до конца своих дней, когда заходил разговор об этой встрече, только плевался и чертыхался. В Испанию же с тех пор - ни ногой.

Вот такое замечательное музыкальное произведение этот "Танец с саблями", что и у художников, и у писателей оно стало источником вдохновения, в результате чего появилась картины Веры Донской-Хилькевич и Рината Аклимова, а также рассказ писателя Михаила Веллера под одноимённым названием.


Ринат Аклимов - "Танец с саблями"
Если вы захотите прочитать рассказ Михаила Веллера, то для этого вам достаточно кликнуть на картину Рината Аклимова.
Не могу сказать, что эта картина вызывает во мне какие-то необыкновенные чувства, просто я не смогла найти в интернете хорошей фотографии в приемлемом размере, на которой был бы запечатлён "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Возможно, потому что тематика балета устарела, но даже Армянский оперный театр сегодня не ставит этот балет. А в прежние времена по телевизору часто показывали этот очень колоритный танец.

Арам Ильич Хачатурян родился 24 мая (6 июня) 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлиса (ныне Тбилиси - Грузия) - армянский советский композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954).

В детстве будущий композитор не проявлял особого интереса к музыке и это немудрено - у его отца, Ильи (Егия) Хачатуряна, сельского переплётчика, вряд ли была возможность дать сыну музыкальное образование. Обучаться музыке Арам Хачатурян начал только в 19 лет.

В 1921 году вместе с группой армянской молодёжи Арам Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.
Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где сначала занимался по классу виолончели, а затем перешёл в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова.
Первой работой композитора стал "Танец для скрипки и фортепиано".
В 1929 году Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 году, после чего поступил в аспирантуру.
Ещё в студенческие годы им написаны интересные фортепианные и инструментальные произведения.

Во время Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

Арам Хачатурян на слова Григория Славина - Уралочка
Поёт Георгий Виноградов

В 1939 году Арам Хачатурян написал первый армянский балет "Счастье". Но недостатки либретто балета вынудили композитора переписать большую часть музыки. Завершилось все это созданием балета "Гаянэ", но было это уже в годы Великой Отечественной войны.

Переработанный балет, получивший название "Гаянэ" - по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор.

"Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, - вспоминал Хачатурян. - Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине".

Премьера балета "Гаянэ" состоялась 9 декабря 1942 года в Перми силами эвакуированного Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского).

А в 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры.
Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную известность.

"Мне тем более это дорого, что "Гаянэ" - единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века..." - Арам Хачатурян.

Арам Хачатурян - Лезгинка из балета "Гаянэ"

Сцена из балета Хачатуряна "Гаянэ" в постановке Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова
В роли Гаянэ - Тамара Статкун

Арам Хачатурян - Интерлюдия из балета "Гаянэ"

Интерлюдия - промежуточный эпизод, подготавливающий и связывающий различные проведения темы в данном случае в музыкальном произведении.

Арам Хачатурян - балет "Гаянэ"
Балетмейстер - Борис Эйфман (это дипломная работа хореографа)
Дирижёр - Александр Вилюманис
Гаянэ - Лариса Туисова
Гико - Александр Румянцев
Армен - Геннадий Горбанев
Мачак - Марис Корыстин

Постановка Латвийского государственного театра оперы и балета
Фильм снят во время представления на сцене Большого театра Союза СССР (1980)

В Википедии ошибочно сказано, что Хачатурян написал музыку к кинофильму "Маскарад" (1941), но музыку к этому фильму написал композитор Венедикт Пушков.
В 1941 году Арам Хачатурян написал музыку к ставшему знаменитым спектаклю московского Театра имени Евгения Вахтангова - драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад".
Через два года он переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

Александр Яковлевич Головин (1863-1939) - эскиз декорации к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

Арам Хачатурян - Романс из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"

Александр Головин - русский художник, сценограф, народный артист РСФСР (1928). Активный член объединения "Мир искусства", дизайнер интерьеров, мебели, совместно с Константином Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900-го года и гостиницы "Метрополь" в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 годах.
Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал как театральный художник..


Александр Яковлевич Головин (1863-1939) - Маскарадный зал
Эскиз декорации к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)

Николай Васильевич Кузьмин - советский художник-график, книжный иллюстратор. Кузьмин замечательно иллюстрировал русскую классику - среди прочего произведения Лермонтова, в частности и драму "Маскарад".

Арам Хачатурян - Мазурка из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"


Арам Хачатурян - Вальс из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"

Арам Хачатурян - "Маскарад"
Балет, поставленный на музыку к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад"

В 1970-е годы хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Лермонтова "Маскарад", опираясь на музыку Хачатуряна - симфоническую сюиту "Маскарад", к тому времени считавшуюся лучшим музыкальным воплощением героев Лермонтова. Предполагалось, что Хачатурян будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева "Лермонтов", поставленную в 1954 году в Московском художественном театре (МХАТ). Но этому проекту не суждено было осуществиться.

Лишь двадцать лет спустя, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета "Маскарад" на основе музыки Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты из других произведений композитора: Второй симфонии, Сонаты-монолога для виолончели соло, "Бассо остинато" из сюиты для двух фортепьяно.

Первую постановку балета осуществил Одесский театр оперы и балета в 1982 году.

Арам Ильич Хачатурян продолжил работу над балетной музыкой балетом "Спартак" - "Спартак" стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась его премьера на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. С того времени этот балет стал часто исполняться на лучших сценах мира. Более подробно о работе над балетом и собственно сам балет можно посмотреть .

Одновременно Хачатурян работал над музыкой для театра и кино.
Фильмы, для которых написал музыку Арам Ильич:

"Зангезур", "Пепо", "Владимир Ильич Ленин", "Русский вопрос", "Секретная миссия", "У них есть Родина", "Адмирал Ушаков", "Джордано Бруно", "Отелло", "Сталинградская битва".

С 1950 года Арам Ильич Хачатурян выступал в качестве дирижёра, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом.

С 1950 года преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте имени Гнесиных.
В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев и Кирилл Волков.

С 1957 года Арам Ильич Хачатурян был секретарём Союза композиторов СССР.

Арам Хачатурян был неоднократно награждён правительственными наградами СССР и других государств.
Самые значительные награды - Герой социалистического труда (1973), 3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973), Орден Октябрьской Революции (1971), 2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966).

Хачатурян был четырежды лауреатом Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1950), лауреатом Государственной премии (1971), лауреатом Ленинской премии (1959) за балет "Спартак".

Умер композитор 1 мая 1978 года в Москве, а похоронен в Пантеоне деятелей культуры парка имени Комитаса (армянского композитора - основоположника армянской музыки) в Ереване.

Его хоронили в Армении невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы. Был страшный дождь. На аэродроме на ступеньках стояли хоры, как это бывает в греческих трагедиях, и под этим дождем пели. Совершенно невероятное зрелище. А на другой день, после похорон, вся дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

1 мая исполняется 41 год как не стало классика советской и мировой музыки Арама Хачатуряна.

Виртуоз большой скрипки

До 18 лет будущий композитор жил в Тбилиси - столице Грузии. Дома маленький Арам говорил по-армянски, на улице с друзьями - по-грузински, в школе - по-русски. Тогда это было нормально и естественно и ни о какой национальной вражде не было и речи. На всю жизнь Хачатурян сохранил любовь к своему народу и уважительное отношение к другим.

Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Под их впечатлением мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. «Эта моя первоначальная «музыкальная деятельность», - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаяние…»

Материальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало для мальчика большим событием. По слуху он подбирал мелодии народных песен и танцев. «Вскоре я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян,- и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти - пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции».

В Москву 18-летний Арам попал благодаря старшему брату, театральному режиссеру, который помог юноше получить музыкальное образование, ввел в художественные круги Москвы. Именно брат привил начинающему композитору любовь к театру. Впоследствии Хачатурян, написавший музыку к 20 с лишним спектаклям, говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером».

Сдавая экзамены в Московский музыкальный техникум, Арам заметил стоявшую в углу виолончель и заявил, что хотел бы учиться «на этой большой скрипке»! Вряд ли бы, не имевшего даже элементарной подготовки Хачатуряна зачислили в музыкальный техникум, если бы Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины не распознали в юноше природного дарования.

«Энергичный, порывистый, увлекающийся, не очень организованный, но бесконечно преданный любимому искусству» - таким запомнился друзьям - современникам Арам Хачатурян тех лет.

Новизна ради новизны

Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном, Барбером… Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн ХХIII, католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович… Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями… Однако мало кто знал (разве что несколько самых близких), что в конце жизни Хачатурян переживал тяжелейшую внутреннюю драму. В 70 лет, после долгой болезни, он жаловался: «Я вновь пытаюсь сочинять. Я ищу новое, не хочу упустить старое - эмоциональность, мелодическое богатство. А это так трудно! Из-за этого я нервничаю, у меня плохое настроение, все меня раздражает. Сегодня, например, был у меня урок в консерватории. Там - погоня за новизной ради новизны. Студенты соревнуются, кто острее, кто абстрактнее. А выразительность, вдохновение - просто пустые понятия».

***

Его хоронили в Армении невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы. Был страшный дождь. На аэродроме на ступеньках стояли хоры, как это бывает в греческих трагедиях, и под диким дождем пели. Совершенно невероятное зрелище. А на другой день, после похорон, вся дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

_____________________________________________

Однажды, находясь в Испании на гастролях, которые проходили с огромным успехом, Арам Хачатурян встретился с Сальвадором Дали. Вот как эту встречу описал в своем рассказе «Танец с саблями» писатель Михаил Веллер.

«…Церемониймейстер приглашает его в роскошный приемный зал - белая лепка, наборный паркет и зеркала, - предлагает садиться и вещает по-испански, что монсеньор Дали сейчас выйдет вот из этой двери. В этот самый миг старинные часы на стене бьют два удара, церемониймейстер кланяется и исчезает, закрыв за собой двери.

И Хачатурян остается в зале один.

Он сидит на каком-то роскошном златотканом диване, не иначе из гарнитуров Луи XV, перед ним мозаичный столик, и на этом столике изящно расположены армянские коньяки, испанские вина, фрукты и сигары. А в другом углу зала большая золотая клетка, и там ходит и распускает радужный хвост павлин.

Проходит минута, и другая. Зная, что пунктуальность в Испании не принята ни на каком уровне, Хачатурян оживленно осматривается по сторонам, приглаживает волосы и поправляет галстук. Очевидно, жена Дали Гала тоже будет, раз не требуется переводчик. Он заготавливает вступительные фразы и оттачивает тонкие комплименты.

В десять минут третьего он полагает, что, в общем, с секунды на секунду Дали уже зайдет, и прислушивается к шагам.

В четверть третьего садится поудобнее и выбирает сигару из ящичка. Выпускает дым и закидывает ногу на ногу.

В двадцать минут третьего он начинает слегка раздражаться - какого лешего, в самом деле… сам же назначил на два часа! - наливает себе рюмку коньяка и выпивает.

В половине третьего он наливает еще рюмку коньяка и запивает ее бокалом вина. Щиплет виноград!..

Налицо все-таки нарушение этикета. Хамство-с! Что он, мальчик? Он встает, расстегивает пиджак, растягивает узел галстука, сует руки в карманы и начинает расхаживать по залу. С павлином переглядывается. Дурная птица орет, как ишак!

А часы исправно отзванивают четверти, и в три четверти третьего Хачатуряну эта встреча окончательно перестает нравиться. Он трогает ручку двери, из которой должен выйти Дали - может, церемониймейстер залы перепутал? - но дверь заперта. И Хачатурян решает: ждет до трех - и уходит к черту. Что ж это за безобразие… это уже унижение!

Ровно в три он нервно плюет на сигарный окурок, хлопает на посошок рюмочку «Ахтамара» и твердо ступает к двери.

Но оказывается, что эта дверь, в которую он входил, тоже не хочет открываться. Хачатурян удивляется, крутит ручку, пожимает плечами. Он пробует по очереди все двери в этом дворцовом покое - и все они заперты!

Он в растерянности и злобе дергает, толкает, - закрыли! Тогда он для улучшения умственной деятельности осаживает еще коньячку, ругается вслух, плюет павлину на хвост, сдирает галстук и запихивает в карман…

Он ищет звонок или телефон - позвонить камердинеру или кому там. Никаких признаков сигнализации.

Может, с Дали что-нибудь случилось? Может, он не прилетел? Но ведь - пригласили, уверили… Сумасшествие!

А жрать уже, между прочим, охота! Он человек утробистый, эти удовольствия насчет пожрать любит, а время обеденное: причем он специально заранее не ел, чтоб оставить место для обеда с Дали - по всему обед-то должен быть, нет?

Присаживается обратно к столику, выбирает грушу поспелее, апельсином закапывает рубашку, налегает на коньяк, и звереет - настраивается на агрессивный лад!

И в половине четвертого начинает ощущать некоторую потребность. Вино, понимаете, коньяк, фрукты… В туалет надобно выйти Араму Ильичу. А двери заперты!!!

Никакие этикеты и правила хорошего тона уже неуместны, он стучит во все двери, сначала застенчиво, а дальше - просто грохочет ногами: никакого ответа. Тогда пытается отворить окна - или покричать, или уж… того… Но стрельчатые замковые окна имеют сплошные рамы и никак не открываются.

Хачатурян начинает бегать на своих коротких ножках по залу и материться с возрастающим напором. И к четырем часам всякое терпение его иссякает, и он решает для себя - вот РОВНО в четыре, а там будь что будет! да провались они все!

А на подиуме меж окон стоит какая-то коллекционная ваза, мавританская древность. Красивой формы и изрядной, однако, емкости. И эта ваза все более завладевает его мыслями.

И в четыре он, мелко подпрыгивая и отдуваясь, с мстительным облегчением писает в эту вазу и думает, что жизнь не так уж плоха: замок, вино, павлин… и высота у вазы удобная.

А часы бьют четыре раза, и с последним ударом врубается из скрытых динамиков с оглушительным звоном «Танец с саблями»! Дверь с громом распахивается - и влетает верхом на швабре совершенно голый Дали, размахивая над головой саблей!

Он гарцует голый на швабре через весь зал, размахивая своей саблей, к противоположным дверям - они впускают его, и захлопываются!

И музыка обрывается.

Входит церемониймейстер и объявляет, что аудиенция дана.

И приглашает к выходу.

Остолбеневший Хачатурян судорожно приводит себя в порядок… На крыльце ему почтительно вручают роскошный, голландской печати, с золотым обрезом альбом Дали с трогательной надписью хозяина об этой незабываемой встрече.

Сажают в автомобиль и доставляют в отель.

По дороге Хачатурян пришел в себя и хотел выкинуть к черту этот поганый альбом, но подумал и не стал выкидывать.

А там его ждут и наперебой расспрашивают, как прошла встреча двух гигантов. И он им что-то такое плетет о разговорах про искусство, стараясь быть немногословным и не завраться.

В тот же день полное изложение события появляется в вечерних газетах, причем Дали в простительных тонах отзывается об обыкновении гостя из дикой России использовать в качестве ночных горшков коллекционные вазы стоимостью в сто тысяч долларов и возрастом в шестьсот лет.

Михаил Веллер наврал.
Беринг 2008-04-13 02:37:32

Михаил Веллер наврал. Такого не было в Испании. Вообще Веллер много чего напридумывал.


Картина о встрече А.Хачатряна и Сальвадора Дали демонстрируется в музее Эротики, что в центре Москвы. Её нарисовала испанская художница в 2011 году. Может быть это плод её воображения или написана ею по факту прошедшей встречи великих, точно не знаю. Как узнать точнее: была ли встреча вообще?