Государство

Узоры в русском народном стиле. Орнамент русского народного костюма как оберег

Орнамент - язык тысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству (14).

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Многие исследователи отмечают, что орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение. Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения(6).

Извилистая линия часто была символом воды - необычным веществом с таинственными свойствами, одной из первостихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложных взаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины мира (16).

Однако, человечество «взрослеет» и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов декора. Тем не менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная» орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, а значит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест - поселения малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (16).

Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре.

Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность (1).

Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером. Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами в сложно-опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Все орнаменты имеют свои названия, весьма устойчивые, если принять во внимание обширную территорию их распространения. Для расшифровки смысла орнаментов привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе - одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от поколения к поколению, и осознается она лишь частично (см. приложение 6).

Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира (4, с.6).

Исследователями, русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построения орнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращено на изучение искусства XI--XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихся вопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И. Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. Виоле-ле-Дюк. Они занимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях -- не только как уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов. Орнаментом украшали всё, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. А ярче всего всего орнамент проявился в русской вышивке (1, с.9).

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы -- меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы); антропоморфный, подразделяемый на две большие группы: а) архаический, отражающие древние мифологические представления, б) бытовой (или жанровой). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм -- т. н. тератология, геометрических и растительных -- арабески) (5).

Русский орнамент -- область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных и западноевропейских стран -- все это оказывало влияние на формирование русского орнамента.

Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе (1, с.7).

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.

Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора - Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок - на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы - потусторонний мир - где в подземном дворце - пещере - Лабиринте обитал Бог Земли - Подземного Мира - Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище - огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба - Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра - Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф...

Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан...) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, - обитатели Небесного Мира окружили "пострадавший" участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому - портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах - брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

***

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак "Орепей":
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как "предок" ;
на подоле - как вход в потусторонний мир , или также "предок".

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор - изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества - змеи, птицы, кони, олени, звери...

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества - ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира - Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) - приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты - способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе - возникновением и развитием патриархального уклада - культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется "половая" интерпретация символов:

А вот значение объединенного символа - восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть - судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название "Звезда Богородицы". Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа - . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня - Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) - в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной - Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, - примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как "работает" символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или "отражал" негатив, как бы "переломленные" через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты...

Ну и, конечно, магическое значение символа...

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Женский

Мужской

Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле "с четырех сторон". Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие "женской" символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе "Путями великого россиянина" (альманах "Славяне") и с сокращениями приведенная М. Шатуновым ("Русская Здрава", М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее "яйцом Рода") и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями "золотого сечения" Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. "Древняя тайна цветка жизни", т.1, с. 229-230, "София", 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей "золотого сечения").

Мара Минина

Ах, эти русские народные узоры ! Как приковывает внимание их тонкая вязь, так отзывается что-то в душе! И кажется, что эти кружевные орнаменты источают дурманящий аромат древних тайн и мерцая, пытаются сто-то сказать. Увы! Не многие знают символичный язык славянских узоров, не многие понимают их многослойные образы, их значение. Славянские узоры прекрасны, как летняя соловьиная песня, но, верно, надо иметь какой-то душевный резонанс с наследием предков, чтобы услышать их негромкую музыку. В этой статье показывается, какие русские народные узоры и их значение были использованы в артели "Северная Сказка" при создании модели женского свитера с обережными узорами.

Истинная красота славянских узоров - в их значении

Славянские узоры подобны голографической картине - их надо рассматривать, расфокусировав зрение, переключая внимание то на темный рисунок, то на светлый. Смысл славянских узоров можно понять только объединяя в уме значение тёмного узора, который «говорит» от лица земного, явного мира, и значение светлого узора, который «говорит» от лица небесного мира, мира Прави. Кроме того, трактовка русских народных узоров изменяется в зависимости от места, где они находятся - ведь славянская одежда имела трехчастное деление (сохраняемое, кстати и в древних архаичных канонах мезенской росписи).

Подол одежды символизировал Небо, Мир Прави, рукава и горло были ритуально связаны с Землей, близкой к миру Нави, а между ними располагается пространство Яви. Теперь попробуйте представить, как изменится значение хотя бы одного славянского узора, при «передвижении» его «разным мирам». Невозможно постигать красоту и значение славянских узоров на бегу, впопыхах - нужен тонкий настрой, особое духовное состояние, в котором человек открыт зову сердца, зову природы.

Рассмотрим схемы вышивок. Так, на женском свитере с обережными узорами от «Северной Сказки», есть знак «звенчатый крест», символически связанный с Первопредком. Это мощнейший обережный знак, сила его держится на корнях Вашего родового дерева. Он присутствует во всех "трех Мирах" на нашем свитере (ниже можно будет посмотреть иллюстрации).

На подоле (помним, что это небесный мир) славянский узор Первопредок выполнен белым цветом, то есть символически связан с Небом. Это максимально сильное небесное покровительство Родных Богов, Первопредков славян. Далее, на груди, на территории явного мира, знак Первопредка уже красного (темного) цвета, это корни вашего рода, поддерживающее жизненный ствол Вашего родового дерева «здесь и сейчас», несущий в себе земную энергетику, И, наконец, третий раз знак Первопредка появляется на рукавах, вплетаясь в узор, оберегающий владельца одежды от преждевременного ухода в Навь. Здесь знак Первопредка именно красный (темный), земной, удерживающий.



Рассмотрим подробнее схемы славянских узоров

«Узоры – великие путешественники во Времени и Пространстве», - пишет Марина Качаева, чьи великолепные и вдумчивые исследования славянских узоров послужили основой символики женского свитера, выполненного в артели «Северной сказки».

Постараюсь как можно подробнее рассказать о этом свитере ручной работы, который даже профессиональные вязальщицы могут связать только за три недели.


Первое, что надо увидеть: Земля или Небо?



И, рассматривая общую схему славянского узора, оцените чего больше в нём – светлого или темного. Во всех обережных узорах этого свитера соблюдается равновесие темного(красного) и светлого(основного цвета), и только на большом обережном узоре на спине существует преобладание красного цвета Земли. Это означает, что этот предмет одежды, гармонизируя потоки мужской и женской энергии, все же дарит своей хозяйке чуть больше женственной мягкости, так необходимой в нашем жестоком мире.

В целом помните, что:

если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);

если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;

если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.

Второе, что надо увидеть: какие славянские узоры расположились на «Земле» и «Небе»

Рассмотрим внимательно узоры на одежде с историей от артели «Северная Сказка».

Небо (мир Прави)

Это подол нашего свитера. На нем есть узор темный, выполненный красными нитками, и светлый, основного цвета в равной пропорции (светлых и красных ниток равное число).



Что же говорит нам светлый узор, чья энергетика в этом месте максимальна?

Первое, что важно - «звенчатый крест» Первопредка . О его значении было уже сказано, просто получим удовольствие от созерцания этого прекрасного по своей геометрии славянского орнамента. Здесь этот символ «белый на Небе», что придает ему ключевое значение в этой орнаментальной вязи, символизируя покровительство самих Богов Прави. Возможно, сам Сварог присматривает за владелицей этого свитера? Тогда хозяйке обеспечена яркая, творческая, созидательная жизнь и хорошее здоровье - ведь Сварог, Верховный Бог-кузнец также и Бог Плодородия; он создал Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки.

К нему воссылаются мольбы об изобилии плодов земных. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром Богов. «Сварганить» до сих пор означает - чудесным, мастерским образом сотворить что-то новое, неизвестное ранее.

И, для гармонии столь сильной энергетики Небесного Первопредка, сама Богиня-Земля, Мать Сыра Земля, является нам в виде славянского символа «прорастающего зерна». Значение этого славянского узора - мощь Земли, сила животворящей энергии, сгусток земного, явного воплощения.

Так, встречаясь на этом подоле, высшие силы Земли и Неба благоприятствуют творению новой жизни. Не случайно, что этот орнамент в свитере от "Северной Сказки" закрывает чресла, оберегая самый центр женской силы.




Теперь сделаем мысленное усилие и переключим восприятие на рассмотрение темного (в нашем случае красного) узора.

Земная энергетика, максимально усиленная знаком «засеянного поля» , символически связанного с Великой Богиней Мать Сыра Земля, встречается здесь со славянским знаком «рогатая«, знаком Макошь, Богини Судьбы и Магии. Ее появление - дает новую глубину смыслу этого славянского узора.

В нем противостояние и объединение земного и небесного, стремление к простой, обыденной жизни и талант к женской магии.

А здесь уже невозможно понять эту «интригу», не копнув глубже непростые взаимоотношения двух самых важных женских покровительниц. Мать Сыра Земля покровительствует радости в простой обыденной жизни, а Макошь, Богиня Судьбы - таинственная спутница женской магии, гадания и ворожбы.

Русский народный узор «рогатая» связан с Макошь, так как ее влияние усиливается вместе с Луной. Саму Богиню Макошь изображали в «рогатом» головном уборе, да и традиционный головной убор славянских женщин - «кичка» была красивейшим украшением, имевшим явно выраженные рога в честь Макошь, Богини Судьбы и Магии.

  • Если хотите узнать об этом больше, прочитайте статью « »

Так, взаимодействуя «на Небе», две Богини пришли сюда, чтобы дать владелице этой одежды свою силу.

В целом, на схеме славянского узора этого подола мы видим сильное влияние Сварога и Макошь, Богов Прави, причем светлое влияние знака Первопредка столь сильно, что достаточно поддержки знака «рогатая», выполненного в красном, земном варианте.

Чтобы удерживать и даже противостоять этой светозарной энергии, на этом орнаменте два раза повторяется знак Богини-Земли, в белом и красном цвете, что в целом создает теплое оберегающее поле для хозяйки этой чудесной одежды.

Центральное поле этого узора обрамляют две полосы с узором «волны» - это символ воды, жизни, движения.



Земля (граница между Явью и Навью)

Навь - это нижний мир, в который уходит праведная Душа, присоединяясь к своим родным и становясь хранителем следующих поколений. Душа находится в мире Нави до своего нового воплощения. К сожалению, в Навь уходят и Души неправильно живших и несправедливо умерших. Их существование в Нави перерождает их в темных и ужасных навий, стремящихся вернуться в явный мир. Значение орнаментов в этом месте одежды очень простое - считалось, что узоры на рукавах не дают проникнуть злым, темным навьям в человека.

Какое же волшебное действие происходит прямо у нас на глазах, под чарующими глаз чудесными славянскими узорами?

Присматриваемся к орнаменту с белой, небесной энергетикой и видим «прорастающее зерно » Богини Земли. Этот знак был «на Небе», и теперь появился здесь, «на Земле». Такое овладение всем пространством этого знака сулит владелице этого свитера здоровье и прирост достатка.

Появление «орепия», конечно, тоже не случайно. Это знак Огнедевы, воплощающей в себе силу и жизненную энергию всего явного мира. И здесь, на «территории Земли» он является в виде варианта рисунка, который назывался «лабиринтом». Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях. Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.

Возможно, такое впечатление получит и тонкий знаток, рассматривая этот славянский узор на этом свитере.

Многое говорят о лабиринтах как о дверях в иной мир. Опасно, когда эти двери открыты, нужны особые обряды, чтобы приветствовать Предков и защититься от навьев. В этом узоре лабиринт Огнедевы крепко запечатан четырьмя замками и надежно хранит свою владелицу.

  • Если хотите узнать о лабиринтах больше, почитайте статью



Темный, красный узор, имеющий здесь максимальную силу, включает в себя «решетку» – дает нам новый смысл происходящего. Здесь Огнедева, которая небесной энергией запечатывала проход в нижний мир, предстает в образе светозарной Богини, несущейся в повозке, запряженной Прибогами. Как пишет Марина Качаева, «она мчится в огненной колеснице, запряженной парой Близнецов - лебедей или коней. Этому образу Девы соответствуют лунные культы, связанные с любовной магией». Внимательный знаток значения славянских узоров вспомнит, конечно, энергию Макошь, Богини Судьбы и Магии, наполняющую орнамент подола.

И, конечно, мощь и спокойствие "звенчатого креста", несущего вековую защиту Первопредка.

Здесь, на границе мира Яви и Нави он выполнен нитями красного, земного, женского цвета, он царит здесь, лучась своей обережной энергетикой. Все Матери Вашего рода стоят на страже, ограждая нежелательное проникновение темных навьев.

Обдумаем значение славянского узора в целом. Схема такова. Соединяясь и охраняя, знак Огнедевы в виде белого лабиринта и красный знак Первопредка блокируют нежелательную энергию от обоих начал - мужского и женского.

Одновременно, здесь заложен рост женского духовного начала (белый росток) и способность влиять на мужчин (красная Огнедева, дающая силу в любовной магии).

Третье: смотрим на узоры, охраняющие запястье и горло


На женском свитере от «Северной Сказки», так же, как и на мужском, расположен знаменитый «русский крест». Узоры в этом месте чрезвычайно важны, именно они удерживают Душу в теле. Русский крест – узор, состоящий из женских «ромбов» и мужских «крестов», причем именно в правильном цветовом решении – темный женский ромб и светлый мужской крест. Что тут долго говорить – получается, что этот узор, гармонизирующий женское и мужское начало, удерживает Душу именно силой Любви, которая составляет такую привлекательную часть нашей Явной жизни.


Четвертое: смотрим на мир Яви

Между подолом и рукавами-воротом пространство, символизирующего наш явный мир, в котором мы существуем на физическом плане. В славянской одежде здесь располагались узоры на груди и спине, и, что важно, вся одежда подпоясывалась поясом, желательно тоже узорчатым.

На свитере от артели «Северная сказка» в районе пояса уже сделана узорная обережная полоса. Рассмотрим ее сокровища повнимательнее.

На волне белой, мужской энергетики здесь расположилась Огнедева - в виде «орепия» охраняющая хозяйку уже от ненужных недоброжелателей явного, физического мира и она же, на белой колеснице в узоре "решетка ", дающая силу любить и быть любимой.


И посмотрите на женские силы, дарованные этими узорами - красная «рогатая», Макошь, Богиня Луны, Богиня Судьбы и Магии, повторенная два раза (в прямом и зеркальном варианте) обещает легкую, светлую судьбу в этой явной жизни.


Орнамент одежды, конечно же, должен ее украшать, но, оказывается, изначально он выполнял и иную функцию. Орнамент в русском народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи, так сказать незащищенную. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту.

Значение узоров

Само слово «узор» является производным от слова «зоря» - устаревшее русское слово, означающее заход солнца и момент появления звезд на небе. Все , изображавшиеся на орнаменте народного костюма, очень символично отражали видение мира народа того времени. То, как они воспринимали космос, солнце, звезды и свое место во всем этом. Например, нередко изображался бегущий белый конь на фоне звезд. Конь символизировал собой солнце, поэтому он и был в звездном окружении. Также нередки изображения весеннего бога солнца Ладо.

Обряды, существовавшие у народов в то время, тоже получили отражение в орнаменте народного костюма. Например, весенний обряд – радуница, праздник Ивана Купалы и другие. Менялось орнаментального рисунка и в зависимости от того, где он располагался. Если это был подол, то есть часть одежды, располагающаяся ближе к земле, то на нем изображали ромбо- и крестообразные композиции, означающие землю, плодородие, огонь. Если же это были узоры на головных уборах, то есть, ближе к небу, то вышивали знаки, олицетворяющие солнце, небо, птиц и так далее.

Все эти факты дают основания для того, чтобы сделать вывод о сильной связи прошлой культуры, миропонимания с культом природы. А также орнамент отображает представления народа данной культуры о своем бытие. По сути, это был своеобразный продукт народного творчества, мироощущения и мыслей. Орнаментальная вышивка была одним из первых магических человечества, который передается из поколения в поколение и тем самым не дает забывать нынешнему поколению о своих предках и о том, как они жили, чувствовали и во что верили.