Деньги

Значение слова гипербола в литературной энциклопедии. Гипербола примеры

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Литература просто не может обойтись без специфических языковых средств, которые придают произведению особенную художественную выразительность. Без стилистических приемов книги любых жанров превратились бы в обычное описание фактов и по содержанию напоминали бы сухие научные труды.

Определение

Гипербола в литературе - средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. Этот стилистический прием можно найти практически у любого писателя как у классика, так и у современного автора.

- «что взмах - то готова копна» Н. А. Некрасов;

- «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах;

- «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки;

- «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров;

- «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе имеет сходство с другими стилистическими приемами: метафорой, сравнением или гротеском. Но есть существенные отличия. Гротеск - это всегда смесь реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого комичного образа. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола - всегда преувеличение. Примеры: «ноги как у слона», «высотой до неба», «тысячу раз говорили» и т. п.

Языковое средство преуменьшения

Гипербола в литературе имеет свою противоположность - литоту. Этот стилистический прием основан на преуменьшении предметов или явлений, например «мужичек с ноготок», «кот наплакал», «рукой подать». Некоторые лингвисты считают литоту не самостоятельным стилистическим приемом, а частным случаем гиперболы.

Языковые средства в разговорной речи

Не стоит думать, что образные выражения - это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен. Например, в Нагорной проповеди - «скорее верблюд пройдет в игольное ушко» или «махнет - станет улица» в старинных русских былинах об Илье Муромце. Гипербола активно используется в разговорной речи, без нее наш язык был бы намного беднее. Примеры: «сто лет не виделись», «хоть пруд пруди», «целая вечность», «ягода - с кулак», «падаю с ног от усталости» и т. п. Находит она свое применение и в ораторском искусстве - цель все та же, с помощью преувеличения привлечь внимание аудитории и усилить выразительность речи. Гипербола используется и в рекламных слоганах, например, «больше, чем вкус» или «никогда не сможете оторваться».

Визуализация

Существует и визуальный аналог этого стилистического приема, например, на агитационных плакатах советского периода, фигура большевика всегда резко возвышалась не только над людьми, но и над крышами домов. Преуменьшение образов (литоту) можно найти на полотнах Босха, там человек показан мелким и ничтожным, как символ суетности и ничтожности греховной обыденной жизни.

Помните, гипербола в литературе - это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально. Она является только средством для того, чтобы заострить внимание или усилить выразительность.


Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение). «Все большие произведения. - писал А.Горький, - все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений». Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное в наблюдаемых явлениях, извлечь из них основной смысл, сгустить его силой воображения в художественный образ.

Преувеличение - «ядро» типизации.

Один из самых эффектных и эффективных приемов художественного преувеличения - гипербола в литературе. Она позволяет «представить непредставляемость», «соотнести несоотносимое», то есть наиболее остро и резко дать ту или иную деталь - в портрете, во внутреннем облике персонажа, в явлении объективного мира. Подчеркнем - объективного. Потому что, говоря о гиперболе, следует иметь в виду, что какой бы невероятной, какой бы фантастической она ни была, в основе ее всегда - жизненный материал, жизненное содержание.

Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации.

Так, один из главных персонажей гоголевского «Ревизора» Хлестаков сам о себе говорит, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». В обществе, основанном на всеобщем чинопочитании, на всеохватном лицемерии, ложь Хлестакова, при всей ее гиперболической несуразности («как прохожу через департамент, - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» и т.п.), принимается провинциальными чиновниками за чистую правду.

Еще пример. В романе Маркеса «Осень патриарха» рассказ о «тысячелетнем» патриархе ведется от «мы», и этот прием использования коллективной точки зрения, многоголосия, дает почувствовать и представить себе атмосферу слухов и недомолвок о герое. О диктаторе с самого начала ничего не известно наверняка - и до конца книги. Каждое новое толкование его поступков раскрывает лишь какую-либо одну из сторон его облика, где на первый план выдвигается исключительность, несходство с обыкновенными людьми. И это придает всему стилю повествования определенную гиперболичность.

Для создания гиперболического художественного образа используются различные виды тропов: сравнения, уподобления, метафоры, эпитеты и т.д. Функция их состоит в том, чтобы преувеличить предмет, наглядно раскрыть противоречие между содержанием и формой его, сделать изображение более впечатляющим, броским. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». В зависимости от социально-эстетической направленности произведения одно и то же событие может восприниматься как «гигантское» или же как «мелкое». В романе Д.Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» гипербола и литота соседствуют: в первой части книги современная писателю Англия показана как бы через уменьшительное стекло, во второй - через увеличительное. В стране лилипутов волы и овцы до того крохотны, что герой сотнями грузит их в свою лодку. Под стать этим размерам и все прочее, с чем сталкивается Гулливер в этой стране, вплоть до социального уклада и политических событий. Сатирическим преуменьшением Свифт дает читателю понять, что претензии островной, «лилипутской», в сущности, Англии на мировое господство (на роль «владычицы морей», на обширные колониальные владения и проч.), казавшиеся многим англичанам великими, грандиозными, если задуматься, ничтожны и даже смешны.

Впечатляющ и другой гиперболический образ - из самого начала романа: герой приходит в себя после кораблекрушения и не может оторвать головы от земли - каждый волос его накручен на вбитый в землю «лилипутский» колышек. Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств...

Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. В.Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью этого приема выявляет внутреннее убожество одного из «любителей природы», браконьера Грохотало: «Рыбак Грохотало недвижной глыбой лежал за жарко нагоревшим костром. сотрясая берег храпом, как будто из утробы в горло, из горла в утробу перекатывалась якорная цепь качаемого волнами корабля». Здесь проступает авторская оценка персонажа с его ненасытно-агрессивным отношением к природе, персонажа, олицетворяющего бездушную серость. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической. Диапазон использования этого прима достаточно широк, охватывает и юмор, и иронию, и комизм.

История гиперболы уходит в далекое прошлое - в фольклор, в народные сказки, щедрые на сатирические образы и комические ситуации. Однако примерно в то же время возник и совершенно другой вид гиперболы - весьма далекой от смеха. В былинах, легендах, героических сказаниях мы обнаруживаем ту, которую можно назвать идеализирующей. Так, в русском эпосе запечатлен исторический опыт народа, его героическая борьба против захватчиков и притеснителей. В образах былинных героев народ выразил свое понимание долга и чести, мужества и патриотизма, доброты и самоотверженности. Герои былин -богатыри - наделены идеальными человеческими качествами, как правило, преувеличенными, гиперболизированными. В обрисовке былинного богатыря в первую очередь подчеркивается его сверхъестественная физическая сила: «Кабы было во земли кольцо, / И было бы во неби кольцо, / Захватил бы эти кольца в одну руку, / Притянул бы небо к земле», - говорится в былине об Илье Муромце. Подобным образом гиперболизируются его вооружение, его поступки. На поле брани он орудует железной палицею-шалыгой «весу ровно сто пулов», луком и стрелами «в косу сажень», а то и попросту хватает за ноги подвернувшегося противника и крушит им «великую силушку» вражескую: вправо махнет - появляется во вражьем скопище «улица», влево - «переулочек». Конь же Ильи Муромца может в один скок одолеть многие версты, ибо летит он «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего»...

Гиперболизируются - но уже сатирически - и образы противников былинных богатырей. Например, если Илья Муромец внешне ничем не отличается от окружающих, то его «супостат» Идолище - и ростом в «две сажени», и в плечах «косая сажень», и глазищи у него что «пивные чашищи», и нос что «локоть»... Благодаря этому контрастному внешнему сопоставлению победа богатыря выглядит особенно внушительной, заслуживающей народного прославления.

Значение слова ГИПЕРБОЛА в Литературной энциклопедии

ГИПЕРБОЛА

[греч. — ????????] — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и

538 романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов — Маяковский (см. « Стилистика) ».

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИПЕРБОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГИПЕРБОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого …
  • ГИПЕРБОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение …
  • ГИПЕРБОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГИПЕРБОЛА
    (от греческого hyperbole - преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Сравни …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словарике:
    I ы, ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении. Гиперболический - характеризую-щийся гиперболой, свойственный гиперболе. Гиперболизировать - преувеличивать. | Примеры …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение. II …
  • ГИПЕРБОЛА
    ГИП́ЕРБОЛА (от греч. hyperbol; - преувеличение), разновидность тропа, осн. на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота …
  • ГИПЕРБОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГИП́ЕРБОЛА (греч. hyperbol;), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Г. - множество точек М, разность расстояний …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение …
  • ГИПЕРБОЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гипе"рбола, гипе"рболы, гипе"рболы, гипе"рбол, гипе"рболе, гипе"рболам, гипе"рболу, гипе"рболы, гипе"рболой, гипе"рболою, гипе"рболами, гипе"рболе, …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре лингвистических терминов:
    Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал …
  • ГИПЕРБОЛА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. , лит. Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось …
  • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ГИПЕРБОЛА в Новом словаре иностранных слов:
    1) (гр. hyperbole) стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр. : наметали стог выше тучи или вино лилось рекой …
  • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русского языка:
    ‘литературный прием’ Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.) Ant: преуменьшение, …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ГИПЕРБОЛА в словаре Синонимов русского языка:
    кривая, преувеличение, прием, …
  • ГИПЕРБОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    гип`ербола, …
  • ГИПЕРБОЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    гипербола, …
  • ГИПЕРБОЛА в Орфографическом словаре:
    гип`ербола, …

Гипербола, наряду с разговорной речью, так же используется в литературе. Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Литота может быть использована и в качестве «оружия» против гиперболы, гигантизма. Например, предложение Хлеба в доме – ни крошки!


При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое-либо событие или предмет. Причем преувеличивая настолько, что в реалии это оказывается за гранью возможного.

С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего».

Литота в русском языке

Простым языком, это красивое выражение, речевой оборот, который при этом смягчает слова, имеющие «негативный» окрас. При помощи литоты можно выразить в мягкой форме и своё несогласие с собеседником.

Особенно часто применяется литота в стихах. В художественных произведениях тоже часто встречается литота. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Литота в стихах Есенина встречается редко. Всё чаще поэт использует роскошные метафоры. Эти литоты в стихотворениях Есенина показывают трагичность всей ситуации. Литота в психологии – это недооценивание, преуменьшение или обесценивание позитивного.

Есть ещё одна особенность употребления литоты в англоязычном художественном тексте. Если литота в английском языке используется в разговорной речи, то она передаёт сдержанность, воспитанность, а иногда иронию человека.

Гипербола – это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. Представьте себе, если бы не существовало такой стилистической фигуры, как гипербола, все произведения русских писателей и поэтом потеряли бы свое превосходство и великолепие.

Литота в литературе: значение слова и примеры его использования

Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» — В. Высоцкий. Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя. Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения.

Гипербола: что это такое?

Да! Если бы все слёзы, кровь и пот, Пролитые за всё, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп – я захлебнулся б В моих подвалах верных. Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Самые простые литоты появляются в СМИ. Они представляют собой использование уменьшительно-ласкательных эпитетов.

Причём это может быть как «насмехательство», «сарказм», так и «жалость», «нежность». Используется литота и для того, чтобы значительно смягчить какое-то резкое выражение. Так, например, американский посол, реагируя на то, что в Одессе был сожжён дом Профсоюзов, сказал следующие слова: «Восставшие показывают своё недовольство».

Создание уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, «покемончик», «колобочек» и т.д. Смещение отрицания в модальную часть предложения. Итак, литота – это намеренное преуменьшение. Важно правильно ставить в нём ударение. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности. Есть даже авторы, которые исключительно на литоте строят свои произведения. Примеры из литературы весьма разнообразны.

Гипербола обычно имеет место в высказывании. Для того чтобы сделать высказывание ярким и выразительным, путем намеренного преувеличения существует такое понятие в русском языке как гипербола. Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Это в русском языке сегодня такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д. Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен.

Не раз приходилось слышать, а то и использовать, такой термин, как гипербола.

Гипербола в литературе применяется, как правило, для того, чтобы обозначить стилистический прием особенного преувеличения свойств описываемого явления или предмета, тем самым усилить производимое впечатление.

В этой статье я приглашаю своих читателей отправиться в увлекательный мир родного языка. Ознакомившись с информацией, поданной здесь, вы сможете получить ответ на следующие вопросы:

  1. Что включает в себя понятие гипербола в литературе?
  2. С какой целью она используется?
  3. Часто ли мы, сами того не замечая, применяем в речи эту

Статью я решила разбить на три части: вначале рассказать подробнее об этимологии самого слова, далее речь пойдет об истории и причинах возникновения самого понятия и, наконец, вы узнаете о роли гиперболы в современной стилистике.

Часть 1. Этимология и современное определение слова

Итак, прежде всего, углубимся в историю. С точки зрения этимологии слово греческого происхождения «гипербола» состоит из двух частей “hyper” и “bole”. Первое переводится на русский язык как «сверх», «через» или «слишком», второе же можно истолковать, как «бросок», «кидание», «метание». Приблизительно с 18 века в латинском языке появляется и начинает широко использоваться означаемое «преувеличение» слово “hyperbole”.

Существует и противоположный термин - литота. И если гипербола в литературе подразумевает «преувеличение», то литота, наоборот, используется для преднамеренного преуменьшения.

Например, гиперболой могут выступать фразеологизмы «море запахов», «океан любви», «сто лет не виделись», литотой же - «с наперсток», «рукой подать».

Часть 2. Причины возникновения термина

Наверное, трудно себе представить, что стремление чрезмерно преувеличивать как значение, так и физические особенности предмета зародились в мышлении человека еще во времена первобытнообщинного строя. Конечно же, суждения первых людей на планете существенно отличались от хода мысли людей нынешних. В те далекие времена попросту не существовало четкой грани между вымыслом и реально существующими понятиями. Как известно, много веков назад охотники одушевляли окружающий их мир, вождей, животных, явления природы. Они наделяли их сверхъестественными способностями, к примеру, невероятными размерами, волшебной силой, чрезмерной ловкостью и изворотливым умом. Почему? Этот процесс был просто неизбежным, т.к. являлся следствием огромной зависимости от сил природы, непониманием ее закономерностей, неспособности овладеть всем происходящим или невозможности объяснить для себя причины возникновения того или иного события. В результате возникал страх, чувство беззащитности, зависимости, а вследствие чего - мнимая благодарность, преклонение, удивление и преувеличение.

Часть 3. Гипербола. Литература классическая и современная

Для того чтобы придать произведению художественную выразительность, авторы стараются использовать различные самыми распространенными среди которых считаются метафоры, сравнения, эпитеты и гиперболы. В настоящее время такой как гипербола используют, основываясь на взаимодействии эмоционального и логического значения одного и того же слова.

Приведу примеры гиперболы в литературе: «Об этом уже тысячу раз сказано» (преувеличивается количество), «Враги разбиты в пух и прах» (качество), «Он ушел, и мир перестал для нее существовать» (эмоции).

Иногда очень трудно не перепутать гиперболу со сравнением или метафорой, так как они тоже достаточно часто сравнивают два предмета. Запомните, что гипербола в литературе всегда означает преувеличение. Скажем, «Ступни его ноги были огромны, как лыжи». На первый взгляд этот пример напоминает сравнение, но, вспомнив, какая на самом деле длина лыж, можно понять, что это преувеличение, а значит, гипербола.

Автор обычно прибегает к этому стилистическому приему, чтобы усилить впечатление или заострить образ. Современные реалии также нуждаются в использовании гиперболы для того, чтобы усилить эффект воздействовать на воображение или привлечь внимания.