Работа

Классный час на тему: "Международный день родного языка". Сценарий мероприятия "международный день родного языка"

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Ход мероприятия

1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

21. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Пословицы.

27. Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

28. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

31. Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.

34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

47. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Дети исполняют песню “У моей России”.

50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

51. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Внеклассное мероприятие

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

Цели мероприятия :

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

« Язык – живая душа народа»

21февраля - Международный день родного языка

Ход мероприятия

Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Чтец 1

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Чтец 2

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование - или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

Чтец 3

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

Чтец 4

Звучит музыка (северных народов)

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

(айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

Чтец 5

Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык

Ведущий (под музыку народов мира)

Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Чтец 1

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет (например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Чтец -2

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

Чтец -3

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтец 4

Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Чтец 5

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Ведущий

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

Чтец 1

Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

Чтец 2

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

Чтец 3

Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

Звучит армянская музыка

СЛОВО СЫНУ

Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Запела птица меж ветвей -

Заговорил и ты, мой сын.

Ты слово первое сказал

На древнем нашем языке,

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю

Наследство. Обещай беречь,

Как ценный клад, как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Гремел в пустынях наш язык,

Звенел у края горных троп,

Стрелою Гайка* в мир проник,

Ему учил народ Месроп*...

На свитках письменами стал,

Стал нашим знаменем в веках

И вел народ меж диких скал

Под небом в хмурых облаках…

Чтец 4

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

Чтец 5

Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

Звучит русская музыка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

6 .Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8 .Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».

Главная > Сценарий

«День родного языка» проводится для учащихся ГБОУ СОШ № 107

Координатор – Куземина О.А.

Идея: «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Сценарий радиопередачи «Международный День родного языка».

(На всем протяжении трансляции радиопередачи звучит музыка А. Вивальди «Времена года». В начале – громко, затем – чуть слышный фон).

1 ведущий:

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

2 ведущий:

Двенадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.

3 ведущий:

Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. И мы, ведущие сегодняшней радиопередачи, хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

1 ведущий:

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

3 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка. В связи с этим мы пригласили в нашу студию Дипломанта конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» ученицу 7 класса «А» Рудую Алину, которая прочитает нам стихотворение «Родной язык».

(Музыкальный фон усиливается, затем делается тише)

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Музыкальное отступление)

1 ведущий:

Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

2 ведущий:

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

3 ведущий:

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

1 ведущий:

Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

2 ведущий:

Завершить нашу радиопередачу, посвященную Международному дню родного языка, хочется отрывком из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Два языка»:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

(Звучит музыка)

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

Тема: день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

    Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

    Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

Ведущий: Язык-одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.

!(пять слайдов презентации)

1-й ведущий (слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий (слайд 2) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)

(слайд 3) Господу не понравилось это дело.

(слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

(следующих 2 слайда)

Ведущий : Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

(следующий слайд)

Ученик:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Так тяжко на Земле без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь, замечтали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

Ведущий : Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

(следующий слайд)

Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

(следующие слайды про многонациональность)

Ученик:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? Дети: (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Ведущий:- Для чего нужны пословицы?

Дети : (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Ведущий: Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

И от беды нас берегут.

Объявляется такая игра «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

(Кто больше соберет пословиц,тот получит жетончик, а в конце занятия мы определим лучшего знатока родного языка)

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.

Вопрос 1 кл.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2 кл.

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 3 кл.

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

Вопрос 4 кл.

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Вопрос 1 кл.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 кл.

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Вопрос 3 кл.

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Вопрос 4 кл.

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Вопрос 1 кл.

Как пишутся имена собственные?

Вопрос 2 кл .

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др

. Вопрос 3 кл.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Вопрос 4 кл.

Сколько падежей в русском языке?

Ведущий: Проверим выполненные задания участников.

Ведущий: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю - « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Ведущий: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий : «Наш язык-наш меч,наш свет, наша любовь, наша гордость»-писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

(следующий слайд)

Конкурс «Крылатых выражений»

Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

2-й ведущий Раскройте смысл этих выражений.

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Молодцы,ребята!

Ведущий: А вот еще- писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо быть знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»

Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует. Р ебята! А в нашей школе для некоторых детей родным языком является не только русский язык, но и эрзянский. .

Об эрзях как и о мокшах сообщал один иранский ученый в начале

В раннем средневековье эрзя - народность, которая оказывала сопротивление , и . Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному .

В отличие от мокши, признавшей в зависимость от , эрзяне отступают на в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. Письменность у мокшанского и эрзянского языков возникла во второй половине этих языков полностью совпадают с русским алфавитом

Мы сейчас с вами послушаем песенку на эрзянском языке, которую исполнят наши ребята.

(МОРДОВСКАЯ ПЕСЕНКА)

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся запомнить простые правила речи.

(слайд «Заповеди речевого поведения»)

Ведущий:

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Ведущий:

В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

У кого набралось больше всех жетонов, тот получает грамоту как лучший знаток родного языка.

РЕФЛЕКСИЯ: Лучики солнца.

Детям предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

(Красные- ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ,

ЖЕЛТЫЕ- не очень ПОНРАВИЛОСЬ

СЕРЫЕ-НЕ ПОНРАВИЛОСЬ)

Звучит русская народная плясовая. Пританцовывая, выходят
Ведущая и Ведущий.I

Ведущая. Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем?I

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно — с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы — на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Ведущая. Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Ведущий. Попробуем провести небольшую викторину по русскому языку.

1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень.

КОРЕНЬ: У слов корень – это самое важное, самое главное. Он берет на свои плечи смысл не только одного слова, а и многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

ПРИСТАВКА: Слева от корня располагается приставка и придает слову новое значение. С помощью приставок представляются большие возможности образования новых слов. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления.

Суффикс Справа от корня стоит суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

ОКОНЧАНИЕ: В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

— Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

— Защити меня!

Это значит:

Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.. Вот вам первое задание.

Ребята, от какого слова произошло, слово извини?

— От какого слова произошло слово обереги?

— Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)

— Какой корень в слове защити? Назовите приставку

— Какое окончание в этих трех словах?

Ведущая А вот второе задание.

Вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слов ведьма, медведь и ответить на вопрос: «Какого цвета курочка Ряба?»

Учитель Являются ли слова ведьма и медведь родственными?

Дети. Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мед.

У. Назовите корни в этих словах.

Ответы детей.

А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Д. Курочка Ряба - рябая, пестрая.

— Скажите, что за ягодка?

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Д. Рябина.

У. Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же
прав? Значит, от корня могут образовываться не только но-
вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в
слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

— Назовите за минуту родственные слова с этим корнем.

Д. Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый

Ведущий. Что же, ребята успешно справились с этими заданиями. Тогда — задание потруднее. Попробуем научиться писать стихи. Я вам дам рифмы для окончаний поэтических строчек, а вы придумайте к ним начала.

Ведущая. Я знаю: такая игра называется красивым французким словом «буримэ». Итак, ребята, играем в буримэ, сочиняем стихи

Ведущий. Вот последние слова в строчках: щенка — пока, помогите- найдите.

Ведущая. Вот еще одна интересная игра, которая возможна только в русском языке — расшифровка крылатых выражений

Ведущий.. Крылатые выражения — это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего — ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

4 этап. Слова-невидимки.

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Ведущая. С невидимками? А что это такое?

Учитель:Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти. (Вывешивает плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.) Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нем другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. (Чтение слов, школьники выполняют задание.)

Ведущая А вот задание потруднее.

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

Растет сосна среди равнины.

У лодки о камни корма раскололась.

Атлас листает задумчиво брат

Сестра уплетает на кухне салат.

Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Ведущий. Недаром говорят, что русский язык от других отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. Поэтому на русском языке сложено так много песен, стихов и прибауток, пословиц, загадок

Ведущий. Причем, отметим, что сложены они с незапамятных времен, когда еще народ был в основном неграмотным, передавались из уст в уста и этому получили название «устное народное творчество». Вспомним эпизоды из таких сокровищ устного народного творчества.

Учитель. Назовите пословицы, связанные со всеми изображенными предметами.

(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони далеко не падает. Собака лает, ветер разносит. Шила в мешке не утаишь.)

Ведущая. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке — русском.

Ведущий. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык- один из самых лучших языков во всем мире.

Учитель. Наш праздник заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.