Семья и Дети

Необходим ли ребенку детский сад. Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все «за и против» — мнение психологов

Мы все родом из детства. А значит - из детского сада. Пожалуй, нашим родителям жилось в определенном смысле проще, чем нам сейчас. Во всяком случае, слова "детский сад" ни у кого не вызывали сильных сомнений и такого шквала вопросов, какой мы наблюдаем сегодня.

Посещение детского сада представляло собой не что иное, как "обязательную программу" для большинства детишек. "Домашние" дети, которые находились под присмотром заботливых бабушек, были исключением из правила. Более того, обычно общественная жизнь малышей начиналась даже не с садиков, а с яслей. Не будем забывать и о том, что декретный отпуск длинною в целых три года - сравнительно недавнее завоевание.

Проблема выбора детского сада (и яслей) возникала лишь у немногих родителей, располагавших реальной возможностью хоть что - то выбирать. Подавляющее большинство было "свободно" от таких хлопот: ясли и садик во дворе, по месту прописки - и никаких изысков.

Нынче ситуация совсем иная - сложнее и в то же время интереснее. Возросли возможности, а самое главное - потребности родителей. Мы уже не хотим отдавать своего ребенка в "какой попало" садик, а хотим найти такой, где к нашему малышу отнесутся с уважением, где для него найдут интересные занятия, где его будут учить и развивать, - не правда ли? И садики-то появились разные: помимо стандартных государственных есть сады, ориентированные на вальдорфскую педагогику, систему Монтессори, есть просто разнообразные развивающие центры. Да и обычные государственные садики, как кажется, участвуют в негласном конкурсе на самое пышное и завлекательное название: был простой дворовый детский сад - а теперь стал "с преимущественным нравственно-эстетическим развитием воспитанников" или еще что-нибудь в этом роде...

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Нужен ли ребенку детский сад? И если нужен, то какой - "художественно - эстетический " или " физкультурно - оздоровительный"? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в этот садик с удовольствием? И стоит ли вообще усложнять ситуацию, поднимать такой шум вокруг проблемы выбора детского сада?

Ведь как ни крути, а для большинства мам вопрос решается просто: в садик ребенку нужно ходить потому, что маме необходимо выйти на работу. Можно очень хорошо все понимать про психологические особенности ребенка, недостатки детского сада и т. д., но далеко не у всех родителей есть реальная возможность сидеть дома с малышом, оплачивать услуги квалифицированной няни, детские центры, клубы и школы раннего развития.

И это вовсе не повод переживать, винить себя за свою финансовую несостоятельность и страдать от того, что драгоценное дитятко будет лишено счастливого детства. Все-таки садик - штука нужная (есть, правда, исключения, но о них чуть позже). Однако нельзя и пренебрегать индивидуальными особенностями и интересами ребенка, "сдавая" его в первый попавшийся садик, отказываясь видеть проблемы адаптации, рассчитывая на то, что "привыкнет - крепче станет". Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для вашего малыша, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения, настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша - значительная и важная работа, которая может и должна закончится успехом.

Успех - это не значит "ходит, как все нормальные дети и ни на что не жалуется". Успех - это условия развития, оптимально подходящие именно для вашего ребенка и соответствующие вашим возможностям. Создать такие условия реально, хотя и не всегда очень просто. И в наши дни, отмеченные постоянным ростом цен, при желании можно найти такой детский сад, который будет радовать вас и малыша.

Точно так же, даже ребенку, который очень трудно адаптируется в детском саду, можно наладить такой образ жизни, при котором будет достаточно общения с другими детьми и взрослыми, развивающих и спортивных занятий.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: "домашние" дети ничуть не хуже "садиковых". Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в "учреждении", вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто "хранить" драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя "в обществе", соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

"Домашний" ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию "посторонних" нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются "неблагополучные" детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш "заигрался", слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди "пасти" ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно наши какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас. Поговорка "стерпится - слюбится" в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут "домашние" детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: "Скупой платит дважды". Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое "вложение" вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Маме на заметку

Вот очень важное, хотя и чисто "техническое" предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный "семейный " детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая "добрая" очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те "бездетные" годы. И в самый простой, "дворовый" садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать "дружить" еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию "придержать местечко", исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных "родительских" сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик...

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - "несадиковые". Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, "всего лишь" начинающие часто болеть.

Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс "прижиться" там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится "плавать". Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход "в свет" еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на "нейтральной территории" с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но "зато", к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с "неудобным" для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя "неподобающим" образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается "аварийное торможение", и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и кверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.

Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего "тихохода", тем быстрее он "выровняется", привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш "буйствует" не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего "ураганного" ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно "выводить в свет", хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми "дозами". Очень неплохо определить такого "затворника" в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с "обычным" (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно "оздоравливать" малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь "школу развития", игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку "отрывался " от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться , налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка . О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию . «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность . Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте . Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов . В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена . Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком . Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения . Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым ».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность , поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка . Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье . Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность . Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей . Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд , доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская , семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик , известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке... для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то - череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад - место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви , кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«...Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра... Спина и вполоборота лицо уходящей мамы...

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия...

Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее...

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками... <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный... Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком...

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное - не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша...

Сегодня родители все чаще задумываются о пользе детского сада. Одни считают, что без садика невозможно качественно подготовить ребенка к школе. Причем речь идет не только об умении читать или считать. Родители уверены, что именно в садике происходит социализация ребенка. Он учится общаться с другими, уступать и командовать, находить компромиссы и делать выбор. Противники детского сада утверждают, что кроме болячек и комплексов ребенок ничего не приобретает. И детский сад только вредит психике ребенка, тормозит его физическое и умственное развитие, заставляет быть как все. Истина, по обыкновению лежит посередине. Поэтому родители сами должны принять решение, стоит ли отдавать ребенка в детский сад или нет.

Зачастую родители скрывают за показной заботой эгоизм и нежелание расставаться с ребенком. В этом случае детский садик станет хорошим «лекарством» от зависимости как для мамы, так и для малыша. Но окончательное решение стоит принимать, хорошенько взвесив все «за» и «против». Здесь должны быть учтены индивидуальные особенности ребенка, его возраст, репутация детского садика и отзывы других родителей об учреждении.

Итак, стоит ли отдавать ребенка в детский сад, и если да, то в каком возрасте и на каких условиях.

Сторонники детского сада

Главным преимуществом пребывания в детском саду для многих родителей является так называемая социализация ребенка. Конечно, в коллективе малыш быстрее учится новому, старается подражать ровесникам, а в чем-то их и опережать. Те родители, которые уверены, что обучить ребенка в домашних условиях чему-то проще, заблуждаются. Родители могут обучить малыша примером, но добиться от него усидчивости и развить здоровую конкуренцию в домашних условиях практически невозможно.

Не стоит забывать и о том, что в детском саду обучение проводится по определенной программе, а значит, подготовить малыша к школе удастся гораздо лучше, чем дома . Конечно, мама может быть опытным педагогом, который прекрасно справится с домашним обучением, но далеко не все мамы на это способны. А чаще всего именно учителя и воспитатели детских садов отдают собственных детей на обучение другим специалистам, понимая, что к своим родителям ребенок будет относиться несколько иначе, чем к независимому и беспристрастному педагогу. Среди прочих преимуществ посещения детского сада:

  • возможность мощного интеллектуального и физического развития,
  • обучение бытовым навыкам и самообслуживанию,
  • насыщенная досуговая деятельность, которую сложно организовать дома,
  • понимание дисциплины и коллективного мнения,
  • общение с другими взрослыми и формирование различных линий поведения, в зависимости от изменения окружающей обстановки.

Стоит ли отдавать ребенка непосредственно в детский сад – пожалуй, что нет. Сегодня родители могут отдать ребенка не только в типовое учреждение со стандартным набором правил и требований. Многочисленные детские центры, досуговые и обучающие секции и кружки – все это также помогает социализации ребенка и развитию различных навыков. Но все это требует существенных финансовых вложений. И если у родителей нет возможностей посещать многочисленные платные кружки, то обычный садик всегда доступен большинству семей.

Противники детского сада

У противников детского сада свои аргументы, с которыми сложно поспорить. Неопровержимым фактом является то, что с началом посещения детского сада число болезней у ребенка резко увеличивается. Причем речь идет не только о простудных заболеваниях, но и о различных ветрянках, краснухах, педикулезе и т.д. Полностью оградить ребенка в детском саду от инфекций невозможно. Но некоторые родители считают, что такие стимуляции детского иммунитета в виде болезней помогут повысить устойчивость организма к инфекциям. Так ли это на самом деле, сложно судить. Даже врачи не могут дать точного ответа на этот вопрос. Частые болезни истощают ребенка, а редкие и непродолжительные заболевания – подстегивают иммунитет.

Но стоит ли отдавать ребенка в детский сад только для укрепления иммунитета столь варварским способом? Противники детского сада уверены, что укрепить организм ребенка можно иначе и с большим успехом.

К прочим недостаткам детских садов можно отнести:

  • общение с «неблагополучными» детьми,
  • недостаток внимания со стороны взрослых,
  • «штамповое» обучение без учета индивидуальных особенностей,
  • высокая опасность травматизма.

Противники детских садов считают пребывание ребенка в учреждениях подобного рода опасным. Они уверены, что никакой воспитатель не способен уследить за несколькими десятками шустрых детей, тем более что все сады сейчас переполнены, а хороших специалистов днем с огнем не сыщешь. Масла в огонь подливают психологи, которые говорят, что значение социализации, ради которой родители отдают детей в детский сад, явно преувеличено. Ребенок до 3,5 лет еще не готов ни к какой социализации . Ему нужна мама, и любое расставание с ней будет для него болезненным. А если мама оставляет малыша на целый день с чужими людьми, то ребенок воспринимает это как предательство.

Некоторые взрослые уверены, что воспитывать в ребенке лидерские качества и приучать его к самостоятельности нужно чуть ли не с первых дней жизни, однако до 3-3,5 лет ребенок нуждается в поддержке родителей. Потеря связи с близким человеком и, в первую очередь, с мамой плохо сказывается на психике малыша. Лишив ребенка чувства безопасности, родители не только не воспитывают лидера, но делают из ребенка неуверенного, закомплексованного и стрессонеустойчивого человека.

Специалисты выступают категорически против яслей и детских садов, принимающих малышей до 3 лет. До этого времени малыш не готов к садику ни психически, ни физически. Отмечено, что дети, которые идут в сад после трех лет (а лучше после 4 лет) болеют намного меньше, чем малыши до 3 лет. Дети младшего возраста сложнее переносят стресс, хуже засыпают по ночам, имеют проблемы с аппетитом. А вот с детьми после 3 лет такие проблемы встречаются намного реже. Даже если ребенок поначалу не хочет в сад (его нежелание понятно), то он все равно быстро адаптируется. И получается, что 4-летний малыш, проведший в саде полгода, и его ровесник, ходящий в сад с 2,5 лет, будут в корне отличаться. У первого эмоциональное и физическое состояние будет лучше, а к саду он станет относиться менее враждебно или даже дружелюбно. А у второго будут ослабленный иммунитет, плохое настроение и патологическое неприятие детского сада.

Однако все эти аргументы условны, и родители, прежде всего, должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и собственные физические возможности. Если мама вынуждена выходить на работу, она одна содержит семью, а оставить ребенка не с кем, то сад, конечно, станет единственным подспорьем и возможным вариантом для ребенка. Другой вопрос – как подготовить малыша к детскому саду и смягчить психологическую боль, которая возникает при расставании малыша с матерью, пусть даже на несколько часов в день. Родители должны не только вовремя встать в очередь в детский садик, но и по возможности подобрать учреждение с хорошей репутацией и квалифицированными специалистами. Воспитатели, относящиеся к детям с уважением, сумеют помочь ребенку быстро адаптироваться в новых условиях.

Необходимость детского сада - довольно спорный вопрос. Некоторые считают, что это слишком большая нагрузка и стресс для малыша, и если есть возможность оставить ребёнка дома - то лучше ею воспользоваться. Для других же детский сад это следующая ступень развития малыша, возможность его скорейшей социализации и определение своей роли в обществе. А некоторые думают, что детский сад - это возможность для родителей отдохнуть от ребенка и заняться своими делами.

Кто же прав? Кому детский сад приносит больше пользы: родителям или детям? И так ли он необходим для адаптации малыша к следующему возрастному периоду? Чему ети учатся, посещая сад и так ли это для них полезно?

Всем ли нужен садик?

В наше время все чаще и чаще родители пренебрегают детским садом и выбирают для своих малышей домашнее воспитание. Лучше всего, конечно, если мама в семье не работает и постоянно проводит время с ребёнком. Но чаще ребенок остается на попечительстве бабушек или няни.

Родители делают такой выбор зачастую из-за «армейских» условий, в которых должен будет находиться малыш, если пойдет в детский сад. Они боятся, что малышу не подойдет питание или не понравится режим детского сада и поэтому выращивают его в наиболее комфортных условиях.

Но не стоит забывать, что с отказом от детского сада, родители лишают своего ребенка возможности познакомиться с новыми детьми, научиться общаться со сверстниками и с взрослыми, высказывать свою точку зрения, искать компромиссы и разделять с другими детьми игрушки и внимание воспитательницы. А ведь все эти умения понадобятся ему дольно скоро, когда он пойдет в школу. И отсутствие социально-значимых навыков очень осложнит его адаптацию в классном коллективе.

В чем же польза?

Почему же посещение детского сада считается предпочтительнее, нежели воспитание в домашних условиях мамами и папами?

Во-первых , жизнь в детском саду регламентируется определенным распорядком дня , а прививание ребенку любви к порядку и планированию положительно скажется в его дальнейшей жизни в школе, да и во взрослой жизни тоже. Если у ребенка существует понятие «делу время, а потехе - час», ему будет гораздо легче распределять собственный день и успевать делать все свои дела.

Стоит заметить, что в домашних условиях малыш вряд ли научиться планировать свое время, ведь зачастую добрые мамочки и бабушки позволяют малышу играть или смотреть мультики столько, сколько он захочет. В домашних условиях крайне сложно составить четкий распорядок дня и еще сложнее ему следовать.

Следующим плюсом детского сада является постоянное общение ребенка с другими людьми . Когда малыш становится частью коллектива, ему намного легче свыкнуться с мыслью, что он не «пуп земли» и что внимание взрослых не должно быть обращено только на него. Он учиться общаться со сверстниками, знакомиться с ними, делиться и тому подобное. Когда такой «компанейский» ребенок придет в первый класс, он не растеряется и сразу найдет себе новых друзей, а значит - быстрее адаптируется к новым условиям, чем его «домашние» одноклассники.

Не посещая садик, малыш, конечно же, контактирует с другими детьми, однако зачастую это происходит при контроле взрослых и при малейшем конфликте чужому ребенку ставиться диагноз «плохой, не нужно с ним дружить». А значит, ребенок не научиться отстаивать свою позицию, находить компромисс при споре и будет уверен в своей абсолютной правоте в любой ситуации. Проще говоря, ребенок не сможет так быстро адаптироваться в кругу сверстников, когда пойдет в школу и общение с одноклассниками станет для него основным видом деятельности.

Программа воспитания детей в садиках является всесторонним и направленно на развитие всех навыков малышей . Детки занимаются физкультурой, пением, чтением, танцами, рисованием - в общем, в детском саду воспитывают гармоничную и всесторонне развитую личность. Там же происходит грамотная подготовка детей к школе - развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти и пространственной ориентации.

Разве может всему этому правильно научить мама, если каждые пять минут ребёнок отвлекается и просит включить ему мультики, а самой маме нужно еще приготовить ужин на троих человек и постирать белье? В садике же подготовленные специалисты будут заниматься развитием всех важных умений и навыков ребенка, а к тому же, научат его самостоятельности и порядочности.

Конечно, вы можете нанять для этих целей няню и тратить огромные деньги на это. Но многие социальные навыки все равно будут упущены и ребёнку будет сложно самостоятельно научиться им потом.

Кружки, клубы, центры творчества

Что же можно сказать насчет групп развития и всевозможных кружков для дошкольников, которые так распространились на территории нашей страны в настоящее время? Способны ли такие организации заменить детские сады, выполнять их функции? Ведь если посудить, в детских кружках малыш также общается в кругу сверстников и взрослыми руководителями, также готовиться к школе у будущей взрослой жизни. Значит можно воспитывать ребенка дома и, посещая подобные группы, дополнять домашнее воспитание необходимыми навыками и умениями?

На самом деле кружок-кружку рознь и успешность детской адаптации и развития его умений зависит от программы, по которой работает кружок, от воспитателей и от того, как часто вы посещаете подобную группу развития.

Отдельно стоит поговорить о распространённой на сегодняшний день группе, основанной на методике Марии Монтессори . Данная методика обещает родителям очень быстрое развитие малышей, их заинтересованность в обучении благодаря нестандартному подходу к дошкольному образованию.

Изначально Мария Монтессори разрабатывала свою методику для детей, с нарушениями в развитии. Все методы были направлены на то, чтобы заинтересовать ребёнка и таким образом научить его чем-нибудь новому. Детям была дана абсолютная свобода в комнате с большим количеством развивающих игрушек, и ребёнок мог выбрать ту, которая ему приглянулась, и посвятить изучению этой игрушки столько времени, сколько ему требовалось. Таким образом, ребенок сам хотел учиться и познавать новое, а воспитатель лишь помогал ему в его исследованиях.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную группу развития, следует подробно ознакомиться с ее методикой.

Однако стоит отметить, что данный метод является в некотором смысле однобоким , потому что направлен только на заинтересованность ребенка. То бишь малыш может легко разбирать и собирать часовой механизм, но так и не выучит таблицу умножения, потому что ему неинтересно. Более того стоит отметить, то если в изначальной методике Монтессори детская группа должна была состоять не более чем из 6 человек, то сейчас они вмещают больше десяти, что конечно усложняет работу воспитателя с детьми - она просто физически не может уделить всем равное количество времени. Таким образом, можно заметить, что группы «свободного воспитания» хоть и интересны с педагогической точки зрения и развивают в ребенке творческий потенциал, не дают ему подготовку, необходимую для школы.

Можно сделать вывод, что прежде чем отдавать малыша в ту или иную группу развития, следует подробно ознакомиться с ее методикой, взвесить все за и против и только тогда принимать решение. К тому ж, пользуясь услугами кружков, вам все равно будет необходимо дополнять эти занятия домашними уроками .

Какова роль родителей?

Поговорив обо всех обязательных умениях и навыках ребенка, можно остановиться на тех, которые вполне возможно развивать в домашних условиях. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников и не теряться при общении со взрослыми? Могут ли они подготовить его к школе так же, как это сделают в детском саду?

В первую очередь родителям нужно делать ударение на самостоятельность малыша. Он должен выполнять задания без вашей постоянной помощи и подсказок. Вводите в вашу жизнь распорядок дня. Ребенок должен знать, какое время предназначено для занятий, а какое - для игры. Правильнее всего разрешать ему играть в активные игры только после окончания всех занятий, ведь разбушевавшись, малыш вряд ли захочет садиться опять за чтение или рисование. Разделив день на время отдыха и работы, вы будете приучать ребенка к школьному режиму, и малышу будет легче сидеть на уроке.

Также важно научить ребенка высказывать свои просьбы , не стесняясь взрослых, говорить о своих проблемах. Помните, что учитель не сможет постоянно следить за вашим ребенком, и если ему потребуется в туалет, а он постесняется сказать об этом - это причинит некоторый дискомфорт и малышу и учителю. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не стеснялся подойти с просьбой ко взрослому человеку.

В целом можно сделать вывод, что беречь ребенка и не отдавать его в детский сад - бессмысленная затея. Если нет никаких серьезных причин, чтобы держать малыша дома, лучше отведите его в садик, чтобы он развивался наравне со сверстниками и познавал новые сферы деятельности.

Вопрос о целесообразности посещения ребёнком детского сада остаётся открытым до сих пор. Одни родители предпочитают отдать своего малыша в коллектив сразу же, как только он достигнет необходимого для этого возраста. Другие напротив, огораживают своё чадо от любых сторонних влияний, мотивируя это тем, что с вопросом заботы о собственном ребёнке они справятся куда лучше, чем посторонние люди.

Преимущества и недостатки посещения детских садов

Чтобы разобраться в вопросе, необходимо выделить все преимущества и недостатки посещения малышом этого образовательного учреждения.

К плюсам можно отнести:

  • Раннюю социализацию ребёнка;
  • Возможность получения помощи от воспитателей и педагогов;
  • Разгрузка родителей и других родственников;
  • Перекладывания части забот и ответственности на плечи государства.

Можно найти и недостатки , явно бросающиеся в глаза:

  1. Высокий риск подверженности инфекционным заболеваниям;
  2. Эмоциональные стрессы для ребёнка и родителей;
  3. Недостаточный присмотр со стороны воспитателей.

Выбрать модель дальнейшего воспитания должны сами родители, но перед этим следует объективно и адекватно рассмотреть все озвученные пункты, чтобы понять, насколько они реальны. Как и все страхи или ожидания, которые формируются перед началом посещения ребёнком детского садика.


Вопросы социализации и коррекции поведения

Детям действительно нужно общение со сверстниками. Благодаря этому они в дальнейшем будут легче вливаться в коллектив и находить друзей. На более поздних этапах это поможет нормально учиться и искать работу - социальные навыки пригодятся до самой старости.

Основная проблема малышей, которые по каким-то причинам не посещали сад - неспособность найти контакт с одноклассниками. В школу идёт 99% детей, за исключением тех, кто остался на домашнем обучении. И тут уже придётся общаться со всеми окружающими - искать друзей и просто весело проводить время. С этим возникнут проблемы, если предыдущие несколько лет мальчугана или девочки прошли за телевизором или под неустанным контролем бабушки. У ребёнка попросту не будет опыта и понимания, что именно надо делать для достижения успеха. С годами эта проблема будет лишь накапливаться, как снежный ком, снося на своём пути все надежды на нормальную жизнь.

Не все дети развиваются одинаково. У кого-то могут возникнуть проблемы с адаптацией или восприятием нового материала. Задержка психического развития - не такой уж редкий диагноз, что подтверждают педиатры в поликлиниках. Опытный глаз воспитателя, который уже несколько десятилетий занимается детьми, сможет подметить то, что не увидели родители. Это касается и проблем с речью, которые за несколько месяцев сможет скорректировать опытный логопед.


Разгрузка для родителей

Нельзя просто оставить малыша дома и думать, что всё будет в порядке. За ним необходим постоянный контроль и наблюдение, чтобы он ничего такого не вытворил. Что уже говорить о заботе и уходе, в таком возрасте ребёнок не сможет сам разогреть еду и накрыть на стол. Да элементарный поход в туалет может вызывать вполне обоснованные трудности. Поэтому необходимо, чтобы с ребёнком дома всегда находился кто-то из взрослых.

Удобно, если бабушка или дедушка уже вышли на пенсию и только и делают, что отдыхают у себя в четырёх стенах. Но если этот вариант недоступен - одному из родителей приходится отказываться от карьерных перспектив и продлевать свой декрет до 7 лет, но в этот раз уже без какой-либо оплаты и поддержки со стороны государства.

В саду, за счёт бюджетной организации, детей кормят, устраивают развлекательные мероприятия и периодически даже водят на какие-то экскурсии. Та же самая помощь логопеда или педагога, специализирующегося на коррекции - всё абсолютно бесплатно. А уже это - неплохое подспорье, особенно если со средствами в семье не всё так гладко.

Немалая доля обязательств перекладывается на плечи государства, что разгружает родителей, которые и так за последние несколько лет успели понять, что растить ребёнка - совсем не лёгкое дело .


Дети в садах чаще болеют?

Самый неприятный и вполне объективный момент - эпидемические вспышки. В детских садах они чаще всего возникают из-за:

  • Тесных контактов в коллективе;
  • Наличия в садике детей из разных социальных групп;
  • Низкому уровню гигиены и недостаточному вниманию со стороны взрослых;
  • Особенностям иммунной системы малышей.

Маленькому ребёнку не объяснишь гигиенические нормы и почему именно нельзя делать те или иные вещи. Потянув одну и ту же игрушку в рот, в течение одного дня обменяться слюной может несколько десятков карапузов, что повлечёт за собой распространение инфекции. То же самое касается пищи и других вариантов распространения.

Многие заболевания напрямую зависят от уровня социальной благополучности и качества жизни. Чем ниже этот уровень, тем выше риск заражения из-за опасностей окружающей среды.

Да и дети, в целом, характеризуются незрелостью иммунной системы - в отличие от взрослых, она ещё не полностью сформирована и не может противостоять инфекционным агентам на том же уровне. Если вспомнить, что даже полностью сформировавшийся иммунитет не может справиться со всеми угрозами, что уже говорить о детях.


Забота и истерики

Основной повод для волнения, который имеется у многих родителей - получит ли малыш достаточное внимание и заботу . Ведь никто лучше мамы не присмотрит за ребёнком, а у воспитателей десятки других детей, за которыми нужен постоянный контроль.

Масла в огонь подливают истории знакомых, которые где-то слышали, что из-за недосмотра педагогов в детском садике ребёнок чем-то подавился и задохнулся или попал под машину. Пара таких страшилок есть в каждом городе.

На самом деле, уследить за подвижным карапузом действительно крайне сложно - он пытается исследовать окружающий мир, проверяя всё на прочность. Но вспомните себя - вы и все ваши сверстники ходили в детские сады. И ничего, остались живыми и здоровыми.

Первая же попытка отвести ребёнка в детский сад запомнится на долгие годы. Если истерика начнётся до того, как вы покинете порог здания. Дети привязаны к своим родителям и не понимают, почему те оставляют их с абсолютно незнакомыми людьми и уходят. Но после пары дней становится понятно, что мама и папа никуда не делись, просто изменился распорядок дня.

Детские сады помогают упростить жизнь родителям и являются хорошим вариантом для воспитания и дальнейшей социализации ребёнка. Отказ от них - не самое логичное решение, продиктованное эмоциями.


Видео про адаптацию малыша в детсаде

В данном ролике педиатр Мария Ахметова расскажет, как подготовить своего ребенка к началу посещения детского сада: