Интернет

А в свешников хоровой дирижер биография. Александр Васильевич Свешников: биография

Родился 12 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 г., Коломна Московской губернии, умер 3 января 1980, Москва.

Хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1970).
Ректор Московской консерватории (1948-74).

В 1909 окончил Московскую народную консервавторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского, пением у С. Г. Власова). В 1909-13гг. учился в Музыкально-драматическом училище МФО у А. Н. Корещенко (композиция) и Д. А. Шмукловского (контрабас). С 1909 г. преподавал хоровое пение в школах Москвы, руководил рабочими хорами. В 1921-23 гг. организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, создатель и дирижер Украинской хоровой капеллы. В1923-28 гг. заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-36 гг. — художественный руководитель организованного им ансамбля (позднее хора) Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 гг. — Государственного хора СССР, в 1937-41 гг. — Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки. С 1941 г. возглавлял созданный им Государственный хор русской песни (позднее — Государственный академический руссский хор СССР). Организатор и директор Московского хорового училища (1944); после смерти Свешникова его имя присвоено Московскому хоровому училищу (ныне — в составе Академии хорового искусства имени В. С. Попова).

Крупнейший представитель русской хоровой культуры, выдающийся интерпретатор и тонкий знаток русской и зарубежной классики, в том числе сочинений М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар Свешникова включал сочинения Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г.Ф. Генделя, В. А. Моцарта (Реквием и др.), Л. ван Бетховена, Дж. Россини, А. Онеггера, Б. Бриттена. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом. Автор многочисленных обработок русских, украинских и других песен, а также множества статей о музыкальном искусстве.

С 1944 преподавал в Московской консерватории хоровое дирижирование. В 1944-48 гг. — декан дирижерско-хорового факультета, в 1949-50 гг. — заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 1948-74 гг. — ректор. Среди учеников — В. Минин, А. Юрлов.

Вел большую музыкально-просветительскую и организационную работу. Главный дирижер ряда московских Праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964), член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального исква (1966, 1970, 1974). Сталинская премия (1946). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания).

Русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии ) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.

Энциклопедия Кругосвет

Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
Профессор Александр Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.
Художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России Игорь Раевский
Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович.
Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
С древних времен славилась Русская земля своим певческим искусством. Незримые, но прочные нити связали мастеров-распевщиков XVI века и первых русских профессиональных композиторов Николая Калашникова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинку с авторами, пишущими в наши дни. Хоровая музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и других современных отечественных композиторов, исполняемая коллективом, пропитана животворными соками русской певческой традиции, оставляющей место и богатой творческой фантазии, и ярким краскам, и стремительным ритмам современности. В исполнительском стиле хора, теплом и проникновенном, в выразительной фразировке, в выровненном, свободно льющемся вокале мы слышим неустанное стремление постичь великую тайну поющей Руси, постичь и передать ее людям.
История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР.
Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора. Такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», - писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. Жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Русская песня, то грустная и задумчивая, то веселая и задорная, покорила зал. И хотя слова не были понятны, смысл песен прекрасно понимали все»,-писала одна из венских газет после концерта хора в австрийской столице. Бельгийская газета «Метрополь» так отзывалась об искусстве коллектива: «Нас поражает артистизм хора, его поразительная дисциплина, восхищают чистота, точность и просветленность женских голосов, теплые тембры мужских, особенно басовой партии».
В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов. Эти программы во многом способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, расширили музыкальный кругозор. После исполнения хором «Венгерского псалма» Золтана Кодаи автор писал: «Я очень благодарен Вам и Вашему чудесному хору за удивительное представление «Псалма» на венгерском языке». Не менее красноречиво и высказывание японского рецензента: «Когда я прослушал «Колыбельную песню» Ицуки, у меня выступили невольно слезы. Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен». Во время гастрольной поездки хора по Италии состоялся концерт в знаменитом Миланском театре «Ла Скала». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», - писала о коллективе местная пресса. Восторженное признание снискало искусство хора и на японской земле, неоднократно посещаемой коллективом: «Своими выступлениями в Японии хор подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов».
С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника. В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором.
За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Сотворение мира» Гайдна, монументальные хоровые полотна Баха и Генделя, немеркнущие творения старых европейских мастеров - «Глория» Вивальди, «Глория» Монтеверди, сочинения Палестрины, Орландо Лассо, Жоскена Депре, Лотти, Иомелли.
Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России. Широко и полно представлено хоровое творчество М.Глинки, А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Бородина, Ц.Кюи, А.Серова, Н.Римского-Корсакова, обработки народных песен М.Мусоргского и его вокально-симфонические произведения «Царь Эдип», «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин». Хором были исполнены и записаны все произведения a capella П.И.Чайковского и его кантата «Москва». За последние годы репертуар коллектива обогатился многими яркими творениями С.Танеева, среди которых кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я.Полонского, сочинениями А.Аренского, А.Гречанинова, Ю.Сахновского, П.Чеснокова, В.Калинникова, В.Шебалина.
Русская народная песня в обработках А.Свешникова, Д.Шостаковича, Н.Римского-Корсакова неизменно украшает концертные программы коллектива. А такие знаменитые, как «Ах ты, степь широкая» и «В темном лесе», стали своего рода песнями-символами, с них неизменно начинаются концертные программы хора, составленные из произведений русской хоровой музыки.
Постоянный интерес публики вызывает русская духовная музыка, также широко представленная в репертуаре хора. Начиная со знаменитых распевов и фрагментов из "Пещного действа", духовных концертов Н.Калашникова, Д.Бортнянского и М.Березовского, хор знакомит слушателей и с более поздними образцами этого жанра: "Страстной седмицей" А.Гречанинова, "Отче наш" А.В.Александрова, "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина. В репертуар хора в разное время вошли непревзойденные шедевры С.Рахманинова - "Литургия", "Всенощная", "Колокола". Исполнение и запись "Всенощной" С.Рахманинова, потрясающее по красоте, не уступает шедевру, весь блеск которого хор передает с полным совершенством", - писала французская "Кайе дю диск". Эта запись была удостоена Гран при французской Академии грамзаписи.
Активная творческая дружба Государственного академического русского хора им.А.В.Свешникова с современными композиторами, заинтересованность в их творчестве продолжает давнюю традицию коллектива, о которой в свое время писал Д.Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является первым исполнителем новых произведений". Многие сочинения этого гениального композитора, среди которых "Десять поэм для хора", оратория "Песнь о лесах", кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", впервые прозвучали в исполнении коллектива. Также обязаны хору своим первым исполнением кантата "Александр Невский" С.Прокофьева, поэма "Памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" Г.Свиридова, многие хоровые сочинения Р.Щедрина, Р.Бойко, В.Александрова и других композиторов.
Среди сочинений современных зарубежных композиторов, исполненных хором, упомянутый выше "Венгерский псалом" З.Кодаи, кантаты Карла Орфа "Катулли кармина" и "Кармина Бурана", "Три маленькие литургии" Оливье Мессиана, Третья симфония Микиса Теодоракиса и другие.
С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года.
Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова.
В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории.
За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.
"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни."; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны."; "...их концерт одно из прекраснейших представлений во все времена." - так сформулирована американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора.

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






Александр Свешников (Евг. Баранкин)

"Люди поющие всегда выглядят счастливее, они все делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдете что-то привлекательное, красивое. Певческий голос - одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком".

В этих словах основателя и художественного руководителя Государственного академического русского хора Союза ССР, дирижера, композитора, педагога, крупнейшего музыкально-общественного деятеля Александра Васильевича Свешникова слышится та убежденная страстность, искренность, природное жизнелюбие, которые сопутствуют этому замечательному художнику на протяжении, всей его многообразной и многолетней творческой жизни в искусстве.

Признанный мастер советской музыкальной куль-туры, Свешников всегда находился и находится среди самых активных ее создателей, неустанно и последовательно отдавая свои творческие силы служению музыке, делая ее достоянием самых широких кругов слушателей.

Вся творческая биография Свешникова - это одна из тех связующих нитей между русской музыкальной историей и сегодняшним днем советского искусства, без которых нельзя себе представить ни преемственности артистических поколений, ни поступательного движения вперед. Когда сегодня в концертных залах встречаешься с вдохновенным искусством Свешникова - дирижера и хормейстера, трудно себе представить, что еще в начале века Сергей Иванович Танеев, один из учителей Александра Васильевича, поручал ему первые исполнения своих хоровых произведений, что личные дружеские отношения связывали его с Владимиром Галактионовичем Короленко...

Детство Александра Васильевича Свешникова прошло в небольшом русском городе Коломне. Город этот стоит на реке Оке с ее живописными берегами и известен своей старинной архитектурой. Вместе с тем Коломна - это и город фабрик, заводов, промышленных предприятий. Хоровое пение, связанное с народными истоками, с древней культурой русской земли, всегда было здесь неотъемлемой частью быта. На вопрос: "Кого Вы считаете своими учителями"? Александр Васильевич отвечает: "В смысле творческого воздействия - Сергея Танеева. В смысле становления музыкантом - жизнь. С восьми лет пел в церковном хоре, затем - филармоническое училище, народная консерватория. Работал на фабрике Морозова, преподавал в музыкальной школе. Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва-Сортировочная. Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углем и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели!.. Многие приносили в хор тексты и ноты революционных песен. С каким чувством исполняли мы их!" Юный Свешников поет сам, участвует во многих хорах, работает с любительским коллективом. Перед тем, как стать руководителем рабочего хора Морозовской фабрики, Александр Васильевич совершенствуется в хоровом искусстве, в пении, в овладении тайнами музыкального мастерства в Московской народной консерватории, где его учителями были профессор Б. Яворский, П. Власов, Э. Павловский. А затем филармоническое училище, занятия музыкой у известного композитора и педагога А. Корещенко.

С первых же дней Октябрьской революции хормейстер Свешников, несмотря на молодость оснащенный музыкант, активно включился в строительство новой музыкальной культуры, в напряженную жизнь революционной Москвы. Выполняя задания Хамовнического райкома партии, он вместе со своими товарищами добывает хлеб для тружеников Москвы, по поручению Наркомпроса и личному распоряжению А. В. Луначарского руководит эвакуацией и размещением на Украине пятнадцати тысяч детей-беспризорников. Не оставляет в эту бурную пору Свешников и музыкальную деятельность, совмещая педагогическую и воспитательную работу с организацией украинской советской оперы и руководством хоровой капеллой в Полтаве. Именно там и произошло знакомство Свешникова с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, которое переросло в искреннюю и теплую дружбу.

С 1923 года Свешников снова в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью Первой студии Художественного театра. Общение с выдающимися режиссерами, с корифеями русской сцены, несомненно, оказывало влияние на Свешникова как на художника-интерпретатора, артиста и музыканта. Многие из его исполнительских принципов сформировались в скромном мхатовском вокальном ансамбле и нашли со временем свое самобытное развитие.

Массовое движение, революционный энтузиазм вызвали к жизни огромное количество произведений, написанных для хоров. Также стихийно возникали и хоры. Однако настоящих профессиональных хоровых коллективов еще не было и, естественно, появилась необходимость в их создании. У истоков рождения таких коллективов стоял Александр Васильевич Свешников. В 1928 году ему поручили руководство первым хоровым ансамблем Радиокомитета, который состоял всего из 12 певцов. Однако с распространением радиовещания ансамбль обрел громадную аудиторию, а с годами выросли и мастерство коллектива, и его численность. Ныне это один из лучших в стране хоровых коллективов и возглавляет его ученик Свешникова, народный артист СССР Клавдий Борисович Птица.

Творческий темперамент, незаурядные организаторские способности, великолепное профессиональное мастерство всегда помогали Свешникову даже за короткий срок добиваться значительных художественных результатов. Оставив работу в хоре Радио, который стал вскоре известен не только у нас в стране, но и за рубежом, Свешников принимает участие в создании Государственного хора СССР, становится во главе Ленинградской академической капеллы и, наконец, назначается художественным руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР. Это произошло весной 1941 года, а уже через несколько месяцев разразилась военная гроза, и Александр Васильевич Свешников вступил в народное ополчение. Однако в то трудное для страны время партия и правительство поручили Свешникову организацию хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Александр Васильевич вспоминает: "Когда в 1942 году мне предложили комплектовать хор, я подумал: до песен ли сейчас, когда враг у стен Сталинграда! Мне сказали: "Торопитесь, чтобы успеть подготовить к нашей победе программу. Нужно заранее подумать о зарубежных гастролях...". Примерно через год в Большом зале консерватории состоялось первое прослушивание...".

К концерту-дебюту Свешников собрал огромный песенный материал, обработанный им для хора. Песни старинные и современные, городские и крестьянские, фабричные, солдатские, революционные были исполнены с той степенью мастерства, искренностью самовыражения, благородством трактовки, по которым всегда можно узнать свешниковский хор.

Концерт начался "Песней о "Варяге", песней о русской доблести, славе, бессмертии подвига. Она открыла первую страницу в летописи хора, одного из лучших художественных коллективов страны. Искусство Свешникова - дирижера, хормейстера - восхищает не одно поколение советских слушателей. Любовь к русской песне, умение донести ее красоту, тонкость и душевность, внимание к поэтическому слову, все эти качества - неотъемлемая часть его личности музыканта-интерпретатора.

Вот что пишет о Свешникове народный артист СССР Владислав Геннадиевич Соколов: "Кто из нас не восхищался концертами Государственного русского хора, руководимого им? Поражает и радует художественное кредо Свешникова-дирижера - его реалистический стиль исполнения классических и советских хоровых произведений. Необычная красота звучания хора, его чудесная напевность, четкая выразительность подачи музыкальной формы. Интерпретация хором Свешникова русской песни является эталоном для работы многих хоровых коллективов нашей страны" .

Естественно, что репертуар хора составляют не только русские народные песни. Все многообразие мировой хоровой литературы отражено в программах коллектива. Бах и Россини, Верди и Моцарт, Рахманинов и Танеев, Сен-Сане и Брукнер, Бортнянский и Березовский, Римский-Корсаков и Мусоргский - один лишь перечень этих композиторских имен позволяет судить о репертуарном диапазоне свешниковцев. А сколько сочинений советских композиторов впервые прозвучало в концертах хора, сколько написано специально для него! Не боясь преувеличений, можно сказать, что все лучшие хоровые сочинения советских авторов в то или иное время украшали его программы: от хоров А. Давиденко. А. Крейна, А. Кастальского, Л. Книппера до партитур С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Р. Щедрина и многих других выдающихся мастеров нашей музыки. Монументальные оратории и кантаты, концерты и мессы, сложные полифонические хоры подвластны дирижеру и исполнителям так же, как лирические миниатюры, песни, былины, народные попевки.

Деятельность Свешникова-дирижера неотъемлема от деятельности его как воспитателя. Его талант педагога начал проявляться еще в те далекие годы становления Советской власти, когда он работал в детских колониях на Украине, вел большую работу в качестве преподавателя пения в школах. С тех пор вся его жизнь так или иначе связана с педагогикой.

Александр Васильевич воспитал несколько поколений дирижеров хора. С именем Свешникова связана организация детских хоровых школ, и, в первую очередь, его "исконного детища" - Московского хорового училища, созданного в 1944 году и руководимого им в течение почти двадцати лет. Ежедневные занятия с выдающимся мастером, сплоченный коллектив известных педагогов, творческая атмосфера, внимание и уважение к воспитанникам в короткий срок создали училищу репутацию одного из самых интересных профессиональных учебных заведений в стране.

Основная цель хорового училища - подготовка дирижеров хора. Наиболее одаренные выпускники совершенствуются в высших учебных заведениях, как по приобретенной специальности, так и в других отраслях искусства. Из стен училища вышли такие мастера хорового дирижирования, как Александр Юрлов, Владимир Минин, Юрий Уланов, Юрий Петров, Федор Козлов и многие другие. Но не только своими питомцами-хоровиками гордится училище. Александр Васильевич сумел разглядеть, выявить и иные возможности своих воспитанников: некоторые из них нашли в дальнейшем призвание в композиторском творчестве. Среди выпускников училища Родион Щедрин, Александр Флярковский, Ростислав Бойко, Владислав Агафонников, Валерий Кикта, Валерий Григоренко и многие другие. Свои первые опусы они несли Александру Васильевичу, и он не только бережно относился к этим, еще, быть может, несовершенным произведениям, но зачастую давал услышать их в живом звучании хора, а надо ли говорить, какое это имеет громадное значение для начинающего композитора.

"Однажды я написал песню на стихи Е. Долматовского "Появился в отряде мальчишка" к 30-летию ВЛКСМ,- вспоминает Александр Флярковский.- С нашим солистом Вовой Леоновым показали Александру Васильевичу, и вдруг... "Будете эту песню исполнять в Большом театре". Это вселяло огромное желание еще писать. Появились пьесы для рояля, для скрипки, хора. И все обязательно слушал Александр Васильевич, исправлял, советовал, направлял". А затем, в стенах консерватории, выпускники училища всегда находились под пристальным вниманием Свешникова.

"Наверное, любой из многочисленных выпускников Московского хорового училища мог бы рассказать о своем первом учителе и воспитателе что-то очень индивидуальное и только ему известное и близкое,- пишет Родион Щедрин.- Тот, кто стал хоровым дирижером, может быть, поведал бы о секретах свешниковского умения спеть фальцетом партию первых сопрано. Тот, кто стал дирижером симфонического оркестра, смог бы рассказать о поразительной работоспособности и репетиционной неутомимости Свешникова. Тот, кто стал педагогом, наверняка упомянул бы легендарную точность Александра Васильевича. Но все, без сомнения, все сошлись бы в чувстве признательности, благодарности этому суровому, но очень доброму человеку, что именно он призвал их в армию солдат музыки - самого многотрудного, но самого благородного из искусств".

Богатая история многих советских музыкантов - выпускников Московской консерватории также связана с именем Свешникова - преподавателя, декана, заве-дующего кафедрой и, наконец, с 1948 года ректора этого прославленного учебного заведения. Свыше двадцати пяти лет находился Свешников на этом посту (случай, пожалуй, беспрецедентный!), никоим образом не прерывая своей дирижерской, исполнительской, творческой и педагогической деятельности.

Терпеливый и кропотливый педагогический труд в консерватории снискал Свешникову уважение многих поколений выпускников.

Хоровой класс Свешникова - это настоящая кузница мастеров хорового дирижирования. Многие из них ныне работают в разных уголках Совехского Союза. Пожалуй, нет оперного театра, филармонии, крупного хорового коллектива, в котором не трудились бы его воспитанники. Очевидно, что и общественно-музыкальная деятельность учителя служит достойным примером для его учеников: во главе двух крупнейших московских музыкальных учебных заведений - консерватории и Института имени Гнесиных сегодня стоят выпускники свешниковского хорового класса Б. Куликов и В. Минин . Безвременно ушедший из жизни А. Юрлов , чье имя теперь носит Республиканская академическая русская хоровая капелла, главный дирижер Казахской капеллы А. Молодов , художественный руководитель хора Белорусского телевидения и радио В. Ровдо , главный хормейстер Краснознаменного ансамбля Ю. Петров , руководитель Московского хора молодежи и студентов Б. Тевлин - этот перечень мастеров хорового искусства, вышедших из стен класса Свешникова, можно было бы множить и множить. Александр Васильевич сумел передать своим ученикам тот подлинный артистизм и вдохновение мастерства, ту высокую гражданственность, которые отличают его собственное творчество. В одном из интервью, данных Свешниковым, отвечая на вопрос "Что вы считаете главным в вашей педагогической деятельности?", он подчеркнул: "Воспитывать настоящих советских людей. Профессиональному мастерству в Московской консерватории испокон века учили хорошо. Для меня понятие советский музыкант всегда было значительно выше, значительно весомее, чем просто музыкант, какой бы высокой профессиональной школой он ни обладал".

Свешников видит смысл творчества в служении общественным интересам, интересам народа, видит в этом гражданский долг каждого, кто посвящает свою жизнь искусству. Для Свешникова профессиональная и общественная деятельность неотделимы друг от друга. И здесь нельзя не упомянуть о той громадной роли, которую он сыграл в организации и создании Всероссийского хорового общества. Став первым председателем правления общества, он сумел консолидировать творческие усилия многочисленных хоровых коллективов, помочь им в овладении богатством русской хоровой культуры, стать активным пропагандистом советской музыки. В хоровом пении, этом традиционном массовом искусстве нашего народа, таятся безграничные возможности. Их выявлению, популяризации хорового искусства посвятил Александр Васильевич долгие годы бескорыстного труда. Любовно и бережно собирая песни, находя незаслуженно забытые жемчужины, он вновь возвращает их к жизни, восстанавливает их заботливой рукой художника-реставратора. Поистине "второе дыхание" обрели такие песни, как "Вечерний звон", "Не слышно шума городского", "Плещут холодные волны", "Нелюдимо наше море" и многие другие, ставшие теперь неотъемлемой частью концертного репертуара.

Обработки песен, сделанные Свешниковым, а их десятки и сотни, всегда отличаются бережным отношением к мелодии, к поэтическому слову. В а"cappellном звучании всегда чувствуется ощущение емкости песни, ее естественность и простота. Неустанные поиски певческой красоты, слияния хоровых партий в единый голос-инструмент отличают его интерпретаторские и режиссерские замыслы. В своем хоре, этой лаборатории вокального и ансамблевого мастерства, он ищет звуковой и зрительный образ каждого произведения, без устали оттачивает его на репетициях, спевках, не оставляя этой кропотливой работы и после публичных исполнений. И может быть, поэтому многие, широко известные произведения из репертуара Свешникова зачастую звучат как бы по-новому, раскрывая еще неизвестные красоты. Этот упорный труд по выявлению основных образов драматургии произведения, по освоению всех тонкостей его музыкальной ткани приносит художественные результаты, доставляющие истинное наслаждение любителям хоровой музыки.

Хор Свешникова (а именно так его называют слушатели) поет удивительно ярко, осмысленно, с тем эмоциональным настроем, с той самоотдачей, без которых не мыслимо подлинное творчество. Высочайшее профессиональное мастерство коллектива, совершенство ансамбля, ровное во всех регистрах, красивое, слитное звучание, тембровое богатство, безупречность вокально-хоровой техники - во всем этом громадная заслуга бессменного руководителя Государственного академического русского хора СССР, который сегодня пользуется широкой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Гастроли хора за рубежом - важная составная часть жизни коллектива. И неизменно они превращаются в яркую демонстрацию достижений русской хоровой культуры, блестящих традиций советского искусства и исполнительства. "Музыка - искусство самых широких, я бы даже сказал, неограниченных возможностей общения людей,- говорит А. В. Свешников .- Присущее ей волшебное умение затрагивать самые глубинные чувства, переживания, мысли и вместе с тем способность отражать передовые прогрессивные идеи эпохи говорят о ее могучей роли помощника в сближении, во взаимопонимании людей. Не случайно общепризнанно, что язык музыки - всеобщий, понятный в равной мере всем народам мира, но лишь тогда он могуч, когда несет передовые, гуманистические идеи эпохи, когда содействует воспитанию высоконравственных помыслов людей, объединяет их в стремлении к социальному прогрессу, укреплению мира".

"Посланцем мира" называли хор Свешникова зарубежные слушатели уже во время первых гастролей, проходивших сразу же после войны в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР и других стран. Эти поездки способствовали налаживанию и дальнейшему плодотворному развитию культурных отношений между народами, демонстрировали высокую музыкальную культуру Страны Советов.

"Выступления Вашего хора в Будапеште,- писал А. В. Свешникову К. Е. Ворошилов в декабре 1945 года,- произвели неизгладимое впечатление, и русская песня, так чудесно исполненная, будет долго отзываться "эхом" в сердцах не только наших замечательных воинов, но и в сердцах граждан Будапешта, которые с таким неистовством рукоплескали хору и его руководителю".

С тех пор коллектив гастролировал по всему земному шару, вновь и вновь приезжая в страны, где его с нетерпением ждали слушатели. В Швеции и Норвегии, Австрии и Финляндии, Италии, Бельгии, Японии горячие овации, многочисленные "бисы", великолепные отзывы прессы сопровождали гастроли русского хора. Достойную оценку за рубежом получило дирижерское мастерство Свешникова. Во многих странах к нему обращались коллеги-музыканты за творческой помощью, с просьбой рассказать о методах работы с хором, раскрыть "профессиональные тайны", секреты мастерства. Надо ли говорить, что Александр Васильевич всегда охотно шел навстречу всем просьбам и пожеланиям, а его выступления всегда выходили за рамки чисто профессионального общения, отличались присущей ему горячей публицистичностью.

Акико Сэки - лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами", руководитель движения "Поющие голоса Японии", так писала в "Правде" о гастролях хора в Японии: "Можно с уверенностью сказать, что своими выступлениями в Японии хор Свешникова еще раз подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов". Триумфальным был успех хора в Италии, где он выступал на сцене знаменитого миланского театра "Ла Скала". Произведения Бортнянского, Глинки, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Шостаковича, русские народные песни в обработке Свешникова звучали в этот вечер под гром аплодисментов переполненного зала. "Выступление академического хора еще раз подтвердило громкую известность и славу, которая его окружает... Руководит им специалист особо большого таланта",- писала итальянская газета "Коррьера делла сера".

А совсем недавно Александр Васильевич Свешников с присущим ему артистическим подъемом провел очередные гастроли хора в Японии, дирижируя концертами, встречаясь с давними поклонниками его искусства. Это ли не пример поистине неиссякаемого творческого долголетия!

Свешникова по-прежнему волнуют проблемы, связанные с массовой хоровой музыкальной культурой, с эстетическим воспитанием детей, повышением уровня художественного вкуса аудитории, он по-прежнему полон заботами о сохранении и приумножении народного песенного и хорового богатства. Его многочисленные выступления в печати, по радио, статьи, очерки, беседы со слушателями всегда пронизаны подлинной нетерпимостью к недостаткам, проникнуты гордостью за нашу страну, которая раскрывает перед каждым человеком богатые творческие возможности. Смысл и назначение творчества Свешников видит в верном служении народу, в гражданской активности художника-патриота.

Перечисление общественных обязанностей Свешникова заняло бы не одну страницу: депутат, председатель многочисленных жюри музыкальных соревнований, член правления Общества советско-чехословацкой дружбы, член Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства, бессменный главный дирижер московских праздников песни - эти и многие другие обязанности выполняются с присущим Александру Васильевичу огромным чувством партийного и гражданского долга. Многогранная музыкальная и общественная деятельность Свешникова отмечена многими высокими званиями.

Когда видишь высокую худощавую, всегда подтянутую фигуру Свешникова, как-то невозможно поверить, что перед вами человек, перешагнувший теперь уже восьмидесятипятилетний рубеж. И совсем забываешь об этом, присутствуя на концертах хора, которыми он дирижирует.

А на традиционный журналистский вопрос: "Ваши творческие планы?"- Александр Васильевич по-прежнему решительно отвечает: "Работать, работать...".

Свешников Александр Васильевич, родился 12 сентября 1890 в Коломне. Герой Социалистического Труда (1970).

В 1913 окончил Московское филармоническое училище. С 1909 преподавал пение в школах Москвы, в 1921-1923 руководил хорами на Украине, в 1923-1928 заведовал вокальной частью Первой студии МХАТ. В 1928-1936 художественный руководитель организованного вокального ансамбля (хора) Всесоюзного радио. В 1936-1937 и в 1941 возглавлял Гос. хор СССР. В 1937-1941 художественный руководитель Ленинградской академической капеллы. С 1942 возглавляет организованный им Государственный академический русский хор. Организатор (1944) и директор Московского хорового училища. С 1946 профессор, в 1948-1974 ректор Московской консерватории. Автор песен и хоровых обработок русских народных песен. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Лауреат Государственной премии РСФСР (1967). Заслуженный артист РСФСР (1934). Народный артист РСФСР (1946). Заслуженный артист Узбекской ССР (1950). Народный артист СССР (1956).

Лит. соч.: Хоровое пение - искусство истинно народное. М., 1962.

Лит.: А. В. Свешников. (Сборник статей. Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы). М., 1970.